Спросить
Войти

А. В. Шестаков и его место в становлении школьного исторического образования в СССР в 20-30-х гг

Автор: указан в статье

Берегиня^777*Сова, 2016, № 1 (28)

УДК 373.51+947 ББК 74.266.31

А.В. ШЕСТАКОВ И ЕГО МЕСТО В СТАНОВЛЕНИИ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР В 20-30-Х ГГ.

Гришаев Олег Викторович, кандидат исторических наук, зав. кафедрой новейшей отечественной истории, историографии и документоведения, проректор по воспитательной и

социальной работе Воронежский государственный университет Желтов Максим Юрьевич, магистр 1 курса исторического факультета Воронежский государственный университет

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос о первом советском учебнике по истории СССР и его месте в развитии исторической науки.

A.V. SHESTAKOV AND HIS PLACE AT THE FORMATION HISTORICAL SCHOOL EDUCATION IN USSR B IN 20TH AND 30TH YEARS.

Grishaev O.V., Candidate of Historical Sciences. Head of the Department of National History, Historiography of Modern Times and Documentation Voronezh State University. Zheltov M.Y., Master&s degree 1st year student of History department of Voronezh State University.

Abstract: The article deals with the place A. V. Shestakov, professor and historian, who wrote the first school S student&s book of history of USSR and its significant place in the development of historical science. Key words: historiography, historical education, soviet historical science, Marxism, Shestakov.

Работы Андрея Васильевича Шестакова являются одними из наименее изученных в современной и советской историографии. Несмотря на то, что А. В. Шестаков стал автором первого советского школьного учебника по истории, его фамилию незаслуженно не включили ни в одно учебное пособие по историографии. Изучение трудов историка проходило в три этапа. Первый и самый ранний -это 60-е гг. Работы А.В. Шестакова исследовались в выгодном для советской власти ключе, в основном

70 -j

это были краткие биографические очерки и труды о роли крестьянства и партии в революции 1905 г. К данному периоду можно отнести его учеников. Е.А. Луцкий [10] в своей статье «Андрей Васильевич Шестаков» (1877-1941), опубликованной в журнале «История СССР», впервые раскрыл страницы жизненного пути историка, а также затронул тему революции 1905 года во взглядах историка. Исследования Е.А. Луцкого продолжила А.И. Алаторце-ва, более подробно осветившая этапы жизненного

История России (СССР)

пути Шестакова, давшая характеристику ряду его крупных работ [1]. В трех работах, автор делает особый упор на деятельность Андрея Васильевича как историка-революционера [2]. Дальнейшие исследования работ А.В. Шестакова не носят специальный характер, а лишь отчасти затрагивают его как первого автора советского учебника по истории. Все исследователи, изучающие историческую науку в 20-30-е гг. или советское образование, упоминают А.В. Шестакова, как наиболее важную точку в развитии науки. Такая ситуация продолжается до 80-х гг., когда происходит вновь обращение к работам Андрея Васильевича. На этот раз основной упор делается на его педагогическую деятельность. Основной работой рассматриваемого второго периода является диссертационная работа Евсеевой Е.Н. [7], главным недостатком ее становится теоретическая база - произведения В.И. Ленина, посвященные революции 1905-1907 гг., что не является актуальным в настоящее время.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что, несмотря на существование исследований трудов А.В. Шестакова, он остается малоизученным в современной науке. Основным его трудом становится учебник для 3-4-х классов по истории под названием «Краткий курс по истории СССР», который также не затрагивается современными историками, как важный этап становления исторической науки.

Подводя итог всему вышесказанному, мы можем сделать вывод об актуальности исследования:

• Как в 30-е гг., так и сейчас отечественная историческая наука подвергается изменениям, что заставляет исследователей обращаться к опыту предшественников. А.В. Шестаков стал первым, кто сумел подстроиться под эти изменения.

• Маленькое количество исследовательских работ заставляет нас возвращаться к трудам историка, рассматривать их с разных сторон, возможность увидеть новый взгляд на развитие исторического процесса.

• «Краткий курс по истории СССР» стал первым учебником, написанным с использованием марксистской концепции исторического развития, его изучение позволит по-новому взглянуть на становление советской науки.

В данной статье мы рассмотрим проблему создания первого школьного учебника А. В. Шеста-кова, оценку «Краткого курса истории СССР» современниками и его роль в развитии исторического образования.

Андрей Васильевич Шестаков начинает свою научную деятельность с 1902 года, опубликовав в 1903 году в журнале «Искра» свои первые работы. Связаны они были с движением сельских рабочих

в революции 1905-1907 гг. В дальнейшем спектр его исторических интересов увеличивается и А.В. Шестаков выпускает брошюру о смуте XVII в. [12].

Заниматься исторической наукой в полном объеме Андрей Васильевич смог только в 20-х гг., когда стал слушателем исторического отделения Института красной профессуры. Параллельно с этим и начинается его педагогическая деятельность, оказавшая огромное влияние на написание будущего учебника. В образовании А. В. Шестаков особое место отводил историческому образованию, усматривая в этом воспитательную функцию, в частности. Как приверженец коммунистической, партийной идеологии, поддерживал мысль распространения исторических знаний среди трудящихся. Разработка собственных лекций и получение вузовского опыта становится первым этапом его педагогической деятельности. С 1922 года Андрей Васильевич читает лекции по истории России и истории партии в Московской губернской партийной школе, что, по мнению исследователей, и легло в основу его методов преподавания истории в «Кратком курсе по истории СССР»[8]. На протяжении всей своей педагогической деятельности А.В. Шестаков постоянно вел дневник проведенных занятий с отметками по каждому студенту и критикой занятий.

Спектр интересов историка был обширный, Андрей Васильевич публикует исследования различной тематики. Первые продолжают вопрос аграрных движений. Автор переходит от революции 1905-1907 гг. к революции 1917 года. Затем в 1930 г. издается книга А.В. Шестакова «Классовая борьба в деревне ЦЧО в эпоху военного коммунизма» в Воронеже. Где, по мнению современных исследователей, автор впервые применяет метод статического исследования, будучи участником описываемых событий. Тут необходимо упомянуть, что труды по аграрной истории становятся главной частью его научных интересов [6, с. 67-68]. Долговременная работа в высшей школе подготовила А.В. Шестакова к созданию собственных обобщающих трудов по истории СССР. Говоря о научных интересах и начале создания единого труда, следует сказать, что советские исследователи относили историка к школе Покровского [5]. Об этом нельзя сказать однозначно, так как сам Андрей Васильевич не относил себя ни к одной существующей исторической школе.

Данный период становится переходным в исторической науке в целом. Партийному руководству необходимо было подготовить новые кадры, для внедрения собственной идеологии, провести сортировку старой царской профессуры и прекра71

Берегиня»777»Сова, 2016, № 1 (28)

тить преподавание истории в стране. К 1935 году в стране появилось достаточное количество красной профессуры, поэтому поднимается вопрос о создании нового школьного учебника.

В конкурсе участвовали учебники под редакцией Бахрушина, Минца, Бубнова. Но большой педагогический опыт А.В. Шестакова и методические разработки, реализованные в учебнике, позволили ему выдвинуться вперед. «Краткий курс по истории СССР» вышел в 1937-м году, его редакторами были И.В. Сталин и А.А. Жданов. Сталин внес лишь небольшие поправки, сократив размер информации о себе самом (данный учебник с пометками и замечаниями Сталина) [8]. Все дальнейшие корректировки были внесены А.А. Ждановым. Серьезным правкам подвергся материал о народных восстаниях. Редактируя текст о Степане Разине и Емельяне Пугачеве, партийный идеолог подчеркивал, что неудача восстаний заключалась в нехватке такого надежного союзника, как организованный рабочий класс. Наибольшее число замечаний А.А. Жданова относится к теме классовой борьбы; в них находят свое отражение процессы, происходящие в партии и стране: деятельность «ученика Ленина товарища Сталина», происки «предателя Троцкого и его сподвижника Бухарина» [10].

Учебник стал полностью отражать все существующие представления о развитии истории России. Несмотря на редакции, учебник отразил основные позиции А.В. Шестакова, что стало новаторским для того времени. Он отразил всё историческое прошлое нашей страны в очень сжатом виде, основываясь на принципе историзма. Несмотря на то, что в учебнике появилось положение классиков марксизма о делении истории человеческого общества на пять общественно- экономических формаций: первобытно-коммунистическую, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, с двумя ее фазами - социализмом и коммунизмом [11], теперь история перестала быть придатком обществознания. Происходит преобразование всей системы исторического образования в стране, вызвавшее начало реформ в области отечественной исторической науки, хотя и под флагом партийности. Впервые в учебнике были рассмотрены тезисы, что народы, населяющие нашу страну, являются более древними, чем ряд народов Западной Европы; значение введения христианства для роста Киевской Руси и усиления княжеской власти; значение централизации государственной власти для усиления политики России; освещение вопросов национально-освободительного движения отдельных народов против колониальной политики русских царей [6, с. 68].

Особое место для современного образования становятся методы А.В. Шестакова в преподавании истории, которые нашли свое отражение в учебни• Разделение учащихся на группы для подготовки докладов.

• В целях улучшения качества образования предлагалось учитывать индивидуальные особенности учащихся [4].

Затронув лишь малую часть научных интересов Андрея Васильевича Шестакова, мы сделали выводы об огромном вкладе в развитие не просто исторической науки, но и образования в СССР, его методы и представления о педагогике находят свои отражения в современных. Подробное рассмотрение автором аграрной политики России на протяжении многих веков позволит изучить изменение положения крестьянства и еще раз вернуться к вопросу о его месте в революциях 1905-го и 1917-го гг. Новый учебник, выпущенный под редакцией А.В. Шестакова, сделал поворот в исторической науке, и мы можем утверждать, что именно с него начинается историография советской эпохи.

Литература:

1. Алаторцева, А.И. А.В.Шестаков - историк революции. - В кн.: История и историки. Историографический ежегодник. - М.,1979. - с. 94-105.
2. Алаторцева, А.И. А.В.Шестаков - первый редактор журнала «Историк-марксист». - История СССР, 1973.

- с. 45-90. - с. 94-105.

3. АРАН (Арх. Российской академии наук). - Ф. 638. -Оп. 2. ед. хр. 56, л. 22.
4. АРАН (Арх. Российской академии наук). - Ф. 638. -Оп. 2. ед. хр. 36, л. 1.
5. Бущик, Л.П. Очер развития школьного исторического образования в в СССР. М., 1961. - 540 с.
6. Гришаев, О. В. А.В. Шестаков - создатель школьного учебника в 1930-е годы // Вестник ВГУ, 2014, №3.

- С. 67- 69.

7. Евсеева, Е.Н. Научно-педагогическая деятельность Андрея Васильевича Шестакова, дис., М., 1987. - 231 с.
8. Краткий курс истории СССР: учебник для 3-го и 4-го классов / под ред. проф. А.В. Шестакова. - Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1937. - 223 с.
9. Луцкий, Е.А. Андрей Васильевич Шестаков /18771941/ // История СССР, 1967, № 3. - С. 134-141.
10. Луцкий, Е.А. Андрей Васильевич Шестаков /Е.А. Луцкий // История СССР. - 1967. - № 3. - С. 96.
11. Об изучении истории СССР. - М., 1938. - С. 26.
12. Шестаков, А.В. Причина смутных дней: исторический очерк из эпохи смутного времени / А.В. Шестаков. - М., 1913.
ИСТОРИОГРАФИЯ historiography ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ historical education ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ШЕСТАКОВ shestakov soviet historical science marxism
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты