Спросить
Войти

Отражение Указов и Журналов Омской Духовной Консистории в Епархиальных Ведомостях (1902,1910 гг. )

Автор: указан в статье

ОТРАЖЕНИЕ УКАЗОВ И ЖУРНАЛОВ ОМСКОЙ ДУХОВНОЙ КОНСИСТОРИИ В ЕПАРХИАЛЬНЫХ ВЕДОМОСТЯХ (1902, 1910 ГГ.)

Иоанн Анатольевич Кузякин, диакон, магистрант Омской духовной семинарии Омской епархии

Русской Православной Церкви

Аннотация. В статье рассмотрены Указы, Журналы заседаний и Протоколы заседаний Омской Духовной Консистории (ОДК) за 1902-й и 1910 годы. Также рассмотрены все номера официального печатного органа епархии Омских Епархиальных Ведомостей (ОЕВ) в указанный период.

MENTION OF DECREES AND JOURNALS OF OMSK THEOLOGICAL CONSISTORY IN OMSK DIOCESAN GAZETTE (1902 AND1910 YEARS)

Kuzyakin Ivan A., deacon, graduate student of Omsk orthodox theological Seminary Omsk Eparchy Russian Orthodox Church

Abstract. The article deals with the Decrees, Meeting Logs and Minutes of meetings of the Omsk Spiritual Consistory (OSC) for 1902 and 1910. There are also considered all the issues of the official press organ of the Diocese «Omsk Diocesan Gazette» (ODG) during this period.

Key word: Omsk Diocesan Gazette, State Historical Archive of Omsk Region, church document flow, Omsk theological consistory.

В Русской Православной Церкви как организации на протяжении всей ее истории важную роль играл документооборот. Фиксация и разрешение различных вопросов, связанных с делопроизводством, велись в учрежденных органах, которые впоследствии стали называться Духовными Консисториями (канцеляриями).

С течением времени формы документооборота постоянно менялись и преобразовывались, что характерно для любых видов законов и уставов. Сначала это проводилось на местах по епархиям отдельно, не было общих форм и требований. Очевидно, что впоследствии появлялась необходимость в унификации всего круга дел, возникавших при епархиальном управлении, что привело к появлению Устава Духовных Консисторий.

Надо отметить, что в состав документов входили не только метрические книги, в которых отмечались даты рождения, крещения, венчания и отпевания верующих людей, но и различные Указы, Журналы и Протоколы заседаний, переписки между Патриархией или Синодом (Синодальный период) и епархиями и многое другое.

Для исследования была выбрана источниковая база, которая включает в себя как опубликованные, так и неопубликованные документы. Очень ценны в данной

^^источниковедение, церковное краеведение

диакон Иоанн Анатольевич Кузякин «Отражение Указов и Журналов Омской Духовной Консистории в Епархиальных Ведомостях (1902, 1910 гг.)»

работе труды священников Климента Скальского1 и Иоанна Голошубина2, которые составили справочные книги Омской епархии за 1900-й и 1914 годы соответственно, они несомненно полезны для изучения структуры управления дореволюционного периода. А при решении вопросов, связанных с подотчетностью епархиальных структур, полезен труд священника Т. Тихомирова «На приходе»3.

Кроме использования специализированной литературы для раскрытия теоретической части исследования дореволюционного периода, была непосредственно изучена и сама делопроизводственная документация Омской Духовной Консистории в историческом архиве Омской области. Здесь следует отметить, что при работе в архиве не было картотеки по епархиальным делам, а только опись дел, поэтому для достижения результата пришлось проделать большую и трудоемкую работу по анализу имеющихся документов.

Был проведен анализ официального печатного периодического издания Омской епархии «Омских Епархиальных Ведомостей», которое выходило с 1898 года. Необходимая информация об истории возникновения данного источника и его содержание имеется в книге священника Сергия Голубцова «Омская епархия. Начало»4. Следует отметить, что всего за время выпуска данного издания с января 1898 года по июнь 1917 года, когда вышел последний дореволюционный номер Ведомостей, было отпечатано 510 выпусков. Это колоссальный объем, содержащий ценнейшую информацию о том времени. Все сохранившиеся номера издания находятся в различных библиотеках как Омской области, так и России. Следует обратить внимание, что сохранность номеров в разных хранилищах сильно отличается. Период с начала издания до 1913 года (включительно) наиболее полно сохранился в СИФ ИАОО. 1914 год сохранился в московских библиотеках. 1915 год хранится в Омской библиотеке имени А.С. Пушкина и Омском Историко-краеведческом музее. 1916-й и 1917-й полностью сохранились только в «Государственной публичной исторической библиотеке России».

Кроме того, в работе была использована справочная книга «Указатель Омских Епархиальных Ведомостей» за 1898-1902 годы5.

Рассмотрим дела фонда № 16 Государственного Исторического Архива Омской области, которые затрагивают 1902-й и 1910 гг.:

1) Дело 71 фонда № 16 ИАОО: с 22 декабря 1901 года - по 16 декабря 1902 года.
2) Дело 72 фонда № 16 ИАОО: с 29 октября 1901 - по 18 октября 1902 года.
3) Дело 143 фонда № 16 ИАОО: с 9 января - по 16 декабря 1910 года.
4) Дело 144 фонда № 16 ИАОО: с 2 января - по 31 декабря 1910 года.

Номера Омских Епархиальных Ведомостей за 1902-й и 1910 годы имеются в полном наличии.

Сначала приведем примеры публикуемой информации из Указов и Журналов Омской Духовной Консистории в Омских Епархиальных Ведомостях:

1) Журнальное постановление Омской Духовной Консистории от 07 декабря 1901 года № 1256, согласно которому определено Святейшим Синодом произве1Скальский К., свящ. Омская епархия. Омск: Типография А.К. Демидова, 1900.
2Голошубин И., свящ. Справочная книга Омской епархии. Омск, 1914.

&Тихомиров Т., свящ. На приходе. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2002.

4Голубцов С., свящ. Омская епархия. Омск: ООО «Полиграф», 2016.

&Указатель Омских Епархиальных Ведомостей 1898-1902 гг. Омск: Типография К.И. Демидовой, 1903.

№ 2, 2018 (5)

сти сбор пожертвований в пользу монастырей: Березвечкого, Литовской епархии и Красностокского, Гродненской епархии6.

2) По указу Его Императорского Величества Омская Духовная Консистория согласно протокольному своему постановлению № 265 1901 года, утвержденному Его Преосвященством, дает знать духовенству епархии, что священник села Убинского за перестройку к оному колокольни без утвержденного Строительным Начальством плана и без предварительного разрешения Епархиального начальства, подвергнут денежному штрафу в пользу Омского Епархиального Попечительства о бедных духовного звания. Подобным взысканиям будут подвергаться и другие священники, дозволившие прихожанам вновь построить или произвести капитальный ремонт в том или другом молитвенном здании без надлежаще утвержденного плана и предварительного разрешения Епархиального Начальства. Января 11 дня 1902 года № 3177.
3) Согласно протокольному постановлению Омской Духовной Консистории за № 261 1901 года, утвержденному Его Преосвященством, прихожанам села Кривоо-зерного, Кокчетавского уезда, за их заботы о благолепии местного храма и значительные пожертвования на расширение оного объявляется благодарность Епархиального Начальства8.
4) Указами Святейшего Синода определено: открыть самостоятельные приходы с причтами из священника и псаломщика, именно: 1. № 8378 от 28 ноября 1901 года в поселке Всесвятском, Петропавловского уезда9.
5) Указами Святейшего Синода от 1 декабря 1901 года определено: именно 1. За № 8519 увеличить священникам Фирсовской и Тушнолобовской церквей, Ишим-ского уезда, содержание из казны до 400 рублей и псаломщикам до 125 рублей в год, для чего прибавить священнику Фирсовской церкви (получающему 140 рублей) 260 рублей и псаломщику (получающему 36 рублей) 89 рублей; священнику Тушнолобовской церкви (получающему 120 рублей) 280 рублей и двум псаломщикам (получающим по 40 рублей) по 85 рублей каждому10.
6) Указ Его Императоского Величества, Самодержавца Всероссийского, из Омской Духовной Консистории причтам церквей Омской епархии: Омская Консистория этим дает знать духовенству епархии, что в протокольном постановлении Консистории № 220 1901 года записано следующее: слушали переписку о нарушении контракта с Г. Перфильевой по доставке свечей для церквей Омской епархии. В предложении Его Преосвященства, Преосвященнейшего Сергия, епископа Омского и Семипалатинского, Омской Духовной Консистории, от 12 апреля 1901 года за № 140 было прописано следующее: «Насколько мне известно, в соседних епархиях приобретение свечей для церквей обходится гораздо дешевле, чем в Омской. Самая доставка свечей заводом Перфильевой производится в большинстве случаев неаккуратно: бывали случаи, что требуемых свечей склад не высылал. А посему предлагаю Омской Духовной Консистории пересмотреть контракт, заключенный по доставке свечей для церквей Омской епархии, и если он окажется не выгодным для церквей Омской епархии, то войти с
6ОЕВ, 1902, № 1, с. 1. 7ОЕВ, 1902, № 3, с. 1. 8ОЕВ, 1902, № 3, с. 2. 9ОЕВ, 1902, № 4, с. 1. 10ОЕВ, 1902, № 4, с. 2

^^источниковедение, церковное краеведение

диакон Иоанн Анатольевич Кузякин «Отражение Указов и Журналов Омской Духовной Консистории в Епархиальных Ведомостях (1902, 1910 гг.)»

ходатайством в Святейший Синод о расторжении этого контракта»... Было разбирательство и рассмотрение цен на свечи в Тобольской и Томской епархиях, после чего был сделан вывод, оставить все на своих местах с дополнительными указаниями на счет контроля поставок свечей от старого поставщика11.

7) Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийскаго, из Омской Духовной Консистории духовенству Омской епархии: Омская Консистория слушали отношение Председателя Императорского Палестинского Общества, Его Императорского Высочества Сергия Александровича № 59 от 24 октября 1901 года на имя Его Преосвященства, Преосвященнейшего Сергия, епископа Омского и Семипалатинского, следующего содержания: «Усматривая из представленного Мне отчета по поступлению сбора в неделю Ваий текущего года для православных Иерусалима и Святой земли, то сочувственное внимание, которое Вами оказывается столь близкому для Моего сердца делу, считаю долгом принести Вашему Преосвященству Мою искреннюю благодарность»12.
8) Назначение причтам казенного жалования. Указом Святейшего Синода определено: открыть самостоятельные приходы с причтами из священников и псаломщиков, именно: от 20 ноября 1901 года за № 8131 при церкви поселка Полтавского, Петропавловского уезда, и от 4 января сего года за № 64, 65 и 66 в поселках Унары, Тарского уезда, Ильинском, Петропавловского уезда, и Ново-Александровском, Ат-басарского уезда13.
9) Указом Святейшего Синода от 26 ноября 1901 года за № 8270 близ поселка Кабаньяго, Петропавловского уезда, Акмолинской области, на участке, пожертвованном вдовою есаула Сибирского казачьего войска Анной Васильевой Ка-зинной, открыта женская община в честь святого Архистратига Божия Михаила с таким числом сестер, какое община в состоянии будет содержать на свои средства14.
10) Протоколом Омского Епархиального Братства от 20 января сего года за № 2-м, утвержденным Его Преосвященством, Преосвященнейшим Сергием, Епископом Омским и Семипалатинским, постановлено: просить о.о. благочинных церквей Омской епархии, чтобы они лишние облачения направляли в Епархиальное Братство, которое могло бы снабжать таковыми облачениями и утварью беднейшия церкви в епархии, где действительно в том большая нужда15.
11) Журналом Совета от 4 апреля сего года за № 101 постановлено открыть в городе Омске с 10 июля по 11 августа сего года краткосрочные педагогические курсы для 61 учащегося в церковно-приходских школах ведения шести уездных отделений, кроме Семипалатинского, по всем предметам обучения в церковных школах с дополнительным сообщением сведений по древонасаждению и ягодному садоводству и практическому ознакомлению с ними курсистов на ферме Омского Управления Государственными Имуществами16.
11ОЕВ, 1902, № 4, с. 2-3.
12ОЕВ, 1902, № 4, с. 10.
13ОЕВ, 1902, № 5, с. 4.
14ОЕВ, 1902, № 6, с. 5.
15ОЕВ, 1902, № 6, с. 3.
16ОЕВ, 1902, № 10, с. 1.
66

№ 2, 2018 (5)

12) Указом Святейшего Синода от 28 марта 1886 года предписано вменить духовенству в обязанность служить по воскресным и праздничным дням вечерни по уставу с возможною торжественностью, производя звон в большой колокол, а по окончании вечерни, смотря по нуждам пасомых, произносить проповеди, вести беседы о предметах веры и нравственности, назидательныя поучения, читать жития святых или же служить молебны с акафистами17.
13) О том, что Совет Тобольского Епархиального женского училища определил своим журналом № 17 от 25 апреля, чтобы не давать никаких отсрочек по уплате долгов за содержание в общежитии на поступающие просьбы18.
14) Указом Святейшего Синода от 26 августа сего года за № 6642 определено: назначить на содержание причта церкви села Николаевского, Петропавловского уезда, по 400 рублей в год, в том числе: священнику 300 рублей и псаломщику 100 рублей с отнесением сего расхода с будущего 1903 года на счет кредита, ассигнуемого из казны по параграфу § 6 ст. 1 финансовой сметы Святейшего Синода19.
15) 22 декабря 1909 года № 7094. В Консисторию к сведению и, в чем следует, к исполнению (Епископ Гавриил), Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода Преосвященному Гавриилу, Епископу Омскому и Семипалатинскому: Святейший Синод слушали предложенный Г. Синодальным Обер-Прокурором от 13 ноября сего года за № 2900, журнал Учебного Комитета № 765, по ходатайству Вашего Преосвященства об открытии в городе Омске духовной семинарии... Декабря 21 дня 1909 года №1741420.
16) Указом Святейшего Синода от 11 января сего года за № 297 при ц.с. Кара-сукского, Тюкалинского уезда, закрыта 2-я вакансия псаломщика, а при церкви деревни Ингалинской того же уезда открыть самостоятельный приход с жалованьем от казны священнику 300 рублей и псаломщику 100 рублей21.
17) Указ Его Императорского Величества по вопросу о удовлетворении религиозных нужд переселенцев, о мерах к снабжению церквей переселенческих приходов богослужебными принадлежностями утвердить22.
18) Дело об открытии церквей, школ и причтовых помещений в переселенческих районах 9 сибирских епархий: «...По Омской епархии учредить 11 приходов, с жалованием причтам на сумму 7925 рублей и с отпуском единовременно на постройку 2-х церквей 8000 рублей и на постройку 6-ти причтовых домов - 15000 рублей»23.
19) О сборе пожертвований на построение церквей и школ для переселенцев. Слушали от 8 сего марта за № 7596. Приказали марта 23 дня 1910 года № 7. Утверждено 9 апреля 1910 года за № 257124.
17ОЕВ, 1902, № 11-12, с. 1. 18ОЕВ, 1902, № 19, с. 5. 19ОЕВ, 1902, № 21, с. 2. 20ОЕВ, 1910, № 3, с. 1-3. 21ОЕВ, 1910, № 4, с. 3. 22ОЕВ, 1910, № 7, с. 4-5. 23ОЕВ, 1910, № 7, с. 6. 24ОЕВ, 1910, № 9, с. 2-4.

^^источниковедение, церковное краеведение

диакон Иоанн Анатольевич Кузякин «Отражение Указов и Журналов Омской Духовной Консистории в Епархиальных Ведомостях (1902, 1910 гг.)»

20) Отцам благочинным Омской епархии от Секретаря Омской Духовной Консистории. Согласно предписанию Канцелярии господина Обер-Прокурора Святейшего Синода от 28 августа сего года за № 8038, напечатанному ниже сего, покорнейше прошу отцов благочинных незамедлительно доставить мне требуемые сведения об обществах трезвости25.
21) Заштатный запрещенный, безместный священник Николай Исидоров Паха-лович согласно указу Святейшего Синода от 2 октября сего года за № 13410 по поводу перехода его в баптизм постановлением Омского Епархиального Начальства, от 9-10 октября сего года за № 448-6220 лишен сана и исключен из духовного звания26.
22) Сбор пожертвований в пользу общества повсеместной помощи пострадавшим на войне с Японией солдатам и их семьям по определению «...Святейшего Синода от 7 апреля и 13 мая сего года за № 2771, распубликованного в № 23 «Церковных Ведомостей» от 7 мая 1910 года...»27.
23) «Журналом 6-го Общеепархиального Съезда отцов депутатов от духовенства Омской епархии, от 4 августа 1909 года, за № 35, по вопросу об однообразном и более и истово-уставном совершении богослужений». Возникла данная ситуация из-за того, что в Омскую епархию в последнее время стало приезжать все больше духовенства из разных мест и тем самым в практике богослужения стали появляться новые обычаи и обряды28.

Следует особо остановиться на тех делах, в которых было особое указание на публикацию данного Указа в Омских Епархиальных Ведомостях или к отсылке Указа, который был ранее в них опубликован. Это означает, что данные Указы имели особое значения и они должны были дойти как до священнослужителей, так и до паствы:

1) По указу Его Имераторского Величества Омская Духовная Консистория приказали и Его Преосвященство 5 марта сего года утвердил: предписать приходским священникам, чтобы они задолго до поста и в течение поста убеждали пасомых исполнить долг исповеди и Святого причастия, напомнив им (священникам) уже бывшее по сему предмету циркулярное распоряжение Епархиального Начальства за № 2830, напечатанное в № 8 за 1900 год Омских Епархиальных Ведомостей. 1902 год марта 12 дня. № 281629.
2) По указу Его Императорского Величества Омская Духовная Консистория дает знать, что протокольным определением оной за № 57 от 1902 года, утвержденным Его Преосвященством, постановлено следующее:... Духовная Консистория определяет: объявить принтам и церковным старостам епархии чрез напечатание в местных Епархиальных Ведомостях, что при получении из кредитных учреждений принадлежащих церквам вкладов и % бумаг, при продаже и закладе последних они не обязаны, на основании определения Святейшего Синода от 25 августа -2 сентября 1893 года за № 2359, пропечатанном в № 37 Церковных Ведомостей за 1893 год, представлять в учреждения Государственного Банка особых разрешений
25ОЕВ, 1910, № 20, с. 1.
26ОЕВ, 1910, № 21, с. 7-8.
27ОЕВ, 1910, № 22, с. 1-2.
28ОЕВ, 1910, № 23, с. 4-5.
29ОЕВ, 1902, № 7, с. 1.
68

№ 2, 2018 (5)

Епархиального Начальства. Июня 19 дня 1902 года № 544430.

3) 5 марта. Отпечатать в Епархиальных Ведомостях для сведения Омского духовенства. Епископ Гавриил.

Отношение Первенствующего Члена Святейшего Правительствующего Синода, Митрополита Санкт-Петербургского Антония на имя Преосвященнаго Гавриила, Епископа Омского и Семипалатинского. Преосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь.

Во исполнение определений Святейшего Синода от 20-27 мая 1902 года и 19 января 1908 года, состоящее под Августейшим покровительством Государыни Императрицы Марии Феодоровны и в моем ведении Братство во имя Царицы Небесной для призрения тяжело больных детей будет производиться сбор по всем церквам Православной России в неделю Крестопоклонную с 20-го по 27-е марта...

При сем прилагается воззвание Братства и брошюра - «Наши путеводители к небу», с изложением вкратце истории Братства и характеристикою того тяжелого подвижнического труда, которого требует Братство от лиц, непосредственно стоящих у дела призрения больных детей...

Вашего Преосвященства покорнейший слуга Митрополит Антоний.

Санкт-Петербург. Февраля 23 дня 1910 года № 210631.

4) Указ Его Императорского Величества духовенству Омской епархии о сборе пожертвований в пользу слепых. дать знать духовенству для должного исполнения данного указа, через напечатание его в Омских Епархиальных Ведомостях,

а отцам Благочинным - циркулярным указом по сему предмету. Марта 18 дня 1910 года. № 398132.

5) Епископ Гавриил указал объявить всему духовенству и пропечатать в Омских Епархиальных Ведомостях правила поведения священства при господине Генерал-Губернаторе33.
6) 6 апреля № 2504. Содержание рапорта отца протоиерея Голосова отпечатать для сведения в Епархиальных Ведомостях, дабы и прочие пастыри Омской паствы, по примеру Омских собеседований, заводили у себя в городских и сельских церквах, особенно где села обширны по числу душ. Епископ Гавриил.

Рапорт: По Архипастырскому начинанию и благословению Вашего Преосвященства, в Омском Кафедральном Соборе, с ноября минувшего года по 6-ю неделю Святой Четыредесятницы, происходили внебогослужебные беседы каждый воскресный день. Начало сим беседам положили Вы, Владыка, указывая потребность разъяснения для народа религиозно-нравственных истин в виду натиска баптизма... Эти беседы были очень полезны для слушателей, которые ответили горячей благодарностью за сие попечение на поприще проповеднического дела. Александр Голосов. 6 апреля 1910 года № 36534.

7) По указу Его Императорского Величества. Святейший Правительствующий Синод слушали: 1) представление Вашего Преосвященства от 26 октября 1909 года
30ОЕВ, 1902, № 15, с. 1-2. 31ОЕВ, 1910, № 6, с. 1-3. 32ОЕВ, 1910, № 7, с. 16-18. 33ОЕВ, 1910, № 9, с. 1-2. 34ОЕВ, 1910, № 9, с. 5-7.

^^источниковедение, церковное краеведение

диакон Иоанн Анатольевич Кузякин «Отражение Указов и Журналов Омской Духовной Консистории в Епархиальных Ведомостях (1902, 1910 гг.)»

за № 552, с ходатайством... об учреждении женской общины... Приказали: Ваше Преосвященство ходатайствуете: а) об учреждении женской общины... О данном определении уведомить Ваше Преосвященство указом, Правительствующему Сенату сообщить ведением, редакциям «Церковных Ведомостей» и «Правительственного Вестника»... Марта 29 дня 1910 года № 446035.

8) Отношение Степного Генерал-Губернатора на имя Преосвященнаго Гавриила. Из-за широкого распространения в пределах Степного Края сектантства, в особенности же секты баптистов, Генерал-Губернатор созвал междуведомственное совещание, на котором было подтверждено, что «закон всегда стоял и ныне стоит на страже охранения православной веры от посягательств на нее как со стороны сект, так и отдельных личностей...». Тем самым он гарантирует любую помощь в борьбе с сектантством и взыскание к ответственности любых лиц, которые будут глумиться и кощунствовать над православной верой и совращать к себе из Православия. 14 мая 1910 года № 3826. Был приложен и напечатан в Омских Епархиальных Ведомостях журнал сего междуведомственного совещания36.
9) № 2818-й. 22 апреля. Отпечатать в Епархиальных Ведомостях и при составлении отчета по училищу включить эти милостивейшие слова Государя. Епископ Гавриил.

Отношение Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода на имя Преосвященнаго Гавриила. Преосвященнейший Владыко, Милостивый Государь и Архипастырь. Государю Императору на всеподданнейшем докладе моем об изъясненных в телергамме Вашего Преосвященства из Омска от 28-го марта сего года верноподданнических чувствах, по случаю освящения храма при Омском Епархиальном женском училище, благоугодно было в 9-й день апреля сего года в Царском Селе, Собственноручно начертать: «Прочел с удовольствием».

О такой Всемилостивейшей резолюции имею честь сообщить Вашему Преосвященству для объявления по принадлежности.

Поручая себя молитвам Вашим, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Преосвященства, Милостивого Государя и Архипастыря, покорнейшим слугою С. Лукьянов. 12 апреля 1910 года № 356037.

10) № 4850-й. 10 августа. В Консисторию к исполнению и напечатанию в Епархиальных Ведомостях к сведению. Епископ Гавриил.

По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушали: предложение Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода, от 30 июня сего года, за № 5959, по вопросу об охране церквей от ограблений. Определили: предписать Епархиальным Начальствам: 1) иметь неослабное наблюдение за тем, чтобы охрана церквей проходила должным образом, со вниманием проверяя все двери, замки, решетки, заборы , сторожек при церквах... 2) принимать другие возможные меры, в зависимости от местных условий, к действительной охране церквей от ограблений. Для исполнения сего определения послать циркулярные конфиденциальные указы Епархиальным Преосвященным. Июля 27 дня 1910 года № 838.

35ОЕВ, 1910, № 10, с. 2-3.
36ОЕВ, 1910, № 12, с. 4-5.
37ОЕВ, 1910, № 13, с. 1-2.
38ОЕВ, 1910, № 17, с. 2-3.
70

№ 2, 2018 (5)

11) От Омского Епархиального Училищного Совета. Омский Епархиальный Училищный Совет журналом от 25 октября сего года за № 178, утвержденным Его Преосвященством 1 ноября за № 6798, постановил: считая необходимым упорядочение дела с выдачей свидетельств на звание учителя, ввести для этого дела особую ведомость о ходе и результатах занятий практикантов в школе, каковую, вместе с объяснительной запиской, отпечатать в Епархиальных Ведомостях для сведения заведующих тех школ, в коих практикуются лица, ищущия учительского звания39.
12) О назначении Общеепархиального Съезда.

«От Омской Духовной Консистории к сведению духовенства Омской епархии. Распоряжением Его Преосвященства, Преосвященнейшего Гавриила, Епископа Омского и Семипалатинского, от 2 декабря сего года, за № 7532, согласно § 93 Устава Духовной Семинарии, назначается VII Общеепархиальный Съезд отцов депутатов от духовенство Омской епархии на 23 мая 1911 года...»

«Все вопросы, имеющие поступить от учреждений: Консистории, Омкого Епархиального училищного Совета, Совета Епархиального Женского училища, Правления Ишимского Духовного училища, Омского Епархиального Попечительства, Комитетов касс взаимной помощи и похоронной и прошения частных лиц должны присылаться на имя председателя предсъездной комиссии, священника В. Пляскина, по возможности, в непродолжительном времени, дабы по особо важным вопросам, своевременно напечатанным в Епархиальных Ведомостях, могли высказаться предварительно на местах благочиннические съезды»40.

Надо отметить, что часть Указов Омской Духовной Консистории, которые были напечатаны в Омских Епархиальных Ведомостях, были отображены в Указателе Омских Епархиальных Ведомостей за 1898-1902 годы. Это издание было подготовлено самой редакцией Ведомостей для более удобного ориентирования по выпускам Епархиальной газеты:

1) Омская Духовная Консистория во исполнение резолюции Его Преосвященства от 31 января сего года за № 756, сим дает знать духовенству епархии, чтобы на будущее время прошения о посвящении в стихарь поступали не от псаломщиков, а от священников чрез о.о. благочинных, кои должны удостоверить, заслуживает ли известное лицо посвящения в стихарь41.
2) Указ, коим предписывается причтам во дни воскресные и праздничные после Богослужений вести беседы с детьми о вере и учить их молитвам и пению; в приходах, состоящих из нескольких поселков, беседы должны вести поочередно в каждом поселке42.
3) От Омской Духовной Консистории перечень вопросов подлежащих обсуждению очередного съезда депутатов духовенства Омской епархии, имеющего открыться в городе Омске 7 августа 1902 года43.
4) Указ о вычете со штатных диаконов, не занимающихся с церковных школах
39ОЕВ, 1910, № 23, с. 5. 40ОЕВ, 1910, № 24, с. 1-3.
41Указатель Омских Епархиальных Ведомостей, 1898-1902, с. 9. 42Указатель Омских Епархиальных Ведомостей, 1898-1902, с. 10. 43Указатель Омских Епархиальных Ведомостей, 1898-1902, с. 10.

^^источниковедение, церковное краеведение

Диакон Иоанн Анатольевич Кузякин «Отражение Указов и Журналов Омской Духовной Консистории в Епархиальных Ведомостях (1902, 1910 гг.)»

1/3 части доходов, за исключением диаконов городских церквей, где совершается ежедневное Богослужение.
5) Указ отцам благочинным о занесении в клировые ведомости священно-цер-ковнослужителей точных отметок о времени и продолжительности отпуска и своевременности прибытия из отпуска подведомственного им духовенства.
6) Предписание отцам благочинным о внимательном отношении к делопроизводству и в частности о представлении Епархиальному Начальству с своим заключением лишь только тех ходатайств, которые по серьезности дела заслуживают уважения и действительно требуют утверждения или разрешения Епархиального Начальства.

Кроме того, в Омских Епархиальных Ведомостях печаталось следующее:

1) Рубрика «Епархиальные известия», в которую входили следующие новости:
1. Священник села Любина Софийской церкви, Тюкалинского уезда, Александр Дьяконов назначен на должность второго окружного противосектантского миссионера44.
2. Определены: принятый на службу в Омскую епархию псаломщик Смоленской церкви города Суздаля, Владимирской епархии, Александр Знаменский на праздное псаломщическое место к градо Омской Крестовоздвиженской церкви. Учитель Шуль-бинской школы грамоты Сергей Якубский и. д. Псаломщика Омского Кафедрального Успенского собора. Принятый на службу в Омскую епархию псаломщик градо Тюменской Вознесенской церкви, Тобольской епархии, Михаил Аксенов на праздное псаломщическое место к градо Тюкалинской Кладбищенской церкви. Диакон Карта-шевской церкви, Тарского уезда, Александр Пантелеев на священническое место к станице Пресногорьковской церкви, Петропавловского уезда45.
3. Перемещены: Священник станции Персногорьковской, Петропавловского уезда, Иаков Киселев на праздное священническое место в село Софоновское, Тарского уезда. Диакон слободской Такмыкской церкви, Тарского уезда, Алексей Сиротин на праздное псаломщическое место к градо Омской Войсковой Николаевской церкви. Диакон станции Атбасарской Знаменской церкви Сергей Смирнов в станцию Сандыктавскую, Кокчетавского уезда. Диакон градо Петропавловской Кладбищенской церкви Иоанн Тихонов на праздное диаконское место к градо Петропавловскому Вознесенскому собору. Псаломщик село Новорождественской церкви, Тарского уезда, Феофил Пантелеев на праздное псаломщическое место в село Малокрасноярское, Тарского уезда; на место его в село Новорождественское определен и. д. Псаломщика, казак Сергей Горбаносов46.
4. Исключаются из списков духовенства Омской епархии: за смертию: а) Протоиерей градо Кокчетавской Георгиевской церкви Павел Плотников и б) за увольнением от службы, псаломщик село Атирской церкви, Тарского уезда Александр Скворцов47.
5. Преподано Архипастырское благословение с выдачею грамот - за заботы по устройству певческих хоров и усердие к церковному делу, церковным старостам: а) градо Кокчетавской Георгиевской церкви Петру Феодорову Таранову и
44ОЕВ, 1902, № 1, с. 3.
45ОЕВ, 1902, № 1, с. 3.
46Там же.
47ОЕВ, 1902, № 1, с. 4.
72

№ 2, 2018 (5)

б) градо Акмолинской Александро-Невской церкви купцу Ивану Самойлову Силину48.

6. Утверждается в должности церковного старосты на 2-е трехлетие к село Владимирской Свято-Духовской церкви, Кокчетавского уезда, крестьянин Иоанн Леонов49.
7. Увольняется согласно прошению от должности церковного старосты при село Мало-Красноярской церкви, Тарского уезда Стефан Григорьевич Кузлякин, по домашним обстоятельствам.
8. Утверждается в звании приходского попечителя к село Куликовской церкви, Тюкалинского уезда, крестьянин Евфимий Шамардин.
9. Рукоположен в сан священника к слободо-Абатской церкви, Ишимского уезда, окончивший курс Курской духовной семинарии Михаил Королев.
10. Определен на священническое место в село Александровское, Кокчетэ уезда, заштатный священник Вятской епархии Александр Годяев.
11. Исключаются из списка священно-, церковнослужителей за смертью: священник села Софоновского, Тарского уезда, Иаков Киселев и заштатный псаломщик Михаил Рычков.
12. Утверждены в должности церковных старост на первое трехлетие при селе Ларихинской церкви, Ишимского уезда крестьянин Иоанн Иоаннов Клюев; при селе Черниговской церкви, Акмолинского уезда, крестьянин Павел Таранов; при селе Пьяноярской церкви, Убинской станицы, казак Степан Иванов Заставин; при селе Маслянской церкви, Ишимского уезда, крестьянин Иосиф Николаев Новиков.
13. Праздные места. Священнические: в селах: Авякском и Софоновском, Тарского уезда; Ильинском, Становском и Полтавском, Петропавловского уезда; Андреевском, Кокчетавского уезда; При Киргизской миссии: в стан. Александровском и Еленинском, Акмолинского уезда и Долонском, Семипалатинского уезда. Также и «Диаконские» праздные места, и «Псаломщические»50.
2) Назначение казенного жалования. С 1901 года добавлено казенного жалования в постоянное содержание по § 6 ст. 1 сметы Священного Синода 1901 года причтам церквей Ишимского уезда: а) села Клепиковского священнику к 123 руб. 48 к. - 170 руб. 52 коп., диакону, не получавшему такового, назначено вновь 147 руб. и псаломщику к 39 руб. 20 коп. 58 руб. 80 коп. и б) села Гагарьевского добавлено священнику к 123 руб. 48 коп. - 170 руб. 52 коп. и псаломщику к 39 руб. 20 коп. - 58 руб. 80 коп51.
3) Согласно ходатайству Директора народных училищ Тобольской губернии преподано Архипастырское благословение законоучителям следующих городских и сельских приходских училищ за усердное отношение к исполнению своих обязанностей: 1) Тюкалинского женского приходского училища отцу Николаю Задорину; 2) Серебрен-ского отцу Вениамину Корнильеву; 3) Поселко-Саргатского и Сибирско-Саргатского отцу Петру Мизерову, Ливинского и Крутихинского отцу Иоанну Скворцову52.
48Там же.
49ОЕВ, 1902, № 1, с. 4.
50Там же. С. 5.
51ОЕВ, 1902, № 1, с. 6.
52ОЕВ, 1902, № 2, с. 1.
73

^^источниковедение, церковное краеведение

диакон Иоанн Анатольевич Кузякин «Отражение Указов и Журналов Омской Духовной Консистории в Епархиальных Ведомостях (1902, 1910 гг.)»

4) Вольнослушатель Казанской Духовной Академии, священник Алексий Никольский командирован для совершения богослужения и требоисполнения в село Михайловское (Яшино тожь), Каинского уезда.

Определены: иеромонах центрального стана Киргизской миссии Гурий - миссионером Долонского стана той же миссии; священник села Гагарья Оренбургской епархии Ариан Булгаков принят в Омскую епархию и определен на священническое место в станцию Персногорьковскую Петропавловского уезда53.

5) Его Преосвященством утвержден состав церковно-приходских попечительств: 1. При градо Кокпектинской Георгиевской церкви: в составе Председателя священника Константина Альбицкого и членов: псаломщика Г. Серебренникова, казначея церковного старосты С. Гнырина, Н. Касаткина, И. Иванова, городского старосты Д. Рядинского. 2. При село Владимирской Свято-Духовской церкви, Кокчетавского уезда, в составе Председателя священника Павла Дьякова, казначея запасного солдата Георгия Пахомова. Делопроизводителя местного псаломщика Владимира Строева и членов: церковного старосты Ивана Леонова, крестьян - Д. Брагина, П. Чушки-на, Ф. Кожемякина, И. Мариничева 2-го, Д. Рыхлина54.
6) Его Преосвященством преподано Архипастырское благословение с выдачею грамот: Церковным старостам: село Маслянской церкви, Ишимского уезда, крестьянину Сергию Перьянову; церкви Татарского стана Киргизской миссии, казаку Петру Тырыкину55.
7) Служения Его Преосвященства, Преосвященнейшого Сергия, епископа Омского и Семипалатинского, в сентябре, октябре, ноябре и декабре месяцах 1901 года: Сентября 3, Божественную литургию Его Преосвященство совершал в градо-Тарском Николаевском соборе; Архипастырю сослужили протоиереи: Никулин, Софонов, Наумов и священник Александров56.
8) Его Преосвященством рукоположены в сан священника: диакон село Карта-шевской церкви, Тарского уезда, Александр Пантелеев на священническое место к станции Пресногорьковской церкви; диакон градо-Семипалатинского Знаменского собора Симеон Облецов к церкви Еленинского миссионерского стана, Киргизской миссии57.
9) Правление Епархиального Братства в заседании 20 января сего года, заслушав печатаемое в епархиальных органах воззвание Михаила Аркадьевича С-ко, приглашающее пастырей церкви помочь ему в деле снабжения каждой христианской семьи житиями тех святых, имена которых носят члены семьи, протоколом № 8-м постановило: взять на себя посредство по снабжению церквей епархии житиями святых, стоимость которых будет незначительная, для чего просить о.о. благочинных озаботиться представлением в Правление Братства, по возможности, в самом непродолжительном времени сведений о потребном для приходов их округов количестве житий святых, с указанием, каких именно58.
53ОЕВ, 1902, № 3, с. 3.
54ОЕВ, 1902, № 3, с. 5.
55Там же.
56ОЕВ, 1902, № 3, с. 6.
57ОЕВ, 1902, № 5, с. 1.
58ОЕВ, 1902, № 7, с. 4.
74

№ 2, 2018 (5)

10) Его Преосвященство, Преосвященнейший Сергий, епископ Омский и Семипалатинский, предполагает 19 сего апреля выехать в Санкт-Петербург59.
11) Отчет о состоянии Омского Епархиального Братства, состоящего под Августейшим покровительством Его Императорского Высочества, Великого Князя Константина Константиновича, за 1901 год60.
12) Отчет Омского Епархиального Комитета Православного Миссионерского Общества за 1901 год61.
13) Отчет о Киргизской миссии за 1901 год62.
14) Подробное описание Киргизской миссии63.
15) Акт о съезде в зале Омской мужской гимназии на общее годичное собрание местные члены Православного Миссионерского Общества, где Председателем был Преосвященнейший Сергий, епископ Омский и Семипалатинский64.
16) Ведомость Омского Епархиального Братства о движении денежных сумм за 1901 год (окончание)65.
17) Отчет по книжному складу Омского Епархиального Братства66.

18) Доклад съезду депутатов духовенства Омской епархии 1902

ОМСКАЯ ЕПАРХИЯ ОМСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ ГИАОО ЦЕРКОВНЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ ОМСКАЯ ДУХОВНАЯ КОНСИСТОРИЯ
Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов