Спросить
Войти

«ВѢНéЦЪ ѿ КáМЕНИ ЧéСТНА»: ПРАЗДНОВАНИЕ 50-ЛЕТИЯ ПРЕБЫВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ В СТЕНАХ СВЯТО-ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ В 1864 ГОДУ

Автор: указан в статье

УДК 27-9:271.22-725

«ВЪНЁЦЪ Ю КАМЕНИ ЧЕСТНА»:

ПРАЗДНОВАНИЕ 50-ЛЕТИЯ ПРЕБЫВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ В СТЕНАХ СВЯТО-ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ В 1864 ГОДУ

Мельков А.С.

В связи с двухсотлетним юбилеем Московской Духовной Академии автором подготовлена статья, в которой описывается празднование 50-летия пребывания МДА в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Перечисляются основные достижения старейшей Духовной школы России за пятидесятилетний период с 1814 по 1864 годы, дается оценка вклада Академии в развитие отечественного духовного образования и богословской науки.

«A CROWN OF PURE GOLD»:

SEMICENTENIAL ANNIVERSARY OF MOSCOW THEOLOGICAL ACADEMY’S STAYING IN THE TRINITY LAVRA OF ST. SERGIUS IN 1864 Melkov A.S.

In the connection of 200-th anniversary jubilee of Moscow Theological Academy, the author has written the article, which describes half a century celebration of MTA’s staying in the Trinity Lavra of St. Sergius. Main achievements of the oldest Russian Theological school are named for the fifty-year period since 1814-1864, it is given the assessment of Academy’s contribution to the development of national theological education and divinity.

2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 3. www.st-hum.ru

В 2014 году исполняется 200 лет пребывания Московской Духовной Академии в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. С историей МДА на протяжении двух столетий связаны многие вехи истории Русской Православной Церкви, развитие отечественного духовного образования и богословской науки.

Московская Духовная Академия ведет свое начало от Славяно-греколатинской Академии, основанной в 1685 году при деятельном участии Восточных Патриархов. Академия зародилась трудами выдающихся греческих просветителей - братьев Иоаникия и Софрония Лихудов. Академия как первое высшее учебное заведение России дала импульс к развитию образования в стране, дав науке и обществу целую плеяду выдающихся ученых и общественных деятелей. Во все времена Академия оставалась верной своему призванию - служить делу духовного просвещения и нравственного воспитания православного юношества.

Основание высшей богословской школы в Москве в конце XVII века явилось результатом напряженных усилий Церкви утвердить православных характер духовного образования в России, утвердив святоотеческую направление богословской науки. Основанная во время оживленных богословских споров Востока и Запада, Московская Духовная Академия стала очагом духовного просвещения для России и всего Православного Востока, успешно выполняя свое назначение вплоть до 1812 года, потрясшего Россию нашествием Наполеона.

Новый период в истории Академии наступил в 1814 году, когда она приобрела приют в Лавре Живоначальной Троицы под кровом преподобного Сергия Радонежского. Этому способствовали следующие обстоятельства.

В результате пожара 1812 года помещение Академии, находившееся в Москве в Заиконоспасском монастыре, сильно пострадало. В короткий срок занятия были возобновлены. Однако сами помещения были ветхими, тесными, находились в самом центре города, что не соответствовало созданию аскетической атмосферы, стол необходимой для обучения и воспитания

2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 3. www.st-hum.ru будущих пастырей Церкви. Все это совпало с заключительным этапом реформы духовного образования, предусматривавшим введение нового учебного Устава для преобразованных Духовных Академий России. Совокупность этих событий привела священноначалие к мысли о необходимости перенесения здания Академии в более благоприятное и просторное место, которым и была признана Троице-Сергиева Лавра. И в начале августа 1814 года последовал указ императора Александра I, по которому Академия разместилась в лаврских «Чертогах» - здании дворца императрицы Елизаветы [7, с. 154].

Прошло пятьдесят лет, и в 1864 году «Академия у Троицы», как ее с любовью называли современники, встретила свой первый юбилей. Описанию достижений Академии и праздничным торжествам, от которых нас в 2014 году отделяют 150 лет, посвящена наша публикация.

За полвека своего пребывания в стенах Троице-Сергиевой Лавры Московская Духовная Академия стала ведущей духовной и богословской школой России. Обозревая сделанное за этот немалый срок в отчете по Московской епархии за 1863 год, святитель Филарет (Дроздов) с удовлетворением констатировал значительное влияние Академии на духовенство Москвы: «Духовенство столицы, составляемое частью из

получивших академическое образование... в значительной степени преимуществует пред прочим духовенством епархии как просвещением, так и нравственным характером. и сопровождается соответственным тому влиянием на прихожан» [8, с. 139].

В другом документе, ходатайствуя о поддержке и награждении Академии в связи с ее юбилеем и характеризуя ее достижения, митрополит Филарет говорил о ее высоком достоинстве, а также о преданности профессоров родной Академии. «Я поступил бы несправедливо, - указывает он, - если бы просил Московской Академии менее, нежели в подобном случае даровано Петербургской. Скажу скромно, если скажу, что достоинство Московской Академии никак не ниже в ученом и нравственном отношении в православном направлении. Почтенная черта наставничества Академии, между прочим, есть

2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 3. www.st-hum.ru та, что они, при скудном содержании, не переходят в другую выгоднейшую службу, даже по приглашению» [10, с. 624].

На празднование пятидесятилетия пребывания преобразованной Московской Духовной Академии в стенах Троице-Сергиевой Лавры собралось более двухсот гостей - представители от Духовных школ и светских учебных заведений, а также выпускники Академии.

Святитель митрополит Московский Филарет приехал в Лавру ко дню памяти преподобного Сергия (25 сентября) и оставался в ней до самого академического праздника (1 октября). Из архиереев на праздник прибыли два Московских викария - епископ Дмитровский Леонид (Краснопевков) и епископ Можайский Савва (Тихомиров), бывший ректором Академии с 1861 по 1862 годы, а также архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский), бывший ректором Академии с 1835 по 1841 годы.

Из светских лиц на праздник прибыли товарищ Обер-прокурора Святейшего Синода князь С.Н. Урусов, Московский генерал-губернатор М.А. Офросимов, ректор Императорского Московского университета С.И. Баршев с профессором С.М. Соловьевым.

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы - актовый день Академии -митрополит Московский Филарет в сослужении трех архиереев совершил Божественную Литургию. Перед окончанием Литургии инспектор Академии архимандрит Михаил (Лузин) сказал праздничное Слово на текст «Блажен человек, иже обрете премудрость» (Притч. 3: 13). После Литургии архиереи, при участии архимандритов, протоиереев и священников - выпускников Академии, совершили благодарственный молебен, с присоединением специально составленных прошений. Молебен был завершен провозглашением обычных многолетий и вечной памяти императорам Александру I, Николаю I, митрополитам Платону (Левшину), Серафиму (Глаголевскому), Филарету (Амфитеатрову), архиепископам Августину (Виноградскому), Симеону (Крылову-Платонову), Кириллу (Богословскому-Платонову) и всем усопшим начальникам, наставникам и воспитанникам Московской Духовной Академии.

2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 3. www.st-hum.ru

Ежегодно 1 октября Троицкая Лавра отмечала избавление обители от угрозы нашествия Наполеона в 1812 году и праздновала это событие крестным ходом по монастырским стенам. Поэтому после благодарственного молебна в храме епископ Можайский Савва с лаврской братией совершил по обычаю крестный ход по стенам обители.

После этого в академическом зале состоялся торжественный акт, начавшийся пением тропаря: «Яко посреде учеников Твоих, пришел еси Спасе, мир дая им, прииди к нам и спаси нас».

Профессор С.К. Смирнов прочитал историческую записку о Московской Духовной Академии, дав характеристику учебной и научно-богословской работе, состоявшей, в первую очередь, из переводов Священного Писания и особенно творений отцов Церкви, а также публикаций и книг профессоров по различным вопросам. Главное достояние Академии - твердый дух Православия, который она свято хранила. За полстолетия своего существования Академия дала Русской Церкви 26 иерархов, всего окончило Академию за это время 1164 студента [5, с. 28-33].

Речь С.К. Смирнова завершилась обращением к святителю Филарету с прошением, чтобы он призвал Божие благословение на начало нового пятидесятилетия Академии. На это прошение митрополит Филарет преподал благословение со словами: «Ваше пятидесятилетие принесло Церкви двадцать шесть епископов - жатва, какая едва ли найдется где-либо на подобном нешироком поле».

Затем ректор Академии протоиерей Александр Васильевич Горский произнес речь о начале богословских училищ в Церкви. В конце своей речи протоиерей Горский призвал всех воспитанников Академии освятить праздник личным вкладом в богословскую науку, в частности, принять участие в составлении церковно-богословского словаря.

После этого было прочитан указ Синода о наградах преподавателям Академии и было объявлено предложение митрополита Филарета о пожертвовании 12 500 рублей для того, чтобы на сумму получаемых от вклада

2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 3. www.st-hum.ru в банке процентов ежегодно присуждались премии, поощряющие одного из преподавателей Академии.

Затем были зачитаны приветственные адреса и телеграммы от разных научных, духовных и светских организаций, частных лиц.

Юбилейный акт закончился в половине четвертого дня пением стиха «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века».

Завершились торжества праздничным обедом, во время которого митрополичий хор исполнил духовные песнопения и канты [4, с. 178-181].

В ряде адресов, полученных Академией, в приветственных выступлениях гостей и речах руководства был подведен итог деятельности и влияния Академии за целое пятидесятилетие.

Ректор Императорского Московского университета, воспитанник Академии С.И. Баршев охарактеризовал громадное влияние Академии следующими словами: «Бог видимо благословил ее труд. Повсюду действуют воспитанники Московской Духовной Академии в том самом духе и направлении, которые привиты были им их незабвенными наставниками, и многие из них уже приобрели и почетную известность своими важными заслугами Церкви и науке: одни в сане иерархов, другие в качестве начальников и наставников в учебных заведениях, третьи в звании пастырей». Университет радуется ее успеху, ибо «надобно настойчиво возвещать и распространять истину» [5, с. 39-40].

В приветствии Киевской Духовной Академии подчеркивалась давность и постоянство двух старейших Духовных школ, как родных сестер: «Духовная наука - одна из главных нитей, поддерживающих связь между Киевом и Москвой, которая. продлится до тех пор, пока будет существовать русский народ» [5, с. 41-43].

От имени Общества любителей Российской словесности Московскую Духовную Академию поздравил историк и публицист М.П. Погодин: «Много славных деятелей воспиталось в этих стенах в продолжение истекшего времени! Много потрудились они, рассыпая щедрой рукой святые семена, здесь

2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 3. www.st-hum.ru запасенные, по всем областям обширного царства. Имена их сияют и в летописях русской истории, русского слова.

Помоги Бог Академии в новое пятидесятилетие по указаниям маститого пастыря нашего потрудиться столько же во славу Божию, на пользу любезного Отечества. Или еще более, соразмерно требованиям чрезвычайных в нравственном и духовном смысле обстоятельств, среди которых жить привелось» [1, с. 234].

В связи с юбилеем Академии ее ректор, выдающийся церковный историк, археограф и богослов протоиерей Александр Горский был удостоен высокой монаршей награды - ордена Святого Владимира Ш-й степени. Интересна история награждения. За несколько лет до этого, когда из печати вышла первая часть знаменитого «Описания славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки», изданного Горским совместно с К.И. Невоструевым, митрополит Московский Филарет представил Горского, бывшего тогда еще мирянином, к Императорскому ордену Святого Равноапостольного Князя Владимира IV степени. Вот как об этом пишет Н.П. Гиляров Платонов: «Награда, правда, небывалая: Горский не имел священного сана, но и не переходил в светское звание. Он оставался, подобно многим, на степени амфибии, точнее, на степени эмбриона, зародыша, из которого одинаково может выйти и водное и земное существо. Такие лица стояли вне обычной служебной лестницы и не имели права ни на какие награды, кроме прибавки жалования, квартирного пособия или перемещения на высшую кафедру. Высшая администрация, по крайней мере, по словам директора Духовно-учебного управления, сделала чуть не законодательный вопрос из представления о награждении Горского» [3, с. 290291].

Пока рассматривалось это дело, Горский уже принял священство и стал ректором Московской Духовной Академии. Вероятно, поэтому, когда в 1864 году ходатайство святителя Филарета все же было удовлетворено, ставший уже ректором Академии и протоиереем Горский был удостоен ордена Святого Владимира не ГУ-й, а сразу Ш-й степени [2, с. 288].

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 3. www.st-hum.ru

И это при том, что статут ордена Святого Владимира III-й степени дозволял награждение лиц, состоящих в гражданских или военных чинах не ниже пятого класса по Табели о рангах (статский советник, бригадир, капитан-командор), а духовенству вне иерархии наград по сложившейся практике вручался лишь орден Святого Владимира IV степени, да и то за пятидесятилетнюю службу в священном сане.

Вручая награду протоиерею Александру, святитель Филарет «с видом необыкновенно полного удовольствия» сказал: «За твою усердную службу царь жалует тебя дворянином» [3, с. 291].

Так протоиерей Горский за труды по описанию славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки и безупречную службу Церкви и Отечеству был не только отмечен Александром II высокой монаршей наградой, но и получил одновременно с этим потомственное дворянство.

Эти юбилейные торжества, посвященные 50-летию пребывания Московской Духовной Академии в стенах Троице-Сергиевой Лавры, фактически стали первыми и последними в истории МДА по размаху и широте празднования. Следующий, столетний юбилей Академии, выпал на суровый 1914 год - Россия вступила в Первую Мировую войну. Предполагавшиеся торжества были отложены. Академия ограничилась лишь изданием мемуарного сборника «У Троицы в Академии» [9]. Название сборника говорит о том, как высоко и искренне в сознании благодарных воспитанников воспринималась их родная Alma Mater, прошедшая столетний рубеж своей истории. В этом юбилейном сборнике были опубликованы статьи и воспоминания крупнейших ученых, воспитанников Академии, не потерявшие своей актуальности и в наше время.

Очередной юбилей Академии - 150 лет пребывания «У Троицы» -пришелся на 1964 год, сложное и трудное время торжества атеистической идеологии. Несмотря на все сложности, в академический праздник Покрова Божией Матери 14 октября 1964 года Святейший Патриарх Алексий ! возглавил Актовый День МДА, собравший в знаменитые «Чертоги» представительную

2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 3. www.st-hum.ru аудиторию из церковных деятелей не только православного мира, но и других христианских конфессий [6, с. 157]. Это событие стало своего рода признанием выдающихся заслуг исторического наследия Академии под сенью Троице-Сергиевой Лавры.

К своему двухсотлетнему юбилею Московская Духовная Академия подошла, пройдя значительный и серьезный путь. Широкую известность и призвание Академия снискала благодаря своему высокому предназначению. Сохраняя и преумножая в течение двухсот лет свои традиции, она приобрела особый духовный настрой, что является следствием ее пребывания в священных стенах знаменитой на весь Православный мир Троице-Сергиевой Лавры. Это особенно значимо благодаря тому богословскому и пастырскому деланию, которое совершает Академия для Русской Православной Церкви с момента своего основания.

Академия на протяжении всей своей истории указывала и продолжает указывать богословам и пастырям Церкви подлинно православный, подлинно евангельский путь. Она возвещает вечную, Божественную истину, утверждая на глубоких православных основаниях духовную жизнь. В этой неизменности, с которой Академия служит своему церковному и общечеловеческому призванию, высокому педагогическому и патриотическому долгу, есть своя ценность и глубокий внутренний смысл. Очевидно что, Бог благословил двухсотлетний труд нашей Духовной школы, исторический путь которой, со всеми событиями и явлениями в ней можно назвать жизнью «у Троицы в Академии». Двухсотлетняя история молчаливо и скромно, но неотъемлемо и праведно возложила на главу Академии «вЪнецъ ^ камени честна», как дань благодарности за благороднейший просветительный подвиг созидательного духовного творчества, как святое благословение на дальнейшее служение правде в преподобии истины.

Да дарует Господь процветание и ученые успехи нашей старейшей Духовной школе - Московской Духовной Академии, да останется она навсегда своим духом юной, полной свежих сил, своим повседневным служением

2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 3. www.st-hum.ru продолжая готовить для Русской Православной Церкви образованных пастырей, благоговейных монахов, умелых регентов и иконописцев. Да будет у Академии слава из века в век, пока сияет чаемый и отражаемый ею свет невечерний, присносущный и незаходимый!

Список литературы:

1. Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина: в 22 кн. / Николай Барсуков. - 2-е изд. - СПб.: тип. М.М. Стасюлевича, 1907. - Кн. 21. - 463 с.
2. Беляев А.А., прот. Профессор Московской Духовной Академии П.С. Казанский и его переписка с архиепископом Костромским Платоном [Фивейским] / Прот. А.А. Беляев // Богословский вестник. - 1910. - Т. 1. - № 2. - С. 270-290.
3. Гиляров-Платонов Н.П. Из пережитого: автобиографические

воспоминания: в 2 ч. / Н.П. Гиляров-Платонов. - СПб.: Наука, 2009. - Т. 1. -612 с.

4. Савва (Тихомиров), архиеп. Хроника моей жизни: Автобиографические записки высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского: в 9 т. / Архиеп. Савва Тихомиров. - Сергиев Посад: 2-я тип. А.И. Снегиревой, -1901. - Т. 3. - 814 с.
5. Сборник, изданный Московской Духовной Академией по случаю празднования ее пятидесятилетия. - М.: тип. В. Готье, 1864. - 238 с.
6. Смирнов Вадим, прот. Святейший Патриарх Алексий и Московские Духовные школы / Вадим Смирнов, прот. // Московская Духовная Академия -300 лет (1685-1985): Богословские труды: Юбилейный сборник. - М.: Изд. Моск. Патриархии, 1986. - С. 157.
7. Смирнов С.К. История Московской Духовной Академии до ее преобразования. (1814-1870) / [Соч.] С. Смирнова. - М.: Унив. тип. (М. Катков), 1879. - С. 154.
8. Сушков Н.В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митр. Московского / Н.В. Сушков. М.: тип. А.И. Мамонтова, 1868. - 163 с.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 3. www.st-hum.ru

9. У Троицы в Академии, 1814-1914 гг.: Юбилейный сб. исторических материалов. - М.: Изд. бывш. воспитанников Моск. духов. Акад., 1914. - XII, 772 с.
10. Филарет (Дроздов), митр. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковногосударственным вопросам: в 5 т. / Изд. под ред. преосвящ. Саввы, архиеп. Тверского и Кашинского. - СПб.: Синод. тип., - 1888. - Т. 5. - Ч. 2. - 444-1034 с.

Сведения об авторе:

Мельков Андрей Сергеевич - доктор теологических наук, кандидат филологических наук, член-корреспондент Российской Академии Естествознания, Президент Института современных гуманитарных исследований (Москва, Россия).

Data about the author:

Melkov Andrey Sergeevich - Doctor of Theological Sciences (ThD Hab.), Candidate of Philological Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Natural History, President of Institute of Modern Humanitarian Researches (Moscow, Russia).

E-mail: president@isgi.ru.

МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ МДА БОГОСЛОВИЕ ОБРАЗОВАНИЕ А.В. ГОРСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКАЯ СЕРГИЕВА ЛАВРА a.v. gorsky trinity lavra of st. sergius moscow theological academy divinity
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты