Спросить
Войти

2001. 01. 013. ЛИНК. А. , ЛИНК Дж. Женщины в науке: анализ современных тенденций в американской науке. Link A. , link J. women in science: an exploratory analysis of trends in the United states // science A. Publ. Policy. — Guilford, 1999. — Vol. 26, n 6. — P. 437-442

Автор: указан в статье

2001.01.013. ЛИНК. А., ЛИНК Дж. ЖЕНЩИНЫ В НАУКЕ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В АМЕРИКАНСКОЙ НАУКЕ. LINK A., LINK J. Women in science: An exploratory analysis of trends in the United States // Science a. publ. policy. — Guilford, 1999. — Vol. 26, N 6. — P. 437-442.

В последние тридцать лет, по словам американских авторов, в США отмечается неуклонный рост абсолютной численности и процентной доли докторских степеней в естественных науках, присуждаемых женщинам академическими институтами. Если в 1966 г. на долю женщин приходилось лишь 8,3% докторских степеней по науке, то в 1997 г. уже 34,2% (с.438). Авторы выделяют следующие факторы, которые могли способствовать этой тенденции.

Во-первых, политические инициативы правительственных и общественных организаций, направленные на увеличение числа женщин, занимающихся научными исследованиями. В 1989 г., в связи с публикацией доклада Белого дома “Меняющаяся Америка: Новое лицо науки и технологии” (Changing America: The new face for science and technology), проблемы, связанные с недостаточным присутствием женщин в науке, впервые получили общенациональный резонанс. С этого момента количество федеральных программ, призванных поддержать женщин-ученых, значительно возросло. В 1991 г. в рамках Совета по научным исследованиям был создан специальный Комитет по проблемам роли женщин в науке и инжиниринге. Под эгидой Комитета было проведено большое число симпозиумов, семинаров и пр., цель которых состояла в том, чтобы побудить женщин выбирать карьеру ученых и инженеров. Кроме того, за это время, как показывают данные ННФ, значительно возросли финансовые ресурсы, выделяемые на поддержку исследований женщин-ученых.

Во-вторых, благодаря значительным социальным изменениям и, в частности, феминистскому движению, достижения женщин в науке, наконец, стали получать признание. Поэтому женщинам стало легче делать научную карьеру. В данном случае мы имеем дело с так называемым эффектом суперзвезды. Артист, которому удалось “прорваться” и добиться общенациональной известности, обладает монопольной властью над новичками на рынке шоу-бизнеса. Артисту, ставшему суперзвездой, в дальнейшем уже необязательно достигать выдающихся результатов, на него работает его репутация. В

то же время начинающие артисты, которые еще только пытаются добиться этого статуса, подобны новым маленьким компаниям, которые стараются выжить и противостоять власти монополий. Аналогичный феномен можно наблюдать и в отношении женщин в науке. Когда женщине-ученому удается пробиться в этой прежде сугубо мужской области и получить национальное признание, ореол “суперзвезды”, который образуется вокруг нее, распространяется и на других женщин, только еще начинающих свою научную карьеру. Поэтому, как полагают авторы, факт присуждения Нобелевской премии выдающимся женщинам -ученым, служащий для остальных сигналом, что их усилия не останутся незамеченными, должен положительно сказываться на числе женщин-докторов наук.

В-третьих, увеличение финансирования научных исследований. Как было установлено в многочисленных наукометрических работах, количество людей, выбирающих карьеру ученого, напрямую зависит от объемов финансирования науки. Поэтому решение человека, неважно мужчины или женщины, заняться докторской диссертацией, во многом будет зависеть от доступности необходимого финансирования его исследований.

Авторы предлагают статистическую модель, которая учитывает все три переменные и объясняет наблюдаемую тенденцию по увеличению доли женщин, получающих докторскую степень в научных областях. Результаты проверки этой статистической модели подтвердили предположение авторов.

Было обнаружено, что программы, направленные на повышение участия женщин в научных исследованиях, действительно приводят к положительным результатам.

С момента учреждения Нобелевской премии в 1901 г. ее лауреатами стали десять женщин — ученых (табл.).

Таблица

Женщины — лауреаты Нобелевской премии по науке (с. 400)

год лауреат область

1903 Мария Склодовская-Кюри физика
1911 Мария Склодовская-Кюри химия
1935 Ирен Жолио- Кюри химия
1947 Герти Р. Кюри физиология и медицина
1963 Мария Гепперт-Майер физика
1964 Дороти Кроуфут Ходжкин химия
1977 Розалин Сассмен Ялоу физиология и медицина
1983 Барбара Макклинток физиология и медицина
1986 Рита Леви- Монтальчини фиологоия и медицина
1988 Гертруда Элайол физиология и медицина
1995 Христиан Несслейн- Волхард физиология и медицина

Как видно из таблицы, женщины — ученые стали чаще получать Нобелевскую премию начиная с 1963 г., а рост количества женщин — докторов наук отмечается с 1966 г. Статистический анализ показал, что присуждение Нобелевской премии действи-тельно оказывает положительное, прямое или косвенное, влияние на численность женщин, выбирающих научную карьеру.

Наконец, результаты, полученные авторами, подтвердили, что увеличение как численности, так и процентной доли женщин среди докторов наук идет параллельно с увеличением финансирования академических исследований. Как установили авторы, увеличение финансирования на один миллион долларов приводит к двухпроцентному росту числа женщин — ученых, получающих докторскую степень; как оказалось, дополнительные доллары оказывают большее влияние на женщин, чем на мужчин.

В заключение авторы выражают надежду, что их исследование заставит ученых задуматься над проблемой женщин в науке и послужит стимулом для дальнейшего междисциплинарного изучения этой проблемы.

Т.В.Виноградова

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты