Спросить
Войти

Из истории коммерческих училищ Москвы ф (1885-1918 гг. )

Автор: указан в статье

Н.А. Разманова,

доцент кафедры истории

ИЗ ИСТОРИИ КОММЕРЧЕСКИХ УЧИЛИЩ МОСКВЫ

(1885-1918 гг.)

Ф и нансовая академия при Правительстве Российской Федерации с полным правом входит в число ведущих вузов современной России благодаря своим научным и преподавательским кадрам, уровню подготовки студентов, связям с российскими и зарубежными вузами экономического профиля. Политические и экономические изменения последних лет чрезвычайно повысили значение тех специальностей, которые получают выпускники Академии. Вместе с тем впереди новые непростые задачи в подготовке специалистов, которым предстоит работать уже в следующем столетии.

Учебные заведения, в той или иной мере предшествовавшие Финансовой академии, в разные периоды своей истории пережили целый ряд реорганизаций, слияний и разъединений. Это Московский финансово-экономический институт при Наркомфине (1918-1921), Московский промышленно-экономический институт Главпрофобра (1918-1929), Московский финансово-экономический институт Наркомата финансов СССР (1930-1934; с 1934 по 1943 г. существовал в виде финансового факультета ЛФЭИ, Ленинград), Московский кредитно-экономический (первоначально — учетноэкономический) институт Госбанка СССР (1931-1946), Московский финансовый институт Министерства высшего образования СССР (1946-1990) и наконец — Государственная финансовая академия (1991), а с 1992 г. — Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации.

В предыстории этого, одного из старейших экономических вузов Москвы отразились драматические повороты жизни нашей страны на рубеже веков. 80-е годы прошлого столетия, отмеченные подъемом отечественной торговли и промышленности, можно считать временем, когда закладывались основы системы экономического образования в России. На фоне политических потрясений начала XX в. устояли и сохранились лучшие традиции старой русской школы. Образование в 1918 г. и успешное развитие в годы НЭПа Московского промышленно-экономического института (МПЭИ) — очевидное тому свидетельство. В начальный период существования промышленноэкономический институт стал своего рода связующим звеном между старыми коммерческими училищами и учреждениями среднего специального и высшего экономического образования советского периода.

Экономические учебные заведения Москвы — техникумы, практические институты, вузы создавались не на пустом месте. В основе своей они имели отличную материальную базу и опытные преподавательские кадры. "Промышленно-экономические практические институты возникли из бывших коммерческих учебных заведений, в которых новейшие методические течения в педагогике особенно быстро учитывались и воспринимались". Паисий Иванович Шелков, ректор МПЭИ в 1918-1925 гг., имел право это утверждать, так как возглавляемый им промышленно-экономический практи-

ческий институт был не чем иным, как реорганизованным и соответственно переименованным Александровским коммерческим училищем [1]* .

8€ Коммерческие училища в системе среднего специального образования России занимали особое место. По оценкам историков, они ведут свое начало со второй половины XVIII в. Правда, вплоть до середины Х1Х в. насчитывалось всего несколько коммерческих училищ в Петербурге и Москве. Массовое появление коммерческих училищ было вызвано эпохой великих реформ 1860-1870-х годов, открывшей новый период в экономическом развитии России и формировании капиталистических отношений в производстве.

Как правило, коммерческие училища создавались по инициативе или при значительной материальной поддержке российского купечества и промышленников. Так, в 1880 г. в Петербурге купеческое общество организовало коммерческое училище, назвав его в память Петра I Петровским. Московское биржевое общество учредило и в октябре 1885 г. открыло в Москве коммерческое училище "в память царя-освободителя, его преобразовательской деятельности, открывшей ... такой широкий простор предприимчивости и личному труду" торгово-промышленного сословия. Училище, получившее название Александровского, было рассчитано на обучение около 600 воспитанников [2].

Коммерческие училища не были обойдены вниманием государства, которое играло решающую роль в развитии системы народного просвещения. По реформе 1896 г. коммерческие училища выводились из-под контроля Министерства народного просвещения, излишне регламентировавшего деятельность подведомственных ему учреждений, и передавались в ведение Министерства финансов. Возглавляемое С.Ю. Витте министерство, взяв под свою опеку и обеспечив материальное благополучие коммерческих училищ, дало простор для их быстрого количественного и качественного роста.

Реформа была подготовлена в результате широкого обсуждения в педагогической и коммерческой печати. Наиболее четко задачи коммерческого образования были сформулированы известным пе-

* Здесь и далее цифра указывает на источник или примечание в конце материала.

дагогом и публицистом А. Острогорским, автором ряда работ по этому вопросу. Он писал: "В последнее время раздаются сетования русского купечества на малое распространение среднего образования, на отсталость русского коммерсанта от иностранного. Эти весьма важные недостатки, значительно задерживающие развитие русской торговли, могут быть, по мнению купечества, устранены, если правительство. при содействии самого купечества возможно широко организует в России коммерческое образование" [3].

В 1912 г. коммерческие училища перешли в ведение Министерства торговли и промышленности. Переподчинение коммерческих училищ министерствам, заинтересованным в их выпускниках, сыграло положительную роль. К 1914 г. в губернских и уездных городах России насчитывалось более 200 училищ, в частности, в Петербурге, Москве, Варшаве, Киеве, Харькове, Одессе, Екатериносла-ве, Харбине, Твери, Нижнем Новгороде и многих других.

8€ Московское Александровское коммерческое училище в 1910 г. отметило свое 25-летие. За это время его директорами были профессор Московского университета К.А. Андреев, затем

Ю.Ю. Цветковский. Председателем попечительского совета с момента образования и до 1905 г. являлся один из крупнейших московских предпринимателей и учредителей Московского торгового банка, председатель Биржевого комитета Н.А Найденов.

Организация и успешная деятельность Александровского училища была возможна лишь благодаря "большим капиталам, которые потребовались для этой цели... Значительная часть собранного капитала, — говорилось в отчете училища, — выделена на бесплатное обучение, содержание и воспитание сирот и детей бедных родителей... торгового сословия". При учреждении училища пожертвования составили более 70 тыс. руб. Это был очень большой капитал, но сам факт пожертвований такого рода не являлся исключением. Многие дореволюционные учебные заведения располагали неприкосновенным капиталом в виде ценных бумаг, положенных благотворителями на банковский счет учебного заведения, с тем чтобы на проценты с них они и существовали. Александровское училище, не получавшее денежных средств от казны, в 1912/13 учебном году обладало самым большим неприкосновенным капиталом среди всех коммерческих училищ России — более 700 тыс. руб. Капитал делился на две части — проценты с 111 тыс. руб. предназначались на содержание училища, а проценты с 615 тыс. руб. шли на выпла-

ту стипендий. Те же, кто обучался за свой счет, платили 150 руб. в год — это был верхний предел платы за обучение в коммерческих училищах Российской империи [4].

Общеобразовательный курс Александровского училища соответствовал курсу реальных училищ. Кроме того, в учебный план входили такие предметы, как основы политэкономии, бухгалтерия, счетоводство, товароведение (по отраслям торговли), история торговли, коммерческая география, коммерческие вычисления. Особое внимание в училище уделялось изучению иностранных языков

— немецкого и французского.

Александровское училище, в отличие от большинства средних коммерческих учебных заведений, было на порядок выше их по уровню подготовки своих воспитанников. Об этом свидетельствовали и современники и позднее советские исследователи истории коммерческих училищ, отмечая, что преподавание в училищах было поставлено лучше, чем в реальных училищах и гимназиях. Многие преподаватели Александровского училища, а их насчитывалось около 50, читали курсы в университете и коммерческом институте [5].

Курс обучения был рассчитан на восемь лет. Училище имело один приготовительный класс и семь основных. Часто в Александровское училище поступали после окончания реального училища или 7-го класса гимназии. Всего к 1910 г. аттестаты Александровского училища получили около 1000 человек.

В 1914 г. выпускники Александровского училища наряду с воспитанниками пяти других привилегированных коммерческих училищ

— Петровского, Тенишевского, Московского Алексеевского, Харьковского и Харбинского — получили право поступать в университет при условии сдачи экзамена по латинскому языку. Выпускники реальных училищ такой привилегии не имели.

Училище располагалось в доме № 21 по Старой Басманной улице. Каменное здание, построенное еще до пожара 1812 г., уцелело в огне. В 1830-х гг. дом этот принадлежал французскому послу маршалу Мармону, там бывал и император Николай I, и высший свет Петербурга и Москвы. Позже особняк был перестроен, и в нем некоторое время помещалось одно из старейших русских учебных заведений, основанных еще в XVIII в., — Константиновский межевой институт. Когда в доме открылось Александровское коммерческое училище, оно приняло помещения, уже полностью приспособленные для проведения занятий и других нужд учебного заведе-

ния. Располагая средствами, руководство училища и попечительский совет ежегодно вкладывали значительные суммы на содержание здания и приобретение учебных пособий, книг, нового оборудования (в 1913 г. на это пошло около 16 тыс. руб.).

Старая Басманная улица еще долго, до начала 1930-х гг., была связана с историей Александровского коммерческого училища, вернее с унаследовавшим его помещение и имущество, педагогический состав, традиции в организации учебной и методической работы Московским промышленно-экономическим практическим институтом. (Сейчас в доме № 21 расположены два вуза — Государственный университет экологии и Московский институт химического машиностроения.)

В 1910-х гг. при училище была создана Московского биржевого общества торговая Александровская школа. Это был важный шаг в развитии училища. Из его первоначальной структуры выделились две ступени коммерческого образования: низшая — торговая школа и средняя — само училище. С течением времени на основе Александровского училища, обладавшего прочными традициями, квалифицированными преподавателями и значительными денежными средствами, могло возникнуть высшее учебное заведение экономического профиля. Наметившаяся еще в начале века тенденция была реализована уже в иную историческую эпоху, в иных условиях развития народного образования России, ставшей к этому времени советской.

На фоне глубоких политических и экономических изменений, происходивших в стране в 1917-1918 гг., система народного образования перестраивалась соответственно новому государственному строю. Разная судьба ожидала существовавшие до революции учебные заведения — часть из них была распущена, часть подверглась настолько значительной реорганизации, что утратила связь со своими истоками. Часть же учебных заведений, как правило обладавших устоявшимися педагогическими кадрами, хорошим оборудованием и перспективами дальнейшего развития, сохранилась, но уже получив новые, в духе времени, наименования.

Именно так сложилась дальнейшая история Александровского училища. Свою роль в этом сыграло и то обстоятельство, что молодая Республика Советов остро нуждалась в квалифицированных работниках финансово-счетных специальностей. В числе народных комиссариатов был создан Наркомпрос, осуществлявший политику национализации в области народного образования. По сви-

детельству П. И. Шелкова, совмещавшего руководство МПЭИ с работой в комиссариате просвещения, первые шаги Наркомпроса были связаны с декретом Совнаркома о Единой школе. В соответствии с ним все бывшие коммерческие училища и торговые школы национализировались и преобразовывались в Единую школу. Независимо от прежнего подчинения все учебные заведения переходили в ведение соответствующих отделов Наркомпроса. Так, в мае 1919 г. бывшие коммерческие училища из ведения Народного комиссариата торговли и промышленности (НКТП) перешли в подчинение промышленно-экономическому (позднее социальноэкономическому) отделу Наркомпроса, а с 1920 г. — Главпрофобра [6]. Но еще до перехода в Наркомпрос бывшие коммерческие училища претерпели значительную реорганизацию.

В сентябре 1918 г. в связи с началом нового учебного года в учебном отделе Наркомата торговли и промышленности решался вопрос о том, в каком качестве его начнут упраздненные в соответствии с декретом о Единой школе коммерческие училища. П.И. Шелков в этой связи отмечал, что весьма существенным являлось быстрое проведение в жизнь уже начатой реорганизации коммерческих училищ. Особенно его беспокоила судьба двух старших классов этих училищ, в которых, собственно, и осуществлялась профессиональная подготовка выпускников. "Если эта реорганизация не будет проведена к началу учебного года, обучающиеся в коммерческих училищах распылятся".

Шелков предложил секции по коммерческому образованию учебного отдела НКТП организовать из двух старших классов коммерческих училищ промышленно-экономические группы, а остальных рассредоточить по школам 2-й ступени. Предложение было принято. Учебный отдел НКТП выработал положение об экономических группах при школах 2-й ступени. В сентябре-октябре 1918 г. в списках промышленно-экономических учебных заведений Наркомпро-са по адресу: Старая Басманная ул., д. 21, значатся промышленноэкономические группы, при этом дается пояснение, что это бывшее Александровское коммерческое училище.

Той же осенью учебный отдел НКТП совместно с отделом Единой школы Наркомпроса преобразовали экономические группы при школе 2-й ступени в промышленно-экономические техникумы. По положению о промышленно-экономических техникумах их отделения возглавляли деканы, сам же техникум управлялся советом, в

который входили наряду с деканами представители преподавательского состава, слушателей и профсоюза.

На этом реорганизация бывших коммерческих училищ не остановилась. Оказалось, что название "техникум" для учебных заведений, подготавливающих "специалистов в области экономического управления разного рода хозяйств, преимущественно хозяйств промышленных", не соответствует идее этих учебных заведений. И чтобы не смешивать промышленно-экономические учебные заведения и техникумы, выпускающие специалистов в области техники и технологии, первые получили наименование промышленноэкономических институтов.

30 апреля 1919 г. НКТП утвердил положение о них, уведомив об этом отдел вузов Наркомпроса, сметно-кассовый отдел и сами учебные заведения [7]. Известия ВЦИК и газета "Экономическая жизнь" опубликовали соответствующие сообщения. Так, в ходе реорганизации коммерческих училищ в 1918-1919 гг. Московское Александровское коммерческое училище было преобразовано в Московский промышленно-экономический практический институт.

Литература

1. ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации), фонд Главпрофобра (А-1565), оп. 5, ед. хр. 33, л. 1.
2. Александровское коммерческое училище, основанное Московским биржевым обществом: Записка, читанная директором училища при открытии классов 6 октября 1885 г. М., 1885. С. 3, 4.
3. Острогорский А. Коммерческое образование .СПб., 1895. С. 5-
6.
4. Александровское коммерческое училище... С. 4; Министерство торговли и промышленности. Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных учебному отделу Министерства торговли и промышленности. 1912/13 учебный год. СПб., 1914. С. 7, 12.
5. Министерство финансов, Учебный отдел. Материалы по коммерческому образованию. Вып. 2. Коммерческие училища. СПб., 1902; Министерство торговли и промышленности. Статистические сведения... С. 32; Константинов Н.А. Очерки истории средней школы (гимназии и реальные училища с конца XIX века до Февральской революции 1917 г.). М., 1947; Парникель Б.М.

История коммерческой средней школы в дореволюционной России. Автореф. канд. дисс. М., 1954.

6. ГАРФ, фонд Главпрофобра (А-1565), оп. 5, ед.хр. 5, л. 18; ед.хр. 6, л. 2; фонд Наркомпроса (2306), оп. 29, ед.хр. 7, л. 1; ед.хр. 5, л. 27; ед.хр. 17, л. 197; Собрание узаконений. 1918. № 57. Ст. 632; № 71. Ст. 771.
7. ГАРФ, фонд Главпрофобра (А-1565), оп. 5, ед.хр. 50, л. 7, 9; ГРАЭ (Государственный российский архив экономики), фонд Наркомфина (413), оп. 3, ед.хр. 143, л. 1; ед.хр. 148, л. 112об; ед.хр. 296, л. 1-1 об.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты