Спросить
Войти

Формирование основ социально-экономической политики ФРГ в свете современной научной литературы

Автор: указан в статье

Addressing the issues of pension reform in Europe at the turn of XX-XXI centuries. Arguments for and against such reforms, which are one of the major components of the social reforms. The author gives some statistical, sociological and evidence about the pros and cons of the pension reform in a number of European countries. The common thread throughout the paper is the idea that the broad-based social reform - a reform of the pension system in any country is it such - is impossible without reaching the social agreement of all stakeholders - the government, the workers themselves, entrepreneurs, corporations, trade unions, the media, scientists -sociologists, opposition and neutral government political parties and other public organizations.

Список литературы

1. Bonoli G. The politics of pension reform: institutions and policy change in Western Europe. Cambridge University Press.2000.
2. Schludi M. Pension reform in European social insurance countries. In: UNSPECIFIED, Madison, Wisconsin. 2001. (Unpublished)
3. Giles H., Harwood J., Pierson H.B., Clément R., Fox S. Stereotypes of the elderly and evaluations of patronizing speech: A cross-cultural foray. // R.K.Agnihotri, A.L.Khanna, I.Sachdev (Eds). Social psychological perspectives on second language learning. (Research in applied linguistics series: IV, pp. 151-186). New Delhi: Sage. 1998.
4. Schludi M. The Politics of Pensions in European Social Insurance Countries/ MPIfG Discussion Paper 01/11//http ://www.mpifg .de/pu/dp_ab stracts/dp01-11.asp
5. Lindbom A. Dismantling the Social Democratic Welfare Model? Has the Swedish Welfare State Lost Its Defining Characteristics? // Scandinavian Political Studies. 2001. № 24(171).
6. Baccaro L. Negotiating Pension Reform with the Unions: The Italian Experience in European Perspective.// Conference paper. International Conference of Europeanists, Chicago. 2000. 30 March -2 April.
7. Hinrichs K. Elephants on the Move. Patterns of Public Pension Reform in OECD Countries. // European Review. 2000. № 3.
8. Myles J., Pierson P. The Comparative Political Economy of Pension Reform. / Paul Pierson (ed.). The New Politics of the Welfare State. //Oxford University Press. 2001.
9. Pierson P. Weaver K.R. Imposing Losses in Pension Policy // K.R.Weaver B.A.Rockman (Eds.). Do Institutions Matter? Government Capabilities in the United States and abroad. The Brookings Institution. 1993.
10.Pierson P. Dismantling the Welfare State? Reagan, Thatcher and the Politics of Retrenchment. Cambridge University Press. 1994.
11.Palier B. Comparing Social Insurance Reforms in Continental Europe: Analytical Framework and Hypotheses. Draft. Centre National de Recherche Scientifique. Paris. 2001.
12.Hassel M. Pronominal Resolution in Automatic Text Summarisation. Masters thesis, Department of Computer and Systems Sciences// Stockholm University and KTH. 2001. //http://www.nada.kth.se/~xmartin/papers/Master-PRM.PDF.
13. Huseby N.E. and others. Carbohydrate-deficient transferrin and alcohol Boeri T., Borsch-Supan Aand Tabellini G. Would you like to shrink or expand the welfare state? The opinions of European Citizens //Economic Policy. 2001 .Vol. 32.

Об авторе

Киселёв Анатолий Кириллович - доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедры теории и государства и права Северо-Кавказского социального института, akiselev2@yandex. ru

УДК 327.1+943.088.3

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ФРГ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Колесников П.А.

В данной статье охарактеризованы экономические и социальные аспекты внутренней политики Германии 50-60-х г. XX вв. Политическим силам пришлось тогда решать самую насущную проблему - формирование основ будущей Германии. Под основами подразумевается хозяйственная система страны. Итогом стало формирование новой экономической модели Германии, которая актуальна и сейчас.

Внутренняя политика Федеративной Республике Германии (ФРГ) в 50-х г. ХХ в. считалась одной из самых успешных. Ведь властями ФРГ удалось вывести западную часть страны из состояния полной разрухи за короткое время. Непосредственно этот прорыв возглавил ставший у руля страны христианские демократы, это канцлер ФРГ Конрад Аденауэр и министр экономики Людвиг Эрхард, названный отцом германского экономического чуда. Теория «социально-рыночного хозяйства» была разработана самим Эрхардом и поддержана канцлером

Аденауэром, который обеспечил все необходимые условия для реализации данной теории в жизнь [4, с. 128].

Христианские демократы шли на выборы с программой, которая предусматривала рыночные отношения. В первую очередь, она предусматривала ослабление оккупационного режима, введение стабильного денежного обращения и отмену карточек на товары. Также в предвыборных агитматериалах делали упор на то, что при ХДС/ХСС Западная Германия выйдет из состояния нужды, голода и депрессии. Впоследствии трудолюбивый немецкий народ выбрал программу христианских демократов, которые оправдали свои обещания [4, с.128].

В Западной Германии (Рурско-Вестфальский район) было много полезных ископаемых в том числе и сырьевых. В этой связи внушительная доля германской промышленности размещалась в Рурско-Вестфальском районе; на него приходилось 97% всей железной руды, 81%-каменного угля и 91%-чугуна, который добывался в пределах границ Германии до 1937 г., где концентрировалась основная масса квалифицированных рабочих [6, с.198]. К этому можно отнести и реальные основания, скрывающиеся в объективных причинах. ФРГ располагала в начале 50-х гг. производственными мощностями выше уровня 1936 г., которые в результате войны были сокращены лишь на 15,4% [7, с.101].

Подъём объёмов производства в промышленности требовал обновлении основного капитала, так как к началу 50-х г. практически вся техническая база предприятий была, изношена и разрушена находясь на уровне 20-ти летней давности [7, с.101]. Раскол страны на два противоборствующих лагеря вносил диспропорцию в экономику страны. Потребность в товарах первой и бытовой необходимости вносила свои коррективы в скором и быстром восстановлении экономики.

Денежная реформа 1949 г. дала определенный толчок развитию экономики, целью которой изначально было блокирование банковских вкладов, с помощью чего власти смогли объединить вклады на льготных условиях и обменять на новые марки. Это означало только одно - перераспределение денежных ресурсов в пользу крупной и средней промышленности [6, с.450] для того, чтобы она могла подстегнуть остальные экономические процессы.

Помощь Англии и Франции в восстановлении экономики была менее существенной, чем от США. Американское правительство предоставило ФРГ экономическую помощь по «плану Маршалла». Аденауэр увидел в этом спасательный якорь для немецкой экономики [4, с.130]. Восстановление германской промышленности и всего производства было одной из главных задач. Поскольку западные страны рассматривали ФРГ как потенциального союзника [6, с.458], достижение данной цели носило перспективный характер.

В первые годы действия «плана Маршалла» Германия получила от США 500 млн. долл. безвозмездных ассигнований; всего за всё время действия этого плана Западная Германия получила 3,6 млрд. долл. [6, с.460]. Но эта финансовая помощь составила 8% от всех инвестиций, которые были вложены в восстановление экономики, И все же свою роль она сыграла. Это стало благоприятным фактором развития, укрепившего крупные и средние предприятия Западной Германии. Основная доля финансирования которая была выделена для восстановления предприятий, пришлась на государство. Государственный бюджет был важнейшим источником получения финансовой помощи на нужды народного хозяйства.

Западные страны активно поддержали новую валюту ФРГ. В банках Америки, Англии и Франции стали принимать марки к обмену, курс был установлен на уровне 23,8 цента [6, с.460-461]. Следовательно, экономика выходила на стабильный и сбалансированный уровень, так как без экономических предпосылок не могло быть и речи о курсе валют и её индексации.

Переломным моментом в экономике Западной Германии можно назвать лето 1950 г. В этот момент на другом конце света разворачивалось серьёзное событие - военный конфликт в Корее [6, с.465-466]. Немецкое правительство, заключая зарубежные контракты, перестраивало, создавало и дополняло свою промышленность для выполнения заказов американских ведомств. [6, с.467], которые нуждались в технике и прочих вещах для оказания военной помощи Корее.

К концу 50-х гг. заказы увеличились настолько, что промышленность Западной Германии стала испытывать нехватку металлов. Это вызывало серьёзные опасения, так как приходилось пересматривать политику по оптимизации ресурсно-сырьевой базы, на которой работали квалифицированные кадры и переселенцы из восточно-европейских стран. Переселенцы из восточных областей Германии и других европейских городов доставляли определенные трудности для экономики и не могли никак устроиться на работу в послевоенные годы, вдруг становились важным резервом дешёвой рабочей силы. Тем самым была ликвидирован основа безработицы.

Анализируя экономические проблемы, можно прийти к выводу, что причина быстрого подъёма таилась во внутреннем развитии Западной Германии. Например, хотелось бы сравнить внутренние и внешние капиталовложения в экономику [6, с.453]. В 1949 г. по «плану Маршалла» субсидии составляли 1 млрд. марок. Вложения в экономику самой Западной Германии составляли 15,7 млрд. марок, а в 1950 г. - 18,5 млрд. марок. А если брать общее количество инвестиций ФРГ в собственную экономику в период 1950-1957 г., то они достигали 257 млрд. марок[6, с.466], что превышало внешние инвестиции в разы.

Зададимся вопросом о средствах и их источниках? Где государство нашло деньги? Это результат накоплений «народного фонда» за счёт задержки индексации заработной платы и задержки по её выплатам. В начале 50-х заработная плата достигла 65% довоенного уровня. Продолжительность рабочей недели составляла 52 часа, что являлось показателем выработки норм производительности труда, основным подстёгивающим фактором роста прибыли от производимой продукции на предприятии. Первый накопленный транш инвестировали в расширение и восстановление производства в условиях автоматизации и технического прогресса. Следовательно, поднялась выработка продукции и личная прибыль на каждого рабочего. Институт западногерманских профсоюзов подсчитал, что прибыль монополий ФРГ возросла в 1957 г. (по сравнению с довоенным периодом) в 7 с лишним раз. Таким образом, «самофинансируемые» предприятия стали увеличивать объёмы производства, и в свою очередь приобретали новые источники финансирования.

Правительство и правящая коалиция, как показал опыт, проводили разумную экономическую политику. Главная функция, сводилась к регулированию нормативно- правовой базы в вопросах экономики. [6, с.469].

Государство, являлось важнейшим источником инвестиций, следовательно оно как то пыталось контролировать вложенные средства, потому как от казны поступало 30-32% всех вложений в экономику. Государство выдавало долгосрочные кредиты, но с гарантией на полную отдачу. В отдельно взятые годы оно кредитовало до 90%. С 1950-54 г. свыше 2/3 кредитов были государственными [6, с.470]. Финансовые средства у государства были в виде «прибыли», которое поступало с государственного сектора экономики.

За счёт проводимых мер христианские демократы в 7 летний период пребывания у власти сумели вывести страну из послевоенной разрухи и дать своему населению условия для нормальной жизни. Так в 1955 г. правительство ФРГ имело около 22% акции всех предприятий в Западной Германии. Позднее доля государства в акционерном капитале корпораций возросла до 2/3 [6, с.470].

Экономическому развитию способствовали и другие факторы. Это создание устойчивого внутреннего рынка, который имел широкий спрос на все виды бытовых и промышленных изделий. Создание новой инфраструктуры так же способствовало открытию новых отраслей экономики и предприятий взамен сосредоточенных в Восточной Германии [6, с.453]. Социально-рыночная экономика стала приносить свои плоды. Жители Федеральной республики уже не испытывали материальной нужды и чувств побежденных. Наблюдая за результатами экономической политики, проводимой Аденауэром и его командой, немецкое общество поддерживало политику канцлера. Успешная политика ХДС/ХСС позволяла при посредстве трудолюбивого народа Германии, как говорил Аденауэр[4, с.136], вывести ФРГ на рельсы нормальной жизни, что без всякого сомнения, вызвало уважение и доверие к немцам в других странах [4, с.136-137].

Экономику пытались развивать на новой технической основе, получив модернизированную промышленность. Менялась её структура, создавались новые отрасли - нефтехимия, приборостроение и т.д. Был достигнут довоенный уровень по стали и выплавке чугуна уже в 1952 г. Уже в 1955 г. доля ФРГ в промышленном развитии западных стран равнялась 9,4 %. Автостроение выросло в 4 раза, электротехника - в 5 раз [6, с.467].

В результате по сравнению с 1949 г. по 1954 г. Западная Германия удвоила, а в начале 60-х гг. утроила свой национальный доход. Занятость увеличилась с 13,5 до 21 млн. чел., а уровень безработицы снизился с 8,4% до 0,7% начала 60-х гг. Возросла и реальная заработная плата на 76% при сокращении рабочего дня на целых 16% [7, с.101].

Кроме всего прочего, как и во всех странах с рыночным отношением, постепенно стало возрастать значение монополий. В руках крупных держателей предприятий сосредотачивалась крупная группа дельцов, положение которых стало улучшаться в государстве. Они стали прикупать новые заводы, одним из таких крупнейших промышленников в Западной Германии была «Семья Круппов» которая имела за плечами опыт общения с «прошлыми властями», в принципе, как и все крупные промышленники. Тем не менее, благодаря манипуляциям с собственностью в их руках были сосредоточены крупные предприятия: сталеплавильные и угольные. На его предприятиях было занято свыше 100 тыс. чел; актив которого оценивался к концу 50-х годов 3 млрд. марок. Его предприятия с 1955-56 дали экономике 3,1 млн. тон стали - 14% всей выплавки стали в Западной Германии [6, с.567].

Концерн «ИГ Фарбениндустрии» занял третье место среди химических монополий мира. Концерн Ман-несмана был возрождён в 1954 г. Его завод давал экономике около 1/3 всех труб, сделанных в Западной Германии. В области производства значительная её часть сосредотачивалась в руках группы акционеров. На 31 июля 1955 г. такая концентрация акционерного капитала привела к сосредоточению в их руках 14 объединений в 14,7 млрд. марок - это 66,3% акций ФРГ [6, с.466].

Что касается внешнеполитического сотрудничества, то в рамках поддержки были заключены определенные договоренности. Так в 1950 г. в Бундестаге приняли решение о вступлении в Европейский Совет, между этим, совместно с Францией решили создать Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) [6, с.470].

Постепенно во второй половине 50-х гг. бурные темпы роста стали притормаживать, но все же среднегодовой прирост составлял 9,6% в период с 50-60 гг. Это было связано с падением занятости населения. Закрывались угольные шахты, так как уголь заменялся газом, и поэтому шахтёры были вынуждены увольняться в поисках новой работы [6, с.470]. Единственная сфера отрасли, которая не пострадала - это приборостроение, электроника, синтетические материалы и т.п.

Равным образом можно сказать и о сельском хозяйстве, его производство интенсифицировалось: продукция не уменьшалась, но число занятых в этой сфере сокращалось с 1952-62 г. Сельское хозяйство покинуло 1,5 млн. человек, увеличивался приток рабочей силы в промышленность [6, с.468]. Было положено начало полному восстановлению крупнейших финансовых компаний - создание «Дойче банк», «Дрезденер банк» и «Концерн банк», и в 9 региональных банках. На их долю приходилось 57% банковских вкладов Западной Германии.

Сложно представить, но без банковского участия невозможно было решать инвестиционные проекты и соглашения, в силу того, что банки играли огромную роль в финансировании экономики ФРГ [6, с.468].

Для Западной Германии была характерна разветвлённая система предпринимательских союзов. Создавались союзы металлургов, горняков, электротехников, нефтехимиков и т.п. Они давали рекомендации, решали насущные проблемы рабочих и т.д. [6, с.469]

Говоря об общих тенденциях в экономике, то за 1950-56 г. сбыт промышленной продукции возрос на 180%, экспорт на 300% г. Гамбург вернул себе статус наиболее крупного порта - третье место в мире после Нью-Йорка и Роттердама. С 1952-64 г. увеличились золотые и валютные резервы, это говорило в пользу того, что ФРГ вывезла товаров больше, чем ввезла на 53 млрд. марок [6, с.470]. Правительство, следуя курсу программе христианских демократов, поддерживало внешние контакты, заключая экономически контракты, соглашения [6, с.470]. Постепенно западногерманское населения стало приобретать чувство уверенности в завтрашнем дне. В 50-е г. экономика ФРГ развивалась и шла уверенно по восходящей линии, следовательно, по темпам роста промышленных мощностей стала в свою очередь обгонять потребности рынка, что приводило к росту жизненного уровня населения.

В 1960 г. ФРГ занимала второе место в мире по мировому экспорту. Товары на внешних рынках были конкурентоспособны.

С началом 60-х г. стала возникать проблема дешёвой рабочей силы. С установлением Берлинской стены в 1961 г. источник экономического роста иссяк, это спровоцировало увеличение значения иностранных рабочих рук, их число к 1966 г. достигло 1244 тыс. (около 5% всех занятых). [1, с.409]

Но если анализировать деятельность экономической политики «Коалиции» в 60-х г., то можно проследить устойчивую тенденцию к замедлению темпов экономического роста, которая напрямую была связана с притоком населения из Восточной Германии и стран Восточной Европы. Прирост промышленности составлял в 1960 г -8,8%, в 64 г. - 6,5%, а в 65 г. -5,5%, в 1967 г. он вообще упал до рекордно низкого уровня и составил - 1.3%. [6, с.463] Всем известно о знаменитом немецком автопроме, так вот к 1965 -69 г. выпуск автомобилей стабилизировался примерно на уровне 3 млн. штук.

Золотовалютные запасы в ФРГ в 1965 г. удерживали Западную Германию на втором месте в капиталистическом мире. Имея почти 30 млрд. марок иностранной валюты и ценных бумаг, в том числе 17 млрд. марок золота, ФРГ могла проводить независимую финансовую политику. [6, с.464]

Серьёзными показателями на тот момент являлись рейтинги 100 крупнейших предприятий западных стран, к середине 60-х г. появились 12 фирм ФРГ, в том числе «Volkswagen», в 1965 г. - занявший 24 -е, место, «Аугуст Тиссен-хюста» - 38 -е в 1969 г. (сталелитейное производство) чёрная металлургия. [6, с.465-466] Так же не отставали и во взаимоотношениях с иностранным капиталом. Внешнеэкономическая деятельность Западной Германии была направлена на сотрудничество с США и Англией. Ликвидация таможенных пошлин между странами привела к тому, что в 1965 г. иностранные капиталовложения составляли примерно 60 млрд. марок. Но в целом иностранным монополистам принадлежало 10% капитала в промышленности ФРГ. [6, с.466-467] Вместе с тем крупные монополии были очень активны и они, в свою очередь, пытались проникнуть на иностранный рынок.

Так, в 1963 г. ФРГ вывозила товаров на 58,3 млрд. марок, а в 1956 г. - 71,7 млрд. К середине 60-х г. ФРГ сбывала за рубежом примерно 1/6 своей промышленной продукции, это в немалой степени способствовало быстрому увеличению золотых и валютных резервов. [6, с.469]

Жизнь германского общества в период 50-х г. XX в. была вполне благоприятной. Так как в этот период Западная Германия показывала положительные результаты по темпам экономического роста, следовательно, социальное положение наравне с экономикой росло.

Социальная политика ХДС/ХСС в своей доктрине социально рыночного хозяйства сделала акцент на социальные аспекты для создания позитивного социального климата в стране. Уже в 50-е г. было создана правовая основа национальной политики. На тот момент ФРГ обладала весьма значительным трудовым квалифицированным резервом, которым можно было использовать, пользуясь ситуацией на мировом рынке. В мире возрастал спрос на машины и оборудование, а Западная Германия, наряду с другими индустриальными странами, могла производить и выпускать их, удовлетворяя потребности запросов рынка.

Благодаря этому Западная Германия с 1949 по 1961 г. смогла увеличилась занятость и уменьшилась безработица с 8,4% до 0,7% в период с 50 по 60-е г. [7, с.101]

В обществе складывалось устойчивое положение. Неуклонно росла заработная плата рабочих и служащих, пенсии для пожилых, рост которой превышал рост цен и налогов. Доходы населения увеличились [4, с.132].

Постепенно рабочим удалось на основе коллективных договоров, который был издан в 1949 г., добиться сокращения продолжительности рабочей недели, если к началу 50- х г. она составляла фактически до 52 ч. то к середине - 40-44 ч., этот успех был распространён на всю промышленность [6, с.454-455]. Данный договор мог разграничивать отношения между рабочим коллективом и работодателем в вопросах заработной платы и тарифных ставок. Профсоюзы, в свою очередь, добились принятия законов, которые регулируют отношения предпринимателей и рабочих. В 1951 г. был принят закон о паритетном (почти на равных) соучастии в наблюдательных советах крупных предприятиях, а в 52 г. закон об уставе предприятий [7, с.102]. Таким образом, эти введения открывали возможность улучшать положение рабочего, но уже в рамках основ норм права.

В системе социальных норм появился такой фактор, как Патерналистская форма выплат, которая к началу

60-х г. составляла половину социальных расходов предпринимателей. Данная форма представляла собой правовую основу социального страхования (по болезни, старости, увечья, безработицы) [7, с.102], в виде единовременной материальной выплаты.

Таким образом, правящая коалиция проводила такую политическую линию, которая улучшала нормы жизни простых рабочих и не создавала преград в формировании правовых норм между работником и работодателем. Лидер ХДС всячески пытался запустить в стране стабильную систему пенсионного обеспечения, которая бы охватывала не только лиц наёмного труда, то есть рабочих и государственных служащих, но и людей научных профессий. [4, с.132] В системе образования можно было с полной уверенностью говорить о том, что оно будет социально защищена.

Проблема жилья и жилищного строительства была весьма актуальна, после военной разрухи было много нуждающихся в жилье. В строй вводились новые жилые дома, к началу 50-х г. было построено 215 тыс. квартир, то в 1951 г. -410 тыс. квартир, а в 1956 г. - 559 тыс. Примерно половина новых квартир были социальными, предоставлялись населению по заниженным ценам [4, с.132]. В 50-е г. стали строить небольшие коттеджные дома для одной семьи. А это говорило о том, что в стране появились представители среднего класса, которые могли иметь индивидуальное жильё. Решались такие проблемы как отделение жилых районов от деловых, производственных и торговых с необходимой инфраструктурой и сетью транспортных коммуникаций [4, с.132-133].

Правительство коалиции создало такие условия социальной поддержки, которые 5- 10 лет тому назад невозможно было представить. Предприятия давали денежные и иные подарки к Рождеству, в дни юбилеев и семейных праздников, оказывали финансовую помощь на отпуск и обучение детей. Предприятия строили столовые, заводские кухни. Выделялись средства на проведения культурных и спортивных мероприятий, театральной самодеятельности и мн.др. [4, с.133]

Была проблема беженцев с востока Европы, но, как ни странно, она была решена за счёт программы обеспечения их жильём и ликвидации безработицы на вновь открывшихся предприятиях [4, с.136], а так же лицам, приезжавшим с востока, оказывались стартовая помощь, а дальше они действовали сами [4, с.135].

Благодаря той политике, которую проводил ХДС/ХСС в социальной сфере, немцы в Западной Германии выходили не только из материальных нужд, но и угнетённого состояния, они ощущали государственную политику социальной поддержки. [4, с.133] Экономический рост способствовал поднятию жизненного уровня населения.

Но к середине 60-х г. прежние источники экономического подъёма были исчерпаны. Фактически проблемы были разнофакторными, но в целом влияли на социальную среду. Это увеличение доли населения, занятого в сфере материального производства, в 1969 г. составила 54%. С 25 до 9% снизилась доля сельскохозяйственного населения. Росла стоимость жизни, государство стало чаще усиливать своё вмешательство в автономию тарифных партнёров. Правительство проводило совещания и консультации, а предприниматели, в свою очередь, более настойчиво относились к решениям правительства и требовали от них придать консультациям характер обязательного исполнения. [7, с. 186-187]

Возникали проблемы, которые ранее не встречались, и в этой связи новому канцлеру от партии ХДС Л. Эрхарду, пришедшему к власти в 1963 г., нужно было принимать решения, которые бы способствовали выходу из назревающего экономического кризиса. Им была предложена программа «сформированного» общества, которая строилась на базе социально ориентированного рыночного хозяйства. Но этой программной идее сложно было реализоваться, так как страна вступала в фазу экономического спада, носивший циклический характерно кризис имел временное значение, про экономическая модель была настолько устоявшейся, что должна была восторжествовать [7, с.187]. Главная задача была, преодолеть кризисные явления с наименьшими потерями.

После ряда политических событий внутри страны в 1966 г. канцлером от христианских демократов становиться К.-Г.Кизингер. Быстро сформировав кабинет министров, канцлер и его правительство приступили к решению первоочередных задач - преодолению экономического кризиса 1966-67 г. Первое, что встретилось на пути, это кризис перепроизводства, который затронул почти все отрасли. Общий индекс производства сократился в среднем почти на 3%. В 1967 г. спад превышал 6%, а в некоторых отраслях доходил до 10-20%, возросла безработица до 300 тыс. человек. Экономическая программа нового правительства носила название «глобального регулирования», изложенного Шиллером, министром экономики. Она представляла собой: программу среднесрочной экономической и финансовой политики, рассчитанную на 5 лет. Главная цель - стабильность цен, высокий уровень занятости и умеренный платёжный баланс, а главная роль отводилась финансовым рычагам. [5, с.590] В рамках данной программы государственные субсидии получали промышленность, строительство, металлургия. На проведение данных программ правительство выделяло 12,5 млрд. марок, а федеральный банк, в свою очередь, постепенно снижал учетную ставку. Экономика чувствовала постепенное оживление, а спустя год пошла на подъём. [7, с.189]

Темпы экономического роста имели тенденцию к снижению. Безработица выросла до уровня - 2,1%(около полумиллиона человек). Конкуренция со стороны дешёвой нефти вызывала серьёзный кризис в угольной промышленности, лишала трудящихся рабочих мест на шахте. [5, с.588] На мировых рынках товары, сделанные в Западной Германии, стали вытесняться азиатскими конкурентами. Высокая зарплата привела к скачку инфляции, и для того чтобы выровнять государственный бюджет, правительство было вынуждено пойти на поднятие ставки рефинансирования и урезания социальных программ. [3, с.213] В условиях обострившегося кризиса возникли разногласия по поводу бюджета на 1967г., который был свёрстан с дефицитом в 4 млрд. марок. [5, с.589] Эффект от кризиса был

вполне ожидаемым, противодействующие меры были приняты с солидным «запасом прочности», что и помогло экономике вернуть высокие темпы роста Валового социального продукта (7,1 % в 1968 г. и 8,2% в 1969г.). [3, с.215]

В общей сложности экономика Западной Германии в период правления ХДС/ХСС в 60-х г. имела неплохие результаты, несмотря на те проблемы, которые складывались внутри государства, но в разные периоды правления правительство всё же находило пути решения.

Так, рост ВВП с 1960 г. по 1970 г. поднялся с 302,2 млрд. марок до 682,8 млрд. марок, относительно индексу от 308 до 696 пунктов. [2, с.474] Рабочая неделя в часах сократилась с 46,2 до 44,9 (1961-1969). Социальные расходы, в процентном соотношении на долю ВВП, увеличились с 15,5% до 17,9% (1960-1970). [2, с.475]

Экономическая и социальная политика правительства подняла и восстановила Западную Германию вопреки сопровождающейся критике, страхов, что людей ввергнут в нищету, разрушат остатки хозяйства и т.п. Но результаты деятельности ХДС/ХСС служили надёжной защитой и гарантией в процветании экономики страны. Об этом свидетельствовали факты и результаты достигнутого уровня жизни населения 50-60 г. и то, какую экономическую политику проводила ХДС/ХСС. Но самое главное в проводимой политике были социальные гарантии людям, которые хотели быть уверенными в завтрашнем дне.

The article observes economicaland social aspects of German history 1950s- 1960s.Political forces had to solve the most important problem is forming the foundations of a future Germany. This issue saw the setting stages of future German. The conclusion is the formation of new economical model which works today. Keywords: CDU, CSU, Marshall Plan, budget, Finance, reform, form

Список литературы

1. Ватлин,А. Германия в XX веке. М.: РОССПЭН 2002. 336 с.
2. Германская история в новое и новейшее время, в 2 т. М.: Наука 1970. Т.2. 606 с.
3. Ежов В. Д. Конрад Аденауэр - немец четырёх эпох. - М.: Молодая гвардия, 2003, (Жизнь замечательных людей, вып. 828). 311 с.
4. История Германии, в 3 т. / От создания Германской империи до начала XXI века. Под ред. Бонвеча Б. Галактионова Ю.В., М.: КДУ 2008. Т.2. 672 с.
5. История Германии, в 3 т. / Документы и материалы. Под ред. Бонвеча Б. Г алактионова Ю.В., М.: КДУ 2008. Т.3. 592 с.
6. Патрушев А.И. Германская история: через тернии двух тысячелетий. М.: Издательский дом Международного университета в Москве 2007. 708 с.
7. Язьков Е.Ф. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945-2000. М.: Простор, 2003. 479 с.

Об авторе

Колесников Павел Александрович - магистр 1 курса факультета истории и международных отношений Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, pashal994god@yandex.ru

УДК 929 Кушелев-Безбородко(47)

К БИОГРАФИИ ЛИТЕРАТОРА И МЕЦЕНАТА Г.А. КУШЕЛЕВА-БЕЗБОРОДКО

Корнацкий Н.Н.

Эта статья посвящена личности мецената и литератора графа Г.А. Кушелева-Безбородко, который прежде всего известен как первый издатель журнала «Русское слово» и вероятный прототип князя Мышкина из романа «Идиот» Ф.М. Достоевского. Автор постарался дать подробный биографический очерк Кушелева-Безбородко и впервые в историографии изложить историю его неудачного брака на авантюристке Л.И. Голубцовой (Кроль), ставшего поворотным моментом в его жизни. Значительное внимание уделено вкладу Г.А. Кушелева-Безбородко в литературу, музыку и шахматное движение. Ключевые слова: Г.А. Кушелев-Безбородко, Д.И. Писарев, Г.Е. Благосветлов, Ф.М. Достоевский, журнал «Русское слово», шахматное движение в России, шестидесятые годы XIX века, расширение личного пространства.

Граф Григорий Александрович Кушелев-Безбородко (1832-1870) известен, прежде всего, как первый издатель и редактор журнала «Русское слово», где опубликовал свои главные статьи один из «властителей дум» 1860-х годов Дмитрий Писарев. Особой заслуги Кушелева в этом нет - в полной мере критик раскрылся уже при следующем редакторе Григории Благосветлове. Неудивительно, что исследователи предпочитают обходить фигуру графа стороной, хотя это и не совсем справедливо. Григорий Александрович и вне контекста журнала был на редкость колоритной фигурой.

Выпускник Александровского лицея (1850), чиновник канцелярии Комитета министров и наследник сразу двух знатных русских фамилий, он был одним из богатейших людей России, однако выбрал себе судьбу писателя. Не имея ровным счетом никаких талантов, он, тем не менее, преуспел в литературе как меценат, спонсировал множество благотворительных организаций, дал импульс развитию шахматного движения в России. На рубеже 1850-1860-х годов его, как и многих, подхватила волна общественного подъема - он становится одним из

ХДС/ХСС "ПЛАН МАРШАЛЛА" БЮДЖЕТ ФИНАНСЫ РЕФОРМА МОДЕЛЬ cdu csu marshall plan budget
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты