Спросить
Войти

Управление активами / пассивами и миссия банка

Автор: указан в статье

© 2003 г. И.А. Бойко, А.В. Калтырин УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ / ПАССИВАМИ И МИССИЯ БАНКА

Эффективное использование ресурсов коммерческих банков - важнейшая проблема современной российской банковской практики и одновременно достаточно сложная тема отечественной банковской теории.

Как отмечают многие исследователи, современное банковское дело -динамичный процесс [1]. Анализ управления банковскими ресурсами целесообразно осуществлять с учетом их воспроизводственной, макроэкономической составляющей [2]. И банковская система, и коммерческие банки - часть структурной решетки экономики, где стоимостная, денежная форма выступает результирующей [3]. Будучи предприятиями по организации и осуществлению движения финансовых ресурсов, банки играют первостепенную роль в превращении частных действий всех участников различных экономических отношений в определенную систему. Они представляют собой единственный институциональный механизм осуществления прямых связей во всей цепи экономических отношений и по каждому конкретному их направлению с функцией формирования единой для страны денежной инвестиционной системы и единого механизма накопления.

Банковский сектор во многом определяет возможные пути и перспективы развития экономики страны.

Сначала кредитно-финансовые системы развивались как кредитные, ориентированные на создание банковского ядра (кредитно-банковские), сегодня они превратились в кредитно-рыночные, где ядром становятся кредитные инструменты и орудия обращения денежно-финансового рынка. В научной литературе эти два типа систем получили название банкоориентированных и марк(рыночно)- ориентированных.

И хотя в целом финансовую структуру экономики России можно охарактеризовать как банковскую финансовую систему, в условиях стабильного экономического роста начинают проявляться признаки рыночной финансовой системы. «Банки все больше выступают в качестве посредников между субъектами хозяйственных отношений, а не компаний, преимущественно осуществляющих спекулятивные операции на валютном рынке и рынке государственных долговых обязательств» [4, с. 14]. Так, «в начале 2001 г. суммарная капитализация российского фондового рынка составляла около 50 млрд дол., или 19,4 % ВВП, а к началу 2002 г. она достигла уже 90 млрд дол., или 30,6 % ВВП» [5]. В то же время удельный вес суммарного объема банковских кредитов в номинальном ВВП был ограничен узким диапазоном от 13 до 16 % [5]. Однако, несмотря на значительную капитализацию фондового рынка России, он не играет значительной роли в формировании инвестиций в экономику в силу недостаточности своего участия в функции перераспределения ресурсов от домохозяйств к хозяйствующим субъектам и отсутствия внешних источников инвестиций.

Макроэкономические условия развития российской экономики, в том числе банковской системы, в настоящее время характеризуются снижением в реальном выражении средств, привлеченных от предприятий; ускоряющимся притоком сбережений населения; стагнацией общего объема ресурсов, аккумулируемых банками; стагнацией абсолютно ликвидных банковских активов; сокращением вложений в иностранные финансовые инструменты; устойчивым ростом кредитов нефинансовым предприятиям; быстрым расширением собственного капитала банков [6].

Все это увеличивает нагрузку на банковскую систему России, повышает спрос на банковские кредиты. Но в сфере банковского кредитования возникла довольно противоречивая ситуация. С одной стороны, для дальнейшего роста реальному сектору экономики остро необходимы инвестиции, с другой - нельзя не отметить замедление темпов выдачи кредитов и понижательный тренд кредитных ставок. Таким образом, перспективы экономического роста России зависят от успехов развития банковской системы, которая «становится одним из гарантов сохранения тенденции к повышению монетаризации экономики, развитию производства и расширению инвестиционной активности» [4, с. 25].

Последние тенденции в современной сфере финансовых услуг, куда все больше и больше устремляются и банки, связаны с тем, что былая специализация постепенно уступает дорогу универсализации и большей однородности, или даже слиянию финансовых институтов и рынков. Конечно, не стоит преувеличивать значение этого процесса для России. Но необходимо помнить, что с самого возникновения новые российские банки формировались как универсальные и большинство тенденций развития мировых финансов и банков все значительнее затрагивают и их. Все это выдвигает на первый план вопрос о надежности и доверии к банковской системе и банкам, поэтому в высшей степени актуализируется вопрос управления активами и пассивами коммерческих банков и рисками, связанными с этим управлением.

Как бы ни была сложна и противоречива среда, в которой приходится функционировать, какими бы серьезными ни были непредсказуемость и колебания отечественных денежного и финансовых рынков, коммерческие банки не могут развиваться без конкретных целей и определенных путей. Их руководство и менеджеры разрабатывают тактические и стратегические планы развития и отслеживают выполнение, внося коррективы.

Вопрос управления активами и пассивами (УАП) в современных условиях приобретает особую остроту, не только из-за того, что от эффективности использования ресурсов банка зависит основной финансовый показатель его деятельности - прибыль, а потому, что в настоящее время финансовая система России претерпевает ряд структурных изменений, ведущих к переходу от банкоориентированной к рыночноориентированной.

Сейчас каждый банк по-своему строит работу по ресурсному управлению [7]. Это связано как с различными сегментами рынка, на которых он работает, так и с отсутствием общепринятой методики УАП. Каждый участник рынка сам, используя идеи банковского менеджмента, разрабатывает данную проблему, учитывая особенности своего функционирования и положения на рынке банковских услуг. Банковский менеджмент можно охарактеризовать как процесс управления банком путем постановки целей и разработки способов их достижения. УАП представляет собой составную часть управления. Банковская деятельность - настолько специфическая сфера бизнеса, что это неизбежно отражается на содержании банковского менеджмента, включающего планирование, анализ, регулирование и контроль. Общее планирование предполагает моделирование предстоящего будущего банка: сферу, масштабы и результаты его деятельности в соизмерении с ресурсами и затратами. Планирование означает составление перспективных и текущих планов-прогнозов, позволяет взаимоувязать все стороны работы банка через сводные показатели, определить направления поиска новых сфер и методов деятельности в условиях конкуренции на рынке. Анализ производится с целью оценки деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе сравнения фактически достигнутых результатов с прогнозами, результатами истекших периодов и с результатами лучших банков. Регулирование в системе банковского менеджмента связано с необходимостью постоянного учета наличия государственного надзора за деятельностью коммерческих банков, предусматривающего ряд принципиальных требований к лицензированию банков, ограничению сфер их деятельности, достаточности капитала, ликвидности, формированию обязательных резервов. Контроль в банковской деятельности подразделяется на внешний (Банк России; внешние аудиторы) и внутренний (организуется самим банком), а сфера банковского менеджмента - на финансовый менеджмент и управление персоналом. Первый охватывает управление движением денежного продукта, его формированием и размещением в соответствии с целями и задачами конкретного банка и включает банковскую политику, маркетинг, управление активами/ пассивами, ликвидностью, доходностью, собственным капиталом, кредитным портфелем, банковскими рисками, создание информационной системы [8].

Воспользуемся предложенными в литературе схемами процесса банковского менеджмента [8, 9], и, модифицировав и по возможности объединив их, покажем место управления активами/пассивами в нем (рис. 1).

ПРОЦЕСС БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В том числе Финансовый менеджмент технологии/операции

• Доступ к капиталу

• Управление активами/ пассивами/ ликвидностью

• Управление рисками

• Управление капиталом

• Управление кредитным портфелем Менеджмент персонала

• Мотивация труда

• Подготовка и расстановка кадров

• Оплата труда

• Принципы общения Банковский маркетинг

• Предложение продуктов

• Обслуживание потребителей

• Сегментация

• Искусство маркетинга

ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА, в том числе организация осуществления активных и пассивных операций

ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Стратегическое Оперативное, в том числе актив/пассивных операций

ФУНКЦИЯ КООРДИНАЦИИ КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА, в том числе координация взаимодействия ссудных операций со всеми операциями банка

ФУНКЦИЯ МОТИВАЦИИ МОТИВАЦИЯ БАНКОВСКОГО ПЕРСОНАЛА

ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ БАНКОВСКИЙ конТРОЛЬ, в том числе контроль за активными и пассивными операциями

Рис. 1. Управление активами/пассивами как составная часть процесса банковского менеджмента

Задачей менеджмента является установление целей, ради достижения которых формируется, работает и развивается организация как целостная система. Воспользуемся описанием процесса менеджмента в интересующем нас аспекте. Целевая функция начинается с определения общей цели предприятия. Управление активами/пассивами банка предполагает взаимоувязывание первой с ведущими характеристиками финансовых рынков, развитие конкурентных стратегий и планов для их реализации как важнейшего условия сохранения жизнеспособности. Основная задача координации состоит в достижении согласованности всех звеньев банка путем установления рациональных связей. Управление финансами заключается в создании систем управления ликвидностью и обязательствами, активами и обязательствами, а также рисками. Достижение оптимального соотношения между риском и доходом банка - главная стратегическая задача управления его активами. Цель банка - получить норму прибыли, необходимую ему для дальнейшей капитализации и развития, и поддержание при этом требуемого уровня ликвидности. Основными компонентами ликвидности принято считать: в части пассивов - наличие хорошо диверсифицированной депозитной базы (по срокам, партнерам, инструментам и рынкам); в части активов - оптимизацию структуры активов путем создания портфеля высоколиквидных активов, приносящих доход (кредиты и ценные бумаги) [10, с. 40].

Дж. Синки-мл, исходя из международной практики, выделяет три подхода к деятельности коммерческого банка с точки зрения различных форм банковского менеджмента: банк как портфель, или баланс, информационный процессор и фирма финансовых услуг. В отечественной практике распространены первый и третий. Согласно первому, финансовые активы в основном находятся в форме банковских требований к различным контрагентам, финансируемым преимущественно из средств на депозитах. Инвестиционные портфели банков, представленные разнообразными активами - ценными бумагами, недвижимостью, депозитами, - анализируются в аспекте ожидаемого риска и дохода с учетом балансовых оценок: А + П = СК, где А - активы; П - пассивы; СК - собственный капитал. В системе банковского менеджмента используется трехстадийный подход к управлению банковским балансом [11, с. 48]. На первой стадии рассматриваются управление банковскими активами, пассивами и капиталом; на второй - названные зоны управления подразделяются на более узкие и конкретные области; на третьей - результируется целевое назначение управления в максимизации ценности банка. Управление активами и пассивами в этой системе включает глобальный подход на первой стадии, координацию специфических функций - на второй, и достижение стратегической цели - на третьей.

При рассмотрении банка как фирмы финансовых услуг предполагается управление услугами трех видов: трансакционными (расчетные операции), портфельными (выдача займов и прием депозитов), а также по сбору и обработке информации. Исходя из вышесказанного, может показаться, что проблемы и процесс УАП в банковском менеджменте имеют не первостепенное значение. Но это не так. Как инструмент банковского менеджмента оно и связанное с ним управление банковским балансом выполняют много диалектических функций и конкретных ролей. В рамках банковского менеджмента УАП в первую очередь ориентировано на краткосрочную перспективу и связано с каждодневной работой по управлению банковским балансом. Основная цель УАП в финансовом плане -максимизация доходности и минимизация рисков. В среднесрочной перспективе УАП - составная часть процесса годового планирования. Управление риском является одной из ключевых функций стратегического управления банком, пронизывающих все направления банковской деятельности и УАП, и имеет непосредственное отношение к управлению финансовыми рисками [12, с. 52].

Снижение влияния фактора риска реализуется посредством разработки систем управления им, позволяющих выявить, локализовать, измерить и проконтролировать тот или иной вид риска и тем самым минимизировать его влияние. Управление риском состоит из ряда элементов (рис. 2) и реализуется через конкретные способы и мероприятия, осуществляемые на уровне стратегического управления и организационных подразделений или в рамках взаимодействия ряда подразделений для контроля риска при той или иной сложной операции. Как видим, УАП занимает в ней важное место.

В распоряжении банка имеется множество общих и специфических подходов, методов и методик управления отдельными видами риска, предлагаемых наукой и практикой банковского дела. Однако кредитные организации значительно отличаются друг от друга, этим и обусловливается их способность управления риском: «Задача выработки оптимальной методики неразрешима в принципе, так как каждый банк по-своему уникален и ориентирован на свою нишу на рынке, возможности своих работников, годами наработанные связи, устоявшийся круг ключевых операций» [12, с. 80]. Существуют многочисленные подходы к управлению риском, и их выбор определяется конкретными особенностями организации. В условиях постоянных принципиальных изменений в банковской отрасли внедрение финансовых инноваций, обеспечение данных процессов и локализация сопутствующих им рисков становятся важнейшими факторами устойчивости кредитных организаций в долгосрочном плане. Без УАП в этой деятельности никак не обойтись, тем более, что само управление предполагает тесное взаимодействие с важнейшими подразделениями коммерческого банка. Примерная схема взаимодействия подразделений банка при оценке риска активных операций приведена ниже (табл. 1).

Таблица 1

Взаимодействие подразделений банка при оценке риска активных операций

Кредитное управление Валютное управление Экономическое управление Управление рисков и о м о о я Л я я "о М ^ 2 О Я « я <и <и £ 4 Я Л 2 Л Л С Управление операций на фондовом рынке Управление экономической безопасности

Виды валюты + + + + +

Вид обеспечения + + +

Форма ценообразования (фиксированная / плавающая % ставка; купонная / дисконтная ценная бумага) + + + +

Отрасль заемщика + + + +

Экономическая и финансовая репутация заемщика + +

Срок вложения + + + + + +

Установление лимитов вложений +

Данная схема хорошо иллюстрирует, что реализация функции контроля за риском предполагает использование различных систем управления им, применения ряда методик и является результатом каждодневной деятельности конкретных подразделений банка. Для точного учета риска большинство операций рассматривается с разных позиций. Как и само УАП, управление рисками при их осуществлении предполагает тесное взаимодействие различных подразделений банка, а комитеты по УАП -«наиболее важная управленческая группа, занятая важнейшей функцией банка»[11, с. 393].

Исходя из этого, можно представить себе роль УАП в банковском менеджменте. Она напрямую связана с целевой функцией управления банком и, следовательно, должна обязательно находить неформальное отражение в том, что обычно обозначается такими понятиями, как «политика», «философия», «миссия» банка. В современных условиях это происходит не всегда, или даже чаще всего не происходит, хотя все больше и больше становится актуальным из-за разительных изменений в структуре и архитектуре как банковского сектора, так и других финансовых рынков [13]. Именно поэтому УАП банка как центральная проблема управления банком должно в современных условиях четко коррелировать с философией или миссией банка.

Целевая функция управления банком начинается с установления общей цели банка. В ней обычно определяется статус банка, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, даются самые важные характеристики организации [14]. Считается, что миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, так как в целом должна выражать устремленность в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут приоритетными. Но в современных условиях, как мы пытались показать выше, вопрос УАП коммерческого банка приобретает новое звучание, новое видение. Будучи центральным звеном механизма успешности и технологий всей банковской деятельности, УАП напрямую связывается с проблемой надежности и доверия к коммерческим банкам и кредитнофинансовой системе страны. Именно посредством грамотного и современного, т.е. понимаемого широко и глобально УАП, банк может способствовать решению проблемы усиления надежности и доверия к банкам и банковской системе. Но реальные результаты принесет не декларация, а соответствующая организация этой деятельности в самом банке, формирование отношения к данному вопросу как части профессиональной культуры банка, рассматриваемого как фирма финансовых услуг. Миссия банка напрямую связана с культурой банка как организации. Прав Дж. Син-ки-мл.: «Банки, не желающие или неспособные к эволюции из-за архаичных правил, вероятно, долго не просуществуют» [11, с. 1]. Банки существуют для того, чтобы оказывать различного рода банковские услуги, и представляют собой сложную систему, состоящую из различных подсистем - технологической, административной, социальной и т.д. Но наряду с оказанием услуг они производят различные ценности, символы и в этом смысле представляют собой культурное пространство. Культура в данном случае рассматривается как одна из подсистем. Но это не обычная подсистема, а наиболее важная, выполняющая функции адаптации организации к окружающей среде и идентификации его сотрудников. Именно она исполняет цементирующую роль для всех других подсистем организации и выражает определенные коллективные представления о целях и способах предпринимательской деятельности организации. Это особенно важно для банка. Способность организации создавать ключевые ценности, которые объединят усилия всех структур, по мнению современных социологов, является одним из самых глубоких источников процветания организации [15]. Формирование ключевых ценностей, или принципов деятельности организации, имеет своей главной целью создание в окружающей среде и в глазах сотрудников ее определенного образа, или имиджа. Эти принципы, объединенные в систему, составляют «кредо» организации, ее «символ веры». И несмотря на то, что культура организации может быть многообразной, ее следует рассматривать как взаимодействие разнородных и зачастую противоречивых элементов, имеющих единый, результирующий, объединяющий, идентифицирующий вектор. Применительно к вопросу об УАП коммерческого банка и его важности в свете вышерассмотренных аспектов, миссия банка должна быть сформулирована так: посредством современных технологий управления - к надежности, стабильности и доверию.

Но если проблема УАП банка в теории банковского менеджмента занимает достойное место, то на практике обстоит несколько иначе. «В настоящее время банковский менеджмент и его составные элементы рассматриваются зачастую с эмпирической точки зрения, т. е. описательно, без учета принципов и положений, выработанных наукой об управлении» [10, с. 35], и, как уже указывалось выше, каждый банк по-своему строит работу по ресурсному управлению. Опыт каждого коммерческого банка полезен и интересен, может и должен изучаться и обобщаться. Нет сомнения, что «все больше отечественных банков достигает той степени зрелости как в плане объема, так и в плане сложности операций, при которой концепция управления активами и пассивами становится одной из наиболее актуальных проблем управления» [12, с. 155]. В банковском сообществе все ощутимее формирование «рыночного взгляда» на содержание банковской деятельности как одного из важнейших условий преодоления кризиса банковской системы и оживления экономики в целом [16]. Однако не все современные российские коммерческие банки, даже крупные, способны стать плацдармом опыта, пригодного для изучения и обобщения. В практике их управления современные тенденции по тем или иным причинам учитываются слабо. Ни по размеру капитала и привлеченных средств, ни по филиальной сети, ни по месту и роли в российской экономике или экономике отдельных регионов, ни по своей короткой истории они не являются удовлетворительным объектом исследования. Но из сказанного не следует, что приемлемого для анализа объекта в российской банковской системе нет. При всей неоднозначности, критике, спорности и полемичности высказываемых мнений таким банком может считаться Сбербанк России.

В целом, как отмечается в литературе, банковская система играет сравнительно незначительную роль в экономике Российской Федерации [17, с. 8]. Сравнив отношение ключевых объемных показателей банковской деятельности (активов, кредитов экономике, депозитов) с ВВП страны, найдем этому подтверждение. Практически для всех более или менее развитых стран банки имеют гораздо большее значение. По данным А.В. Суворова, соотношение общих активов и ВВП оценивается в 40 %, что является довольно низким показателем (для сравнения - в Чешской Республике величина этого соотношения составляет 135 %) [18]. Особенно низок вклад банков в снабжение экономики кредитными ресурсами. В общей величине инвестиций он составляет 4-5 % из-за малого потенциала банковского капитала [19]. Вялое участие банков в кредитовании экономики - результат не только неготовности банкиров принимать на себя кредитные риски, но и нежелания экономических субъектов размещать свои средства в кредитных организациях [17, с. 41]. В современных условиях «Сбербанк, воспринимаемый населением как единственный надежный банк», продолжает активно работать на всех сегментах финансового рынка (табл. 2) [20].

Таблица 2

Сбербанк в соотношении с действующими кредитными

организациями (удельный вес, %) [21]

Показатели 1.01.01 1.04.01 1.07.01 1.10.01 1.01.02

Активы 25.4 25.5 25.3 26.5 26.5

Депозиты физических лиц 76.5 75.8 74.8 73.9 72.1

Остатки на расчетных, текущих и прочих счетах клиентов 18.8 17.3 17.1 17.1 16.7

Вложения в государственные долговые обязательства 56.6 58.1 61.0 63.0 62.7

Кредиты реальному сектору экономики 31.6 30.6 29.3 29.8 30.7

Кредиты банкам 6.5 13.3 13.6 9.9 0.5

Анализ кредитной активности крупнейших банков России, проведенный центром экономического анализа «Интерфакс», свидетельствует, что на первом месте по инвестиционной активности, будь то кредиты промышленности или населению, стоит Сбербанк. Причем в 2001 г. объем кредитования, осуществляемый им и его отделениями по всей стране, увеличился на 22,2 %. Сбербанк, один из немногих, наращивает кредитование реального сектора в значительных масштабах. Конечно, все это не позволяет недооценивать место и роль Сбербанка в российской банковской системе. Конструктивные подходы к формированию современной стратегии инвестирования развития производственной сферы российской экономики содержатся в статусных документах и концептуальных наработках Сбербанка, и в первую очередь в принятой годовым собранием акционеров в июне 2000 г. «Концепции развития Сбербанка России до 2005 г.». В данном документе подчеркивается приоритетность его участия в решении актуальных и сегодня общенациональных задач оздоровления денежно-кредитных отношений, развития отечественной экономики, участия в крупных государственных проектах, имеющих важное социальное значение [22]. В этом же документе миссия банка сформулирована как раз в том ключе, о котором специально говорилось ранее. Сбербанк России, как мы видели выше, небезосновательно осознает себя лидером банковской системы России, основой ее стабильности и надежности [22, с. 15]. Присутствие Сбербанка во всех секторах рынка банковских услуг делает его альтернативой любому другому банку России и обеспечивает функционирование банковской системы страны в любых условиях. Сбербанк России - банк общенационального масштаба, лицо банковской системы России на международном рынке, он обеспечивает формирование экономической политики и оказывает влияние на макроэкономические процессы в стране, осуществляет реализацию экономически эффективных программ развития. Значительная филиальная сеть и использование передовых технологий призваны обеспечить доступность Сбербанка в любой точке страны. Миссия банка - удовлетворение потребности каждого клиента, в том числе частного, корпоративного и государственного, на всей территории России в банковских услугах высокого качества и надежности, обеспечение устойчивого функционирования российской банковской системы, сбережения вкладов населения и их инвестирование в реальный сектор, содействие развитию экономики России [22].

Таким образом, как важнейшая классическая составляющая любого банковского предпринимательства УАП Сберегательного банка России выполняет не только микроэкономическую функцию тактического поведения банка в поисках верного пути по «лезвию» прибыльность-ликвидность, но и макроэкономическую - формирование устойчивости

функционирования банковской системы России и через создание доверия

и надежности оказание содействия в развитии экономики страны.

Литература

1. Роуз П.С. Банковский менеджмент. М., 1995. С. 19 - 21.
2. Калтырин А.В. Банки и воспроизводственный процесс. Шахты, 1996.
3. См.: Мировое капиталистическое хозяйство и развивающиеся страны: закономерности и противоречия воспроизводственного механизма / Под ред. Н.С. Бабинцевой. Л., 1988.
4. Воронцов И. Российская банковская система на этапе экономического роста // Банковское дело. 2002. № 11. С. 14.
5. Моисеев С.Р. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики // Финансы и кредит. 2002. № 18(108). С. 47.
6. Солнцев О.Г., Хромов М.Ю. Тенденции развития банковской системы в четвертом квартале 2001 г. - первом квартале 2002 г. // Финансовые рынки. 2002. Т. 10. № 8. С. 318.
7. Курочкин А.В. Основы управления ресурсами коммерческого банка в современных условиях // Финансы и кредит. 2000. № 5. С. 6.
8. Основы банковского менеджмента / Под ред. О.И. Лаврушина. М., 1995.
9. Там же. С. 11; Суская Е.П. Управление ссудными операциями как составная часть банковского менеджмента // Деньги и кредит. 1998. № 2. С. 37; Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации. М., 1997. С. 53.
10. Суская Е.П. Указ. соч. С. 40.
11. См.: Синки Дж.-мл. Управление финансами в коммерческих банках. М.,
1994. С. 48.
12. Банковское дело: стратегическое руководство. М., 1998. С.52.
13. См., например: Полищук А.И. Кредитная система: научные и «человеческие» суждения // Бизнес и банки. 2002. № 18. С. 1 - 7; Синки Дж.-мл. Управление финансами ... Гл. 1 - 2; СоросДж. Новая глобальная финансовая архитектура // Вопросы экономики. 2000. № 12. С. 56 - 84.
14. См.: Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина.

М., 1996. С. 39 - 41.

15. См., например: Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж, 1995. С. 48 - 58.
16. См.: Семенюта О.Г. Инвестиционные кредиты и стабилизация банковской системы // Донские ведомости. 1996. № 46. С. 7.
17. См.: Роль банков в экономике России // Финансы и кредит. 1998. № 1. С. 8.
18. Суворов А.В. Основные пути развития российской банковской системы// Финансы и кредит. 1998. № 7. С. 61.
19. Анискин Ю. Инвестиционная активность и экономический рост // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 4. С. 80.
20. Перотти Э., Швец Ю. Реструктуризация банковской системы: стратегия устойчивого развития // Деньги и кредит. 1999. № 11 С. 11.
21. Состояние банковского сектора Российской Федерации в 2001 году // Мір://%&%&%г.сЬг.ги/апа1і1;іс8/Ьапк_8І8Іет/ргіп1;.а8р?1ї1е=2001_Ьапк_8ес1;_р2.Ьіт.
22. Концепция развития Сбербанка России до http://www.sbrf.ru/ruswin/concept/fr2005a.htm/ с. 2.

Юго-Западный банк Сбербанка России,

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса

2005 года.
11 февраля 2003 г.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты