Юргинский технологический институт (филиал) Томского политехнического университета
ИЗ ИСТОРИИ «РЕЛЬСОВОЙ ВОЙНЫ» В КУЗБАССЕ В 1998 г.*
В статье показана роль и место Кузбасса в «рельсовых войнах» 1998 г. Представлен анализ причин, этапов и результатов участия кузбассовцев во Всероссийской акции протеста.
Неспособность федеральной власти во время рыночных преобразований решать жизненно важные проблемы большей части населения страны спровоцировала в 1998 г. Все российскую акцию протеста. Она получила название «рельсовая война». В мае и июле 1998 г. была проведена многодневная блокада железнодорожных сообщений между Москвой и Воркутой, центральными и южными районами России, а также в срединной части Транссибирской магистрали. Данная акция стала апогеем борьбы трудящихся за свои экономические права и интересы во время перехода к рыночным отношениям.
Во время акции жители индустриального и в то же время экономически депрессивного региона показали высокую политическую активность. Причины значительной активности кузбассовцев были тесно связаны с серьёзными проблемами в угольной промышленности. Высокая зависимость многих предприятий от ослабевающей угольной отрасли автоматически осложнила деятельность всех сегментов региональной экономики. Низкий уровень зарплаты, её нерегулярная выплата, а также отсутствие элементарных форм социальной поддержки населения привели к резкому обеднению большинства населения Кемеровской области. Разразившийся в 1998 г. финансово-экономический кризис ещё более обострил обстановку в народном хозяйстве региона.
«Рельсовое противостояние» в Кузбассе длилось 27 сутокъ и явилось наиболее мощным, радикальным и последовательным на фоне других очагов протест-ного движения в стране. Если в 1989 г. забастовщики края ратовали за самостоятельность, то в 1998 г. они требовали государственной помержки.
Всероссийская акция протеста началась 13 мая 1998 г. в Печорском угольном бассейне, но уже через два дня центр борьбы стал перемещаться в Кузбасс.
Действия горняков Анжеро-Судженска явились прологом масштабной «рельсовой войны» в Кузбассе.
ставитель г. Анжеро-Судженска В. Фокин. Таким образом, стихийный характер протеста стал принимать более организованный и масштабный вид.
К более решительным действиям трудящихся Кузбасса подталкивало и ширившееся забастовочное движение в других регионах страны. Всероссийскую акцию протеста поддержали горняки Воркуты и Ростова-на-Дону. Имелась угроза железнодорожных блокад в Екатеринбурге, Омске и Иркутской области (3, с. 47). Однако самой болезненной точкой в транспортной системе России являлся блокированный Транссиб. Действия кузбасских пикетчиков, носили более радикальный характер, нежели в других очагах Всероссийской «рельсовой войны» [3, с. 44].
Акция протеста обострила социально-экономическое положение в области и соседних регионах. На 20 мая экономика Кузбасса уже имела ущерб примерно 1,5 млн рублей. В этот же день по распоряжению губернатора в Кемеровской обласщ была объявлена чрезвычайная ситуация. Координационный совет обратился к пикетчикам с предложением пропускать поезда к местным предприятиям и таким образом смягчить экономическое положение в регионе (4).
Между тем пикеты на железных дорогах решительно поддержали работники многих предприятий и организаций Кемеровской области, а также представители мелкого и среднего бизнеса, сельские жители. Накануне и в первые дни «рельсовой войны» требования забастовщиков носили в большей мере экономический характер: погашение задолженности по зарплате и пенсиям, выделение средств на конверсию производства, выполнение правительством обязательств по социальной защищённости и т.д. Через пять дней блокады Транссиба, в связи с расширением географии протестов и отсутствием адекватной реакции со стороны федеральной власти, основными требованиями пикетчиков стала отставка президента и правительства. Вместе с тем анализ имеющихся источников показал, что чёткие требования имели только трудящиеся и безработные г. Анжеро-Судженска. В других городах Кузбасса, а также в
& Работа выполнена при Финансовой поддержке гранта Федерального агентства по образованию N» П657.
Координационном совете конкретная программа действий и требований отсутствовала.
Шахтёрские требования поддержали Росуглепроф и Федерация независимых профсоюзов России. Кроме того, Генеральный совет ФНПР призвал зарубежные профсоюзы бойкотировать поставки угля в Россию, что сделало бы Правительство РФ сговорчивее. Протестное д вижение трудящихся России было поддержано и на международном уровне в лице заявлений компартий Сирии, Греции и Италии |5, л. 19]. Солидарность с участниками Всекузбасской акции проявили депутаты Законод ательного собрания и Общественной палаты Кемеровской области (6].
Однако, по мнению государственных чиновников, деньги « терялись» в самом Кузбассе, как и в других шахтёрских регионах. В связи с этим, по решению Правительства РФ, в угледобывающие регионы были отправлены 5 мобильных бригад налоговой полиции, ФСБ и МВД. Перед силовыми структурами поставили задачу распутать цепочку посредников, занимающихся продажей угля, и выяснить, куда же подевались сотни миллионов рублей, которые заработали, но не получили шахтёры, а также разобраться в истинных причинах социального кризиса в шахтёрских районах [3, с. 241 ]. Но это не остановило протестное движение в угольных бассейнах страны.
Отсутствие внятной позиции федерального центра подталкивало региональную власть менять своё отношение к происходящему. Разобщённые и нередко половинчатые требования коллективов областной штаб по чрезвычайной ситуации решил объединить и существенно дополнить. По мнению А. Тулеева, выплата зарплаты не решала коренных проблем, необходимо было добиваться экономической самостоятельности Кемеровской области. Губернатор призвал кузбассовцев отказаться от радикальной формы протеста.
Но призыв губернатора к необходимости сворачивания блокады Транссиба в регионе не был услышан. Наоборот, обстановка продолжала усугубляться. Утром 22 мая на рельсы вышли шахтёры Между реченска. В результате железнодорожные перевозки в Кузбассе оказались полностью парализованы. Ежесуточные потери от простоя поездов составляли для области более 1,5 млн рублей [7].
Федеральная власть всё-таки была вынуждена реагировать на рост радикальных действий в Кузбассе и других шахтёрских регионах. 22 мая комиссия во главе с заместителем председателя Правительства РФ О. Сысуевым прибыла в бастующий регион. Он заявил, что будет рассматривать только экономические вопросы и предложения, а политические требования невыполнимы, так как для отставки президента нужны более веские причины. На сторону правительственной комиссии в этот момент встали члены Координационного совета городов Кузбасса. Они обра тились к шахтёрам с предложением прекратить блокаду железнодорожных путей. Но пикетчики не прислушались к их мнению. Таким образом, акция протеста приобретала неуправляемый характер, и последствия действий забастовщиков становились всё более непредсказуемы.
Представители правительства вынуждены бы-ли работать по каждому городу Кузбасса в отдельности. Комиссия явно торопилась с решением вопроса снятия блокады Транссиба, поэтому подписывала документы, не особо задумываясь о последствиях. Так, например, в Протоколе по Анжеро-Судженску первый пункт требований гласил: «Отставка Президента РФ». И заместитель председателя правительства
О. Сысуев подписал данный документ [8]. К тому же горняки стали получать деньги из федерального бюджета, что делало их сговорчивее. 23 мая пикетчики Междуреченска с рельсов ушли и движение по югу области было возобновлено.
Следовательно, действия анжеро-судженских и юр-гинских пикетчиков уже не имели серьёзного значения. 24 мая одновременно в Анжеро-Суд женске и Юрге была снята блокада главного хода Транс-сибирской железнодорожной магистрали в Кузбассе. Правительство пообещало до 1 июля 1998 г. трудящимся и пенсионерам области погасить долги по зарплате и пенсиям, решить многие вопросы социальной защищённости. В случае невыполнения условий указанных в протоколах участники акции на железной дороге оставляли за собой право возобновить акцию протеста в той же форме. В этот же день, 25 мая, губернатор отменил чрезвычайное положение в Кемеровской области (9].
На этом первый этап «рельсовой войны» в Кузбассе закончился. На федеральном, региональном и местном уровне наблюдалось оживление в решении социально-экономических проблем населения. Больше других от действий пикетчиков пострадала железная дорога. Только прямые потери железнодорожников составили более 355 млн рублей |3, с. 60].
Перекрытие Транссиба принесло Кемеровской области и «золотой дождь». Министр путей сообщения Н. Аксёненко, прибывший в составе правительственной комиссии на переговоры с пикетчиками выделил анжерским шахтёрам на погашение долгов по зарплате 50 млн рублей, а юргинским машзавод-чанам 20 млн (деньги перевели из фонда заработной платы железнодорожников). Из Пенсионного фонда поступило 100 млн рублей, благодаря чему в области были закрыты все долги по апрельским пенсиям и начаты выплаты пенсий за май. Были разблокированы госрезервы, начали поставлять лекарства и та [3, с. 60].
Из особенностей «рельсовой войны» в мае выделяются следующие: 1) стихийный характер и нечёт-кость задач пикетчиков; 2) стремительная радикализация требований; 3) во главе пикетчиков оказались лидеры трудовых коллективов, а не политических организаций; 4) активное участие в акции приняли не только шахтёры, но и представители других профессий, а также работники бюджетных организаций и пенсионеры; 5) чувствовалось колебание в отношении избранной формы борьбы^ за всю историю своего развития трудящиеся Кузбасса не знали такой реальной солидарности.
В течение июня Правительство РФ так и не выполнило большинство взятых на себя обязательств. 30 июня 1998 г. Координационный совет городов Кузбасса поставил в известность вице-премьера О. Сысуева о невыполнении подписанных протоколов и инициировал пикетирование железной дороги в городах: Анжеро-Судженск, Юрта и Прокопьевск. Месячное «перемирие» между забастовщиками и Правительством РФ завершилось.
В течение 1 — 2 июля железная дорога пикетировалась по восемь часов в день. В акции участвовали жители городов: Анжеро-Судженск, Юрга, Прокопьевск, Междуреченск, Осинники, Топки, Ленинск-Кузнецкий и Новокузнецк. Губернатор поддержал требования трудящихся, но вновь высказался против блокады Транссиба. Ни первого, ни второго июля Правительство не предприняло каких-либо мер для ликвидации кризисной ситуации. В итоге, на третий день протеста трудящиеся, безработные и пенсионеры Анжеро-Судженска, Юрги и Топок вновь перекрыли
важную транспортную магистраль. Беспрепятственно шли только пассажирские поезда и электрички. Пикеты солидарности состоялись в Киселёвске, Кемерове, Белове, Ленинске-Кузнецком, Междуреченске. Главным требованием пикетчиков стала отставка президента Б. Ельцина.
Второе «стояние на рельсах» было более организованным, нежели первое. Десятки организаций (даже те, которые раньше не участвовали в забастовках) прислали своих представителей. Обстановка была накалена до предела. Рядом с участниками блокады Транссиба постоянно находились спецподразде-ления милиции. С первых же дней акции предпринимались попытки уговорить пикетчиков, увести их с рельсов. К ним поступали десятки телеграмм из разных населённых пунктов Кузбасса с просьбой открыть движение поездов. Однако пикетчики не уступали.
Вскоре в Кузбасс прибыла правительственная комиссия во главе с первым заместителем министра топлива и энергетики И. Кожуховским. Появление представителей правительства, а также их обещания по исправлению ситуации повлияло на позицию администрации Кемеровской области. 6 июля региональная исполнительная власть обратились к пикетчикам с просьбой открыть движение поездов. В этот же день топкинские рабочие прекратили блокирование железнодорожной магистрали 110). Другие шахтёрские города юга Кузбасса ограничились только моральной поддержкой, так и не «встав» на рельсы. Таким образом, путь с запада на восток был открыт, а юргинцы и анжеро-суджеицы вновь держали в блокаде только Томск. Большого смысла данная акция уже не имела. 7 июля на путях Кузбасского отделения дороги простаивали только 17 грузовых поездов, блокированных на главном ходу Транссиба и Томском железнодорожном узле [3, с. 73|.
В то же время Координационный совет городов Кузбасса обратился к жителям региона с просьбой о поддержке акции и вновь подтвердил своё требование — отставку Президента. Действия пикетчиков решительно поддержало Законодательное собрание Кемеровской области. 11 июля произошла встреча представителей бастующих городов Кузбасса с правительственной комиссией. Обе стороны выразили готовность к переговорам. Камнем преткновения стала последова тельность осуществления переговорного процесса. Правительственная делегация выступала за схему: «разблокирование — комиссия — переговоры». Позиция участников акции выглядела иначе: «комиссия - переговоры - разблокирование». По-прежнему никто не хотел уступать.
В итоге после 10 дней блокирования магистрали каких-либо положительных изменений в разрешении конфликта не произошло. Правительство не торопилось встречаться с пикетчиками. Ситуация осложнялась скоплением опасного груза на железнодорожных станциях Кузнецкого края. К тому же ни один, даже соседний, регион страны адекватно не поддержал кузбассовцев в д анной акции. Возникал справедливый вопрос об экономическом будущем Кузбасса. В этих условиях губернатор А. Тулеев, с одной стороны, занял жёсткую позицию по отношению к тем протестным акциям, которые имели разрушительные для региона последствия. С другой - активизировал меры по борьбе с экономическими преступлениями. 13 июля губернатор обратился к бастующим Юрги, Анжеро-Судженска и Осинников с предложением покинуть рельсы до приезда правительственной комиссии. В этот же день в области приступила к работе бригада Главного управления по
борьбе с экономическими преступлениями МВД России [3, с. 76].
Предложение губернатора встретило неоднозначную реакцию в забастовочной среде. В Юрге, например, 14 — 15 июля, с целью показа своей солид арности с пикетчиками, на рельсы вышли рабочие ещё нескольких цехов машзавода. 15 июля к блокирующим Транссиб 300 машиностроителям присоединились три тысячи человек. Участники протеста твердили: «Никому теперь не верим!». Обстановка осложнялась и отсутствием каких-либо положительных изменений в темпах погашения финансовых обязательств. На 15 июля по сводному протоколу в Кузбасс поступило только 67% от обещанной суммы [ 111.
Между тем общественное мнение в бастующих городах Кузбасса всё более склонялось в пользу позиции губернатора. Его, прежде всего, активно поддержали предприятия и организации, которые не участвовали в блокаде дорог и несли существен-ігьіефинансово-экономические потери. Действия А. Тулеева по недопущению блокад ы Транссиба поддержали все региональные общественно-политические силы, в том числе обком КПРФ [ 12, л. 6]. Требовали изменить форму протеста и руководители многих предприятий и организаций соседних регионов. Более всего их возмущало сохранение рабочего ритма предприятий и организаций Кемеровской области, в то время как им приходилось сворачивать производство, останавливать работы, сокращать зарплату трудящимся и т.д. Как и в мае, наиболее серьёзные трудности испытывали томские предприятия и организации, так как именно в это время начинался завоз северянам на зиму продовольствия и других товаров жизнеобеспечения, а также поставка стройматериалов для городов и посёлков нефтяников и газовиков.
В этой обстановке А. Тулеев подверг жёсткой критике как участников блокады железной дороги, так и местных руководителей. По мнению губернатора, многие руководители не показывали достаточного уровня рыночного мышления, не проявляли необходимой мобильности в решении важных вопросов функционирования предприятий и организаций. На пикетчиков нарастало и информационное давление, лидерами которого являлись центральные СМИ.
Жёсткая и уклончивая позиция вице-премьера явно не удовле творила членов областного забастовочного
ИСТОРИЧЕСКИ! НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК И> 4 (89) 2010
комитета. Однако противопоставить какие-либо контраргументы они не смогли, а сил для дальнейшей борьбы было недостаточно. На этом второй этап «рельсовой войны» в Кузбассе прекратился. Наибольший ущерб вновь был нанесён Транссибирской железной дороге, который составил не менее 750 млн рублей |3, с. 85].
«Рельсовая война» в июле 1998 г. имела следующие особенности: 1) инициатива ведения переговоров с представителями правительства постепенно перешла от лидеров забастовочного движения к губернатору; 2) второй этап борьбы, в сравнении с первым, был более организованным и продолжительным.
Итоги «рельсовой войны» в Кузбассе в 1998 г. противоречивы. Положительные результаты, на наш взгляд, следующие: 1) значительно повысилась роль Кемеровской области в социально-политической жизни страны; 2) трудящиеся приобрели хороший опыт отстаивания своих конституционных и трудовых прав; 3) возросло внимание со стороны федерального центра к социально-экономическим проблемам региона.
«Рельсовая война» имела и негативные последствия для Кузбасса: 1) регион понёс серьёзный экономический урон; 2) Кемеровская область стала экономически менее привлекательно выглядеть; 3) разочарование кузбассовцев в итогах общественно-политического движения и перспективах реализации трудового потенциала привело к миграции высоко-квалифицированных кадров из региона.
В целом, высокий уровень общественно-политической борьбы как в Кузбассе, гак и в стране в 1998 г. указывает на недостаточную продуманность и излишнюю форсированность рыночных реформ в Российской Федерации в последнее десятиле тие XX в.
Библиографический список
СОЛОВЕНКО Игорь Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики и автоматизированных систем управления.
Адрес для переписки: e-mail: igs-71@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 24.03.2010 г.
© И. С. Соловенко
Книжная полка
ББК63/П84
Прохорова, Л. Д. История исторической науки (Текст]: учеб. пособие / Л. Д. Прохорова; ОмГТУ. - Омск, 2010. - 85с. - Библиогр.: с. 83. -ISBN 978-5-8149-0911-4.
Учебное пособие содержит конспекты лекций по всем разделам дисциплины «История исторической науки», планы семинарских занятий, задания по самостоятельной работе (СРС), контрольные вопросы по каждой теме и библиографический список. ^
Для студен тов специальности «Историко-архивоведение» дистанционной и заочной форм обучения.
ББК 79/Х94
Хроменкова, Н. И. Развитие архивного дела в Сибири [Текст]: учеб. пособие / Н. И. Хроменкова. - Омск, 2010. - 79 с. - Библиогр.: с. 79. - ISBN 978-5-8149-0859-9.
Издание содержит конспекты лекций по всем разделам дисциплины «Развитие архивного дела в Сибири и г. Омске», контрольные вопросы по каждой теме, планы и методические указания к семинарским занятиям, методические указания по СРС, образцы тестовых заданий и библиографический список. Структура и содержание лекций соответствуют стандарту ОмГТУ специальности «Историко-архивоведение».
Для студентов специальности «Историко-архивоведение» дистанционной и заочной форм обучения.
ББК 67.62/Х94
Хроменкова, Н. И. История государственных учреждений [Текст]: учеб. пособие / Н. И. Хроменкова; ОмГТУ. - Омск, 2010. - 94 с. - Библиогр.: с. 91. - ISBN 978-5-8149-0839-1.
Издание содержит материалы по всем разделам дисциплины «История государственных учреждений», контрольные вопросы по каждой теме, образцы тестовых заданий и библиографический список. Структура и содержание глав соответствует Гос. стандарту высшего профессионального образования специальности «Историко-архивоведение».
Предназначено для студентов специальности «Историко-архивоведение» дистанционной и заочной форм обучения.