Спросить
Войти

К вопросу о влиянии географических факторов на формирование менталитета русского народа

Автор: указан в статье

тельно очень многослойным, остается подверженным разнообразным изменениям — видимо, в силу общего развития гуманитаристики, — и поэтому принятие таких перемен, попытки авторов создавать произведения, отвечающие уже другим требованиям, оказывается исторически обусловленным фактом.

Библиографический список

1. Смирнов А.Ф. Н.М. Карамзин. — М., 2006.— С. 56.
2. Демин В.Н. Бакунин. — М., 2006. — С. 33.
3. Там же. — С. 131.
4. Сагалаев А.М., Крюков В.М. Потанин — последний энциклопедист Сибири. — М., 2006. — С. 5.
5. Репина Л.П. Что такое интеллектуальная история? // Диалог со временем. — Вып. 1. — М., 1999. — С. 11.
6. Сагалаев А.М., Крюков В.М. Потанин — последний энциклопедист Сибири. — М., 2006. — С. 21.
7. Там же. — С. 49.
8. Там же. — С. 59.
9. Там же. — С. 114.
10. Дубровский А.Н. С.В. Бахрушин // Портреты историков. Время и судьбы». Т. 2. — М., 2000. — С. 193.
11. Там же. - С. 192.
12. Авдусин Д.А. А.В. Арциховский // Портреты историков. Время и судьбы». Т. 2. — М., 2000. — С. 78 — 85.
13. Рыбаков С.В. В.Н. Татищев в зеркале русской историографии // Вопросы истории. — 2007. — № 4. — С. 161 — 168.
14. Там же. — С. 164.
15. Багдасарян В.Э. Николай Иванович Ульянов // История и историки. — М., 2001. — С. 211 — 228.
16. Там же. — С. 212.
17. Там же. - С. 217.
18. Игнатьев А.В. Александр Давидович Малявский // История и историки. — М., 2001. — С. 290.
19. Репина Л.П. Интеллектуальная история на рубеже XX — XXI веков // Новая и новейшая история. — М., 2006. — №1. — С. 18.

ПЕТРИНА Анастасия Борисовна, соискатель по кафедре современной отечественной истории, историографии и источниковедения Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, старший инспектор отдела воспитательной работы Омской академии МВД России.

644092, г. Омск, просп. Комарова,7

Статья поступила в редакцию 03.02.2009 г.

© А. Б. Петрина

УДК 930.1 : 9И.2 и. е. ПЕСТРИКОВА

Омский государственный технический университет

К ВОПРОСУ о влиянии

ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ МЕНТАЛИТЕТА РУССКОГО НАРОДА

В статье предлагается анализ подходов отечественных ученых к изучению вопроса влияния географических факторов на формирование особенностей национального менталитета русских.

Перечитывая строки книги Н. А. Бердяева «Судьба России», написанные еще в 1918 году, понимаешь, что за 90 прошедших лет русская душа была и остается загадкой и не поддается понимаю историков, философов, психологов, политологов, которые пытаются объяснить ход истории и спрогнозировать будущее нашего государства. «Русская национальная мысль чувствует потребность и долг разгадать загадку России, понять идею России, определить ее задачу и место в мире. Все чувствуют в нынешний мировой день, что Россия стоит перед великими мировыми задачами. Но это глубокое чувство сопровождается сознанием неопределенности этих задач. С давних времен было предчувствие, что Россия предназначена к чему-то великому, что Россия — особенная страна, не похожая ни на какую страну мира...» [1]. Разве не актуальны эти слова и сейчас? И как же обидно и горько сегодня, в новом тысячелетии, перечитывать призыв Н. А. Бердяева — «Исторический период власти пространств над душой русского народа кончается. Рус-

ский народ вступает в новый исторический период, когда он должен стать господином своих земель и творцом своей судьбы» [2].

Особенно обострились поиски национальной идеи в настоящее время. Сегодня они во многом сопрягаются с необходимостью изучения национального менталитета русских, составляющих большинство жителей Российской Федерации. Изучение исторического опыта зарождения и становления русского этноса, его национальных психологических особенностей поможет, по нашему мнению, сформулировать национальную идею и определить стратегию развития Российского государства.

В отечественной науке на ранней стадии изучения феномена «менталитет» в научных трудах этот термин заменялся такими синонимами, как «национальный характер», «национальная душа», «национальное сознание». Традиции изучения русского национального характера были заложены еще историками России XIX в. Н. М. Карамзиным, С. М. Соловьевым,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

В. О. Ключевским. Например, в работах В. О. Ключевского введены такие характеристики русского народа, как чувство народного единства или «общеземское чувство», как любовное чувство к «старому Киеву с его князьями и богатырями, с его св. Софией и Печерской лаврой» в отличие от чувств к Москве, которую «народ немножко уважал и побаивался, но не любил искренно», или к Петербургу, которого «он не любил, не уважал и даже не боялся» [3]. В этой связи важнейшим узловым компонентом выступает понятие «менталитет».

Каждая личность является неповторимой, незаменимой, своеобразной и единственной в мире. Это нельзя не понимать. В силу природно-климатических (географических), исторических, территориальных и других факторов, каждая нация (этнос, этническая общность, территориальное образование) имеет определенные особенности, характерные только для нее. В этом случае русские не являются исключением, а скорее наоборот — их характер, отличительные черты, образ жизни, логика, смешавшие в себе много кровей, не встречаются ни в одном другом народе. Хотя, нельзя отрицать, что отдельные черты обнаруживаются у некоторых народов, но везде они имеют свою специфику и неповторимость.

Какие же факторы формировали с древних времен менталитет русских? Российские философы, историки, писатели и поэты давно высказывают мнение о том, что природно-климатические условия страны, национальная культура и национальный характер, нравственно-духовный облик, государственное устройство тесно взаимосвязаны друг с другом. Географическая среда глубоко взаимосвязана с человечеством. Человек, как биологический объект, является неотъемлемой частью природы (географической среды). Его характер, привычки и язык складывались под воздействием биологических механизмов адаптации к окружающим условиям среды обитания на протяжении тысячелетий, что в свою очередь отразилось на его культуре, социальнобытовом укладе, совокупности сфер его деятельности. Сегодня с уверенностью можно сказать, что свое влияние природная среда оказала на образ мышления и общую духовную настроенность человека, или на его менталитет.

Зарождение и расселение человека и его первичных сообществ (племен, этносов, расс, наций) проходило на уплощенных, протяженных и пониженных частях земной поверхности (равнины, низменности, котловины), которые выступали как наиболее благоприятные места для развития ландшафтно-биогенной среды и являлись естественными границами природно-территориальных комплексов, экосистем и биоценозов. Горные сооружения и водоразделы образуют орографический каркас земной поверхности и предстают в качестве природных барьеров, препятствующих распространению растительности, миграции животных и человека, и тем самым определяют специфику и продуктивность оконтуренных ими экосистем, а также нередко служат административногосударственными границами. Наоборот, речные долины выступают как основные пути распространения растительности и миграции животных и человека, обеспечивают тесные связи между отдельными территориями ландшафтно-биогенной среды и ее функционирование как единого целого, а также служат как административно-государственными границами, так и транспортными артериями, издревле обеспечивающими единство социума. Таким образом, в рамках определенных географических условий

(географическое положение, климат, ландшафт) формируются интегральные общественно-природные системы, в пределах которых органично взаимодействуют, соразвиваются и обуславливают друг друга географические, социально-экономические, духовнокультурные, этнопсихологические составляющие.

О влиянии природно-климатических (географических) условий на национальный характер в своей работе «История государства Российского» Н. М. Карамзин отметил следующее: «Не только в степенях гражданского образования, в обычаях и нравах, в душевных силах и способности ума, но и в самых телесных свойствах видим такое различие между народами, что остроумнейший Писатель XVIII века, Вольтер, не хотел верить их общему происхождению от единого корня или племени. Другие, конечно, справедливее и сообразнее с нашими священными преданиями, изъясняют сие несходство действием разных климатов и естественных, невольных привычек, которые от оного рождаются в людях»[4].

С. М. Соловьев в труде «История России с древнейших времен» сравнивает влияние «роскошной» и «скупой» природы на национальный характер — «.природа страны имеет важное значение в истории по тому влиянию, какое оказывает она на характер народный. Природа роскошная, с лихвою вознаграждающая и слабый труд человека, усыпляет деятельность последнего как телесную, так и умственную. Пробужденный раз вспышкою страсти, он может оказать чудеса, особенно в подвигах силы физической, но такое напряжение сил не бывает продолжительно. Природа, более скупая на свои дары, требующая постоянного и нелегкого труда со стороны человека, держит последнего всегда в возбужденном состоянии: его деятельность не порывиста, но постоянна; постоянно работает он умом, неуклонно стремится к своей цели. Все сказанное прилагается в известной мере к историческому различию в характере южного и северного народонаселения Руси» [5].

В. О. Ключевский отводит исключительную роль природе, формирующей национальный менталитет, в исторической судьбе человечества — «Несомненно то, что человек поминутно и попеременно то приспособляется к окружающей его природе, к её силам и способам действия, то их приспособляет к себе самому, к своим потребностям, от которых не может или не хочет отказаться, и на этой двусторонней борьбе с самим собой и с природой вырабатывает свою сообразительность и свой характер, энергию, понятия, чувства и стремления, а частью и свои отношения к другим людям. И чем более природа даёт возбуждения и пищи этим способностям человека, чем шире раскрывает она его внутренние силы, тем её влияние на историю окружаемого ею населения должно быть признано более сильным, хотя бы это влияние природы сказывалось в деятельности человека, ею возбуждённой и обращенной на её же самоё. Законами жизни физической природе отведена своя сфера влияния в исторической судьбе человечества и не все стороны его деятельности в одинаковой мере подчинены её действию» [6].

И. А. Ильин в своем творческом наследии «О грядущей России» обращает наше внимание на то, что именно «природа влияет на характер людей, на продовольствие страны, на ее промышленность; она определяет ее географические и стратегические границы, ее оборону, характер и обилие ее войн» [7].

Расширение российских земель к северу, востоку и югу до естественных природных границ географически и исторически привело к формированию

огромных пространств нашего государства, что в свою очередь во многом определило своеобразие и особенности его развития. Подтверждение этому мы находим в работах историков, стоявших у истоков российской историографии, и представителей русской философской мысли. «Географическое положение России было таково, что русский народ принужден был к образованию огромного государства. На русских равнинах должен был образоваться великий Восток-Запад, объединенное и организованное государственное целое. Огромные пространства легко давались русскому народу, но не легко давалась ему организация этих пространств в величайшее в мире государство, поддерживание и охранение порядка в нем. На это ушла большая часть сил русского народа. Размеры русского государства ставили русскому народу почти непосильные задачи, держали русский народ в непомерном напряжении. И в огромном деле сознания и охранения своего государства русский народ истощал свои силы. Русская душа подавлена необъятными русскими полями и необъятными русскими снегами, она утопает и растворяется в этой необъятности» — пишет Н. А. Бердяев [8]. Он говорит о том, что необъятные русские пространства находятся внутри русской души и имеют над ней огромную власть. В связи с этим он выделяет целый ряд русских качеств и русских недостатков: русская лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности.

Особенно на менталитете русского народа сильно отразилась суровость нашего климата. Проживая на территории, где зима длится около полугода, русские выработали в себе огромную силу воли, упорство в борьбе за выживание в условиях холодного климата. Низкая температура в течение большой части года повлияла на темперамент нации. Русские более меланхоличны, медлительны, чем, например, западноевропейские жители. Им приходится сохранять и аккумулировать свою энергию, необходимую для борьбы с холодом.

Суровые российские зимы оказали сильное влияние на традиции русского гостеприимства. Отказать путнику в крове зимой в наших условиях означает обречь его на холодную смерть. Поэтому гостеприимство воспринималось русскими людьми не иначе как сама собою разумеющаяся обязанность — «Столь же единогласно хвалят летописи общее гостеприимство Славян, редкое в других землях и доныне весьма обыкновенное во всех Славянских: так следы древних обычаев сохраняются в течение многих веков, и самое отдаленное потомство наследует нравы своих предков. Всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с ласкою, угощали с радостию, провожали с благословением и сдавали друг другу на руки» [9].

Суровость и скупость природы научили русского человека быть терпеливым и послушным, но еще большее значение имела упорная, непрерывная борьба с суровой природой. Русским издревле наряду с земледелием приходилось заниматься и всякого рода ремеслами. Этим объясняется практическая направленность их ума, ловкость и рациональность. Рационализм, расчетливый и прагматичный подход к жизни не всегда помогает великороссу, так как своенравие климата порой обманывает самые скромные ожидания. И, привыкнув к этим обманам, наш человек предпочитает очертя голову, самое, что ни на есть, безнадежное решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эту наклонность дразнить счастье, играть в удачу В. О. Ключевский назвал «великорусским авосем».

Жить в таких непредсказуемых условиях, когда результат труда зависит от капризов природы, можно только с неисчерпаемым оптимизмом. Сравнивая действие разных климатов на менталитет народа, Н. М. Карамзин отмечает — «Климат умеренный, не жаркий, даже холодный, способствует долголетию, как замечают Медики, благоприятствует и крепости состава и действию сил телесных. Презирая непогоды, свойственные климату северному, они сносили голод и всякую нужду; питались самою грубою, сырою пищею; удивляли Греков своею быстротою; с чрезвычайною легкостию всходили на крутизны, спускались в расселины; смело бросались в опасные болота и в глубокие реки» [10]. Храбрость, мужество и смелость он причисляет также к «природным свойствам» славян — «Славяне Дунайские, оставив свое древнее отечество на Севере, в VI веке доказали Греции, что храбрость была их природным свойством и что она с малою опытностию торжествует над искусством долголетным. Следуя не общему велению, не единой мысли начальника, а внушению своей особенной, личной смелости и мужества; не зная благоразумной осторожности, которая предвидит опасность и бережет людей, но бросаясь прямо в средину врагов» [11]. А вот как, например, Н. М. Карамзин говорит о «природном» спокойствии, добродушии и великодушии — «Сии люди, на войне жестокие, оставляя в Греческих владениях долговременную память ужасов ее, возвращались домой с одним своим природным добродушием. Современный Историк говорит, что они не знали ни лукавства, ни злости; хранили древнюю простоту нравов, не известную тогдашним Грекам; обходились с пленными дружелюбно и назначали всегда срок для их рабства, отдавая им на волю или выкупить себя и возвратиться в отечество, или жить с ними в свободе и братстве» [12].

Прекрасная русская природа и равнинность российских ландшафтов приучили народ к созерцанию. По мнению В. О. Ключевского, «.в созерцании наша жизнь, наше искусство, наша вера. но от чрезмерной созерцательности души становятся мечтательными, ленивыми, безвольными, нетрудолюбивыми.». Осмотрительность, наблюдательность, вдумчивость, сосредоточенность и созерцательность — это те качества, которые были воспитаны в русской душе российскими ландшафтами.

На основании всего вышеизложенного можно выделить следующие черты русского национального характера, обусловленные обширностью территории (географическим положением), суровым климатом и российскими ландшафтами и представить в виде следующей схемы их взаимообусловленность (рис.).

Существующие факты говорят о том, что Российское государство и российский этнос были исторически, географически и психологически «запрограммированы» на противостояние жесточайшему нажиму извне. Российский этнос зародился в центре Евразии, на равнине, не защищенной с запада и востока ни морями, ни горами и доступной для военных вторжений, как из Восточной Азии, так и из Западной Европы. Единственный способ сохранить в таких условиях самостоятельность — занять большую по протяженности территорию с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в которой увязали бы любые вражеские армии, а это, в свою очередь, и определило особенности национального менталитета.

Необозримые просторы России, огромные расстояния, суровый климат, бездорожье и связанные с этим пространственная изоляция, удаленность и оторван-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

ность российских регионов и поселений от центра, друг от друга и от других государств (особенно в центре и на востоке) обусловили их изначальную близость к природе и замедленное, нередко застойное экстенсивное социально-экономическое развитие, определявшееся богатыми природными ресурсами и естественной сменой поколений. Эти же факторы, включая сверхцентрализованную государственность, а также существенную хозяйственную и культурную изоляцию России во многом обусловили самобытность российского народа и определили многие специфические (как положительные, так и отрицательные) черты русского национального характера.

Природа для всех народов выступает, прежде всего, как окружающая их наземная географическая среда и воспринимается преимущественно как привычные и знакомые с детства равнинные, горные, приморские и т.п. пейзажи и ландшафты, под влиянием которых и формируется их мироощущение.

Таким образом, еще на заре становления отечественной историографии отечественными учеными было подмечено, что наши древние предки, приспосабливаясь к природным условиям, формировали особый тип национальной психологии (национальный менталитет), они установили зависимость менталитета русского народа от природно-климатических (географических) факторов, определив черты национального характера, обусловленные этими факторами.

Библиографический список

1. Бердяев Н.А. Судьба России. Кризис искусства. — М. : Канон + , 2004. - С. 12.
2. Бердяев Н.А. Судьба России. Кризис искусства. — М. : Канон + , 2004. — С. 79.
3. В.О. Ключевский. Сочинения : Т. I. Курс русской истории. Ч. 1. — М., 1956. — С. 203 — 205.
4. Н.М. Карамзин. История государства Российского : в 3 кн. Кн. I. В 4 т. Т.1. — М. : Книга, 1988. — С. 33.
5. Там же. С. 73.
6. Ключевский В.О. Сочинения : в 9 т. Т.1. Курс русской истории. Ч.1. — М. : Мысль, 1987. — С. 78 — 79.
7. Ильин И.А. О грядущей России : избранные статьи / под ред. Н.П. Полторацкого. — М., 1993. — С. 27.
8. Бердяев Н.А. Судьба России. Кризис искусства. — М. : Канон + , 2004. — С. 73.
9. Н.М. Карамзин. История государства Российского : в 3 кн. Кн.1. В 4 т. Т.1. — М. : Книга, 1988. — С. 36.
10. Там же. С. 33.
11. Там же. С. 34.
12. Там же. С. 35 — 36.

ПЕСТРИКОВА Ирина Евгеньевна, аспирантка кафедры отечественной истории, документовед ученого совета.

E-mail: pik9@vandex.ru

Статья поступила в редакцию 13.03.2009 г.

© И. Е. Пестрикова

Книжная полка

Голиков, А. Г. Архивоведение отечественной истории [Текст] : учеб. пособие для вузов по специальности «История» / А. Г. Голиков. — М. : Академия, 2008. — 172, [1] с. — (Высшее профессиональное образование). — Библиогр.: с. 170—171. — ISBN 978-5-7695-5426-1.

В учебном пособии прослежена история формирования документальных собраний отечественных архивов, рассмотрены состав и организация Архивного фонда РФ. На конкретных примерах показаны приемы рационального поиска хранящихся в архивах документов.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты