Спросить
Войти

Генезис форм взаимодействия милиции и населения

Автор: указан в статье

генезис форм взаимодействия милиции и

НАСЕЛЕНИЯ

GENESIS OF INTERACTION FORMS BETWEEN POLICE AND

УДК 351.74 (477)

М.В. КАЛАШНИК,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник (Харьковский национальный университет внутренних дел, Украина)

M.V. KALASHNIK,

Candidate of law Senior scientific employee (Kharkiv National University of Internal Affairs)

Аннотация: в статье рассматриваются историко-правовые аспекты взаимодействия правоохранительных органов с населением, исследуются этапы эволюции института взаимодействия органов обеспечения правопорядка с общественными образованиями, проводится анализ организационных и правовых основ функционирования данного института за период с окончания гражданской войны до 1958 года.

Abstract: in this article the historical and legal aspects of cooperation between law enforcement agencies with public are discussed, also the stages of the law enforcement institutes interaction with public education evolution are researched and the analysis of institutional and legal framework institute functioning from the Civil War to 1958 are carried out.

Постановка проблемы. Исторический опыт развития правоохранительных систем практически любого государства убедительно свидетельствует о важности эффективного функционирования института взаимодействия органов правопорядка с населением, без чего невозможно существование правового государства и создание полноценного гражданского общества. Активное участие населения в охране общественного порядка всегда было и остается действенным рычагом, тем действенным рычагом, который имел определяющее влияние на снижение уровня правонарушений и преступности, а практическое участие институтов гражданского общества, кото-

рые выступают партнерами государства в реализации нормативных, правоприменительных и правоохранительных функций, в преобразованиях, которые происходят в сфере правопорядка, открывает широкие возможности для воспитания правовой культуры граждан.

Усилия государства, направленные на внедрение во все сферы жизнедеятельности общества европейских стандартов, внедрение в политико-правовую практику ценностей мировой цивилизации, активизацию процессов становления гражданского общества, выдвигают перед органами исполнительной власти Украины, в частности, перед органами внутренних дел, новые требования по

совершенствованию деятельности правоохранительной системы страны в укреплении законности в борьбе с правонарушениями и преступностью, обеспечении законных прав и свобод граждан. Реализация этих задач требует новых подходов во взаимоотношениях ОВД с другими государственными органами, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества. Взаимодействие государственных правоохранительных органов с общественностью

- важная составляющая демократизации общества, построения в Украине правового государства, обеспечения правопорядка в целом и дальнейшего уменьшения уровня правонарушений в Украине.

Совершенно очевидно, что без изучения уроков прошлого и учета положительного опыта и просчетов в истории государства, невозможно построение качественной модели деятельности любого государственного органа или структуры. Так, на нынешнем этапе организационной и структурной перестройки работы органов внутренних дел, который проходит в рамках реформирования милиции, проблема исследования исторических аспектов взаимодействия ОВД с институтами гражданского общества приобретает особую актуальность и значимость как для развития теоретических и правовых основ деятельности правоохранительных органов, так и для повышения эффективности их практической реализации.

Анализ публикаций, в которых начато решение данной проблемы.

Научные труды ученых советского периода Розина Л.М., Томина В.Т., Шостенка И.И., несмотря на их заидеологизированный характер, исследования Бандурки А.М., Долгополова А.Н., Тимощука О.В., Сурилова А. В., Соболева В.А., Поповой Г.В., Болотовой В.А., Московца В.И. Яворенкова А.Н. и др. стали общим основанием для проведения анализа эволюции института взаимодействия правоохранительных органов с общественностью.

Целью этой статьи является попытка автора исследовать историко-правовые условия, организационные формы и правовые основы взаимодействия правоохранительных органов с трудовыми коллективами, общественно-политическими организациями в определенный период советской истории, выявить характерные закономерности этого социально-правового движения в правоохранительной сфере для использования ценного опыта прошлых поколений в сфере

налаживания эффективного взаимодействия милиции со структурами гражданского общества на современном этапе развития демократического общества в Украине и для улучшения правоохранительной деятельности ОВД в целом.

Изложение основного материала. Завершение гражданской войны и переход к мирному строительству внесли кардинальные изменения в задачи милиции, которая буквально на ходу должна перестроить свою деятельность с военной к выполнению функций охраны общественного порядка, борьбы с преступностью и правонарушениями. Соответственно с новыми задачами подверглись коренной трансформации и отношения правоохранительных органов с населением. Ситуация в стране требовала новых форм борьбы с контрреволюцией, бандитизмом, экономическими преступлениями, посягательствами на личные и имущественные права граждан, реализация которых без помощи населения была не под силу одной милиции. Большевистская партия с целью расширения и закрепления своего влияния на селе предоставила сельской бедноте определенные политические и административные полномочия и одним из первых своих законов, принятых Всеукраинским Центральным Исполнительным Комитетом (ВУЦИК) и Советом народных комиссаров (СНК) УССР 9 мая 1920 г., создает Комитет бедноты (комбеды). К компетенции комбедов принадлежали: помощь органам власти в проведении в жизнь законов советского государства, борьба против бандитизма и контрреволюционных заговоров, учет кулаков, отъем у них излишков земли и инвентаря; перераспределение земли в пользу безземельных и малоземельных крестьян, помощь продорганам в правильном распределении и взыскании продразверстки, участие в работе местных органов власти, контроль над всей деятельностью советов, волисполкомов и их отделов и др. В частности, «в обязанности комбедов входили также информирование местных властных структур о случаях правонарушений, надзор за общественным порядком, помощь правоохранительным органам в борьбе с криминальными проявлениями, проведение совместных действий по ликвидации бандитских формирований, мятежей, контрреволюционной агитации на селе. В условиях обострения социально-политической ситуации на селе, трудностей комплектования милицейских кадров постановлением СНК СССР от 15

апреля 1921 г. члены комитетов бедноты непосредственно зачислялись на службу в милицию, подчиняясь начальникам уездных милиций» [1, с.118-121].

В начале 1920-х годов во многих селах и волостях получила распространение такая форма содействия милиции, как ночная охрана. Эти добровольные организации вели борьбу с кражами, особенно с конокрадством, хулиганством и другими преступлениями [2, с. 93]. Ночная охрана представляла собой общественное самодеятельное формирование правоохранительной направленности, которое не имело отдельного руководящего органа и свою деятельность вело на безвозмездной основе.

Как резонно отмечает С.М. Яровой, «опыт функционирования института сельских исполнителей заслуживает внимательного изучения не только в познавательном, но и в практическом плане. Его изучение и практическое применение будет способствовать повышению общественно-политической активности сельского населения, послужит примером для появления новых форм общественных формирований правоохранительной направленности в сельской местности» [3, с.49].

Середина 1920-х годов, характеризующаяся первыми предвестниками сворачивания нэпа, в сфере взаимодействия общественности с милицией породила новые формы и направления сотрудничества населения с правоохранительными органами. Так в 1925-1926 гг. при местных Советах были образованы специальные административные комиссии по оказанию помощи милиции, которые стали первой единственной формой массового участия населения в охране общественного порядка в мирное время. Участники комиссий на добровольных началах направлялись в местные органы власти и действовали совместно с подразделениями, были подчинены Народному комиссариату внутренних дел (НКВД), а в 1926 г. они были реорганизованы в комиссии общественного порядка [4, с. 42]. В Украине в этот период при городских Советах работали административно-милицейские секции, которые оказывали помощь милиции в борьбе со спекуляцией, самогоноварением, с нарушителями правил торговли, санитарии и другими. Для помощи милиции в борьбе с детской преступностью образовывались и действовали секции в борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. Комсомол, как организующий и руководящий орган наиболее

сознательной части молодежи и юношества, образовывал комсомольские отряды «легкой кавалерии», которые существенно помогали милиции бороться с хищениями, спекуляцией и другими преступлениями, которые имели массовый характер [5, с.46].

К списку совершенно новых в истории взаимодействия населения с правоохранительными органами форм следует отнести и городские дружины по борьбе с хулиганством, которые возникли во второй половине 1920-х годов. Эти общественные объединения оказывали существенную помощь милиции на улицах городов, участвуя в обеспечении общественного порядка и борьбе с правонарушениями, кражами, хулиганством, что особенно было актуально в связи с резким увеличением городского населения, вызванном нарастанием процессов индустриализации страны [6, с. 74]. На этот же период, в 1928 году, относится и создание более организованных добровольных общественных формирований

- общества содействия милиции, - которые имели правовой статус, закрепленный постановлением СНК РСФСР от 25 мая 1930 г. «Об обществах содействия органам милиции и уголовного розыска». Этим документом устанавливались задачи, формы, правовые принципы деятельности «обществ», определялись порядок вступления, требования к поступающему и обязанности членов общества. Добровольные организации образовывались на административно-правовых участках городских, поселковых и сельских советов и действовали под руководством милиции. Членам обществ выдавались удостоверения и нагрудные знаки, а в отдельных случаях - оружие, подлежащее возвращению органам милиции по завершении операций. К полномочиям членов обществ содействия милиции, которые имели право должностных лиц, относилось и составление протоколов о нарушениях постановлений местных Советов. Деятельность отрядов Общества содействия милиции в целом имела положительный характер. Повышению эффективности их деятельности мешало отсутствие непосредственной организационно-правовой связи между милицией и указанными отрядами.

Через два года деятельности данные общественные формирования постановлением СНК РСФСР от 26 апреля 1932 г. реорганизуются в общества содействия органам милиции и уголовного розыска, которые подчиняются непосредственно милицейским

подразделениям и стали известны в народе как бригадмилы (бригады содействия милиции). Бригадмиловские формирования, осуществлявшие выполнение задач под непосредственным руководством районных и городских управлений милиции, помогали в проведении оперативно-розыскных мероприятий, в патрулировании улиц, дежурстве на постах, вместе с правоохранителями дежурили в отделениях милиции, обеспечивали общественный порядок во время демонстраций, празднеств. Бригадмиловское движение быстро охватывает всю страну, получает поддержку не только сверху, со стороны властных структур, но и среди трудящихся масс, особенно рабочей молодежи. В 1937 г. в рядах бригад содействия милиции в целом по стране насчитывалось 350 тыс., а в 1940 г. - 400 тыс. граждан [7, с.7].

В годы индустриализации и коллективизации рождаются и другие формы участия граждан в правоохранительной и правозащитной деятельности. В 1928 году образуется избирательная рабочая милиция как средство привлечения и контроля общественности за деятельностью милиции. Члены избирательной рабочей милиции избирались на общих собраниях рабочих и выполняли в милиции постоянную работу на общественных началах. Одновременно члены избирательной рабочей милиции были резервом для пополнения рядов работников советской милиции [8, с.46-47].

В сельской местности во второй половине 1920-х - в начале 30-х гг. с ослаблением функций комбедов вводится институт сельских старост, который призван оказывать помощь сельским советам в успешном и своевременном выполнении задач по охране общественного порядка, личной и имущественной безопасности граждан, по благоустройству и развитию общественной самодеятельности. Советское руководство в условиях внедрения политики принудительной коллективизации и обострения социально-политических отношений на селе стремится использовать институт сельских исполнителей как своеобразный инструмент тотального контроля со стороны местного населения относительно общественных настроений и попыток противодействия социалистическим реформам, что с начала 1930-х гг. трактовалось как уголовные преступления. Это приводит к определенным изменениям правовых основ взаимодействия органов милиции и сельских исполнителей, что отражено в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 10 мая 1932 г. [4, с.43].

В этом документе отмечалось, что «при проведении работы по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, охране государственного и общественного имущества, сельские исполнители должны были действовать совместно с органами милиции, руководствуясь при этом указаниями правоохранительных органов», а также указано, что инструктирование сельских исполнителей в этой части осуществляют сельсоветы и органы милиции [9, с.6-7].

В годы Великой Отечественной войны возникли и эффективно функционировали новые организационные формы правоохранительной деятельности граждан - группы охраны правопорядка, численность которых по стране достигала миллиона человек. Основными задачами таких групп была борьба с враждебными элементами в городах и селах, задержание и ликвидация шпионов и диверсантов. В организационном плане эти формирования получили гораздо больше самостоятельности, что положительно отразилось на результативности их деятельности. После войны потребность в таких формированиях отпала и в апреле 1945 г. эти группы подверглись расформированию, а их члены были зачислены в состав функционирующих бригад содействия милиции. Как и прежде, деятельность бригад регламентировалась ведомственными правовыми актами, что заметно ограничивало возможность расширения их массовости и самодеятельных основ. Необходимость укрепления общественного порядка в стране способствовала появлению новых организационных форм участия общественности в охране правопорядка [3, с.51].

Следующий условный период истории взаимодействия правоохранительных органов с общественностью, охватывающий 1958-1990 гг., характеризуется появлением большого количества новых организационных форм участия общественности в охране общественного порядка и борьбы с преступностью, в частности, - созданием добровольных народных дружин (ДНД) по охране общественного порядка.

Подытоживая, следует отметить, что исследуемый период, от начального этапа развития взаимодействия общественных формирований с милицией к наиболее массовому движению добровольных народных дружин, был ярким и уникальным историческим отрезком в эволюции института взаимодействия правоохранительных органов и населения, которому, несмотря на

его заидеологизированность, были присущи организаций, были весьма ограниченными и

поиск оптимальных форм и направлений ра- сводились к содействию и оказанию помо-

боты по совместным действиям в борьбе с щи правоохранительным органам. Однако,

преступностью, поддержанию правопорядка. несмотря даже на значительные недостатки,

Советские общественные формирования, они выполняли свое основное назначение

которые взаимодействовали с милицией, в охране общественного порядка и борьбе

создавались и осуществляли свою деятель- с преступностью, а также играли большую

ность на социальной основе, их функции, роль в охранной, профилактической и про-

под контролем общественных и партийных фориентационной сферах.

Литература —

1. Міхеева О.К. Кримінальна злочинність і боротьба з нею в Донбасі (1919-1929). - Донецьк : Східний видавничий дім, 2004. 248 с.
2. Яворенков А.Н. История правоохранительной деятельности общественных формирований. - М.: Юрид. литра, 1989. 118 с.
3. Яровий С.М. Форми участі громадськості в охороні громадського порядку та боротьбі з правопорушеннями за часів радянської влади // Вісник національного університету внутрішніх справ. 2004. Вип. 28. С. 47-53.
4. Красноносов Ю.М. Організаційні форми взаємодії радянської громадськості з міліцією у 20-30-ті рр. XX ст. : історико-правові аспекти // Проблеми правознавства та правоохоронної діяльності. 2011. № 4. С. 40-44.
5. Взаємодія міліції та громадськості в Україні / За заг.ред. А. Дж. Бека, О. Н. Ярмиша : навч. посібник. - Харків: Вид-во Національного університету внутрішніх справ, 2001. 200 с.
6. Мулукаев Р.С. К вопросу о формах социалистического самоуправления народа в охране общественного порядка // Взаимодействие ОВД с общественностью по обеспечению охраны общественного порядка : Зб. науч. тр. - К. : Высшая школа, 1982. С. 72-78.
7. Центральний державний архів вищих органів влади та управління України. - Ф. 9415. Оп. 3. Спр. 778. Арк. 7.
8. Взаимодействие органов внутренних дел и общественных организаций в профилактике правонарушений // Труды Омской высшей школы милиции. - Омск. 1978. вып. 27. 142 с.
9. Томін В.Т. Взаємодія органів внутрішніх справ з населенням у боротьбі зі злочинністю. - Омськ : [б. в.]. 1975. 123 с.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты