Спросить
Войти

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Автор: указан в статье

УДК 93/94+ 351.74/.76

Кул ьчиков Д. Е.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

В данной статье исследованы этапы становления и развития оперативно-розыскной деятельности в России. Автор детально изучил процесс становления и развития оперативно-розыскной деятельности и выделил ряд периодов: 1) сыск IX - XVII вв; 2) процесс формирование сыскного дела в эпоху Петра Первого XVII - XVIII вв; 3) развитие розыскной деятельности во времена реформ XIX - XX вв; 4) период революции и существования СССР, 1917 - 1991 гг.; 5) современный этап развития оперативно-розыскной деятельности.

Kulchikov D.E.

HISTORICAL ASPECT OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF OPERATIVE - SEARCH ACTIVITY IN RUSSIA

In this article the stages of formation and development of operational-search activity in Russia are investigated. The author studied the process of formation and development of investigative activities and identified several periods: 1) the investigation IX - XVII centuries; 2) the formation process of the detective business in the era of Peter the XVII - XVIII centuries; 3) development of investigative activities during the reform of XIX - XX centuries; 4) the period of the revolution and of the Soviet Union, 1917 - 1991; 5) the current stage of development of operational-investigative activity.

Розыскная деятельность имеет глубокие исторические корни и в связи с этим неразрывно связана с формированием и развитием российской государственности. Однако в связи с тем, что зачатки этой деятельности уходят в глубину веков, назвать конкретный период возникновения ее основ весьма затруднительно. Изначальные упоминания об установлении лица по общему свойству следов на земле и определение места, где преследуемый находится, относятся к первобытнообщинному строю. Дальнейшее развитие элементов розыскной деятельности можно проследить по материалам о взаимоотношениях Киевской Руси с Византией, восточными и западными соседями. В те годы славяне активно добывали информацию, необходимую для обеспечения их безопасности, при помощи агентов, «путных людей», купцов, тайных лазутчиков и др.

Для детального изучения процесса становления и развития оперативно-розыскной деятельности необходимо разбить весь период формирования отечественного государства и права на ряд периодов:

- первый этап: сыск IX - XVII вв.;

- второй этап: процесс формирования сыскного дела в эпоху Петра Первого XVII - XVIII вв.;

- третий этап: развитие розыскной деятельности во времена реформ XIX - XX вв.;

- период революции и существования СССР, 1917 - 1991 гг.;

- современный этап развития оперативно-розыскной деятельности.

Однако есть и другая система деления оперативно-розыскной деятельности. В истории России принято выделять три базовых периода правового регулирования оперативно-розыскной деятельности:

1) правовая регламентация сыскной работы в Российской империи (XVIII в. - начало XX в.);
2) правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в советский период (середина 1918 г. - август 1991 г.);
3) правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в современный (постсоветский) период (с марта 1992 г. по настоящее время).

На начальном этапе становления отечественного государства и права обязанность по выявлению преступника и поиск пропавшего имущества лежала непосредственно на потерпевшем [1, с. 88].

Однако уже в Русской Правде было закреплено положение о «вирниках», которые были представителями дружины князя, они осуществляли розыск преступника. Также в ранее указанном нормативном акте были установлены следующие формы сыска: «заклич» представлял собой объявление о преступлении; «свод» предполагал обязанность лица, у которого была выявлена украденная вещь, сообщить о продавце такой вещи; «гонение следа» выражался в виде поиска виновного лица.

В процессе развития отечественного государства приобретает соответствующий характер и розыскная деятельность (сыск). Первоначально сыск применялся только при расследовании тяжких противоправных деяний, но затем такой способ поиска преступника был применен при расследовании всех противозаконных деяний.

Согласно Псковской грамоте 1462 года сыскная деятельность получила официальный статус в процессе расследования преступлений. Правовое регулирование сыскной деятельности нашли свое отражения в последующих Судебниках (1497 г. и 1550 г.).

В Соборном Уложении 1689 года были урегулированы функции сыскной деятельности. Согласно Уложению, сыскная деятельность начиналась с подачи «извета» (заявления). Однако в ряде случаев сыск мог быть проведен на основании анонимного сообщения - «подметного письма». Также в Соборном Уложении вводится понятие «сыщика», «обыщика», которые являются представителями судебно-сыскной власти. Указанные должностные лица имели право осуществлять правосудие над чиновниками.

С момента усиления власти и централизации государства при правлении Ивана Грозного судебная деятельность осуществляется государственными «судебными местами». В тот период была сформирована централизованная система органов управления - «приказы». При этом термины «сыск» и «розыск» стали идентичны.

В ходе укрепления инквизиционного процесса процедура розыска стала базовым звеном в отправлении правосудия.

Важным моментом с истории отечественного сыска является создание в 1655 году Приказа Тайных дел, в связи с этим было положено начало существования тайной полиции [2, с. 52].

Петровские реформы не могли обойти вниманием розыскную деятельность, которая направлена главным образом на защиту государства. Данный период можно охарактеризовать как время законодательной регламентации сыскной деятельности. На это указывают распоряжения Императора об усилении тайной политической полиции, создавая Тайную полицию розыскных дел (1718 г.), розыскные команды, фискальная служба для борьбы с казнокрадством. Особую роль сыграл Сыскной приказ для расследования важных государственных дел.

Процесс создания регулярной полиции с урегулированием ее функций свидетельствовал о формировании нормативной основы для обособленности общеполицейских и следственно-судебных полномочий в правоохранительной деятельности. Полицмейстеры канцелярии осуществляли поиск виновных лиц, передавая их для расследования Юстиц-коллегии в Петербурге и Сыскному Приказу в Москве.

В период реформ, проводимых Екатериной Великой, изменилась правовая регламентация сыскной деятельности. В связи с принятием «Учреждения для управления губернией» и «Устава Благочинного» произошло формальное разделение управления от судебной власти, однако в саму процедуру сыскной деятельности кардинальных изменений внесено не было.

В 1802 году в результате реформ Александра I было образовано Министерство внутренних дел, которое выполняло функции деятельности полиции и сыскную работу. В 1826 при Николае I, после восстания декабристов при Министерстве внутренних дел было сформировано Третье Отделение Собственной его Императорского Величества канцелярии как обособленный орган, выполнявший сыск и следствие по политическим преступлениям. До реформы Александра II досудебная стадия уголовного процесса состояла из двух частей: формальное и предварительное следствие [3, с. 57].

Предварительное расследование проводилось в свободной форме. На этой стадии принималось решение относительно мер сыска, которые хоть и не могли быть использованы в качестве доказательств, однако способствовали обнаружению следов преступления. Главной задачей предварительного расследования было «установление истины», имело ли место то или иное деяние. Формальное расследование проводилось административным органом - полицией. Процесс перехода России от феодального государства к буржуазному повлек за собой изменения в сыскной деятельности. Началом реформы Александра II считается утверждение проектов «Учреждение судебных следователей», «Наказ судебным следователям», «Наказ полиции о первоначальных расследованиях», в соответствии с которыми для расследования уголовных дел

назначались специальные чиновники, которые были подчинены Министерству юстиции. В связи с этим у полиции была изъята функция расследования.

Позднее в юридической науке было сформировано понятие «дознание», которое стало прерогативой полиции. Обострение классовой борьбы в стране и возникновение законспирированных революционных организаций побудило правительство искать новые организационные формы и методы борьбы с революционным движением. В 1907 г. министр внутренних дел и председатель Совета министров П.А. Столыпин утвердил «Положение об охранных отделениях», в котором были отражены правовые и организационные вопросы деятельности охранных отделений. Тактика и методы их работы излагались в инструкциях по организации наружного (филерского) наблюдения и по организации внутреннего агентурного наблюдения. Основным подразделением охранного отделения был агентурный отдел с секретным делопроизводством [4, с. 76].

При правлении Николая II впервые был создан специальный закон «Об организации сыскной части» от 6 июля 1908 г., согласно которому на территории Российской империи были сформированы сыскные отделения.

После Октябрьской революции 1917 года и установления Советской власти кардинально изменилась правовая регламентация всех сфер общества. В связи с этим Постановлением ВЦИК был ликвидирован институт судебных следователей, а затем было принято положение «О рабоче-крестьянской полиции». С момента прихода к власти большевиков была сформирована система негласной сыскной работы.

В 1920 году был принят нормативный акт под наименованием «Положение о следственно-розыскной милиции», в соответствии с которым в полномочия милиции была включена как и следственная, так и розыскная деятельность при полном отсутствии прокурорского надзора.

Важную роль в развитии сыскной деятельности сыграло Положение 1918 года об организации Уголовного розыска. Затем ведомственными нормативными актами были предприняты попытки установить тактическую и организационную базу оперативной деятельности. В связи с этим были сформированы специальные подразделения по борьбе с отдельными категориями преступлений. Главным методом борьбы с преступностью оставался негласный сыск. В правовом аспекте имелось отличие в том, что присутствовала розыскная досудебная деятельность, в связи с чем смешивались следственные и розыскные функции. В данной области произошли изменения с принятием в 1922 г. первого Уголовно-процессуального закона РСФСР. Данным нормативным актом формируется организационная обособленность дознания и следственных органов. Органами дознания являлась милиция и органы уголовного розыска. Однако постепенно вновь произошло слияние функций следователя и дознавателя.

В 50-х годах XX века произошло общее обновление отечественного законодательства. Так, в 1958 году были приняты Основы уголовного судопроизводства [5]. Впервые, законодатель посвятил отдельную главу правовому регулированию оперативно-розыскной деятельности. Органы дознания могли осуществлять все необходимые оперативно-розыскные мероприятия, используя в том числе фото- и видеосъемку в целях установления преступника. Выявленные в рамках оперативно-розыскной деятельности обстоятельства могли служить доказательствами по уголовному делу после их детальной проверки. Это был явный прогресс в законодательном регулировании оперативной деятельности. Прослеживался путь интеграции деятельности оперативных сотрудников и органов следствия для достижения единой цели - раскрытия преступления.

После распада СССР в 1991 году изменилась структура правоохранительных органов, а также правовая регламентация их деятельности.

Впервые в истории России был принят специализированный закон, регламентирующий оперативно-розыскную деятельность [6]. Основной целью оперативно-розыскной деятельности определена защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Следует согласиться с мнением И.Л. Хромова, который утверждает, что оперативно-розыскная деятельность, помимо своего основного предназначения, является в сущности единственным средством эффективного воздействия на осужденных, нарушающих режим содержания в исправительных учреждениях, на криминогенные явления, процессы и конкретные противоправные действия, нейтрализация и предотвращение которых с помощью гласных мер административно-служебного, уголовно-процессуального либо воспитательно-профилактического характера невозможны [7, с. 152].

Таким образом, в процессе развития Российского государства развивался и институт оперативно-розыскной деятельности, принимая разные формы и методы борьбы с преступностью.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лапин Е.С. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник и практикум для СПО. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018.
2. Шумилин С.Ф. Использование результатов ОРД в уголовном судопроизводстве: Монография. Белгород: Бел ЮИ МВД России, 2014.
3. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. 4-е изд. М.: Дело и сервис, 2015.
4. Захарцев С.И. Оперативно-розыскная деятельность в XXI веке: Монография. М.: Инфра-М; Норма, 2017.
5. Закон СССР от 25.12.1958 г. «Об утверждении Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик» // Ведомости ВС СССР. 1959. №1. Ст. 15.
6. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. 1995. №33. Ст. 3349; 2016. №28. Ст. 4558.
7. Хромов И.Л. Противодействие преступности в учреждениях, исполняющих наказания: криминологические и оперативно-розыскные аспекты: Монография. М.: Юриспруденция, 2011.

REFERENCES

1. Lapin E.S. Operativno-rozysknaya deyatel&nost&: Uchebnik i praktikum dlya SPO. 2-e izd., pererab. i dop. M.: YUrajt, 2018.
2. SHumilin S.F. Ispol&zovanie rezul&tatov ORD v ugolovnom sudoproizvodstve: Monografiya. Belgorod: Bel YUI MVD Rossii, 2014.
3. Ryzhakov A.P. Pravoohranitel&nye organy: Uchebnik dlya vuzov. 4-e izd. M.: Delo i servis, 2015.
4. Zaharcev S.I. Operativno-rozysknaya deyatel&nost& v XXI veke: Monografiya. M.: Infra-M; Norma, 2017.
5. Zakon SSSR ot 25.12.1958 g. «Ob utverzhdenii Osnov ugolovnogo sudoproizvodstva Soyuza SSR i soyuznyh respublik» // Vedomosti VS SSSR. 1959. №1. St. 15.
6. Federal&nyj zakon ot 12.08.1995 g. N 144-FZ (red. ot 06.07.2016) «Ob operativno-rozysknoj deyatel&nosti» // SZ RF. 1995. №33. St. 3349; 2016, №28, St. 4558.
7. Hromov I.L. Protivodejstvie prestupnosti v uchrezhdeniyah, ispolnyayushchih nakazaniya: kriminologicheskie i operativno-rozysknye aspekty: Monografiya. M.: YUrisprudenciya, 2011.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

КУЛЬЧИКОВ Дмитрий Евгеньевич, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры гражданско-правовых и экономических дисциплин ФГКОУ ВПО «Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова», г. Орел.

E-mail: coolchikov@inbox.ru

Дата поступления: 28.09.2019

Рецензент:

к.ю.н., доцент

О.Ю. Хисматуллин

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС ДОЗНАНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСКРЫТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ operational-search activity criminal process inquiry law enforcement crime detection
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты