Спросить
Войти

Природные и социально-культурные предпосылки развития экологического туризма в Притомье

Автор: указан в статье

_______________ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА_________________________

№ 337 Авгст 2010

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

УДК 379.8

Е.П. Зарубина

ПРИРОДНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В ПРИТОМЬЕ

На территории Томской области экологический туризм относится к наиболее значимым видам туризма, на которые сделан основной акцент в части создания условий для развития и привлечения инвестиций, а также оказания государственной поддержки. В свою очередь, богатая история и уникальная природа Притомья представляют собой значительные ресурсы для развития экологического туризма в пределах данной территории.

Одной из характерных особенностей современного этапа развития общества является нарастание угрозы глобального экологического кризиса. Обострение экологической ситуации в мире давно вышло за рамки проблем отдельных стран и регионов. Пути решения экологической проблемы весьма сложны и многообразны и требуют усилий всех стран мира. В связи с этим большое развитие в последнее время получил экологический туризм как один из способов решения экологических проблем и сохранения природных ресурсов, поскольку бережное отношение к природе и окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма и путешествий. Туристские гостиницы, кемпинги, курорты, которые расположены среди нетронутой природы и где уделяется должное внимание вопросам экологии, сохранению природного ландшафта и культурного наследия, становятся все более популярными и привлекают новых, экологически сознательных и подготовленных туристов.

Проблемы экологического туризма рассматриваются в работах Н.В. Дроздова, Н.С. Мироненко, И.Н. Панова и др. В этих работах анализируется понятие «экологический туризм», освещаются его различные аспекты. Наибольшее внимание уделяется проблемам развития экологического туризма за рубежом, проблемы же развития экологического туризма в России освещены в меньшей степени.

Согласно Закону Российской Федерации «О туризме» [1] под экологическим туризмом понимаются путешествия, совершаемые с целью экологического воспитания и образования туристов. Роль экологического туризма трудно переоценить, поскольку в последние десятилетия наблюдаются:

- значительный рост масштабов туризма в современном мире;

- прямой экономический эффект туризма на все ключевые секторы экономики, все стороны жизни общества;

- большая социальная значимость туризма. На современном этапе своего развития туризм направлен, главным образом, на решение социальных задач;

- исключительная устойчивость туризма к воздействию неблагоприятных экономических факторов на протяжении своего исторического развития.

Россия, и в частности Томская область, обладает значительными ресурсами для развития экологиче-

ского туризма. Примером данного утверждения может служить исследуемая территория (Притомье), охватывающая долину р. Томи и расположенная в пределах Томской и Кемеровской областей, входящая в ее пределы правобережная часть долины реки Томи от с. Саломатово Кемеровской области до с. Коларово Томской области. Эта территория располагается на стыке северных отрогов Кузнецкого Алатау и ЗападноСибирской равнины, что обусловливает разнообразие горных пород, рельефа и ландшафтов. Описываемый район относится к складчатому обрамлению ЗападноСибирской плиты, но в то же время носит признаки типичной платформенной области. Рельеф местности возвышенный (абсолютные высоты достигают 270300 м), расчленен многочисленными притоками Томи и Оби, местами вскрывающими палеозойский фундамент Западно-Сибирской плиты почти на всем протяжении от с. Коларово (Спасское) до г. Томска.

Таким образом, на береговом склоне нередки крутые участки и отвесные скальные обнажения - утесы, которые интересны не только в визуально-эстетическом отношении и с точки зрения формирования нехарактерных для данных условий экотопов, но и представляют собой исследовательский материал для изучения геологической истории района (классические геологические обнажения). Так, вблизи с. Коларово (Спасское) на дневную поверхность выходят породы коренного фундамента нижнекаменноугольного возраста, представленные отложениями басандайской свиты. Это обнажение - Синий утес, объявленное в 1986 г. геологическим памятником природы. Обнажение расположено на крутом береговом склоне р. Томи в 700 м ниже западной границы с. Коларово (Спасское). Его протяженность составляет 800 м, высота 20-25 м, площадь более 100 га.

Помимо обнажения Синий утес, выше по течению р. Томи находятся еще два официальных памятника природы - Аникин камень и Бойцов камень. Первый находится у устья р. Шумихи в 8 км выше с. Ярское, в 37,5 км к югу от Томска. Здесь правый берег реки Томь образует высокий, скалистый, резко вдающийся в реку мыс высотой 30-35 м. У самой воды он имеет большую каменную площадку, вступающую в реку. Этот выступ получил название Аникин камень по имени крестьянина, имевшего здесь фамильный надел земли. У Аникина камня рас-

положен шумихинский курганный могильник. Курганы (всего их 31) [2] отделены друг от друга оврагом. Ранний могильник находится на месте шумихинского селища. Следы селища обнаружены также у обрыва берега (фрагменты керамики, пережженные кости животных и рыб). В 1986 г. Аникин камень объявлен памятником природы, имеющим научно-познавательное значение, а местность в районе памятника представляет историческую и эстетическую ценность.

В 1986 г. был объявлен геологическим памятником природы местного значения Бойцов камень. Он расположен на правом берегу р. Томи на 2 км выше Ярского. Бойцов этот камень называли потому, что во время весеннего половодья глыбы льда разбиваются о скалу, как неприятель разбивается о грудь бойца. На месте, где расположен Бойцов камень, река делает поворот и водами омывает высокий скалистый яр, обнажая темно-серые известковые песчаники, которые представляют собой скалистый мыс, вдающийся в реку на 2530 м. Ширина мыса у основания 10-12 м. Над скалистым мысом обнажаются рыхлые породы, представленные великолепно крупными окатанными валунами. Поблизости от геологического памятника (500-800 м ниже по течению Томи) выявлено 9 небольших могильников древних захоронений [2]. Таким образом, местность имеет, кроме всего прочего, и историческое значение.

Климат территории континентальный, характеризуется умеренно теплым летом и умеренно суровой снежной зимой, что определяется, в свою очередь, географическим положением области исследования к востоку от Уральских гор, на юго-востоке ЗападноСибирской равнины и севере Кузнецкого Алатау. Территория хорошо увлажнена и имеет развитую речную сеть, изобилует озерами и старицами. В систему гидросети также включаются родники и болота, которые расположены в основном в районах высокого стояния грунтовых вод. Кроме того, отмечаются выходы подземных вод из палеозойского фундамента, формирующие травертиновые (известковые) образования, такие как Таловские чаши и др. Формы травертиновых построек могут быть различными, главными факторами которых являются характер поверхности и режим водного стока. Вокруг родников обычно образуются травертиновые буфы или чаши, размеры которых могут быть самыми разными, от нескольких сантиметров до десятков метров. Образование чаш начинается с формирования по краям источника жесткого травертинового бортика, на котором отлагается кальцит из воды, перетекающий через кромку. Там, где вода стекает по склону, появляются травертиновые конусы, веера, каскады. Вертикально ориентированные каскадные тра-вертины образуются в случае вертикального падения воды. Первые описания томских травертинов были сделаны в 1895 г. профессором Томского университета А.М. Зайцевым. Возвращаясь весной 1983 г. из геологической экскурсии на р. Куербак, он подробно изучил теперь известные травертиновые «Таловские чаши». Свое название Таловские чаши получили от бывшей некогда неподалеку д. Таловки. В результате излияния воды на поверхности земли образуется известковый туф (травертин), который представляет собой полу-

твердое, ячеистое образование бело-серого цвета. Вода, постоянно переливаясь через края чаш, наращивает их все выше и выше. В настоящее время известны 3 чаши. Главная из них - «Большая чаша», имеющая значительные размеры, поднимается над землей более чем на 1 м, имеет в длину около 4 м и ширину до 3 м. Стенки в верхней части имеют толщину 30 см и утолщаются к основанию. Туфовые стенки окрашены в черно-земельный цвет. Такую окраску им придает минерал бернессит. Вода источников слабоминерализованная, магнезиально-кальцевая, гидрокарбонатная. Температура воды постоянно около 5-6°С, благодаря чему она не замерзает [3. С. 7].

Очень красив также гидрогеологический памятник природы Иткаринский источник. Вертикальный (водопадный) каскад образует травертиновую стенку высотой 4 м, с которой водопадом льется вода из подземного источника. На стенке густые заросли мха, длина стеблей которого достигает 10 см. Травертин Иткарин-ского источника называется «моховым». Он образуется в результате осаждения кристалликов кальцита на мох с последующим ростом на стебельках и листьях в виде тончайшей корочки размером от нескольких микрон до миллиметров. Он серого цвета с желтым кремовым оттенком, с крупно пористой сетчатой структурой. Здесь встречаются участки так называемого «окаменелого мха», на котором ясно видны стебельки и листочки растений.

Для растительного покрова характерно чередование массивов лиственного (береза, осина), хвойного леса (кедр, сосна, ель) и обширных злаково-разнотравных лугов, как правило, используемых под поля и выпас немногочисленного скота. Такое разнообразие на относительно небольшой площади создает иллюзию искусственно созданной парковой зоны, чем и привлекает внимание туристов.

Помимо этого, интересна история заселения и хозяйственного освоения территории. Кузнецкая котловина и примыкающие к ней горные системы, в прошлом редко заселенные шорцами, телеутами, чулымскими татарами и другими народами, начали осваиваться русскими с начала XVII в., продвигаясь от Томска вверх по Томи, русские отряды основали на ней Кузнецкий острог. Под защитой этих укреплений и происходило постепенной заселение «пашенными крестьянами» речных долин и водоразделов.

Хотя современное население Сибири в большинстве своем имеет славянское происхождение, в пределах исследуемой территории до сих пор проживают потомки бывших алтайских кочевников-телеутов, которые появились в этом районе гораздо раньше русских. Взаимодействие различных народов привело к формированию своеобразной культуры и совершенно новых этносов, не имеющих своих аналогов.

На этой территории выявлено огромное количество археологических памятников различных категорий: могильники, поселения, городища, стоянки. В них представлено большинство археологических эпох: неолит, бронза, эпоха раннего железа, эпоха Средневековья, период освоения Сибири русскими. В связи с этим в пределах исследуемой территории сосредоточено огромное количество памятников природы, истории,

археологии и культуры, которые представляют немалый интерес. Например, национально-культурный центр «Калмаки», существующий с 1990 г. В него входят жители аула Юрт Константиновых и пос. Яшкино. Этот центр создан для того, чтобы сохранять и восстанавливать обычаи, традиции калмаков, знать язык и национальную культуру. Кроме калмаков, коренного малочисленного народа, в состав национально-культурного центра входят татары и башкиры, чьи предки привезли с собой в эти края мусульманскую религию. В помещении национальнокультурного центра открыты: музей старинных вещей, национальная библиотека, Воскресная мусульманская школа.

Территория всего экомузея «Калмаки» простирается по правому коренному берегу р. Томи, включаемому биологами в Инско-Томский лесостепной район. Историческая часть поселка, представленная комплексом архитектурно-этнографических памятников и остатками средневекового поселения, составляет ядро экомузея «Калмаки». Название экомузей получил по аналогии с немногочисленным тюркоязычным народом - калмаками - восточной этнографической группой сибирских татар, родственных по происхождению тюркоязычным телеутам. Основная часть музея -главная улица с двухэтажной застройкой и площадью, в центре которой возвышается мечеть, срубленная одновременно со школой-медресе в середине XIX в. В охранной зоне экомузея находится Нижнетомский заказник с великолепными заливными лугами и озерами, полными рыбы и водоплавающей птицы. Заказник комплексный, создан в 1964 г. для охраны флоры и фауны - животных: лося, косули, норки, колонка, глухаря, тетерева, серой куропатки; рыб - леща, налима, щуки. Общая площадь заказника 34,2 тыс. га, часть его левобережной территории выходит за границы охранных зон экомузея [4]. На территории охранных зон экомузея находятся многочисленные археологические памятники, наиболее исследованный из которых - курганный могильник Усть-Сосновка, описанный томскими археологами в 50-е гг. XX в. и состоящий из шести нераскопанных каменных курганов. Датируется памятник (предварительно) тюркской эпохой (VШ-X вв.).

В непосредственной близости от мечети на территории экомузея кемеровскими археологами обнаружено поселение Юрты Константиновы и выявлены многочисленные фрагменты средневековой глиняной посуды в виде плоскодонных горшков с гребенчатым штампом и пальцевыми защипами на венчиках и горлышках сосудов. Кроме того, кемеровскими археологами произведены раскопки памятника XVII в. - Со-сновского острога, связанного с эпохой освоения русскими Притомья. Первые исследования на территории Сосновского острога провел томский археолог Н.А. Чернышев 28 июля 1940 г., ошибочно назвавший в своем отчете село Сосновским. На крутом берегу р. Томи с напольной и прибрежной стороны им были отмечены рвы и валы в форме прямоугольника. С северо-западной стороны за вал ошибочно был принят край дороги, что привело к неточному определению размеров острога (50^60 м) [5], хотя на самом деле, как показали наши исследования, площадь острога составляла

не менее 80^80 м. На территории бывшего острога тогда стояло здание бывшей церкви, перестроенное под клуб, который вскоре после войны разобрали. Вокруг церкви сохранялись остатки кладбища, от которого сейчас осталось только одно надгробие - железный обелиск на могиле комсомолки Бурыхиной, участвующей в закрытии церкви и раскулачивании многих семей потомков сосновских казаков. Часть безымянных погребений кладбища в северо-восточной стороне сейчас разрушена силосной канавой. С северо-запада острог ограничен ложбиной молодого оврага, за которым начинается современная застройка села. Это наиболее старая часть села, где селяне часто находят монеты Х&УШ-ХК вв. Одну из таких монет - медную «денгу» 1749 г. - случайно обнаружили студенты экспедиции Кемеровского университета. В ходе съемки плана территории Сосновского Острога на склоне террасы в районе тригонометрического пункта были собраны мелкие неорнаментированные фрагменты тонкостенной лепной керамики. На южном углу площадки острога, на склоне, обращенном к оврагу, были найдены кости разрушенного детского погребения в деревянной сгнившей колоде. В обнажении юго-западного борта силосной траншеи, прорезавшей кладбище, были обнаружены многочисленные разрушенные захоронения русских казаков и жителей села других сословий. Культурный слой наиболее насыщен там, где к яме «башни» примыкала северо-западная стена. Здесь при разборке культурного слоя были сделаны многочисленные находки как с внешней стороны от стены острога, так и с внутренней. Собрано большое количество костей животных (свинья, корова, овца, лось), птиц, крупной рыбы (в том числе осетров). Керамика представлена разнообразными вариантами гончарной кухонной и столовой посуды, в том числе и чернолощеной. Среди керамики выделяется находка венчика лепного сосуда с вывернутым наружу краем, орнаментированным по срезу и изнутри оттисками крупнозубого гребенчатого штампа. Эта керамика могла принадлежать мастерам из аборигенов - притомским калмакам, проживающим и в остроге, и в улусах вниз по Томи. Памятник Сосновский Острог оказался многослойным. Ранний слой относится к первой половине I тысячелетия [5]. Возможно, с заселением площадки Сосновского острога в Средневековье связаны находки фрагментов лепной керамики на южном углу, возле южного оврага.

Очень интересен историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница», основанный в 1988-1995 гг. Музей располагается на площади 140 га лесопарковой зоны на правом берегу р. Томи в Яшкинском районе Кемеровской области [6]. Основу музея составляет древнее святилище «Томская писаница». В составе музея несколько комплексных зон под открытым небом: Томская писаница, архитектурноэтнографическая территория шорский улус «Кезек», зона мифологии эпоса и календарей народов Сибири, археодром с древними жилищами и погребениями, музей наскального искусства Азии, природа музея-заповедника, музей естественной истории (историческая геология, минералогия, палеонтология).

Томская писаница - уникальный памятник наскального искусства, культуры и истории народов Сибири.

Первые сведения о рисунках на р. Томь появились в начале XVII в. С тех пор интерес к Писанице не ослабевал. На памятнике около 280 рисунков. Это лоси, медведи, антропоморфные изображения, личины, солярные знаки, хищники, птицы и лодки. Самые ранние рисунки относятся к концу неолита - Г^Ш тысячелетием до н.э. Территория музея-заповедника включает редкие для Кемеровской области сосновые боры, которые занимают 90% территории заповедника. Музейный комплекс «Археодром» включает натуральные реконструкции древних жилищ народов Сибири эпохи бронзы, раннего железного века и Средневековья, павильонный показ натуральных погребений от эпохи неолита до Средневековья, раскопки на территории Кемеровской области. Этнографический комплекс музея состоит из четырех секторов: шорский улус «Кезек», орехово-промысловый стан, кладбище и шаманская поляна. Первым в России является и музей наскального искусства Азии. В его экспозиции показаны наиболее характерные комплексы наскального искусства Сибири, Монголии, Кореи, Китая, Индии и Пакистана.

Неподалеку от геологического памятника Синий утес расположена Свято-Спасская церковь, расположенная в низине, на берегу Томи. Первая деревянная церковь была построена в 1644 г. [7. С. 3]. В 1666 г. священник церкви, бывший московский стрелец Ипат Попов, заказал томскому иконописцу Герасиму Иванову написать икону Святителя Николая Чудотворца, «скорого помощника православным христианам». Во время написания иконы на жителей села был наложен пост. Трижды иконописец наносил на икону рисунок Святителя Николая, и трижды он менялся на Образ Спаса Нерукотворного, который и был написан. В 1788 г. была предпринята попытка обновить потемневший от времени образ. Однако иконописец, начав работу, отказался ее продолжать, заявив, что ему было некое духовное указание не касаться чудотворного образа. Лишь в середине XIX в. томский епископ Парфе-ний распорядился написать на стекле точную копию

иконы и положить копию поверх самого образа. Деревянная церковь обветшала, и в конце XVIII в. была начата постройка новой Спасской каменной церкви, освящение которой состоялось 11 июня 1799 г. [7. С. 3]. Храм был построен в стиле барокко на новом месте на берегу Томи, у Синего утеса. Весной, когда Томь разливалась, переправа была в Ярском, и проезжавшие по Московскому тракту любовались белостенной златоглавой красавицей, ставшей украшением села. Чудесно обретенный нерукотворный лик Спасителя с почестями был перенесен из старой деревянной церкви в новый каменный Спасский храм. В начале XVIII в. на томских жителей обрушилась холера. В Томск из Спасского с подобающей честью был перенесен образ Спаса. Его поставили посреди города. Священники отслужили молебен с водосвятием. Жители коленопреклоненно молились об утолении болезни. Затем образ перенесли в Благовещенский собор, где он находился 8 дней, по прошествии которых болезнь в городе исчезла. С тех пор икона ежегодно до 1923 г. вносилась в Томск с крестным ходом 29 июня (по старому стилю), в день святых апостолов Петра и Павла. Начиная с 1924 г. колокольный звон и крестные ходы отменили. В середине 1930-х гг. церковь была закрыта до середины 1990-х гг. Сейчас местонахождение чудотворного образа неизвестно.

В настоящее время наблюдается активное развитие экологического туризма, поскольку насущной задачей становится сохранение благоприятной окружающей среды. Помимо этого, многие люди по причинам урбанизации, индустриализации стали испытывать возрастающую потребность в общении с природой. Вместе с тем экологический туризм должен способствовать восстановлению и сохранению традиционного образа жизни местного населения, его культуры и этнографических особенностей. В силу своего огромного туристско-рекреационного потенциала, а также по причине того, что спрос на экологические туры неизменно растет, данный вид туризма имеет особую перспективу.

Литература

1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1996 № 1Э2-ФЗ (ред. от
05.02.2007).
2. Ожередов Ю.И., Яковлев Я.А. Археологическая карта Томкой области. Томск: Томский государственный университет, 1993. Т. 2.
3. Уткин Ю. Травертиновые памятники природы Томской области // Экобандероль. 2002. № 22-23.
4. Садыкова-ЕремейкинаН.С. Притомские калмаки: Историко-этнографические очерки. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998.
5. Скрябина Л.А. Русские Притомья. Историко-этнографические очерки (XVII - начало ХХ вв.). Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.
6. Мартынов А.И. Писаница на Томи. Кемерово: Кемер. кн. изд-во, 1988.
7. Винарская Т.А. Самый древний сельский храм // Томский вестник. 1997. № 138.

Статья представлена научной редакцией «Науки о Земле» 20 марта 2009 г.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты