Спросить
Войти

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА И ЛАНДШАФТА ПЛОЩАДЕЙ ГОРОДОВ ЕВРОПЫ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Автор: указан в статье

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА И ЛАНДШАФТА ПЛОЩАДЕЙ ГОРОДОВ ЕВРОПЫ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

П.В. Шабуров

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия

Аннотация

Градостроительство Европы с VI века развивалось в русле социально-экономических тенденций Средневековья. Планировка городов утратила прежнюю регулярность, а открытые площади стали застраиваться. Общественные пространства городов начали «сворачиваться», ландшафт площадей - деградировать. Однако, с начала XII века города в Европе стали перестраиваться и начался следующий период средневековья -переходный к Возрождению. Общественные пространства стали расширяться, «разворачиваться», планировка площадей становилась более четкой и открытой, а их ландшафт - более разнообразным. Формировались новые принципы организации ландшафта площадей, включающие как традиционные элементы, так и образовавшиеся в новую эпоху.

TRANSFORMATION OF SPACE AND LANDSCAPE OF SQUARES IN THE TOWNS OF MEDIEVAL EUROPE

P.V. Shaburov

Moscow architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia Abstract

The building of towns in Europe from the sixth century on developed as part of the socioeconomic trends in the Middle Ages. Town planning lost its former regular pattern and open spaces began to be built up. The public spaces of towns started to be "curtailed" and the landscape of squares degraded. However, from the early Xll-th century European towns began to be rebuilt setting the stage for the next period of the Middle Ages, the transition to the Renaissance. Public spaces were becoming larger, "expanded", the planing of the spaces became better defined and more open, and their landscape more varied. New principles of organizing the landscape of squares were developed, including a combination of traditional elements and those that emerged in the new era.

Эпоха средневековья в Европе является одной из самых малоизвестных и малоизученных с точки зрения градостроительства и ландшафта. С одной стороны, это обусловлено созданием в этот период не такого значительного количества известных и великолепных градостроительных комплексов, как в эпохи Древней Греции, Древнего Рима или Возрождения и барокко. С другой стороны - частым разрушением построенного в эту эпоху значительного количества зданий и целых кварталов, которое происходило в более поздние времена.

Кроме этого, сам исторический период эпохи средневековья трактуется в различных источниках и различными авторами по-разному. По мнению части исследователей, начало средних веков возможно рассматривать на территории Европы с развитием градостроительства Византии, то есть с IV века нашей эры; а также с развитием феодализма в других частях Европы в V веке. По мнению других исследователей - более полное вхождение европейских стран в эту эпоху следует датировать намного позднее, а точнее, начиная с VIII века, когда уже почти весь континент был во власти этих тенденций.

На наш взгляд, точнее будет определить начало эпохи Средневековья со времени на границе VI - VII веков. В этот период в Византии уже стали проявляться тенденции средневекового уклада жизни во всех ее проявлениях, и соответственно завершаться процессы организации и формирования новых городских общественных пространств, ранее развивающихся в древнегреческих и древнеримских традициях. А в это же время, в других частях Европы, процесс феодализации общества шел к завершению, а видоизменение планировочной структуры городов в сторону сворачивания общественных пространств двигалось уже полным ходом.

Ранний период Византии начался с основания строительства города Константинополя, основанного римским императором Константином в 330 году нашей эры. Главная улица города, замощенная каменными плитами, обнесенная аркадами и портиками, начиналась от Золотых ворот и шла через весь город, нанизывая на себя целый ряд форумов в римских традициях.

На этих форумах развивалась и ландшафтная составляющая, включающая в себя различного вида замощения, размещение колоннад, портиков, арок, скульптурных обрамлений, статуй и т.д. В V - VI века нашей эры в Византии было построено еще несколько городов, таких как Юстиниан Прима, с четким планировочным решением большей части города, и наличием как прямых улиц, так и площадей правильной формы. При этом большая часть градостроительных идей и планов, создаваемых на территории Византии, реализовывались полностью или частично.

Таким образом, к среднему периоду Византии (с начала VII века до начала VIII века нашей эры) в городах сложились целые системы площадей, связанных между собой композиционно, и имеющих достаточно высокий уровень организации ландшафта общественных пространств, доступный для большей части населения. Эта система была логичным завершением развития градостроительных направлений, берущих свое начало в античности. Однако, эти градостроительные тенденции были направлены, в том числе, и на значительно большее, чем в античности, присутствие горожан на площадях. Это, с одной стороны, являлось фактором положительным, двигающимся в русле демократизации общества. С другой - стало чрезмерно наполнять людьми городские общественные пространства, делать их более тесными и, соответственно, менее комфортными.

К началу VIII века нашей эры население многих городов Византии стало сокращаться в связи с тем, что народ стал перебираться в сельскую местность, более свободную для расселения. Шло развитие сельского хозяйства и, соответственно, вслед за этим усиление феодализма. Средний период Византийской империи фактически явился переходным между ранним, в котором развитие городов шло, преимущественно, в древнегреческих и древнеримских традициях, и поздним периодом, когда со второй половины VIII века нашей эры градостроительство стало подчиняться и идти в русле социально-экономических тенденций средневековья. Развивались сельские населенные пункты, строились крепости, в то время, как в большинстве городов Европы шло опустение городских общественных пространств.

Далее, к IX веку нашей эры, когда вновь стал происходить экономический подъем византийских городов, можно говорить о переходе градостроительства Византийской

империи, в том числе планировочной структуры населенных мест, на иную ступень развития. С одной стороны, население городов вновь начало расти, с другой - при отсутствии какого-либо планировочного развития, еще больше стала увеличиваться плотность исторических и центральных частей населенных пунктов.

«Планировка городов утратила прежнюю регулярность. Опустевшие агоры и форумы стали застраиваться, улицы сузились и искривились. Античный рационалистический принцип создания искусственной гармонической городской среды был отвергнут» [2]. На его место стал приходить принцип разделения города на отдельные градостроительные элементы, развивающиеся внутри себя, и композиционно не связанные с другими частями.

Таким образом, Византия, имеющая глубокие исторические и градостроительные корни Древних Греции и Рима, наиболее долго удерживала эти античные принципы построения городских общественных пространств. И это удержание создало предпосылки для перехода в дальнейшем к формированию ландшафта площадей от эпохи средневековья к эпохе Возрождения с меньшим, чем в других частях Европы, историческим разрывом.

В то время, когда в Византийской империи в VI - VII веках нашей эры в городах еще поддерживались принципы античного градостроительства, а средневековые тенденции пришли туда только к VIII - IX векам, в других частях Европы этот процесс начался уже в V - VI веках нашей эры. Развитие феодализма, господство натурального хозяйства усиливали роль сельского населения. Однако, в отличие от территории Византийского государства, на других пространствах Европы имелось значительное количество исторических городов. Часть городов Римской империи были превращены в развалины, часть городов устояло от разрушения и со временем стало основой укрепленных городов - крепостей.

Внутри этих городов планировочная структура видоизменялась в сторону ее усложнения, измельчения и затесненности существующих общественных пространств. Единственными центрами раннесредневековой культуры были монастыри, получившие активное развитие в VIII - XI веках нашей эры. Однако, на их территории, ввиду компактности их образования, формирование каких-либо интересных городских общественных пространств было невозможно.

В X - XII веках на всей территории Европы начался период более активного строительства городов, связанный с дальнейшим развитием производительных сил и отделением ремесла от сельского хозяйства. При том, что в Византии период влияния античной культуры завершился на 300 - 350 лет позже, чем в других частях Европы, вхождение в период нового развития городов происходило одновременно. Это обуславливалось созданным за последние столетия мощным культурным слоем Византии. Развитие населенных пунктов происходило как на основе обстройки феодальных замков, так и путем реорганизации отдельных римских городов.

Также большое значение в развитии городов этой эпохи имела торговля, в том числе международного характера. Торговля активно велась как по суше, так и по морю, причем последнее в некоторых случаях приносило огромные доходы. При активном развитии торговли и различного вида ремесел одновременно, это приносило для городов огромные возможности, как в финансовом и социальном направлении, так, соответственно, и в области градостроительства.

Для примера, возможно рассмотреть город Наумбург, возникший в X веке на месте небольшого поселения у замка местных феодалов, далее ставшего епископским городом, а затем, преимущественно, торгово-ремесленным. Соответственно, главным местом города стала торговая площадь. Это была типичная средневековая площадь, размером всего 70 х 90 метров, на которую беспорядочно выходило несколько улиц. Уже само

формирование площади в средневековом городе было для этого времени прогрессивным явлением.

Аналогичные планировочные построения имело большинство средневековых городов IX - XII веков нашей эры, особенно в западной и северной частях Европы, где влияние средневекового уклада жизни было весьма значительным.

Одним из таких примеров является рыночная площадь города Мейсена, бывшего столицей Саксонских герцогов и соответственно пользующегося их покровительством и льготным налогообложением (Рис. 1).

Рис. 1. Мейсен. Рыночная площадь

Градостроительную композицию площади формируют, помимо обычных жилых домов, здания церкви и ратуши. Площадь имеет неправильные трапециевидные очертания с пятью улицами, выходящими на неё с разных сторон, и обычное замощение. Что касается ландшафтной организации общественного пространства площадей в этих городах, то в эти столетия об этом пока не шло речи.

Вообще, в начале средних веков, когда количество направлений общественной жизни значительно сократилось, и набор функций, которые могли бы стать основой для формирования комфортного проживания горожан, сузился, городские территории становились все более зажатыми, вариантность построения пространства городских площадей, и соответственно, формирования их ландшафта, значительно уменьшилась. Общественные пространства средневековых городов стали «сворачиваться», градостроительная и ландшафтная составляющие площадей начали деградировать. «Средневековый город максимально использовал ограниченные ресурсы свободного от застройки пространства площадей, на которых торговали, выслушивали решения магистрата, казнили преступников, праздновали» [1].

Однако, в дальнейшем, в средние века в различных городах Европы стали появляться примеры довольно удачной планировки отдельных частей городов, включая центральные площади. Такие примеры возникали в различных странах, в т.ч. в Германии. Одним из таких городов является Герлиц, расположившийся у феодального замка, на месте которого, впоследствии, был построен собор св. Петра. Город получил развитие в XII -XIV веках нашей эры. Благодаря развитию ремесла и выгодному расположению на торговой дороге было создано несколько площадей, которые представляли собой сомкнутые ряды домов, преимущественно жилого назначения (Рис. 2).

Также на площадях размещались торговые галереи, церкви, а кроме этого стали появляться элементы организации ландшафта. Наиболее интересным можно считать

сформированное общественное пространство площади Нижнего рынка. Фактически, это были две площади, разделенные блоком домов, но пространство которых перетекало одно в другое. Меньшая по размеру площадь предназначалась для будничной торговли, и имела с двух сторон при входе арочные галереи. Большая же площадь, имевшая трапециевидную в плане форму, была обрамлена по длинной стороне красивой арочной галереей, а в западной части располагалась парадная лестница в ратушу.

Рис. 2. Герлиц. План площади Нижнего рынка

Но главной достопримечательностью площади стал расположенный в ее центральной зоне фонтан Нептуна. Подобных фонтанов в Герлице было несколько, и именно их появление явилось прообразом возникновения фонтанов эпохи Возрождения и барокко, где эти элементы стали одними из основных при ландшафтной организации площадей.

Вообще, своим возникновением город Герлиц был обязан, в том числе, так называемому Магдербургскому городскому праву, возникшему в городе Магдебурге в XIII веке. В основе его лежали такие принципы, как возможности самоуправления, льготы в отношении налогообложения в сферах торговли и ремесла, и освобождении от феодальных повинностей. Это давало право городам становиться главными собственниками земли, разделять её на приблизительно одинаковые земельные участки, с целью назначения определенных правил их эксплуатации и застройки, что, в свою очередь, создавало предпосылки для развития более открытой планировки городских территорий с разбивкой площадей более правильной формы.

Таким образом, с конца XII века нашей эры в Европе стали возникать или перестраиваться города, в которых средневековый уклад жизни стал трансформироваться и приобретать более цивилизованные формы устройства, а облик и планировка городов снова начали видоизменяться в сторону более четкой планировочной структуры. Первоначально этот процесс начался на территории Германии и прилегающих земель, но наиболее ярко стал проявляться на территории Франции и Италии, где международная торговля, во многом зависящая от мореходства, стала приоритетным фактором развития городов. В градостроительстве Европы начался следующий период эпохи Средневековья, а именно, переходный период между собственно Средневековьем и эпохой Возрождения.

Формирование общественных пространств городов Европы в это время шло по разным направлениям. В каких-то городах это было расчисткой средневековых кварталов с созданием различных по размеру площадей перед крупными общественными зданиями, а где-то это было создание новых градостроительных комплексов, как на месте снесенных кварталов, так и на новых территориях. Интересно в этом смысле,

формирование комплекса зданий в центре Пизы в Тоскане, строительство которого исторически связано с участием жителей Пизы в крестовых походах. С начала XII до середины XIII веков здесь были построены: большой городской собор, баптистерий и башня-колокольня. Собор и баптистерий расположились на одной оси, башня была возведена свободно от этой оси.

Кроме этого, с одной длинной стороны площади, за высокой стеной располагается кладбище знаменитых людей города Кампо-Санто, с другой длинной стороны - площадь ограничена жилой и общественной застройкой. Уникальность комплекса состоит в том, что на довольно большом по размерам городском пространстве расположено несколько различных по объемному решению и функциональному назначению крупных зданий, и при этом вся созданная композиция смотрится едино. Ландшафт площади решен в виде зеленого газона с каменными дорожками и ступенями, подходящими к зданиям, что еще больше объединяет весь комплекс. Расположенные в углах площади при входе фонтан и отдельные скульптуры вносят в общую композицию площади дополнительный эффект. Несомненно, данный комплекс стал одним из прообразов крупных площадей, появившихся в различных странах к концу эпохи барокко и, в особенности в, эпоху классицизма.

Однако, развитие городских общественных пространств не шло планомерно и разносторонне по всех частям континента. Еще в XII - XIV веках в Европе строились и реконструировались городские площади, не имеющие развитой ландшафтной организации пространства. Классическим примером городской планировки, перетекающей от древности к средним векам, являлась центральная часть города Дрездена. Здесь, в XIII веке, на пересечении двух главных улиц была сформирована рыночная площадь со зданием ратуши. При том, что градостроительное решение площади выполнено разумно, признаков организации какого-либо ландшафта здесь не имеется. А что касается мысли отдельных ученых о градостроительном подражании в данной ситуации образу Иерусалима, то такая аналогия кажется недостаточно аргументированной и не вполне обоснованной.

Интересными по архитектуре являются собор и церковь в городе Эрдгурте, построенные в XIV веке нашей эры. Разместившись совсем рядом друг от друга, они создали вместе удачную архитектурную композицию, но площадь, или какое-либо общественное пространство перед ними, практически отсутствуют, оно зажато между собором, церковью и прилегающими зданиями. Ситуацию несколько исправляет именно ландшафтная составляющая всего комплекса, а именно красивая и широкая лестница, поднимающаяся с нижнего уровня к площадке перед храмами - прообраз «лестничных» композиций эпохи Возрождения.

Но все-таки, в XIII - XIV веках в Европе все больше и больше стали появляться и другие, интересные с точки зрения организации пространства и ландшафта, площади. Примером, где городские пространства превратились в систему площадей, является центральная часть Зальцбурга (Рис. 3).

Сразу четыре площади: Соборная, Резиденции, Капитула и Моцарта, имея каждая полуизолированное пространство, в то же время соединены между собой проходами, крытыми галереями и аркадами. На каждой из площадей, помимо замощения и галерей, размещались отдельные скульптурные композиции. Являясь частью ландшафта каждой отдельной площади, они при этом были связаны между собой визуально. За счет этой визуальной связи, обеспечивалась в целом градостроительная связь между различными площадями этого крупного градостроительного комплекса.

В немецком городе Нюрнберг, в его центральной части, была расположена площадь главного рынка перед церковью Фрауэнкирхе (Рис. 4). На значительном по размеру пространстве площади, с одной из ее сторон, на пересечении с главной улицей города -Бургштрассе, в конце XIV века был построен фонтан "Шенбруннен", накрытый

сооружением в виде готического шатра, высотой 19 метров, со ступенями вокруг него. Эта ландшафтная композиция уже явилась своеобразным произведением искусства, перешедшим из просто элемента ландшафтной архитектуры в некий симбиоз с архитектурой отдельного здания. Еще два других фонтана и замощение площади подчеркивали композиционную значимость этой постройки.

Рис. 3. Зальцбург. Группа средневековых площадей

Рис. 4. Нюрнберг. Главный рынок

В некоторых городах Италии в XIII - XIV веках главные площади формировались вокруг административного центра - ратуши. Один из характерных примеров этого времени -площадь делла Синьория (Рис. 5) с палаццо Векио и ратушей, построенной по проекту Арнольдо ди Камбио (окончание - 1314 год). Интересно планировочное решение площади, где ратуша углом выступает в ее центральную часть, здесь же впоследствии в эпоху Возрождения была установлена скульптура Давида работы Микеланджело. Все это вместе создавало архитектурно - ландшафтную доминанту в центре площади. Кроме этого, одну сторону площади фланкирует арочная лоджия дей Ланци (конец XIV века), а также на территории площади имеются фонтан, занимающий одно из центральных положений, большое количество скульптур и ступеней перед зданиями. «...Амманати установил свой фонтан на углу палаццо Синьории (1571 год) Там этот фонтан, благодаря фронтальности, создаваемой фигурой Нептуна и водяными конями, хорошо гармонирует с остальными скульптурными украшениями» [18]. Вся архитектурно-ландшафтная композиция площади сформирована гармонично, большое количество элементов ландшафта помогают собрать все пространство в единое целое.

Рис. 5. Флоренция. Пьяцца делла Синьория

Интересное планировочное решение главной площади дель Кампио перед ратушей было создано в городе Сиене (Рис. 6). Уникальный наклонный рельеф полукруглой в плане площади сходится от обычных жилых и общественных зданий к ратуше, расположенной в нижней части площади. Ландшафтную организацию площади дополняет фонтан и сложное веерообразное замощение, что не мешает проведению до сегодняшнего дня конных соревнований между районами города. Здесь также можно говорить о единстве градостроительной и ландшафтной составляющих этой площади.

Рис. 6. Сиена. Площадь дель Кампио

«... Фонтан Гайя в Сиене (1419 год) расположен свободно посреди полукругом возвышающейся площади дель Кампио против Палаццо Паблико, подобно драгоценному камню на дне великолепной чаши» [18].

Таким образом, рассмотрев, в том числе, последние примеры организации пространства и ландшафта площадей, мы видим, что вторая половина средневековья дала Европе новые тенденции в градостроительстве. Появление большого количества новых общественных зданий стало создавать условия для формирования разнообразных общественных пространств. Наряду с городскими пространствами, которые значительно затеснены и зажаты различными зданиями, стали появляться площади, берущие, с одной стороны, истоки своего формирования с Древних времен, с другой - имеющие основание

своего образования в планировке средневековых городов, где плотность и сложность конфигурации застройки являлись сложившимися факторами.

В это время в процессе градостроительной практики были частично сформированы новые принципы организации ландшафта площадей, где наряду с традиционными элементами возникали новые, еще до конца не обработанные, в том числе имеющие неклассический характер: варианты размещения фонтанов, скульптур, лестниц и др.

Все это происходило на фоне изменяющихся социально-экономических условий, в том числе появившегося в это время слоя горожан, вышедших из ремесленников, военных, торговцев и т.п., обеспеченных материально, и желающих хорошо проводить свободное время и общаться на открытых пространствах. Им требовались все новые и новые городские общественные пространства, обустроенные ландшафтно, и обеспечивающие удобства для совместимого пребывания горожан.

Поэтому, к началу XV века в Европе стали складываться все предпосылки для создания новых, более профессионально градостроительно проработанных, развивающихся вширь, общественных пространств. А вместе с ними начало происходить и формирование развернутой палитры ландшафтного решения площадей, вновь становившихся основными местами притяжения населения в свободное от работы время.

Исходя из вышеперечисленного понятно, что в последние два столетия средневековья (XIII - XIV века), время поздней готики в Европе, стали формироваться площади нового образца, где общественные пространства начали расширяться, выходить из тесных рамок «сжатого» средневекового города. Другими словами, стало происходить «разворачивание» городских пространств, площади начали приобретать более ясные, правильные очертания, а их ландшафт становиться более разнообразным.

По используемой в это время вариантности применения типов, видов и элементов ландшафта, период конца средневековья - перехода к Возрождению, стал приближаться к античному периоду. А это, в свою очередь, означало, что к началу эпохи раннего Возрождения в Европе была создана, а точнее воссоздана с привнесением отдельных новых элементов, типология формирования ландшафта площадей, имеющая многовидовую характеристику и берущая свое начало с Древней Греции и Древнего Рима. Подводя итоги по данной проблематике, можно сделать следующие выводы.

Рассмотрение трансформации пространства и ландшафта площадей городов Европы в средние века дает понимание того, что этот процесс не был одноступенчатым и односложным, и имел, как минимум, два периода развития. В первый период, берущий свое начало с окончания VI века - начала VII века и продолжающийся до XI века включительно, городские общественные пространства и в особенности, площади, становились все более застроенными, затесненными и соответственно более зажатыми. Общественные пространства начали «сворачиваться», а вариантность формирования их ландшафта значительно уменьшилась. Утрачивались традиции античного построения пространства и ландшафта площадей.

Второй период градостроительного развития большинства городов Европы охарактеризовался раскрытием, расширением, «разворачиванием» городских пространств. Процесс этот шел достаточно долго и тяжело, но, тем не менее, сопровождался формированием площадей нового типа, что создавало дополнительные возможности для воссоздания и образования типовых видов ландшафта, ставших основой для дальнейшего построения пространства городов Европы в следующие эпохи.

Литература

1. Глазычев В.Л. Урбанистика. - М.: Европа, 2008.
2. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды. - М.: Архитектура - С, 2006.
3. Саваренская Т.Ф., Швидковский Д.О., Петров Ф.А. История градостроительного искусства. - М.: Архитектура-С, 2006.
4. Витрувий. Десять книг об архитектуре. - М.: Комкнига, 2011.
5. Крашенинников А. В. Градостроительное развитие жилой застройки. Исследование опыта западных стран. - М., 2005.
6. Гидеон З. Пространство, время, архитектура. - М.: Стройиздат,1984.
7. Ле Корбюзье. Архитектура XX века. - М.: Прогресс, 1970.
8. Иконников А.В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве. - М.: Комкнига, 2006.
9. Гейл Ян, Гемзо Ларс. Новые городские пространства. - М.: ООО «ПСФ «Крост», 2012.
10. Гейл Ян. Жизнь среди зданий. - М.: ООО «ПСФ «Крост», 2012.
11. Нефедов В.А. Городской ландшафтный дизайн. - СПб.: Любович, 2012.
12. Перкинс+Уил. - Австралия: Имейджс Паблишинг, 2010.
13. Уффелен Крис Ван. Городские пространства. - Берлин: Браун Паблишинг, 2013.
14. Public Square Landscapes. - Hong Kong: Design Media Publishing.
15. Environment and Landscape. - S. Korea: Archiworld Co. Ltd.
16. Urban Landscapes, Small Squares. Barselona: Instituto Monsa de Edisiones.
17. Гейл Ян. Город для людей. - М.: ООО «ПСФ Крост», 2012.
18. Бринксман А.Э. Площадь и монумент, как проблема художественной формы. - М: ЛКИ, 2010.
19. Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. - М., 1988.
20. Ибелингс Ханс. Европейская архитектура после 1890 года. - М: Прогресс - традиция, 2006.
21. Лола А.М. Основы градоведения и теории города. - М.: Комкнига, 2005.
22. Dixon John Morris. Urban Spaces. The Design of Public Places. - NY.: Visual Reference Publications, 2001.
23. Картледж П. История Древней Греции в 11 городах. - М.: АСТ, 2014.
24. Васильев А.А. История Византийской Империи. - СПб.: Алтей, 2014.
25. Латур А. Рождение метрополии. Москва 1930 - 1955 г. - М., 2005.
26. Small Squares. - Barselona: Monsa de Ediciones, 2008.
27. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. - М.: Стройиздат, 1986.
28. Пыляев М.И. Старая Москва. - СПб.: Паритет, 2005.

References

1. Glazichev V.L. Urbanistika [Urbanity]. Moscow, 2008.
2. Savarenskaya T.F. Istorija gradostroitel&nogo iskusstva. Rabovladel&cheskij i feodal&nyj periody [The history of urban art. Slave and feudal periods]. Moscow, 2006.
3. Savarenskaya T.F., Shvidkovskii D.O., Petrov F.A. Istorija gradostroitel&nogo iskusstva [The history of urban art]. Moscow, 2006.
4. Vitruvius. Desjat& knig ob arhitekture [De architectura]. Moscow, 2011.
5. Krasheninnikov A.V. Gradostroitel&noe razvitie zhiloj zastrojki. Issledovanie opyta zapadnyh stran [Urban development of the residential area. Study experience in western countries]. Moscow, 2005.
6. Gideon Z. Prostranstvo, vremja, arhitektura [Space, time and architecture]. Moscow, 1984.
7. Le Corbusier. Arhitektura XX veka [The architecture of the XX century]. Moscow, 1970.
8. Ikonnikov A.V. Prostranstvo i forma v arhitekture i gradostroitel&stve [Space and form in architecture and urban planning]. Moscow, 2006.
9. Gail Yan, Gemzo Lars. Novye gorodskie prostranstva [New urban spaces]. Moscow, 2012.
10. Gale Yan. Zhizn& sredi zdanij [Life among the buildings]. Moscow, 2012.
11. Nefedov V.A. Gorodskoj landshaftnyj dizajn [Urban Landscape Design]. St. Petersburg, 2012.
12. Perkins + Will [Perkins + Will]. Australia, 2010.
13. Uffelen Chris Van. Gorodskie prostranstva [Urban space]. Berlin, 2013.
14. Public Square Landscapes. Hong Kong, Design Media Publishing.
15. Environment and Landscape. S. Korea, Archiworld Co. Ltd.
16. Urban Landscapes, Small Squares. Barselona, Instituto Monsa de Edisiones.
17. Gail Yan. Gorod dlja ljudej [Cities for People]. Moscow, 2012.
18. Brinksman A.E. Ploshhad& i monument, kak problema hudozhestvennoj formy [The square and the monument as the problem of artistic form]. Moscow, 2010.
19. Vernan J.P. Proishozhdenie drevnegrecheskoj mysli [Origin of ancient Greek thought]. Moscow, 1988.
20. Ibelings Hans. Evropejskaja arhitektura posle 1890 goda [European architecture after 1890]. Moscow, 2006.
21. Lola A.M. Osnovy gradovedenija i teorii goroda [Fundamentals and theory gradovedeniya city]. Moscow, 2005.
22. Dixon John Morris. Urban Spaces. The Design of Public Places. NY, Visual Reference Publications, 2001.
23. Kartledzh P. Istorija Drevnej Grecii v 11 gorodah [History of Ancient Greece in 11 cities]. Moscow, 2014.
24. Vasiliev A.A. Istorija Vizantijskoj Imperii [History of the Byzantine Empire]. St. Petersburg, 2014.
25. Latour A. Rozhdenie metropolii. Moskva 1930 - 1955 g [Birth of the metropolis. Moscow 1930 - 1955 years]. Moscow, 2005.
26. Small Squares. Barselona, Monsa de Ediciones, 2008.
27. Ikonnikov A.V. Funkcija, forma, obraz v arhitekture [Function, form, image architecture]. Moscow, 1986.
28. Pyljaev M.I. Staraja Moskva [Old Moscow]. St. Petersburg, 2005.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Павел Валентинович Шабуров

Профессор кафедры ландшафтной архитектуры, Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия e-mail: p.shabur@gmail.com

DATA ABOUT THE AUTHOR

Pavel Shaburov

Professor of the Department of Landscape Architecture, Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia e-mail: p.shabur@gmail.com

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ПЛОЩАДЬ ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛАНДШАФТ ПЛОЩАДЕЙ ФОРМИРОВАНИЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты