УДК 94 (470)
К ВОПРОСУ О ПЕРИОДИЗАЦИИ РЕЭВАКУАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Л. И. Снегирева
ON THE ISSUE OF RE-EVACUATION PROCESS PERIODIZATION
L. I. Snegireva
Предмет исследования - реэвакуационный процесс. Цель статьи - изложение и обоснование авторской точки зрения на важнейшую составляющую реэвакуационного процесса - его периодизацию в связи с дискуссион-ностью этого вопроса. Исследование осуществлено в соответствии с основными принципами исторической науки. Реализуя принципы историзма, автор рассматривал изучаемые процессы в их развитии, взаимодействии и изменении. В соответствии с принципом объективности использовались разные источники с целью всестороннего изучения вопроса. Проблемно-хронологический метод позволил рассматривать процессы в их динамике. Отмечена слабая изученность проблемы реэвакуации в целом, дискуссионность вопроса периодизации - в частности. Обоснована необходимость начала восстановления народного хозяйства и в связи с этим реэвакуации специалистов. Изложена и обоснована авторская периодизация реэвакуационного процесса. Делается вывод о теснейшей взаимосвязи реэвакуационного и восстановительного процессов и о том, что периодизация реэвакуационного процесса не может рассматриваться без взаимосвязи с периодизацией восстановления народного хозяйства.
The subject of the research is the re-evacuation process. The purpose of the paper is to set forth and substantiate the author&s view of a very important and problematical component of the re-evacuation process - its periodization. The research was performed in accordance with the basic principles of historical science. The author implements the principles of historicism by studying the development, interaction and changes of the processes under discussion. The author used various sources in order to make a comprehensive study of the issue in accordance with the principle of objectivity. The problematic-chronological method used for the research allowed to retrace the dynamics of the processes. The author notes that the re-evacuation problem in general and the challenging issue of its periodization in particular appear to be understudied so far. The author substantiates the necessity of starting the recovery of the national economy and thus starting the re-evacuation of specialists. The author develops and substantiates the re-evacuation process peri-odization and concludes that there existed a very close connection between re-evacuation and recovery processes, and that re-evacuation process periodization cannot be regarded apart from periodization of the national economy recovery.
По мере освобождения советской территории от врага перед страной вставала новая задача - восстановление разрушенного войной народного хозяйства. В этом сложном процессе важное место занимала реэвакуация - возврат на прежние места эвакуированного населения и материальных ценностей. Являясь составной частью планов военно-хозяйственного строительства в ходе войны, реэвакуация в общем балансе экономики СССР имела огромное значение, как для нужд фронта, так и для повышения уровня жизни населения территорий, пострадавших в результате боевых действий и оккупации.
Проблема реэвакуации населения стала привлекать внимание исследователей только с 90-х годов ХХ в. [28, с. 186 - 205; 24, с. 173 - 204; 29, с. 22 - 30] и до сих пор остается слабоизученной. В исторической литературе нет единого мнения даже по вопросу периодизации реэвакуационного процесса. Так, уральский историк М. Н. Потемкина, рассматривая качественные и количественные характеристики реэвакуационного процесса, выделяет четыре периода.
порядок её не был разработан, проходила она параллельно с продолжающейся эвакуацией.
Не разделяя этой точки зрения, автор выделяет три этапа реэвакуационного процесса.
Первый этап (конец 1941 - 1942 гг.). Начало его связано с разгромом немецких войск под Москвой, в результате которого их продвижение было приостановлено. Одним из первых документов партии и правительства, свидетельствующих о начале восстановительных работ и реэвакуации стало постановление
СНК СССР от 29 декабря 1941 г. «О восстановлении угольных шахт в Подмосковном бассейне» [27, с. 55], в котором правительство разрешило Наркомуглю возвратить с востока в Подмосковный бассейн эвакуированный инженерно-технический персонал, оборудование и материалы, необходимые для восстановления шахт [27]. В условиях прифронтовой полосы одной из важнейших задач было и восстановление движения поездов на максимально близкое расстояние к линии фронта. Положение на транспорте было тяжелое. К этому времени противнику удалось захватить около 42 процентов протяженности железнодорожной сети [17, с. 170, 172]. Стремясь парализовать работу транспорта, немецкая авиация только в июле 1941 г. произвела 1470 налетов на железнодорожные объекты [17, л. 172]. С 24 июня по 25 августа 1941 г. движение на железных дорогах Белоруссии прерывалось из-за бомбовых и воздушных ударов 49 раз. В октябре-декабре 1941 г. враг производил бомбардировку одновременно 25 железных дорог, в том числе и таких тыловых, как Пензенская, Казанская, Горьковская [30, с. 319, 324].
В результате действий противника железнодорожному транспорту был нанесен большой ущерб. Из 54 железных дорог были разрушены и выведены из строя 32 магистрали (всего 65 тыс. км), 13 тыс. мостов, тысячи станций и депо. Немцы угнали в Германию 15,8 тыс. паровозов и 428 тыс. вагонов [16, с. 177]. Чтобы ускорить восстановление разрушенных железных дорог, от быстрого ввода в эксплуатацию которых зависели темпы наступления Красной Армии, помощь фронту, 3 января 1942 г. ГКО принял постановление «О восстановлении железных дорог», которое обязывало НКПС сосредоточить усилия и средства на первоочередном восстановлении железнодорожных направлений Октябрьской, Северной, Кировской, Московско-Донбасской, Южной. Калининской, Западной, Московско-Киевской дороге. Было организовано Главное управление военно-восстановительных работ, а при фронтах - управления военно-восстановительных работ фронта, что позволило концентрировать силы и средства на первоочередных объектах строительства. Для быстрого и успешного ввода в строй стальных магистралей были созданы специальные подвижные восстановительные и эксплуатационные формирования: военно-эксплуатационные отделения, строительные, монтажные и ремонтные подвижные поезда и т. д. Постановление предусматривало снабжение восстанавливаемых дорог кадрами, необходимыми материалами, строительным лесом, рельсами [15, с. 714 - 719].
Реэвакуация работников железнодорожного транспорта началась в составе военно-эксплуатационных отделений (ВЭО). Эти подразделения были призваны осуществлять эксплуатационные работы на участках железных дорог в прифронтовой полосе. ВЭО следовали за передовыми частями Красной Армии и на освобожденных территориях, организовывали восстановительные и перевозочные работы. Только в первое ВЭО, скомплектованное на Томской дороге в начале 1942 г. вошло 960 железнодорожников
разных специальностей. В 1942 на сибирских магистралях были сформированы несколько мостовосстано-вительных поездов и особых паровозных колонн из 1800 чел. (эвакуированных и сибиряков) [16, с. 82].
Таким образом, на первом этапе, начавшийся после разгрома немецко-фашистских войск под Москвой процессы восстановления народного хозяйства и реэвакуации, имел ограниченный характер, охватив частично главным образом центральные районы страны (Московскую, Тульскую, Калининскую области). Реэвакуация шла параллельно с продолжающейся эвакуацией из блокадного Ленинграда (январь-апрель 1942 г.), а затем начавшегося второго этапа массовой эвакуации населения (май-декабрь 1942 г.) из Ленинграда, Центральных и Южных районов страны. По данным Статистического отдела Переселенческого управления при СНК РСФСР за первый квартал 1942 г. по реэвакуации из Новосибирской области выбыло 125,9 тыс. чел., а прибыло 46,1 тыс. Западная Сибирь по эвакуации за 1942 год приняла 432,6 тыс. чел. [14, л. 128 - 129]. Гигантские сражения на фронтах, перестройка экономики на военные рельсы, продолжающаяся эвакуация не позволили государству на этом этапе выделить крупные денежные, материальные и людские ресурсы для восстановительных работ. На этом этапе основное внимание концентрировалось на быстром восстановлении отдельных народнохозяйственных объектов и центров. В проведении реэвакуации были сделаны только первые шаги. В это время она касалась главным образом отдельных категорий населения: отзыва ряда партийных, советских, комсомольских, хозяйственных работников, части сотрудников некоторых организаций, НИИ, рабочих коллективов, работников железнодорожного транспорта и сельского хозяйства. Порядок ее еще не был разработан, но был накоплен первый опыт в проводимой работе [4, л. 60; 10, л. 71; 9, л. 16].
Второй этап реэвакуации (январь 1943 - май 1945 гг.) начался после освобождения Красной Армией в ходе зимнего наступления 1942 - 1943 гг. значительной части территории страны. В результате Сталинградской битвы обстановка на фронте изменилась. Это во многом определило особенности процесса восстановления в целом и проведения реэвакуации в частности.
В январе 1943 г. коллегия Госплана СССР начала разработку единого плана восстановления и развития экономики освобожденных областей, включая и механизм реэвакуации [19, с. 13, 15]. Постановлением от 23 января 1943 г. «О мероприятиях по восстановлению МТС и колхозов в районах, освобождаемых от немецко-фашистских оккупантов» ЦК ВКП(б) и СНК СССР обязали Наркомзем и Наркомсовхозов реэвакуировать из тыловых областей, в том числе и Западной Сибири в освобожденные области к началу весеннего сева сельхозтехнику и механизаторские кадры [5, л. 59 - 75]. В феврале 1943 г. при Госплане СССР было образовано Управление по восстановлению хозяйства в освобожденных районах, в составе которого действовал Отдел по реэвакуации материальных ресурсов и населения [1, с. 25]. В это же время в стране широко развернулось движение за создание при Правительстве СССР специального фонда помощи освобожденным областям (в том числе и реэвакуированному населению, возвращающемуся в родные края). Инициаторами этого Всесоюзного движения стали колхозники Баядаевского аймака Иркутской области [25].
Коренной перелом в Великой Отечественной войне стал предпосылкой широкого развертывания восстановительных работ на всей освобожденной от врага территории. Огромную роль в ускорении темпов восстановительных работ и реэвакуации сыграло постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» [20, с. 145 - 179]. В нем впервые был поставлен вопрос о комплексном восстановлении экономики, дана развернутая программа первоочередных восстановительных работ в ходе войны в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, образования, культуры, оно обязывало обкомы тыловых областей возвратить всех эвакуированных к их прежним местам работы [20]. Это означало начало массовой реэвакуации. Во исполнение этого решения при СНК СССР был создан Комитет по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от гитлеровской оккупации. Ему поручалось руководить и контролировать выполнение решений партии и правительства [21, с. 65]. При всех наркоматах были созданы специальные комиссии по восстановлению подведомственных им объектов народного хозяйства, обеспечивавшие и организованную реэвакуацию населения [22, с. 386 - 387].
В дальнейшем программа восстановительных работ и реэвакуации была конкретизирована в целом ряде постановлений ГКО, ЦК ВКП(б), СНК СССР («О первоочередных мероприятиях по восстановлению угольной промышленности Донецкого бассейна» (26 октября 1943 г.); «О неотложных мероприятиях по восстановлению системы водоснабжения Донбас-сводтреста и предприятий Наркомчермета в Донбассе» (16 ноября 1943 г); «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 г.» (29 марта 1944 г.) и др. [15, с. 802 - 817, 829 - 834, 843 - 854]. В этой связи особенно остро встал вопрос об умелом перераспределении трудовых ресурсов между тыловыми и пострадавшими районами страны. В освобожденные районы направлялись материальные и людские силы.
Таким образом, на втором этапе восстановление народного хозяйства и связанный с ним реэвакуационный процесс приобретают, во-первых, больший размах, и, во-вторых, четкие организационные формы: создаются Управление по восстановлению народного хозяйства при Госплане СССР, при СНК СССР - специальный Комитет по этим вопросам, при всех наркоматах - специальные комиссии с отделами по реэвакуации населения, строительно-восстановительные управления, специальный фонд братской помощи. С осени 1943 г. в стране началась массовая реэвакуация, которая продолжалась до конца войны.
Третий этап восстановления народного хозяйства и реэвакуационного процесса связан с послевоенным периодом (1945 - 1948 гг.). К концу войны в восточных районах страны, в том числе и Западной Сибири, оставалось еще значительное число эвакуированного населения. По данным Статистического отдела Переселенческого управления при СНК РСФСР на 1 октября 1945 г. только в Западной Сибири (без эвако-граждан, проживающих в г. Новосибирске) числилось 201,5 тыс. человек [3, с. 332], а с учетом их, не менее 260 - 270 тыс. [3] Большое число эвакуированных специалистов, подлежащих реэвакуации, продолжало работать на предприятиях, шахтах и т. д. Так, на 17 апреля 1946 г. в восточных угольных бассейнах и, прежде всего в Кузбассе, трудилось 3,5 тыс. шахтеров Донбасса, 14,8 тыс. металлургов Юга. По данным Министерства Черной металлургии СССР на предприятиях Востока на 1 сентября 1947 г. еще было занято 8053 рабочих, эвакуированных с предприятий южных районов страны [26, с. 90, 172, 188; 18, с. 57]. Анализ архивных документов свидетельствует о том, что на третьем этапе массовая и индивидуальная реэвакуация шли параллельно. Массовая реэвакуация носила организованный характер, порядок ее был регламентирован правительственными Постановлениями и распоряжениями [7, л. 176 - 177; 13, л. 72, 72 об, 73]. Индивидуальная реэвакуация до лета 1946 г. была ограничена. С лета, когда правительством было разрешено свободное передвижение по железным дорогам, она усилилась и продолжалась до конца 40-х годов. Общее руководство всей работой осуществлял Отдел по хозяйственному устройству эвакуированного населения, действующий в составе аппарата Совнаркома РСФСР, Совнаркомов автономных республик и обл. (край) исполкомов, созданный Постановлением СНК СССР от 31 января 1942 г. В компетенцию отдела ранее входила эвакуация и бытовое устройство эвакограждан. С 14 августа 1945 г. этот отдел вернул себе довоенное наименование - Главное Переселенческое управление при СНК СССР, в составе которого действовал отдел по реэвакуации и репатриации, существовавший до 1950 г. [1, с. 26] К концу
Выводы
Советское государство впервые осуществляло реэвакуацию. И хотя во время проведения эвакуации населения уже был накоплен опыт массового перемещения людей в экстремальных условиях, реэвакуационный процесс во многом отличался от эвакуационного. Основным направлением реэвакуации было западное. Проводилась она постепенно. Начало ее было связано с необходимостью восстановления народного хозяйства. По мере расширения этого процесса усиливались и реэвакуационные потоки, ибо реэвакуация была составной частью планов военно-хозяйственного строительства, имела огромное значение для нужд фронта и возрождения жизни на освобожденной земле. Реэвакуация и восстановление народного хозяйства тесно взаимосвязаны. Периодизация реэвакуационного процесса не может рассматриваться без взаимосвязи с периодизацией восстановления народного хозяйства. Представленная в статье периодизация реэвакуационного процесса, на наш взгляд, наиболее объективно отражает историческую действительность.
Информация об авторе:
Снегирева Людмила Илларионовна - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры отечественной истории и культурологии Томского государственного педагогического университета, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, snegireva@vtomske.ru.
Ludmila I. Snegireva - Candidate of History, Associate Professor, Assistant Professor at the Department of Russian History and Culturology, Tomsk State Pedagogical University, Honorary Worker of Professional Education of the Russian Federation.
Статья поступила в редколлегию 27.03.2015 г.