Спросить
Войти

Становление дисциплины «Законоведение» в гимназиях второй половины XIX – начала XX вв

Автор: указан в статье

СТАНОВЛЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ЗАКОНОВЕДЕНИЕ» В ГИМНАЗИЯХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВВ.

© Иванова С.П.1

Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск

В статье рассматривается процесс становления дисциплины «законоведение» в средних учебных заведениях второй половины XIX -начала XX вв. Выделяется семь этапов становления и введения в образовательный процесс «законоведения»

С 1848 года гимназическое образование в Российской империи подверглось коренной реформе. Историки дооктябрьской эпохи в числе причин, приведших к изменениям в гимназиях, выделяли внешнеполитические. В феврале 1848 года произошла революция во Франции, всколыхнувшая Европу. Реакция в России на события, происходившие в Европейских государствах была следующей: «Если молодые люди не уважают законов, то это потому, что они совсем не знают действующего законодательства, а увлекаются республиканскими учреждениями классического мира. Следовательно <...> классицизм вреден, и древние языки должны быть заменены законоведением» [7, С. 303]. Таким образом, власть Российской империи боялась вредного влияния на умы учащегося юношества изучение языков и истории с литературой свободолюбивой республиканской древности граждански развитых греков и римлян, и признавали безвредными с политической и религиозной точки зрения естественные и юридические науки.

Наряду с указанной, существовала и другая - внутриполитическая причина. Перемена учебного курса гимназий обуславливалась стремлением приспособить общее образование к практическим целям. Стали утверждать, что знание действующих законоположений особенно необходимо для тех учеников, которые после гимназии сразу поступают на гражданскую службу. И в 1849 году была проведена реформа, касавшаяся преподавания юридических наук в гимназиях.

На основании Высочайше утвержденного 21 марта 1849 года мнения Государственного Совета, внесшего изменения в Устав гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве Университетов: С.Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского 1828 года, гимназический учебный курс делился на общее (первоначальное) и спе-

1 Соискатель кафедры Общей педагогики

циальное обучение; желающие учиться в университете обязаны в гимназии основательно изучать латинский, а для историко-филологического факультета также и греческий язык. Те, которые после окончания гимназии поступали прямо в гражданскую службу, вместо древних языков занимались русским законоведением.

На основании царского указа от 1 ноября 1851 года и циркулярного предложения министра от 14 мая 1852 года гимназии были разделены с начала 1852/53 учебного года на три типа:

1. гимназии, в которых сохранились древние языки, но вместо изучения античной литературой вводилось чтение церковных писателей;
2. гимназии, в которых оставался латинский язык, а вместо учебных предметов классического цикла вводилось изучение естествознания в описательном духе и с теологическим толкованием природных явлений;
3. гимназии, в которых главное внимание уделялось преподаванию курса «законоведения», причем тоже в описательно-эмпирическом духе и без изучения юридической теории [5].

В измененном учебном плане гимназий (1852 г.) дисциплина «русское законоведение» изучалась как специальный предмет. Дополнение к программе предписывало на изучение законоведения отвести в У-УП классах по 4 учебных часа в неделю. Уроки законоведения назначались обычно в гимназиях в одни часы с уроками латинского языка [12].

В результате этих изменений образовательная система стала такой, как её описывает П.Боборыкин в своих воспоминаниях (он пишет о начале 50х годов): «Когда мы к 1-му сентября собрались после молебна, перед тем как расходиться по классам, нам, четвероклассникам, объявил инспектор, чтобы мы, поговорив дома с кем нужно, решили, как мы желаем учиться дальше: хотим ли продолжать учиться латинскому языку (нас ему учили с первого класса) для поступления в университет, или новому предмету, «законоведению»... «Законоведы» будут получать чин четырнадцатого класса; университетские - право поступить без экзамена, при высших баллах.» [1, С. 45-46].

В основу гимназического курса законоведения была положена программа, разработанная профессором права Петербургского университета К.А. Неволиным. Курс включал изучение по Своду законов Российской империи основных его разделов:

- в У классе - «основные законы» и «учреждения, вместе с уставами

о службе гражданской», а также «законы о состояниях»;

- в VI - «законы гражданские, с включением судопроизводства гражданского»;

- в VII классе - «законы уголовные и полицейские, с уголовным судопроизводством».

По окончании гимназии учащиеся должны были знать не только общую теорию права, гражданские и уголовные законы, но и права детей и родителей; вопросы попечительства над несовершеннолетними; личные неимущественные права; проблемы нарушения прав, дарованных разным в государстве; об оскорблении чести, о противозаконном задержании и заключении; о преступлениях против прав семейных и др.

Изменение в школьных уставах в конце 40-х- начале 50-х годов XIX века следует признать тенденцией положительной. Но была и другая сторона данного процесса. Министерство народного просвещения запрещало преподавателям глубоко и подробно рассматривать правовые проблемы в процессе обучения или учить рассуждать, чтобы в сознание учащихся не проникали вредные мысли. Преподаватели должны были только знакомить обучающих, с существующими правовыми установками, для неукоснительного соблюдения предписаний государственной власти. Выражаясь современным языком, предписывалось констатировать существующий правовой порядок, никоим образом не анализируя основы и происхождение права. На практике преподавателю оставалось только перечислять министерства, заставлять учеников заучивать меры наказания за каждое преступление и т. д. Данная особенность преподавания законоведения соответствовала парадигме авторитарной педагогики.

Естественно, что правоведение в таком виде не могло сыграть значительной роли в духовном и культурном развитии подрастающего поколения. В российском обществе создалась и все более углублялась ситуация, которую Б.А. Кистяковский охарактеризовал следующим образом: «Русская интеллигенция никогда не уважала права, никогда не видела в нем ценности, из всех культурных ценностей право находилось у нее в большом загоне» [16, С. 149].

В целом, этот этап введения «законоведения» приближал школу к жизни и ее воспитанников - к практической деятельности, но отрицательная тенденция неуважения к праву углублялась, обозначенным выше преподаванием.

В 1856 году Министерство народного просвещения поручило своему вновь восстановленному Ученому комитету начать разработку нового школьного устава взамен устава 1828 года, «более сообразного с современным взглядом на обучение и воспитание и более отвечающего действенным потребностям народа в учении». Для подготовки школьной реформы были привлечены видные педагоги, профессионалы своего дела. Обсуждение трех разработанных проектов школьных уставов проводилось весьма демократично. Проекты уставов рассылались в гимназии, университеты, известным педагогам и ученым России, Германии, Англии, Франции, а также были опубликованы в печати.

Одним из спорных тем при обсуждении проектов устава с 1860-го года был вопрос: «Должно ли законоведение входить в гимназический курс?».

Большинство ученых высказывалось за уничтожение в гимназиях преподавания законоведения. Изучив и обобщив их точки зрения, А. Зарин,

Н. Чижов выявили следующие причины таких мнений. Во-первых: юридические понятия затрудняют преподавания этой науки в средних учебных заведениях, «воспитанники которых, по молодости своих лет, не могут хорошенько усвоить идею права». Во-вторых, «деление воспитанников гимназий на слушающих латинский язык и слушающих законоведение - нелепо» [3, С. 496]. Большинство воспитанников гимназий, с 4-го класса выражали желание продолжать обучение в дальнейшем в университете, а поэтому и выбирали изучение латинского языка. Законоведение изучали лишь те гимназисты, для которых изучение латинского языка давалось с большим трудом, т.е. менее способные. Дело дошло до того, что в начале 60-х годов XIX века во многих гимназиях (2-ой, 4-ой, 5-ой Санкт-Петербургских, в Вологодской, Олонецкой, Могилевской, Тульской, Рязанской, Владимирской, 2-ой Казанской, Черниговской, Тамбовской, Курской и проч.) преподавание законоведения прекратилось по недостатку учеников, желающих учиться этому предмету [17].

При разработке нового устава возникшие противоречия можно было бы разрешить следующим образом. А. Зарин высказывался о том, что возможно соединить преподавание законоведения вместе с преподаванием латинского языка, из которых последний должен изучаться, начиная с низших классов, а изучение законов - с высших, - «как это и существует в некоторых частных институтах, воспитанники которых обязаны слушать латинский язык вместе с законоведением» [3, С. 496]. Чижов Н. настаивал, что при изучении данного предмета следует преследовать общеобразовательные, а не утилитарные цели, т.к. знание законодательства необходимо всем гражданам. Для облегчения преподавания законоведение должно изучаться не по своду законов, а по популярным руководствам, написанным с этой целью [17]. С этими высказываниями соглашались и некоторые члены Государственного Совета и Ученого комитета Министерства народного просвещения при разработке нового устава: «и не знать гимназистам хотя бы основных законов отечества просто неудобно» [11, С. 264]. Но поддержки большинства членов Государственного Совета и Александра II предложение не получило.

Итак, преподавание законоведения с утилитарными целями, как предмета, предоставленного на выбор учеников, в течение нескольких лет, не принесло пользы. Новый устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения от 19 ноября 1864 года исключил законоведение из учебного плана средних учебных заведений [13].

И все же слабая попытка не исключать совсем законоведение из учебных планов гимназий выразилась в § 41 Устава: «в гимназиях, и классических и реальных, сообщается ученикам высшего класса перед выпуском

директором или, по его выбору инспектором, или одним из учителей в кратком изложении по особо составленному распоряжением Министерства народного просвещения учебнику или руководству понятие о нашем государственном устройстве, об основных законах империи, касающихся верховной власти, о значении разных присутственных мест и о главных законах гражданских и уголовных» [13, С. 52]. Но приведенный параграф Устава гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения в практическом отношении не имел смысла, так как директора гимназий и учителя не владели достаточно полными юридическими знаниями.

Описанная выше политика Министерства народного просвещения по преподаванию законоведения в гимназиях с 1849 г. по 1864 г. реализовывалась в правительственных гимназиях. Так, в 1-ой Московской мужской губернской гимназии русское законоведение изучалось с 1850 г. по 1864 г. начиная с 5 класса, для готовящихся на службу. Всего из 437 гимназистов окончивших обучение за данный период право на чин XIV класса приобрели 55 учеников, из них 30 - за отличные успехи в русском законоведении. В Московской III мужской гимназии с 1849 года по 1865 год гимназисты изучали на реальном отделении коммерческое и русское законоведение [15].

Приведенные выше уставы 1828 г., 1864 г. являлись типовыми гимназическими уставами и имели, как правило, рекомендательный характер. Многие гимназии руководствовались при этом своими оригинальными уставами, составленными на основе типовых. В них, помимо общих требований, предъявляемых к учебным заведениям данного типа, формулировались характерные для каждой гимназии особенности, в том числе и особенности учебных планов. Так, в уставе Коммерческой гимназии в Таганроге указывалось, что в отличие от губернской гимназии (после вступления в силу устава 1864 года) в этом учебном заведении изучались такие учебные дисциплины, как коммерческие и морские права.

Следующий Устав гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения от 30 июня 1871 года о таком предмете, как «законоведение» уже не упоминал вовсе [14].

Формирование и укрепление юношеского правосознания как одна из задач воспитательно-образовательного процесса была вновь остро поставлена перед школой в начале XX века. Пришло понимание того, что окончившие гимназический курс учащиеся «в смысле понимания основ гражданственности оказывались . вполне первобытным человеком» [2, С. 169-170]. Только те, кто, обучались, или желали обучаться после окончания гимназии на юридических факультетах (в 1898 г. - 34,57 % желающих обучаться на юридических факультетах; 1900 г. - 31,6 %, 1901 г. -30,38 %), получали возможность выработки систематических представлений о праве и государстве. Остальные же выпускники оказывались несве-

дущими в области права. Осознавая такое положение дел, Министерство народного просвещения предполагает постепенное введение в новые планы преподавание законоведения в учебных заведениях. По таблице уроков в 1903-1904 гг. оно должно было изучаться в объеме 2-х часов в неделю в VI классе. Программа преподавания законоведения включала: «Энциклопедия права. Краткое понятие о праве. Право и нравственность. Обычай и закон. Власть законодательная, судебная и административная. Формы государственного устройства». Далее изучение дисциплины должно было продолжаться в VII классе также в объеме 2-х часов в неделю. В соответствии с таблицей уроков в 1904-1905 учебном году учащиеся VII класса знакомились с русским государственным правом, органами управления, им давались понятия о гражданском и уголовном праве и процессе [9].

В 1905 году в соответствии с программой, утвержденной министром народного просвещения для мужских гимназий и реальных училищ, в изучении законоведения произошли некоторые изменения. В Циркуляре Министра народного просвещения от 5 июня 1905 года № 10974 указывалось, что с 1905-1906 учебный год в VII классе мужских гимназий должно быть введено преподавание законоведения при одном уроке в неделю, а в ^1! классе гимназий в 1906-1907 гг. надлежит продолжить его преподавание при двух уроках [8]. Из министерских программ 1906 г. следовало, что на среднюю школу возлагалась обязанность давать учащимся в связном, доступном и систематическом изложении необходимые для образованного человека сведения о действующем законодательстве, представлять сжатую, но в основных чертах полную картину существующего порядка, по которой ученик мог бы получать ясное представление о своих правах и обязанностях; вместе с тем школа должна заботиться о сообщении учащимся необходимых основных положений из теории права; признавалось также необходимым, чтобы «при изучении отдельных правовых институтов имело место обращение к истории их происхождения» [10].

На практике декларируемое Циркуляром четкое, грамотного расположения учебного материала, знакомство с прогрессивным законодательством европейских стран сводились к знакомству учащихся с несовершенствами общественной жизни и консервативным и зачастую несправедливым правом. Программа данного предмета в течение длительного периода оставалась неизменной.

Другим недостатком программы по законоведению, по нашему мнению, является то, что за гранью этой дисциплины остались такие вопросы как изменения в общественно-политической жизни, реформирование государственных институтов и т.д. В отдельных гимназиях эти пробелы пытались устранить путем чтений по вопросам общественно-политическим, а также общеобразовательными чтениями. Общеобразовательные чтения

включали раздел «Государствоведение», на котором изучался сборник статей «Конституционное государство»; два тома под редакцией Семенова: «Государственный строй важнейших 3-х евр. государств»; Чичерин «История философии права» [6, С. 98-100].

По распоряжению Министерства народного просвещения от 1912 года за № 4781, в виду серьезной и сложной общественной обстановки, педагогам запрещалось излагать разные юридические теории, спорные положения: уроки законоведения должны иметь главной целью только ознакомление учащихся с русскими государственными учреждениями, историей их развития [4]. Преподавание курса правоведения было рекомендовано только учителям истории. В 1914 году был опубликован уточненный Л. А. Кассо учебный план гимназий, по которому преподавание законоведения осуществлялось только в VШ классе при 2-х часах в неделю.

После событий 1917 года преподавание законоведения в школах из учебного плана было исключено, на учителей истории возложили обязанность знакомить учащихся с общественным и государственным строем России и ее правом.

Таким образом, основными этапами становления и введения в образовательный процесс учебной дисциплины законоведения в рассматриваемый период были следующие:

1 этап - 1849-1852 гг. - Гимназический учебный курс делился на общее (первоначальное) и специальное обучение. В рамках специального обучения необходимо было сделать выбор: после окончания среднего учебного заведения продолжать обучаться в вузе или поступить на гражданскую службу. Те, кто выбирали, второй вариант должны, были изучать с V по VII класс русское законоведение.
2 этап - 1852-1864 гг. - Гимназии разделены на три типа, в которых преподавались: 1) древние языки; 2) одно законоведение; 3) латинский язык и язык греческий. Изучалось законоведение в V - VII классах по 4 учебных часа в неделю.
3 этап - 1864 - 1871 гг. - Законоведение с 1864 года в гимназиях не изучалось. Но § 41 Устава предписывал в выпускном классе сообщать ученикам кратко понятия о государственном устройстве России, о главных гражданских и уголовных законах империи.
4 этап - 1871-1903/1904 гг. - В соответствии с Уставом гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения от 30 июня 1871 года законоведении не входило в учебный план гимназий.
5 этап - 1903/1904-1904/1905 гг. - Преподавание предмета «законоведение» в объеме 2-х часов в неделю в VI и VII классах гимназий.
6 этап - 1905-1912 гг. - Дисциплина преподавалась в VII классе при одном уроке в неделю; в VШ - два урока в неделю. Цель изучение законоведения сводилась к сообщению учащимся необходимых основных по-

ложений из теории права, при этом разрешалось обращение к истории права и государства.

7 этап - 1912-1917 гг. - Изучение дисциплины продолжается в тех же классах. Изменена цель уроков законоведения: ознакомление только с русскими государственными учреждениями, историей их развития. Запрещалось педагогам излагать разные юридические теории, спорные положения.

Итак, реформы во второй половины XIX - начала XX вв. охватывали почти весь строй школьной жизни, и введение законоведения являлось только частью задуманных преобразований. Если преподавание других предметов (история, география, словесность, и т.д.) велось непрерывно, имело выработанные приемы преподавания, премированные учебники, известных преподавателей, то законоведение как-бы случайно вводилось в гимназический курс и также же случайно и бесследно исчезало. Но все же, этот предмет уделял особое внимание реализации права в обыденной жизни, формированию правосознания и правомерного поведения ребенка.

Список литературы:

1. Боборыкин П. Д. Воспоминания. Т. 1. - М.: Художественная литература. - 1965.
2. Грибовский В. О желательной постановке преподавания законоведения в средней образовательной школе // Русская школа. - 1902. - № 1. -С. 164-189.
3. Зарин А. Несколько слов об уничтожении преподавания законов в средних заведениях // Московский вестник. - 1860. - № 31. - С. 496-497.
4. К вопросу о преподавании законоведения в мужских средних учебных заведениях: Циркулярное предложение Министерства народного просвещения от // ЖМНП. - 1912. - № 4. - С. 106-107.
5. Константинов Н.А. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - М.: Просвещение, 1982. - 447 с.
6. Лебедева О.В. Гражданское образование в России (историкопедагогическое исследование). - М., 2004. - 242 с.
7. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры, в 3 т. - М.: Издательская группа «Прогресс&-Культура», 1994. - Т. 2. - Ч. 2. - 496 с.
8. О программе преподавания в мужских гимназиях законоведения и философской пропедевтики: Циркуляр Министерства народного просвещения от // ЖМНП. - 1905. - Ч. 361. - № 9. - С. 39-42.
9. По предмету о постепенном введении новых планов преподавания в средних учебных заведениях Министерства народного просвещения // Циркуляр по Казанскому учебному округу. - 1901. - № VI.
10. Программа законоведения для мужских гимназий и реальных училищ, утвержденная г. Министром народного просвещения 17.06.1906.
11. Смирнов В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX в. - М., 1954. - 311 с.
12. Столетие Московской 1-ой гимназии. 1804 - 1904 гг. Краткий исторический очерк / Сост. И. Гобза. - М.: Синодальная тип., 1903. - 444 с.
13. Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения от 19 ноября 1864 года // Журнал Министерства народного просвещения. - 1864. - № 12. - С. 45-70.
14. Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения от 30 июня 1871 года // Журнал Министерства народного просвещения. - 1871. - № 8. - С. 42-73.
15. Христофорова Н.В. Российские гимназии XVШ - XX веков. На материале г. Москвы. - М.: ГЛК Ю.А. Шичалина, - 2001. - 192 с.
16. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия. Учебное пособие. - М., 1998.
17. Чижов Н.Е. О преподавании законоведения в средних учебных заведениях Министерства народного просвещения // Журнал Министерства народного просвещения. - 1906. - октябрь. - С. 59-75.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты