Спросить
Войти

Проблема «Включения истории народов и стран Азии в мировую историю» и современное образование

Автор: указан в статье

ПРОБЛЕМА «ВКЛЮЧЕНИЯ ИСТОРИИ НАРОДОВ И СТРАН АЗИИ В МИРОВУЮ ИСТОРИЮ»

И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В. Г. Дацышен1

Аннотация: В статье говорится о проблеме

истории народов и стран Азии, которой уделяется недостаточно внимания в образовательном процессе. Это связано с традиционным европоцентризмом западной и российской исторической науки.

история, страны Азии, народы, Восток, Запад, вузы.

PROBLEM OF "INCLUDING THE HISTORY OF NATIONS AND ASIAN COUNTRIES INTO THE WORLD HISTORY” AND MODERN EDUCATION

V. G. Dacyshen

Abstract: Article deals with the problem of history of nations and Asian countries, which suffers lack of attention in education. This lack is concatenated to traditional eurocentrism of Western and Russian historical science.

В основе воспитания человека, формирования гармонично развитой личности лежит историческое образование. Современное образование сможет решать поставленные перед ним задачи

1 Дацышен Владимир Григорьевич — доктор исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории Сибирского федерального университета, г. Красноярск.

Постоянный адрес статьи: http://www.tuva.asia/journal/issue_6/1749-dasyshen.html

238

только тогда, когда оно будет отражать современный уровень науки, и история здесь не может быть исключением. Не может вызывать сомнение и тот факт, что недостатки гуманитарного образования сводят на нет достижения науки и техники.

В современном историческом образовании история стран Азии в качестве составной части всеобщей истории представлена слабо, как в части содержания, так и концептуально-методологически. Связано это с традиционным европоцентризмом западной и российской науки, а так же отставанием российской исторической науки, вызванным общественными приоритетами, относительной изолированность, слабостью материально-технической базы, крайней политизированностью и идеологизированно-стью отечественной науки и образования.

Дело в том, что российская наука и образование формировались в рамках Восточно-Европейской культурной традиции, заложенной в эпоху Эллинизма и Восточного Рима. В силу пространственно-географических особенностей, определяющих относительную бедность Восточной Европы, Россия развивалась под сильным влиянием Западной Европы. По этим причинам в российском образовании не только сформировался, но и сохраняется эталонный принцип преподавания истории в его европоцентристском варианте, когда общие представления о закономерностях развития человечества и понятийный аппарат формируются на примере отдельных культур и государств СредиземноморскоАтлантического региона.

В европейской культуре сложилась традиция, когда история большей части стран Азии не рассматривалась в курсе всеобщей истории. Вместе с европейскими стандартами эта традиция попа239

ла и в российское образование. Например, в преобразованном 1819 г. из Главного педагогического института Санкт-Петербургском университете учебная программа фиксировала «историю восточных народов, принадлежащих к культуре нашей всемирной истории», к каковым относились лишь семитские и иранские народы. Можно сказать, что это была общая традиция «Большого Запада» (Христианско-исламского мира), примером может служить «Книга показательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле» знаменитого средневекового историка Ибн Хальдун. Более того, этот принцип закладывала уже раннесредневековая «История пророков и царей», считающаяся первой попыткой создания всемирной истории. Таким образом, история значительной части стран Азии в России традиционно выпадала из курса всеобщей истории, а рассматривалась как составная часть востоковедения, точнее изучалась лишь по страноведческому принципу, как дополнение к филологии.

В российском образовании, вслед за Европой, сформировалось понятие «История Востока», первоначально объединявшее историю стран и народов восточной части «Средиземноморской цивилизации», включая всю Северную Африку, и даже ЮгоВосточную Европу. Постепенно в состав «Востока» механически была включена вся Азия и Африка. В советской системе образования была сделана попытка включить историю стран Азии в общий курс Всеобщей истории. Однако в рамках курсов «История Древнего Мира» и «История Средних веков» для исторических факультетов высшей школы материал по истории стран Центральной и Восточной Азии стоит особняком, не вписываясь в общую систему. Для

240

изучения позднее поздних периодов мировой истории были выделены отдельные курсы «Новая история стран Азии и Африки» и «Новейшая история стран Азии и Африки».

Современные попытки исправить сложившуюся ситуацию, идущие в условиях отсутствия глубоко проработанных и достаточно апробированных методов и принципов преподавания всеобщей истории, зачастую ведут к еще большей деградации системы и принципов образования. Рассмотрение истории Азии с позиции так называемой «пятичленки», маскирующей эталонный европоцентристский подход под формационную теорию, привело к необоснованному использованию терминов и понятий «европейского происхождения», искажающих содержание и суть явлений и процессов. Но насаждаемый так называемый «цивилизационный подход», получивший распространение в современной литературе, не может дать решения проблемы, так как за ним стоит отказ от принципов всеобщей истории. Ликвидация базовых курсов «Новая история стран Азии и Африки» и «Новейшая история стран Азии и Африки» ведет к окончательному вытеснению истории народов Азии из всемирной истории.

Недостатки отечественной историографии истории стран Азии отчетливо представлены в российской учебной литературе, не учитывающей последние достижения даже отечественного востоковедения. Следствием этого является крайне искаженное представление о всеобщей истории у выпускников средних и высших учебных заведений России, слабое знание истории и культуры народов стран Азии. В конечном итоге, формирующееся в данной ситуации «эталонное мировоззрение» является одной из

241

главных причин нестабильности развития России, ее отставания на мировой арене.

На сегодняшний день отдельные вопросы истории стран Азии в разных формах входят в учебные программы средней и высшей школы. Но так как концептуально, методически и содержательно эти курсы достаточно не проработаны, в значительной части материал дается фиктивно. История стран Азии, исходя из содержания наших учебных программ, не является полноценной составной частью всемирной или всеобщей истории. Следовательно, гуманитарное образование остается в этой части ущербным, не соответствует современному уровню научных знаний об истории человека и общества.

Без формирования у россиян представлений, отражающих реалии истории и культуры народов соседних стран современное образование на любом уровне невозможно. Кроме того, история стран Азии, это, отчасти, и история России, в состав которой вошли многие народы и государственные образования, сформировавшиеся на континенте. В конечном итоге, для значительной части российского общества российское образование не дает даже знаний об истории ни своих предков, ни своих ближайших соседей. История их предков не является мировой историей, со всеми вытекающими из этого последствиями...

Для того, что бы хоть как-то нейтрализовать недостатки существующей системы отдельные специалисты и преподаватели истории вынуждены самостоятельно разрабатывать собственные курсы по истории стран Азии. Но это отчасти вступает в противоречие с принципами преемственности, универсальности и единообразия современного образования.

242

Решение важнейших для российской науки и образования проблем, к числу которых, несомненно, относится и проблема «включения истории народов и стран Азии в мировую историю», возможно в рамках существующих «Национальных проектов». В частности, на уровне высшего образования это должно было бы быть включено в программу развития Федеральных университетов. Однако этот шанс был упущен, возможно, сделано это было целенаправленно.

Развитие науки и образования в России и за рубежом современном этапе создают условия и необходимость для более глубокого изучения истории стран Азии. Политическая ситуация в нашей стране сегодня позволяет мобилизовать научнообщественный потенциал для решения сложнейших задач, стоящих перед обществом. В частности, проблему «включения истории народов и стран Азии в мировую историю» можно решать посредством коллективной работы научно-педагогического сообщества по совершенствованию содержания, методов и системы преподавания истории стран Азии в отечественной школе. Перед научно-педагогическим сообществом стоит задача организовать совместную работу по разработке и внедрению в учебный процесс курсов, соответствующих современному уровню мировой исторической науки.

243
ОБРАЗОВАНИЕ education ГУМАНИТАРНОЕ ИСТОРИЯ history СТРАНЫ АЗИИ НАРОДЫ ВОСТОК east ЗАПАД
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты