Спросить
Войти

Христина Турьинская музейное дело в России в 1907-1936 годы

Автор: указан в статье

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ

Христина Турьинская

музейное дело в россии в 1907-1936 годы

У российских музеев сложная судьба, пишет автор книги Х.М.Турь-инская, сотрудник Института этнологии и антропологии РАН. Дело в том, что на различных этапах истории нашей страны менялась государственная политика по отношению к музеям, менялась и общественная потребность в них. В XVIII в. инициаторами создания музеев, как в России, так и в Западной Европе, были царствующие династии, монархи. С 60-х годов XIX в. в России начался бурный рост музеев различного профиля. Начало ХХ в. - это эпоха музейного ренессанса, время небывалой популярности музейной деятельности.

Вся панорама чрезвычайно интересной эпохи в музейной жизни (с 1907 до 1936 г.) отразилась на страницах журналов «Старые годы», «Краеведение», «Известия Центрального бюро краеведения», «Советское краеведение». Именно рассказу о деятельности этих журналов и посвящена реферируемая книга.

Журнал «Старые годы» выходил в Петербурге с 1907 по 1916 г. по 12 номеров в год. Редактором и издателем журнала был Петр Петрович Вейнер (1879-1931), который являлся одним из создателей Музея Старого Петербурга. В 1912 г. П.П.Вейнер был избран действительным членом Академии художеств. В 1918-1925 гг. он был заведующим Музеем Старого Петербурга, членом советов Музея города, Эрмитажа и Русского музея. В 1931 г. П.П.Вейнер был несправедливо обвинен в монархическом заговоре и расстрелян. Реабилитирован в 1988 г.

Турьинская Х.М. Музейное дело в России в 1907-1936 годы. - М., 2001. -122 с.

Авторами статей в журнале «Старые годы» были известные художники, искусствоведы и музейные работники: Н.Н.Врангель (младший брат знаменитого «черного барона» П.Н.Врангеля), В.А.Верещагин, С.К.Маковский, А.Н.Бенуа, Н.К.Рерих, Э.Э.Ленц, И.Э.Грабарь, В.Я.Курбатов, Н.И.Романов и др. Материал «Старых годов» насыщен музейной тематикой. Статьи по вопросам искусства были посвящены отдельным художникам, художественным школам, архитекторам, скульпторам. Это статьи о малоизвестных произведениях П.Федотова, о парсунном деле в Московской Руси, о русском серебряном деле XVII в., о коллекции восточных ковров, об украинских предметах народного творчества и пр.

Ряд статей журнала знакомит читателей с русскими частными коллекциями - князя А.С.Долгорукого в Санкт-Петербурге, Демидовых, Дурново, Волконских, князей Кочубеев с коллекцией голландской живописи П.П.Семенова-Тян-Шанского и т.д.

Другим важным начинанием журнала «Старые годы» была публикация ряда статей об усадьбах. Статьи журнала рассказывали о внешнем виде и внутреннем убранстве старых дворянских гнезд - Зубриловки, Кузьминок, Дубровиц, Останкина и др. На страницах «Старых годов» идет речь о 134 усадьбах во многих губерниях России.

В журнале печатались также материалы о многих выставках, проводившихся в тот период и связанных со старинным искусством, об отдельных музеях и музейном деле в целом. Большой резонанс вызвала статья С.К.Маковского (сына художника К.Е.Маковского) «Склады разрушений - кладбища искусств», которая касалась и состояния музеев, и охраны памятников старины.

«Старые годы» уделяли большое внимание вопросам музейной техники - реставрации музейных экспонатов и обеспечения их сохранности в различных музеях. Еще один вопрос, на который обращал внимание журнал «Старые годы», - музейное издательство. Весьма интересны сведения, которые журнал давал об Этнографическом отделе Русского музея, об этнографических коллекциях, о приобретении музеем народных костюмов, вышивки, деревянной резьбы и пр.

Журнал «Старые годы» писал не только обо всех петербургских музеях, но и о музеях Москвы и других городов России. Особое внимание уделялось также вопросам охраны старины. Однако в этом журнале практически отсутствуют материалы, посвященные теоретическим проблемам музейного дела.

После Октябрьской революции произошли изменения в сфере управления музейным делом и охраны памятников. В 1918 г. при Нарком-просе был создан Музейный отдел и произошла централизация музейного дела и охраны памятников. В 1922 г. в Петрограде было образовано Центральное бюро краеведения (ЦБК) при Академии наук. Оно помещалось в Мраморном дворце на Дворцовой набережной. ЦКБ издавало три журнала: «Краеведение», «Известия ЦКБ» и «Советское краеведение». Эти журналы служат прекрасным источником для изучения истории музейного дела в нашей стране.

Журнал «Краеведение» выходил с 1923 по 1929 г., его ответственным редактором был академик С.Ф.Ольденбург. Большой интерес представляют помещенные в этом журнале статьи, посвященные определению места и роли музеев в краеведческом движении. К середине 20-х годов ХХ в. уже был выработан план экспозиции краеведческого музея на основе трех отделов: естественно-исторического, культурно-исторического и общественно-экономического. Ряд материалов в «Краеведении» посвящен работе с посетителями. Считалось, что музеи должны были вести культпросветработу и тем самым доказывать свою полезность.

Журнал «Известия Центрального бюро краеведения» выходил с 1925 по 1929 г. В 1925-1927 гг. ответственными редакторами «Известий ЦКБ» были попеременно академики С.Ф.Ольденбург и Н.Я.Марр, а с 1928 г. издание журнала было переведено в Москву и перешло к «особой редакции» (с.86). Ответственным редактором стал ученый-метеоролог, заместитель начальника Главнауки А.Ф.Вангенгейм, сменилось и все руководство ЦБК.

В «Известиях ЦБК» информация по музейному делу содержалась в блоке «руководящих статей» (там же), но обсуждались и практические

аспекты работы музеев. После III Всероссийской конференции по краеведению всем научным учреждениям предписывалось «решать задачи, связанные с социалистическим строительством», работа музеев «отныне полностью увязывалась с экономической и социальной политикой советского государства» (с.88-89).

После выхода в августе 1928 г. постановления ВЦИК СНК РСФСР «О музейном строительстве в РСФСР» Наркомпрос должен был усилить идеологическое и методическое руководство музеями, а сами краеведческие музеи должны были организовать историко-революционные отделы, было признано необходимым устраивать курсы для музейных работников. Материалы журнала «Известия Центрального бюро краеведения» дополняют и конкретизируют информацию, которая содержится в журнале «Краеведение», и говорят о том, что музеи стали увязывать свою деятельность с краеведческими организациями, школами, предприятиями, государственными органами. «Но партии и правительству этого уже было недостаточно: музеи нужны были как орудие идеологии» (с.97).

На смену «Краеведению» и «Известиям ЦБК» пришел журнал «Советское краеведение». Он начал выходить в 1930 г., и первым его ответственным редактором был И.Г.Клабуновский. Задачей журнала «Советское краеведение» стала «борьба за генеральную линию партии и разоблачение уклонов в области краеведения» (с.99). Лейтмотивом всех «руководящих» статей была идея о превращении краеведения в советское, классовое, «в отличие от прежнего... по существу остававшегося пережитком буржуазного строя», говорилось в «руководящих» статьях (цит. по: с.100). Сам И.Г.Клабуновский отмечал в одной из своих статей, что нужны новые краеведческие кадры на смену старым краеведам - «реакционерам».

В «Советском краеведении» в 1930 г. (№ 9) было опубликовано постановление Наркомпроса о работе музеев, в котором говорилось, что музеи «чрезвычайно отстают от темпов и требований» социалистического строительства и слабо связаны с широкой пролетарской общественностью (цит. по: с.101). Определяющим моментом в музейном деле теперь называлась политпросветработа и говорилось, что она должна опираться на научно-исследовательскую деятельность. Краеведческие музеи должны были «изучать и изыскивать» природные богатства края (там же). Предлагалось «разгрузить» музейные фонды от экспонатов, «заслоняющих четкость установок музеев», вследствие чего пропали многие ценные экспонаты.

В «Советском краеведении» нашла отражение и политика властей по отношению к истории и этнографии, причем в статье «Этнография в краеведческой работе» ее автор Н.М.Маторин сообщил, что решения партии и правительства о преподавании истории «вывели из тупика и этнографические исследования, и призывал бороться с "левацким упрощенчеством... кадров старых специалистов"» (цит. по: с.107-108). Археология была тоже поставлена на «правильный научный путь» (там же).

Журнал «Советское краеведение» окончил существование в 1936 г., хотя и объявил о дальнейшем расширении своей тематики.

В «Заключении» автор книги Христина Турьинская пишет, что существовавшее с 1920-х годов в советской историографии утверждение о том, что в дореволюционной России музейное дело было поставлено плохо и было неправильно организовано, не находит подтверждения. В музейной политике дооктябрьского периода имелось много положительного, рационального. В начале ХХ в. появление новых музеев было вызвано осознанной потребностью в них в обществе. На страницах «Старых годов» отразился пробуждавшийся в русском обществе интерес к культуре русского народа и других народов, населявших Российскую империю.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты