Спросить
Войти

Просветительское движение Азербайджана как фактор развития национального самосознания в начале XX века

Автор: указан в статье

^ Теория и история культуры

РОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ АЗЕРБАЙДЖАНА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

УДК 130.3 Э.Багирова

Азербайджанский государственный университет культуры и искусств

В статье освещаются особенности культурно-просветительского движения в Азербайджане в начале ХХ века. Автор подчеркивает, что с развитием капиталистических взаимоотношений Баку превратился в культурный центр Кавказского региона. С развитием прогрессивно настроенных общественных сил развивается и духовное мировоззрение народа. Отмечается, что в истории Азербайджана этот период ознаменован подъемом национально-демократической мысли, развившей национальную литературу по реалистическому пути. Так, вопросы современности, народности, идейно-художественных особенностей литературного наследия, типизации, проблемы развития творческих методов, художественного языка и мастерства занимали ключевую позицию в литературной критике начала ХХ века. В статье особое внимание уделяется значению передовой прессы того времени, распространившей идеи всеобщего просвещения и укрепившей национальное самосознание народа. Отмечается, что с помощью журнала «Мола Насреддин», наряду с другими изданиями, национальная идеология получила мощный импульс развития, став одним из основополагающих факторов в сознании людей.

E. Bagirova

Azerbaijan State University of Culture and Arts, Azerbaijan

THE DEVELOPMENT OF NATIONAL CONSCIOUSNESS IN THE CULTURE OF THE ENLIGHTENMENT OF AZERBAIJAN IN THE BEGINNING OF XX CENTURY

The article highlights the features of cultural and educational movement in Azerbaijan in the early twentieth century. The author emphasizes that the development of capitalist relations Baku became the cultural center of the Caucasus region. With the development of progressive social forces develops and spiritual Outlook of the people. It is noted that in the history of Azerbaijan this period marked the rise of the national-democratic thought have developed national literature in a realistic way. Thus, questions of modernity, ethnic, ideological and artistic features of the literary heritage, typing, problems of development of creative methods, artistic language and skill held a key position in the literary criticism of the early twentieth century. In the article special attention to the value of good press at that time, the extension of the idea of universal education and strengthened the national consciousness of the people. It is noted that using the magazine "Molla Nasreddin", along with other publications, the national ideology has received a powerful impetus for development, becoming one of the fundamental factors in the minds of people. The author emphasizes that the beginning of the twentieth century was a crucial step in the formation of public consciousness of wide layers of the masses, the establishment and development of democratic national media, literature, theatre and the visual arts.

БАГИРОВА ЭЛЬНАРА — аспирантка художественного факультета азербайджанского

государственного университета культуры и искусств 95

BAGIROVA EL&NARA — doctoral student of Department of Art faculty, Azerbaijan State University of Culture and Arts, Azerbaijan

e-mail: chingiz.bagirov@rambler.ru ©Багирова Эльнара, 2014

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

Развитие общественной мысли в Азербайджане, а также формирование реалистической драматургии, профессионального театрального искусства, распространение просвещенческого движения начались со второй половины XIX века. В этот же период в городах и селах Азербайджана появились первые светские школы, начали издаваться первые газеты и журналы, а также книги. Стойко перенося все невзгоды и лишения, терпя унижения и оскорбления со стороны реакционно настроенных сил, немногочисленные просветители и представители национальной интеллигенции приложили все усилия для распро-стра нения про свещения сре ди народ ных масс. Вскоре их усилиями в Баку открылась первая русско-татарская (азербайджанская) школа. Началась эпоха всеобщего просвещения и становления национально-демократической мысли. Это был судьбоносный период в истории азербайджанского народа, около столетия находившегося под игом царского самодержавия. Бдительно следя за общественным мировоззрением, царизм всячески стремился ограничить права и возможности пробуждающихся народных масс, введя сис-те му зор ко го кон тро ля над де мокра ти че ски настроенной национальной прессой. Многие передовые представители национально-демократических идей, просветители, публи-ци сты и учи те ля за про яв ле ние вольноду мия, осо бенно в прессе, под верга лись на каза ни ям, штрафам и преследованиям. «Пресса вынужденно соблюдала установленные властями ограничения, выход за пределы которых сразу же при води ло к при мене нию санк ций в ее от-ноше нии» [2, с. 10]. Этим и объ яс няется че ре-да санк ций и ог ра ни че ний, вве ден ных про тив сво боды дейст вий на циональной прессы, против открытия первой школы для девушек.

С развитием капиталистических взаимоотношений, в начале ХХ-го века, Баку превратил ся в круп ней ший эко но ми че ский, финансовый и культурный центр Кавказского региона. В городе образовались крупные банки, вскоре начала функционировать железная дорога, соединившая Баку и Тифлис, быстрыми тем пами развивалось и каспийское пароходство. Во всем мире рос интерес

к Азербайджану, бакинской нефти. Это создавало условия для формирования новых общественных и социальных взаимоотношений в стране. Под влиянием развития общественной и национально-демократической мысли, а так же первой рус ской ре во лю ции в Азер бай-джане усилилось движение сопротивления против колонизаторской политики царизма, произвола местных административных властей и полиции. Чтобы охладить пыл, вызванный обострением общественно-политической борь бы, царизм был вы ну ж ден идти на ус туп-ки, подписав так называемый «Манифест». В нем признавались элементарные права человека, такие как неприкосновенность личности, свобода совести, разрешение свободно проводить мероприятия, собрания, митинги, шествия. После обнародования манифеста были созданы первичные условия для демократизации общества, расширения сети светских учебных заведений, беспрепятственного и бесплатного обучения на родном языке. «После резолюции царизма от 17 октября 1905 года во всех частях огромной империи передовая пресса засияла яркими звездами, высвободившимися из-под тяжелого покрова темных тучей» [3, с. 5].

Таким образом, активный педагогический процесс, начавшийся во второй половине XIX века, значительно усилился в начале XX века, полу чив по ложи тельный им пульс от расширявшегося национально-демократического движения. Назрел вопрос о необходимости создания женских гимназий. Преподавание в школах велось на родном языке. При подборе учителей предпочтение отдавалось местным — азербайджанским — кадрам. В школах препо да ва лись как свет ские, так и ре ли гиоз-ные дисциплины. После революции 1905 года была проведена школьная реформа, целью которой были улучшение качества педагогической работы, образование школ нового типа, внедрение достижений европейской сис-те мы обу че ния. В 1906-м го ду в Ба ку состо ял-ся первый съезд учителей Азербайджана, на котором были обсуждены наболевшие вопросы национального просвещения. Расширение сети светских и религиозных знаний, предо-хра нение на циональных школ от прину ж денФ

^ Теория и история культуры

ной русификации, очищение родного языка от иноязычных излишеств — таковы были основные положения, рассмотренные на съезде. «Фирудин бек Кочерли отмечал, что народ, решивший обрести счастье и благополучие, первым делом должен стараться, что бы язык у него был развит».

С развитием прогрессивно настроенных общественных сил развивалось и духовное мировоззрение народа. В начале XX века начались процессы активного развития литературной мысли. Передовые представители отечественной литературы обменивались своими мыслями, вели активные дискуссии по наболевшим социальным и культурно-просветительским вопросам. Этот период вошел в историю Азербайджана не только как этап развивающегося идеологического противостоя ния, но и как время про ти востоя ния литературных воззрений. Вопросы современности, народности, идейно-художественных особенностей литературного наследия, типизации, проблемы развития творческих методов, художественного языка и мастерства занимали ключевую позицию в литературной критике. В передовой национальной литературе зародились новые формы, в которых воплощались произведения нового содержания, смело давал о себе знать острый сарказм, бичевав ший старые, от жив шие по ряд ки, гнет и кабалу местных чиновников и реакционного духовенства. Передовая литература быстро способствовала прозрению, духовному просветлению широких слоев народных масс. Ли-те ратур ные мыс ли, пе ре да вае мые то тон ким юмором, то откры тым реалистическим повествованием, легко проникали в сознание людей, служа формированию гра ж данского ми-ровоз зрения в об ще ст ве.

Реалистическая литературная школа, заложенная М. Ф. Ахундзаде, успешно развивалась талантливыми продолжателями его светлых идей. В реа ли сти че ской на цио наль-ной драматургии формировались и укреп-ля лись та кие ори ги наль ные по тем вре ме нам жанры, как трагедия, фарс, а также драматические произведения и небольшие по объему водевили. Появились новые художественные фор мы на циональ ной про зы, а так же новые

жанры — фельетоны, путевые записки. Сочиняя небольшие рассказы, писатели все чаще обра ща лись к раз нохарак тер ным жи тейским мотивам и обыденным сюжетам, вытекающим из жиз ни совре мен ни ков, что спо соб ст-вовало распространению повествовательных форм в литературе. Общественное содержание сильно отличало новую литературу от литературных образцов старого времени, в которых основу поэтического сюжета составляли любовная лирика, небольшие поэтические сочинения. В основе новой литературы стояли образ нового человека, реалистическая передача его мыслей, стремлений и чаяний. Постепенно формировался и новый литературный язык, близ кий к раз говор но му азер бай-джанскому.

Реалистическая литературная школа отли-ча лась от дру гих школ богат ством изо бра зи-тельных форм, содержательностью, жизнеописанием современников, а также наличием различных творческих методов. Все это служило интересам читателей, видевших в современной литературе мощную движущую силу общественно-культурного развития. Наиболее продвинутым крылом реалистического творчества был критический реализм, смело бичевавший социальные пороки, устаревшие феодально-патриархальные порядки, а также религиозный фанатизм и деспотизм, мешавшие общественному развитию.

«Конец Х1Х-го — начало ХХ-го века являет ся пере лом ным пе рио дом в ис тории раз вития художественно-эстетической и общественной мысли Азербайджана. Приход Джа-лила Мамедгулузаде в общественно-лите-ра тур ную сре ду и уч ре ж де ние им жур на ла "Молла Насреддин" значительно ускорили процессы формирования национального само соз на ния и реа ли сти че ских тен ден ций в художественной культуре. С помощью этого журна ла на циональная идеология полу чи-ла мощный импульс развития, став одним из основополагающих факторов в сознании людей» [6, с. 11].

Фирудин бек Кочерли был одним из тех первых просветителей, который высоко ценил це-лена прав лен ную про свещен ческую дея тель-ность журнала «Молла Насреддин». Его слова

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

«Без газеты на родном языке мы потеряем наш язык» метко подчеркивали значение передовой прессы в формировании и обогащении общепринятого литературного языка. Эта мысль при зы ва ла так же к очи щению язы ка от лишних, устаревших, невостребованных компонентов, усложняющих его свободное восприятие со стороны простого народа. По мнению литератора, язык прессы должен быть ясным для народа, а также простым и доступным. В этом отношении Фирудин бек рекомендовал брать пример с газеты «Экинчи», отличавшейся простотой и доступностью языка. Выступая в таких органах печати, как «Фиюзат», «Шелале» и др., он подвергал критике политику усложнения языка, проводимую некоторыми издания ми. Ве ли кий про све ти тель сме ло вы ступал про тив не со стоя тель ных до водов Али бека Гусейнзаде, редактора «Фиюзат», о якобы ог ра ни чен но сти и бед но сти род но го язы ка, о невозможности передачи некоторых мыслей на нем. По мнению Фирудин бека Кочерли, проблема заключалась не в «бедности» языка. Она заключалась в том, что некоторые публицисты услож ня ли язык ненуж ными компонентами, увеличивая разрыв между литературным и разговорным формами. Вслед за М. Ф. Ахундзаде и М.Шахтахтлы, Фирудин бек Кочерли активно призывал к внедрению алфавитной ре формы.

Эта важная задача объединила демократи-че ские си лы в еди ный ла герь про грес сив ных публицистов. Ф. Кочерли, Ю. В. Чеменземин-ли, У. Гаджибейли, О. Ф. Неманзаде и другие последовательно боролись за чистоту и развитие литературного азербайджанского языка. С первых дней своего существования журнал «Молла Насреддин» активно сотрудничал с передовыми просветителями, публикуя их статьи, по священные наболев шим про бле-мам общественного и культурного развития. Передовые идеи эпохи развивались и распространялись в публикациях Дж. Мамедгулу-за де, М. А. Саби ра, А. Ах вер дие ва, А. Наз ми, М.А. Моджуза, О. Ф. Неманзаде, А. Гамкю-сара и других. Современники считали журнал зеркалом, своего рода энциклопедией литературно-художественной и общественной жизни Азербайджана начала XX века. Сближая литературные формы с нормами живого разговорного языка, журнал выполнял великую историческую миссию перед своим народом. Это признали далее идеологические противники журнала. Далее Алибек Гусейнзаде, один из активных представителей противоположного идеологического лагеря в своих мемуарах признался, что у журнала Дж.Ма-медгулузаде есть чему научиться. Одналсды встретившись, он сказал Дж. Мамедгулузаде: «Хорошо пишете. Надо уметь писать и простым языком» [3, с. 20].

Идея создать прогрессивно настроенный журнал на родном языке возникла под влиянием общественно-политического возролс-дения азербайджанского народа, обусловленного революционными событиями начала столетия. Появлением на свет этого лсурнала началась новая эпоха в истории литературно-критической мысли Азербайджана. Разумеется, большая роль принадлежала лсурналу «Молла Насреддин», собравшему вокруг себя плеяду ярких талантов национально-демократического и литературного лагеря. Принципиальная позиция лсурнала в отношении тех или иных ли те ратур ных вопро сов и конфликтов ясно подчеркивала его передовую идейно-эстетическую ориентацию, основанную на развитии национального самосознания.

Журнал «Фиюзат», издававшийся в редактуре А. Гусейнзаде, печатал произведения A.A. Бакиханова и М.Ф. Ахундзаде, размещал материалы, пропитанные духом просвещенческих идей, горя чо от зы вал ся на ну ж ды и чая ния народных масс. Идейно-эстетические принципы реалистической литературной школы не были чулсды взглядам фиюзатистов, больше тяготевших к романтизму. Напротив, они периодически освещали творчество представителей как реалистического, так и романтического направлений. Подобно журналу «Молла Насреддин», «Фиюзат» также был рожден самой жизнью. Несмотря на унизительные ярлыки типа «буржуазной печати», «буржуазных издателей», «реакционных романтиков» и т.п., на ве шан ные на фию затистов, они продол жали работать, служа интересам своего народа. Они понимали эти интересы в несколько ином

^ Теория и история культуры

ракурсе. Их литературным принципом служил лозунг «Искусство для искусства». Молланас-ред дин цы, в свою оче редь, стой ко оп ро вер гали эти обвинения. Не выдержав острой идеологической борьбы, газета «Шелале» в 1914-м году была закрыта. Для обоснования своих мыслей Н.Джафаров разделяет органы печати того времени на две группы — серьезные и сатирические: «Юсиф Везиров (Юсиф Ве-зир Чеменземинли) первых называл созидающими, а вторых разрушающими. Он придавал осо бое зна че ние дос ти же нию рав но ве сия ме жду ними. В противном случае не имело смысла ожидать от прессы чего-нибудь положительного» [2, с. 3].

С появлением на свет журнала «Молла На-среддин» рождается и азербайджанское реалистическое изобразительное искусство. Уже с первых номеров журнала на его страницах появляются интересные, остросюжетные карикатуры, нарисованные талантливыми художниками — И. Роттером и О. Шмерлингом. Вско ре к ним при сое ди нил ся молодой А. Азимзаде, ставший одним из основопо-лож ни ков азербай джанского изо бра зитель-ного искусства. В развитие азербайджанского реа листи ческого искусст ва вносит свою лепту творчество Бахруза Кянгярли. Отметим так же зна че ние изо бра зи тель ного творчества Мир Мохсуна Навваба — человека энциклопедических знаний, с широким кругом интересов, прославленного поэта-философа, музыканта, художника и каллиграфа. «Расцвет творчества этих светлых талантливых людей совпал с развитием национально-демократических идей азербайджанского народа, подъемом национального мышления и самосознания. Разумеется, в этом могучем процессе пере довая пресса и, в осо бен ности, журнал "Молла Насреддин" сыграли неоспоримо важную роль. Трудно найти второго такого издания, так много сде лавшего для пробуждения своего народа от вековой отсталости и тьмы» [3, с. 46].

Примечания

1. Джафаров Н. Из истории отечественной национально-общественной мысли. Баку : Азербайджанское Государственное издательство, 1993.
2. Кёчерли Ф. Литература Азербайджана : в 2 томах. Баку : Элм, 1978. Т. 1.
3. Пашаев МирДжалал, Гусейнов Ф. Дж. Азербайджанская литература 20-го века. Баку : Маариф, 1974.

СМАИЛИТСКИЕ МОТИВЫ В ПЕРСИДСКО-ТАДЖИКСКОЙ ПОЭЗИИ

Х. С. Каландаров1, Т. С. Каландаров2

1Институт языка, литературы, востоковедения и письменного наследия Академии Наук Республики Таджикистан
2Институт этнологии и антропологии РАН

В статье рассматривается место исмаилитской поэзии в таджикско-персидской литературе X—XII веков. Данная тема до сих пор не стала объектом исследований специалистов-литературоведов. Авторы на основе источников классиков таджикско-персидской литературы и исследований отечественных и зарубежных авторов показывают значимость исмаилитской литературы и важность ее изучения. Помимо анализа научных трудов отечественных и зарубежных

КАЛАНДАРОВ ХОКИМ САФАРБЕКОВИЧ — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института языка, литературы, востоковедения и письменного наследия Академии Наук Республики Таджикистан

KALANDAROV HOKIM SAFARBEKOVICH — Ph.D. (Philology), senior researcher of the Institute of language, literature, Oriental studies and written heritage Academy of Sciences Republic of Tajikistan

КАЛАНДАРОВ ТОХИР САСРАБЕКОВИЧ — кандидат исторических наук, научный сотрудник 99

Института этнологии и антропологии РАН

KALANDAROV TOKHIR SASRABEKOVICH — Ph.D. (History), researcher, Institute of Ethnology and anthropology, Russian Academy of Sciences

hokim.kalandarov@yandex.ru, tokhir70@gmail.com © Каландаров Х. С., Каландаров Т. С., 2014

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ПЕРЕДОВАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПРЕССА КУЛЬТУРА АЗЕРБАЙДЖАНА ЖУРНАЛЫ "МОЛЛА НАСРЕДДИН" "ФЬЮЗАТ" ПРОСВЕЩЕНИЕ В НАЧАЛЕ xx ВЕКА АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ПРЕССА НАЧАЛА ХХ ВЕКА cultural and educational movement the progressive democratic press the culture of azerbaijan
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты