Спросить
Войти

О порядке чтения Евангелия за Божественной литургией в свете рекомендаций Поместного Собора 1917–1918 гг.

Автор: указан в статье

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. № 4(24). 41-129

ИССЛЕДОВАНИЯ

•БОГОСЛОВИЕ

УДК 243+249

DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10403

А. А. Андреев

О ПОРЯДКЕ ЧТЕНИЯ ЕВАНГЕЛИЯ ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ В СВЕТЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПОМЕСТНОГО СОБОРА 1917-1918 ГГ.*

Аннотация. Отдел о богослужении, проповедничестве и храме Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-18 гг. рекомендовал использование в Русской Церкви т. н. воздвиженской отступки — т. е. такого порядка чтения Евангелия за Божественной литургией, при котором чтение Евангелия от Луки начинается после праздника Воздвижения, — и высказал мнение о необходимости увидеть в печати таблицы, позволяющие выбрать необходимые апостольское и евангельское чтения, с учетом «отступки», для любого дня любого богослужебного года. Хотя с 1960-х годов воздвиженская отступка указана в календарях и Богослужебных указаниях, издаваемых Московской Патриархией, таблицы, указывающие порядок чтения Евангелия, так и не были разработаны, что часто приводит к недоразумениям по поводу выбора чтений. В греческой богослужебной практике известны таблицы Эммануила Глизония, разработанные в XVI в., которые указывают поря* Автор выражает признательность Даниилу Олсону (Daniel Olson) за плодотворную дискуссию и существенные комментарии к этой статье.

© А. А. Андреев, 2018

41

док чтения Евангелия на каждый пасхальный год. Однако эти таблицы не решают до конца все вопросы, связанные с переносами чтений, не учитывают все возможные комбинации пасхальных годов, а также отражают ряд своеобразных перестановок, которые не вошли в русскую богослужебную практику и известны только в греческой традиции. В данной статье объясняется проблематика распределения апостольских и евангельских зачал в течение богослужебного года с учетом указаний, зафиксированных в Типиконе и Богослужебном Евангелии. В статье предоставляются разработанные автором таблицы, позволяющие найти необходимое апостольское и евангельское зачало для любого дня любого года. Таблицы учитывают зафиксированные в богослужебных книгах указания, а также отражают тот принцип, что все указанные в Лекционарии зачала должны быть, по возможности, прочитаны в течение года без пропусков и без повторений. В отличии от таблиц Глизония, предлагаемые в статье таблицы учитывают все возможные комбинации пасхальных годов. Таблицы созданы путем расчета на персональном компьютере распределения зачал для всех годов «великого миротворного цикла». Материал будет полезен как для составителей календарей, так и для священнослужителей и уставщиков.

Цитирование. Андреев А. А. О порядке чтения Евангелия за Божественной литургией в свете рекомендаций Поместного Собора 19171918 гг. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. № 4 (24). С. 41-129. Б01: 10.24411/2224-5391-2018-10403

1. Введение

В год, когда Русская Православная Церковь вспоминает столетие исторического Поместного Собора 1917-18 гг., уместно обратить внимание на некоторые рекомендации Собора и посмотреть, как они могут быть воплощены в церковной жизни. Работа Поместного Собора проходила в его отделах. Одним из таких отделов, самым многочисленным по числу участников, был Отдел о богослужении, проповедничестве и храме, документы которого опубликовал А. Г. Кравецкий1. Данный отдел об1 кравецкий а. Г. Священный Собор Православной Российской Церкви: из материалов Отдела о богослужении, проповедничестве и храме // Богословские труды. 1998.

суждал проблемы богослужебной практики и выработал ряд рекомендаций, о которых должен был сообщить пленуму Собора. Они вошли в Доклад Отдела «Об упорядочении богослужения»2. По причине преждевременного закрытия Собора этот доклад не обсуждался на пленуме, но дважды обсуждался на Епископском совещании и был передан Священному Синоду для приведения в исполнение3.

В Докладе сообщается среди прочих рекомендаций о необходимости введения в богослужебную практику Русской Церкви т. н. воздвиженской отступки, т. е. практики чтения евангельских зачал за литургией в таком порядке, чтобы «рядовое чтение Святого Евангелия от Луки непременно начиналось с понедельника седмицы по Воздвижении», в целях чего Отдел указывал на необходимость «при новом издании богослужебного Евангелия соединить вместе и исправить уставные статьи о евангельских чтениях и таблицы этих чтений»4. Последующие трагические события гражданской войны и постигших Православную Церковь в России гонений воспрепятствовали воплощению на практике этой рекомендации. Только после созыва Календарно-богослужебной комиссии в 1956 г. порядок чтения Евангелия с воздвиженской отступкой был указан в Богослужебных указаниях на 1957 г. Однако попытка ввести эту практику вызвала недоразумения на местах, о которых сообщается в составленном в 1958 г. докладе священноисповедника Афанасия (Сахарова) митр. Николаю (Ярушевичу)5. В 1958 г. Комиссия была распущена, а в результате возникших недоразумений по поводу «воздвижнеской отступки» патриарх Алексий I постановил не придерживаться этой практики. В 1963 г. председатель Издательского отдела митр. Никодим (Ротов) вновь ввел воздвиженскую отступку в календари, издаваемые Московской Патриархией6. Хотя в последующее время календари и БоТ. 34. С. 202-388.

2 Его текст см.: Там же. С. 319 и далее.
3 Там же. С. 323.
4 Там же. §18. См.: Кравецкий А. Г. Священный Собор Православной Российской Церкви: из материалов Отдела о богослужении, проповедничестве и храме. С. 323.
5 Текст опубликован в работе: Кравецкий А. Г. Календарно-богослужебная комиссия (1957-1958) // Ученые записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова. 1996. Т. 2. С. 171-210 (здесь см.: с. 189 и далее).
6 Там же. С. 198.

гослужебные указания издаются с учетом воздвиженской отступки, необходимые таблицы с указанием порядка евангельских чтений для каждого года так и не появились в печати, а из года в год могут возникать недоразумения по поводу правильного исполнения предписаний Устава о порядке евангельских чтений.

2. Вопрос о воздвиженской отступке в литературе до и после Поместного Собора

Вопрос о воздвиженской отступке поднимался в церковной печати в начале XX в., особенно ввиду выпавшей в 1915 г. самой ранней Пасхи (22 марта), породившей недоразумения о порядке чтения Евангелия в сентябре 1915 и январе 1916 гг. На местах появились рекомендации правящих архиереев, далеко не всегда одинаково решающие этот вопрос, а также разъяснения литургистов. Например в киевском Проповедническом листке появляется статья (под редакцией М. Н. Скабаллановича), объясняющая, что чтение Евангелия от Луки должно начинаться не раньше праздника Воздвижения и предлагающая (противоречащую этим объяснениям!) таблицу чтений7. Более пространная статья свящ. А. Говоркова дает оправдание воздвиженской отступке (автор связывает воздвиженскую отступку с переходом на зимнее расписание чтения кафизм) и указывает на противоречия между Типиконом и Сказанием евангельским, помещенным в Богослужебном Евангелии8. Самым существенным вкладом в разработку данного вопроса послужила статья П. П. Мироносицкого9. К проблеме противоречия уставных указаний автор подошел как филолог, отыскав в греческих рукописях текст Сказания евангельского и прояснив темные места славянского перевода. Далее автор подробно разобрал проблему практической реализации отступки, указав на сроки, в которые должно начинаться чтение Евангелия от Луки, и на то, какие чтения должны читаться после Богоявления, если, по случаю поздней грядущей Пасхи, еще остаются воскресные дни до Недели о мытаре и фарисее.

7 См.: скабалланович М. Н. Об отступках в чтении Евангелий в нынешнем году // Проповеднический листок. 1915. Т. 11. С. 265-274.
8 См.: Говорков а., свящ. Устав рядовых евангельских и апостольских чтений // Руководство для сельских пастырей. 1916. Т. 22. С. 34-47, 66-77.
9 Мироносицкий П. П. О порядке церковных чтений Евангелия (по поводу отступок текущего года) // Прибавления к церковным ведомостям. 1916. Т. 7. С. 212-218, 250-257.

Статья П. П. мироносицкого стала классическим пособием для истолкования проблемы воздвиженской отступки и впоследствии неоднократно переиздавалась как в Советском Союзе, так и в русской эмиграции, причем часто без указания имени автора10. В связи с возвращением отступки в календари Московской Патриархии в 1963 г. появилась новая статья П. В. Уржумцева, в которой наглядно объясняется структура богослужебного года и приводится таблица дат разных Недель по Пятидесятнице для каждого пасхального года11. В 1970 г. появилось еще одно разъяснение воздвиженской отступки, на этот раз принадлежащее перу Н. Д. Успенского, которое уже не касается подробностей устава, но дает новое объяснение причинам существования воздвиженской от-ступки: автор объясняет уставное указание начинать чтение Евангелия от Луки после праздника Воздвижения тем, что как раз в это время года в церковном календаре отмечаются события, связанные с Рождеством христовым, о которых повествует евангелист Лука, начиная с праздника Зачатия Иоанна Предтечи (23 сентября)12.

Несмотря на наличие немалого количества работ по этой теме вопрос с воздвиженской отступкой нельзя считать исчерпанным. Остаются совершенно не раскрытыми исторические истоки и литургико-богословский смысл воздвиженской отступки. Но даже и практическая сторона этого вопроса не разработана до конца. Приведенные П. В. Ур-жумцевым таблицы только указывают на даты Недель по Пятидесятнице, но так как они не учитывают дату следующей Пасхи, то и не могут дать однозначной схемы распределения евангельских зачал. К примеру, если Пасха выпадает на 2 апреля13, то таблица сообщает, что 35-я Неделя по Пятидесятнице выпадает 21 января. При этом, в случае, когда следующая Пасха будет поздняя (22 апреля, как это было в 2012 году), в это воскресенье должно читаться евангельское чтение с 16-й Недели по Пятидесятнице, т. к. до Недели о мытаре и фарисее остается еще три

10 Напр.: О порядке церковных чтений Евангелия // Журнал Московской Патриархии (далее — ЖМП). 1956. № 12. С. 16-25.
11 Уржумцев П. В. Годичный круг евангельских чтений // ЖМП. 1963. № 9. С. 65-71.
12 Успенский Н. Д. О сентябрьской преступке евангельских чтений // Православный церковный календарь на 1971 год. М.: Изд. Московской Патриархии, 1970. С. 48.
13 Во избежание путаницы все даты в статье приводятся согласно юлианскому календарю («старому стилю»).

воскресенья. Но если следующая Пасха будет ранняя (25 марта, как это будет в 2085 году), то тогда на 21 января уже выпадет Неделя о блудном сыне. Очевидно, что для корректного распределения зачал недостаточно знать лишь дату 33-й и последующих Недель по Пятидесятнице — нужно еще заранее просчитать (до наступления сентября, чтобы правильно выполнить отступку), как эти недели соотносятся с началом периода пения Постной Триоди. К тому же ни в статье П. В. Уржумцева, ни в более пространной работе П. П. Мироносицкого не разобран вопрос о порядке субботних зачал, который также зависит от воздвиженской от-ступки, причем в зависимости от дней, на которые выпадают праздники Воздвижения, Рождества Христова и Богоявления, может не совпадать с порядком воскресных зачал. Наконец, также не затронут в этих работах вопрос об апостольских зачалах в те Недели по Пятидесятнице, на которые переносятся евангельские зачала. Так как порядок апостольских зачал не зависит от воздвиженской отступки, то порядок переноса этих зачал далеко не очевиден.

Существующие пособия по богослужебному уставу и литургике также не решают этих вопросов. В классическом пособии прот. К. Никольского вообще утверждается, что чтение Евангелия от Матфея может продолжаться и после праздника Воздвижения, несмотря на уставные предписания14. Примеры и таблицы, которые приводит В. В. Розанов, настолько запутаны, что не подлежат простому обобщению15. Современные учебные пособия по литургике либо избегают эту тему вовсе, либо рассматривают ее крайне поверхностно. Цель данной статьи — хотя бы отчасти восполнить существующую лакуну и, самое главное, представить искомые Поместным Собором 1917-1918 гг. таблицы распределения евангельских зачал.

3. Таблицы Эммануила Глизония

Членам Поместного Собора должны были быть известны таблицы Гли-зония, содержащие указания апостольских и евангельских зачал для воскресных дней года, которые печатаются в греческих изданиях Богослужебного Евангелия. Эммануил Глизоний (ГАи^^УЮ^, 1540-1596 гг.), уро14 Никольский к., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 399.

15 розанов в. в. Богослужебный устав Православной Церкви. М., 1902. С. 339 и далее.

женец Хиоса, трудился в Венеции над изданием богослужебных книг16. По сообщению П. П. Мироносицкого, его таблицы были в XVIII в. переработаны иерусалимским иеродиаконом Неофитом17; мы не сверяли таблицы, помещенные в современных греческих изданиях, с таблицами из венецианских печатных богослужебных книг, и поэтому будем считать вопрос истории таблиц Глизония открытым. В славянские богослужебные книги эти таблицы вошли лишь один раз, при издании Евангелия-апроко-са в 1904 г18. Как мы смогли удостовериться, славянские таблицы в этом издании соответствуют таблицам в греческих Евангелиях конца XIX в19. Можно предположить, что члены Собора желали увидеть публикацию именно этих таблиц в последующих изданиях Богослужебного Евангелия.

Решение Глизония состоит из 35 таблиц (по одной на каждый пасхальный год), каждая из которых приводит апостольские и евангельские чтения от Недели по Просвещении до Недели о мытаре и фарисее (т. е. перед Пасхой) и от Пасхи до Недели перед Просвещением (т. е. после Пасхи). Таким образом, чтобы воспользоваться таблицами, следует знать дату Пасхи текущего и следующего годов; при этом в период от Пасхи до следующей Недели пред Просвещением чтения выбираются согласно таблице для текущего года, а начиная с Недели по Просвещении — по таблице для следующего года. Однако, как мы смогли проверить, данные таблицы не всегда дают верные результаты. Возьмем пример Пасхи, выпадающей на 2 апреля. Если, как в 2012 году, следующая Пасха будет поздняя (22 апреля), то искомый порядок чтений после Недели по Просвещении (7 января 2013 г.) мы находим в таблицах для Пасхи на 22 апреля, причем, следуя их указаниям, 93-е зачало от Луки будет прочитано дважды (10 декабря 2012 г. и 28 января 2013 г.). Но если, как в 2085 году, следующая Пасха будет ранняя (25 марта), то согласно таблице для Пасхи на 25 марта, чтение притчи о мытаре и фарисее придется на следующее воскресенье после Недели по Просвещении (14 января 2086 г.), а евангельские зачала от Луки 85-е и 94-е («о Закхее») не будут прочитаны вовсе, так как они не учтены в таблице для Пасхи на

16 См.: Ткаченко А. А. Глизоний // Православная энциклопедия. Т. 11. М., 2011. С. 573.
17 Мироносицкий П. П. О порядке церковных чтений Евангелия. С. 216.
18 См.: Евангелие, в порядке церковных чтений изложенное. М.: Синодальная типография, 1904. С. 216.
19 Мы сравнивали с изданием: ©£¡0^ ка! [£p6v ЕиаууеАюи А9^а1, 1899.
2 апреля. Как мы видим, таблицы Глизония не могут предоставить всю необходимую информацию т. к. таблица на каждый пасхальный год составлена без учета Пасхи следующего года, в результате чего уставщик должен самостоятельно в сентябре проверить, будут ли все остающиеся зачала прочитаны после Недели по Просвещении согласно таблице для следующего пасхального года и, в противном случае, читать их в сентябре и в декабре «на ряду». Очевидно, что такое решение задачи никак нельзя признать удовлетворительным.

Помимо этого, таблицы Глизония отражают еще и ряд перестановок в порядке чтения евангельских зачал, которые известны в греческой богослужебной практике. Так, евангельское чтение 21-й Недели по Пятидесятнице (35-е зачало от Луки) всегда читается в Неделю св. отцов Седьмого Вселенского Собора (воскресенье, выпадающее на или после 11 октября); евангельское чтение 22-й Недели (83-е зачало от Луки) всегда читается в воскресенье между 30 октября и 5 ноября20; евангельские чтения 27-й (71-е зачало от Луки) и 28-й (76-е зачало от Луки) Недель всегда читаются в воскресенье перед Неделею праотец и в саму Неделю праотец соответственно; а евангельское чтение 29-й Недели (85-е зачало от Луки) всегда читается после Недели по Просвещении. За исключением практики чтения 76-го зачала от Луки в Неделю праотец, эти перестановки не вошли в русскую богослужебную практику и, скорее всего, имеют достаточно позднее происхождение. По этим причинам таблицы Эммануила Глизония не могут быть использованы при отправлении богослужения в Русской Церкви.

4. Краткая история лекционарной системы

Хотя возникновение и развитие византийской лекционарной системы не являются непосредственной темой нашей статьи, все же необходимы некоторые исторические замечания, которые пояснят имеющиеся в современных богослужебных книгах указания21. Лекционарная система — т. е. поря20 По мнению проф. А. Каливаса, эта перестановка связана с воспоминанием извержения Везувия 6 ноября 472 г.; однако такое объяснение кажется маловероятным, т. к. об этой перестановке ничего не сообщается раньше XVI в. См.: Najim M., o&Grady p. B. The Liturgical Books of the Orthodox-Catholic and Apostolic Church: Origins, Introduction, and Use. Vol. I: The Scriptural Liturgical Books. Balamand: St. John of Damascus Institute of Theology, 2015. P. 32.

21 Подробнее см.: Пентковский a. М. Лекционарии и Четвероевангелия в византийдок распределения богослужебного чтения Священного Писания в течение года — является одной из главных характеристик богослужебного обряда. Лекционарные системы как константинопольского, так и иерусалимского обрядов имели определенную переходную точку в сентябре, которую можно рассматривать как историческую основу для современной воздвиженской отступки. Для иерусалимского обряда такой переходной точкой был праздник Энкении (Обновления Храма Гроба Господня 12 сентября), после которого, согласно грузинской версии иерусалимского Лекционария, отражающей практику V-VIII вв., в воскресные дни вплоть до Богоявления читалось Евангелие от Марка, а после Богоявления и в период Четыреде-сятницы — Евангелие от Луки22. В константинопольском богослужении переходной точкой служил установленный на 23 сентября день Нового года, в который в церковном календаре было установлено воспоминание первого события, описанного в Евангелии, — зачатия Иоанна Предтечи. В этот день, по константинопольским памятникам, начиналось чтение Евангелия от Луки, которое как раз открывается повествованием об этом событии23.

Константинопольская лекционарная система состоит из двух циклов — субботне-воскресного и будничного. Так называемый Типикон Великой церкви, отражающий константинопольскую кафедральную практику IX-XI вв., уже содержит полный цикл рядовых зачал для 30-ти субботних и воскресных дней после Пятидесятницы24. В этом цикле для первых 16-ти суббот и воскресений указаны зачала из Евангелия от Матфея, а начиная с 17-го воскресенья — зачала из Евангелия от Луки. Для 17-й субботы указаны два зачала, от Матфея и от Луки, с примечанием, что «если Пасха поспеет внутрь» (éáv ф04ад то Шаха шш), то следует читать зачало от Луки. Дополнительное примечание в 17-е воскресенье сообщает, что до 17-го воскресенья читается Евангелие от Матфея, а начиная с 17-го воскресенья, «т. е. с сентября месяца», — Евангелие от Луки; зависимость от даты Нового года здесь сохраняется.

ской и славянской литургических традициях // Евангелие от Иоанна в славянской традиции / под ред. А. А. Алексеева и др. СПб., 1998. С. 3-36.

22 См.: кекелидзе к., прот. Иерусалимский Канонарь VII века: Грузинская версия. Тифлис, 1912. С. 147-151.
23 См.: Mateos J. Le Typicon de la Grande Église. I. Le Cycle des Douze Mois. Rome: Pont. Institutum Studiorum Orientalium, 1962. P. 55.
24 Mateos J. Le Typicon de la Grande Église. II. Le Cycle des Fêtes mobiles. Rome: Pont. Institutum Studiorum Orientalium, 1963. P. 141ff.

Типикон Великой церкви еще не содержит цикла зачал для будничных дней года, т. к. практика ежедневного совершения литургии в Св. Софии возникает позже, в XI в.25 Однако в константинопольских монастырях практика ежедневного совершения литургии установилась несколько раньше, что потребовало системы распределения зачал для будних дней. В этих целях в константинопольскую лекционарную систему были добавлены т. н. «комплекторные части», т. е. будничные чтения от Пятидесятницы до Нового года и от Нового года до начала Четыреде-сятницы. Система распределения будничных зачал очевидным образом зависит от системы субботних и воскресных зачал, т. к. для будничных чтений подобраны именно те отрывки из Евангелия, которые не читаются в субботние и воскресные дни.

Исторически известны три системы распределения зачал в ком-плекторных частях: а-, ß- и к- типы26. Именно к-тип стал преобладающим и лежит в основе современной лекционарной системы византийского обряда. В системе к по будним дням после Пятидесятницы указываются 11 седмиц чтений из Евангелия от Mатфея и 5 седмиц чтений из Евангелия от Mарка; в ранних памятниках чтения для 17-й седмицы не указаны. Затем после Нового года указываются 12 седмиц чтений из Евангелия от Луки и 6 седмиц чтений из Евангелия от Mарка. Наконец на Сырной седмице указаны еще 3 дня чтений из Евангелия от Луки (в среду и пятницу Сырной седмицы литургия по византийскому обряду не совершается). Таким образом, по будним дням в данной системе положено 55 чтений из Mатфея, 55 чтений из Mарка и 63 чтения из Луки.

Из истории лекционарной системы видно, что в основе практики воздвиженской отступки лежит то историческое обстоятельство, что порядок евангельских зачал для неподвижных праздников календарного года (т. н. «sanctorale») древнее рядового цикла зачал (т. н. «temporale»). Первоначально были распределены чтения для дней периода Четыреде-сятницы27 и Пятидесятницы, затем — для воскресных и субботних дней

25 Об этом см.: Taft R. F. The Frequency of the Eucharist Throughout History // Beyond East West: Problems in Liturgical Understanding. Washington: The Pastoral Press, 1984. P. 61-80.
26 Эти термины впервые предложены в работе: Braithwaite W. C. The Lection-System of the Codex Macedonianus // The Journal of Theological Studies. 1904. Vol. 5, No. 18. P. 265-274.
27 Они есть уже в армянской версии иерусалимского Лекционария, отражающей иерусалимскую практику V в. См.: Renoux A. Le codex arménien Jérusalem 121 // Patrologia Orientalis. Vol. 35. Brepols, 1969.

после Пятидесятницы и перед Четыредесятницей. Окончательное формирование лекционарной системы происходит, когда устанавливается практика ежедневного совершения литургии. На первом этапе temporale мыслился как дополнение к sanctorale, из-за чего и получил связь с датой календарного нового года. После окончательного формирования богослужения по Иерусалимскому уставу моментом перехода от чтения Евангелия от Матфея к чтению Евангелия от Луки стал считаться праздник Воздвижения, получивший более важное значение, чем иерусалимская Энкения или потерявшее значение Нового года 23 сентября.

5. Практическое решение проблемы распределения зачал

Перейдем теперь к вычислению таблиц апостольских и евангельских зачал исходя из указаний современных богослужебных книг. Недостаток таблиц Эммануила Глизония заключается в том, что они учитывают только текущий, а не следующий пасхальный год. На самом деле, составить таблицы, учитывающие все возможные комбинации чередования пасхальных годов, представляется теоретически крайне сложной задачей. Но если все эти комбинации вычислить методом полного перебора всех годов 532-летнего цикла Пасхалии («великого миротворного круга»), оказывается, что таких комбинаций относительно немного (65) и их можно представить в виде таблиц. Однако до недавнего времени такая задача потребовала бы огромного объема бумаги, незаурядных математических способностей и подвижнического терпения. Сейчас же она достаточно легко решается с помощью компьютерной программы: с 1941 г. (начала 15-го цикла «великого миротворного круга») вплоть до 2472 г. (его окончания) мы вычисляем даты текущей и следующей Пасхи28 и исходя из этой информации смотрим, как должны быть распределены воскресные, субботние и будничные чтения для этого года с учетом следующих правил, которые мы извлекаем из Типикона и других богослужебных книг29.

28 Эти формулы широко известны; см., напр.: Meeus J. Astronomical Algorithms. Richmond, VA: Willmann-Bell, Inc., 1991. P. 67.
29 Для вычислений использовался авторский интерфейс прикладного программирования; см.: Andreev A., Shardt y. Ponomar: An Application Programming Interface for Liturgical Computations in the Perl Language. 2015 // Site "Ponomar Project". URL: http:// www.ponomar.net/files/ponomar.pdf (дата обращения: 28.02.2018).

Правила, описывающие современную лекционарную систему, предоставлены в 10-й главе Типикона Ш ¿же кдко чтХтсл ¿мм, н того» толкован&^, в ряде разделов 48-й главы Типикона и в двух главах Богослужебного Евангелия: Скдздше, пр&емлющее всего» л^тд чнсло ¿мьское, н ¿мкто»мя пр&Ат&е, шкдХ ндчнндютя, н до гд^ стдютя (Сказание I по терминологии П. П. Мироносицкого) и Скдздше, ¿же кдко на вслкк день должно ¿сть честн ¿м&е седмнцк всего» л^тд (Сказание II)30.

Согласно 10-й главе Типикона, чтение Евангелия от Иоанна начинается в день Пасхи и продолжается до воскресенья Пятидесятницы; чтение Евангелия от Матфея начинается после Пятидесятницы и продолжается до Недели по Воздвижении; чтение Евангелия от Луки начинается после Недели по Воздвижении и продолжается до Недели о мытаре и фарисее. Сказание II предоставляет «столп» евангельских чтений: 17 седмиц субботних и воскресных чтений Евангелия от Матфея (11 из которых имеют будничные чтения из Евангелия от Матфея и 6 — из Евангелия от Марка) и 18 седмиц субботних и воскресных чтений Евангелия от Луки (из которых 12 имеют будничные чтения из Евангелия от Луки, 6 — из Евангелия от Марка и 3 дня Сырной седмицы — из Евангелия от Луки). Данный порядок основан на византийской к-системе с добавлением к ней указаний на будние дни 17-й седмицы, для которых берутся зачала из Евангелия от Марка с 32-й седмицы (см. Таблицу I). Вопрос, почему указаны для повторения именно эти зачала, остается открытым31. На практике трудности возникают ввиду того, что дата Пасхи колеблется от 22 марта до 25 апреля и количество седмиц от Пятидесятницы до Недели по Воздвижении может быть больше или меньше, чем 17. Также количество седмиц между Неделей по Воздвижении и Неделей о мытаре и фарисее может быть больше или меньше, чем 18, в зависимости от даты следующей Пасхи. Именно поэтому необходимы таблицы, описывающие порядок перестановки чтений.

30 Мироносицкий П. П. О порядке церковных чтений Евангелия... С. 215.
31 В греческих богослужебных Евангелиях чтения для этой седмицы вообще не приводятся. Ср.: ©£¡0^ ка! [£p6v ЕиаууеАюи&Еует^стго, 1754. 2. 79; также в Афинском издании 1899 г. (цит. выше) и в современных изданиях. Однако они указаны в самых ранних славянских печатных изданиях Евангелия, а также в славянских рукописях богослужебного Евангелия ХУ-ХУТ вв.
5.1. Порядок будничных рядовых чтений Евангелия

Для начала опишем решение проблемы выбора будничных чтений. Если выпадает ранняя Пасха и количество седмиц между Пятидесятницей и Неделей по Воздвижении превышает 17, то, начиная с понедельника 18-й седмицы, мы должны вернуться обратно и повторить необходимое количество седмиц (на практике — одну или две) до Недели по Воздвижении. Сказание I не сообщает, какую именно седмицу следует повторить, указывая только: «возвращайся вспять, н шнюдже дощешн, чтн плть дней». На практике календари и Богослужебные указания, издаваемые Московской Патриархией, обычно указывают повторять чтения 11-й седмицы (т. е. последней седмицы от Матфея)32, а реже — 17-й седмицы33. Однако повторение чтений 17-й седмицы нежелательно ввиду того, что эти же чтения указаны и для 32-й седмицы (опять см. Таблицу I) и при повторении будут звучать в течение года 3 или даже 4 раза. Исходя из предписаний Сказания I, практика повторения чтений 11-й (и, при необходимости, 10-й) седмицы допустима. Но если учесть, что чтения 17-й седмицы не являются первичными для комплекторных частей византийского Лекционария, а лишь повторяют чтения 32-й седмицы, то возможна также и практика чтения перед чтениями 17-й седмицы чтений 31-й (и, при необходимости, 30-й) седмицы. Такой подход соблюдает хронологическую целостность евангельского повествования и позволяет опустить некоторые рядовые чтения в январе (о чем см. ниже).

Если же Пасха выпадает поздняя и количество седмиц между Пятидесятницей и Неделей по Воздвижении будет меньше 17, то начиная с понедельника после Недели по Воздвижении читаются рядовые чтения от Луки (18-й седмицы), а рядовые чтения от Марка здесь опускаются (на практике самый ранний срок начала чтения Евангелия от Луки — понедельник 15-й седмицы по Пятидесятнице, т. е. происходит преступка на 3 седмицы). Об этом также сообщает Сказание I. Аналогичная ситуация происходит и в конце цикла лукиных зачал: если мы достигаем конца 33-й седмицы чтений и следующий воскресный день еще не является Неделей о мытаре и фарисее, то происходит отступка и повторяется необходимое количество зачал вплоть до Недели о мытаре

32 Так указано в календарях на 1977 и 1988 гг. и в Богослужебных указаниях на 2007 и 2009 гг.
33 Так указано в календаре на 1991 г.

и фарисее. На практике может оказаться необходимым повторить до 4-х седмиц чтений, т. е. за чтениями 33-й седмицы могут последовать опять чтения 29-й седмицы. Об этом сообщается в 48-й главе Типикона, в шестом «зри» на 7 января34.

Однако при этом может возникать ситуация, когда будничные рядовые чтения Евангелия будут прочитаны дважды: один раз они будут читаться во время основного цикла чтений, а затем будут повторены в связи с «отступкой» после Недели по Просвещении. Правда, во избежание такого повторения рядовые чтения могут быть опущены вовсе, если на данный день будут иметься праздничные чтения из «sanctorale». Но это возможно только в тех случаях, когда и рядовое апостольское, и рядовое евангельское чтение, выпадающие на данный день, уже были прочитаны в этом году. С другой стороны, может оказаться, что некоторые рядовые чтения — те чтения от Марка, которые выпадают на 15-ю, 16-ю и 17-ю седмицы, — могли вообще остаться непрочитанными в течение года в связи с сентябрьской преступкой.

Во избежание такой проблемы возможна и другая практика, о которой не упоминается в Типиконе и сказаниях при Богослужебном Евангелии, но которая кажется логически более оправданной35. В те годы, когда выпадает поздняя Пасха и некоторые зачала от марка в сентябре были пропущены ввиду преступки, вместо повторения уже прочитанных рядовых зачал можно после Недели по Просвещении читать именно эти, пропущенные в сентябре зачала. Преимущество такой практики заключается в том, что тогда мы сможем обеспечить в течение года прочтение всех указанных Лекционарием зачал из Евангелия от Марка.

Однако проблема с переносом марковых зачал с сентября на январь несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд. В Таблице I представлено распределение марковых зачал на седмицы года, указанное Лекционарием. Как мы уже отметили, чтения, указанные для 17-й седмицы по Пятидесятнице не являются первичными — они повторяют чтения, указанные для 32-й седмицы. Таким образом, если, в связи с воздвиженской преступкой, в сентябре выпадают чтения 17-й седмицы,

34 Ср.: вспять йзчетя на мимошедшыА недели возвративсА, начни рАдя досАзающь недели w мытари и фарУсеи.
35 О возможности такой практики упоминается в работе Najim M., o&Grady p. B. The Liturgical Books. P. 42n.

их нет необходимости переносить, т. к. они всегда будут прочитаны в январе как чтения 32-й седмицы. Что же касается чтений 15-й и 16-й седмиц, то их следовало бы переносить не в конец столпа рядовых зачал (т. е. после чтений 33-й седмицы, так как чтения 34-й седмицы выпадают уже после Недели о мытаре и фарисее), а перед чтениями 30-й седмицы. Опять, таким образом, сохраняется хронологическая последовательность зачал из Евангелия от Марка.

Таблица I. Распределение марковых зачал по седмицам года

Седмица по Пятидесятнице Евангельские зачала

15-я от Марка, 21-26
16-я от Марка, 27-32
17-я от Марка, 48-53
30-я от Марка, 33-41
31-я от Марка, 42-46
32-я от Марка, 48-53
33-я от Марка, 54-58
34-я от Марка, 59-63

В качестве примера приведем порядок седмичных рядовых чтений для года с ключевой буквой ©, т. е. с Пасхой 14 апреля (см.: Таблицы 24а и 24б)36. С 9 по 13 сентября за литургией читаются чтения 15-й седмицы по Пятидесятнице, после чего 16 сентября ввиду преступки начинаются чтения 18-й седмицы, а чтения 16-й седмицы пропускаются. Переходя теперь к 27-й седмице по Пятидесятнице (которая выпадает на 2-6 декабря), мы видим, что на ней читаются евангельские чтения 29-й седмицы. После этого в течение 28-й седмицы по Пятидесятнице (с 9 по 13 декабря) следует читать пропущенные в сентябре евангельские чтения 16-й седмицы. Затем следует перейти к евангельским чтениям 30-й седмицы (на 29-й седмице по Пятидесятнице, 16-20 декабря) и читать далее последовательно чтения 31-й (23-27 декабря), 32-й (30 декабря — 3 января) и 33-й (6-10 января) седмиц. Далее, если в следующем году

36 О ключевых буквах и Зрячей пасхалии при Типиконе см.: Пентковский а. М. Календарные таблицы в русских рукописях XIV-XVI вв. // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописных книг. М., 1990. Вып. 3. Ч. 1. С. 136-197 (здесь — с. 153).

Пасха выпадает 29 или 30 марта (см.: Таблица 24а), следует повторить чтения 33-й седмицы (с 13 по 16 января), т. к. Неделя о мытаре и фарисее выпадает на 19 января; если же следующая Пасха выпадает 5 или 6 апреля (см.: Таблица 24б), следует повторить чтения 32-й и 33-й седмиц, т. к. Неделя о мытаре и фарисее выпадает на 26 января. В обоих случаях из-за перестановки чтений 16-й седмицы перед чтениями 30-й седмицы все указанные Лекционарием чтения Евангелия от Марка будут прочитаны и будет сохранена последовательность евангельского повествования.

5.2. Порядок субботних и воскресных чтений Евангелия

Перейдем теперь к правилам, описывающим выбор субботних и воскресных зачал. Помимо рядовых зачал, некоторые субботы и воскресенья года имеют особые зачала: это суббота и воскресенье перед и после Воздвижения, Рождества Христова и Просвещения (Богоявления). Структура лекционарной системы такова, что каждые суббота и воскресенье должны иметь как минимум одно чтение, либо рядовое, либо особое (в случае, когда выпадают на субботу или воскресенье и рядовое, и особое чтение, то рядовое читается «под зачало» особому). В качестве принципа организации лекционарной системы можно также считать, что, в отличии от будничных рядовых зачал, субботние и воскресные зачала не должны повторяться в течение одного пасхального года.

Сказание I сообщает, что воскресные и субботние зачала от Луки также должны начинаться после Недели по Воздвижении. Если Пасха выпадает ранняя, то после 17-й Недели по Пятидесятницы может не доставать одной или двух седмиц до Недели по Воздвижении. Но на субботы и воскресенья этих седмиц всегда выпадают суббота и Неделя пред и по Воздвижении; таким образом, в эти субботы и воскресенья будут читаться только особые зачала, а зачала 18-й субботы и Недели будут читаться уже после Недели по Воздвижении. Если же Пасха выпадает поздняя, то сразу после Недели по Воздвижении начинаются евангельские чтения 18-й Недели и субботы, а последние субботние и воскресные зачала от Матфея здесь пропускаются (на практике могут быть пропущены зачала 15-й, 16-й и 17-й субботы и Недели).

Теперь переходим к периоду после Недели по Просвещении. В 48-й главе Типикона Маркова глава на 11 января сообщает, что Неделя о мытаре и фарисее может выпадать между 11 января (т. е. совпадать с Неделей по Просвещении) и 15 февраля (т. е. отступать от нее на 5 седмиц). Если следующая Пасха будет ранняя, то никаких затруднений в выборе чтений не будет, т. к. мы просто следуем расписанию зачал, указанному в Сказании II, с учетом произведенной в сентябре «отступки» и некоторых особенностей, о которых речь пойдет ниже. При этом в те воскресные и субботние дни, которые имеют особые чтения, рядовые чтения читаются «под зачало», а Неделя пред Рождеством Христовым никогда не имеет рядовых зачал вовсе. Но если следующая Пасха будет поздняя, то возникает необходимость заполнить субботние и воскресные дни после Недели по Просвещении зачалами. При этом Сказание I сообщает, что 94-е зачало от Луки («о Закхее») читается всегда непосредственно перед Неделей о мытаре и фарисее. В другие же субботние и воскресные дни, следуя указанному положению, что субботние и воскресные зачала не должны повторяться, должны читаться зачала с субботних и воскресных дней, которые имеют особые зачала, т. е. рядовые зачала, выпадающие в данном году на субботы и Недели пе

воздвиженская отступка богослужебный устав типикон лекционарий Зрячая пасхалия ключевая буква вычислительные методы Поместный собор Православной российской Церкви lucan jump liturgical year
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты