Спросить
Войти

Историографическое направление историко-психологического знания

Автор: указан в статье

Историографическое направление историко-психологического знания

И. С. Алексеенко (Московский гуманитарный университет)*

В статье раскрывается понятие историографии истории психологии; анализируется опыт изучения проблем историографии в мировой и отечественной историко-психологической мысли, ее современное состояние и перспективы развития.

Важным условием развития современной истории психологии, предпосылкой ее системного построения, источником знаний

о направлениях и способах научной рефлексии психологической мысли является изучение результатов историко-психологического познания. Историография истории психологии — совокупность исследований, объектом которых является история психологии. Историография истории психологии — это отрасль знания, которая анализирует, обобщает, систематизирует и оценивает различные подходы, теории и школы в области истории психологии.

К числу проблем, изучаемых историографией истории психологии, относятся генезис развития истории психологии, его внешние социально-исторические и внутренние логико-научные факторы, закономерности формирования и смены направлений историкопсихологических исследований, концепций и школ, эволюция структуры и функций истории психологии, основные тенденции ее развития. Предметом историографии истории психологии выступает «изучение как внутренней логики и закономерностей развития научного историко-психологического знания, так и рассмотрение генезиса историко-психологической мысли в широком социально-культурном контексте, т. е. связи и взаимодействия с вненаучными формами познания» (Кольцова, 2004: 18), а ее объектом является историко-психологическая мысль.

Можно выделить следующие задачи историографического исследования истории психологии: выявление общего состояния, закономерностей, этапов и направлений развития историко-научных исследований в длительной исторической ретроспективе или в определенный период времени; описание проблемного поля историко-психологических исследований и определение направлений их дальнейшей разработки; рассмотрение теоретико-методологических основ и особенностей концептуальных подходов в трудах историков психологии; раскрытие связи историко-психологического знания с социально-культурными тенденциями и общественно-историческими условиями, с «психологической культурой» общества; определение вклада истории психологии в развитие общепсихологического знания, в мировоззрение и систему научных ценностей профессионального психологического сообщества, в общекультурные процессы.

Разработка проблем истории психологии в зарубежной науке имеет длительную историю и уходит своими корнями в античную философско-психологическую мысль, где она представлена в первом историкотеоретическом трактате Аристотеля «О душе». Фрагментарно вопросы истории психологии отражены в трудах Я. Каруса (1808), Р. Блэкки (1848), Г. Зибека (1880). В качестве самостоятельного направления история

* Алексеенко Ирина Сергеевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 37453-90. Эл. адрес: ialexeenko@mail.ru

психологии оформляется в первой половине ХХ в. и представлена работами Ж. Вернана, П. Байера (Франция), Дж. Флюгеля (Англия), Э. Боринга, Д. Уотсона (США) и других ученых (Алексеенко, 2006: 132).

В отечественной истории психологии проблемы историографического исследования разработаны крайне слабо. Историографический анализ представлен обзорными работами по отдельным областям психологии: психологии индивидуальных различий (Ю. Н. Олейник), дифференциальной психологии (В. В. Умрихин), авиационной психологии (К. К. Платонов, В. А. Каращян), социальной психологии (В. Г. Казаков, Е. В. Шоро-хова, В. А. Кольцова и др.), психологии труда (Ю. В. Котелова, Е. А. Климов, О. Г. Носкова), педагогической психологии (А. А. Никольская) (там же). Во всех указанных работах историографический анализ ограничивается определенным временным периодом и конкретной областью историко-психологических исследований и не дает, таким образом, целостной картины развития историко-психологического знания. В монографии

В. А. Кольцовой проводится методологический анализ проблем историографии отечественной истории психологии, определяются ее предмет и задачи, проанализированы тенденции развития истории психологии в социально-историческом контексте (Кольцова, 2004: 3).

Разработка периодизации развития психологии — одна из главных задач историкопсихологического исследования. В психологической литературе разработана периодизация ряда направлений психологии: общей психологии (А. В. Петровский); психологии труда (В. Г. Казаков, О. Г. Носкова, Е. А. Климов); психогигиены (В. А. Кольцова, Н. Б. Ме-шалкина) и т. д. Вместе с тем до сих пор остается практически не разработанной периодизация истории психологии.

В качестве критериев периодизации истории психологии используется динамика методологических основ психологического знания, а также изменение научной проблематики и социально-исторических условий

развития историко-психологического познания. В развитии отечественной истории психологии выделяются три периода и ряд этапов.

Отечественная история психологии, зарождающаяся в дореволюционные годы (М. И. Владиславлев, Н. Н. Ланге, М. М. Троицкий), еще не оформилась в это время как самостоятельное направление психологии (Будилова, 1976: 145).

В советский период происходит институционализация истории психологии в качестве самостоятельной научной дисциплины на основе методологии диалектического материализма. Указанный период в развитии историко-психологического направления включает четыре этапа.

На этапе становления советской истории психологии (1917-1946) содержание и тематика историографических исследований были представлены в отдельных статьях, очерках и лекциях. Проблемы истории психологии анализировались в работах Б. Г. Ананьева,

В. А. Артемова, Л. С. Выготского, С. Е. Драп-киной, А. М. Золотарева, Т. В. Космы, Г. С. Костюка, Т. М. Пелеха, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, М. Г. Ярошевского и др. (там же: 146). Систематические исследования в этой области знания еще не проводились. На этом этапе изучались отдельные проблемы истории психологии, такие как традиции русской психологии; состояние советской психологии; кризис мировой психологии; представления К. Маркса о психологии; философские корни экспериментальной психологии; психологические взгляды представителей революционно-демократического направления отечественной общественной мысли; критический анализ зарубежной психологии.

Начало второго этапа (1947-1960) в развитии советской истории психологии связано с выходом монографии Б. Г. Ананьева «Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков» (Ананьев, 1947). Оригинальность, научная новизна и историческая значимость этого труда состоят прежде всего в том, что в нем обосновывается новый

взгляд на русскую психологию, подчеркиваются ее самобытность, раскрывается широкая панорама ее развития, освещаются психологические идеи русских ученых, теоретические принципы и положения, а также творческие связи психологии с передовой русской философией, естествознанием и педагогикой.

Третий этап советской истории психологии (1960-1971) характеризуется, во-первых, развитием теории психологической историографии, созданием фундаментальных работ по истории не только отечественной, но и всемирной психологии; во-вторых, более глубоким изучением дореволюционной и советской психологии, а также исследованием развития психологии в ряде республик СССР. Отражением растущей актуальности и значения истории психологии в системе психологической науки стал доклад Б. М. Теплова на Второй Закавказской конференции психологов в г. Ереване «О некоторых общих вопросах разработки истории психологии» (Теплов, 1960: 12), в котором были обоснованы предмет и задачи истории психологии, ее методологические и теоретические основания. К этому времени относится также выход книг Е. А. Будиловой «Борьба материализма и идеализма в русской науке конца XIX — начала XX в.» (1960), М. В. Соколова «Очерки истории психологических воззрений в России в XI-XVШ веках» (1963), М. Г. Ярошевского «История психологии» (1966), А. В. Петровского «История советской психологии» (1967), О. М. Тутунд-жяна «Из истории научной психологии во Франции» (1967), коллективных трудов «Современная психология в капиталистических странах» (1963), «Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах» (1965) и др.

Четвертый этап истории советской психологии (1971-1990)характеризуется разносторонним изучением истории русской и советской психологии в их связях с мировой психологической наукой, историческим анализом философских и теоретических проблем психологии, разработкой истории на-

учных школ психологии, творческого наследия отечественных и зарубежных психологов. Этот этап ознаменовался фундаментальными монографиями: М. Г. Ярошевского «Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки» (1971), А. А. Смирнова «Развитие и современное состояние психологической науки в СССР» (1975), Е. А. Будиловой «Философские проблемы в советской психологии» (1972), М. Г. Ярошевского и Л. И. Анцыферо-вой «Развитие и современное состояние зарубежной психологии» (1974), Л. И. Анцы-феровой «Материалистические идеи в зарубежной психологии» (1974). Изучается история некоторых областей психологии: зарубежной социальной психологии (Г. М. Андреева, Л. А. Петровская), психологии труда (Ю. В. Котелова, Е. А. Климов, В. Г. Казаков), психоанализа (Е. А. Шорохова), авиационной психологии (К. К. Платонов и В. А. Каращян) (Петровский, 2000: 8).

Современный период развития историко-психологического знания связан с качественными преобразованиями в области экономики, политики и идеологии, демократизацией общественной жизни, расширением интеграции отечественной и мировой науки. Он характеризуется обращением ученых к методологическим аспектам психологической науки (истории научных дискуссий по ключевым вопросам психологического познания, влиянию философских учений на систему взглядов психологов и т. д.), исследованиями формирования и динамики психологического знания в различных регионах и научных центрах, а также в конкретные хронологические периоды, разработкой новых направлений истории психологии (истории отечественной духовной психологии, социальной истории психологии и т. д.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ананьев, Б. Г. (1947) Очерки истории русской психологии XVIII и XIX вв. М.

Алексеенко, И. С. (2006) Из истории историографии психологии // Научные труды

Московского гуманитарного университета. Вып. 69. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та.

С. 131-141.

Будилова, Е. А. (1976) О периодизации истории психологии в СССР // Актуальные проблемы истории и теории психологии. Ереван.

Кольцова, В. А. (2004) Теоретико-методологические основы истории психологии. М.

Петровский, А. В. (2000) Психология в России: XX век. М. : Изд-во УРАО.

Теплов, Б. М. (1960) О некоторых общих вопросах разработки истории психологии // Вопросы психологии : материалы Второй Закавказской конференции психологов. Ереван.

С. 3-13.

THE HISTORIOGRAPHICAL TREND OF HISTORICAL AND PSYCHOLOGICAL KNOWLEDGE I. S. Alekseenko (Moscow University for the Humanities)

In the article the concept of the historiography of psychology’s history is revealed. The author analyses the experience of studying of his-

toriography problems in the world and Russian historical and psychological thought, its current state and development prospects.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Anan’ev, B. G. (1947) Ocherki istorii russkoi psikhologii XVIII i XIX vv. M.

Alekseenko, I. S. (2006) Iz istorii istoriografii psikhologii // Nauchnye trudy Moskovskogo gu-manitarnogo universiteta. Vyp. 69. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. S. 131-141.

Budilova, E. A. (1976) O periodizatsii istorii psikhologii v SSSR // Aktual’nye problemy istorii

i teorii psikhologii. Erevan.

Kol’tsova, V. A. (2004) Teoretiko-metodolo-gicheskie osnovy istorii psikhologii. M.

Petrovskii, A. V. (2000) Psikhologiia v Rossii: XX vek. M. : Izd-vo URAO.

Teplov, B. M. (1960) O nekotorykh obshchikh voprosakh razrabotki istorii psikhologii // Vopro-sy psikhologii : materialy Vtoroi Zakavkazskoi konferentsii psikhologov. Erevan. S. 3-13.

Научные проекты МосГУ, поддержанные научными фондами

Российский гуманитарный научный фонд поддержал продолжение работы над проектом по созданию и развитию научно-аналитической системы «Акмеология и психология профессиональной деятельности» (проект №10-06-12136в). Руководитель проекта — профессор Л. В. Романюк, начальник Управления аспирантуры, докторантуры и научной работы МосГУ.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты