Спросить
Войти

Документы

Автор: указан в статье

ДОКУМЕНТЫ «...МЫ НАШ, МЫ НОВЫЙ МИР ПОСТРОИМ...» Об интеллигентском антибольшевистском протесте 1.

Обращение профессора Пермского университета А И. Сырцова1 к преподавателям университетов Европы и Америки с критикой большевизма

Январь 1919 г. г. Пермь

В некоторых кругах Европы и Америки существует взгляд, что большевизм отражает стремление и надежды русского народа. Отсюда попытки примирить враждующие в России правительства, отсюда недоумение, почему студенчество наполняет ряды армий, выступающих против большевиков, почему представители той лучшей интеллигенции, которая всегда выступала в защиту народа, ныне борются с большевиками. Этот взгляд, <вызван полным непониманием того,> насколько все проводимые большевиками попытки преобразования России идут вразрез с жизненными интересами страны. Россия, захваченная большевиками, пе1 Анатолий Иванович Сырцов (родился 8 апреля 1880 г.) в 1911 г. окончил Историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, в 1913-1914 гг. был профессорским стипендиатом на кафедре философии, стажировался в университетах Ганновера и Марбурга (Германия), в 1915 г. преподавал на Высших женских (Бестужевских) курсах, с 1916 г. откомандирован Петроградским университетом в Пермское отделение. Преподавал, получил должность профессора, был деканом, проректором, помощником ректора и зав. учебной частью рабочего факультета Пермского университета. По распоряжению Сибирского правительства в июне 1919 г. эвакуирован в Томск, но в 1921 г. вернулся в Пермь. Дальнейшая судьба неизвестна.

464

реживает тяжкие и оскорбительные страдания, всю глубину которых знает только тот, кто их видел и перенес.

Таким свидетелем этих страданий в течение более года был Пермский университет, а потому на нем лежит обязанность сказать университетам других стран и всему цивилизованному миру, что сделал большевизм с Россией и почему русские граждане стремятся к его ниспровержению. Захватив в экономической, правовой и культурной сторонах жизни власть в расшатанной и усталой стране, большевики, кроме немедленного мира, провозгласили лозунги - «Вся земля - народу» и «Все фабрики и капиталы - рабочим». На деле осуществленная ими национализация промышленности повела к разрушению налаженных предприятий, закрытию ряда производств и огромному понижению производительности труда. Затеянные ими общественные мастерские привели к конфискации инструментов и материалов у мелких ремесленников вплоть до швейной машины и токарного станка, причем значительная часть конфискованного была расхищена. Еще тяжелее отозвалась на стране национализация торговли, не только оптовой, но и мелкой, и даже кооперативной.

Если добавить к этому чудовищное расстройство транспорта, то становится понятен тот ужасный голод, который переживает теперь страна и который буквально может считаться организованным большевиками. Провоз продуктов в города частными лицами карается конфискацией. Между тем подвоз, организованный властями, далеко не достаточен для населения. То немногое, что подвозится в город усилиями советских властей, идет на питание Красной Армии и советских служащих. Население же обречено на почти полное голодание, следствием которого является развитие заболеваний и громадное усиление смертности, в особенности детской.

Не лучше обстоит дело и в деревне. Аграрная реформа все еще не произведена, здесь царит беспорядочный захват земель, поведший к тому, что почти все культурные хозяйства страны уничтожены. Но этого мало. Страдания постигли также и трудовое крестьянство. Организованные в деревнях комитеты бедноты осуществляют коммунистическую политику, отнимая в свою пользу имущество и запасы у трудолюбивых запасливых крестьян. Но еще в большей степени деревня страдает от самых беспощадных реквизиций хлеба и скота, производимых особыми воинскими экспедициями для нужд Красной Армии и столиц.

Общие условия гражданской жизни прямо невыносимы. Вы не хозяин даже в своем жилище. Всякое постороннее лицо может, не спрашивая Вас, получить от властей мандат на занятие половины, а то и всей вашей квартиры. Повсюду действует шпионаж и сыск. За неосторожное слово или по доносу вашего врага вы попадаете в ведение чрезвычайной комиссии, которая сажает вас в тюрьму, где вас подвергают мучениям, морят

465

голодом и где вы живете под страхом, что с вами поступят так же, как с вашими соседями по заключению, которых на ваших глазах десятками увозят на расстрел.

Если таково отношение к личному и имущественному праву граждан, то не лучше отношение большевиков к культурным ценностям, к школе, науке, искусству, защитниками и покровителями которых они себя выставляют. Культуру большевики понимают чрезвычайно своеобразно, отрицая необходимость бережного к ней отношения и не признавая культурной преемственности. От школы они требуют, чтобы она давала такие знания, которые немедленно повели бы к созданию коммунистически настроенных людей, а от преподавания — подготовления к агитаторству. Все усилия их направлены к тому, чтобы сделать школу узкопартийной.

К науке, университетам отношение их также своеобразно. Увеличивая отпуски средств, они в то же время вносят и здесь разложение, уничтожая понятие научного ценза, чтобы открыть дорогу к преподаванию в высшей школе недоучившимся фантазерам, выдающим себя за ученых. Покровительствуя тенденциозному преподаванию, они ведут поход против тех отраслей университетского знания, которые, как право и история, считаются ими ненужными и даже вредными для граждан советской республики. Не менее пагубно для высшей школы проведенное большевиками уничтожение требований всякой подготовки поступающих в нее.

Свободная мысль не имеет возможности проявлять себя и <потому,> что государство объявило себя исключительным собственником и распространителем произведений науки и искусства в целях своей узкопартийной пропаганды и агитаторства для создания особой так называемой пролетарской культуры. Всякая печать приостановлена; не выходит никаких газет, кроме «Правды». Свободная проповедь в церкви влечет за собою тюрьму и расстрел. Никакие собрания и митинги не допускаются, кроме партийных — партии коммунистов.

Большевики называют себя рабоче-крестьянским правительством, между тем крестьяне, составляющие в России 75% всего населения, восстают против них всюду, где только представляется возможность. Не менее тяготятся властью большевиков и сами рабочие. Крупнейшие металлические заводы Петрограда, Москвы и Нижнего [Новгорода], а также Пермские пушечные заводы все время считались большевиками гнездами контрреволюционеров, как они называют своих противников. Заводы же по Каме (Воткинский и Ижевский) были летом 1918 г. главными центрами восстания в Приуралье.

Чем же держатся большевики и из кого они состоят? Партия большевиков никоим образом не имеет за собою большинства русского народа. В своей брошюре — «Удержат ли большевики власть» (начало 1918 г.) Ленин определенно рассчитывал править диктаторски, опираясь на спло466

ченную партию в 240 000 человек. Даже если ему удалось удесятерить это число, что отнюдь не доказано, то в общей массе 180-миллионного населения это составляет ничтожную кучку.

Привлекая вначале в свою партию, большевики после захвата власти стали действовать деньгами и насилием. Разбрасывание денег и грандиозные планы, проекты и жестокий террор сделались отличительным признаком их власти. При таких условиях понятно, в ком большевики находят своих адептов. Прежде всего, фантасты, желающие перестроить весь мир. Их немного, большинство же состоит из людей, которые цепко держатся за власть, видя в большевизме способ легкой жизненной карьеры. Это -люди, которые никогда и ни при каком образе правления не имели бы шансов на успех, как не обладающие ни знаниями, ни умением работать. Далее идут элементы, явно порочные и преступные.

Состоящая из этих элементов развращенная Красная Армия, поддерживаемая в непрерывном агитационном времени, есть истинный и единственный хозяин страны. После ухода большевиков в оставленных ими местностях находят всюду трупы не только казненных, но замученных ими жертв. Особенно ужасны моменты, когда под давлением наступающих сибирских войск красноармейцы покидают местности, где они властвовали. Озлобление их достигает крайних пределов. Они насильно угоняют с собою жителей, набрасываются на мирных граждан, убивают их, вторгаются в дома, где нередко вырезывают целые семьи, насилуют женщин, разграбляют имущество. В деревнях к этому прибавляется еще бессмысленное перерезывание того скота, который те не могут угнать с собою.

Вот кошмар, порожденный большевизмом, иго которого хочет стряхнуть с себя страна. Пусть не думают, что борьбу с большевиками ведут монархисты, жаждущие реставрации. Если мы видим наступающие на большевиков полки на Дону, на Урале, на Кубани и в Эстляндии, то это русские граждане, поднявшиеся с оружием в руках на защиту поруганных прав личности и достояния, требующие равенства для всех без исключения и стремящиеся освободить свою страну от страшной тирании Народных Комиссаров.

Оглядываясь на пережитое в течение года, Пермский университет, освобожденный войсками Всероссийского правительства, возглавляемого адмиралом Колчаком, освобожденный ныне вместе с Уралом от больше-виков1, считает своим долгом предостеречь своих товарищей в университетах Европы и Америки от взгляда на большевиков, как на представителей того из русских демократических течений, которое пользуется поддержкой русского народа и выражает его волю. Нет, это - захватившие

1 Пермь была занята войсками Колчака 24 декабря 1919 г.
467

власть самозванцы, действующие от имени народа, растлевающие его душу и губящие его богатства.

Государственный архив Пермской области (ГАПО). Ф. Р-656. Оп. 1. Д. 33. Л. 1-9. Подлинник. Машинопись.

О крестьянских волнениях «на почве» продразверстки 2.

Из протокола № 25 заседания Президиума Курганского уисполкома

о ведении следствия по делу открытого выступления населения Салтосарайской, Брылинской, Тебенякской и Мендерской волостей на почве продразверстки

10 января 1921 г.

С л у ш а л и: 1) О ведении следствия по делу арестованных в связи с разверсткой. Тов[арищ] Ершов настаивает на скорейшем ведении следствия ввиду того, что в числе 326 человек, арестованных в Салтосарайской, Брылинской, Тебенякской, Мендерской волостях в связи с открытым выступлением населения на почве продовольственной разверстки, большинство женщин - матерей многочисленных семей. Тов[арищ] Рутке заявляет, что освобождение непричастных или примкнувших бессознательно к движению граждан может быть допустимо лишь тогда, когда будут допрошены все без исключения арестованные, на что требуется или время, или увеличение числа следователей.

П о с т а н о в и л и: В целях ускорения ведения следствия во времени и усиления следственного аппарата просить уком РКП о выделении по требованию Политбюро необходимого количества соответствующих назначению товарищей. А для ускорения вообще ликвидации дела просить губисполком о скорейшей присылке ревтрибунала и вынести пожелание, чтобы как следствие, так и разбор дела велись ускоренным темпом.

Председатель собрания Ершов Секретарь С. Вяткин Государственный архив Курганской области (ГАКО).

Ф. Р-635. Оп. 1. Д. 119. Л. 44-45 об. Подлинник. Машинопись.

468
3.

Доклад особого уполномоченного Плескова в Курганский уисполком о крестьянских волнениях в Башкирской волости в связи с вывозкой зернового хлеба

16 июля 1921 г.

Настоящим ставлю вас в известность, что сегодня, 16 июля с[его] г[ода], я с отрядом из Давыдовской волости прибыл в Башкирскую волость в 10 ч[асов] утра. На совещании с волисполкомом выяснилось, что ими уже сделан наряд на подводы и некоторое количество подвод уже отправлено в д[еревню] Воскресенку, где имеется хлеба в общем амбаре в количестве 1170 п[удов] и на руках граждан 2000 п[удов]. Для того, чтобы позондировать почву как отнесется население с [ела] Воскресенки к отправке хлеба, мною было обращено все внимание на это село и сделано подтверждение о погрузке и вывозке, к чему и было приступлено сельис-полкомом под наблюдением назначенных мною людей из отряда. Когда же подводы были поданы к амбару, то в это время собралась толпа и учинила препятствие к погрузке указанного хлеба. Сельисполкому под этим давлением пришлось прекратить погрузку и запереть амбар. После этого толпою был сбит замок и приступлено к расхищению зерна из амбара.

Предсельисполкомом было немедленно послано нарочным в волость извещение, но своевременно воспрепятствовать расхищению не могли, т[ак] к[ак] в связи с назревающими событиями в с[еле] Башкирском [мы] временно с отъездом в Воскресенское задержались, будучи задержаны толпою женщин, категорически предъявивших требование немедленно отпустить необходимое количество хлеба. После длинных переговоров с толпою мне удалось конфликт ликвидировать и развести толпу по домам. По ликвидации [волнений] прибыл сам председатель Воскресенского сельисполкома с извещением, что хлеб в его поселке расхищается и требуется немедленное присутствие реальной силы, дабы прекратить дальнейшее расхищение.

По ликвидации конфликта в Башкирском выяснилось, что кто-то руководит населением, кто-то его подталкивает на это и что здесь необходимо выяснить этих лиц и изъять. Сейчас еду с отрядом в Воскресенку с целью изъять оружие, розданное Союзом охотников сегодня, перед нашим приездом. Волость объявляем на военном положении. Настроение в районе напряженное и требует весьма осторожного отношения. Жду Вашего заключения. Подробнее следующим докладом.

Плесков

ГАКО.Ф. Р-635. Оп. 4. Д. 23. Л. 263-263 об.

Подлинник. Рукопись.

469
4.

Из протокола № 3 закрытого заседания Малого президиума Курганского уисполкома об освобождении членов семей повстанцев, взятых в качестве заложников в августе 1921 года

27 сентября 1921 г.

С л у ш а л и: 1) О заложниках, взятых по приказу уисполкома № 33 от 1 августа 1921 года из семейств бандитов.

П о с т а н о в и л и: Принимая во внимание, что результаты по приказу № 33 оказались сравнительно не соответствующими [желаемым], ибо в числе заложников оказалось много нетрудоспособных и большая часть из заложников - женщины, даже с грудными детьми, это, с одной стороны, а с другой - возвратившихся раскаявшимися из бандитских шаек крестьян оказался совсем малый процент, и поэтому, считая, что приказ № 33 или не понят по существу на местах, или в бандитах остались самые отъявленные разбойники, отрекшиеся от своих семей, и к ним никакие, ни гуманитарные, ни репрессивные меры воздействия не могут быть применяемы, постановили поручить политбюро, по мере возможности, отпускать заложников, в первую очередь, конечно, женщин и нетрудоспособных мужчин, и в последнюю - остальных.

Председатель Секретарь С. Вяткин ГАКО. Ф. Р-635. Оп. 4. Д. 23 а Л. 28.

Подлинник. Машинопись.

О пресечении церковной «антисоветской агитации»

5.

Донесение Тагильского Окружного отдела ОГПУ в Полномочное представительство ОГПУ по Уралу (г. Свердловск) о настоятеле

монашеского скита на Малом Октае Верхотурского района Свердловской области иеромонахе К. И. Мотове

17 февраля 1928 г.

№ 5614 Серия «К»

С осени прошлого года в Окружной отдел ОГПУ стали поступать отрывочные сведения о том, что около деревни Малый Октай верстах в 30 от Новой Ляли в глухом лесу есть монашеский скит, в котором живут не-

470

сколько человек монахов. Никаких подробных сведений по скиту: сколько монахов, что они делают, на какие средства живут и прочее, в Окружном отделе не было.

При поездке в районы в феврале месяце сего года скит был обследован начальником секретного отделения Окружного отдела. О результатах обследования подробно изложено в прилагаемых при сем рапорте и докладной записке1.

Руководитель — настоятель скита иеромонах Кельсий, на основании найденных при осмотре поминальников о «государях» на него возбуждено дело по 16-68-10 статьям Уголовного Кодекса2. В прошлом Кельсий уже имеет одну судимость: в 1925 г. вместе с другими руководителями Верхо-турского монастыря был судим за распространение контрреволюционного воззвания архиепископа Василия Смиренного из Сан-Франциско (72 статья Уголовного Кодекса старой редакции)3 и приговорен по этому делу к одному году содержания под стражей со строгой изоляцией.

Принимая во внимание, что арестом, а затем и высылкой Мотова Кельсия будет нанесен некоторый удар по монахам и монашкам, в большом количестве проживающим в Тагильском округе и являющимся наиболее активными и реакционно-настроенными староцерковниками, — просим санкционировать арест Мотова и привлечение его к ответственности по 16-68-10 статьям УК (через Коллегию ОГПУ).

Помощник начальника Окружного отдела ОГПУ Желтиков Начальник секретного отделения Зубрицкий ГААОСО.Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 24507. Л. 12-12 об.

Копия. Машинопись.

1 См. документы 6 и 7.
2 Так в тексте. Однако речь идет не о ст. 68 («Отказ от обязательной военной службы»), а о ст. 58 УК новой (1928 г.) редакции. В части «58.10» устанавливалось наказание за пропаганду или агитацию, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений, а равно за распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания. Старый (1922 г.) УК предполагал по этой статье высшую меру наказания. Упомянутая также в документе ст. 16 нового УК открывала в этом отношении широкий простор для толкования: «Если то или иное общественное действие прямо не предусмотрено настоящим Кодексом, то основания и пределы ответственности за него определяются применительно к тем статьям Кодекса, которые предусматривают наиболее сходные по роду преступления».
3 По ст. 72 УК 1922 г. «Изготовление, хранение с целью распространения и распространение агитационной литературы контрреволюционного характера» полагалось лишение свободы сроком не ниже года.
471
6.

Рапорт начальника секретного отдела Тагильского окружного отдела ОГПУ начальнику отдела об осмотре монашеского скита на Малом Актае

11 февраля 1928 г.

Верхотурского р[айо]на Нижнее-Тагильского округа Уральской области

При осмотре скита на Малом Октае (Верхотурский район) было выяснено, что скит существует самочинно, нигде не зарегистрирован, на церкву арендного договора с районным исполнительным комитетом нет, церковное имущество нигде не учтено. На основании всего этого во избежании того, чтобы после нашего отъезда монахи не растащили имущество, я и товарищ Решетников приступили к описи имущества, которое и сдано монахам под расписку на хранение. (В настоящее время районный исполнительный комитет высылает своего представителя для детальной описи имущества.)

При производстве описи на аналое у престола в алтаре найден прилагаемый при сем помянник, где рукою настоятеля скита иеромонаха Кельсия Мотова записана на поминовение вся бывшая царская семья и вообще все «благочестивейшия государи и государыни и пр.». По объяснению Мотова это им написано месяц-два назад, причем он говорит, что во время богослужения он о «государях» не читает. Объяснение это Мото-ва неправдоподобно, потому что, как он и сам говорит, он по этому по-мяннику читает за богослужением каждый день и, следовательно, читает и о «государях».

Приезд наш совпал с богослужением в церкви, и мы с товарищем Решетниковым наблюдали, как Мотов во время чтения помянника останавливался и читал про себя что-то. Очевидно, это и были места помянни-ка о государях. Чтение про себя объясняется тем, что в церкви были мы, а при нас Мотов, конечно, не стал читать того, что не полагается.

При дальнейшем осмотре церкви был найден еще один такой по-мянник. Считая, что чтение в церкви такого помянника есть самая настоящая черносотенная, монархическая агитация, я Мотова арестовал и направляю его на Ваше распоряжение.

Начальник секретного отделения Зубрицкий

Подпись

Государственный архив административных органов Свердловской обл. (ГААОСО). Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 24507. Л. 3-3 об. Подлинник. Рукопись.

472
7.

Докладная записка начальника секретного отделения Нижнее-Тагильского окружного отдела ОГПУ начальнику отдела об обследовании скита на Малом Актае

12 февраля 1928 г.

При обследовании скита на Малом Октае было выяснено следующее.

Скит находится в 4 верстах от деревни Малый Октай. Считают, что от Новой Ляли до скита 25-32 версты и от Верхотурья 20-25 верст. В скиту живут 8-10 монахов, во главе которых стоит настоятель иеромонах Кельсий Мотов. Все помещения скита состоят из 2-х небольших домов в 90 квадратных аршин; баня, барак (где тоже живут монахи, помещается кухня) в 64 квадратных аршина. Амбар в 84 квадратных аршина, конюшня в 64 квадратных аршина, небольшая деревянная церковь и землянка, в которой живет слепой монах.

Арендный договор с районным исполнительным комитетом заключен на 2 дома, барак, баню, амбар и конюшню. На церковь и землянку договора нет. Причем характерно то обстоятельство, что договор заключен не на общину, а на Огородникова М.М., которого с сентября 1927 г. в скиту нет, а он живет в селе Грязновском Шадринского или Свердловского округа. Вообще, как община скит нигде не фигурирует, нигде как община не известен, и существует, поэтому, нелегально. Арендная плата за помещение установлена в 8 руб. в месяц. Помимо этого монахи еще платят: за страховку 4 руб. 68 коп. в год, за лошадь 1 руб. 60 коп., за коров 40 коп. и окладное страхование 3 руб. 07 коп. в год. Больше никаких платежей не производится.

Хозяйство скита состоит из одной лошади и двух коров, пахотной земли не имеют, сено косят, где придется. Средствами к существованию являются: служба в церкви (приходят богомольцы), требы окрестному населению, продажа кадок, туесов и, главным образом, той помощью материальной, которую оказывают скиту монахи, находящиеся на приходах. В разговоре со мной и Кельсий, и остальные монахи прямо говорят, что каждый монах, попадающий в приход, считает своей обязанностью помогать.

История скита такова. Скит был основан двумя старцами в 90 [-х] годах прошлого столетия. После к ним пришло еще несколько человек. Около 1910 г. скит перешел в ведение Верхотурского мужского монастыря. В годы революции до 1925 г. скита как такового не существовало, и только в 1925 г. после разгона Верхотурского монастыря в скит собрались

473
8-10 монахов, которые и живут теперь тут. Таким образом, скит как община, существует с 1925 г., и до сих пор нигде зарегистрирован не был.

Еще до приезда в скит у меня были непроверенные сведения о том, <что> скит является своего рода распределительным пунктом для всех монахов, которые, проходя через скит, получали назначение отправляться в определенное место. В последующей беседе с Кельсием Мотовым эти сведения рядом косвенных фактов подтвердились. Так, Кельсий говорит, что действительно через скит изредка проходят монахи и монашки, проживут один-два дня, помолятся и идут дальше. Куда именно они идут, Мотов говорит, что не знает, но говорит это так уклончиво, сбивчиво, что сразу видно, что человек знает, но не хочет говорить.

Кроме того, когда я показал Кельсию список всех монахов Верхо-турского монастыря (около 150 человек), он мне рассказал (за единичными случаями), где они в настоящий момент находятся и чем занимаются. Отсюда вполне естественно возникает вопрос - откуда человек, живущий в глуши, может знать все подробности жизни каждого из 150 монахов Верхотурского монастыря? Несомненно, он также хорошо знает о судьбе и монахов Далматовского монастыря и других монастырей (мужских и женских) Уральской области. Чтобы убедиться в этом, стоит только заглянуть в помянник, который Вам направляется вместе с Кельсием. В этом помян-нике «о здравии» и «о упокоении» поминается сотни имен монахов и монашек.

Разговаривая с Кельсием относительно существования их скита, я выяснил, что все церковное имущество, находящееся в скиту, нигде не зарегистрировано и монахи считают его своим. Во избежании того, чтобы после нашего отъезда монахи не растащили имущество, я с товарищем Решетниковым приступил к описи этого имущества. За неимением времени полностью все переписать мы не могли, но все самое ценное записали и сдали под расписку монахам. По приезде в Верхотурье я по этому вопросу имел беседу с председателем районного исполнительного комитета товарищем Цеповым, который и дал административной части районного исполнительного комитета распоряжение выехать в скит и произвести полную опись всего имущества. Для описи выезжает начальник административной части с помощником, причем все церковное имущество они забирают с собой и привозят в Верхотурье.

Так как община нигде не зарегистрирована и в течение трех лет существовала самочинным порядком, начальник административной части церковь прикроет и припечатает. Окончательное решение вопроса будет зависеть от нас. Председатель районного исполнительного комитета Цепов 11 февраля выехал в Тагил на совещание при Окружном исполнительном комитете, и было бы хорошо сразу с ним решить этот вопрос.

474

При описи имущества в церкви найден помянник, в котором записано о поминовении всей бывшей царской фамилии и пр. Поэтому Мотов арестован и с материалами направлен в Ваше распоряжение.

Мое мнение по поводу дальнейшаго существования скита таково. Скит разогнать, церковь прикрыть и сдать ее только обновленцам1 (о чем мною верхотурские обновленцы уже проинструктированы). Церковное имущество из скита забрать и передать в Верхотурье обновленцам (а если можно, то и продать). Основанием к разгону могут служить причины: община и церковь не зарегистрированы, и дело Кельсия.

К делу по этой общине можно притянуть и староцерковнического благочинного в Новой Ляле Кенсорина Шастина, который, как благочинный, не мог не знать о том, что скит нигде не был зарегистрирован, а он считал его (скит) в своем благочинии и посылал ему все церковные распоряжения.

Зубрицкий

ГААОСО.Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 24507. Л. 7-8.

Подлинник. Рукопись.

8.

Постановление Тагильского окружного отдела ОГПУ о привлечении иеромонаха К. И. Мотова в качестве обвиняемого

28 февраля 1928 г
1928 г. февраля 28 дня. Я, Помощник Уполномоченного секретного отделения Тагильского окружного отдела ОГПУ Калинин, рассмотрев следственное дело № 29 по обвинению настоятеля церкви пустыни Малый Октай иеромонаха Мотова Кельсия Ивановича в деяних, предусмотренных 58-10 статьей Уголовного кодекса,

Нашел:

Произведенным предварительным следствием устанавливается, что иеромонах Кельсий Мотов, являясь настоятелем церкви пустыни Малый Октай, при богослужениях производил поминовение расстрелянных членов бывшей царской семьи, святых патриархов православных, благочестивых государей императоров, императриц, царей, цариц, князей, княгинь, княжен и тому подобное.

Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь 128 статьей Уголовно-процессуального Кодекса,

1 «Обновленчество» - движение в Русской православной церкви, декларировавшее демократизацию управления и модернизацию богослужения. Обновленцы были противниками патриарха Тихона, избранного 4 декабря 1917 г.
475

Постановил:

Иеромонаха Мотова Кельсия Ивановича, 53 лет, происходящего из семьи купца второй гильдии завода Палевского Свердловского округа, семейное положение - холост, образование низшее, беспартийный, в 1925 г. привлекался к ответственности за распространение антисоветской литературы, и приговоренного Уральским обл[астным] судом к 6-месячному заключению и лишению права проживания в Тагильском округе в течение одного года, - привлечь по сему делу в качестве обвиняемого, предъявив ему обвинение в том, что, производя при богослужении поминовение членов бывшей царской семьи, патриархов, государей, царей и им подобных, открыто проявлял антисоветскую демонстрацию, т.е. в совершении преступления, предусмотренного 58-10 статьей Уголовного кодекса.

Помощник уполномоченного секретного отделения В. Калинин Согласен: начальник секретного отделения Зубрицкий.

Утверждаю: помощник начальника Окружного отдела ОГПУ Желтиков.

1928 года февраля 28 дня настоящее постановление мне прочитано и изложенные в нем обвинения по 58-10 статье Уголовного кодекса предъявлены, в чем и расписуюсь. Иеромонах Кельсий Мотов.

ГААОСО.Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 24507. Д. 16.

Подлинник. Машинопись.

9.

Из протокола допроса обвиняемого К. И. Мотова

10 марта 1928 г.

Показания по существу дела. В марте 1927 г. я поехал в Малый Ок-тай повидать своих знакомых монахов, которые там жили с 1925 г. после момента ликвидации Верхотурского монастыря. Проживало там монахов девять человек, во главе их состоял иеромонах Маврикий Огородников (в качестве настоятеля). Как религиозная община и церковь зарегистрированы не были, пользовались арендными правами на постройки - за что платили 6 руб. 33 коп. в месяц. После ухода Маврикия настоятелем этого монастыря являлся я, мер к регистрации нашей общины я никаких также не принимал.

После моего приезда обедни происходили каждый день - молящиеся приходили преимущественно в праздники из близлежащих сел. Доходы от церкви были, но маленькие.

На богослужении я поминал членов царской семьи (Николая II, Александра и все семейства и великих князей). Политическим преступле476

нием я это не считаю. На политические темы я ни о чем я не разговаривал, газет никогда не читал. Больше показать ничего не могу.

Кельсий Мотов Допрашивал Розов ГААОСО.Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 24507. Л. 33-33 об.

Подлинник. Рукопись.

«Неужели у нас в Советском Союзе нет хлеба?»

10.

Из докладной записки начальника Шадринского РО НКВД младшего лейтенанта госбезопасности Леготина начальнику 3-го экономического отдела УНКВД капитану госбезопасности Голубеву о состоянии хлебной торговли в Шадринском районе Челябинской области

По состоянию на 23 января 1940 г.

Особая папка

Положение с хлебной торговлей в Шадринском районе ни в какой степени не улучшается, а, наоборот, ухудшается. На почве недостатка хлеба в городе возникают серьезные антисоветские настроения, доходящие до угроз убийства по адресу руководителей партийных и советских организаций и разгрома этих организаций. Недостаток хлеба в городе ощущается самым серьезным образом: если в декабре месяце [1939 г.] на город Обл-торготдел дал хлеба 370 тонн, то на январь месяц отпустили 265 тонн.

Вследствие недостатка хлеба в городе это создает озлобление и антисоветские настроения: рабочий комбината «Союзплодовощ» Блюде-нов Г.Я. в присутствии рабочих Луина Т.П., Агеева П.С. по вопросу хлебной торговли говорил: «Я с 11 января на 12 января с вечера простоял в очереди за хлебом до 10 часов утра и ничего не достал. Исправится ли это дело? Черт его знает!» Агеев ему на это ответил: «Да, плохо ожидать улучшения, ведь вы видите - не только киоски закрыли, а и в столовых ни черта нет, ничего не поешь».

Машинистка Шадринского нарсуда Морозова систематически высказывает свое недовольство недостатком хлеба. Так, она в присутствии ряда сотрудников говорила: «Возмутительное безобразие с хлебом. С 11 часов ночи приходится стоять в очереди за хлебом, мерзнуть и часто стоишь понапрасну, не доставши хлеба, уходишь голодной домой и голодной на работу. В общем, дожили, как говорится, до хорошей жизни».

477
18 января 1940 г. ночью около РК ВКП (б), где находится хлебный магазин, собралась очередь человек около 500. Гражданка Потысьева Александра Александровна, жена финансиста Рай[онного]Ф[ин]О[тдела], говорила: «Нам не так надо действовать, надо организованно собраться мужчинам и женщинам и пойти в Райком ВКП (б) и организованно потребовать хлеба, тогда они будут беспокоиться и прибавят хлеба».
20 января 1940 г. получено анонимное письмо, в котором говорится: «Наверное, вы видите, что делается у магазинов, сколько рабочих ходит в очередь за несчастными двумя килограммами хлеба, теряют свое здоровье, стоят на холоде с 9 часов вечера до 8 часов утра. Неужели у нас в Советском Союзе нет хлеба? Это, по-моему, неверно. Можно прямо выразиться, что у нас есть враги народа, и они тормозят это дело. Меня берут защищать СССР, я пойду защищать, но моя семья остается дома голодом сдыхать, я защищать границу так не буду, а изменю. По-моему, надо выкорчевывать врагов СССР и в кратчайший срок изжить очереди за хлебом».

Для разрядки создающегося положения в связи с очередями, доходящими численностью до 1000 человек, необходимо дополнительно подбросить хлеба. Нами приняты меры к изъятию спекулятивного элемента. Прошу Ваших указаний.

Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО).

Ф. П-288. Оп. 3. Д. 506. Л. 199-201. Копия.

11.

Из спецзаписки заместителя начальника Курганского РО НКВД младшего лейтенанта госбезопасности Вострухина начальнику 3-го экономического отдела УНКВД капитану госбезопасности Голубеву о хлебной торговле в Курганском районе Челябинской области

По состоянию на 26 января 1940 г.

Особая папка

В декабре месяце 1939 г. на колхозный рынок города Кургана значительно сократился подвоз хлебных продуктов: муки, зерна, круп и пр., а в январе м[еся]це 1940 г. подвоза на рынок колхозниками зерна и муки совершенно нет. Наряду с этим значительно урезаны наряды фондов по линии Райторготдела на реализацию через магазины для населения печеного хлеба и муки в розницу.

В связи с сокращением подвоза на рынок с[ельско]-хоз[яйственных] продуктов, а также продажи печеного хлеба и муки в розницу через мага-

478

зины Челябторга, появилась среди населения паника, погоня за запасом, образовались у магазинов и столовых большие очереди. Наблюдается недовольство, нездоровые настроения и антисоветские выкрики. Особенно используют такое положение для агитации лица, враждебно настроенные против Советской власти.

Ведут агитацию не только в очередях, но и на производстве. 25 января с[его] г[ода] в караульном помещении ВОХ Машзавода рабочий Бух-ряков Петр Иванович в присутствии др[угих] рабочих говорил: «Хлеба в Кургане нет, население мрет с голоду. Такое положение создали коммунисты-шкурники, они сыты». Обращаясь к Васильеву, который получил извещение о явке в военкомат, говорил: «Что, браток, в армию берут? Это очень плохо, плохие дела затеяла Советская власть. Вот у меня сын уже три года служит в РККА. Что он защищает? Что мы хорошего видим? Живем, мучаемся, а тут еще хлеба не стало».

Аналогичных фактов можно привести много, т[ак] к[ак] антисоветский элемент такую обстановку при всяком удобном случае использует в своих контрреволюционных целях.

Директор мясокомбината Рошал, чл[ен] ВКП (б), написал официально в РО НКВД, просит оказать содействие в снабжении хлебом рабочих, мотивируя угрозой срыва производства. Он пишет: «Всего работающих на Мясокомбинате 1276 человек, ежесуточная потребность 600 кг хлеба для столовой, Райторготдел отпускает 300 кг, в хлебные ларьки хлеб совершенно не поступает, а поэтому в столовую приходят обедать рабочие с семьями, но при таком количестве хлеба столовая не обеспечивает потребность. Создаются очереди, раздаются выкрики антисоветского характера. Рабочий Костромин Арсентий на производственном совещании заявил: «С нас требуют работы, мы голодаем без хлеба. Обеспечьте хлебом, а потом спрашивайте работу».

Анализируя причину создавшегося тяжелого положения в районе с хлебной торговлей, установили: с наступлением холодной погоды и образованием снежных заносов на колхозный рынок подвоз с[ельско]-х[озяйственных] продуктов сократился. Выброска печеного хлеба для продажи не удовлетворила полностью население, появились очереди. Антисоветский элемент повел агитацию, что началась война, что хлеба не будет, создал панику, возникла погоня за заготовкой запаса хлеба на продолжительное время. Начались поездки из города в села на лошадях и машинах по закупу хлеба, встречи колхозников за городом, везущих хлеб на рынок, и скупка целыми возами, вздутие цен, а именно: в сентябре м[еся]це 1939 г. пуд муки на рынке стоил 15 руб., в данное время 50-60 руб. Колхозники совершенно прекратили продажу хлеба.

Массово-разъяснительной работы среди населения со стороны профсоюзных организаций предприятий, а также и в колхозах нет. Район479

ные организации — РК ВКП (б) и Райисполком — по этому вопросу тоже никакой работы не проводили, в прокуратуре не

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты