готовку высококвалифицированных инже- в ЛИИВТе-ЛИВТе-СПГУВКе подготовлено
нерных кадров — гидротехников широкого 7286 инженера-гидротехника и 429 инжене-
профиля по проектированию, строительству ров по комплексному использованию и охра-
и эксплуатации водных путей, портов и гид- не водных ресурсов. Выпускники факультета
ротехнических сооружений, а также инже- востребованы как в системе внутреннего вод-
неров по комплексному использованию и ного транспорта и гидротехнического строи-
охране водных ресурсов. За 79 лет суще- тельства, так и в других отраслях народного
ствования гидротехнического факультета хозяйства страны.
Список литературы
ПОДГОТОВКА КАДРОВ РОССИЙСКОГО ФЛОТА И ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ИСТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
TRAINING SPECIALISTS FOR RUSSIAN FLEET AND MAIN STAGES IN HISTORY OF SAINT-PETERSBURG STATE UNIVERSITY OF WATER COMMUNICATIONS
Данная статья посвящена подготовке кадров российского гражданского флота, становлению и развитию высшего образования в области водных коммуникаций. Предпосылки формирования государственной системы подготовки кадров для водных коммуникаций начали складываться в XVIII в. В статье раскрыта периодизация истории Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций, которая в основном совпадает с историей российского высшего образования в данной области. g This article is devoted to the training specialists for Russian marine fleet, establishment and development
E higher education in the field of waterway communications. Preconditions of creating state system of training
В. Г. Павенков,
канд. ист. наук, доц., СПГУВК
РАЗВИТИЕМ Российского государства, расширением его территории вопрос о водных коммуникациях как наиболее эффективных приобретает все большее значение. В Уложении 1649 г. имеется закон об охране судоходства. Систематическая деятельность в этом направлении начинается при Петре I, что связано в огромной мере с заботами о преуспевании торговли и промышленности. Петр I не только обеспечил выход России к Балтийскому морю, но и положил начало важнейшим каналам, соединяющим его с Каспийским морем. Учрежденная им Коммерц-коллегия должна была наблюдать также за производством работ по «водяным сообщениям».
Создание российского флота началось зимой 1696 г. в Воронеже. Благодаря этому флоту, прошедшему по р. Северный Донец и Дон, в июне 1696 г. была взята турецкая крепость Азов. В 1700 г. в связи с началом Северной войны началось строительство флота в Лодейном Поле. Флот был необходим не только для военных, но и для гражданских целей. Без флота невозможно было осуществлять ни внутреннюю, ни внешнюю торговлю. Строительство и эксплуатация флота требовали подготовки соответствующих кадров.
Начало транспортному образованию было положено Указом Петра I от 14 января 1701 г. об учреждении в Москве Школы математических и навигационных наук. Так была обозначена первая веха в истории образования в области водных коммуникаций. С июня 1701 г. Школа была размещена в предназначенной для астрономических наблюдений Сретенской (Сухаревой) башне1. Во главе Школы был поставлен боярин Ф. А. Головин. В ней обучали арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фехтованию. Высшей ступенью считались морские науки: навигация, астрономия, география. К лету 1702 г. в ней насчитывалось 180, а к январю 1703 г. —
уже 300 учеников. Это были в основном дети
" 2 дворян и гвардейских солдат2.
В 1708 г. издается первый учебник по судовождению и строительству водных путей
«Книга о способах, творящих восхождение рек свободное»3. Основав Санкт-Петербург как город будущей морской славы России, Петр I в 1715 г. переводит 200 учеников старших классов московской Школы математических и навигационных наук в Санкт-Петербург и учреждает Морскую академию для подготовки кадров для военно-морского флота России. Таким образом, при Петре I началось создание предпосылок государственной системы подготовки кадров для водных коммуникаций.
В второй половине XVIII в. актуальной задачей оставалось расширение подготовки кадров для водного транспорта. Первая попытка создания системы среднего специального образования на водном транспорте предпринимается в царствовании Екатерины II. В 1769 г. Адмиралтейская коллегия представила императрице свои соображения о создании средних учебных морских заведений «для снабжения шкиперами и штурманами купеческих судов». В 1786 г. такие учебные заведения создаются в Санкт-Петербурге и Архангельске. Так возникло первое в СевероЗападном регионе торгово-мореходное учебное заведение — Водоходное училище Санкт-Петербургской губернии.
В Положении о Водоходном училище говорилось: «Учреждаемое в городе Санкт-Петербурге Водоходное училище служит для всех желающих жителей сего города и губернии его уездных городов так, что дети их будут обучаемы наукам, к водоходству потребным, без всякой оплаты». В правилах приема в училище указывалось: «Принимать в Водоходное училище таких учеников, которые кончили первую и вторую часть арифметики, предписанную в народных училищах, и положили правильное основание в языке российском». Учебная программа теперь предусматривала изучение географии, морских карт, геометрии, тригонометрии плоской п
и сферической, навигации, краткого понятия с о морском праве, изложенного в Водоход- 3
ном уставе, «бухгалтерства на итальянский ^241 образец», немецкого и английского языков. Размещалось училище в двухэтажном доме
За кадры верфям. 2007. № 3. С. 2.
II университета
&ЖУРНАЛ водных / / коммуникации
в Литейной части Санкт-Петербурга, рядом с Пантелеймоновской церковью.
Император Павел I в области транспортной политики сохранил полную преемственность. В 1797 г. он учредил должность главного директора водяных коммуникаций. Им был назначен Я. Е. Сиверс, который хорошо разбирался в гидротехническом строительстве. Кстати, и сам термин «водяные коммуникации» также впервые появляется при Павле I. В 1798 г. указом Павла I был образован Департамент водяных коммуникаций — орган государственного управления на речном транспорте. Кроме департамента учреждается Экспедиция устроения дорог. Вся территория страны разделяется на 10 транспортных округов.
Для строительства и эксплуатации водяных и сухопутных путей сообщений необходимы были инженеры. Поэтому 20 ноября (2 декабря) 1809 г. вышел Манифест императора Александра I, которым были учреждены Управление водяными и сухопутными сообщениями и «для образования способных исполнителей» Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Это означает, что Институт должен готовить кадры для Корпуса инженеров путей сообщения.
Первым руководителем института был назначен испанец Августин Бетанкур (1758— 1824). Бетанкур был приглашен в Россию, так как обладал опытом создания родственного учебного заведения — Школы инженеров дорог и мостов в Испании. Он приобрел известность как автор первого учебника по основам машиностроения — Курс построения машин, ставший на полвека настольной книгой всех европейских инженеров1.
А. Бетанкур так сформулировал основную цель Института Корпуса инженеров путей сообщения: «...снабдить Россию инженерами, которые прямо по выходе из заведения могли бы быть назначены к производству работ в Империи... Воспитанники института должны быть знакомы с основными началами наук и практическими приложениями к инженерному искусству».
С 1809 г. история российского высшего образования в области водных коммуникаций совпадает в основном с периодизацией истории СПГУВК и делится на два основных этапа и десять периодов. Первый этап (1809-1930) — становление российской транспортной науки и высшего образования в области водных коммуникаций — включает пять периодов:
МОРСКИЕ ТОРГОВЫЕ ШКОЛЫ В РОССИИ
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ТИПЫ МОРСКИХ школ
Сокращенные названии населенных пунктов Нас-Каи пэра ни А - Ангеон БЛ-БалтийскилПор? M Mai1 нусхоф Ар - Аренсбург Ник -Николаен Д - Донданген Хр -Херсон В -Виндава Г П-Гола* Пристань Л Э Лоуб Эсерн-_Таг -Таганрог
Подготовительные школы Морские двухклассную школы Морские трехклассные школы ■ .-.л?;& ■:
объединенные с подготовительной школой
объединенные с подготовительной школой
Ц_|кольг каботажного плавания
Школы дальнего плавания
.г-&1-& "i: г-.&: ■■■ " ?!".[-: диненные с подготовительной школой
Школы, механиков без практического курса
Школы дальнего плавания и механиков объединенные&с прак& тииеским* курсом
Школы дальнего плавания и мег./.. ■.. ,,.......,. ,: ■
витальной школ&ой и практические курсом
Морские торговые школы с отделениями дальнего плавания и механическим отделением с практическим курсом
Школы мореходные и коммерческие (деа подготовительных клз сса ¡1 отделения мореходное и коммерческое.)
Рис. 1. Сеть невоенных морских и речных учебных заведений в Российской империи на рубеже Х1Х-ХХ вв.
путей сообщения (1918) В 1920 г. в институте учреждаются факультеты: сухопутных сообщений, водных сообщений и инженерных сооружений. Петроградский институт (с 1924 г. — Ленинградский) инженеров путей
сообщения увеличивает прием студентов за счет детей рабочих и крестьян, для которых создается рабфак.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. в России существовало более 30 невоенных гражданских морских и речных средних учебных заведений, которые обеспечивали кадрами российские флоты, дислоцированные на Балтийском, Черном, Каспийском и Белом морях (рис. 1) 1
В период Первой мировой и Гражданской войн значительная часть невоенных морских и речных средних учебных заведений была закрыта. В 1930-е гг. в связи с индустриализацией снова выросла потребность не только в техниках, но и инженерах-транспортниках.
Начался второй этап в истории высшего транспортного образования. На данном этапе началось развитие ЛИВТа как самостоятельного учебного и научного учреждения. На втором этапе нами выявлены пять периодов:
" решение об эвакуации ЛИИВТа в г. Горький
= (Нижний Новгород). Сотрудники и студенты
Великой Отечественной войны. В г. Горький образуется Объединенный Горьковский и Ленинградский институт инженеров водного транспорта.
На всех этапах 200-летней истории СПГУВК осуществлял подготовку высококвалифицированных кадров. Сегодня университет функционирует как отраслевой учебный комплекс непрерывного флотского образования для речного транспорта, в состав которого входят 13 факультетов, 52 кафедры, учебные и научные центры, а также Колледж инновационных технологий специалистов флота.
Список литературы