Спросить
Войти

Константин павлович краузе

Автор: указан в статье

галерея

константин павлович краузе

JjE&lvpC flu

E.H. Алдашова

С Уфой были связаны имена многих известных ученых. Одним из них был Константин Павлович Краузе. Его отец — Павел Федорович Краузе до 1865 г. проживал в Лепельском уезде Рижской губернии, откуда был выслан за участие в крестьянских волнениях и до конца своих дней состоял на учете в полиции1. Будучи агрономом по образованию, он с семьей обосновался в селе Ржавец Калужской губернии, где в 1877 г. родился К.П. Краузе. Закончив классическую гимназию в г. Калуге, К.П. Краузе в 1898 г. поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Он проучился 6 лет, так как в 1901/1902 учебном году принимал участие в студенческих беспорядках, за что и был исключен из университета с последующим восстановлением.

После окончания университета К.П.Краузе заявляет о своем желании работать в провинции. Это было достаточно неожиданным решением, так как он за время учебы проявил себя с лучшей стороны, являлся учеником известного ученого, физика, профессора О.Д. Хвольсона, много работал в лабораториях Физического института. Его выбор выпал на Уфимскую губернию. Центр губернии — г. Уфа и уездные города имели значительную прослойку лиц, занимавшихся интеллектуальным трудом (адвокаты, педагоги, врачи), а также чиновников различных ведомств. Можно говорить также и о значительном проценте дворянства среди жителей города2.

Хотя Уфимская губерния была местом ссылЕ.Н. Алдашова,

доцент кафедры

социальногуманитарных

дисциплин

Башкирского

института

развития

образования,

кандидат

исторических наук

ки политзаключенных, это не свидетельствует о высоком уровне революционного движения на территории губернии в этот период, так как связь объединенной Уфимской организации РСДРП с центральным большевистским комитетом была слабой3. То же касалось и деятельности других партий.

Вполне возможно, что К.П. Краузе являлся сторонником или членом одной из революционных партий, и с этим был связан его выбор будущего места работы.

В августе 1905 г. он был назначен преподавателем физики, математики и космографии II женской гимназии, в которой проработал 14 лет4. В 1908 г. при гимназии было организовано Общество по изучению края в естественнонаучном плане, имевшее связи с Санкт-Петербургским обществом по распространению естественно — научных знаний и Уральским обществом любителей естествознания. В 1909 г. был открыт Уфимский учительский институт, занимавшийся подготовкой педагогического персонала для высших начальных училищ Оренбургского учебного округа5. центр находился в г. Уфе, в сферу обслуживания включались Оренбургская, Пермская и Уфимская губернии, а также тургайская и Уральская области.

Организация Уфимского института и создания Общества по изучению края в естественнонаучном плане сыграли значительную роль в формировании будущих региональных научных и педагогических кадров в 20-х — начале 30-х гг. ХХ в.

Во время работы во II Женской гимназии К.П. Краузе приходилось много бывать как в Москве, так и в Петербурге. Так, в 1911 г. он принимал участие в работе II Менделеевского съезда по прикладной физике и химии, проходившего в Петербурге. В 1916 г. в течение 4 месяцев он находился на курсах преподавателей средних школ при Педагогическом институте в Москве.

Общественно-политическая жизнь в Уфе не могла не затронуть К.П. Краузе. В период между февралем и октябрем 1917 г. К.П. Краузе стал членом Уфимского общественного комитета. В частности, известно, что он принимал участие в снятии руководителей губернского учебного округа, «принципиально враждебных началам свободной государственности и свободной школы»6. Это событие относилось к концу марта — апрелю 1917 г. В 1918 г. К.П. Краузе на два года был избран Председателем Педагогического совета IV Советской объединенной (I и II ступени) школы (бывшей II Женской гимназии). В этом же году он стал членом Уфимского губернского комитета по народному образованию, а в октябре 1919 г. его избирают членом комиссии ГубОНО по преобразованию Уфимского учительского инсти-тута7. При его участии были созданы Уфимский физический институт, директором которого он

пискли гшерея

являлся с 1 октября 1919 г., и Институт народного образования8. Таким образом, деятельность К.П. Краузе необходимо считать достаточно значимой: в губернии возникли два учреждения в области науки и педагогики и оба эти учреждения стали определяющими в научной и педагогической деятельности в Башкирии.

Период гражданской войны не только в масштабах Уфимской губернии, но и в целом по России, был периодом радикальной смены власти. Для данных мероприятий требовалось нечто большее, чем признание и сотрудничество с Советской властью. Можно сопоставить следующие факты. На IV съезде Советов Уфимской губернии, проходившем 1-4 июня 1918 г. в г. Уфе, было принято решение о составлении списков лиц — кандидатов в заложники, которые своей жизнью должны были обеспечить безопасность отступающей Красной Армии9. В сохранившемся списке уфимских заложников под №№ 19 и 29 значились Ница Александр Федорович — владелец и директор II Женской гимназии и Хитровская Софья Павловна — совладелица этой же гимназии10. Какая судьба постигла заложников — общеизвестный факт.

Естественно, что данные лица могли оказаться в списке по доносу любого жителя города. Однако, действительность такова, что падение одних обеспечивает взлет других. Нелояльность «старых» членов общества сменяется доверием и поддержкой новых членов. Можно предположить, что К.П. Краузе верил в реальность преобразования государства при новой власти. Реальность изменений он связывал с деятельностью двух учреждений: Уфимского физического института (УФИ) и Института народного образования (ИНО). Огромное значение для К.П. Краузе имело сотрудничество с будущим профессором, заведующим сектором физиологии нервной деятельности Государственного НИИ мозга им. В.М. Бехтерева (г. Ленинград) Л.Л. Васильевым. В мае 1921 г. при УФИ был открыт Институт опытных наук (ИОН), находившийся на самостоятельном финансировании, фактически же он зависел от УФИ11. В студии экспериментальной биологии под руководством Л.Л. Васильева изучались физико-химические основы физиологических процессов (возбуждение, торможение, сокращение), а также проблемы гипноза и физиология трудового процесса12. Исследовалось также влияние ощущений на мускульную силу. Процессы торможения и возбуждения Л.Л. Васильев и К.П. Краузе изучались путем постановки опытов по воздействию магнитного поля на мозг человека. данные эксперименты, а также работы в области гипноза, ставились на пациентах психиатрической больницы г. Уфы13. Интерес вызывает вопрос об объектах данных опытов. Однако, ответ на этот вопрос пока не получен. Данные исследования продолжались до сентября 1921 г., когда Л.Л. Васильев стал научным сотрудником психологической лаборатории психоневрологического института в г. Петрограде. В декабре 1921 г. он пишет письмо к К.П. Краузе. Беспокоясь о судьбе института, ученый предлагает новую тему — передача мысли на расстояние. Участвовать в этой работе должны были «оккультивисты» — Ф.С. Рубецкой, А.Н. Тихомиров и А.И. Гадбельский14. Далее Л.Л. Васильев жалуется, что ему «никто не пишет» (из сотрудников УФИ и ИОН. — А.Е.), поэтому он считает, что Физический институт закрыли15. Таким образом,

деятельность ИОН была необходима новой власти. Институт выполнил необходимые задачи в течение шести месяцев. При создании благоприятных условий для данной работы в Петрограде, ИОН прекращает свое существование. Письмо Л.Л. Васильева свидетельствует о сложности и непостоянном положении УФИ. Пожалуй, это единственное свидетельство о том, что деятельность института не совсем соответствовала установкам новой власти. Видимо, К.П. Краузе вынужден был искать «точку опоры», соответствовать новым порядкам и требованиям. Газетные публикации 20-х гг. ХХ в. свидетельствуют о достаточно значимой оценке деятельности УФИ. Это — и организация научно-популярных лекций по астрономии для населения, установка телескопа с целью изучения небесных светил, организация 24 августа 1924 г. Биологической и Геологической станций для школьников и студентов ИНО в целях изучения родного края16. О научно-исследовательской работе УФИ подробно написано в статье Ю.В. Ергина17. Необходимость института, его целенаправленная работа по организации занятий по физике и химии на базе существующих отделений УФИ получают высокую оценку научных кругов Москвы и Петрограда. О его деятельности писал известный ученый, основатель школы физиков Ленинградского университета, профессор О.Д. Хвольсон, а также профессор Ленинградского университета Б.А. Федченко. Их высказывания о результативности института и его руководителе К.П. Краузе публиковались в местной печати. Все это помогало ученому, подчеркивало значимость его работ, создавало востребованность для дальнейшей деятельности.

УФИ просуществовал до 1937 г., когда отпала острая необходимость в его работе. К.П. Краузе были созданы кафедры физики практически во всех вузах БАССР, имелись подготовленные кадры в области преподавания естественных наук, прежде всего физики, химии и математики. Основа новой образовательной системы была создана, а ее развитие могло осуществляться и без деятельности УФИ.

К.П. Краузе преподавал на кафедре физики Башсельхозинститута, уделял внимание общественной деятельности. В годы Великой Отечественной войны он оказывал помощь в решении многих проблем оборонного назначения подразделениям Академии наук УССР, эвакуированной в Уфу. В истории науки и образования Башкортостана К.П. Краузе был и остается выдающимся ученым и общественным деятелем. Его позиция складывалась под влиянием тоталитарной системы, когда жизненные принципы человека оказывались под жестким контролем государства.

1 Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (далее — ЦГИА РБ). Ф. 2875. Оп. 1. Д. 151. Л. 3.
2 ЦГИА РБ. Ф. 1875. Оп. 1. Д. 151. Л. 3.
3 Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М.: Наука, 1990. С. 29.
4 Кучкин А.П. Путь к Октябрю. //За власть Советов. Уфа, 1961. С. 19.
5 ЦГИА РБ. Ф. 1875. Оп. 1. Д. 151. Л. 3.
6 Алдашова Е.Н. Первый педагогический институт Республики Башкортостан в 20-е годы ХХ века. // Отечественная историография и региональный компонент в образовательных программах: проблемы и перспективы. Материалы научно-методической конгалерея

шш72ы

ференции. Омск, 2000. С. 204.

7 ЦГИА РБ. Ф. 1875. Оп. 1. Д. 151. Л. 3-4.
8 Алдашова Е.Н. Первый педагогический институт... С. 205.
9 Егоров А.В. Уфимские заложники. //Башкирский край. Выпуск 5. Уфа, 1994. С. 88.
10 Там же. С. 97.
11 ЦГИА РБ. Ф. 1875. Оп. 1. Д. 61. Л. 76.
12 Ямалов М.Б., Алдашова Е.Н. Из истории формирования деятельности первых научно-исследовательских учреждений Башкортостана. //Вестник АН РБ. 2001.

Т. 6. № 4. С. 60.

13 Там же.
14 Там же. С. 61.
15 ЦГИА РБ. Ф. 1875. Оп. 1. Д. 87. Л. 8.
16 Там же. Д. 53. Л. 9, 20.
17 Ергин Ю.В. Один из первых физических институтов в России. //Вестник АН РБ. 1996. Т. 1. №№ 3-4.

С. 41-47.

павел леонидович горчаковскии -исследователь уральской горной страны

Т.Л. Боровкова B.H. Зуева

Павел Леонидович Горчаковский —эколог, чл.-корр. РАН (1990), доктор биологических наук (1953),профессор (1954), академик РАН (1994), Заслуженный деятель науки РСФСР (1981). Родился в семье служащего (03.01.1920, Красноярск).Окон-чил Сибирский лесотехнический институт (1940). В 1945-58 гг. — заведующий кафедрой УЛТИ; в1958-88гг. — заведующий лабораторией Института экологии растений и животных УФАН СССР, УНЦ АН СССР, УрО РАН, с 1989 г. - главный научный сотрудник.

Горчаковский - автор более 400 публикаций, в т.ч. 12 монографий по вопросам геоботаники, экологии растений, исторической фитогеографии, растительного мира Урала и его охраны. Под руководством Горчаковского подготовлено шесть докторов и более пятидесяти кандидатов биологических наук

Горчаковский - почетный член Российского ботанического общества, ботанических обществ Чехии и Словакии, Международного союза фито-ценологов (Германия), ассоциации франкоязычных фитоценологов (Франция). В его честь названа одна из вершин Приполярного Урала и три новых для науки вида растений (астрагал, манжетка, ястребинка). Награжден орденом Почета.

Павел Леонидович - крупнейший специалист в области экологии растений и геоботаники. Выявление соотношения природных и антропогенных причин изменений, происходящих в растительном мире - важнейшая задача исследований ученого. Для того, чтобы оценить масштабы антропоморфной трансформации природных систем, в частности фитосферы, необходимо знать, каковы закономерности формирования и распределения растительного покрова нашей планеты. Достоверное значение нынешнего состояния растительного мира позволяет предвидеть его будущее и дает ответ на вопрос: «Способна ли природа собственными силами компенсировать вред, наносимый человеком.» Однако существуют пределы приспособляемости. Павлом Леонидовичем разработаны теоретические основы и методики мониторинга растительного покрова-постоянной службы наблюдения за его состоянием. Организация фитомо-ниторинга дает возможность предотвратить многие негативные последствия хозяйственной деятельТ.Л. Боровкова, доцент кафедры естественнонаучного образования ИРРО, кандидат медицинских наук

В.Н. Зуева, доцент кафедры естественнонаучного образования ИРРО, кандидат биологических наук

ности человека. В результате многолетнего труда совместно с учеными-зоологами под руководством Горчаковского были подготовлены и опубликованы «Красная книга Среднего Урала» и «Определитель растений Среднего Урала». Каждый из биологов очень дорожит летними месяцами, когда стены Института Экологии растений и животных УрО РАН бесконечно раздвигаются и исследователей природы можно встретить в самых неожиданных уголках страны.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты