Спросить
Войти

КАВКАЗ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ БЕЛОРУССКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЯ

Автор: указан в статье

УДК 94(470)« 16/18»

О. В. Матвеев

Кубанский государственный университет

КАВКАЗ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ БЕЛОРУССКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЯ

Статья продолжает серию публикаций автора о белорусско-кавказских связях и посвящена кавказскому периоду жизни и творчества белорусского писателя, этнографа и педагога И. Д. Горбачевского.

На материалах местных архивов, а также работ просветителя, напечатанных в эти годы (18971910), показан глубокий интерес преподавателя городского училища к вопросам народного образования и приобретения школьниками трудовых навыков, общественной жизни и родной старине. Кавказские материалы биографии И. Д. Горбачевского существенно дополняют имеющиеся о нем сведения, расширяют представления о масштабах творческой личности белорусского просветителя.

O. V. Matveyev

Kuban State University

THE CAUCASUS IN THE LIFE AND WORK OF BELARUSIAN ENLIGHTENER

The article continues the author&s series of publications about the Belarusian-Caucasian relations and is devoted to the Caucasian period of life and work of the Belarusian writer, ethnographer and teacher I. D. Gorbachevsky.

The materials of the local archives, as well as the works of the educator published in these years (1897-1910) show the deep interest of the teacher of the city school to the issues of public education and the acquisition of students& labor skills, social life and native antiquity. Caucasian materials of the biography of I. D. Gorbachevsky is significantly complemented by the available information about him, expand the understanding of the scale of the creative personality of the Belarusian educator.

Введение. Имеющиеся биографические сведения о выдающемся этнографе, писателе и педагоге Иване Даниловиче Горбачевском (1860— 1914) носят сегодня фрагментарный характер, не раскрывают в полной мере наследие этого замечательного просветителя белорусского народа [1, с. 209; 2, с. 486]. Лишь в последние десятилетия белорусскими коллегами стали предприниматься усилия по возвращению в культуру России и Беларуси наследия незаслуженно забытого прозаика, исследователя народного творчества и учителя [3, 4, 5, 6]. Поскольку часть своей жизни И. Д. Горбачевский провел на Кавказе, то в местных источниках остались сведения, позволяющие дополнить и уточнить имеющиеся наработки его творческой биографии.

Основная часть. Имеющиеся работы об И. Д. Горбачевском не называют его место рождения и происхождение. Так, в «Антологии педагогической мысли Белорусской ССР» (составители Э. К. Дорошкевич и М. С. Мятельский) отмечается, что год рождения и смерти писателя неизвестны, а «биографических сведений об И. Д. Горбачевском почти не сохранилось» [1, с. 209]. «Белорусская энциклопедия» хотя и называет даты жизни (1860— 1914), однако также ничего не сообщает о его происхождении [2, с. 486]. Современные белорусские

авторы упоминают лишь о том, что Иван Данилович в 1885 г. окончил Виленский учительский институт, а первые шаги на педагогическом и литературном поприще сделал в Долысском народном училище Невельского уезда Витебской губернии [4, с. 198; 6, с. 62-63]. Документы кавказских архивохранилищ позволяют установить точное место рождения и происхождение Ивана Даниловича. В личном деле И. Д. Горбачевского, хранящемся в Центральном государственном архиве Республики Северная Осетия - Алания, имеется свидетельство, согласно которому «рождение и крещение его по метрической книге Бо-чейковской церкви за тысяча восемьсот шестидесятый (1860) год под № 19 записанным именно так: мая седьмого рожден, а девятого крещен Иоанн. Родители его: имения Бочейкова помещика Павла Цехановецкого, местечка Бочейкова крестьяне Даниил Петров и законная жена его Пелагия Афанасьева, оба православного вероисповедания» [7, л. 4]. Согласно формулярному списку, И. Д. Горбачевский «окончил курс в Ви-ленском учительском институте с званием городского учителя, в чем ему выдано свидетельство от 13 июня 1885 г. за № 295» [7, л. 10 об.]. Далее, 22 августа 1885 г. он был назначен в Трок-ское уездное училище (г. Троки Трокского уезда

Виленской губернии) учителем математики и географии; 21 августа 1886 г. - учителем русского языка и истории в том же училище; 1 октября 1888 г. перемещен на должность учителя Лепель-ского городского училища, 9 августа 1893 г. - на должность учителя Невельского уездного училища [7, л. 10 об. - 11 об.]. В Государственном архиве Краснодарского края сохранилось небольшое дело, из документов которого мы узнаем о просьбе И. Д. Горбачевского перевести его на Кавказ [8, л. 4]. Приказом по управлению Кавказским учебным округом коллежский асессор И. Д. Горбачевский с 6 июня 1897 г. был назначен сверхштатным учителем Баталпашинского городского училища [9, с. 666].

С 1 сентября 1897 г. по 1 сентября 1898 г. И. Д. Горбачевский исполнял обязанности секретаря Педагогического совета училища. За «отлично-усердную службу и примерное исполнение секретарских обязанностей получил в пособие из специальных средств сто руб.» [7, л. 12 об.]. В 1898 г. И. Д. Горбачевский стал членом-сотрудником Общества любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО) [10, с. 233]. Это общество не только занималось всесторонним изучением Кубани, но и осуществляло широкое распространение краеведческих знаний. Кроме того, писатель активно участвует в благотворительной деятельности: 24 мая 1900 г. И. Д. Горбачевский был утвержден в звании Директора Баталпашинского отделения Тюремного комитета [7, л. 13]. 21 декабря 1899 г. И. Д. Гор -бачевскому был пожалован чин надворного советника, а 1 января 1900 г. «за отлично-усердную службу» он был награжден орденом Св. Станислава 3-й степени [7, л. 12 об.].

Преподавание в училище он совмещал с выступлениями в местной печати по насущным во-про сам народного образования. 28 сентября 1897 г. в «Кубанских областных ведомостях» была опубликована статья И. Д. Горбачевского о состоянии учебного дела в ст. Баталпашинской. Он сообщал, что «благодаря умелому, практическому ведению дела, ремесленные классы имеют более характер благоустроенной мастерской, нежели заурядных училищных классов, изготовляя вещи по изяществу и прочности не уступающие дорогим фабричным изделиям» [11, с. 2]. Учитель рассказал о воскресной школе для взрослых при училище, «образцовой постановке народных чтений», народной библиотеке при народном училище, «весьма благоустроенной пасеке», выкормке шелковичных червей, давшей прекрасные результаты.

В другой корреспонденции ученого говорилось об опыте инспектора Баталпашинского городского училища Потапова по привлечению горских обществ к сельскохозяйственным занятиям

в народных училищах. Речь идет об учителе-инспекторе, коллежском советнике Сергее Гавриловиче Потапове [12, с. 58]. Имея заслуженную репутацию у черкесов и абазин, дети которых обучались в городском училище, С. Г. Потапов «блистательно выполнил возложенную на него трудную миссию», «горцы выразили желание даже и девочек своих приучать к этому легкому и доходному промыслу, что может послужить действительным средством для сближения с училищем горской женщины, устраненной обычаем от проявлений всякой общественной жизни» [13, с. 4].

Для директора народных училищ Кубанской области И. Д. Горбачевский написал специальную работу в виде реферата «Желательный тип ремесленных классов при низших училищах» по материалам съезда деятелей технического и профессионального образования в Санкт-Петербурге в 1898 г. [14, с. 16]. В июле 1899 г. в двух номерах «Кубанских областных ведомостей» была напечатана большая статья И. Д. Горбачевского «Сельскохозяйственные занятия при Ба-талпашинском городском училище». Иван Данилович отметил, что с закрытием юнкерского училища в Ставрополе и с усложнением программы на звание народного учителя только «наиболее способные из них добиваются учительского или офицерского звания, остальные увеличивают собой кадры того канцелярского пролетариата, который в старину назывался крапивным семенем, и немногие по необходимости возвращаются на отцовские хозяйства, получив во время прохождения учебного курса отвращение к хозяйственным занятиям и простой, трудовой жизни» [15, с. 3]. Эти молодые люди часто составляют «обузу и несчастье для своих родственников», поэтому наученные горьким опытом «хозяйственные казаки, чтобы не потерять последних работников, часто довольствуясь простой грамотностью, забирают младших сыновей из 3 или 4 класса городского училища, покамест те еще не успели отбиться от хозяйства». Самым действенным средством для решения этой важной социальной проблемы И. Д. Горбачевский считал занятия сельским хозяйством при училище. Иван Данилович рассказал об опыте своих коллег по Баталпашинскому городскому училищу по занятиям с детьми садоводством, выращиванию шелковичных червей. Однако инспектор посетовал на недоверие и невежество местных казаков, которые «несмотря на неоднократные протесты и жалобы инспектора училища, систематически вытравляют участок скотом, так, что для охранения от порчи и расхищения насаждений училище принуждено содержать на участке отдельного сторожа» [16, с. 3]. Ивану Даниловичу, человеку интеллигентному

и приезжему, все дело представлялось лишь через призму «мрака невежества в народе». В действительности все было гораздо сложнее. Указом Александра II 30 декабря 1869 г. станица Баталпашинская была преобразована в город Баталпашинск, однако данное решение так и не было претворено в жизнь. Местный учитель Ф. Ф. Арканников в 1881 г. объяснял это следующим образом: «Баталпашинску не суждено скоро быть городом: коренное население казаки-хоперцы положительно, как мы неоднократно наблюдали, не желают этого города, не желают и платить, буде придется, что-либо в пользу его, ни приписываться в горожане, и не переселяться в другие станицы» [17, с. 1]. Так что дело было не столько в «косности и невежестве» казачества, сколько в стремлении отстоять свои сословные интересы в условиях везде проникающей модернизации и трансформации традиционных устоев.

В то же время И. Д. Горбачевский высказал весьма актуальные даже сегодня соображения о занятиях с учениками сельскохозяйственным трудом. Первое, на что он указал, - занятия не должны иметь характера принуждения. Учеников необходимо «делать участниками выгод от их сельско-хозяйственных занятий, щедро выдавая им семена, саженцы и даже рои пчел». Школьникам необходимо отдавать отдельные грядки и участки питомника, чтобы «они за свои добросовестные труды пользовались известной частью дохода». Это развивает, по мысли И. Д. Горбачевского, «благородную» соревновательность в труде, стремление получить пользу от последнего.

Во-вторых, руководители подобных занятий должны «изучить дело не только теоретически, но и практически, чтобы собственным невежеством не уронить дело в глазах учащихся и взрослых. Учителя должны показывать пример в труде: даже и самые ленивые постыдятся не работать, когда увидят почтенные мозоли на руках своего учителя» [16, с. 3].

В-третьих, считал И. Д. Горбачевский, «не следует пренебрежительно относиться к старинным приемам хозяйства, которые целые тысячелетия поили и кормили население, а удобнее улучшения вести параллельно с традиционными культурами» [16, с. 3].

15 ноября 1899 г. попечитель Кавказского учебного округа писал директору народных училищ Кубанской области: «Покорнейше прошу Ваше Превосходительство выразить от моего имени благодарность учителю Баталпашинского городского училища Горбачевскому за присылку сочинений» [18, л. 6].

И. Д. Горбачевский напечатал в «Кубанских областных ведомостях» заметку «О праздновании в Баталпашинском городском училище

26 мая» (имеется в виду пушкинский юбилей). Кроме того, в этой газете, а также в «Витебских губернских ведомостях» он напечатал несколько других корреспонденций о народном образовании, народном здравохранении и экономического характера [14, с. 12].

На Кавказе И. Д. Горбачевский, по-видимому, познакомился с земляками-выходцами из белорусских губерний, привлеченными в край стремлением выбраться из тягот малоземелья и слухами о дешевизне жилья и земельной аренды в местных казачьих станицах [19, с. 107-109]. Не исключено, что этими встречами была навеяна его статья, вышедшая в «Витебских губернских ведомостях» в 1897 г. «Везде хорошо, где нас нет (в назидание землякам-белорусам, одержимым переселенческим недугом)». Позднее статья была издана отдельной брошюрой [14, с. 15].

Продолжает И. Д. Горбачевский обрабатывать и публиковать свои белорусские полевые записи, активно сотрудничая с «Витебскими губернскими ведомостями». С Кавказа он посылает в эту газету свой этнографический очерк «На Припяти», где дает характеристику аспектам традиционной культуры белорусского Восточного Полесья.

В ст. Баталпашинской И. Д. Горбачевский занимается и художественным творчеством. В «Витебских губернских ведомостях» он опубликовал повесть из жизни сельской учительницы «Что-то с ней будет?», а в 1898 г. повесть вышла отдельным изданием. Белорусские литературоведы считают, что это произведение было создано во время службы учителем в Придвин-ском крае [3, с. 227], однако повесть была, очевидно, написана на Кавказе. Во-первых, на форзаце изданной отдельной книгой повести указано, что публикация «дозволена цензурою 28 февраля 1898 года» [20, с. 2]. К этому времени И. Д. Горбачевский уже 8 месяцев служил в ст. Баталпашинской. Во-вторых, одним из аргументов в полемике героини повести с Наумом Прокофьевичем служит упоминание о том, что «на Кавказе в интеллигентных колониях высокообразованные женщины с успехом трудятся и исполняют все хозяйственные работы» [20, с. 10]. Это косвенное обстоятельство также говорит в пользу кавказского происхождения повести. Наконец, если бы произведение было создано еще в Виленской губернии, вряд ли бы упоминание о нем попало в отчет Попечителя Кавказского учебного округа за 1898 г. [14, с. 15].

В повести писатель поднимает большую социальную проблему совместимости устремлений идущих в народ романтиков-учителей и белорусских крестьян, смотревших на все порывы и устремления прибывших в село молодых людей как на «панскую» блажь. Героиня повести юная девушка из небогатой чиновничьей семьи Лидия Егоровна - решила стать народной учительницей, сеять разумное, доброе, вечное среди крестьянских ребятишек.

Однако жизнь оказывается сложнее и суровее, чем это представлялось девушке, попавшей на службу в белорусское село Залесье. Несмотря на то, что Лилия Егоровна «с большим любопытством изучала деревенскую жизнь и привязывалась к простому народу», ее все продолжали считать «паненкой», а местные девушки не принимали в свою среду. Любовь к простому крестьянскому парню Борису и выход за него замуж не приносят счастья Лидии Егоровне. Ее мечты создать идеальную трудовую семью, «перевоспитать всю окрестность» наталкиваются на тяжелые трудовые будни крестьянской семьи, в которую она пришла жить. Единственным утешением новоявленной крестьянки становится учитель из соседнего села Дубровки Наум Прокофьевич, ко -торый отличался «примерным своим трудолюбием, знанием дела и ровным выдержанным характером. Ведя отлично учебное дело, он вместе с тем с большим успехом занимался пчеловодством, огородничеством и, вообще, опытным при училище хозяйством, никогда не прибегая к наемному труду» [20, с. 17]. Его прототип явно просматривается в биографических фактах самого автора повести [3, с. 227]. Вместе с Наумом Про-кофьевичем читатель посещает крестьянское жилище, живет рядом с белорусскими крестьянами, постигая богатство и колорит традиционной культуры. В канву произведения органически вплетаются рождественские Святки, Пасхальные празднества, купальские песни и обряды («А шла Купала селом, селом»), песня «про лютую свекровь и бедную, страдавшую невестку» («Дуброва моя зеленая, / Свекровь моя шаленая»).

22 июня 1902 г. И. Д. Горбачевский назначен инспектором Кисловодского городского училища Терской области [7, л. 13] с жалованием 640 руб. в год. О его службе в Кисловодске сведения весьма скудны. Местные краеведы мельком упоминают имя И. Д. Горбачевского лишь в связи с историей здания городского училища [22].

На Кавказе в семье Горбачевских появились дети. Иван Данилович был женат на Анне Петровне Заиц, вышедшей из купеческого сословия. У супругов родились дочери: 11 ноября 1897 г. -Елена, 15 февраля 1901 г. - Евгения, 23 сентября

1903 г. - Зинаида, 4 августа 1906 г. - Наталья [7, л. 11].

Об этом времени в одном из дел Государ -ственного архива Краснодарского края сохранился интересный документ. Это Прошение И. Д. Горбачевского на имя Попечителя Кавказского учебного округа от 25 июля 1905 г., в котором Иван Данилович просит назначить его инспектором народных училищ. Тверской области. «Начав педагогическую службу еще в восьмидесятых годах народным учителем, когда учителями много было идеалистов, по справедливости заслуживших от народа название "скромных, честных и полезных тружеников", как бы я был счастлив, если бы снова очутился среди учителей в качестве их советника, руководителя и пытливого защитника, о чем до сего времени не только мечтал и писал в своих рассказах из школьной жизни, - отмечал Иван Данилович. -Мне отрадно было бы и то, что между учителями встретил бы и своих питомцев по педагогическим партам, которые, безусловно, дружно бы работали под руководством своего бывшего учителя» [8, л. 14-15].

Однако просьба И. Д. Горбачевского уважена не была. Спустя 4 года, 18 мая 1909 г. он был перемещен на должность инспектора Кизлярского городского училища [7, л. 13]. 28 января 1910 г. он был «уволен со службы согласно прошению по болезни» [7, л. 55 об.], как писал сам И. Д. Горбачевский 5 февраля 1910 г., «по совершенно расстроенному здоровью» [7, л. 53]. Он покидает Кавказ и обосновывается в Рогачеве, где провел последние 4 года жизни.

Заключение. Таким образом, кавказский период жизни и творчества И. Д. Горбачевского был насыщен служением на ниве народного образования, стремлениями воплотить свои педагогические идеи (трудовое обучение и воспитание, призывы по созданию при школах садов, огородов, пасек, мастерских, ориентир на знания, которые пригодятся школьникам в жизни и др.) в практике преподавания местных школ. На Кавказе он продолжил и свое литературное творчество, активно участвовал в местной общественной жизни. Кавказские материалы существенно дополняют и уточняют имеющиеся сведения об одном из колоритных белорусских просветителей, раскрывают еще одну забытую страницу содержательных белорусско-кавказских связей.

Литература

1. Антология педагогической мысли Белорусской ССР / сост.: Э. К. Дорошкевич [и др.]. М.: Изд-во Акад. пед. наук СССР, 1986. 460 с.
2. Сюдан В. I. Гарбачэусю I. Д. // Энцыклапедыя псторьн Беларуси у 6 т. Мшск: БелЭн, 1994. Т. 2. 537 с.
3. Русецкий А. В., Русецкий Ю. А. Художественная культура Витебска с древности до 1917 года. Минск: БелЭн, 2001. 286 с.
4. Харошка Г. П. 1ван Даншав1ч Гарбачэусю - знауца i прапагандыст народнага мастацтва Вщеб-шчыны // Наука - образованию, производству, экономике: материалы XV (62) регион. науч-практ. конф. преподавателей, научных сотрудников и аспирантов, посвященной 100-летию со дня основания УО «ВГУ им. П. М. Машерова», Витебск, 3-5 марта 2010 г. Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2010. С.198-199.
5. Снапковская С. В. Развитие образования и педагогической мысли Беларуси во второй половине XIX - начале ХХ в. М.: ИТИП РАО, 2011. 316 с.
6. Чечет В. В. Краевед, учитель, писатель... // Весшк адукацьи. 2016. № 4. С. 62-64.
7. Центральный Государственный архив Республики Северная Осетия - Алания (ЦГА РСО-А). Ф. 123. Оп. 2. Д. 292.
8. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 427. Оп. 2. Д. 385.
9. Циркуляр по управлению Кавказским учебным округом (ЦУКУО) за 1897 год. Тифлис, 1897. № 9. Сентябрь.
10. Ратушняк Т. В. Развитие краеведения на Кубани (конец XVIII - первая треть XX в.). Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2013. 270 с.
11. Горбачевский И. Ст. Баталпашинская (Учебное дело) // Кубанские областные ведомости.
1897. № 210. 28 сентября.
12. Кубанский календарь на 1898 год. Екатеринодар: Тип. Дон. акц. об-ва, 1898. № 8 (171). 98 с.
13. Горбачевский И. Ст. Баталпашинская // Кубанские областные ведомости. 1897. № 267. 12 декабря.
14. Отчет Попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1898 год // Сведения об особых трудах служащих в учебных заведениях Кавказского учебного округа за 1898 год. Тифлис, 1899. 12 с.
15. Горбачевский И. О сельскохозяйственных занятиях в Баталпашинском городском училище // Кубанские областные ведомости. 1899. № 139. 6 июля.
16. Горбачевский И. О сельскохозяйственных занятиях в Баталпашинском городском училище (окончание) // Кубанские областные ведомости. 1899. № 141. 8 июля.
17. Арканников Ф. Из путевых заметок по некоторым местам Баталпашинского уезда // Кубанские областные ведомости. 1881. № 25. 14 ноября.
18. ГАКК. Ф. 470. Оп. 2. Д. 1127.
19. Матвеев О. В. Переселенцы из белорусских губерний в формировании этнокультурного пространства Кубани и Черноморья (конец XVIII - начало XX в.) // Этнокультурное пространство Юга России (XVIII-XXI вв.): материалы Всеросс. науч.-практ. конф. Краснодар, 24 окт. 2013 г. / науч. ред., сост.: Н. И. Бондарь, А. И. Зудин. Краснодар: Традиция, 2013. С. 102-121.
20. Горбачевский И. Д. Что-то с ней будет?: повесть. Витебск: Губернская типо-литография,
1898. 24 с.

References

1. Antologiya pedagogicheskoy mysli Belorusskoy SSR [Anthology of pedagogical thought of the Belarusian SSR]. Comp. E. K. Doroshkevich [et al.]. Moscow, Academiya of Ped. Sciences of the USSR Publ., 1986. 460 p.
2. Skidan V. I. Gorbachevsky I. D. Entsyiklapedyya gistoryi Belarusi [Encyclopedia of the history of Belarus]. Minsk, Belaruskaya entsiklapedyya Publ., 1994. Vol. 2. 537 p. [In Belarusian].
3. Rusetsky A. V., Rusetsky Y. A. Khudozhestvennaya kul&tura Vitebska s drevnosti do 1917 goda [Culture of Vitebsk from ancient times to 1917]. Minsk, Belaruskaya entsiklapedyya Publ., 2001. 286 p.
4. Kharoshka G. P. Ivan Danilovich Garbachevski - expert and propagandist of folk art of Vitebsk region. Materialy XV (62) regionalnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii prepodavateley, nauchnykh sotrudnikov i aspirantov, posvyashchennoy 100-letiyu so dnya osnovaniya UO "VGUim. P. M. Masherova " "Nauka - obrazovaniyu, proizvodstvu, ekonomike", Vitebsk, 3-5 marta 2010 [Science - education, production, economy: Materials XV (62) of the regional scientific-practical conference of teachers, scientific employees and postgraduates, devoted to the 100th anniversary of the founding of EE "VSU named after P. M. Masherov", Vitebsk, March 3-5, 2010]. Vitebsk, VSU named after P. M. Masherov Publ., 2010, pp. 198-199 [In Belarusian].
5. Snapkovskaya S. V. Razvitiye obrazovaniya i pedagogicheskoy mysli Belarusi vo vtoroy polovine XIX - nachale XX v. [Development of education and pedagogical thought of Belarus in the second half of XIX - beginning of XX centuries] Moscow, ITIP RAO Publ., 2011. 316 p.
6. Chechet V. V. A local historian, teacher, writer... Vesnik adukatsyi [Bulletin of education], 2016, no. 4, pp. 62-64 (In Russian).
7. Central state archive of the Republic of North Ossetia-Alania (CGA RSO-A). Fund 123. I. 2. F. 292.
8. State archive of Krasnodar region (GACC). Fund 427. I. 2. F. 385.
9. Tsirkulyar po upravleniyu Kavkazskim uchebnym okrugom (TsUKUO) za 1897 god [Circular on the management of the Caucasus school district (CMCSD) for 1897]. Tiflis, 1897, no. 9, September.
10. Ratushnyak T. V. Razvitie kraevedeniya na Kubani (konetsXVIII-pervaya tret&XXv.). [Development of local lore in Kuban (late XVIII - first third of XX century). Krasnodar, Kuban. State University Publ., 2013. 270 p.
11. Gorbachevsky I. St. Batalpashinskaya (the case study). Kubanskiye oblastnyye vedomosti [The Kuban regional statements], 1897, no. 210, September 28 (In Russian).
12. Kubanskiy kalendar na 1898 god [Kuban calendar for 1898]. Ekaterinodar, Type. Don. the ASC Society Publ., 1898, no. 8 (171), 98 p.
13. Gorbachevsky I. St. Batalpashinskaya. Kubanskiye oblastnyye vedomosti [The Kuban regional statements], 1897, no. 267, December 12 (In Russian).
14. Report of the Trustee of the Caucasian school district on the state of educational institutions for 1898. Svedeniya ob osobykh trudakh sluzhahschikh v uchebnykh zavedeniyakh Kavkazskogo uchebnogo okruga za 1898 god [Data on special works of employees in educational institutions of the Caucasian educational district for 1898]. Tiflis, 1899, 12 p. (In Russian).
15. Gorbachevsky I. On the agricultural classes in city school Batalpashinsk. Kubanskiye oblastnyye vedomosti [The Kuban regional statements], 1899, no. 139, July 6 (In Russian).
16. Gorbachevsky I. On agricultural pursuits in Batalpashinsk city school (the end). Kubanskiye oblastnyye vedomosti [The Kuban regional statements], 1899, no. 141, July 8 (In Russian).
17. Arkannikov F. Of travel writing for some places Batalpashinsk district. Kubanskiye oblastnyye vedomosti [The Kuban regional statements], 1881, no. 25, November 14 (In Russian).
18. GAKK. Fund 470. I. 2. F. 1127.
19. Matveev O. V. Immigrants from the Belarusian provinces in the formation of ethno-cultural space of the Kuban and the black sea region (late XVIII - early XX centuries). Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Etnokulturnoe prostranstvo Yuga Rossii (XVIII-XXI vv.)" [Ethno-Cultural space of the South of Russia (XVIII - XXI centuries): materials of the all-Russian scientific and practical conference], sinc. ed., comp. N. I. Bondar, A. I. Zudin. Krasnodar, Tradition Publ., 2013, pp. 102-121 (In Russian).
20. Gorbachevsky I. D. Chto-to s ney budet? Povest& [Something will happen to her? Story]. Vitebsk, Provincial Tipo-Lithograph Publ., 1898. 24 p.

Информация об авторе

Матвеев Олег Владимирович - доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории России. Кубанский государственный университет (350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, Российская Федерация). E-mail: vim12@rambler.ru

Information about the author

Matveyev Oleg Vladimirovich - DSc (History), Professor, Professor, the Department of Russian History. Kuban State University (149, Stavropolskaya str., 350040, Krasnodar, Russian Federation). E-mail: vim12@rambler.ru

Поступила 12.09.2019

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОДНАЯ СТАРИНА ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО КАВКАЗ people’s education native antique enlightenment the caucasus
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты