Спросить
Войти

Вакфы в современной Индии:особенности организации и управления

Автор: указан в статье

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2013. № 4

М.В. Тимофеева

ВАКФЫ В СОВРЕМЕННОЙ ИНДИИ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ

В статье рассматриваются особенности института вакфа в Индии, а также структура вакуфной системы, сформировавшаяся в стране после 1947 г. Анализируются правовые и управленческие аспекты функционирования индийских вакфов на рубеже XX-XXI вв.

The article examines the concept of Waqf in contemporary India as well as the the waqf system structure, which was shaped in the country after 1947. In focus are the main problems of the Indian waqf system, particularly the legal and administrative difficulties of the past decades.

Спектр теоретических и практических вопросов, которые возникают при изучении индийских вакфов1 — особого рода владений, доходы от которых используются только на определенные, большей частью благотворительные, цели — весьма широк. Он включает такие проблемы, как история возникновения и складывания вакуфной собственности в Индии; особенности типологизации индийских вакфов, их сходства и различия с вакфами в других государствах, прежде всего в странах исламского мира; современные принципы организации и функционирования индийских вакфов; региональная специфика вакуфной собственности в Индии и многие другие.

На сегодняшний день в отечественной историографии практически отсутствуют исследования, посвященные индийским вакфам2.

1 Ар. «посвящение», «дар». Мн.ч. — аукаф. Согласно мусульманскому праву вакф — имущество, не имеющее собственника: то, что называется вакфом, не может быть продано, подарено или завещано. По религиозным представлениям мусульман, единственным собственником вакуфного имущества является Аллах.
2 Проблематику вакфов в Индии затрагивали Р.И. Беккин — в общих работах по экономике ислама ((а) Вакф как современный исламский финансовый институт // Мир ислама — Pax Islamica. 2009. № 1. С. 146-161; (б) Исламская экономическая модель и современность. М., 2010; (в) Институт вакфа в социально-экономической и политической жизни мусульманских стран // Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2008. № 3. С. 105-114.) и А.В. Бочковская, рассмотревшая некоторые проблемы индийских

Это определяет актуальность данной проблемы, которая рассматривается в настоящей статье в нескольких аспектах. В частности анализируется структура вакуфной системы, сформировавшейся в стране после 1947 г., а также правовая и управленческая сторона функционирования индийских вакфов на рубеже XX-XXI вв.

В настоящее время мусульмане представляют вторую по численности конфессию в Индии. По предварительным оценкам общеиндийской переписи 2011 г.3 в стране проживает более 177 млн последователей ислама4, что составляет 14,6 % населения Индии5. Таким образом, в абсолютных цифрах мусульманская община Индии уступает по численности только общинам Индонезии, Пакистана и Бангладеш6. Уровень жизни индийских мусульман крайне низок. По данным правительственного отчета Комитета Сачара7 о социально-экономическом положении мусульманской

вакфов настоящего времени на примере штата Панджаб (Бочковская А.В. «Мусульманский след» в современном индийском Панджабе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. 2009. № 4. С. 45-58).

В зарубежной индологии историей индийских вакфов занимался американский индолог Г.С. Козловски — "Imperial Authority, Benefactions and Endowments (Awqaf) in Mughal India" (Journal of the Economic and Social History of the Orient. Cambridge, 1995. Vol. 38, No. 3. P. 355-70) и "Muslim Endowments and Society in British India" (Cambridge, 1985). Вопросы права и законодательства, а также административного управления в сфере индийских вакфов разработаны в исследованиях индийского историка С.Х. Рашида: "Statutory and Judicial Deviations in the Law of Waqf in India" (New Delhi, 2002); "Waqf Administration in India: A Socio-Legal Study" (New Delhi, 1978) и "Wakf Law and Administration in India" (Lucknow, 1973).

3 По переписи населения 2001 г. численность мусульман в Индии на рубеже XX-XXI вв. составляла более 138 млн человек, или 13,4 %. URL: http://censusindia. gov.in/Census_Data_2001/Census_datajfinder/C_Series/Population_by_religious_com-munities.htm
4 В независимой Индии первая перепись населения была проведена в 1951 г. По ее итогам количество мусульман составило 35 млн человек. За последовавшие шесть десятилетий численность мусульманской общины страны возросла в пять раз. Karim M. Effects of Migration, Socioeconomic Status and Population Policy on Reproductive Behaviour. Р. 6. URL: http://www2.lse.ac.uk/asiaResearchCentre/_files/ ARCWP04-Karim.pdf
5 India&s Muslims: Growing and Neglected, a Steadily Rising Muslim Population Continues to Fall Behind // The Economist. Online edition. URL: http://www.economist. com/news/asia/21572785-steadily-rising-muslim-population-continues-fall-behind-growing-and-neglected
6 Social, Economic and Educational Status of the Muslim Community of India. A Report. New Delhi. 2006. P. 27. URL: http://www.minorityaffairs.gov.in/sites/up-load_files/moma/files/pdfs/sachar_comm.pdf
7 Раджиндер Сачар (р. 1923 г.) — индийский правовед, бывший главный судья Высшего суда национальной столичной территории Дели, некогда член Комиссии ООН по правам человека и многих правозащитных организаций Индии. В 2005-2006 гг. возглавлял правительственный комитет по подготовке отчета о социальном, экономическом и образовательном уровне мусульман в Индии. Отчет был обнародован 30 ноября 2006 г.

общины Индии, к 2006 г. за чертой бедности находились 33 % местных мусульман (в то время как средний показатель по стране не превышал 28 %>)8. По мнению специалистов, вакфы могли бы в значительной степени способствовать росту благосостояния последователей ислама в Индии9: в распоряжении управляющих вакуф-ным имуществом стран находятся значительные средства, которые следовало бы направить на развитие здравоохранения, образования и удовлетворение других социальных, а также религиозных нужд мусульманской общины10, история которой насчитывает в Южной Азии более восьми веков.

Экскурс в историю

Общепризнанным считается тот факт, что вакфы стали социальной реалией Индии с утверждением власти мусульман в северной части страны. Первое в индийской истории письменное упоминание о вакфах относится к концу XIII в. Так, один из чиновников при дворе Джалал-уд-дина Фируза Хилджи (1290-1296) Айнул Мульк Мултани повествует в трактате «Инша-и Махру» о том, что правитель Гура Муиз-уд-дин (1203-1206) в конце XII в. передал в пользу одной из мечетей Мултана две деревни11. В то же время, как отмечает индийский исследователь М. Абдулла, «очевидно, немыслимо делать вывод, что первые вакуфные грамоты могли появиться в Индии после четырехсотлетнего пребывания мусульман на субконтиненте [очевидно, автор имеет в виду историческую область Синд на территории современного Пакистана. — М. Т.]. Не поддается здравому смыслу, что на протяжении этого длительного периода мусульмане не нуждались в мечетях и местах захоронений»12. Вероятно, до образования мусульманских государств в Южной Азии не было крупных вакфов, статус которых следовало бы утверждать на центральном уровне и соответственно закреплять в официальных документах.

8 Social, Economic and Educational Status... P. 368.
9 Ibid. Р. 219.
10 Так, в 2006 г. стоимость только 490 тыс. зарегистрированных в Индии общественных вакфов составляла по меньшей мере 60 млрд рупий, или 1 млрд 300 млн долл. США. В Индии существуют и другие виды вакфов (о них будет сказано ниже), однако их доход к настоящему времени не подсчитан. Social, Economic and Educational Status.
11 RashidS.K. Wakf Law and Administration in India. Lucknow, 1973. P. 14.
12 Abdullah M. A Critical Examination of Waqf Management Practices in India: Spécial Reference to Fiqh of Awqaf. Р. 32. URL: http://www.academia.edu/1754745/A_ Critical_Examination_of_Waqf_Management_Practices_in_India_Special_Refer-ence_to_Fiqh_of_Awqaf.

В Делийском султанате, как пишет средневековый хронист Шамс-и Сирадж Афиф в трактате «Тарих-и Фируз-шахи» (XV в.), «среди правящих султанов стало обычаем даровать земли и деревни религиозным учреждениям, чтобы обеспечить содержание и восстановление гробниц»13. Вместе с этим, по свидетельству Афифа, новый правитель нередко изымал прежние земельные дарения для учреждения новых вакфов или военных ленов14.

При Великих Моголах (1526-1707) за вакфами прочно закрепился статус безусловных владений, которые не облагались налогом. Историк из Эрфуртского университета Дж. Малик видит причину «повышенного интереса» могольских императоров к вакуфным пожалованиям в том, что богатое централизованное государство всеми способами старалось обеспечить себе лояльность со стороны политически влиятельных улама15. Вакуфное дарение же ставило последних в косвенную зависимость от властей, покровительствовавших религиозным учреждениям16. Главной особенностью вакуфной системы Индии в правление Великих Моголов было то, что императоры даровали вакуфное имущество как мусульманским, так и индусским священнослужителям и храмам. По словам американского индолога Г.С. Козловски, в период правления Моголов вакуфные дарения в пользу индусов были настолько часты, что «последние использовали термин "вакф" для своих религиозных пожертвований»17. Самые известные вакуфные дарения могольского периода в истории Индии были сделаны в пользу мечетей Джама Масджид (Дели) и Моти Масджид (Агра), а также мавзолея Тадж Махал (Агра), возведенных при Шахе Джа-хане (1627-1658).

Британская администрация сохранила вакуфную систему в Индии, однако попыталась внести в нее радикальные изменения, наиболее важными из которых были следующие: переход вакфов под юрисдикцию английских судов; введение налогообложения вакфов18 и обязательной (с 1923 г.) регистрации вакуфного имуще-

13 Цит. по: AhmadH., Khan A. Strategies of Development of Waqf Administration in India. Jeddah, 1998. P. 33.
14 Приводится по: Алаев Л.Б. Средневековая Индия. СПб., 2003. С. 118.
15 Улама (мн. ч. от ар. «знающий») — мусульманские богословы и законоведы, знатоки ислама.
16 Malik J. Islam in South Asia. A Short History. New Delhi, 2012. P. 235.
17 Kozlowski G.C. Muslim Endowments and Society in British India. Cambridge, 1985. P. 22-25.
18 Ibid. P. 37-40.

ства (за исключением частных/семейных вакфов19) при создаваемых советах по делам вакфов20.

Вакфы не утратили своего значения в жизни индийских мусульман и после обретения Индией независимости в 1947 г. Мусульманская община, оставшаяся в независимой Индии и, как отмечалось выше, насчитывавшая в 1951 г. 35 млн человек, следуя опыту, накопленному английской администрацией, продолжила организацию советов по делам вакфов в новых индийских штатах. В 1964 г. был образован Центральный совет по делам вакфов, который стал высшим органом управления индийских вакфов21. Правовые основы функционирования вакфов в независимой Индии были зафиксированы в специальном Законе о вакфах, увидевшем свет в 1954 г. К 1995 г. была подготовлена вторая редакция закона22.

Структурные особенности системы индийских вакфов

Сегодня институт вакфа, который в соответствии с Законом 1995 г. определяется как «неотчуждаемое движимое или недвижимое имущество, переданное лицом, исповедующим ислам, на цели, признающиеся мусульманским правом как благочестивые, религиозные и благотворительные»23, продолжает играть важную роль в жизни мусульманской общины современной Индии. Объекты вакуфной

19 Подробнее об этих и других категориях вакфов речь пойдет ниже. Здесь же отметим, что еще в 1894 г. колониальные власти обнародовали постановление, согласно которому вакфы следовало считать «исключительно религиозными и благотворительными учреждениями, которые должны быть общественными и уйти из частных рук» (Malik J. Islam ... P. 237). Другими словами, учреждение вакфа в пользу семьи (Waqf-al-Al-Aulad) было запрещено. Однако будущий лидер Пакистана М.А. Джинна вернул частные вакфы в практику индийских мусульман. В 1906 г. в обращении к Индийскому национальному конгрессу он заявил: «Если мусульманин, как указано в нашем законодательстве, не может учредить вакф в пользу потомков, то выходит, что он не имеет права оставить средства для существования своей семьи и детей. Результат этого — разбитые мусульманские семьи» (Цит. по: Kozlowski G.C. Muslim Endowments. P. 187). В 1909 г., уже будучи внепартийным членом парламента, Джинна направил в Имперский законодательный совет Британской Индии законопроект по реформированию вакуфной системы в стране, включавший идею возврата к частным вакфам. В 1913 г. этот законопроект был принят (Malik J. Islam. P. 237).
20 AhmadH., Khan A. Strategies. Op. cit. P. 43.
21 В наше время Центральный совет по делам вакфов возглавляет государственный министр по делам меньшинств.
22 Действие Закона распространяется на всю территорию Республики Индия, кроме штата Джамму и Кашмир. Здесь деятельность вакфов регулирует Закон о вакфах Джамму и Кашмира (последняя редакция от 2004 г.). URL: http://www.jkwakf. org/index.php?option=com_contentview=articleid=2:wakf-act-2004catid=7:wakf-actItemid=2. В 1960 г. в Пакистане был принят Закон о вакуфной собственности свободного Джамму и Кашмира. URL: http://auqaf.ajk.gov.pk/index.php?option=com_c ontentview=articleid=71catid=13Itemid=85
23 The WaqfAct. 1995. Ch. I. 3 (r). URL: http://www.helplinelaw.com/docs/THE%20 WAKF%20ACT,%201995/CHAPTER%20II%20SURVEY%200F%20WAKFS

собственности распределены по всей стране: советы по делам вак-фов имеются в 28 из 35 территориально-административных единиц Индии24. Однако установить общее количество индийских вакфов и воссоздать точную картину их расположения весьма затруднительно. Официальные государственные источники не содержат подобную информацию, хотя периодически региональные правительства проводят анализ состояния вакуфного имущества в индийских штатах25. Возможно, Центральный комитет по делам вакфов, созданный «в целях надлежащего управления вакфами»26, располагает подробной статистикой, но к настоящему времени его электронные информационные ресурсы не предоставляют таких данных. Тем не менее с высокой степенью вероятности можно сказать, что наибольшее число вакфов сконцентрировано в тех районах, где мусульмане представляют значительный процент населения, прежде всего в современных североиндийских штатах Уттар-Прадеш и Бихар, территории которых составляли ядро мусульманских государств Индии в Средние века.

Как было сказано выше, вакф — имущество, переданное первоначальным владельцем другому лицу с определенной (религиозной или благотворительной) целью. При этом бенефициарий вакфа не становится собственником вакуфного имущества, а лишь получает право использовать доходы от него на те цели, которые установлены учредителем — вакифом. Бенефициарием вакфов, по индийскому законодательству, может быть конкретный человек (или группа людей) или определенный объект, признаваемый мусульманским правом27. В практике бенефициариями выступают мусульманская община (умма) — в целом через благотворительность, — и семья вакифа28. При учреждении вакфа во благо общины доходы от ва-куфного имущества идут на поддержку обездоленных мусульман (посредством строительства и содержания конкретных объектов, например, приютов для бездомных, предоставления различных льгот малоимущим и пр.), а также финансирование таких социально

24 Советы по делам вакфов не действуют в штатах Аруначал-Прадеш, Гоа, Мизорам, Нагаленд, Сикким, в союзной территории Даман и Диу. URL: http://waqf. gov.in/homepage/homepage.php
25 По индийскому законодательству правительства штатов имеют право созывать комиссию для сбора информации о состоянии местных вакфов не чаще, чем один раз в двадцать лет. The Waqf Act. 1995. Ch. II. 4 (6). В последнее десятилетие были исследованы вакфы в штатах Керала, Тамилнаду, Андхра-Прадеш, Западная Бенгалия и Бихар. Результаты этой работы изложены в докладе "As-Is Assessment Report for Wakf Managment System of India". URL: http://waqf.gov.in/wamsidocs/ AIR_WAKF_V1.0.pdf
26 The Waqf Act. 1995. Ch. III. 9 (1).
27 The Waqf Act. 1995. Ch. I. 3 (а).
28 AhmadH., Khan A. Strategies. P. 59-60.

значимых объектов, как больницы, учебные заведения, библиотеки и др. Семейные же вакфы учреждаются в пользу потомков вакифа: во-первых, вакуфная собственность, как правило, не облагается налогом, что позволяет сохранять определенные денежные средства в семье; во-вторых, создание вакфа помогает по необходимости избегать сложностей, которые могут возникнуть при наследовании29.

В соответствии с Законом 1995 г.30 в современной Индии вакфы подразделяются на целевые, общественные и семейные31. К системе целевых вакфов в Индии относится большинство мечетей и мест паломничества (часто к могилам святых — даргах32). Примерами общественных вакфов являются исламские университеты (в частности, в Алигархе и Деобанде) и медресе; мусульманские кладбища; шиитские имамбары (мавзолеи); суфийские ханаки (странноприимные дома); караван-сараи; колодцы, дороги, мосты и иные объекты коммунального хозяйства33 и др. Объектом же семейного вакфа может быть любое движимое или недвижимое имущество, способное приносить доход и «признаваемое мусульманским правом как благочестивое, религиозное или благотворительное»34. Значительный процент семейных вакфов в современной Индии составляют земельные владения35. Однако стоит обратить внимание, что все перечисленные объекты могут относиться к любому типу вакфов — в соответствии с указанием своего учредителя.

При этом согласно мусульманскому праву за доходы вакуфного имущества отвечает не его выгодополучатель, а особый распорядитель вакфа—мутавалли (ар. «попечитель»). Вслед за общеисламской традицией в Индии управляющий вакфом назначается его учредителем. В частности, основатель вакфа может назначить себя первым в череде мутавалли. В обязанности управляющего вакфом входит

29 Беккин Р.И. Институт вакфа. С. 109.
30 The Waqf Act. 1995. Ch. I. 3 (r).
31 В системе индийских вакфов принята не арабская (арабско-персидская), а английская терминология: в Законе целевые вакфы именуются как Waqfs by User, общественные и семейные — соответственно Public Waqfs и Waqfs for Progeny. В некоторых документах названия общественных и семейных вакфов дублируются на урду как Mashrut-ul-Khidmat и Waqf-al-Al-Aulad соответственно. Аналога на урду для Waqf by user мы не встречали.

Важно отметить, что те вакфы, которые в Индии именуются «целевыми», в практике ислама других государств, например в Турции, называют «религиозными» (Religious Waqfs). Шлыков П.В. Вакфы в Турции: трансформация традиционного института. М., 2011. С. 22.

32 Даргах (также — мазар) — усыпальницы почитаемых религиозных деятелей, чаще всего суфиев.
33 Таким образом субъект и объект вакфа могут совпадать.
34 Ibid. Ch. I. 3 (r, iii).
35 Доступные нам источники не позволяют оценить соотношение земельных и неземельных вакфов в сегодняшней Индии.

регистрация36 и управление вакуфным имуществом (в том числе через отбор и назначение других служителей вакфа; распределение вакуфных доходов между бенефициариями; благоустройство вакфа и др.). Подчиняются же мутавалли, с одной стороны, так называемым комиссарам по инспектированию вакфов, которые нередко являются представителями Счетной палаты Индии, и, с другой стороны, местным советам по делам вакфов37. Последние подконтрольны советам по делам вакфов более крупных административных единиц, а также в спорных случаях — специализированным трибуналам по делам вакфов.

Современная система управления индийскими вакфами имеет разветвленную структуру: в настоящее время Центральный совет по делам вакфов координирует работу Советов по делам вакфов в индийских штатах. Вакуфные советы штатов, в свою очередь, направляют деятельность вакуфных организаций на уровне дистриктов и тахсил38. Совет по делам вакфов на уровне штата представляет собой «корпоративный орган, обладающий непрерывным правопреемством и единой печатью, с правом держать и передавать вакуф-ную собственность, быть истцом и ответчиком в судебных делах по вопросам вакфов»39. Обычно в совет по делам вакфов входят не менее десяти человек40: председатель, по одному выборному представителю от парламента, законодательного собрания и сообщества адвокатов штата, а также мутавалли, под управлением которого ва-куфное имущество ежегодно приносит доход более 100 тыс. рупий. Кроме того, местное правительство назначает в совет представителей нескольких видных мусульманских организаций штата (не более двух), несколько улама (также не более двух) и чиновника от администрации штата рангом не ниже заместителя министра41.

В Индии действуют как суннитские, так и шиитские советы по делам вакфов. Законом о вакфах 1995 г. определено, что, «если шиитские вакфы составляют более 15 % вакфов штата или общий

36 По Закону о вакфах 1995 г. все вакфы в Индии, включая семейные, должны быть зарегистрированы в советах по делам вакфов. The Waqf Act. 1995. Ch. V. 36 (1).
37 В некоторых штатах, например в Панджабе, функции мутавалли изначально выполняет совет по делам вакфов. Waqf Board Панджаба является прямым управляющим местных вакфов. As-Is Assessment Report. P. 5.
38 Тахсила — историческое наименование наименьшей административной единицы (налогового округа) в Индии и некоторых других государствах Южной Азии. Обычно в тахсилу входит город и прилегающие к нему поселения.
39 The Waqf Act. 1995. Ch. IV. 13 (3).
40 Членом совета по делам вакфов может быть мужчина старше 21 года, исповедующий ислам, не страдающий психическими заболеваниями, исполняющий платежные обязательства, несудимый (в том числе за «моральные» преступления) и имеющий хорошую профессиональную репутацию и послужной список. Ibid. Ch. IV. 16.
41 Ibid.

доход шиитских вакфов составляет более 15 % от суммарного дохода всех вакфов штата, то правительство штата может сформировать отдельный совет по делам шиитских вакфов»42. В административно-территориальных единицах, где нет подобных советов, но есть шиитские вакфы, «минимум один член совета по делам вакфов должен быть шиитом»43. На сегодняшний день советы по делам шиитских вакфов существуют только в Уттар-Прадеше и Бихаре44.

Трудности управления

Основные проблемы, присущие системе управления индийскими вакфами в современной Индии, относятся к правовой сфере. В частности, в разных редакциях Закона о вакфах и поправках к ним имеются принципиальные разночтения по существенным вопросам. К примеру, неоднозначно определяется статус семейных вакфов при отсутствии прямого наследника: в Законах 1954 и 1995 гг. утверждается, что в подобной ситуации частный вакф переходит в разряд общественных; в то же время в поправках, принятых в 1984 г., значительные права в таком случае сохраняются за мутавалли. Кроме того, важные поправки к вакуфному законодательству, предлагаемые на высшем уровне, часто не находят юридического закрепления в документах. Так, в последний свод поправок к Закону о вакфах (2010) не вошла рекомендация Комитета Сачара о создании специальной службы по подготовке кадров для управления индийскими вакфами45. Однако в этот же свод поправок включена статья 87, согласно которой незарегистрированные вакфы в спорных ситуациях теряют свои вакуфные права46. Данный пункт вызвал волну протестов среди индийских мусульман, так или иначе причастных к вакуфной собственности. По их мнению, новый закон «открывает двери земельной мафии для узурпации вакуфной собственности»47. Дело в том, что в силу разных причин (например, утеря правоустанавливающих документов на землю; кадастровые споры и другие, включая и умышленное уклонение от регистрации) не все вакфы

42 The Waqf Act. 1995. Ch. IV. 13 (2).
43 The Waqf Act. 1995. Ch. IV. 14 (5).
44 До 2010 г. в Совете по делам шиитских вакфов Бихара было зарегистрировано 227 вакфов (в основном в дистрикте Патна). URL: http://www.biharshiawakfboard. com/. К суннитским же вакфам штата относилось 2 500 объектов (As-Is Assessment Report. P. 191).
45 Wajihuddin M. Muslim NGOs demand review of Waqf Bill. URL: http://articles. timesofindia.indiatimes.com/2011-06-06/mumbai/29625404_1_waqf-boards-waqf-prop-erties-central-waqf-council
46 Faizee A. Waqf Amendment Bill 2010: Productive or Counterproductive, war goes on. URL: http://www.ummid.com/news/2010/June/21.06.2010/waqf_amend-ment_bill_the_war_goes_on.htm
47 Wajihuddin M. Muslim NGOs.

смогли пройти формализованную процедуру регистрации в советах по делам вакфов; закон же в подобных случаях дает администрации возможность беспрепятственно распродавать вакуфные объекты, чаще всего земельные участки. В последнее время в индийских СМИ можно встретить примеры, когда местные власти в подобных случаях продавали вакуфное имущество (особенно «прославилась» этим Махараштра).

Указанные злоупотребления являются следствием такой серьезной проблемы, как неэффективный менеджмент в системе вакфов. Согласно отчету Комитета Сачара суммарный доход от всей зарегистрированной общественной вакуфной собственности в Индии в 2006 г. не превысил и 3 % от ее общей стоимости48. В то же время, по мнению экономистов, «при должном финансовом управлении рыночная стоимость вакфов и их годовой доход могут возрасти до 20 %»49.

По мнению исследователей, сложности в управлении индийскими вакфами коренятся в следующем. Во-первых, в современной системе управления индийскими вакфами имеет место кадровый дефицит и коррупция. Во-вторых, вопросы вакфов почти не рассматриваются в общеобразовательных программах исламских учебных заведений. Кроме того, еще одним аспектом недостаточно эффективного управления в сфере вакфов является бюрократизированность всей вакуфной системы. К примеру, в 2008 г. было принято решение о создании электронных ресурсов, освещающих работу советов по делам вакфов (в первую очередь, их финансовую отчетность). Был запущен «Проект по организации электронной работы советов по делам вакфов», который призван упростить регистрацию и сбор статистической информации об индийских вакфах. Однако до сих пор интернет-ресурсы данного проекта с бюджетом в 250 млн рупий50, а также интернет-сайты советов по делам вакфов — и центрального, и региональных, — остаются малоинформативными.

Любопытно отметить, что, несмотря на присутствие в Индии большого числа вакфов, лишь незначительная часть индийских мусульман хорошо знакома с институтом вакфа. Так, недавний интернет-опрос среди студентов-мусульман, проводившийся в столичной территории Дели и в штате Джамму и Кашмир (единственном штате Индии, где мусульмане составляют большинство), показал, что только 18 из 100 человек имели самые общие представления о том, что такое вакф; менее 50 % опрошенных вспомнили

48 Social, Economic and Educational Status. Р. 219.
49 Ibid.
50 URL: http://waqf.gov.in/homepage/homepage.php

словосочетание "Waqf Board", но не смогли объяснить, чем занимаются данные структуры51.

С учетом низкого уровня прибыльности индийских вакфов, а также сложностей в системе управления ими, не представляется возможным предположить, что в ближайшие годы вакфы смогут внести сколько-нибудь заметный вклад в экономику страны (как это происходит, например, в Турции, где вакфы трансформировались в соответствии с требованиями современности52). Вместе с тем, как отмечалось выше, должное управление вакфами могло бы способствовать росту уровня жизни индийских мусульман и тем самым усилить их социально-экономические и, соответственно, политические позиции, причем за счет внутренних ресурсов общины, а не помощи государства, исторически не вызывающего большого доверия со стороны последователей ислама в Индии. Рост экономического благополучия с опорой на внутриобщинные источники мог бы оказать позитивное воздействие на повышение самооценки индийских мусульман.

Источники

Интернет-издание ежедневной газеты "The Indian Express". URL: www. indianexpress.com

Интернет-издание ежедневной газеты "The Times of India". URL: http://

timesofindia.indiatimes.com Интернет-издание еженедельного журнала "The Economist". URL: www. economist.com

Интернет-портал "EurasiaRewiew". URL: www.eurasiareview.com Сайт Департамента по делам вакфов Азад Кашмира. URL: www.auqaf.ajk. gov.pk

Сайт Министерства по делам меньшинств Индии. URL: www.minorityaffairs. gov.in

Сайт официальной общеиндийской переписи населения. URL: www. censusindia.gov.in

Сайт Проекта по компьютеризации работы адветов по делам вакфов Индии.

URL: www.waqf.gov.in Сайт Совета по делам вакфов штата Джамму и Кашмир. URL: www.jkwakf. org

Сайт Совета по делам шиитских вакфов штата Бихар. URL: www.

biharshiawakfboard.com Сайт Центрального комитета по делам вакфов Индии. URL: www.

centralwakfcouncil.org As-Is Assessment Report for Wakf Managment System of India. URL: http://waqf. gov.in/wamsidocs/AIR_WAKF_V1.0.pdf

51 Shah A. Waqfs in India: Need for a Rethink // http://www.eurasiareview. com/17122012-waqfs-in-india-need-for-a-rethink-analysis/
52 Подробнее см.: Шлыков П.В. Вакфы в Турции.

Social, Economic and Educational Status of the Muslim Community of India. A Report. New Delhi, 2006. URL: http://www.minorityaffairs.gov.in/sites/ upload_files/moma/files/pdfs/sachar_comm.pdf The Waqf Act. 1954. URL: http://www.helplinelaw.com/docs/THE%20WAKF%20 ACT,%201954

The Waqf Act. 1995. URL: http://www.helplinelaw.com/docs/THE%20WAKF%20 ACT,%201995

^исок литературы

Алаев Л.Б. Средневековая Индия. СПб., 2003.

Беккин Р.И. Вакф как современный исламский финансовый институт // Мир

ислама — Pax Islamica. 2009. № 1. Беккин Р.И. Институт вакфа в социально-экономической и политической жизни

мусульманских стран // Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2008. Вып. 3. Бочковская А.В. «Мусульманский след» в современном индийском Панджабе //

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. 2009. № 4. Ислам. Энциклопедический словарь / Под ред. Л.В. Негря. М., 1991. Урду-русский словарь / Под ред. А.П. Баранникова. М., 1951. Шлыков П.В. Вакфы в Турции: трансформация традиционного института. М., 2011.

Abdullah M. A Critical Examination of Waqf Management Practices in India: Special Reference to Fiqh of Awqaf. URL: http://www.academia.edu/1754745/A_Critical_ Examination_of_Waqf_Management_Practices_in_India_Special_Reference_ to_Fiqh_of_Awqaf

Ahmad H., Khan A. Strategies of Development of Waqf Administration in India. Jeddah, 1998.

Encyclopaedia of Islam / Ed. by P.J. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van

Donzel and W.P. Heinrichs etc. 2nd еdition. 12 vols. Leiden, 1960-2005. Faizee A. Waqf Amendment Bill 2010: Productive or Counterproductive, war goes on. URL: http://www.ummid.com/news/2010/June/21.06.2010/waqf_amendment_ bill_the_war_goes_on.htm Kozlowski G.C. Muslim Endowments and Society in British India. Cambridge, 1985.

Malik J. Islam in South Asia. A Short History. New Delhi, 2012.

RashidS.K. Wakf Law and Administration in India. Lucknow, 1973.

Shah A. Waqfs in India: Need for a Rethink. URL: http://www.eurasiareview.

com/17122012-waqfs-in-india-need-for-a-rethink-analysis/ Wajihuddin M. Muslim NGOs demand review of Waqf Bill. URL: http://articles. timesofindia.indiatimes.com/2011-06-06/mumbai/29625404_1_waqf-boards-waqf-properties-central-waqf-council

Сведения об авторе: Тимофеева Мария Владиславовна, аспирант кафедры истории Южной Азии ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: petrushinamaria@yahoo.com

МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА ИНДИИ ВАКФЫ В ИНДИИ ВАКУФНЫЙ cОВЕТЫ ПО ДЕЛАМ ВАКФОВ ЗАКОН О ВАКФАХ indian muslim community waqf waqfs in india waqf boards waqf act
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты