Спросить
Войти

Взаимодействие Министерства внутренних дел Российской империи с органами военной контрразведки накануне и в годы Первой мировой войны

Автор: указан в статье

Касьянов А. В.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ С ОРГАНАМИ ВОЕННОЙ КОНТРРАЗВЕДКИ

9.7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ С ОРГАНАМИ ВОЕННОЙ КОНТРРАЗВЕДКИ НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Касьянов Александр Викторович, адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин

Место учебы: Академия управления МВД России, г. Москва

a.kasyanov46@yandex.ru

Аннотация: в данной статье автором ставится задача по изучению проблемы взаимодействия Министерства внутренних дел Российской империи с органами военной контрразведки накануне и в годы Первой мировой войны. Кроме того, в статье рассмотрены проекты реформирования контрразведывательных органов. В заключении статьи автор приходи к выводу о том, что Министерство внутренних дел Российской империи принимало активное участие в процессе создания и функционирования контрразведывательных органов.

INTERACTION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN EMPIRE WITH BODIES OF MILITARY

COUNTERINTELLIGENCE ON THE EVE OF AND IN THE YEARS OF WORLD WAR I

Kasyanov Alexander Viktorovich, post-graduated

Study place: Management Academy of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Moscow

a.kasyanov46@yandex.ru

Annotation: in this article the author sets a task of studying of a problem of interaction of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Empire with bodies of military counterintelligence on the eve of and in the years of World War I. Besides, in article projects of reforming of counterprospecting bodies are considered. In the conclusion of article the author come to a conclusion that the Ministry of Internal Affairs of the Russian Empire took active part in process of creation and functioning of counterprospecting bodies.

Неудачи России в войне с Японией в 1904-1905 гг. продемонстрировали власти необходимость реформирования армии, и, в частности, организации военной разведки и контрразведки. Тем более, что активная деятельность японской разведки была важным фактором поражения российской армии [10, c. 14].

Рассматривая вопрос о работе контрразведки, необходимо дать понятие «контрразведка», которое заключалось «в своевременном обнаружении лиц, занимающихся разведкой для иностранных государств, и в принятии мер для воспрепятствования разведывательной работе этих государств в России. Конечная цель контрразведки есть привлечение к судебной ответственности уличенных в военном шпионаже лиц на основании ст. 108 - 109 Уголовного уложения 1903 года или прекращение вредной деятельности названных лиц хотя бы административными мерами»[1].

В начале XX века шпионство в пользу иностранных государств получило широкое развитие и отличалось постоянством и системностью. Одной из основных целей шпионов был сбор сведений о состоянии вооруженных сил Российской империи.

Вражеские агенты интересовались информацией о нравственном элементе русской армии, командном составе, обмундировании, вооружении, снаряжении, воинском обучении, дислокации войск, воздухоплавании, железных дорогах, организации войск на случай войны, русских крепостях, интендантских складах и магазинах [13, с. 14].

Борьба с вражеской разведкой возлагалась на Департамент полиции, Отдельный Корпус жандармов и Отдельный корпус пограничной стражи. Отсутствие единого контрразведывательного органа вызывало трудности в эффективной борьбе со шпионажем.

Согласно законам Российской империи, производить аресты, обыски, вести предварительное дознание могли только сотрудники Министерства внутренних дел и Отдельного Корпуса жандармов. Офицерам военного министерства, занимавшимся контрразведывательной деятельностью, приходилось истребовать разрешение на проведение оперативно-следственных мероприятий у офицеров Отдельного Корпуса жандармов и чинов Департамента полиции. Это негативно влияло на оперативность контрразведывательных мероприятий.

С целью развития и совершенствования контрразведывательной деятельности в 1908-1910 годах состоялись два межведомственных совещания, в ходе работы которых было принято решение о создании в Российской империи единого органа контрразведки, подчиненного Военному министерству. Он был образован в 1911 году после утверждения начальником Генерального штаба Я.Г. Жилинским и военным министром В.А. Сухомлиновым «Положения о контрразведывательных органах» и «Инструкции начальникам контрразведывательных органов»[21] и получил название Контрразведывательное отделение Главного управления Генерального штаба.

Задачи нового ведомства состояли в «обнаружении, обследовании, разработке и ликвидации в кратчайший срок всякого рода шпионских организаций и агентов, тайно собирающих сведения о наших вооруженных силах и вообще всякого рода сведения военного характера, дабы воспрепятствовать этим организациям и агентам действовать нам во вред»[15, с. 15]. Для выполнения данной задачи государством ежегодно предполагалось выделять 583 500 рублей, что составляло 27% «секретных» расходов Военного министерства[17, c. 51].

По инициативе П.А. Столыпина на службу в Контрразведывательное отделение Главного управления Генерального штаба стали направлять исключительно офицеров Отдельного корпуса жандармов, имевших опыт агентурной работы [2].

131

Бизнес в законе

2’2014

Законодательные предпосылки к созданию контрразведывательного органа не обеспечили решения организационных проблем. Так, в Российской империи отсутствовал центральный аппарат управления военно-контрольной деятельностью, координирующий борьбу с агентурой противника.

В начале Первой мировой войны отечественные контрразведывательные органы столкнулись с активными действиями вражеской контрразведки. К примеру, в конце августа 1914 года сотрудниками Департамента полиции около Архангельска был задержан немецкий пароход, на борту которого была установлена радиотелеграфная станция [12, с. 250-251].

Основными задачами контрразведки в начале войны были: обеспечение скрытного проведения мобилизации российской армии, сохранение в тайне от врага тактических и стратегические планов проведения боевых действий и новых образцов военной техники. «Важно было не дать противнику проследить темпы мобилизации, выяснить сроки отправки частей на фронт, степень их укомплектованности...»^, с. 291.].

Значительных мер для усиления работы с разведывательной деятельностью вражеских государств в начале Первой мировой войны российской властью принято не было, в связи с чем ее эффективность была невысокой.

В 1915 году иностранная разведка значительно усилила свою работу в Российской империи. Это заставило власть обратить внимание на контрразведывательную деятельность, принять меры к усилению ее эффективности. Назрела необходимость реформирования российской контрразведки.

Основным направлением реформы являлся пересмотр действующих нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность контрразведки. Для этого в апреле 1915 года руководителями региональных военных контрразведывательных учреждений в Петроград были направлены все нормативные акты, регламентирующие их работу [11, с. 170]. На основе анализа полученных документов 6 июня 1915 года было утверждено «Наставление по контрразведке в военное время» [14, с. 27-29]. Согласно ему, органами по борьбе с вражеской разведкой в России являлись контрразведывательные отделения фронтов, армий и военных округов как на театре военных действий, так и за его пределами, а также Главного управления Генерального штаба.

Согласно ст. 1 указанного «Наставления», «Общая цель контрразведки заключается в обнаружении, обследовании, разработке и ликвидации в кратчайший срок - как в районе, занятом нашими войсками, и его ближайшем тылу, так и вообще на всей территории государства - всякого рода шпионских организаций и агентов, тайно собирающих сведения о наших вооруженных силах и вообще всякого рода сведения военного характера, дабы воспрепятствовать этим организациям и агентам действовать нам во вред».

Наставление оказало положительное влияние на развитие российских контрразведывательных органов [15, с. 28].

С целью дальнейшего реформирования контрразведывательной деятельности в Российской империи создавались различные комиссии, целью работы которых была подготовка проектов по повышению эффективности работы контрразведывательных органов.

Работа контрразведки в годы войны имела определенные трудности. Так, Департамент полиции отмечал, что борьбе со шпионажем мешало «отсутствие реальной исполнительной власти у начальников контрразведывательных органов..., ибо санкцию на оперативные действия они должны были получать у чинов Генерального штаба, состоящих при соответствующих генерал-квартирмейстерах или у самих генерал-квартирмейстеров в случае необходимости наблюдения за офицерами. Начальнику контрразведывательного органа, как правило, младшему офицеру, «добраться» до генерала, загруженного текущей работой, было непросто» [19, с. 10].

«Наставление по контрразведке в военное время» не внесло существенных изменений в положение контрразведывательных органов в системе военного управления [14, с. 33].

Роль контрразведки на протяжении войны была недооценена, о чем свидетельствует ее место в штабной иерархии. Контрразведывательные органы входили в структуру разведывательных отделений, в связи с чем прямого доклада начальнику штаба они не имели. В своем абсолютном большинстве начальниками контрразведывательных органов до прикомандирования к штабу были офицеры Отдельного Корпуса жандармов, которые продолжали оставаться в списках Отдельного Корпуса жандармов.

В сфере контрразведки между Министерством внутренних дел и Ставкой Верховного главнокомандующего возникали противоречия. Так как власть Верховного главнокомандующего распространялась на театр военных действий, правительственными учреждениями должны были исполняться все его распоряжения на данной территории. Подчинялся Верховный главнокомандующий только царю. К примеру, органы политической полиции из оперативных, агентурных интересов не всегда были готовы по первому требованию контрразведывательных отделений производить аресты лиц, подозреваемых в шпионаже. Главное управления Генерального штаба в таких случаях пыталось воздействовать на Губернские Жандармские управления и охранные отделения ссылаясь, на статус Верховного главнокомандующего.

Князь Н.Б. Щербатов на секретном заседании Совета министров по данному поводу заявил «Я - министр внутренних дел обыватель в Петрограде» [20, с. 222].

Прения между Министерством внутренних дел и Ставкой происходили из-за того, что «Наставление по контрразведке в военное время» перед его утверждением согласовывалось только с командиром Отдельного Корпуса жандармов В.Ф. Джунковским. Департамент полиции не был даже поставлен в известность о подготовке данного документа.

Департаментом полиции было отмечено, что на должности начальников контрразведывательных отделений необходимо назначать жандармских офицеров, предварительно испрашивая согласие Отдельного Корпуса жандармов и истребуя справки о профессиональным качествах кандидата на должность. Эта инициатива Департамента полиции могла улучшить эффективность работы контрразведывательных органов в борьбе со шпионажем. Сотрудники Департамента полиции указывали: «Незнакомство с приемами наружного наблюдения, отчетности и регистрации, может в значительной степени затруднять продуктивность работы отделения, если во главе его будет поставлено лицо, не имеющее розыскного ценза» [5].

Продолжая предпринимать попытки совершенствования контрразведывательной деятельности, летом

132

Касьянов А. В.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ С ОРГАНАМИ ВОЕННОЙ КОНТРРАЗВЕДКИ

1915 года Верховный главнокомандующий поручил прокурору Одесской судебной палаты Р.Г. Моллову (в последствии он возглавил Департамент полиции) подготовить план постановки контрразведывательного дела [16, с. 198], который должен был более детально регламентировать работу контрразведки. Р.Г. Молло-вым была создана специальная комиссия, в состав которой входили: Член совета Министерства внутренних дел С.Е. Виссарионов, и.о. вице-директора Департамента полиции И.К. Смирнов, генерал-майор С.П. Бельский, начальник Петроградского охранного отделения К.И. Глобачев, бывший начальник контрразведывательного отделения Главного управления Генерального штаба полковник В.А. Ерандаков, подполковник П.П. Кашенцев и штаб-офицер для поручений при Министерстве внутренних дел П.К. Попов.
17 октября 1915 года Р.Г. Моллов представил Министру внутренних дел А.Н. Хвостову проект «Положения о контрразведке» и докладную записку о мерах по борьбе со шпионажем [16] (далее - Докладная записка).

В Докладной записке были указаны «болевые точки» военной контрразведки, которые осложняли дальнейшее ее развитие и негативно влияли на попытки повышения эффективности борьбы со шпионажем. Также им было отмечено отсутствие согласованности в работе контрразведки и штабной агентурной разведки. Также Р.Г. Молловым было отмечено, что в контрразведывательную деятельность необходимо вовлекать широкие слои населения, работников различных ведомств и учреждений. Кроме того, свою работу контрразведывательные органы должны широко освещать в прессе и обществе. «Борьбу со шпионажем, - утверждал Р.Г. Моллов, - нужно сделать открытой, популяризировать ее, придать ей патриотический характер, и тогда к ней примкнут силы народные, национальные» [16, с. 301].

Особое место в Докладной записке было отведено анализу проблем согласованной работы губернских и других жандармских управлений с контрразведкой. Р.Г. Моллов по этому поводу писал: «К жандармским чинам военная среда вообще относится недружелюбно... их терпят только по необходимости.» [16]. Однако исправить сложившуюся ситуацию Р.Г. Моллов считал практически невозможным.

Одним из основных предложений в Докладной записке было предложение о передаче контрразведывательных органов в ведение начальников Губернских Жандармских управлений. Это могло решить вопрос о легализации контрразведки, а также позволило бы руководителям контрразведывательных отделений иметь полномочия в реализации оперативных материалов [16].

Успех в обеспечении эффективной работы по борьбе со шпионажем, безопасности армии, по мнению Р.Г Моллова и членов комиссии, был в объединении усилий Министерства внутренних дел и военного ведомства.

К сожалению, «Положение о контрразведке» принято не было. Военный министр А.А. Поливанов и начальник штаба Верховного главнокомандующего М.В Алексеев [14, с. 42-44] откладывали рассмотрение данного положения.

14 января 1916 года начальником штаба Верховного главнокомандующего было утверждено «Временное положение о контрразведывательном отделении» [3].

Оно определяло задачи контрразведывательных отделений по обнаружению и пресечению шпионажа в районе Ставки Верховного главнокомандующего, а также по выявлению лиц, которые своими действиями могут нанести вред военным интересам Российской империи.

В ходе войны поднимался вопрос об объединении всей контрразведывательной деятельности на театре военных действий и в тылу с центральным контрразведывательным отделением Главного управления Генерального штаба [4].

Руководство Министерства внутренних дел продолжало предлагать меры по улучшению контрразведывательной деятельности за счет активного привлечения к ней сотрудников общей и политической полиции. Директором Департамента полиции С.П. Белецким было предложено направить усилия охранных отделений и жандармских управлений на борьбу со шпионажем не ограничиваясь помощью контрразведчикам, привлечь к выявлению агентов Австро-Венгрии и Германии чинов сыскной и общей полиции. Механизм этой работы был представлен в «Положении о контрразведке» [6].

Принципиально важным параграфом в «Положении о контрразведке» было предложение о возложении руководства контрразведкой на Главное управление Генерального штаба и Департамент полиции. Директор Департамента полиции имел право давать указания по технике розыскной работы, которые были обязательны для начальников контрразведывательных отделений.

В результате рассмотрения проекта «Положения о контрразведке», подготовленного Министерством внутренних дел, в итоговом документе, который утвердил начальник штаба Верховного Главнокомандующего М.В. Алексеев, было указано, что изменить постановку контрразведки «сообразно присланным проектам не представляется целесообразным» [18, с. 741].

Следующая попытка реформирования контрразведки была предпринята в 1916 году. Формально она исходила от секретаря председателя Совета министров Б.В. Штюрмера - И.Ф. Манасевича-Мануйлова. В подготовленном докладе было указано, что необходимо создать «Канцелярию по политическим вопросам» [7]. Образованное ведомство должно было подчиняться председателю Совета министров. Основной задачей Канцелярии являлась подготовка закона о передачи ей функции контрразведки в тылу из ведения Главного управления Генерального штаба. В проекте реформы указывалось, что «первый принцип для успешного пресечения деятельности германских шпионов заключается в дружной совместной работе органов контрразведки с органами различной полиции» [8].

Указанный проект реформирования контрразведки не был реализован. Причиной этого стало обвинение в финансовых махинациях и арест одного из авторов проекта - И.Ф. Манасевич-Мануйлова, отставка в ноябре 1916 года Б.В. Штюрмера, который данный проект поддерживал.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эффективность работы контрразведывательных органов по борьбе с вражескими агентами накануне и в годы Первой мировой войны во многом зависела от взаимодействия с полицией и жандармерией. Кроме того, Министерство внутренних дел Российской империи играло особую роль в процессе создания и функ133

Бизнес в законе

2’2014

ционирования контрразведывательных органов, что было обусловлено, прежде всего, наличием у чинов полиции богатого опыта организации розыскной работы. Важно отметить, что на эффективность контрразведывательной деятельности повлияло и то, что не смотря на наличие проектов по реформированию контрразведки, ни один из них в годы войны так и не был реализован.

Список литературы:

1. Российский государственный военно-исторический архив (далее - РГВИА). Ф. 2000. Оп. 15/с. Д. 92. Л. 7.
2. РГВИА. Ф. 1468. Оп. 2. Д. 662. Л. 3.
3. РГВИА. Ф. 2003. Оп. 2. Д. 10833. Л. 3-4.
4. РГВИА. Ф. 2000. Оп. 15. Д. 828. Л. 1-1 об.
5. Государственный архив Российской Федерации (далее -ГА РФ). Ф. 102. Оп. 316. Д. 356. Л. 125.
6. ГА РФ. Ф. 102. Оп. 316. Д. 356. Л. 146 - 147.
7. ГА РФ. Ф. 102. Оп. 316. Д. 102. Л. 95.
8. ГА РФ. Ф. 102. Оп. 316. Д. 102. Л. 96.
9. Греков Н.В. Опыт и проблемы развития отечественной контрразведки в 1905-1917 гг.: Общероссийский и сибирский аспекты: дис... докт. ист. наук: 07.00.02 / Греков Николай Владимирович. - Омск., 2000.
10. Павлов Д.Б. Российская контрразведка в годы русскояпонской войны // Отечественная история. 1996. № 1.
11. Алексеев М. Военная разведка России от Рюрика до Николая II. Книга II. - М., 1998.
12. Анин Б., Петрович А. Радиошпионаж. - М., 1996.
13. Галвазин С.Н. Охранные структуры Российской империи: формирование аппарата, анализ оперативной практики. - М., 2001.
14. Зданович А.А. Отечественная контрразведка (1914 -1920): Организационное строительство. - М., 2004.
15. Иванов А.А. Рожденная контрреволюцией. Борьба с агентами врага. - М., 2009.
16. Из истории русской контрразведки. Сборник документов.

- М., 1946.

17. Кирмель Н.С. Становление военной контрразведки Российской империи // Военно-исторический журнал. 2006. № 2.
18. Лемке М.К. 250 дней в царской ставке (25 сентября 1915 -2 июля 1916 гг.). - Пг., 1920.
19. Мерзляков В.М. Об организации контрразведывательных органов России // Исторические чтения на Лубянке. 1998 год.

- М., 1999.

20. Совет министров Российской империи в годы Первой мировой войны. Бумаги А.Н. Яхонтова (записи заседаний и переписка). - СПб., 1999.
21. Крамар В. Контрразведчик эпохи войн и революций // Независимое военное обозрение. 29 октября 2004 г.

Reference list:

1. The Russian state military and historical archive (further -RSMHA). F. 2000 . I. 15/ p. 92. P. 7.
2. RSMHA. F. 1468 . I. 2 . D. 662. P. 3 .
3. RSMHA. F. 2003 . I. 2 . D. 10833. P. 3-4 .
4. RSMHA. F. 2000 . I. 15 . D. 828. P. 1-1 about.
5. The state archive of the Russian Federation (hereinafter - SA RF). F. 102 . I. 316.356. P. 125 .
6. SA RF. F. 102 . I. 316 . D. 356. P. 146 - 147 .
7. SA RF. F. 102 . I. 316 . D. 102. P. 95 .
8. SA RF. F. 102 . I. 316 . D. 102. P. 96 .
9. N. V. Greeks experience and problems of development of domestic counterintelligence in 1905-1917: All-Russian and Siberian aspects: yew... докт. ist. sciences: 07.00.02 / Greeks Nikolay Vladimirovich. - Omsk. 2000.
10. Pavlov D.B. Rossiyskaya counterintelligence in the years of Russian-Japanese war//National history. 1996 . No. 1.
11. Alekseev M. Military intelligence of Russia from Rurik to Nikolay II. Book of II. - M, 1998.
12. Anin B., Petrovich And. Radio espionage. - M, 1996.
13. Galvazin S. N. Security structures of the Russian Empire: device formation, analysis of expeditious practice. - M, 2001.
14. Zdanovich A.A. Domestic counterintelligence (1914 - 1920): Organizational construction. - M, 2004.
15. Ivanov A.A. Rozhdennaya counterrevolution. Fight against agents of the enemy. - M, 2009.
16. From history of the Russian counterintelligence. Collection of documents. - M, 1946.
17. Kirmel N. S. Formation of military counterintelligence of the Russian Empire//Military and historical magazine. 2006 . No. 2.
18. Lemke M. K. 250 days in an imperial rate (on September 25, 1915 - on July 2, 1916). - Пг. 1920.
19. Merzlyakov V. M. About the organization of counterprospecting bodies of Russia//Historical readings on Lubyanka. 1998. - M, 1999.
20. Council of ministers of the Russian Empire in the years of World War I. A.N papers. Yakhontova (records of meetings and correspondence). - SPb. 1999.
21. Kramar V. Kontrrazvedchik eras of wars and revolu-tions//Independent military review. October 29, 2004.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Касьянова А.В. «Взаимодействие Министерства внутренних дел Российской империи с органами военной контрразведки накануне и в годы Первой мировой войны» Статья А.В. Касьянова посвящена интересной и мало разработанной в научной литературе проблеме взаимодействия Министерства внутренних дел с органами военной контрразведки накануне и в годы Первой мировой войны.

Изучение вопроса о взаимодействии правоохранительных органов Российской империи не только расширяет наши знания о прошлом страны, но и позволяет осмыслить исторический опыт и учесть его в современной практике совершенствования организации и деятельности полиции России.

Статья выполнена на основе анализа многих исторических документов, в том числе и архивных, некоторые из них впервые вводятся в научный оборот, использованы труды ученых, посвященных проблемам истории полиции и контрразведки Российской империи накануне и в годы Первой мировой войны.

А.В. Касьянов анализирует достижения и недостатки в деятельности контрразведывательных органов, связанные с проблемами взаимодействия их с полицией и жандармерией. Следует отметить, что проблема участия полиции и жандармерии в борьбе со шпионажем в период Первой мировой войны недостаточно разработана в отечественной историографии. Статья А.В. Касьянова частично восполняет этот пробел. Автор отмечает роль Министерства внутренних дел Российской империи в процессе создания и деятельности контрразведывательных органов, что было обусловлено наличием у чинов полиции богатого опыта организации розыскной работы.

Структура статьи логична и позволила достаточно полно раскрыть тему. Стиль изложения материала доступен. Замечаний по оформлению нет.

Вывод: статья А.В. Касьянова представляет определенный научный интерес, актуальна в связи со столетием начала Первой мировой войны, выполнена в соответствии с предъявляемыми требованиями и может быть рекомендована для опубликования в журнале, включенном в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий.

Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России кандидат юридических наук, доцент

Борисов А.В.

134
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПОЛИЦИЯ РЕФОРМА КОНТРРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты