Спросить
Войти

Правоведческие и духовные особенности русского Просвещения в научном наследии С. Е. Десницкого

Автор: указан в статье

Правоведческие и духовные особенности русского Просвещения в научном наследии С.Е. Десницкого

О.М. Баранова, к.ф.н., О.Б. Шульчева, к.ф.н., ФГОУ ВПО Оренбургский ГАУ

В настоящее время обращение к сущностным правовым, философским скрепам русской духовности даёт возможность осознать ориентиры будущего развития России.

Одной из таких важнейших тем для исследований и углубленного изучения в вузах является правовая и общественная мысль эпохи Просвещения в России.

Значительную роль в формировании правовой, духовной русской культуры в XVIII в. сыграли представители раннего просветительства Н.И. Новиков, Я.П. Козельский, С.Е. Десницкий и др.

Н.И. Новиков — редактор и издатель известных сатирических журналов («Трутень», «Живописец»), один из наиболее острых критиков крепостничества.

Я.П. Козельский — крупный учёный-энциклопедист, автор замечательного для своего времени трактата о юриспруденции, политического произведения «Философические предложения».

С.Е. Десницкий — уроженец г. Нежина. Обучался в Троцкой лавре, на юридическом факультете Московского университета, затем жил в Глазго (Шотландия), где в течение четырёх лет слушал лекции Адама Смита. Возвратился в Россию, получив учёную степень доктора юридических наук.

Десницкий стал профессором Московского университета, а затем членом Российской академии наук. Он был одним из первых русских профессоров юриспруденции, читавших лекции на русском языке.

Национальные черты русского Просвещения многократно изучались и описывались учёными. Интересные философские и правовые идеи содержались в труде Ф.И. Фонвизина «Рассуждение о непременных государственных законах» — своего рода кредо русских просветителей. Важно отметить, что отличительным признаком русских правовых и философских концепций данного периода Просвещения было как обращение к нравственно-религиозной аргументации при формулировании правовых положений, так и глубокое, на основе философии, истории, логики, рассмотрение чисто юридических проблем.

Именно в таком ключе развивалась научно-просветительская деятельность С.Е. Десницкого. Он полагал, что «юриспруденцию следует рассматривать порядком историческим, метафизическим и политическим, снося притом законы российские с натуральным о них рассуждении» [1]. В труде «Представления об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи» он предложил уничтожить сословные права и привилегии, ввести принцип равенства всех

перед законом, отделить суд от администрации, ограничить самодержавие Сенатом, избираемым населением на основе имущественного ценза. Такие предложения были отвергнуты как явно утопические для сословного общества.

Десницкий раньше других учёных Европы пришёл к мысли о применении историко-сравни-тельного метода и к мысли о том, что сходные экономические условия неизбежно порождают у разных и отдалённых друг от друга народов одинаковые правовые институты.

Сущность правовых и политических воззрений С.Е. Десницкого сводилась к следующим положениям:

1. Общий ход развития человечества определяется развитием экономики. Вместо господствовавшего в то время разделения истории на детство, отрочество, юность и мужество человеческого рода Десницкий указывает на эволюцию изменений хозяйственного быта. Первое состояние человеческого рода — охота и собирание плодов, затем — скотоводство (пастушество), третье — более высокое состояние — хлебопашество (земледелие). Последним и окончательным этапом развития человечества Десницкий считает «коммерческое состояние», что характеризует направление его взглядов.
2. Развитие института собственности определяется сменой указанных четырёх состояний. У народов, которые находятся на первой ступени своего развития, занимаются охотой и сбором плодов, господствует общая собственность. Появление института частной собственности, по мнению Десницкого, связано с переходом к земледелию и установлением оседлого образа жизни. Основой собственности является труд. Переход к земледелию вызывает к жизни появление собственности, которое уже различается от владения. Однако право «отчуждения вещи в земледельческом состоянии не может быть совершенным, ибо земля есть недвижимость, и только в коммерческом состоянии собственность получает своё полное развитие и становится совершенно развитым институтом права» [1].
3. В «Юридическом рассуждении о начале и происхождении супружества у первоначальных народов» Десницкий связывает эволюцию и историю семьи с происхождением человечества через указанные четыре стадии развития хозяйственного быта [1]. Основным фактором возникновения семьи Десницкий считал материальные выгоды, которые приносит обеим сторонам заключение брака. Говоря о семье, он пишет: «Не столько любовь, сколько происходящая от общежития мужа и жены польза была причиною порядочного супружества» [2].

Если в состоянии охоты и собирательства Дес-ницкий не усматривает никаких признаков появления института собственности, то не находит в этом первоначальном состоянии и семьи. Здесь,

по мнению Десницкого, естественно господствует общее сожительство. В эту первую эпоху существования человеческого рода жена по слабости своего сложения не могла быть мужу помощницей, и потому семья была невозможна, супруга, не будучи помощницей, только бы обременила мужа [2].

Первая историческая форма брака появляется со времени скотоводства, когда многожёнство сменяет собою смешение полов. С установлением земледелия устанавливается единобрачие. Однако только с установлением наивысшего коммерческого состояния «женский пол не токмо уравнен мужскому, но в некоторых случаях и предпочтён оному» [2].

Схема С.Е. Десницкого, предусматривающая деление всей истории человечества на отдельные этапы, связывающая с этими этапами развитие института собственности и форм семьи, является значительным шагом вперед по сравнению с взглядами XVIII века.

Таким образом, знаменательно появление в трудах первого русского профессора юриспруденции нового историко-сравнительного метода при рассмотрении вопросов происхождения государства, собственности, семьи.

Мысль, высказанная Десницким об историческом характере института собственности и историческом характере семьи, и его попытка увязать вопросы появления в эволюции этих институтов с вопросами развития форм хозяйственного быта говорят о даровании и силе таланта русского учёного.

В основу взглядов С.Е. Десницкого на государство был положен экономический фактор. Он считал, что власть одних людей над другими проявляется как:

1) превосходство в качествах телесных, как-то: дебелость и крепость тела необыкновенная;
2) превосходство в качествах душевных, как-то: хитрость, проворство, предвидение, прозорливость;
3) превосходство в богатстве и изобилии всего [3].

Достижение «общего блага» в государстве, с

точки зрения Десницкого, — наивысшая цель общественного союза, и под этим подразумевается прежде всего экономическое процветание.

По Десницкому, государственная организация только тогда крепка, когда держится не простым насилием, а посредством достижения всеобщего процветания. Если то или иное государство представляет собой организацию, держащуюся лишь на насилии, оно недолговечно.

С.Е. Десницкий явился одним из первых русских учёных, работавших над оформлением принципиальных положений и основ науки государственного права.

«Натуральную» (т.е. практическую) юриспруденцию С.Е. Десницкий делил на четыре части. Первая часть её — это наука «о происшествии правлений в разные века и у разных народов», вторая — «о правах, происходящих в обществе от различного состояния и звания людей», третья часть

должна быть, по мнению Десницкого, посвящена разбору прав, происходящих от различных и взаимных дел между обывателями, и, наконец, четвёртая должна заниматься особо вопросами «полиции». Особенно большое внимание Десницкий уделяет первым двум разделам «натуральной юстиции».

Экстраполируя положения концепций Десницкого на реалии сегодняшней России, обратим внимание на тот факт, что в основу классификации науки государственного права он положил учение о правах человека.

Все права человека в соответствии с идеями «философского века» Десницкий делил на «природные» права граждан, куда он относил право пользоваться беспрепятственно своей жизнью, честью, здоровьем и собственностью, и права «приобретённые», связанные с сословным положением человека в обществе.

Все государственные учреждения России Дес-ницкий делил по чисто юридическому признаку на «публичных персон в собственном смысле», «политические корпорации» и «корпорации, преследующие социальные цели». «Публичными персонами», по Десницкому, являлись монарх и органы «совершительной и исполнительной власти» — Сенат, Синод и наиболее важные коллегии — военная, адмиралтейская и иностранных дел. Будучи защитником ограниченной монархии, Десницкий не признавал государство юридическим лицом, считая его объектом власти монарха, а не субъектом права.

С.Е. Десницкий в своей работе «Представление об учреждении законодательной, судителъной и наказательной власти» (1769 г.) защищал теорию разделения властей.

Проект реформы суда, предложенный С.Е. Дес-ницким почти за 100 лет до издания судебных уставов 1864 г., был, несомненно, прогрессивным.

В учении о наказании Десницкий проводит защиту гуманных идей смягчения наказаний.

Исполнительная власть, по проекту Десницко-го, должна была вручаться в губерниях воеводам, назначаемым непосредственно монархом.

Стремясь ограничить произвол местной администрации, Десницкий устанавливал судебную ответственность воевод перед губернским судом.

Гражданская власть, как называет Десницкий органы местного самоуправления, должна быть вручена купечеству. В Петербурге и Москве городская власть должна состоять из 73 лиц, из них 18 чел. — дворяне и 55 купцы. В губернских городах органы местного самоуправления должны состоять из 12 человек купцов и 5 дворян, избранных на два года.

Десницкий предлагал запретить законами продажу крестьян без земли, запретить помещикам

отрывать крестьян от земли и переводить их в дворовые. Вместе с тем он считал необходимым сохранить власть помещика над крестьянами в чисто полицейских целях для «благоразумия правления».

Десницкий предлагал отказаться от политики национального угнетения и проповедовал веротерпимость. Для создания наиболее оживлённых коммерческих связей между народами России он предлагал зачислить в число подданных Российской империи всех её представителей [4]. Таким образом, С.Е. Десницкий является характерным представителем просветительства в России. Выполнение его проектов должно было способствовать развитию общественных отношений в рамках Российской империи.

С.Е. Десницкий — региональный и самобытный учёный. В тот век, когда особенно процветали отвлечённые идеи школы естественного права, а «Общественный договор» Руссо был «последним словом» политической науки в Европе, Десницкий выступил со своим самостоятельным и оригинальным учением.

В научных правовых, духовных, политических взглядах, концепциях С.Е. Десницкого как в капле воды отразились наиболее яркие особенности русского Просвещения.

Важной особенностью этого явления было то, что славя разум, борясь против невежества, необразованности, русские просветители оставались на позициях истинного христианства.

Примечательной чертой российских просветителей, таких, как С.Е. Десницкий, был их ярко выраженный патриотизм.

Победа в Северной войне выдвинула Россию в число великих держав, что позволило русским людям по-новому осознать значимость своей нации.

Вместе с тем крепостничество, культурная отсталость России рождали горькие чувства, поэтому российские просветители не уставали говорить о нераскрытых творческих способностях нации.

Русские деятели настаивали на том, что необходимо усилить просветительскую роль государства и права, создать всеобщую разветвлённую систему образования с целью духовного просвещения русского народа.

Литература

1. Десницкий С.Е. Юридическое рассуждение о начале и происхождении супружества у первоначальных народов и о совершенстве, к какому оное приведенным быть кажется последовавшими народами просвещенейшими... говоренное... июня 30 дня 1775 г. // Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века. Т. I. М., 1998. С. 25, 48, 61.
2. Кацапова И. Русская школа права: П. И. Новогородцев о необходимости этико-нормативного анализа права // Вопросы философии. 2003. № 4. С. 152-162.
3. Осин В.Н. Общепризнанные социальные ценности (свобода, право, права и свободы, государство) и правовой менталитет // Вопросы философии. 2012. № 9. С. 46-55.
4. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.
РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ НАТУРАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ ДУХОВНЫЙ МИР РОССИЙСКИЙ ПРАВОВОЙ МЕНТАЛИТЕТ С.Е. ДЕСНИЦКИЙ s.e. desnitsky russian enlightenment human rights and freedoms natural justice
Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов