Вестник ПСТГУ
Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства
К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ЖИВОПИСНОГО ПОРТРЕТА митрополита Киевского и Галицкого Евгения (Болховитинова) ИЗ СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ Е. В. Кочнева
В статье приводятся новые сведения, касающиеся истории создания хранящегося в Литературном музее Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН живописного портрета выдающегося церковного иерарха первой третиХ1Хв. — митрополита Киевского и Галицкого Евгения (Болховитинова, 1767—1837). Согласно музейным документам, он представляет собой посмертную копию, написанную в 1837 г. художником Калашниковым по заказу Императорской Российской академии с «оригинала, находившегося в архиерейском доме в Киеве».
Основанием для исследования послужило дело о написании портрета митрополита Евгения из архива Российской академии (Санкт-Петербургский филиал Архива РАН) и хранящиеся в Литературном музее Пушкинского Дома редкие изобразительные материалы из коллекции Б. Л. Модзалевского (1874—1928) — одного из первых исследователей портретного собрания Российской академии, переданного в середине XIX в. в Императорскую Академию наук. На основе сравнительного анализа портретов Болховитинова из собраний Национального Киево-Печерского историко-культурного музея-заповедника, Государственного исторического музея (Москва) и Пушкинского Дома, а также изучения ряда дореволюционных и современных источников и публикаций, было установлено, что копия для Российской академии была создана живописцем и литографом А. А. Калашниковым (1795—1852) с портрета, восходящего кутраченному оригиналу кисти академика живописи И. В. Бугаевского-Благодарного (1780—1860) из собрания Воронежского губернского музея.
В собрании Литературного музея Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН хранится живописный портрет крупного церковного деятеля первой трети XIX в., историка, археографа, библиографа, одного из основателей российской церковной археологии, митрополита Киевского и Галицкого Евгения, в миру Евфимия Алексеевича Болховитинова (1767—1837) (ил. I)1. Согласно учетным документам, портрет был передан в Пушкинский Дом из Правления Академии наук в 1923 г. В графе «Способ поступления и предыдущая история» инвентарной книги Литературного музея значится, что он является копией художника
&Учетный номер: Инв. 2844.
Ил. 1. А. А. Калашников (1795—1852) Портрет митрополита Евгения (Болховитинова). 1837. Холст, масло. Литературный музей ИРЛ И РАН
Калашникова (без указания инициалов), написанной «по заказу Российской академии в 1837 г. с оригинала, находившегося в архиерейском доме в Киеве»2.
Портрет Болховитинова относится к числу так называемых «академических портретов» — изображений видных деятелей отечественной науки и культуры
XVIII — нач. XX вв., входивших в состав художественной коллекции Санкт-Петербургской Императорской Академии наук, включавшей в себя наряду с академическим портретным собранием портретную галерею Императорской Российской академии3.
Формирование портретной галереи Российской академии относится к нач.
XIX в. Инициатором ее создания был второй президент — А. А. Нартов4. Портреты предназначались для украшения зала заседаний здания Академии, построенного в 1802—1804 гг. на Васильевском острове по проекту архитектора А. А. Михайлова (нынешний адрес — 1-я линия Васильевского острова, дом 52)5.
Для портретного собрания приобретались как изображения действительных и почетных членов Академии, так и российских ученых и литераторов, внесших значительный вклад в развитие отечественной словесности до ее основания (М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского и др.). Портреты передавались в дар самими членами Академии, приобретались у их родственников, а в особых случаях заказывались академическим советом6. Пополнение портретной галереи
’Императорская Российская академия (далее — Российская академия) — научный центр по изучению русского языка и словесности, учрежденный в 1783 г. императрицей Екатериной II по инициативе княгини Е. Р. Дашковой. Главным результатом его деятельности явилось издание в 1789—1794 гг. «Словаря Академии Российской» — первого толкового словаря русского языка. Второе издание Словаря вышло в свет в 1806—1822 гг. В 1841 г. Российская академия была преобразована во II Отделение Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.
О. А. Кипренский (портрет А. С. Шишкова (1825), ныне в собрании ГТГ), А. Г. Венецианов (портрет Н. М. Карамзина (1829), ВМП), В. А. Тропинин (портрет И. И. Дмитриева (1835), ВМП), А. Г. Варнек (портрет А. X. Востокова (1804), Литературный музей ИРЛИ), Б.-Ш. Ми-туар (портрет Д. О. Баранова (конец 1820-х), Литературный музей ИРЛИ), К.-Я. Каниевский (портрет П. И. Соколова (1830), Литературный музей ИРЛИ), С. С. Щукин (портрет Д. И. Хвостова (1808), Литературный музей ИРЛИ), В. И. Демут-Малиновский (бюст М. И. Ломоно-
Российской академии продолжалось и в 1810—1830-х гг., когда ее президентом становится глава российских архаистов адмирал А. С. Шишков7.
В 1841 г., после смерти А. С. Шишкова, указом императора Николая I Российская академия была упразднена, а принадлежавшее ей собрание портретов (насчитывавшее к тому времени 47 изображений) по распоряжению министра народного просвещения графа С. С. Уварова было передано в здание министерства просвещения на Чернышевой площади8. В нач. 1862 г. по распоряжению нового министра просвещения А. В. Головнина портретная галерея Российской академии была объединена с художественным собранием Императорской Академии наук9. А в 1920—1930-х гг. бблыпая часть академических портретов поступила в Пушкинский Дом.
Портрет Болховитинова оказался в академической коллекции не случайно — с 1806 г. он состоял действительным членом Российской академии. Преосвященный Евгений пользовался исключительным авторитетом у современников, отмечавших его «разносторонний» ум, «многие и обширные сведения», «редкое добродушие»10.
В историю отечественной науки он вошел как выдающийся историк, заслуживший известность своими фундаментальными и с т о р и к о - к р а е в ед ч е с к и м и. литературно- и с т о р и ч е с к и м и и церковно-археологическими трудами, среди которых: «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» (Воронеж, 1800), «Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода» (М., 1808), «История княжества Псковского...» (Ч. 1—4. Киев, 1831), «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Ереко-российской церкви» (М., 1818), «Словарь русских светских писателей» (М., 1838) и многие другие11.
Он являлся почетным членом Императорской Академии наук (с 1826) и всех российских университетов, действительным членом многочисленных российских научных обществ12. С 1818 г. входил в Комиссию для составления законов
сова (1821), здание Президиума РАН в Москве) и А. А. Иванов (бюст А. С. Шишкова (1840), Литературный музей ИРЛИ).
I Шишков Александр Семенович (1754—1841) — государственный и военный деятель, пи-
сатель, переводчик, государственный секретарь Российской империи (1812—1814), адмирал
(с 1824), министр народного просвещения (1824—1828). Один из основателей литературного
общества «Беседа любителей русского слова» (1811—1815), действительный член (с 1796), тре-
тий и последний президент Императорской Российской академии (1813—1841).
д 1/3).
II Всего известны 107 научных работ Болховитинова. См.: Евгений, митрополит Киевский и Галицкий // Православная энциклопедия. Т. XVII. М., 2008. С. 67.
Российской империи. За свою научную и архипастырскую деятельность был пожалован орденами св. Анны 1-й степени (1805), св. Владимира 2-й степени (1814), св. Александра Невского (1823) и св. апостола Андрея Первозванного (1826)13.
На Киевскую кафедру владыка Евгений (до этого — архиепископ Псковский, Л и фл я ндс кий и Курляндский) был назначен 24 января 1822 г., а 16 марта того же года возведен в сан митрополита Киевского и Галицкого и становится членом Святейшего Синода.
Культурно-просветительская деятельность Болховитинова в Киевской епархии отличалась чрезвычайной интенсивностью: в первые годы своего архиерейского служения в Киеве он издает такие фундаментальные труды, как «Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии...» (Киев, 1825) и «Описание Киево-Печерской лавры...» (Киев, 1826). Под его руководством Киевская духовная академия превращается в крупный научный центр, при котором действовало основанное владыкой Евгением в 1831 г. Церковно-археологическое общество, занимавшееся сбором, изучением и сохранением памятников старины. Благодаря ему в Киеве были организованы первые систематические археологические раскопки и осуществлен ряд реставраций в Киево-Печерской лавре и других монастырях.
Как уже было сказано, действительным членом Российской академии владыка Евгений был избран 24 ноября 1806 г. по рекомендации своего друга — поэта Г. Р. Державина. С кон. 1806 г. он периодически принимал участие в академических заседаниях, а в 1808 г. поспособствовал и пополнению портретной галереи Академии, передав в нее живописный портрет известного церковного деятеля петровского времени — архиепископа Новгородского Феофана (Прокоповича)14.
Среди материалов фонда Российской академии, хранящегося в Санкт-Петербургском филиале архива РАН, находится дело о написании портрета Болховитинова для залы академических собраний15.
Как следует из архивных документов, первоначально речь шла о награждении митрополита медалью Российской академии. Инициатором награждения был президент Академии — А. С. Шишков, предложивший на заседании 2 января 1837 г. «увенчать большою золотою медалью» «известные всем услуги, оказанные отечественной словесности Его Высокопреосвященством Евгением,
при Московском университете (1813), «Общества любителей отечественной словесности» при Казанском университете (с 1814), петербургского «Вольного общества любителей российской словесности» (1818), Королевского копенгагенского общества северных антиквариев (1834) и др. См.: Там же. С. 66-67.
в См.: Там же.
митрополитом Киевским и Галицким»16. Одновременно с Болховитиновым подобной чести был удостоен и поэт В. А. Жуковский.
Однако получить медаль владыке Евгению не было суждено: 23 февраля 1837 г. он скоропостижно скончался в Киеве. По этой причине 1 марта 1837 г. на очередном заседании Академии было решено: «как между тем преосвященный Евгений скончался в феврале месяце сего года <...>, то <...> определено: 1) <...> вместо назначенной ему медали написать на счет Академии его портрет, который поставить в зале собрания. 2) непр<еменному> секр<етарю>17 снестись с киевским викарием и членом Академии Его Преосвященством Иннокентием18, не сможет ли он снять и дать < 1 слово нрзб. — Е. К.> в Академию портрет покойного»19.
ВэтомжеделехранитсяичерновикписьманепременногосекретаряД. И. Языкова, датированный 12 марта 1837 г., к епископу Иннокентию с просьбой переслать из Киева портрет митрополита Евгения, чтобы снять с него копию20.
В начале августа 1837 г. на общем собрании Академии было заслушано ответное письмо эконома Экономического правления Киевского архиерейского дома21 иерея Кирилла Ботвиновского:
«Его Превосходительству, Императорской Российской академии непременному секретарю действительному статскому советнику и кавалеру Дмитрию Ивановичу Языкову.
Вследствие отношения Вашего Превосходительства от 12-го сего мая (№ 60) к Его Преосвященству Иннокентию, епископу Чигиринскому, викарию митрополии киевской, предписано сему Правлению отправить в Российскую академию требуемый Вашим превосходительством портрет в Бозе почившего Высокопреосвященного митрополита киевского Евгения, для снятия с оного копии для Российской академии.
Во исполнение чего, Правление при сем Вашему Превосходительству препровождает оный, покорнейше просит по снятии с него копии возвратить паки в Киев, как принадлежащий архиерейскому дому, о чем отрапортовал Высоко-
преосвященнейшему митрополиту Киевскому и Галицкому Филарету22. Эконом, иерей Кирилл Ботвиновский»23.
К письму приложена выписка из журнала заседаний Российской академии от 4 августа 1837 г., из которой следует, что академическое «собрание положило: присланный из Киева портрет покойного преосв<ященного> митропол<ита> Евгения <...> отдать для снятия с него копии живописцу Калашникову»24.
Здесь необходимо сделать небольшое отступление, чтобы прояснить вопрос авторства портрета из Пушкинского Дома. В изданном в 1999 г. альбоме-каталоге «А. С. Пушкин и его современники в портретах» в качестве автора портрета Болховитинова был указан гравер Александр Михайлович Калашников (1776—?)25. Однако представляется более вероятным, что автором был живописец и литограф Алексей Афанасьевич Калашников (1795—1852). В отличие от А. М. Калашникова (о котором не сохранилось свидетельств, что он когда-либо занимался живописью), А. А. Калашников был профессиональным живописцем: в 1836 г. он окончил Императорскую Академию художеств, получив звание неклассного художника за картину «Клеопатра»26. Также известно, что А. А. Калашников занимался копированием картин, в частности, в конце 1830-х — начале 1840-х гг. сделал копии «Последнего дня Помпеи» К. П. Брюллова и картины-иконы «Св. князь Александр Невский» В. К. Шебуева27. Дополнительным аргументом в пользу авторства А. А. Калашникова служит то, что именно он является создателем изданного Российской академией в конце 1830-х гг. литографированного портрета Болховитинова (ил. 2)28.
Ил. 2. А. А. Калашников (1795—1852)
Портрет митрополита Евгения (Болховитинова). Конец 1830-х гг. Бумага, литография. Литературный музей ИРЛИРАН
тов. См.: Кочнева Е. В. Портретная галерея Российской академии в собрании Литературного музея ИРЛИ РАН. С. 198—200; Модзалевский Б. Л. Указ. соч. С. 1—5,14.
Поскольку на литографиях 1 -й пол. XIX в. инициалы художников-литографов указывались крайне редко, сведения об авторстве А. А. Калашникова были утрачены, и со временем создателем литографированного портрета Болховитинова стал считаться А. М. Калашников. Однако, как удалось доказать научному сотруднику фонда печатной графики Государственного Русского музея В. А. Наумову, автором литографированных портретов деятелей русской культуры 1-й пол. XIX в., подписанных «А. Калашников», является Алексей Афанасьевич Калашников, так как именно его подпись значится под документами в делах Общества поощрения художников, которому Российская академия заказала серию портретов своих членов. См.: Протокол атрибуционного совета ГРМ № 6 от 13.12.1961 г. Благодарю за предоставленные сведения старшего научного сотрудника Отдела гравюры Государственного Русского музея Г. В. Павлову.
Копирование портрета было окончено Калашниковым, по-видимому, в конце 1837 г., а в январе 1838 г. он представил на суд Академии оригинал и копию. Как следует из записи в журнале заседаний: «Непременный сек<ретарь> довел до сведения, что по желанию Академии был вытребован из экономического правления Киевского архиерейского дома портрет покойного члена Академии Евгения, митрополита Киевского и Галицкого <...> для снятия с оного копии, что поручено живописцу Калашникову за 300 руб. Г<осподин> Калашников <1 слово нрзб.> исполнил <сделанное ?> ему поручение и предоставил как оригинал, так и копию. По рассмотрении копии определено: следующие г<осподи>ну Калашникову деньги 300 руб. заплатить <...>, а портрет отослать обратно, куда следует. Непр<еменный> сек<ретарь> Языков»29.
В ответном письме от 18 апреля 1838 г. эконом, о. Кирилл Ботвиновский, уведомил Академию о получении портрета митрополита Евгения: «При отношении оной Академии от 17 марта сего года № 26, посланный сим Правлением в прошлом году 27 мая портрет в Бозе почившего митрополита Евгения для снятия с оного для Российской академии копии. Экономическим правлением 16 сего апреля обратно получен. О чем Императорскую Российскую академию Правление сим имеет честь уведомить. Эконом, иерей Кирилл Ботвиновский»31.
Такова внешняя канва произошедших событий. Однако не менее важным, на наш взгляд, представляется вопрос о том, с какого «портрета, находившегося в архиерейском доме в Киеве», снимал копию А. А. Калашников.
Я. Э. Зеленина и Е. В. Лопухина указывают, что большинство живописных и графических изображений митрополита восходит к неизвестному оригиналу, созданному во время его пребывания на Киевской кафедре, который использовался в качестве образца художниками, выполнявшими как точные копии, так и упрощенные реплики&2. На всех полотнах этого типа (как правило, поясных) владыка Евгений «представлен старцем с седой бородой средней величины, в рабочем кабинете возле стола, вполоборота вправо, в синей рясе и белом клобуке с крестом, с панагией, наперсным крестом и многочисленными наградами — орденами ап. Андрея Первозванного, св. Александра Невского, св. Владимира, св. Анны и орденскими звездами, в левой руке четки. В соответствии с академической портретной традицией он изображен на фоне колонны с зеленой дра-
,0Тамже. Л. 11.
пировкой, в левом верхнем углу — пейзаже видом Киево-Печерской лавры со стороны Днепра, справа — полка с книгами, на которой стоит митра» (ил. З)33.
В настоящее время в художественных собраниях России и Украины находится несколько портретов этого иконографического типа. Наибольшее количество изображений — одиннадцать — хранится в собрании Национального Киево-Печерского историко-культурного музея-заповедника34, один — в Государственном историческом музее в Москве. Украинская исследовательница творческого наследия Болховитинова Е. В. Рукавицына-Гордзиевская упоминает еще три экземпляра, хранящиеся в собраниях Музея истории Киева, в Житомирском краеведческом музее и Пушкинском музее-заповеднике «Михайловское»35.
В своей монографии Е. В. Рукавицына-Гордзиевская приводит текст духовного завещания владыки Евгения, содержащий в том числе и его распоряжение по поводу портретов, хранившихся в Киевском архиерейском доме: «Портрет мой, который в кабинете, — отдать в Софийский собор. Портрет мой малой, что в гостиной, и два, что в спальне, — отдать наследникам»36. Следовательно, при жизни митрополита в его киевской
Ил. 3. Неизвестный художник с оригинала И. В. Бугаевского-Благодарного. Портрет митрополита Евгения (Болховитинова). Вторая половина 1830-х гг. Холст, масло. Национальный Киево-Печерский историкокультурный музей-заповедник
А. А. Калашникова из собрания Пушкинского Дома. Благодарю за предоставленные сведения главного хранителя ГМЗ «Михайловское» Д. С. Плотникову.
резиденции находились четыре живописных изображения37. После смерти преосвященного три из них были переданы его родственникам в Воронеж. Передачу личного имущества осуществлял также эконом о. Кирилл Ботвиновский (впоследствии незаслуженно обвиненный наследниками в присвоении себе части личных вещей покойного)38.
В числе сохранившихся до нашего времени изображений Болховитинова Рукавицына-Гордзиевская упоминает и оригинальный живописный портрет работы академика живописи И. В. Бугаевского-Благодарного39 из собрания Воронежского художественного музея40. В 1912 г. портрет экспонировался на 5-й юбилейной выставке «Памяти митрополита Евгения Болховитинова», приуроченной к 75-летию со дня кончины преосвященного, как собственность Воронежского губернского музея41. Портрет был включен в каталог выстав-
племянник лекарь Никандр Волховский, племянница Глафира Устимова (Устиновская) и дети умершей племянницы Веры Пастиной (Постниковой). Там же. С. 36.
,8Там же. С. 35-42.
к и и воспроизведен на его фронтисписе42 (ил. 4). В описании значится: «Портрет митроп<олита> Евгения, масл<яными> краск<ами>. Писан академиком Богаевски м- Благодарны м. С автографом м<итрополита> Евгения и художника на оборотной стороне портрета»43.
О том, что в Воронеже находился оригинальный портрет Болховитинова работы Бугаевского-Благодарного, было известно дореволюционным исследователям, в частности, старшему ученому хранителю Пушкинского Дома Б. Л. Модза-левскому44 (ил. 5) — одному из первых исследователей академического портретного собрания. Подтверждением этому служит обнаруженная среди иконографических материалов его личной коллекции, поступивших в Пушкинский Дом в 1928 г. после смерти ученого, цветная репродукция на отдельном листе двух портретов из Воронежского губернского музея, один из которых представляет собой воспроизведение портрета митрополита Евгения работы Бугаевского-Благодарного (ил. 6)45. На обороте сохранилась надпись рукой Б. Л. Модзалев-ского: «Копия с портрета академика Богаевского-Благодарного (Воронежский губернский музей / Евг<ений > Болховитинов» (ил. 7 )46.
Модзалевский являлся сотрудником многих известных дореволюционных изданий, в частности, знаменитых «Русских портретов ХУ1П—XIX столетий», изданных в 1905—1909 гг. великим князем Николаем Михайловичем, для которого предоставил несколько изображений из академической коллекции, в том числе и портрет Болховитинова работы А. А. Калашникова47. В 1911 г. ученый опублико-
иерарха, собранные из Воронежской духовной семинарии, из квартиры Устиновской 3. И., от В. В. Эннатского, привезенные из Москвы А. И. Станкевичем и изданные к юбилею Воронежской ученой архивной комиссией» (Зверев С. Е. Болховитиновская выставка // Вестник Воронежского губернского музея. 1914. № 2. С. 14). По сообщению главного хранителя Воронежского областного краеведческого музея С. П. Толкачевой, живописный портрет митрополита Евгения из собрания В. В. Эннатского в конце 1912 г. также поступил в Воронежский губернский музей, о чем есть соответствующая запись в старой книге поступлений, но был утрачен во время фашистской оккупации. О судьбе двух других портретов преосвященного — из собрания Воронежской духовной семинарии и 3. Н. Устиновской — ничего не известно.
Ил. 4. И. В. Бугаевский-Благодарный (ок. 1780—1860). Портрет митрополита Евгения (Болховитинова). <1826>.
Репродукция на фронтисписе каталога выставки «Памяти митрополита Евгения Болховитинова (1767—1837)»
(Воронеж, 1912)
вал две работы, посвященные истории портретной галереи Российской академии: «Сорок шесть литографированных портретов членов Российской Академии» и «Сорок семь литографированных портретов членов Российской академии»48, —
Ил. 5Борис Львович Модзалевский (1874—1928). Фотография К. К. Буллы. Петербург. 1901. Литературный музей ИРЛИРАН
Ил. 6. Портрет митрополита Евгения (Болховитинова)работы И. В. Бугаевского-Благодарного из собрания Воронежского губернского музея. Цветная репродукция на отдельном листе. Издание Воронежской губернской архивной комиссии. 1910-е гг. Из архива Б. Л. Модзалевского. Литературный музей ИРЛИРАН
• I гР &/ ____О
Ил. 7. Автограф Б. Л. Модзалевского на оборотной стороне цветной репродукции портрета митрополита Евгения (Болховитинова) из собрания Воронежского губернского музея. 1910-е гг. Литературный музей ИРЛИ РАН
в которых в списке портретов, переданных в 1862 г. из здания Министерства просвещения в Императорскую Академию наук, он упоминает и портрет «митрополита Евгения Болховитинова (копия Калашникова с портрета, находившегося в 1837 г. в Киевском архиерейском доме)»49.
Описывая изображение, Модзалевский указывает, что копия сделана с киевского портрета, но не называет его оригиналом и не упоминает имя создателя, веро