СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
САМАРКАНД - ГОРОД И ЕГО ЛАНДШАФТ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ
ВРЕМЕНИ Жураев И.Б.
Жураев Илхом Бахриддин угли - преподаватель, кафедра истории, социально-экономический факультет, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан
Аннотация: известный как исторический перекресток вдоль Шелкового пути, Самарканд всегда был крупным политическим и социально-экономическим центром древней Центральной Азии. Наряду со многими другими центрально-азиатскими регионами, где устная традиция преобладает над письменными документами, возможность реконструкции ее основного городского развития была главным образом основана на археологических открытиях.
С конца 19-го века Афрасиаб (место, соответствующее древнему Самарканду) был объектом систематических исследований русских и советских археологов, а в последние три десятилетия - археологией Миссии Франко-Узбека (МАФОуз) (Grenet 2004). Эти работы проливают новый свет на историю Самарканда, однако всестороннее понимание его прошлого все еще неполное, поскольку исследования касались лишь нескольких секторов Афрасиаба по сравнению с его общей протяженностью (220 га). В начале 2001 года, когда узбекско-итальянский археологический проект (УИАП) «Самарканд и его территория» начался как совместное сотрудничество между Болонским университетом и Институтом археологии Академии наук Узбекистана, внимание было обращено на территорию за городом (Ширинов, Тоси 2003; Бердимурадов и др. 2007). Предполагая, что территория всегда поддерживала город экономически, обеспечивая его основными ресурсами и продуктами, мы пытались рассматривать город Самарканд как неотъемлемую часть его внутренних районов. Мы использовали данные с территории для реконструкции динамики основных поселений и ландшафтных преобразований. Поэтому основная цель этой статьи - предоставить новые данные о городе Самарканде, проанализировав три основные социально-экономические темы с его территории, такие как орошаемое земледелие, разведение и местные маршруты [2].
Самаркандский оазис - это богатая пойма, расположенная в середине Зеравшанской долины. Различные экологические зоны, формирующие этот оазис, всегда позволяли многократно использовать имеющиеся ресурсы и взаимный обмен между оседлыми фермерами и полумобильными скотоводами. Плодородная почва в аллювиальной равнине, улучшенная искусственными каналами, позволила развить сельское хозяйство, в то время как речная зона вдоль Зеравшана является дикой средой обитания, подходящей для охоты и диких ресурсов. Каратюбские горы предоставляют летние пастбища, камни и деревья для строительства; в степных предгорьях пасутся стада овец и пастухов, где также возможно дождевое земледелие. Полузасушливый режим характеризует этот регион со среднегодовым количеством осадков ок. 400 мм и среднесуточной температурой 14 °С Следовательно, обширные возделывания возможны здесь только при соответствующем управлении водными ресурсами. С древних времен искусственное орошение основывалось на двух основных ирригационных системах: Даргом Ю и Булунгур Н., оба из которых были отведены от реки Зеравшан на высоте 1 майские плотины. Естественные потоки Пьемонта также обеспечивают дополнительную подачу воды в сезон дождей [3].
Основные исторические события оказали влияние на развитие города, вызвав не только вертикальное наложение исторических слоев, но и своего рода «горизонтальный сдвиг городов».
Глядя на город из космоса, можно выделить «четыре Самарканда»:
Список литературы
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ УЗБЕКСКОГО НАРОДА Неъматов P.A.
Неъматов Рустам Абдуваит угяи - преподаватель (стажер), кафедра истории, социально-экономический факультет, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан
Аннотация: роль интеллектуального потенциала и наследия бесценна в развитии человечества. В современном мире, в котором XXI век признан эпохой знаний и интеллектуальной мысли, глубокого уважения и пристального внимания к накопленному опыту и интеллектуальному потенциалу, который считается самым ценным богатством, обеспечивающим основу материального и духовного развития любой страны.
Восстановление культурного наследия, созданного нашими предками, хранение их, исследование и сохранение их как духовного наследия настоящего и будущего поколения были подняты на общественный уровень. Указ Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева «О мерах по дальнейшему развитию хранения рукописей, системе исследования и пропаганды» определил важные задачи по углублению интеллектуального наследия, его сохранению для нынешнего и будущих поколений [1].
Известно, что в разные периоды исторического развития, в частности, в эпоху Возрождения (в IX-XII веках), интеллектуальный потенциал нашей страны рос на самом высоком уровне в мире, влияя на мировую науку. В этот период мировая наука обогатилась работами и изобретениями таких выдающихся ученых, как Мусо аль-Хваразми, Ахмад аль-Фергани, Абу Райхон Беруни, Ибн Сина, а также работами Абу