Спросить
Войти

2015. 02. 028. Кошеленко Г. А. , Мунчаев Р. М. , Гаибов В. А. Археология Афганистана в дни мира и дни войны. - М. : Ин-т археологии РАН, 2014. - 164 с. , илл

Автор: указан в статье

АРХЕОЛОГИЯ

2015.02.028. КОШЕЛЕНКО Г.А., МУНЧАЕВ Р.М., ГАИБОВ В.А. АРХЕОЛОГИЯ АФГАНИСТАНА В ДНИ МИРА И ДНИ ВОЙНЫ. -М.: Ин-т археологии РАН, 2014. - 164 с., илл.

Книга, написанная в соавторстве сотрудниками Института археологии РАН докт. ист. наук Г.А. Кошеленко, чл.-корр. РАН Р.М. Мунчаевым и канд. ист. наук В.А. Гаибовым, освещает различные аспекты археологического изучения Афганистана. Она поделена на три части, которые, в свою очередь, подразделяются на восемь глав; основному тексту предпослано введение. В нем авторы пишут, что, не претендуя на полное и систематическое изложение вопросов археологии Афганистана, касаются в данной книге тех вопросов, которые представляются им наиболее важными.

Первая часть посвящена нескольким сюжетам, касающимся истории изучения древностей Афганистана, и состоит из трех глав.

В первой главе авторы описывают деятельность Чарльза Массона, первым обследовавшего археологические памятники этой страны. Его работы долгое время были мало известны, поскольку значительная часть находок и записей, рассредоточенная по разным музеям, лишь недавно попала в поле зрения исследователей. Ч. Массон, настоящим именем которого было Джеймс Льюис, состоял на военной службе в Индии в 1820-х годах, затем дезертировал и, взяв другое имя, поступил в Ост-Индскую компанию. В этом качестве в 1830-х годах он выполнял торговые и дипломатические поручения, одновременно сумев обследовать разнообразные памятники археологии на территории, входящей в настоящее время в состав Афганистана: буддийский комплекс в Бамиане, руины древнего города и более 50 буддийских памятников (ступа) в окрестностях Кабула, во многих из которых были найдены реликварии, содержавшие произведения древнего искусства (украшения, металлические сосуды). Также Ч. Массон собрал обширную коллекцию монет, выпускавшихся местными правителями эпохи эллинизма. Его исследования надписей на них положили начало изучению письменности, в настоящее время известной как кхарошти. Авторы отмечают, что многие его наблюдения отличаются такой точностью, что в своих работах Ч. Массон «смог в некоторых отношениях подняться до уровня науки следующего века» (с. 13). Ценность их также в том, что многие описанные им памятники с тех пор исчезли.

Вторая глава книги посвящена деятельности Французской археологической экспедиции в Афганистане (DAFA). Политика Англии после первой англо-афганской войны привела к тому, что Афганистан оказался закрыт, в частности, для археологов вплоть до 20-х годов XX в., когда король (эмир) Афганистана Аманулла-хан начал политику модернизации страны. Одним из мероприятий, призванных продемонстрировать миру открытость Афганистана, было обращение к Франции; помимо дипломатического признания речь шла, в частности, о создании постоянной археологической миссии. Авторы указывают, что и с французской стороны «создание DAFA было политическим актом, который наложил свой отпечаток на ее деятельность, особенно вначале» (с. 26).

Особенность деятельности французской экспедиции определялась также тем, что во главе ее в период вплоть до конца Второй мировой войны не было профессиональных археологов. Характерный для французской академической среды интерес к античности стимулировал поиски древностей этого периода в Бактрии, связанной с походами Александра Македонского. Однако ограниченность средств и опыта не позволила вначале найти памятники этого периода, породив представление о «греко-бактрийском мираже», не имеющем отношения к действительности. Но в этот период были сделаны и достаточно яркие находки - например, сокровищница (или склад товаров) в Бергаме, относящаяся к I в. н.э. и содержащая предметы из Средиземноморья, Индии и Китая.

В послевоенные годы DAFA возглавил Д. Шлюмберже, историк и археолог с большим полевым опытом. При нем развернулись исследования памятников разных эпох - от кушанского святилища, посвященного одному из обожествленных царей династии, до средневекового дворца и города периода Газневидов. Все это, как отмечают авторы, отвечало и запросам самих афганцев, «которые в процессе познания самоидентификации обрались к древнейшему периоду истории страны, желая там найти свои "корни", а

также ко времени Газневидов как наиболее славному периоду уже в мусульманскую эпоху» (с. 44).

Следующий период деятельности DAFA (1965-1982), когда экспедицией руководил П. Бернар, проходил уже в более сложной политической ситуации. Он был практически целиком связан с исследованием греческого города периода эллинизма, существовавшего с 300 по 145 г. до н.э., - городища Ай Ханум. Экспедиция составила общий план памятника, состоявшего из верхнего и нижнего города, изучила дворец, ряд общественных и жилых зданий, храм, театр, мавзолей одного из основателей города. При сохранении чисто греческих традиций общественной жизни и употреблении греческого языка в надписях жилая архитектура больше опиралась, по-видимому, на местные традиции. При этом изобразительное искусство оставалось сугубо греческим по облику.

В эти годы в DAFA назревал конфликт, закончившийся сменой руководства и переориентацией деятельности экспедиции. Под руководством Ж.-К. Гардена ее работы были сосредоточены на разведках обширных территорий, что позволило составить общее представление об истории региона в течение нескольких тысячелетий, о системе древней ирригации, не раз переживавшей периоды развития и упадка. Однако, с точки зрения авторов, такая переориентация в целом была ошибочной, поскольку за годы гражданской войны городище Ай Ханум практически погибло и уже не может быть доисследовано. В 1982 г. деятельность экспедиции была прекращена. Попытки ее возрождения были предприняты после 20-летнего перерыва начиная с 2002 г. (так называемая «новая DAFA»). Что же касается работ до 1982 г., то их анализ показывает, как французские археологи постепенно переходили от представления об археологии как способе добычи произведений древнего искусства к комплексным методам исследования.

В третьей главе описаны работы археологов других стран, получивших возможность участвовать в раскопках после 1952 г., когда закончилась монополия французских ученых: собственно афганских исследователей, ученых других стран, и в частности Советско-Афганской экспедиции.

Национальный музей Афганистана хранил, благодаря соглашению о разделе находок, богатые коллекции, относящиеся к разным периодам истории страны. Однако научным центром он, как

пишут авторы, так и не стал: им не руководили профессиональные археологи, на содержание музея у правительства постоянно не хватало средств, не было условий для реставрации находок. Институт археологии Афганистана проводил и самостоятельные раскопки, однако объем их был невелик.

Ряд других государств также вел археологические исследования на территории Афганистана. В каждом случае они имели свою специфику: к примеру, японские экспедиции интересовались лишь памятниками, связанными с буддизмом. Особо авторы книги отмечают работы итальянских ученых, сопровождавшиеся постоянной конкуренцией и конфронтацией с коллегами из БАБА.

Отдельная глава посвящена работам Советско-Афганской археологической экспедиции, проводившимся на протяжении десяти лет. Не ставя себе целью дать полный и подробный очерк изученных памятников, авторы сосредоточиваются на оценке деятельности экспедиции в целом и вопросе о дальнейшей публикации памятников.

Появление экспедиции было закономерным продолжением масштабных исследований памятников древности в Средней Азии, развернувшихся после Великой Отечественной войны. Экспедицию составляли археологи со значительным полевым опытом, хотя многие из них не были специалистами по истории Средней Азии и тех периодов, памятники которых им пришлось изучать. Это предопределило как выбор перспективных направлений исследований, так и своеобразие последующей судьбы открытого материала: сравнительно небольшое количество публикаций, отчасти восполненное уже в недавние годы, и отсутствие общего отчета по работам экспедиции. Последнее обстоятельство, как полагают авторы, привело к тому, что западные исследователи, пишущие об археологии Афганистана, мало используют данные, полученные в ходе работ экспедиции, хотя ее участниками были обнаружены и исследованы достаточно яркие памятники: несколько городов кушанской эпохи; некрополь на холме Тилля-тепе.

Вторая часть книги посвящена судьбам археологических памятников и коллекций в годы гражданской войны в Афганистане. За это время было разрушено здание национального музея и погибла значительная часть его коллекций (кроме особо ценных, укрытых в другом месте) и научного аппарата к ним. В эти же годы памятники гибли не только от военных действий, но в результате грабительских раскопок, приобретших огромный размах. Найденные таким образом ценности попадают на международный рынок антиквариата и оседают в частных коллекциях. Также памятники и музейные экспонаты уничтожались по прямому приказу представителей «Талибана», в рамках борьбы с «идолопоклонством» (так были взорваны гигантские статуи Будды в Бамиане).

В 2000-х годах начинаются работы по возрождению Национального музея, хотя обстановка в стране продолжает оставаться неспокойной, а гибель многих памятников - невосполнима.

Отдельная глава посвящена судьбе конкретной коллекции древностей, найденных в местности Мир Заках к югу от Кабула в 1990-е годы. Древние монеты здесь находили и ранее, но в это время представители местных племен обнаружили также и произведения древнего ювелирного искусства, причем общий вес находок исчислялся тоннами. Ученые предполагают, что весь этот массив представляет собой дары, скапливавшиеся в бассейне святилища на протяжении шести веков вплоть до рубежа эр (с. 106). В итоге дальнейших событий, включавших соперничество полевых командиров за обладание сокровищами, неудачную попытку правительства приобрести его и т.п., предметы попали на международный антикварный рынок и оказались в коллекции М. Коямы, одной из богатейших жительниц Японии. Выставка предметов из коллекции прошла под названием «Сокровища древней Бактрианы», поскольку эта историческая область ныне находится на территории трех государств и такая формулировка не позволяла определить, откуда именно в действительности происходят вещи.

Третья часть книги включает три очерка, связанные с конкретными находками и результатами исследований Советско-Афганской экспедиции.

В первом очерке представлены основные итоги исследования городов кушанского времени на основании результатов раскопок трех объектов (Емши-тепе, Джагат-тепе, Дильберджин) и материалов разведок. Исследования подтверждают представление о ку-шанском обществе как урбанистическом. При этом основание многих городов, функционировавших в кушанский период, может восходить к ахеменидскому или даже доахеменидскому времени. Различные формы организации городского пространства обязательно включают круглую в плане цитадель. Впрочем, известно городище (Тахни-Сангин), где градообразующим центром являлся храм. На исследованной территории городов выявлены следы ремесленного производства, в то время как административные здания раскопками обнаружены не были.

Два очерка посвящены находкам из некрополя Тилля-тепе. Одной из таких находок является золотая монета (или подвеска) с изображениями, которые представляют собой одни из самых ранних вариантов иконографии Будды в человеческом облике и в аллегорическом (в виде льва). Антропоморфное изображение, представляющее Будду, поворачивающим колесо Дхармы, восходит, как предполагают авторы, к скульптурному изображению, выполненному в рамках греко-буддийского искусства школы Гандхара в I в. до н.э. - I в. н.э. Дискуссионным остается вопрос о путях и причине попадания этого изображения в Бактрию.

Второй из рассматриваемых предметов - это пряжка с изображением воина в типично греческом доспехе. Рядом с ним показаны деревья, на вершинах которых находятся птицы с лентами в клювах, а у корней - фантастическое животное наподобие дракона. Эти детали, по мнению авторов, переводят изображение в «систему иранских зороастрийских концепций» (с. 160), в чем просматривается влияние Парфии. Возможно, оно представляло обожествленного царя.

Ек.Е. Лебедева

2015.02.029. ШМИДТ Е.А. ШУГАЙЛОВО: (КОМПЛЕКС АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ). - Смоленск: Свиток, 2013. -135 с. - Библиогр.: с. 87-90, 129.

В монографии докт. ист. наук Е.А. Шмидта публикуются материалы исследований комплекса археологических памятников у д. Шугайлово (Демидовский район Смоленской области). Комплекс включает курганный могильник культуры смоленско-полоц-ких длинных курганов (КСПДК) УШ-Х вв. и обширное поселение, относящееся к тушемлинской археологической культуре 1У-У11 вв.

АРХЕОЛОГИЯ АФГАНИСТАНА ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДРЕВНОСТЕЙ ФРАНЦУЗСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ В АФГАНИСТАНЕ (dafa) СОВЕТСКО-АФГАНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты