Спросить
Войти

Мероприятия профсоюзов по трудоустройству молодежи в условиях новой экономической политики (на материалах Саратовской губернии)

Автор: указан в статье

МЕРОПРИЯТИЯ ПРОФСОЮЗОВ ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (на материалах Саратовской губернии)

Быстрые темпы роста молодежной безработицы в настоящее время побуждают нас обратиться к изучению опыта борьбы с ней в 20-е гг. XX в. В статье рассмотрены основные направления работы профсоюзов по трудоустройству подростков в Саратовской губернии: контроль над исполнением трудового законодательства, организация трудовых коллективов и общественных работ, бронирование, повышение квалификации юношей и девушек через школы фабрично-заводского ученичества и другие структуры.

O.S. Ilushina

TRADE UNION ROLE IN THE EMPLOYMENT OF YOUNG PEOPLE UNDER NEW ECONOMIC POLICY (Based on the data from the Saratov region)

The quick growth of youth unemployment prompts us to look at the similar experience in the 20-th of the XX century. The article deals with the activities of trade unions in the employment of young people in the Saratov region: control over execution of labour legislation, organization of labour collectives and public works, quotas, improvement of professional skills of young people with the help of factory training schools and other structures.

The key words: trade unions, unemployment, labour legislation, public works.

Набирающий обороты мировой экономический кризис больно ударил по самому незащищенному слою населения, к которому относятся и наемные работники. Пытаясь остаться на «плаву», руководители как мелких, так и крупных предприятий стремятся сократить издержки производства, что неизбежно влечет за собой сокращение рабочих мест. Без работы оказываются многие достаточно квалифицированные работники, но в первую очередь сокращению подвергается молодежь. К тому же ряды безработных ежегодно пополняют выпускники различных образовательных учреждений. Отсутствие перспективного планирования в сфере подготовки специалистов приводит к дисбалансу спроса и предложения по ряду специальностей. Отрицательно сказывается на вопросе трудоустройства выпускников отсутствие опыта работы. В связи с этим большую ценность представляет опыт борьбы с молодежной безработицей, накопленный в годы нэпа.

Масштабы безработицы в период нэпа превзошли все прогнозы государственных и профсоюзных органов. По официальным данным, ее рост начался с конца 1921 г Однако уже в августе 1921 г в Саратовской губернии было зарегистрировано 5 396 безработных [5]. Причиной всплеска безработицы в начале 1920-х гг. стало закрытие и замораживание нерентабельных предприятий, сдача оставшихся в аренду или перевод на хозрасчет Последнее привело к удорожанию труда. Поэтому в первую очередь хозяйственники стремились избавиться от наименее квалифицированных работников. Избыток взрослой рабочей силы вел к вытеснению подростков. Увольнение подростков и молодежи в промышленности шло в несколько раз интенсивнее, чем

взрослых. В январе 1923 г по стране зарегистрировалось 58 500 безработных подростков, в январе 1924 г -106 200 [8].

Работа профсоюзов по сохранению молодежи в производстве велась по различным направлениям: установление контроля за соблюдением трудового законодательства для подростков, повышение их квалификации, проведение норм брони на предприятиях, трудоустройство в коллективы безработных и т.д.

В июне 1921 г Саратовский губернский съезд профессиональных союзов обсудил проблему сохранения рабочей молодежи в производстве. Резолюции съезда нацеливали профсоюзные комитеты на установление жесткого контроля за организацией труда подростков и выявление фактов необоснованного их увольнения, сохранение за уволенными юношами и девушками всех видов довольствия до устройства на новое место работы, изыскание возможностей для открытия в губернии сети профтехшкол [4. Ф.28. Оп.1. Д.80. Л. 25].

В декабре 1921 г был утвержден план совместной работы Губотдела профобразования, Губпрофсовета и Губкома комсомола [4. Ф.28. Оп.1. Д.80. Л. 28]. Согласно плану уже в начале 1922 г предполагалось открыть школы маслобойного и мукомольного производства, деревообделочников и электромехаников. Примерно в то же время ВСНХ обязал все предприятия отчислять 10% прибыли от реализации на развитие учебно-материальной базы. Администрация предприятий должна была обеспечить местами учащихся, проходящих производственную практику, а также направить в профтехниче-ские учебные заведения высококвалифицированных рабочих в качестве преподавателей и инструкторов.

Большую работу в организации технического образования (от создания материальной базы до комплектования преподавательского коллектива) проделывали профсоюзы. Поэтому неудивительно, что молодые члены профсоюзов пользовались рядом льгот при получении образования. По сведениям Саратовского ГСПС за 1922 г, они в первую очередь принимались в профтехшколы, на рабфаки, обеспечивались стипендией (денежной и продовольственной) и т.д. [4. Ф.6080. Оп.1. Д.1а. Л.95].

Страшась увольнения в голодные 1921 - 1922 гг, подростки соглашались на любые условия работы, зачастую покрывали своих работодателей перед органами охраны труда. Поэтому не всегда нарушения КЗоТ удавалось выявить, хотя работа в этом направлении активно проводилась как инспекцией труда, так и профсоюзными и комсомольскими организациями. Саратовский губпрофсовет в 1922 г. указал на необходимость активизации работы в области охраны труда [4. Ф.6080. Оп.1. Д.1а. Л.13]. Факты эксплуатации подростков, материалы судебных решений становились достоянием гласности.

Весной 1922 г. началось массовое сокращение молодежи Нижнего Поволжья. Одной из причин увольнения подростков стало установление для них 6-часового рабочего дня с оплатой как за 8-часовой. Перед профсоюзными и комсомольскими организациями встали непростые задачи - строго следить за соблюдением 6-часового рабочего дня и одновременно препятствовать дальнейшему вытеснению подросткового труда. Решая их, Саратовский ГСПС наладил постоянный контроль, в том числе и на фабрике «Саратовская мануфактура». Профсоюзы обязали руководство фабрики соблюдать график работы подростков. Там же, где подобный переход был неосуществим в силу характера производства, 2 часа предлагалось оплачивать как сверхурочную работу. То есть, принимая во внимание сложность перевода подростков на сокращенный рабочий день, профсоюзные органы стремились компенсировать им отработанные часы [4. Ф.6080. Оп.1. Д.1а. Л.14]. По нашему мнению, этот факт можно расценить как уступку профсоюзов хозяйственным органам, но именно эта мера позволила сделать труд подростков более конкурентоспособным, частично препятствуя их сокращению. Таким образом, создавшееся положение нацеливало хозяйственные органы и профсоюзы на поиск компромисса между интересами промышленности и подростков.

Основным средством сохранения молодежи в производстве стало законодательное закрепление на каждом предприятии определенного количества рабочих мест для подростков. Декрет о броне (май 1922 г.) стал административным барьером на пути вытеснения подросткового труда, так как рыночные механизмы в тех условиях не смогли защитить молодежь. В то же время это способствовало процессу воспроизводства квалифицированной рабочей силы и тем самым отражало интересы промышленности. Поэтому можно констатировать экономическую, политическую и социальную целесообразность установления брони.

К концу 1923 г. в целом процесс массового сокращения юношей и девушек был остановлен, но по многим отраслям так и не удалось достичь установленных норм

брони. Часто хозяйственные руководители противодействовали полному ее заполнению. Поэтому профсоюзы совместно с комсомольскими организациями развернули широкую разъяснительную работу, доказывая хозяйственную и политическую значимость заполнения брони. С этой целью проводились совещания, общезаводские и цеховые собрания и т.п.

Как уже отмечалось, одним из препятствий при трудоустройстве молодежи являлось отсутствие какой-либо квалификации. В результате даже по мере развития промышленности безработица в этой группе не имела перспектив для рассасывания. По этой причине уже в начале восстановительного периода делается попытка увязать работу по трудоустройству подростков с их профессиональным обучением. По мере восстановления производства с весны 1924 г. обострилась проблема нехватки квалифицированной рабочей силы. В связи с этим подготовка квалифицированных рабочих кадров заняла одно из первых мест в экономической политике. Шестой съезд профсоюзов СССР обратил внимание на малочисленность школ ФЗУ, а также на недостатки в постановке бригадного и индивидуального ученичества [6, с. 113]. В качестве первоочередных были выдвинуты задачи организации вечерних профессионально-технических курсов, школ для рабочей молодежи и т.д.

Растущий по мере развития промышленности дефицит квалифицированных рабочих никак не сказывался на сокращении огромного рынка свободных рук. Только за первую половину 1926 г. общее количество вновь зарегистрированных на саратовской бирже труда ранее не работавших по найму безработных составило 1 723 человека [5. Ф.629. Оп.1. Д.2063. Л.187]. В октябре 1926 г. группа безработных, не имевших профессии, составила 39%. Процент подростков за год увеличился с 9,1 до 12,3 [5. Ф.629. Оп.1. Д.2063. Л.90]. В связи с этим биржи труда (в первую очередь секции подростков) при активном участии местных профсоюзных и комсомольских органов развернули широкую работу по изучению спроса на труд подростков и выявлению фактов неза-полнения брони.

Отмечая многочисленные факты незаполнения брони и наличия в броне переростков, седьмой губернский съезд профсоюзов (февраль 1926 г.) призвал в кратчайшие сроки довести броню до нормы, разбронировать и сохранить в производстве переростков. Кроме того, следовало изучить вопрос о возможном расширении норм брони, и там, где это целесообразно, вводить за счет страховых касс сверхброню [4. Л.37]. В результате активной позиции профсоюзов в вопросе проведения брони подростков Саратовскую губернию можно было причислить к одной из благополучных. По ряду предприятий и учреждений удалось даже повысить процент забронированных подростков.

Вместе с тем профсоюзы указывали на проблемы и недостатки в проведении брони и использовании труда подростков. Основные отступления от законодательства выражались в проведении бесплатного ученичества, сокращении продолжительности отпуска подростков, заполнении брони помимо бирж труда. Не менее серьезной проблемой являлось большое количество переростков в броне. Часто хозяйственники не переводили их в штат предприятия, препятствуя тем самым

♦--------------------------------------------------

очередному набору подростков. В ряде случаев местные профорганизации поддерживали подобные действия. Так, в некоторых коллективных договорах содержались пункты, фактически узаконивающие нахождение переростков в броне. Съезд четко охарактеризовал эти моменты как недопустимые и призвал к их искоренению. Итогом практической работы в этом направлении стало значительное сокращение забронированных переростков. К октябрю 1927 г. в Саратовской губернии их количество уменьшилось с 48% до 17% [4. Ф.28. Оп.1. Д.288. Л.146].

С целью трудоустройства и обучения подростков государство стимулировало их вовлечение в кустарную промышленность. Кустарям-одиночкам, взявшим на обучение юношей и девушек, предоставлялся ряд налоговых льгот, а с января 1925 г - льготы при оплате коммунальных услуг.

Несмотря на улучшение положения в промышленности безработица среди подростков носила застойный характер. На 1 января 1926 г. на Саратовской бирже в секции подростков было зарегистрировано 1 511 человек, на 1 февраля - 1 484, на 1 марта - 1 654 человек [1]. В дальнейшем количество безработных подростков возрастало. Отправка молодежи на постоянную работу в счет брони не успевала за ростом безработицы. За период с апреля по октябрь биржа направила на работу всего 432 подростка. Для того чтобы как-то смягчить остроту молодежной безработицы, профсоюзы изыскивали любые возможности трудоустройства подростков в коллективах безработных и на общественных работах. В 1926 г. в Саратове удалось организовать коллектив безработных подростков на 150 мест [5. Ф.629. Оп.1. Д.562. Л.66]. В нем юноши и девушки проходили обучение и получали квалификацию. Функционировал коллектив за счет средств, отпущенных НКТ на содержание подростков, и частично на вырученные средства от реализации продукции. В планы проведения общественных работ включались такие, на которых можно было широко использовать подростковый труд. Так, в плане на 1926 г. при проведении лесокультурных работ предполагалось использовать 80% женщин и подростков, в работе по укреплению оврагов - 70%, по городскому питомнику - 85%, террасирование на Соколовой, на Лысой горе по 85%, засыпке пруда - 10%. Среди всех занятых на 17 видах общественных работ 44% составляли женщины и подростки. Дневной заработок подростков равнялся 95 коп. (мужчины и женщины получали 1 руб. 25 коп.) [5. Ф.629. Оп.1. Д.2063. Л.4]. В 1926 г. НКТ совместно с ЦК РЛКСМ выработал новую инструкцию о мерах помощи безработным подросткам. Отныне их удельный вес в производственных коллективах не мог составлять менее 10%, а в торговых - менее 5% от общего количества членов. Каждые 8 - 12 месяцев состав юношей и девушек, получивших трудовые навыки, должен был обновляться [2]. Таким образом, устанавливалась своего рода броня на участие в коллективах. Однако реализация этих планов затянулась, достичь пределов установленных норм на практике не удавалась.

Следует отметить, что со второй половины 1920-х гг политика государственных и общественных организаций в отношении коллективов безработных несколько изменилась. Если раньше коллективы организовыва-

лись в первую очередь из квалифицированных рабочих с целью их сохранения и поддержания, то теперь на первый план выдвинулась задача организации коллективов для неквалифицированной рабочей силы. Так, на совместном заседании Саратовской биржи труда с хозяйственными органами и профсоюзами в 1926 г. было принято решение отдавать предпочтение коллективам, охватывающим большее количество безработных из застойных групп, т.е. неквалифицированных рабочих, женщин и подростков [5. Ф.629. Оп.1. Д.2063. Л.415]. В них также изыскивались возможности обучения и переобучения безработных.

Совместная работа профсоюзов и бирж труда приносила хорошие результаты. В декабре 1927 г Саратовский Губпрофсовет констатировал, что оказание трудовой помощи через коллективы безработных за год значительно возросло [5. Ф.629. Оп.1. Д.526. Л.1]. На 1 июля в них состояло 2 200 человек. А так как практиковалась сменяемость безработных (в производственных коллективах через 6 месяцев, в трудовых - каждые 3 месяца), то за год пропускная способность коллективов составляла до 5 000 человек. Подростки и переростки составляли 11,3% от общего количества членов. Их обучение продолжалось от 1 до 2 лет Регулярно через 6 месяцев их квалификацию молодых работников оценивала комиссия [7, с. 60].

С началом индустриализации принципиально встал вопрос о целесообразности существования школ ФЗУ Первоначальный этап развития сети школ протекал в более или менее согласованном русле работы профсоюзных, комсомольских, партийных органов и хозяйственников. Значительная часть проблем имела материальную подоплеку, не заслоняя общей заинтересованности в деле подготовки рабочих кадров. Рост дефицита квалифицированных рабочих, казалось бы, должен теснее сблизить позиции сторон в деле развития ФЗУ Но этого не произошло. В среде хозяйственников усилилось стремление к замене школ ФЗУ индивидуальным и бригадным ученичеством. Суть их позиции сводилась к следующему: народному хозяйству уже сегодня требуется масса работников с определенными умениями и навыками. Обучение же в школах длится 3-4 года. К тому же в деятельности фабзавуча имеются место серьезные недостатки и прежде всего несоответствие подготовки запросам производства [5. Ф.160. Оп.1. Д.92. Л.30]. Отсюда следовал вывод о необходимости расширения сети краткосрочных курсов, напрямую связанных с производством, за счет сокращения средств на школы ФЗУ. ВЦСПС и Центральный институт труда поддержали эту идею.

Иную точку зрения на будущее фабзавуча занял комсомол. Завоевав поддержку отраслевых профсоюзов в противодействии ВЦСПС и ЦИТу, он отстаивал интересы прежде всего молодого поколения. Действительно, обучение юношей и девушек набору определенных операций позволило бы им быстрее трудоустроиться. Но бесперспективность такого пути была очевидна. Задача же школ состояла в более глубоком политехническом развитии подростков, что делало их конкурентоспособными в различных условиях. Поддержка отраслевых профсоюзов позволила комсомолу провести реформу фабзавуча. В результате фабрично-заводское

ученичество не только сохранилось, но и повысило свою хозяйственную ценность за счет лучшей организации учебного процесса, широкого внедрения прогрессивных методик обучения ЦИТа, сокращения сроков пребывания ученика в школе. К 1927 г в Саратовской губернии действовало 11 школ ФЗУ, в которых обучались более 1 000 человек [3]. При этом профсоюзные и комсомольские организации понимали, что ограничиваться одним способом подготовки рабочих кадров нельзя. Только многообразие форм обучения могло кардинально изменить ситуацию на рынке труда. Индивидуальное и бригадное ученичество, школы рабочей молодежи, кружки, курсы и т.д. - через все эти структуры молодежь приобретала профессию. Но важнейшую роль в этом деле продолжали играть школы ФЗУ

Таким образом, можно сделать вывод, что пристальное внимание профсоюзных и комсомольских организаций к проблемам молодежной безработицы в целом отвечало интересам молодого поколения и способствовало формированию государственной политики в обла-

сти его трудоустройства. Несмотря на всю непохожесть прошлого и нынешнего положения страны, ряд мер, принимавшихся правительством по смягчению безработицы в 20-е гг. XX в., заслуживает серьезного анализа и оценки. При всех недостатках и трудностях реализации отдельные меры, иногда чрезвычайные, представлявшие собой своевременный отклик на чаяния подростков, и в итоге превратились в систему социальной защиты молодежи, с одной стороны, и в подготовку квалифицированной рабочей смены - с другой.

1. Большевистский молодняк. 1926. № 27. 7 апр.
2. Большевистский молодняк. 1926. № 17. 28 февр.
3. Большевистский молодняк. 1927. 7 февр.
4. ГАНИСО. Ф.27. Оп.4. Д.255. Л.28 об.
5. ГАСО. Ф. 99. Оп.1. Д.394.
6. Итоги и решения 6-го съезда профсоюзов СССР Тула, 1924.
7. Коммунистический путь. 1927. № 16 (30 авг.).
8. Труд. 1924. 12 июля.

УДК 94(73) И.В. Кучерук

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

Данная статья посвящена одной из значимых проблем современного американского общества - проблеме культурной политики в этой мультикультурной стране. Автор статьи уделяет особое внимание процессу самоидентификации в исторической ретроспективе.

I.V. Kucheruk

SEVERAL ASPECTS OF US CULTURAL POLICY IN RETROSPECT

This article is devoted to one of the most urgent problems for the modern American society - the problem of cultural policy in this multicultural country. The author pays special attention to national self-identification in historical retrospect.

The key words: cultural assimilation, polyethnic, polyculture, melting pot, ethnic identity, national identity, multiculturalism.

Исследователи истории и культуры Соединенных Штатов обращают внимание на парадоксы и противоречия североамериканского менталитета как общности в духовной настроенности представителей этой нации, в типе их мышления, мировосприятия, сформировавшейся под влиянием среды обитания, социальной среды и иных культурно-исторических условий [3, с. 25; 8].

В основе формирования североамериканской нации лежит длительный процесс культурной ассимиляции, течение которого формировалось необходимое для сосуществования толерантное отношение к представителям иных культур. Безусловно, процесс формирования толерантности к инокультурным образцам складывался в течение длительного времени и не являлся одномерным. На отдельных этапах своего развития терпимость к культуре представителей европей-

ских народов соседствовала с физическим истреблением автохтонных этносов.

Следует отметить, что культурное пространство Северной Америки с самого начала освоения Нового Света было поликультурно и многоязычно, т.е. по своей сути неоднородно и внутренне разъединено. Эта изначальная полиэтничность и поликультурность страны привносила в практику межкультурного взаимодействия американцев значительные сложности. Они были обусловлены языковой, культурной и ментальной разнородностью общества, а впоследствии и задачей «обеспечения духовного формирования индивида как члена единого социального, экономического пространства и государственной общности». В связи с этим для США чрезвычайно актуальной была и продолжает оставаться проблема поиска стратегии взаимодействия различных

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты