Спросить
Войти

Фахверковое зодчество в аспекте социологии архитектуры

Автор: указан в статье

Иванова З.И.1, Гавриков Д.С.2

1 Московский государственный строительный университет 2Строительный колледж №26 города Москвы Е-mail: ivanovazi@mail.ru, denis.gawrikow@gmail.com

ФАХВЕРКОВОЕ ЗОДЧЕСТВО В АСПЕКТЕ СОЦИОЛОГИИ АРХИТЕКТУРЫ

Рассмотрена связь архитектуры и социальных процессов, подчеркнута мысль о необходимости учета ментальных потребностей при организации среды, изучения запросов горожан при принятии градостроительных решений. Авторы углубляются в изучение истории формирования различных типов фахверковой архитектуры, строительных приемов и технологий, характерных как для географических, климатических особенностей разных регионов, так и для «картины мира» и восприятия пространства их жителей.

В какой степени тип общества и социальный строй воплощаются в архитектуре и одновременно ею обосновываются, как влияет архитектура на конкретные социальные процессы? Данный вопрос задает Хайке Делитц, немецкий социолог, занимающаяся в течение длительного времени социологией архитектуры и создавшая свое особое направление в данном разделе социологии. Архитектуру Х. Делитц рассматривает как средство отражения социальных процессов, фиксируя внимание на вопросах «пересечения» архитектуры и социальных процессов, их взаимного влияния. «Архитектура как средство отражения культуры XX века - это точнейший сейсмограф общественных изменений», - пишет социолог. -«Она делает их наглядными, представляет и воспроизводит их... Архитектура воздействует на довербальном уровне, являясь предсозна-тельным средством коммуникации: она создает пространственно заполненную «атмосферу», формирующую у человека представление о мире, о самом себе и об обществе посредством границ тела сооружения». [1] Архитектура - это среда функционирования людей, способ удовлетворения не только материальных потребностей: защиты от холода или жары, но и эстетических, коммуникативных и иных запросов.

Архитектура является видом искусства, высокой творческой деятельности человека, взаимодействующего с окружающей природной средой, созидающего цивилизационное пространство, в котором высшим проявлением эстетического освоения действительности выступает искусство. Отметим, что «искусство существует как один из способов не только чувствен-

ного выражения духовного опыта человека, но и интуитивного постижения мира, схватывания его сущностных оснований. Искусство - это то, чем питаются духовно и культивируют человека и общество. Искусство - необходимость», при этом «эстетическая основополагающая искусства способна формировать ценностные ориентации личности, ценностное отношение человека к миру» [2] . - так отмечалось на Лихачевских чтениях, посвященных диалогу культур.

Окружающее архитектурное пространство оказывает влияние на весь образ жизни человека, на его поведение, заставляя вести себя определенным образом. Серые однообразные панельные «многоэтажки» 60-80 гг. ХХ века (т.н. «типовые дома»), как саморазмножающиеся клоны, заполнившие обширные районы новостроек, отрицательно воздействуют на человека. Трудно узнать свое жилище среди множества близнецов, исчезает ощущение своего особенного и единственного «родного дома». В результате не удовлетворяется архетипическая потребность в защите и безопасности - в собственном жилище. Результат - чувство страха, раздражения, агрессии и, как следствие, либо возмущение и протес-тное поведение, либо апатия, ретритизм.

При продуманной организации пространства, близкой к «картине мира», сложившейся у данного народа, восприятие среды происходит в положительной тональности «правильности» окружающего мира. Соответствующая потребностям жителей архитектурная среда, оформленное с точки зрения ментальных потребностей пространство, особые типы жилища рождают чувство дома, родины, справедливого устройства мира.

Хотим мы того или нет, городская среда оказывает на нас и наших детей колоссальное влияние. Архитектура становится важнейшим фактором социализации личности. Наиболее успешно будет протекать социализация в архитектурной среде, близкой представлениям о «правильном» жилище, «правильной» улице, «правильном» городе, в котором достойно жить. Они должны оправдать представления людей о возможном, должном, духовном, эстетическом, рациональном. Окружающие человека формы, линии, плоскости, цвета должны вызывать эмоциональную и эстетическую удовлетворенность.

В силу географических, климатических вызовов, особенностей вмещающих ландшафтов, сформировалась специфическая традиционная культура каждого народа, заключающая в себе определенную картину мира и способ отношения к нему. «Вся предметно-пространственная среда, созданная и создаваемая людьми, выступает своеобразной материализацией-социально-политических, идейных и культурно-эстетических устремлений общества» - пишет А. Барабанов в статье «Человек и архитектура: семантика отношений» [3]. Как правило, этноментальные черты ряда этносов, проживающих близко друг от друга, находящихся в одних ландшафтных условиях, т.е. в одном регионе, и постоянно взаимодействующих между собой, довольно близки. С этой точки зрения мы можем говорить об особенностях восприятия пространства на Западе и Востоке, особенностях западной и восточной архитектуры, имея, прежде всего, в виду под Востоком Центральную, Юго-Восточную Азию - Индию, Китай, Японию, а также Ближний Восток, Северную Африку. Под Западом подразумеваются индустриальные общества Европы, Северной Америки, Австралия. У разных народов в одной географической среде сложились похожие типы жилища, безусловно «подсказанные» природой и с точки зрения формы, и с точки зрения применяемых строительных материалов.

Фахверковые постройки появились в Западной и Центральной Европе в XII веке, в период окончания малого климатического оптимума [4]. Самые древние, сохранившиеся по сей день фахверковые строения в Германии и Франции, с использованием методов дендрохронологии датируются концом XII - началом XIII века. В исторической застройке Руана, Кведлин-

бурга, Шмалькальдена, Эйзенаха, Амбуаза, Кента и других немецких, французских и британских городов сохранились целые кварталы, средний возраст домов в которых превышает пять столетий. Тем самым очевидно оптимальное соответствие фахверка природно-климатическим условиям региона.

Согласно последним археологическим данным, древнейший предшественник фахверка существовал в Чатал-Хююке в Малой Азии 8500 лет назад: это было жилище с фахверкоподобно разделёнными стенами. Они поддерживались, однако, не деревянным каркасом, а глиняными стойками и ригелями. Подобные строительные техники, но с применением древесины, имелись в Алалахе (в Сирии), а позднее - в Микенах и Тиринфе. Прежде чем вошёл в обиход строительный метод с применением деревянных опор для возведения жилищ, были широко распространены валы и стены (шиги §аШеи8) с деревянным оснащением.

В слоях, относящихся к михельсбергской культуре раннего неолита (4400-3500 гг. до Р.Х.), были найдены фундаменты домов, которые были построены в технике стоечно-балочного деревянного фахверка. Также преимущественно в этой технике возводились так называемые «римские каркасные дома» 1-го в. от Р.Х.

В европейском фахверковом зодчестве выделяют два основных направления: вертикальнополосатое (Франция, кроме Эльзаса и Лотарингии, и Соединённое Королевство) и горизонтальнополосатое (Германия, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Польша, Чехия, Эльзас и Лотарингия во Франции, Форарльберг в Австрии). Первое направление включает в себя английский и нормандский региональные варианты, а второе - нижнесаксонский, франконский и але-маннский варианты. В каждом из них выделяют разнообразные локальные типы, в большой степени различающиеся друг от друга. Своеобразные фахверковые постройки встречаются также в Дании, Швеции, Норвегии, Болгарии, Испании. Идентичные фахверку техники каркасного строительства распространены в Азии: можно выделить османское, гималайское и восточноазиатское направления. Интересная строительная техника существует в Иране: внутрь бревенчатого остова закладывают камень, что сближает эту технику с фахверковой, особенно с французским «коломбажем».

По мнению немецких специалистов, в истории рассматриваемой архитектуры можно выделить следующие поочерёдно сменяющие друг друга этапы: романский стиль, готику, интернациональный маньеризм, ренессанс, барокко, классицизм, модерн и т.д. В эпоху модерна фахверк впервые становится стилистической основой архитектурного облика зданий [5]. В это время широко распространяется имитация фахверковой конструкции лишь с наружной стороны внешних стен здания. Заимствования из фахверковой стилистики проникают и в деревянную архитектуру модерна.

Следует отметить, что фахверковая архитектура имеет достаточно долгую историю в России. Самой ранней постройкой можно считать меднолитейную мастерскую в шведском городе Ниене на территории современного Санкт-Петербурга, датированную второй половиной XVII в. по найденной в этом слое шведской монете с годом 1666. Постройка была обнаружена при археологических раскопках в устье реки Охты в 2006-2009 гг., проведённых специалистами ИИМК РАН, СЗИ Наследия, Государственного Эрмитажа и др.

Вместе с тем, есть данные, косвенно указывающие на существование фахверковых строений в предместьях Москвы. Так, А. А. Герман, Т. С. Ларионова, И. Р. Плеве в своём труде об истории российских немцев повествуют: «Новоиноземская слобода в Москве, по отзывам современников, приобрела вид «немецкого города, большого и людного». Дома строились «на голландскую и немецкую стать», в один, два, три этажа, с покатыми островерхими крышами, покрытыми тёсом» [6]. Наряду с этим, в указе №5 Петра I от 17 января 1701 г. упоминаются некие образцовые «мазанки» села Покровского, а также поставлена задача возводить такие постройки в Москве после пожара в случае нехватки денег на кирпич.

Главный фактор, оказавший влияние на формирование фахверковой архитектуры, -своеобразие природно-климатических условий региона.

В позднее средневековье фахверк распространяется в Северной и Западной Европе, вытесняя другие формы архитектуры.

С IV по XIII век в Европе был малый климатический оптимум. Средиземноморская растительность расширила свой ареал на сотню километров к северу. Зерновые вновь стали воз-

делывать в Исландии. В Европе наиболее тёплый период отмечался между 1150-1300 гг.

На территории, которая позднее станет зоной распространения фахверкового строительства, в этот период расселяются германские племена. Германцы, только перешедшие к оседлости, не создали значительных архитектурных сооружений. Строения возводились исключительно из дерева каркасным способом. Сплетённые из прутьев стены обмазывались глиной разных оттенков. Самым распространённым типом жилища была «трёхнефная халле». Эти прямоугольные в плане полуземлянки обычно имели размер 5Ч25 м и разделялись двумя параллельными рядами столбов на три зала. Очаг располагался в центре жилища. Мягкий климат рассматриваемого периода позволил распространиться таким постройкам вплоть до Скандинавии. По данным археологических раскопок, на протяжении раннего средневековья жилища германцев не претерпевали существенных изменений. Это очевидно можно объяснить тем, что данные строения вполне удовлетворяли тёплому климату оптимума.

После тёплой эпохи наступило новое похолодание, которое получило название малого ледникового периода. Этот период продолжался вплоть до конца XIX века.

Анализ летописей и записей очевидцев позволяет заключить следующее. В начале XIV века зимы в Европе стали более суровыми. Замерзали Балтийское и Адриатическое моря, Генуэзский залив. На юге Франции вымерзли оливковые деревья. Виноградарство Англии и северной Германии пришло в полный упадок. Вся первая четверть XIV в. характеризовалась очень большой концентрацией экстремальных климатических явлений.

Таким образом, повсеместно распространённая до той поры в Западной Европе полуземлянка становится непригодной для проживания. Во время суровых морозных зим грунт стал промерзать, а вместе с ним и земляной пол «трёхнефных халле». Из-за влаги, скапливающейся в точке росы, воздух помещения становился сырым, что неблагоприятно сказывалось на здоровье обитателей такого жилья и долговечности деревянного каркаса.

На основе традиций германского каркасного строительства при заимствовании некоторых принципов древнеримской архитекту-

ры на смену «трёхнефной халле» в начале малого ледникового периода приходит фахверковая постройка, полностью удовлетворяющая изменившимся климатическим условиям региона. Увеличивается толщина стен, усовершенствуется поддерживающий их каркас, дом приподнимается над землёй и ставится на фундамент, очаг заменяется печью. Старейшая сохранившаяся фахверковая постройка Кведлинбурга датируется именно началом XIV века - началом похолодания в Западной Европе. За последующее столетие фахверк распространяется по всему региону применения «трёхнефной халле».

Среди прочего, можно отметить, что своеобразие формирования и развития региональных вариантов фахверковой архитектуры Европы заключается в политико-правовой предопределённости. Политическое влияние на строительную культуру имелось определённо очень часто. Ярко это проявилось в Германии, отдельные территории которой постоянно оказывались завоёванными соседними народами вследствие затянутого периода феодальной раздробленности, которая сохраняется, впрочем, до сих пор.

Исследователь фахверковой архитектуры из Северной Померании Ральф Шнейдевинд пришёл к следующим заключениям.

Французы поднимали во время первой империи в Бадене налог на окна. Вследствие чего стали делать всё меньшие и меньшие окна.

Шведы продавали в Померании в течение её оккупационного периода побочный продукт своей стальной добычи: красно-коричневый богатый окисью железа краситель. Как следствие, деревянные элементы почти каждого фахверкового дома в местности вокруг Штральзунда, который был частью Шведской

Померании, имеют красно-коричневый нижний слой краски.

Можно заметить, что фахверковая архитектура является сложным технологическим продуктом, созданным многими поколениями европейцев. Вынужденные идти по непростому пути, европейские зодчие создали высокоинтеллектуальное произведение - фахверк - сложнейшую технику строительства, обучиться которой можно, потратив около 10 лет. Мастер, возводящий фахверковую постройку должен быть одновременно умелым плотником и каменщиком. При этом он должен знать технологические тонкости соединения деревянного бруса между собой и с каменной или кирпичной кладкой, таким образом, чтобы такая постройка стояла до полувека. Кроме того, необходимо знать основы статики, чтобы понять, каким образом будет себя вести трёхмерная ферма - фахверковый каркас. Вместе с тем, фахверк является произведением искусства: такое строение украшено резными элементами, росписями, рапор-тным орнаментом, составленным из балок, стоек и раскосов, расставленных определённым образом. Колористика также играет особую роль в фахверковом зодчестве.

Рассмотрев связь архитектуры и социальных процессов на примере фахверкового зодчества, мы выделили мысль о необходимости изучения запросов горожан при принятии градостроительных решений и учета ментальных потребностей при организации цивилизационной среды. Как утверждалось выше, архитектура и строительные приемы фахверка исходили из природно-климатических потребностей региона. Фахверковые строения соответствовали запросам его потребителей, представлению о комфортности среды.

03.04.2013

Список литературы:

1.Делитц Х. Архитектура в социальном измерении //Социологические исследования. - 2008. - №10. - C. 113-121.
2. Коломиец Г.Г.О роли искусства в контексте диалога культур.// Диалог культур в условиях глобализации: XI Международные Лихачевские научные чтения, 12-13мая 2011г. Т. 1: Доклады. - СПб: СПбГУП, 2011. - С. 330-332.
3. Барабанов А. «Человек и архитектура: семантика отношений». Режим доступа: http://www.tu-cottbus.de/ theoriederarchitektur/Wolke/rus/Themen/021/Barabanov/Barabanov.htm. Дата обращения: 7.05.2013.
4. Гавриков, Д.С. Экологические аспекты фахверковой архитектуры. // Архитектон: известия вузов. Екатеринбург: Урал-ГаХа. - 2013. - №41. - Режим доступа: http://archvuz.ru/2013_1/6. Дата обращения: 7.05.2013.
5. Stiewe H. Fachwerkh^user in Deutschland. Konstruktion, Gestalt und Nutzung von Mittelalter bis heute / H. Stiewe. -Darmstadt: DWG, 2007. - S. 118-126.
6. Герман, А.А.; Плеве, И.Р. Немцы Поволжья. Краткий исторический очерк. Саратов: Издательство Саратовского университета. - 2002. - 131 с.

Сведения об авторах:

Иванова Зинаида Ильинична, зав. кафедрой политологии и социологии Московского государственного строительного университета, кандидат исторических наук, доцент 129337, г. Москва, Ярославское шоссе,26, тел. (499) 1837538, e-mail: ivanovazi@mail.ru Гавриков Денис Сергеевич, методист центра развития компетенций «Архитектура и технология строительства» ГБОУСПО «Строительный колледж №26

города Москвы»

109193, г. Москва, ул. 5-я Кожуховская, 26, e-mail: denis.gawrikow@gmail.com UDK 316.722

Ivanova Z.I.1, Gavrikov D.S.2

1Moscow State University of Civil Engineering 2College of Engineering №26, Moscow

ANALYSIS OF HALF-TIMBERED ARCHITECTURE IN THE ASPECT OF ARCHITECTURE SOCIOLOGY

The connection of architecture and social processes is discovered, the idea of necessity to consider mental needs’ while organizing environment, necessity to study requires of citizens while making town-planning decisions. The authors deeply study the history of different types of half-timbered architecture, building techniques, which are characteristic for geographical, climate peculiarities of different regions and for worldview and perception of the area by inhabitants.

Bibliography:

1. Delits H. Architecture in social dimension //Sociologicheskie issledovanija. - 2008. - №10. - S. 113-121.
2. Kolomiets G.G. About an art role in a dialogue context of cultures.//Dialogue of cultures in the conditions of globalization: XI International Likhachevsky scientific readings, 12-13th 2011. T. 1: Reports. - SPb: SPbSPU, 2011. - Page 330-332.
3. Barabanov A. «Human and architecture: semantics of relationship». Rezhim dostupa:http://www.tu-cottbus.de/ theoriederarchitektur/Wolke/rus/Themen/021/Barabanov/Barabanov.htm. Date of Reference 7.05.2013.
4. Gavrikov D.S. Ecological aspects of half-timbered architecture. // Arhitekton: izvestija vuzov. Ekaterinburg: UralGAHA. -2013. - №41. - Rezhim dostupa: http://archvuz.ru/2013_V6. Date of Reference 7.05.2013.
5. Stiewe H. Fachwerkhwuser in Deutschland. Konstruktion, Gestalt und Nutzung von Mittelalter bis heute / H. Stiewe. -Darmstadt: DWG, 2007. - S. 118-126.
6. German, A.A.; Pleve, I.R. The Germans of Volga region. Brief historical sketch. Saratov: Izdatel’stvo Saratovskogo universiteta. - 2002. - 131 s.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты