Спросить
Войти

К истории создания живописного портрета митрополита Киевского и Галицкого Евгения (Болховитинова) из собрания Российской Академии

Автор: указан в статье

Вестник ПСТГУ

Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства

2013. Вып. 3(12). С. 91-115

К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ЖИВОПИСНОГО ПОРТРЕТА митрополита Киевского и Галицкого Евгения (Болховитинова) ИЗ СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ Е. В. Кочнева

В статье приводятся новые сведения, касающиеся истории создания хранящегося в Литературном музее Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН живописного портрета выдающегося церковного иерарха первой третиХ1Хв. — митрополита Киевского и Галицкого Евгения (Болховитинова, 1767—1837). Согласно музейным документам, он представляет собой посмертную копию, написанную в 1837 г. художником Калашниковым по заказу Императорской Российской академии с «оригинала, находившегося в архиерейском доме в Киеве».

Основанием для исследования послужило дело о написании портрета митрополита Евгения из архива Российской академии (Санкт-Петербургский филиал Архива РАН) и хранящиеся в Литературном музее Пушкинского Дома редкие изобразительные материалы из коллекции Б. Л. Модзалевского (1874—1928) — одного из первых исследователей портретного собрания Российской академии, переданного в середине XIX в. в Императорскую Академию наук. На основе сравнительного анализа портретов Болховитинова из собраний Национального Киево-Печерского историко-культурного музея-заповедника, Государственного исторического музея (Москва) и Пушкинского Дома, а также изучения ряда дореволюционных и современных источников и публикаций, было установлено, что копия для Российской академии была создана живописцем и литографом А. А. Калашниковым (1795—1852) с портрета, восходящего кутраченному оригиналу кисти академика живописи И. В. Бугаевского-Благодарного (1780—1860) из собрания Воронежского губернского музея.

В собрании Литературного музея Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН хранится живописный портрет крупного церковного деятеля первой трети XIX в., историка, археографа, библиографа, одного из основателей российской церковной археологии, митрополита Киевского и Галицкого Евгения, в миру Евфимия Алексеевича Болховитинова (1767—1837) (ил. I)1. Согласно учетным документам, портрет был передан в Пушкинский Дом из Правления Академии наук в 1923 г. В графе «Способ поступления и предыдущая история» инвентарной книги Литературного музея значится, что он является копией художника

&Учетный номер: Инв. 2844.

Ил. 1. А. А. Калашников (1795—1852) Портрет митрополита Евгения (Болховитинова). 1837. Холст, масло. Литературный музей ИРЛ И РАН

Калашникова (без указания инициалов), написанной «по заказу Российской академии в 1837 г. с оригинала, находившегося в архиерейском доме в Киеве»2.

Портрет Болховитинова относится к числу так называемых «академических портретов» — изображений видных деятелей отечественной науки и культуры

XVIII — нач. XX вв., входивших в состав художественной коллекции Санкт-Петербургской Императорской Академии наук, включавшей в себя наряду с академическим портретным собранием портретную галерею Императорской Российской академии3.

Формирование портретной галереи Российской академии относится к нач.

XIX в. Инициатором ее создания был второй президент — А. А. Нартов4. Портреты предназначались для украшения зала заседаний здания Академии, построенного в 1802—1804 гг. на Васильевском острове по проекту архитектора А. А. Михайлова (нынешний адрес — 1-я линия Васильевского острова, дом 52)5.

Для портретного собрания приобретались как изображения действительных и почетных членов Академии, так и российских ученых и литераторов, внесших значительный вклад в развитие отечественной словесности до ее основания (М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского и др.). Портреты передавались в дар самими членами Академии, приобретались у их родственников, а в особых случаях заказывались академическим советом6. Пополнение портретной галереи

2 Инвентарная книга № 3 Литературного музея ИРЛИ РАН. Л. 272.

’Императорская Российская академия (далее — Российская академия) — научный центр по изучению русского языка и словесности, учрежденный в 1783 г. императрицей Екатериной II по инициативе княгини Е. Р. Дашковой. Главным результатом его деятельности явилось издание в 1789—1794 гг. «Словаря Академии Российской» — первого толкового словаря русского языка. Второе издание Словаря вышло в свет в 1806—1822 гг. В 1841 г. Российская академия была преобразована во II Отделение Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.

4 Нартов Андрей Андреевич (1737—1813) — государственный деятель, писатель и переводчик. Сын сподвижника Петра I, механика и изобретателя А. К. Нартова, президент Берг-коллегии (1796—1798), один из основателей, секретарь и президент Вольного экономического общества (с 1797). В 1801 г. назначен президентом Российской академии, которую возглавлял вплоть до своей смерти.
5 См. об этом подробнее: КоломиновВ. В., Файнштейн М. Ш. Храм муз словесных. Л., 1986. С. 33—34; Файнштейн М. Ш. «И славу Франции в России превзойти...»: Российская Академия и развитие культуры и гуманитарных наук. СПб., 2002. С. 43; Кочнева Е. В. Портретная галерея Российской академии в собрании Литературного музея ИРЛИ РАН (по материалам выставки, посвященной 225-летию учреждения Российской академии) // Материалы международной научной конференции «Российская академия (1783—1841). Язык и литература в России на рубеже XVIII—XIX вв.». СПб., 2009. С. 183—205; Она же. Коллекция портретов Российской академии в собрании Литературного музея Пушкинского Дома: к истории создания // Сборник материалов XVДашковских чтений. М., 2010. С. 302—314.
6 Большую часть портретного собрания Российской академии составляли копии известных оригиналов, но некоторые изображения выполнены такими известными мастерами, как

О. А. Кипренский (портрет А. С. Шишкова (1825), ныне в собрании ГТГ), А. Г. Венецианов (портрет Н. М. Карамзина (1829), ВМП), В. А. Тропинин (портрет И. И. Дмитриева (1835), ВМП), А. Г. Варнек (портрет А. X. Востокова (1804), Литературный музей ИРЛИ), Б.-Ш. Ми-туар (портрет Д. О. Баранова (конец 1820-х), Литературный музей ИРЛИ), К.-Я. Каниевский (портрет П. И. Соколова (1830), Литературный музей ИРЛИ), С. С. Щукин (портрет Д. И. Хвостова (1808), Литературный музей ИРЛИ), В. И. Демут-Малиновский (бюст М. И. Ломоно-

Российской академии продолжалось и в 1810—1830-х гг., когда ее президентом становится глава российских архаистов адмирал А. С. Шишков7.

В 1841 г., после смерти А. С. Шишкова, указом императора Николая I Российская академия была упразднена, а принадлежавшее ей собрание портретов (насчитывавшее к тому времени 47 изображений) по распоряжению министра народного просвещения графа С. С. Уварова было передано в здание министерства просвещения на Чернышевой площади8. В нач. 1862 г. по распоряжению нового министра просвещения А. В. Головнина портретная галерея Российской академии была объединена с художественным собранием Императорской Академии наук9. А в 1920—1930-х гг. бблыпая часть академических портретов поступила в Пушкинский Дом.

Портрет Болховитинова оказался в академической коллекции не случайно — с 1806 г. он состоял действительным членом Российской академии. Преосвященный Евгений пользовался исключительным авторитетом у современников, отмечавших его «разносторонний» ум, «многие и обширные сведения», «редкое добродушие»10.

В историю отечественной науки он вошел как выдающийся историк, заслуживший известность своими фундаментальными и с т о р и к о - к р а е в ед ч е с к и м и. литературно- и с т о р и ч е с к и м и и церковно-археологическими трудами, среди которых: «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» (Воронеж, 1800), «Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода» (М., 1808), «История княжества Псковского...» (Ч. 1—4. Киев, 1831), «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Ереко-российской церкви» (М., 1818), «Словарь русских светских писателей» (М., 1838) и многие другие11.

Он являлся почетным членом Императорской Академии наук (с 1826) и всех российских университетов, действительным членом многочисленных российских научных обществ12. С 1818 г. входил в Комиссию для составления законов

сова (1821), здание Президиума РАН в Москве) и А. А. Иванов (бюст А. С. Шишкова (1840), Литературный музей ИРЛИ).

I Шишков Александр Семенович (1754—1841) — государственный и военный деятель, пи-

сатель, переводчик, государственный секретарь Российской империи (1812—1814), адмирал

(с 1824), министр народного просвещения (1824—1828). Один из основателей литературного

общества «Беседа любителей русского слова» (1811—1815), действительный член (с 1796), тре-

тий и последний президент Императорской Российской академии (1813—1841).

8 Министерство народного просвещения располагалось в здании, построенном в 1828—
1834 гг. по проекту архитектора К. И. Росси (современный адрес — площадь Ломоносова,

д 1/3).

9Модзалевский Б. Л. Сорок семь литографированных портретов членов Российской Академии. С исторической справкой. СПб., 1911. С. 28.
10Вяземский П. А. Эстетика и литературная критика. М., 1984. С. 234. Цит. по: Зорин А. Л. Евгений Болховитинов // Русские писатели. 1800—1917. Биобиблиографический словарь. Т. (Г-К). М., 1992. С. 207.

II Всего известны 107 научных работ Болховитинова. См.: Евгений, митрополит Киевский и Галицкий // Православная энциклопедия. Т. XVII. М., 2008. С. 67.

12 Владыка Евгений был членом петербургского «Общества любителей наук, словесности и художеств» (1810), «Беседы любителей русского слова» (1811), московского «Общества любителей российской словесности» (1812), «Общества истории и древностей российских»

Российской империи. За свою научную и архипастырскую деятельность был пожалован орденами св. Анны 1-й степени (1805), св. Владимира 2-й степени (1814), св. Александра Невского (1823) и св. апостола Андрея Первозванного (1826)13.

На Киевскую кафедру владыка Евгений (до этого — архиепископ Псковский, Л и фл я ндс кий и Курляндский) был назначен 24 января 1822 г., а 16 марта того же года возведен в сан митрополита Киевского и Галицкого и становится членом Святейшего Синода.

Культурно-просветительская деятельность Болховитинова в Киевской епархии отличалась чрезвычайной интенсивностью: в первые годы своего архиерейского служения в Киеве он издает такие фундаментальные труды, как «Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии...» (Киев, 1825) и «Описание Киево-Печерской лавры...» (Киев, 1826). Под его руководством Киевская духовная академия превращается в крупный научный центр, при котором действовало основанное владыкой Евгением в 1831 г. Церковно-археологическое общество, занимавшееся сбором, изучением и сохранением памятников старины. Благодаря ему в Киеве были организованы первые систематические археологические раскопки и осуществлен ряд реставраций в Киево-Печерской лавре и других монастырях.

Как уже было сказано, действительным членом Российской академии владыка Евгений был избран 24 ноября 1806 г. по рекомендации своего друга — поэта Г. Р. Державина. С кон. 1806 г. он периодически принимал участие в академических заседаниях, а в 1808 г. поспособствовал и пополнению портретной галереи Академии, передав в нее живописный портрет известного церковного деятеля петровского времени — архиепископа Новгородского Феофана (Прокоповича)14.

Среди материалов фонда Российской академии, хранящегося в Санкт-Петербургском филиале архива РАН, находится дело о написании портрета Болховитинова для залы академических собраний15.

Как следует из архивных документов, первоначально речь шла о награждении митрополита медалью Российской академии. Инициатором награждения был президент Академии — А. С. Шишков, предложивший на заседании 2 января 1837 г. «увенчать большою золотою медалью» «известные всем услуги, оказанные отечественной словесности Его Высокопреосвященством Евгением,

при Московском университете (1813), «Общества любителей отечественной словесности» при Казанском университете (с 1814), петербургского «Вольного общества любителей российской словесности» (1818), Королевского копенгагенского общества северных антиквариев (1834) и др. См.: Там же. С. 66-67.

в См.: Там же.

14 Ныне в собрании Литературного музея ИРЛИ РАН, учетный номер — Инв. 2833. См. об этом подробнее: Кочнева Е. В. Портретная галерея Российской Академии в собрании Литературного музея ИРЛИ РАН. С. 192.
15 СПБ ФА РАН. Ф. 8. Оп. 3-1837. Д. 3: «О присуждении бывших золотых медалей митрополиту Евгению (Болховитинову) и В. А. Жуковскому и о замене затем медали митрополиту Евгению, по случаю смерти его, написанием портрета его для залы академических собраний».

митрополитом Киевским и Галицким»16. Одновременно с Болховитиновым подобной чести был удостоен и поэт В. А. Жуковский.

Однако получить медаль владыке Евгению не было суждено: 23 февраля 1837 г. он скоропостижно скончался в Киеве. По этой причине 1 марта 1837 г. на очередном заседании Академии было решено: «как между тем преосвященный Евгений скончался в феврале месяце сего года <...>, то <...> определено: 1) <...> вместо назначенной ему медали написать на счет Академии его портрет, который поставить в зале собрания. 2) непр<еменному> секр<етарю>17 снестись с киевским викарием и членом Академии Его Преосвященством Иннокентием18, не сможет ли он снять и дать < 1 слово нрзб. — Е. К.> в Академию портрет покойного»19.

ВэтомжеделехранитсяичерновикписьманепременногосекретаряД. И. Языкова, датированный 12 марта 1837 г., к епископу Иннокентию с просьбой переслать из Киева портрет митрополита Евгения, чтобы снять с него копию20.

В начале августа 1837 г. на общем собрании Академии было заслушано ответное письмо эконома Экономического правления Киевского архиерейского дома21 иерея Кирилла Ботвиновского:

«Его Превосходительству, Императорской Российской академии непременному секретарю действительному статскому советнику и кавалеру Дмитрию Ивановичу Языкову.

Вследствие отношения Вашего Превосходительства от 12-го сего мая (№ 60) к Его Преосвященству Иннокентию, епископу Чигиринскому, викарию митрополии киевской, предписано сему Правлению отправить в Российскую академию требуемый Вашим превосходительством портрет в Бозе почившего Высокопреосвященного митрополита киевского Евгения, для снятия с оного копии для Российской академии.

Во исполнение чего, Правление при сем Вашему Превосходительству препровождает оный, покорнейше просит по снятии с него копии возвратить паки в Киев, как принадлежащий архиерейскому дому, о чем отрапортовал Высоко-

16 СПБ ФА РАН. Ф. 8. Оп. 3-1837. Д. 3. Л. 1.
17 Должность непременного секретаря Академии в это время занимал Дмитрий Иванович Языков (1773—1845) — историк, переводчик, директор департамента Министерства народного просвещения, действительный член (с 1833) и непременный секретарь Российской академии (1835-1840).
18 Имеется в виду святитель Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов, 1800—1857) — епископ Русской Православной Церкви; с 24 февраля 1848 г. архиепископ Херсонский и Таврический. Член Российской академии с 1836 г. Знаменитый проповедник. В 1997 г. причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии Украинской православной церкви Московского Патриархата. В сане епископа Чигиринского, викария Киевской епархии, владыка находился с 3 октября 1836 г. по 1 марта 1840 г.
19 СПБ ФА РАН. Ф. 8. Оп. 3-1837. Д. 3. Л. 3 - Зоб.
20СПБФАРАН. Ф. 8. Оп. 3-1837. Д 3. Л. 5. Оригинал черновика написан плохо читаемой скорописью с многочисленными сокращениями, можно уловить лишь общий смысл послания, поэтому его текст не воспроизводится полностью в настоящей публикации.
21 Киевский архиерейский дом — резиденция киевских митрополитов (бывших также свя-щенноархимандритами Киево-Печерской лавры), на подворье Киево-Софийского собора.

преосвященнейшему митрополиту Киевскому и Галицкому Филарету22. Эконом, иерей Кирилл Ботвиновский»23.

К письму приложена выписка из журнала заседаний Российской академии от 4 августа 1837 г., из которой следует, что академическое «собрание положило: присланный из Киева портрет покойного преосв<ященного> митропол<ита> Евгения <...> отдать для снятия с него копии живописцу Калашникову»24.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление, чтобы прояснить вопрос авторства портрета из Пушкинского Дома. В изданном в 1999 г. альбоме-каталоге «А. С. Пушкин и его современники в портретах» в качестве автора портрета Болховитинова был указан гравер Александр Михайлович Калашников (1776—?)25. Однако представляется более вероятным, что автором был живописец и литограф Алексей Афанасьевич Калашников (1795—1852). В отличие от А. М. Калашникова (о котором не сохранилось свидетельств, что он когда-либо занимался живописью), А. А. Калашников был профессиональным живописцем: в 1836 г. он окончил Императорскую Академию художеств, получив звание неклассного художника за картину «Клеопатра»26. Также известно, что А. А. Калашников занимался копированием картин, в частности, в конце 1830-х — начале 1840-х гг. сделал копии «Последнего дня Помпеи» К. П. Брюллова и картины-иконы «Св. князь Александр Невский» В. К. Шебуева27. Дополнительным аргументом в пользу авторства А. А. Калашникова служит то, что именно он является создателем изданного Российской академией в конце 1830-х гг. литографированного портрета Болховитинова (ил. 2)28.

22 Митрополит Филарет (в миру Федор Георгиевич Амфитеатров; 1779—1857 (1858?)) — епископ Русской Православной Церкви. С 18 апреля 1837 г. митрополит Киевский и Галицкий. Член Российской академии с 1837 г. Причислен к лику святых.
23 СПБ ФА РАН. Ф. 8. Оп. 3-1837. Д. 3. JI. 6 — 6 об. Оригинал письма датируется приблизительно концом июля — началом августа 1837 г., по дате, когда оно было зачитано на собрании Российской академии.
24СПБ ФА РАН. Ф. 8. Оп. 3-1837. Д. 3. Л. 9.
25 А. С. Пушкин и его современники в портретах. Музей Пушкинского Дома. Альбом-каталог. СПб., 1999. Кат. 44. С. 82, 326. По-видимому, основанием для подобной атрибуции послужила статья из биобиблиографического словаря «Художники народов СССР», где указано, что он был одним из создателей серии литографированных портретов членов Российской академии, изданных литографским заведением А. О. Мошарского в 1835—1841 гг. См.: Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т. 4. Кн. 2 (Каев-Кобозев). СПб., 1995. С. 64.
26 Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764— 1914. Пг., 1914. Т. 2. Список русских художников. С. 84; Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т. 4. Кн. 2. С. 65.
27Художники народов СССР. Т. 4. Кн. 2. С. 65.
28 Идея издания портретного собрания Российской академии принадлежала А. С. Шишкову. На заседании 31 августа 1835 г., посвященном 50-летнему юбилею Академии, он предложил «издать посредством литографии портреты всех членов Академии, со времени основания оной, с приложением краткого жизнеописания каждого из них». К изданию были привлечены художники-литографы — А. А. Калашников, М. А. Кашенцев и И. С. Щедровский. Печатались портреты в литографическом заведении А. О. Мошарского. Предполагалось издать серию из 56-ти портретов, но запланированный объем работ не был выполнен: не все члены Академии, которым было поручено написать биографии к портретам, справились с этой работой. В связи с этим решено было издавать портреты без биографий. Всего были изданы сорок семь портре-

Ил. 2. А. А. Калашников (1795—1852)

Портрет митрополита Евгения (Болховитинова). Конец 1830-х гг. Бумага, литография. Литературный музей ИРЛИРАН

тов. См.: Кочнева Е. В. Портретная галерея Российской академии в собрании Литературного музея ИРЛИ РАН. С. 198—200; Модзалевский Б. Л. Указ. соч. С. 1—5,14.

Поскольку на литографиях 1 -й пол. XIX в. инициалы художников-литографов указывались крайне редко, сведения об авторстве А. А. Калашникова были утрачены, и со временем создателем литографированного портрета Болховитинова стал считаться А. М. Калашников. Однако, как удалось доказать научному сотруднику фонда печатной графики Государственного Русского музея В. А. Наумову, автором литографированных портретов деятелей русской культуры 1-й пол. XIX в., подписанных «А. Калашников», является Алексей Афанасьевич Калашников, так как именно его подпись значится под документами в делах Общества поощрения художников, которому Российская академия заказала серию портретов своих членов. См.: Протокол атрибуционного совета ГРМ № 6 от 13.12.1961 г. Благодарю за предоставленные сведения старшего научного сотрудника Отдела гравюры Государственного Русского музея Г. В. Павлову.

Копирование портрета было окончено Калашниковым, по-видимому, в конце 1837 г., а в январе 1838 г. он представил на суд Академии оригинал и копию. Как следует из записи в журнале заседаний: «Непременный сек<ретарь> довел до сведения, что по желанию Академии был вытребован из экономического правления Киевского архиерейского дома портрет покойного члена Академии Евгения, митрополита Киевского и Галицкого <...> для снятия с оного копии, что поручено живописцу Калашникову за 300 руб. Г<осподин> Калашников <1 слово нрзб.> исполнил <сделанное ?> ему поручение и предоставил как оригинал, так и копию. По рассмотрении копии определено: следующие г<осподи>ну Калашникову деньги 300 руб. заплатить <...>, а портрет отослать обратно, куда следует. Непр<еменный> сек<ретарь> Языков»29.

17 февраля 1838 г. портрет был отправлен обратно в Киев вместе с уведомлением для экономического правления Киевского архиерейского дома: «Императорская Российская академия имеет честь препроводить обратно портрет в Бозе почившего митрополита Киевского Евгения, доставленный ей из экономического правления от 27 мая минувшего года за № 22 для снятия копии, и о получении просим уведомить. Непременный секретарь Д. Языков»30.

В ответном письме от 18 апреля 1838 г. эконом, о. Кирилл Ботвиновский, уведомил Академию о получении портрета митрополита Евгения: «При отношении оной Академии от 17 марта сего года № 26, посланный сим Правлением в прошлом году 27 мая портрет в Бозе почившего митрополита Евгения для снятия с оного для Российской академии копии. Экономическим правлением 16 сего апреля обратно получен. О чем Императорскую Российскую академию Правление сим имеет честь уведомить. Эконом, иерей Кирилл Ботвиновский»31.

Такова внешняя канва произошедших событий. Однако не менее важным, на наш взгляд, представляется вопрос о том, с какого «портрета, находившегося в архиерейском доме в Киеве», снимал копию А. А. Калашников.

Я. Э. Зеленина и Е. В. Лопухина указывают, что большинство живописных и графических изображений митрополита восходит к неизвестному оригиналу, созданному во время его пребывания на Киевской кафедре, который использовался в качестве образца художниками, выполнявшими как точные копии, так и упрощенные реплики&2. На всех полотнах этого типа (как правило, поясных) владыка Евгений «представлен старцем с седой бородой средней величины, в рабочем кабинете возле стола, вполоборота вправо, в синей рясе и белом клобуке с крестом, с панагией, наперсным крестом и многочисленными наградами — орденами ап. Андрея Первозванного, св. Александра Невского, св. Владимира, св. Анны и орденскими звездами, в левой руке четки. В соответствии с академической портретной традицией он изображен на фоне колонны с зеленой дра-

29СПБ ФА РАН. Ф. 8. Оп. 3-1837. Д. 3. Л. 10.

,0Тамже. Л. 11.

31 Там же. Л. 12.
32 Зеленина Я. Э., Лопухина Е. В. Иконография митрополита Евгения // Православная энциклопедия. Т. XVII. М., 2008. С. 67—68.

пировкой, в левом верхнем углу — пейзаже видом Киево-Печерской лавры со стороны Днепра, справа — полка с книгами, на которой стоит митра» (ил. З)33.

В настоящее время в художественных собраниях России и Украины находится несколько портретов этого иконографического типа. Наибольшее количество изображений — одиннадцать — хранится в собрании Национального Киево-Печерского историко-культурного музея-заповедника34, один — в Государственном историческом музее в Москве. Украинская исследовательница творческого наследия Болховитинова Е. В. Рукавицына-Гордзиевская упоминает еще три экземпляра, хранящиеся в собраниях Музея истории Киева, в Житомирском краеведческом музее и Пушкинском музее-заповеднике «Михайловское»35.

В своей монографии Е. В. Рукавицына-Гордзиевская приводит текст духовного завещания владыки Евгения, содержащий в том числе и его распоряжение по поводу портретов, хранившихся в Киевском архиерейском доме: «Портрет мой, который в кабинете, — отдать в Софийский собор. Портрет мой малой, что в гостиной, и два, что в спальне, — отдать наследникам»36. Следовательно, при жизни митрополита в его киевской

Ил. 3. Неизвестный художник с оригинала И. В. Бугаевского-Благодарного. Портрет митрополита Евгения (Болховитинова). Вторая половина 1830-х гг. Холст, масло. Национальный Киево-Печерский историкокультурный музей-заповедник

33 Зеленина Я. Э., Лопухина Е. В. Указ. соч. С. 68.
34Там же. Лопухина Е., Зеленина Я. Иконография митрополита Евгения (Болховитинова) в памятниках из музейных собраний Украины и России. Болховшновський щорічник — 2012. Киев, 2013. С. 144.
35 Рукавщина-Еордзізвська Є. В. Київський митрополит Євгений (Є. О. Болховтнов): Біобібліография. Бібліотека. Архів. Киев, 2010. С. 646. Изображение из собрания Государственного музея-заповедника «Михайловское» представляет собой «копию с копии», выполненную в конце 1960-х гг. художницей Н. П. Нератовой (1911-2000) с портрета работы

А. А. Калашникова из собрания Пушкинского Дома. Благодарю за предоставленные сведения главного хранителя ГМЗ «Михайловское» Д. С. Плотникову.

36Рукавіцина-Гордзізвська Є. В. Указ. соч. С. 36. В духовном завещании митрополита Евгения перечислены его воронежские наследники: племянник протоиерей Алексей Волховский,

резиденции находились четыре живописных изображения37. После смерти преосвященного три из них были переданы его родственникам в Воронеж. Передачу личного имущества осуществлял также эконом о. Кирилл Ботвиновский (впоследствии незаслуженно обвиненный наследниками в присвоении себе части личных вещей покойного)38.

В числе сохранившихся до нашего времени изображений Болховитинова Рукавицына-Гордзиевская упоминает и оригинальный живописный портрет работы академика живописи И. В. Бугаевского-Благодарного39 из собрания Воронежского художественного музея40. В 1912 г. портрет экспонировался на 5-й юбилейной выставке «Памяти митрополита Евгения Болховитинова», приуроченной к 75-летию со дня кончины преосвященного, как собственность Воронежского губернского музея41. Портрет был включен в каталог выстав-

племянник лекарь Никандр Волховский, племянница Глафира Устимова (Устиновская) и дети умершей племянницы Веры Пастиной (Постниковой). Там же. С. 36.

37 Как указывают в своем последнем исследовании, посвященном иконографии Болховитинова, Я. Э. Зеленина и Е. В. Лопухина: «В феврале — марте 1834 г. начальник лаврских иконописцев мастер монах Порфирий занимался написанием портрета Его Высокопреосвященства. В начале 1835 года им был выполнен еще один портрет митрополита Евгения для келий лаврского наместника» (Лопухина Е., Зеленина Я. Иконография митрополита Евгения (Болховитинова) в памятниках из музейных собраний Украины и России. С. 146).

,8Там же. С. 35-42.

39Бугаевский-Благодарный (Богаевский-Благодарный) Е1ван Васильевич (ок. 1780 — 1860) — живописец, рисовальщик, миниатюрист, академик портретной живописи (1824). Биография художника мало изучена. «Несмотря на то что имя художника часто упоминается в научной литературе, сведения о его биографии и творчестве неточны и часто противоречивы», — отмечает Е. Д. Евсеева (Евсеева Е. Д. Автопортреты в творчестве И. В. Бугаевского-Благодарного //Третьяковские чтения 2010—2011. Материалы отчетных научных конференций. М., 2012. С. 406). В качестве примера исследовательница ссылается на вариативное указание годов жизни и отчества («Васильевич» и «Семенович». — Е. К.) живописца, связанное с тем, что в дореволюционной литературе произошло смешение биографий двух художников — Ивана Васильевича Бугаевского-Благодарного и «словорезного мастера» Ивана Семеновича Богаевского (1773 — ок. 1801), — в свою очередь обусловленное тем, что в источниках фамилия И. В. Бугаевского упоминается и как «Бугаевский», и как «Богаевский» — факт, на который впервые обратил внимание Г. В. Смирнов (См.: Михайлова К. В., Смирнов Е В. Портретная миниатюра из собрания Государственного Русского музея. XIX — начало XX века. В 2 т. Л., 1974. Т. 2. С. 356; Евсеева Е. Д. Указ. соч. С. 406). На основании изучения архивных материалов установлено, что отчество художника — Васильевич и родился он в Малороссии, близ Кременчуга (См.: Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. М., 2005. Т. 3. С. 65) в 1780 или 1782 г.
40Рукавщина-Еордзювсъка 6. В. Указ. соч. С. 646.
41 Выставка была открыта 23—26 февраля 1912 г. в здании воронежского Дворянского собрания (см.: Литвинов В. Воронежский губернский музей в 1909—1912 гг. // Вестник Воронежского губернского музея. 1914. № 2. С. 9). Кроме оригинала Бугаевского-Благодарного на выставке экспонировались еще три живописных портрета Болховитинова: из Воронежской духовной семинарии, из собрания члена Воронежской губернской ученой комиссии В. В. Эннатского и принадлежавший внучатой племяннице митрополита 3. Н. Устиновской. Сведения об экспонировавшихся портретах опубликованы в статье заведующего Воронежским губернским музеем священника С. Е. Зверева: «В зале Дворянского собрания 23 февраля 1912 г. была устроена церковная историко-археологическая выставка в день 75-летия со времени кончины митрополита Евгения. <...> Над всем этим (личными вещами преосвященного, портретами его родственников и видами мест, связанными с его биографией. — Е. К.) возвышались портреты чествуемого

к и и воспроизведен на его фронтисписе42 (ил. 4). В описании значится: «Портрет митроп<олита> Евгения, масл<яными> краск<ами>. Писан академиком Богаевски м- Благодарны м. С автографом м<итрополита> Евгения и художника на оборотной стороне портрета»43.

О том, что в Воронеже находился оригинальный портрет Болховитинова работы Бугаевского-Благодарного, было известно дореволюционным исследователям, в частности, старшему ученому хранителю Пушкинского Дома Б. Л. Модза-левскому44 (ил. 5) — одному из первых исследователей академического портретного собрания. Подтверждением этому служит обнаруженная среди иконографических материалов его личной коллекции, поступивших в Пушкинский Дом в 1928 г. после смерти ученого, цветная репродукция на отдельном листе двух портретов из Воронежского губернского музея, один из которых представляет собой воспроизведение портрета митрополита Евгения работы Бугаевского-Благодарного (ил. 6)45. На обороте сохранилась надпись рукой Б. Л. Модзалев-ского: «Копия с портрета академика Богаевского-Благодарного (Воронежский губернский музей / Евг<ений > Болховитинов» (ил. 7 )46.

Модзалевский являлся сотрудником многих известных дореволюционных изданий, в частности, знаменитых «Русских портретов ХУ1П—XIX столетий», изданных в 1905—1909 гг. великим князем Николаем Михайловичем, для которого предоставил несколько изображений из академической коллекции, в том числе и портрет Болховитинова работы А. А. Калашникова47. В 1911 г. ученый опублико-

иерарха, собранные из Воронежской духовной семинарии, из квартиры Устиновской 3. И., от В. В. Эннатского, привезенные из Москвы А. И. Станкевичем и изданные к юбилею Воронежской ученой архивной комиссией» (Зверев С. Е. Болховитиновская выставка // Вестник Воронежского губернского музея. 1914. № 2. С. 14). По сообщению главного хранителя Воронежского областного краеведческого музея С. П. Толкачевой, живописный портрет митрополита Евгения из собрания В. В. Эннатского в конце 1912 г. также поступил в Воронежский губернский музей, о чем есть соответствующая запись в старой книге поступлений, но был утрачен во время фашистской оккупации. О судьбе двух других портретов преосвященного — из собрания Воронежской духовной семинарии и 3. Н. Устиновской — ничего не известно.

42 Памяти митрополита Евгения Болховитинова. Каталог V юбилейной очередной выставки. 1837—1912. Издание Воронежской ученой архивной комиссии. Воронеж, 1912. Выражаю свою искреннюю признательность ведущему научному сотруднику Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Е. В. Лопухиной за сообщение сведений об этой публикации.
4! Памяти митрополита Евгения Болховитинова. С. 2.
44Модзалевский Борис Львович (1874—1928) — литературовед, генеалог, библиограф, публикатор и комментатор сочинений А. С. Пушкина, член-корреспондент РАН (1918). С 1907 по 1921 гг. заведующий Архивом ИАН. Один из основателей (1905) и старший ученый хранитель Пушкинского Дома (с 1919). Крупный знаток иконографии деятелей русской культуры XVIII — первой половины XIX вв.
45 Возможно, она является той самой цветной репродукцией, выпущенной Воронежской губернской типографией к пятой юбилейной выставке «Памяти митрополита Евгения», на которую ссылается в своей монографии Рукавицына-Гордзиевская (см.: Рукавщина-ЕордзЬвсъка 6. В. Указ. соч. С. 646). По мнению Я. Э. Зелениной, второй портрет представляет собой изображение святителя Тихона Задонского.
46 Литературный музей ИРЛИ. ПД КП-479.
47Русские портреты XVIII и XIX столетий / Изд-е великого князя Николая Михайловича. СПб., 1908. Вып. IV. № 71.

Ил. 4. И. В. Бугаевский-Благодарный (ок. 1780—1860). Портрет митрополита Евгения (Болховитинова). <1826>.

Репродукция на фронтисписе каталога выставки «Памяти митрополита Евгения Болховитинова (1767—1837)»

(Воронеж, 1912)

вал две работы, посвященные истории портретной галереи Российской академии: «Сорок шесть литографированных портретов членов Российской Академии» и «Сорок семь литографированных портретов членов Российской академии»48, —

48 См.: Модзалевский Б. Л. Сорок шесть литографированных портретов членов Российской Академии. С исторической справкой. СПб., 1911; Он же. Сорок семь литографированных портретов членов Российской академии. С исторической справкой. СПб., 1911. Ученый так объясняет разное количество портретов в сериях: «Конференция Имп<ераторской> Академии наук, по докладу непременного секретаря, академика С. Ф. Ольденбурга, постановила <...> выпустить в свет сборник всех имевшихся в наличности портретов, сопроводив его кратким вступительным текстом. При выяснении наличного количества экземпляров портретов, переданных в 1907 г. в архив Конференции Академии из книжного склада, выяснилось, что среди них не оказалось ни одного экземпляра портретов девяти лиц: 1) митрополита Евгения Болховитинова, 2) архиепископа Иринея Клементьевского, 3) Ивана Петровича Марто-са, 4) Адама Васильевича Олсуфьева, 5) Александра Сергеевича Пушкина, 6) митрополита Самуила Миславского, 7) Дмитрия Прокофьевича Тротцинского, 8) Дениса Ивановича Фонвизина и 9) Александра Семеновича Хвостова, а портреты: 10) Г. Р. Державина и 11) князя Г. А. Потемкина-Таврического имеются лишь в небольшом количестве экземпляров <...>. Поэтому из всей серии портретов Конференция постановила <... > составить и издать две серии: одну — в 47 портретов в количестве 50 экземпляров и другую — в 46 портретов в количестве 100 экземпляров» (Модзалевский Б. Л. Указ. соч. С. 23—24).

Ил. 5Борис Львович Модзалевский (1874—1928). Фотография К. К. Буллы. Петербург. 1901. Литературный музей ИРЛИРАН

Ил. 6. Портрет митрополита Евгения (Болховитинова)работы И. В. Бугаевского-Благодарного из собрания Воронежского губернского музея. Цветная репродукция на отдельном листе. Издание Воронежской губернской архивной комиссии. 1910-е гг. Из архива Б. Л. Модзалевского. Литературный музей ИРЛИРАН

10, путлищ* *А-

• I гР &/ ____О

Ил. 7. Автограф Б. Л. Модзалевского на оборотной стороне цветной репродукции портрета митрополита Евгения (Болховитинова) из собрания Воронежского губернского музея. 1910-е гг. Литературный музей ИРЛИ РАН

в которых в списке портретов, переданных в 1862 г. из здания Министерства просвещения в Императорскую Академию наук, он упоминает и портрет «митрополита Евгения Болховитинова (копия Калашникова с портрета, находившегося в 1837 г. в Киевском архиерейском доме)»49.

Описывая изображение, Модзалевский указывает, что копия сделана с киевского портрета, но не называет его оригиналом и не упоминает имя создателя, веро

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты