Спросить
Войти

О формировании российского законодательства по переселенческому вопросу во второй половине xix В.

Автор: указан в статье

УДК 94/99

О ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОМУ ВОПРОСУ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

© 2009 Суздальцева И.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

Статья посвящена изучению некоторых проблем формирования переселенческого законодательства в общероссийском масштабе во второй половине XIX века.

The article is dedicated to the study of some problems of the development of the resettlement legislation in all-Russia scale in the second half of the 19th century.

Переселенческое движение в России XIX - начала XX веков играло важную роль в социальноэкономическом развитии страны. Оно влияло на ход демографических процессов в стране и хозяйственное освоение различных территорий, способствовало втягиванию в русло капиталистического развития

национальных окраин Российской Империи, было одним из важнейших каналов формирования здесь русского населения.

В течение длительного времени переселенческое движение в России не имело юридической основы. До 1861 г. в российском

законодательстве не было даже общих правил, определяющих порядок переселения крестьян. «Положение ...» от 19 февраля 1861 г. признавало право на переселение лишь за той частью крестьян, которая не получила надела земли по реформе. В целом же царское правительство в переселенческом вопросе в течение долгого времени стояло на ограничительных

позициях. Из опасения развития

«вредной подвижности и

бродяжничества в сельском населении» были сохранены даже меры уголовного наказания не

только за непосредственно

переселения, но и за подготовку

переселиться без разрешения. Виновные в таком преступлении подлежали аресту сроком от 2 недель до 3 месяцев [3. С. 344-345].

В 1861 г. в Министерстве государственных имуществ был подготовлен проект закона о переселении крестьян, рассчитанный на то, чтобы дать выход на окраины некоторой части крестьянства. Право на переселение получали безземельные и малоземельные крестьяне, владевшие не более 1/3 высшего или указанного надела, определенного «Положением...» от 19 февраля 1861 г. Но чтобы исключить возможность массового переселения крестьян, увольнение из сельского общества не должно было превышать половины наличного числа «душ». Выход из общины должен был облегчаться тем, что крестьяне освобождались от предварительного представления приемного приговора, а их недоимки переводились по новому месту жительства [6. Л. 49-50, 56-57].

К началу 80-х гг. XIX в. тяга крестьян к переселению на свободные казенные земли заметно усилилась. Волнения крестьянских масс во время второй революционной ситуации в России 1879-1881 гг. и нависшая угроза «черного передела» вызвали тревогу

в «верхах» за судьбы крупного землевладения, заставив

правительство обратиться к переселенческому вопросу,

разрешением которого оно надеялось смягчить земельный голод среди крестьян [1. С. 28]. Именно в это время, на рубеже 7080-х гг. XIX в., наметился поворот в переселенческой политике

правительства.

М. С. Симонова выделяет три основных периода в

переселенческой политике

российского правительства с 80-х гг. XIX века по 1905 г.:

1. До 1893 г. - формирование

общего переселенческого

законодательства, выработка основ переселенческой политики и первые шаги ее практического

осуществления.

2. 1893-1904 гг. - связан с

деятельностью Комитета Сибирской железной дороги. В этот период появилась относительная

самостоятельность самодержавного государства, стремившегося

приспособить дворянско-крепостническую аграрную политику к нуждам экономического развития.

3. Начинается переселенческим

законом от 6 июля 1904 г. и свидетельствует о глубоком кризисе и изживании дворянско-

крепостнического варианта

переселенческой политики [7. С. 424426].

Не дожидаясь окончательной разработки в Министерстве государственных имуществ

законопроекта по переселенческому вопросу, Комитет министров принял «Временные правила» о переселении крестьян, которые были утверждены 10 июля 1881 г. Они допускали переселение только с разрешения министра внутренних дел и министра государственных имуществ. Само разрешение выдавалось в том случае, если это диктовалось экономическим положением крестьян, что, разумеется, давало простор для произвола властей. Права крестьян-переселенцев на новом месте были весьма ограничены: участки

отводились в краткосрочное пользование на срок от 6 до 12 лет, размерами не более 8 десятин на душу мужского пола.

Между тем подготовка проекта закона о переселении крестьян продолжалась. В Комиссии при Министерстве внутренних дел была подробно определена организация переселенческого дела на местах. Предполагалось составление

списков сельских обществ с указанием числа душ мужского пола, имеющих менее 1/3 надела либо получивших в надел «совершенно недоброкачественную» землю.

Комиссия не установила размера ссуд переселенцам. Уездная администрация могла лишь ходатайствовать о пособиях, как путевых, так и на первоначальное устройство. В сущности, это был проект планомерного переселения беднейшей части крестьян из центральных губерний европейской России практически без какой-либо помощи со стороны государства.

Заключение Комиссии

обсуждалось в конце 1881 - начале 1882 гг. на совещании, один из участников которого, Д. Ф. Самарин, писал: «Поощрение переселений не должно входить в планы правительства, вполне достаточно издать такой закон, который сыграл бы роль «предохранительного клапана», дав выход недовольным крестьянам на свободные земли, но на свои средства» [1. С. 30]. Таким образом, проект лишь провозглашал право на переселение, оставляя крестьян на произвол судьбы как в дороге, так и при устройстве на новом месте. При Министерстве внутренних дел в декабре 1886 г. было создано специальное Переселенческое управление,

которое имело целью упорядочение организации переселений, в частности, облегчение выдачи разрешений на переселение и правительственных пособий

переселявшимся крестьянам [8. С. 72].

13 июля 1889 г. был утвержден новый закон, в котором также возобладали ограничительные

тенденции в переселенческой политике царизма. Крестьяне не могли переселяться по своему усмотрению. За администрацией осталось право в каждом отдельном случае решать вопрос о возможности и условиях переселения. Выдача разрешений переселенцам ставилась

в зависимость от наличия свободных земель на местах водворения, что приводило к массовому отклонению ходатайства крестьян. Самовольные переселенцы, не дождавшиеся

разрешения, должны были быть возвращены этапным порядком на прежнее место жительства.

Поземельное устройство точно не было определено: размеры участков могли устанавливаться по усмотрению местных чиновников. Возможность получения пособий была весьма призрачна [1. С. 32].

Изданием нового

переселенческого закона

правительство стремилось придать переселенческому движению

колонизационный характер,

используя его для русификации окраин. Лучшими колонизаторскими «элементами» считались

зажиточные крестьяне, а

переселение бедноты тормозилось. Правительство всеми мерами препятствовало самовольному

переселенческому движению. В основе этого курса лежала защита интересов помещиков центра России, боявшихся лишиться дешевых рабочих рук. Таким образом, в законе от 13 июля 1889 г. был воплощен традиционный дворянско-крепостничес-кий курс в области переселенческой политики [7. С. 72].

Круг применения закона ограничивался европейской частью России. Однако практика землеотводных работ в Сибири, не соответствующая масштабам

переселенческого движения и обладающих характером

законодательства, регулировавшего это движение, усиливала

самовольное переселение крестьян в другие районы страны.

Министр внутренних дел И. А. Горемыкин в указании от 7 июля 1896 г. обратил специальное внимание ведомств, связанных с размещением переселенцев, на недостаток приготовленной для их приема земли

в тех местностях, куда до того

времени было направлено

переселенческое движение. Далее он предлагал, помимо

безотлагательного исследования запаса свободных земель, принять меры к образованию участков для переселенцев. В частности, один из

резервов, по его мнению, заключался в излишках земель, состоящих в пользовании местного населения [5. Л. 65-66]. Между тем, как заявляло Переселенческое управление,

направление переселений

свидетельствовало о том, что значительные массы крестьян устремилась на Кавказ. Исходя из этого, Государственный совет предложил Министерству внутренних дел совместно с

главноначальствующим Гражданской частью на Кавказе выработать правила переселения крестьян из внутренних губерний на казенные земли Кавказского края [4. Л. 10].

31 марта 1897 г. был издан закон о переселении в Черноморскую губернию крестьян, принадлежавших коренному русскому населению губерний и областей Европейской России и Кавказа (отдел 1, §5). Новый переселенческий закон отразил то направление в

переселенческой политике

правительства, когда оно на короткое время стало на позиции признания свободы переселений.

Ограничительный характер,

присущий закону 1889 г., был в меньшей степени свойственен закону 1897 г. Крестьянам, желающим переселиться, необходимы были два условия: а) разрешение на

переселение (ничем не

оговариваемое); б) при получении разрешения личное или через ходоков ознакомление с местом будущего водворения. Это означало, что правительство пошло на

организацию ходачества (отдел IV). Далее казенные участки для переселенцев в Черноморской губернии предоставлялись сразу в бессрочное пользование, в то время как для крестьян Европейской России они сначала отдавались в арендное пользование, а затем уже в бессрочное. Известное

преимущество имели крестьяне по закону 1897 г. и при получении льгот - начиная от увеличения льготного срока в освобождении от казенных сборов и арендной платы и кончая денежной ссудой и правом перевозки имущества по железной дороге по пониженному железнодорожному тарифу [2. С. 103].

Таким образом, после отмены крепостного права началось

масштабное переселенческое

движение из центральных губерний России и Украины на окраины страны. В начале пореформенного периода основное место в политике самодержавия занимали задачи освоения новых земель, а вопросы переселения крестьян из внутренних губерний имели соподчиненное значение. Царское правительство долгое время продолжало стоять на

Примечания

ограничительных позициях в переселенческом вопросе. При этом в России были приняты

законодательные акты, которые признавали право крестьян на переселение, но пытались поставить их под контроль властей. В конце 90-х гг. XIX века в орбиту переселенческого движения были вовлечены земли Северного Кавказа.

1. Брусникин Е.М. Переселенческая политика царизма в конце XIX века // Вопросы истории. 1965. №1. 2. Исмаил-Заде Д.И. Русское крестьянство в Закавказье (30-е годы XIX - начало XX вв.). М., 1982. 3. Полный свод уголовных законов. Уложение о наказаниях. Статьи 947, 948. М., 1879. 4. РГИА. Ф.1263. Оп.2. Д.5387 «О переселении на Кавказ». 5. РГИА. Ф.391. Оп.1. Д.338. 6. РГИА. Ф.391. Оп.1. Д.4. 7. Симонова М.С. Борьба течений в правительственном лагере по вопросам аграрной политики в конце XIX века // История СССР. 1963. №1. 8. Симонова М.С. Переселенческий вопрос в аграрной политике самодержавия в конце XIX - начале XX вв. // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. М., 1970.

Статья поступила в редакцию 10.07.2009 г.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты