Спросить
Войти

Концепция государственного участия в формировании потребительского рынкаиркутской области

Автор: указан в статье

A.C. АСТРАХАНЦЕВА

A.C. АСТРАХАНЦЕВА

аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск

КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Практика экономического развития стран с рыночной экономикой показывает, что все реально действующие мировые экономические системы — это, как правило, системы смешанные, т.е. такие, когда в одном экономическом пространстве тесно взаимодействуют и эффективно решают возникающие проблемы два участника — частный сектор и государство.

История развития тесных экономических отношений между ними началась после Великой депрессии и продолжается по сей день. Степень участия государства в развитии экономической системы той или иной страны различна, но количественно экономическую роль государства в экономике конкретной страны можно выразить с помощью показателя удельного веса государственного сектора в валовом национальном продукте.

Специалисты в области экономической теории определяют и характеризуют экономику развитых стран как смешанный капитализм, где господствует частный сектор и имеет место государственное вмешательство.

Государственное вмешательство в экономические процессы, происходящие в стране, бывает двух видов — косвенное (административное) или прямое (экономическое). Если косвенное вмешательство государства в экономику страны происходит через законы, налоги и т.д., то прямое — несколько иначе.

В экономически развитых странах государство берет на себя обязательства по созданию общественных благ, жизненно необходимых всем членам общества, проживающим на территории страны. Результат производства этих благ удовлетворяет коллективные потребности общества. По своему потребительскому назначению создаваемые общественные блага противоположны товарам индивидуального потребления. Такие общественные блага неделимы, их нельзя продать, но ими могут пользоваться все и при этом не нести никаких прямых затрат на его

производство. Как правило, это объекты инфраструктурного обустройства территории.

Возможно, дальнейшее развитие рыночных экономических отношений в нашей стране будет происходить аналогично. Однако сегодня в России окончательно не определена доля государственного вмешательства в экономическую деятельность регионов, а также страны в целом.

Основной характерной особенностью Российской Федерации является ее огромная территория и недостаточная инфраструктурная освоенность восточных и северных регионов. В настоящее время правительство пересмотрело свои планы относительно экономического развития районов Сибири и Дальнего Востока и открытия для них новых перспектив.

К числу таких районов относится и Иркутская область. Интенсивное развитие производительных сил региона позволит привлечь свободные трудовые ресурсы не только области, но и других регионов. В этом случае на исполнительную власть Иркутской области будет возложена колоссальная ответственность за обеспечение условий нормальной жизнедеятельности проживающего на данной территории населения, а обустройство жизненно важных инфраструктурных объектов станет основной задачей государственной власти.

В настоящее время уровень освоенности северных районов нашего региона таков, что возникает необходимость в своевременном обновлении и создании новых транспортных и жилищно-бытовых коммуникаций, в формировании и обустройстве инфраструктуры регионального потребительского рынка.

На наш взгляд, решать проблему формирования потребительского рынка Иркутской области следует при содействии органов государственного управления и с привлечением государственных финансовых ресурсов. Безусловно, формирование потребительско© АС. Астраханцева, 2007

РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ

го (товарного) рынка нельзя рассматривать в весьма узких рамках создания объектов инфраструктуры. Можно предположить, что владельцы частного капитала по собственной инициативе будут осваивать недостаточно инфраструктурно развитые районы области, преследуя цель расширения собственного сбыта товаров и увеличения прибыли. Однако в настоящее время в северных районах Иркутской области не только нет достаточно крупных оптовых посредников, но и торго-вопроводящая сеть, которая существовала до начала 90-х гг. прошлого века, практически утрачена. Во многих населенных пунктах региона почти нет торговых точек, а в некоторых они совершенно отсутствуют. Фактически крупные оптовые посредники и владельцы сетей супермаркетов не спешат осваивать новые территории за пределами Иркутска, Ангарска, Братска и Усть-Илимска.

Актуальность вопроса о том, кто должен обеспечить контроль за созданием и эффективным функционированием данных общественных благ, с каждым днем повышается. По нашему мнению, финансирование создания столь высокозатратных инфраструктурных объектов может осуществляться из двух источников — государственного сектора за счет налогов или же частного сектора путем поиска способов увеличения прибыли частного предприятия. Хотя известно много примеров, когда в развитых и особенно в развивающихся странах производство такого рода общественных благ, или объектов инфраструктуры, является сферой деятельности сугубо государственного сектора.

С.С. Носова дает следующее определение инфраструктуры и формулирует ее специфические признаки: инфраструктура представляет собой совокупность отраслей, объектов, сооружений, обеспечивающих общие условия производства, необходимые для эффективного развития экономики в целом и проживания людей на любой территории.

В основе выделения инфраструктуры как самостоятельный важной сферы экономики лежат различия между особыми и общими условиями производства. К особым условиям относятся конкретные формы технологического процесса, свойственные в отдельности каждому виду производства, будь оно промышленным или сельскохозяйственным. К

общим условиям относятся те, без которых не может эффективно функционировать ни одно производство и поддерживаться нормальный жизненный уровень населения. Они не связаны с конкретными видами производства и как бы создают фундамент для развития экономики.

На макроуровне инфраструктура представляет собой совокупность общих экономических и социальных условий, обеспечивающих эффективное развитие национальной экономики в целом и данного региона в частности. При освоении новых территорий в области обязательно будет создана и институциональная, и производственная, и социально-бытовая инфраструктура.

Социально-бытовая инфраструктура определяется как совокупность общих условий, связанных с воспроизводством рабочей силы и повседневной жизнью человека. На наш взгляд, потребительский рынок с развитой торговопроводящей сетью на вновь осваиваемых территориях, будучи совершенно самостоятельной отраслью, которая называется «торговля», с полным правом может быть отнесен к отрасли инфраструктурного характера.

Специалисты в области изучения проблем инфраструктуры выделяют следующие ее характерные признаки:

- во-первых, инфраструктура — это сектор экономики общего назначения;

- во-вторых, ей присущ характер коллективного потребления;

- в-третьих, объекты инфраструктуры капиталоемкие, они требуют крупных первоначальных инвестиций;

- в-четвертых, отрасли инфраструктуры — это долго окупаемые объекты.

Более того, инфраструктура непосредственно влияет на процесс производства, хотя находится за его технологическими пределами. Круг инфраструктурных отраслей изменяется, и существенное влияние на него оказывает прежде всего научно-технический прогресс. Следовательно, перечень отраслей и объектов инфраструктуры не может быть неизменным и регламентированным для всех этапов экономического развития. Именно инфраструктура связывает воедино все отрасли экономики, способствует ее стабилизации, сбалансированному функци-

Известия ИГЭА. 2007. № 6 (56)

О.В. БУЛАНОВА

онированию. Развитие инфраструктуры — обязательное условие при освоении новых территорий, вовлечении в хозяйственный оборот природных ресурсов, рациональном их использовании, улучшении размещения производительных сил страны и конкретного региона в частности. Инфраструктура является фактором, который оказывает значительное влияние на благосостояние страны и проживающего на ее территории населения.

Исходя из всего перечисленного можно утверждать, что формирующийся потребительский рынок на вновь осваиваемых территориях может быть отнесен к объектам инфраструктурного характера, поскольку он соответствует всем четырем перечисленным признакам, свойственным инфраструктуре.

Следует отметить, что в экономически развитых странах, а также в странах с переходной экономикой контроль за развитием инфраструктуры осуществляется через механизм централизованного (федерального) и местного управления. Центральные органы государственной власти, инвестирующие в сооружение инфраструктурных объектов, не всегда в состоянии единолично учесть потребности конкретного региона в инфраструктурном обеспечении, что, как следствие, делает данный регион непривлекательным по сравнению с другими. Поэтому целесообразно передавать полномочия, а вместе с ними и контроль за развитием

инфраструктуры на конкретной территории местным органам власти. Государственное управление и контроль над отраслями инфраструктуры через местное государственное управление удовлетворяют интересы общества в целом, а также людей, проживающих на этих территориях.

По своей природе инфраструктура — это всегда монополия, и это неизбежно. Поэтому не случайно отрасли инфраструктуры называются естественными монополиями. Таким образом, на первом этапе своего развития потребительский рынок инфраструктурно обновленного региона (Иркутской области) будет представлять собой естественную монополию, но это будет продолжаться недолго, до тех пор, пока в регионе не будут построены объекты эффективной транспортной сети, что в итоге вызовет приток частного оптово-розничного капитала.

Таким образом, прямое участие государства в освоении новых, еще не обжитых территорий Иркутской области позволит решить следующие стратегические задачи:

- создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения;

- обеспечение поддержки частного сектора в области эффективного решения задач, связанных с сооружением стратегических экономических объектов;

- создание условий для эффективного функционирования и дальнейшего процветания частного сектора в регионе.

О.В. БУЛАНОВА

доцент Новосибирского государственного аграрного университета

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

В период рыночных реформ накопился немалый опыт информационно-консультационного обеспечения АПК, но тем не менее существует много нерешенных проблем организационного, финансового, нормативно-правового и экономического обеспечения именно малого аграрного бизнеса. Актуальными остаются вопросы развития информационно-консультационной деятельности на

районном уровне, разработки методического и программного обеспечения с учетом специфики районов.

В АПК Новосибирской области за последние годы изменились тенденции, обусловливавшие организационно-экономические предпосылки развития информационно-консультационного обеспечения малых форм хозяйствования (МФХ), к которым

© О.В. Буланова, 2007

РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧАСТИЯ ЛОКАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ИНФРАСТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ regional market consumer market state sharing conception local zones
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты