Спросить
Войти

Азербайджанские военно-морские силы

Автор: указан в статье

Литература:

1. Беловитский, Л.В. С русским воином через века /Л.В. Беловитский. - М., 1992.
2. Висковатов, А.В. Историческое описание одежды и вооружения российских войск /А.В. Висковатов. - СПб., 1999.
3. Военная униформа. М.: Слово, 2001.
4. Военная форма. XX век. АСТ. Ермак, 2004.
5. Волков, С.В. Русский офицерский корпус /С.В. Волков. - М., 1993.
6. Воробьева, Ю.В. Российские юнкера /Ю.В. Воробьева. - М., 2002.
7. Дженнифер, К. Краткая история униформы /К. Дженнифер. - М., Новое литературное обозрение, 2007.
8. Исаков, В.И. Тыл вооруженных сил. 300 лет. / В.И. Исаков, Д.В. Булгаков, A.A. Смирнов, Л.Ф. Шумихина. - М.: Защитники отчизны, 2000.
9. Куликов, Д.В. История пограничной формы /Д.В. Куликов. - Пограничник, №№ 4 - 9, 1998.
10. Охлябинин, С.Д. Из истории российского мундира /С.Д. Охлябинин. - М.: 1996.
11. Сафонов, А.Ф. История русской военной одежды. Научное издание / А.Ф. Сафонов. М.: Еврош-кола, 2006. - 117 с.
12. Сафонов, А.Ф. Униформа границы. История и современность / А.Ф. Сафонов. - М.: НИЦ «Ев-рошкола», 2006. - 160 с.
13. Сидорова, В.Ю. Некоторые исторические аспекты создания русской военной одежды / В.Ю. Сидорова. - Дайджест «Военформ-дизайн», № 1. - М.: 2004.

УДК 359(479.24) ББК 68.53(5Азе)64

Д.В. Ливенцев, доктор исторических наук, профессор (г. Воронеж)

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ

Статья рекомендована к печати доктором исторических наук, профессором В.Н. Плаксиным, доктором исторических наук, профессором В.Н. Фурсовым.

Аннотация. Статья рассматривает современную историю азербайджанских военно-морских сил.

Кроме того, уделяется внимание отношениям Российской Федерации и Азербайджана и проблемам внешней политики в каспийском регионе.

D. V. LIVENCEV, doctor of historical sciences, professor (Voronezh)

AZERBAIJAN NAVY FORCES

Abstract. In the article modern history ofAzerbaijanian navy forces is considered. Besides, the article pays attention to the relations of Russian Federation and Azerbaijan andproblems of foreign politics in the Caspian Sea.

Из всех бывших советских республик, име- енио-морские силы Азербайджана имеют соб-ющих границы в Каспийском море, только во- ственную предысторию и могут сослаться на

- 84 определенные традиции в военно-морском деле.

О древних азербайджанских мореплавателях известно мало. Вряд ли их корабли были шедеврами судостроения, но факт остается фактом: попытки создания собственного военного флота в Азербайджане уходят в глубь веков.

Бакинские специалисты утверждают, что подобие военного флота появилось в феодальном государстве Ширван, располагавшегося на территории современного Азербайджана, в XII в. - в период правления ширваншаха Ахситана I. Располагая боевыми кораблями и опираясь на стены Бакинской крепости, Ахситан I смог отразить нападение прибывших на многочисленных ладьях руссов, пытавшихся овладеть городом.

С развалом в середине XVIII в. персидской империи Надир-шаха, в которую входили и земли Азербайджана, появилось несколько враждовавших друг с другом мелких ханств, в том числе и Бакинское, правителем которого с 1747 по 1768 год был Мирза Мухаммад-хан - человек, не чуждый морскому делу. При нем в Баку была начата постройка судов, причем не только торговых, но и военных.

Вторым рождением, если не первым, азербайджанских военно-морских сил можно считать период Гражданской войны. В 1918 г. практически вся Каспийская флотилия рухнувшей Российской Империи перешла под юрисдикцию мусавитской Азербайджанской республики. В состав ее военно-морских сил вошли мореходные канонерские лодки «Карс» и «Ар-даган», посыльные суда «Астрабад» и «Геок-Тепе», гидрографическое судно «Аракс», госпитальное судно «Алесгерье» и портовый буксир «Баилов». Затем англичане передали Азербайджану часть своих боевых кораблей и вспомогательных плавсредств - некогда русских коммерческих судов, представлявших собой бывшие грузовые пароходы, вооруженные и соответствующим образом переоборудованные («Курск», «Орел», «Греция») [1].

У каждого из судов нового Азербайджанского флота (его часто называют мусаватским флотом) была своя богатая история, которая продолжалась и после его расформирования.

Например, канонерская лодка «Карс» была заложена в 1908 г. в Петербурге, спущена в 1909 г., вступила в строй в 1910 г. Затем корабль служил в составе Балтийского флота 1910 -1911 гг. В 1911 - 1920 гг. канлодка находится в составе каспийской флотилии. Она участвовала в установлении советской власти в Прикас-пии весной 1918 г. В июне 1918 г. была захвачена в Баку английскими интервентами и вошла в состав мусаватского флота. В апреле 1920 г. приняла участие в восстании пролетариата в Баку и в мае 1920 г. вновь вошла в состав советского флота. После чего судно участвовало в Гражданской войне (Энзелийская операция в мае 1920 г.) и произошла ликвидация контрреволюционных мятежей на территории Азербайджана в 1920 - 1921 гг. В 1923 - 1924 гг. канонерская лодка «Ленин» (имя было дано после присоединения к советскому флоту в 1920 г.) нанесла ряд дружеских визитов в порт Энзели (Иран), где в 1922 - 1924 гг. была стационером. Закончила канонерская лодка свою службу только 29 декабря 1954 г., когда ее переоборудовали в плавучую казарму [2].

Канонерская лодка «Ардаган» была заложена в Петербурге, спущена в 1909 г., вступила в строй 1910 г. Затем в 1910-1911 гг. она служила в составе Балтийского флота. В 1911-1920 гг канонерская лодка «Ардаган» находилась в составе Каспийской флотилии, участвовала в установлении власти Советов в Прикаспии весной 1918 г. В июле 1918 г. она была захвачена в Баку диктатурой Прикаспия. После расформирования мусаватского флота в 1920 - 1927 гг. канонерская лодка была в составе Морских сил Каспийского моря. Корабль, переименованный в «Троцкий», принял участие в ликвидации контрреволюционных мятежей на территории Азербайджана в 1920 - 1921 гг. В 1921 - 1924 гг. канлодка была стационером в порте Энзели (Иран). В 1927 г. ее переименовали в «Красный Азербайджан», а в апреле 1939 г. она совершила дружеский визит в иранский порт Пахлеви. Как и «Карс», «Красный Азербайджан» был 29 декабря 1954 г. превращен в плавучую казарму [2]. Кстати, существует история канонерской лодки «Красный Азербайджан», написанная бывшим вестовым командира Вейнером в 1926 г. [3].

Посыльное судно «Астрабад» было заложено в 1900 г. в Сормове и вступило в строй в 1901 г. как обыкновенный коммерческий пароход. Затем в 1907 г. пароход стал посыльным судном, в 1920-1921 гг. его переоборудовали сначала в канонерскую лодку «Али Байрамов», а после в гидрографическое судно Морских сил Каспийского моря, причем с 1922 г. «Али Байрамов» находился в распоряжении Морской пограничной охраны, в ноябре 1925 г. судно разобрали на металл [4].

Посыльное судно «Геок-Тепе» было заложено и спущено на Воткинском заводе в 1882 г. За свою историю оно неоднократно переходило из одного корабельного класса в другой. С 1883 по 1907 гг. «Геок-Тепе» являлся пароходом, в 1907 - 1911 гг. портовым судном, в 1911 - 1918 гг. посыльным судном Каспийской флотилии. В октябре 1917 г. экипаж корабля перешел на сторону советской власти, в июле 1918 г. корабль был захвачен диктатурой Цен-трокаспия. Затем «Геок-Тепе» был в составе мусаватского флота, а 1919 г. его разоружили и переформировали в блокшив. С апреля 1920 г. блокшив служит в красном флоте Советского Азербайджана, а после в Морских силах Каспийского моря. В 1922 г. «Геок-Тепе» снова становится посыльным судном, в 1923 г. минным заградителем, в 1925 г. гидрографическим судном. В 1926 г. корабль нес стационарную службу в портах Энзели и Пахлеви (Иран). В 1929 г. судно отдали для разделки на металл [5].

Гидрографическое судно «Аракс» было заложено и спущено в 1900 г. Первоначально числилось гражданским транспортом. Затем в июле 1918 г. его захватили в Баку интервенты, а после оно вошло в состав мусаватского флота уже как гидрографическое судно. В апреле 1920 г. переименовано в «М. Азизбеков» (в честь одного из 26 бакинских комиссаров) уже в рядах советского флота, но с ноября 1922 г. гидрографическое судно сдают в порт на хранение, а в 1925 г. разбирают на металл [6].

Госпитальное судно «Алесгерье» изначально было товарно-пассажирским пароходом,

построенным в Швеции. С 1919 г. «Алесгерье» входило сначала в состав англо-белогвардейского, а затем мусаватского флота. С мая 1920 г. его включают в состав красного флота Советского Азербайджана, после чего, в июле 1920 г., становится транспортом Морских сил Каспийского моря. Затем в июле 1921 г. «Алесгерье» переклассировали в гидрографическое судно и в феврале 1923 г. возвращено гражданскому флоту [7].

Посыльное судно «Курск» представляло собой бывший морской товарно-пассажирский пароход «Император Николай II», построенный в 1896 г. в Сормове. С 1920 г. он был мобилизован в качестве посыльного судна англо-белогвардейским, а затем мусаватским флотом. После включения в состав Морских сил Каспийского моря в декабре 1920 г. участвовало в боях с контрреволюционными бандами на Ленкоранском участке. В июне 1922 г. посыльное судно совершило дружеский визит в Иран, после которого 24 июня 1922 г. было передано гражданскому флоту [8].

Наверное, Гражданская война была как раз тем временем, когда Азербайджанский флот представлял реальную боевую силу по сравнению с красными и белыми флотилиями. Однако офицеры-азербайджанцы - в недавнем прошлом моряки торгового флота - явно тяготились службой. Не лучше относились к ней и оставшиеся на кораблях немногочисленные русские офицеры, а уж о нижних чинах (в основном славя-нах-«клёшниках») и говорить было нечего. С такими экипажами корабли и вспомогательные суда под флагом с полумесяцем и восьмиконечной звездой практически потеряли боеспособность.

17 марта 1920 г. В.И. Ленин телеграфировал Реввоенсовету Кавказского фронта: «Взять Баку нам крайне, крайне необходимо. Все усилия направьте на это, причем обязательно в заявлениях быть сугубо дипломатичными и удостовериться в твердой местной Советской власти. То же относится и к Грузии, хотя к ней советую относиться еще более осторожно» [9]. Овладение Баку имело для советского государства огромное политическое, экономическое и военное значение. Здесь решался исход борьбы за энергетичес86

кую базу страны. Советской Волжско-Каспийс-кой флотилии была поставлена задача пресечь возможные действия врага со стороны моря, высадить десант в районе станции Аляты и предотвратить разрушение нефтепромыслов.

В ночь на 30 апреля 1920 г. корабли Волж-ско-Каспийской флотилии, не имея особого плана действий, начали операцию по захвату рейда Баку. Комфлот Ф.Ф. Раскольников держал свой флаг на эскадренном миноносце «Карл Либкнехт». Причем флотилия готовилась к вторжению самым серьезным образом. Достаточно привести отрывок из мемуаров Адмирала Флота Советского Союза И.С. Исакова: «Места высадки начдив указать не мог, честно признавшись, что сам не знает. Да и комфлот сказал, что место и время десанта - «по обстановке» [10].

Одновременно азербайджанские большевики готовили в Баку восстание для свержения правительства. Первыми поддержали местных большевиков азербайджанские ВМС, которые совместно с советской Россией подняли восстание против мусаватистов. Командующий флотом большевик Чингиз Ильдрым предъявил ультиматум мусависткому правительству: «Сдать власть рабоче-крестьянскому правительству во главе с Наримовым» [11]. К моменту прихода кораблей Волжско-Каспийской флотилии на рейде Баку кроме азербайджанского флота находились суда белой флотилии: крейсер «Пушкин», минный заградитель «Греция», посыльные суда «Нарген», «Бугаз», «Орел», база тральщиков «Горчаков», госпитальное судно «Алесгерье» и минная баржа «Терек», на которой находилось 200 малых мин «Рыбка» и 47 мин образца 1907 г.

Воевать Волжско-Каспийской флотилии так и не пришлось. Утром 1 мая 1920 г. на всех судах мусаватского флота и белой флотилии были подняты красные флаги [12].

Интересно, в 1920 г. у мусаватского флота появился новый флагман - крейсер «Пушкин», представлявший собой переоборудованный грузо-пассажирский пароход, построенный в Швеции в 1893 г. Водоизмещение его составляло 1800 т. Длина 74,77 м.; ширина 8,37 м.; осадка 3,96 м. Две машины компаунд общей мощностью

850 л.с. давали ход 11 узлов. Вооружение состояло из 2 - 130 мм. пушек и двух пулеметов. Судно было вооружено «белыми» зимой 1919 -1920 гг. и тогда же продано азербайджанцам. Боеспособность так называемого флагмана была невысока, переименованный в «Советский Азербайджан» крейсер уже в конце 1921 г. был передан гражданскому флоту.

Собственно, вторжение советских войск в Азербайджан проходило по стандартному большевистскому сценарию: местный ревком поднимает настоящее или «виртуальное» восстание рабочих и сразу же обращается за помощью к Красной Армии. По этой схеме действовали свыше 50 лет - вторжение в 1956 г. в Венгрию, в 1968 г. в Чехословакию и т. д. Кстати, с правовой точки зрения вторжение Красной Армии в Азербайджан имеет много нюансов. С одной стороны, Азербайджан не воевал с РСФСР, а, с другой стороны, границы данного государственного образования не были признаны ни одной страной мира, включая покровительствующую мусавистскому правительству Англию. Советская Россия была единственной правопреемницей Российской Империи и обладала соответствующими правами по отношению ко всем ее бывшим территориям.

В итоге рухнул план интервентов, прежде всего англичан под фальшивым флагом «независимого» азербайджанского буржуазного государства захватить нефтяные источники и важные стратегические позиции на Кавказе и Каспии. Одним из атрибутов марионеточной независимости Азербайджана должен был стать мусават-ский флот.

Большевики застали мусаватский флот в самом жалком состоянии. На канонерских лодках «Карс» и «Ардаган» стволы оказались до предела расстреляны, так что моряки в шутку называли орудия «гладкоствольными». Вдобавок, во время какого-то очередного местного переворота, с орудий сняли затворы и утопили их в бухте. Когда новое начальство стало попрекать старшего помощника «Карса» полным отсутствием на корабле карт и компасов, тот посмотрел на небо и изрек: «Компас там! - и, постучав по голове, продолжил: - Карта здесь!»

Несмотря на то что мусавистское правительство уделяло мало внимания своим кораблям, почти не отпускало средств на их содержание и вспоминало о морской силе только в целях представительства или при необходимости «наводить порядок» в прибрежных районах, ему все же не удалось сделать из моряков карателей. В связи с отсутствием своей системы подготовки кадров пришлось принимать прежних моряков флотилии, «раскаявшихся» после подавления Коммуны. Часть из принятых были старыми рабочими и матросами, специально засланными по заданию подпольного комитета. После переворота на корабли под красными флагами потянулись те немногие из уцелевших моряков, которые были в черных списках мусавата как сторонники Коммуны или Муганской республики.

Первоначально у советского руководства возникла идея иметь на Каспии сразу два флота

- Волжско-Каспийскую флотилию и Красный флот Советского Азербайджана. Вероятно, сыграло роль желание показать демократичность и политкорректность советской власти. Именно мусаватский флот и был переименован в Красный флот Советского Азербайджана (командующий коммунист и инженер Чингиз Ильдрым). Хотя общее руководство обоими военно-морскими соединениями осуществлял Ф.Ф. Раскольников. Однако уже летом 1920 г. создали единые Морские силы Каспийского моря (с 1931 г.

- Каспийская флотилия).

Раздел Краснознаменной Каспийской флотилии бывшего ВМФ СССР между Баку и Москвой состоялся в июле 1992 г., и с этого времени началась новая история национальных военно-морских сил Азербайджана. Сегодня азербайджанский флот - самый сильный среди бывших прикаспийских советских республик.

В конце 1990-х гг. в составе ВМС Азербайджана находились: 1 фрегат, 2 ракетных катера, 7 пограничных катеров, 5 минных тральщиков, 4 амфибии, 3 вспомогательных судна. Общая численность - 2200 человек. С воздуха флот может быть поддержан вертолетным полком (в составе 15 бортов МИ-24) и эскадрильей истребительной авиации (в составе 29 бортов МиГ-25). Причем нет ясности в отношении комплектации и боевой готовности бортов. Курсировала информация, что Азербайджан способен поднять всего три перехватчика МиГ-25, четыре вертолета Ми-24, а на море - всего два действующих сторожевых корабля. Однако подобные слухи не отражают реальной картины. МиГи недавно прошли модернизацию в России. На совместных учениях в Астрахани в 2002 г. принимали участие корабль управления «Т - 710» и малый десантный корабль «Д - 433», подготовленные для выполнения полного объема поставленных боевых задач. Но следует заметить, что морская составляющая в оборонном планировании Азербайджана (военная доктрина в стадии разработки) находится на втором плане после сухопутных сил. Основные средства выделяются на горные мотострелковые бригады и соответствующую технику.

Сегодня численность личного состава ВМС Азербайджана (ВМСА) (командующий -вице-адмирал Шахин Султанов, выпускник Каспийского высшего военно-морского училища им. С.М. Кирова (КВВМКУ)) оценивается в 2 тыс. человек (между тем, официальный показатель численности ВМС, предоставленный правительством страны международным структурам последний раз в 1998 г. - 3968 человек).

В ВМСА организационно входят:

- бригада надводных кораблей (дивизион сторожевых кораблей, дивизион десантных кораблей, дивизион базовых тральщиков, дивизион поисково-спасательных судов и дивизион учебных кораблей);

- бригада кораблей охраны водного района (в составе, предположительно, дивизиона сторожевых катеров и дивизиона рейдовых тральщиков);

- отдельные отряды вспомогательных судов;

- батальон морской пехоты;

- морской диверсионно-разведывательный центр специального назначения (воинская часть № 641 - отряд боевых пловцов);

- информационно-аналитический центр (управление общей и агентурной военно-морской разведки);

88

- береговые части и подразделения служб обеспечения;

- военный судоремонтный завод (бывший 23-й военный завод ВМФ СССР).

Практически все корабли и суда базируются в Баку (исторический военно-морской район Баилов; здесь находятся штаб ВМС и военно-морской госпиталь). По сообщениям частных лиц, Азербайджан намерен развернуть пункты базирования ВМС южнее Баку - можно предположить, что в качестве такового рассматривается и уже соответствующим образом оборудуется Порт-Ильич на юге страны [13].

Для рассредоточенного (маневренного) базирования ВМСА пригодны причалы гражданского флота в Баку, нефтепорт Гая на северо-востоке Апшеронского полуострова, рыбный порт Говсаны (на Ашероне восточнее Баку) и ряд пристаней - в основном южнее Баку (в т. ч. на островах Жилой - Чилов, Нарген - Беюк Зиря, Булла - Хере Зиря, Глиняный - Гил, Свиной - Сен-ги Мугань) и на расположенном в открытом море в 42 км. восточнее Апшерона эстакадном поселке нефтедобытчиков Нефтяные Камни (Нефт Дашлары). На острове Нарген, закрывающем вход в Бакинскую бухту, при необходимости могут быть развернуты артиллерийские батареи береговой обороны и зенитный ракетный дивизион (таковой с ЗРК С-75 имелся здесь до распада СССР). При этом побережье Азербайджана севернее Апшерона до границы с Россией лишено какой-либо военно-морской инфраструктуры.

В районе Зых на окраине Баку дислоцируются Военно-морская академия, склады корабельных боеприпасов, батальон морской пехоты и морской диверсионно-разведывательный центр специального назначения - воинская часть № 641 (отряд боевых пловцов). Уместно отметить, что в становление отряда азербайджанских боевых пловцов, созданного на материально-технической базе 8-го морского разведывательного пункта Каспийской флотилии, где также готовился иностранный спецконтингент, внесли большой личный вклад его бывший командир (в период 1969 - 1983 гг.) капитан 1-го ранга в отставке В.Г. Пашиц и некоторые другие русские офицеры ВМФ СССР. На

вооружении в/ч 641 состоят оставленные Азербайджану сверхмалые ПЛ (групповые носители боевык пловцов) типа «Тритон-1М» и «Три-тон-2», а также индивидуальные подводные средства движения водолазов-разведчиков (типа «Протей» и др.). В ее распоряжении имеется обустроенный еще во времена СССР инженерно-водолазный полигон со стрельбищем на острове Вульф (по-азербайджански Даш Зиря) в Бакинской бухте.

В последние годы в/ч 641 комплектуется исключительно на контрактной основе, а подготовку азербайджанских водолазов-разведчиков осуществляют специалисты ВМС США, Германии, Турции и инструкторы частной американской компании «Blackwater USA». Кроме того, боевые пловцы в/ч 641 проходят обучение в школе водолазов учебного центра ВМС Латвии и Лиепае.

Корабельный и судовой состав ВМСА включает: - сторожевой корабль (по азербайджанской классификации - фрегат; забавно, что азербайджанские военные моряки между собой называют его «крейсером») G121 «Кусар» ухудшенного азербайджанцами проекта 159А (бывший советский «СКР - 16» «Бакинец»). В ходе многолетнего капитального ремонта с него сняли торпедные аппараты, дополнительно установили не предусмотренные проектом 30-мм. спаренные зенитные автоматы АК-230, а газотурбинную ЭУ демонтировали, оставив только дизельную);

- 2 сторожевык (фактически противолодоч-нык, по азербайджанской классификации - торпедных) катера проекта 205П «Тарантул» (бывшие советские артиллерийские катера «АК - 234» и «АК - 374»; по некоторым сведениям, они переданы в береговую охрану морских частей пограничных войск и получили бортовые номера, начинающиеся с буквы «S», причем торпедные аппараты с них сняты);

- сторожевой катер «Р - 212» проекта 1388Р «Разведчик» (бывший советский катер химической разведки «КРХ - 1», после приема в состав ВМСА вооружен двумя 14,5-мм. спаренными зенитно-пулеметными установками 2М7);

- сторожевые катера «Р - 214», «Р - 215» и «Р - 216» проекта УК-3 польской постройки

(бывшие советские учебно-разъездные катера «УК -...» и/или «МК -...», после приема в состав ВМСА «УК -...» и/или «МК -...», после приема в состав ВМСА вооруже-ны каждый тремя 14,5-мм. спаренными зенитно-пулеметными установками 2М7);

- сторожевые катера «Р - 217» и «Р - 218», проект 722 польской постройки (бывшие советские посыльные катера «ПСК - 20» или ПСК - 51» и «ПСК - 52», после приема в состав ВМСА вооружены каждый 14,5-мм. спаренной зенитно-пулеметной установкой 2М7);

- сторожевой катер «Р - 219», проект 368У (бывший советский спасательный катер, после приема в состав ВМСА вооружен 5-мм. спаренным зенитным автоматом 2МЗМ, 14,5-мм. спаренной зенитно-пулеметной установкой 2М7 и двумя 252-мм. пятиствольными реактивными бомбометными установками РБУ - 1200);

- сторожевой катер Р223 «Араз» типа «Тюрк» (бывший АВ-34 ВМС Турции, вооружен счетверенной противоракетной установкой (ПУ) стационарного варианта противоракетного зенитного комплекса (ПЗРК) «Игла» или «Стрела-3», 40-мм. одинарным зенитным автоматом «Бо-форс» и 25-мм. спаренным зенитным автоматом 2МЗМ);

- сторожевой катер «Р - 222» (ранее № 137), проект 1400М «Гриф» (бывший советский артиллерийский катер АК-55);

- базовые тральщики (ТЩА) «М - 325» и «М - 326», проект 12650 «Яхонт» (бывшие советские «БТ - 16» «Астраханский комсомолец» и «БТ - 21» «Комсомолец Калмыки»);

- рейдовые ТЩА «М - 327» и «М - 328», проект 1258 «Корунд» (бывшие советские «РТ - 473» и «РТ - 136»);

- средний (по поздней советской классификации малый) десантный корабль «Б - 431» проект 771А польской постройки (бывший советский МДК-107);

- средние (по поздней советской классификации малые) десантные корабли польской постройки «Б - 432», «Б - 433», проект 770МА и Б434 (возможно, уже выведен из боевого состава), проект 770Т (бывшие советские «МДК - 36», «МДК - 37» и «МДК - 68»);

- малые десантные корабли «Б - 435» и «Б - 436» проект 106К (бывшие советские «МДК - ?» и «МДК - ?»);

- десантный катер «Б - 437», проект 1785 (бывший советский «Д - 603»);

- корабль управления (он же учебный) «Т - 710», проект 888Я польской постройки (бывшее советское учебное судно «Ока»). После передачи ВМСА он был вооружен 37-мм. спаренным зенитным автоматом В - 11М и двумя 25-мм. спаренными зенитными автоматами 2М3М).

Среди вспомогательных судов ВМСА известны, в частности, следующие:

- судно обеспечения глубоководных водолазных работ «А - 671», проект 10470 (бывшее советское «Свияга») - используется также в качестве транспорта;

- санитарный катер «А - 649» (бывший «№ 385»), проект СК - 620 «Дракон» польской постройки (бывший советский);

- рейдовый танкер «№ 7752», проект 1844 (бывший советский «ВТН -?» или «Водолей-4»);

- малое кабельное судно «Т - 750», проект 1172 финской постройки (бывшее советское «Эмба»);

- 2 противопожарных судна, проект 1893 (бывшие советские «ПЖС - 551» и «ПЖС - 552»; еще одно такое же судно «Генерал Гамидов» с советских времен имелось в составе морского пожарного отряда МВД, а ныне МЧС), - возможно, выведены из состава флота;

- водолазные катера «А - 641», проект 1896 и «А - 648», проект 1415 (бывшие советские «БГК- ?» и «РВК - ?»);

- противопожарные катера «А - 643» и «А -644», проект 364 (бывшие советские «ПЖК -12» и «ПЖК - 179»), - возможно, переданы в состав береговой охраны государственной погранслужбы;

- малые гидрографические суда польской постройки «Н - 561», проект 871 (бывшее советское «Резонанс») и «Н -?» проект 872 (бывшее советское «ГС - ?»);

- рейдовые буксиры «Т - 757», проект 737К (или 737М) и «Т - 758», проект 9.8057 постройки ГДР (бывшие советские «РБ - ?» и «РБ - ?»);

- разъездной катер, проект 360 (бывший советский катер связи «КСВ - 15»).

90

Кроме того, есть 106-метровый несамоходный ремонтный плавучий док.

Мобилизационным резервом ВМСА являются корабли и суда береговой охраны государственной пограничной службы. Обе структуры включают 5 тыс. военнослужащих.

В бригаду кораблей береговой охраны входят:

- пограничные СКР (фактически катера) «S - 004», «S - 005», «S - 006» и «S - 007» проекта 205П «Тарантул» (бывшие советские, из них 2, возможно, бывшие «АК - 234» и «АК - 374», ранее входившие в состав ВМСА; торпедные аппараты демонтированы);

- пограничный СКР (фактически катер) «S - 008», проект 205У «Москит» (бывший советский ракетный катер «Р - 173»; пусковые установки ПКР демонтированы);

- пограничный патрульный катер «S - 14» (ранее S - 201) типа «Пойнт» серии D (бывший американский «Пойнт Брауэр»);

- пограничные патрульные катера «S - 11» и «S - 12» типа «Силвер Шип 48-футовый» (поставка США);

- большие пограничные патрульные корабли (океанские буксиры-снабженцы) польской постройки «S - 701», «S - 002» и «S - 003», проект «В - 92» (бывшие «Нефтегаз-?», «Нефтегаз-?» и «Нефтегаз-?» Каспнефтефлота; «S - 701» имеет вертолетную площадку для вертолета Ми-8, a «S - 002», возможно, используется, как корабль радиотехнической разведки);

- большой пограничный патрульный корабль (океанский спасательный буксир) польской постройки «S - 703», проект В - 99 (бывший «Вихрь-?» Каспнефтефлота);

- надувные моторные резиновые катера с жестким каркасом «S - 09» и «S - 10» типа RIB-36 (бывшие катера сил специальных операций ВМС США).

Имеются также и другие мелкие плавсредства. На надстройке некоторых кораблей и катеров береговой охраны имеется аббревиатура DSX - «Государственная пограничная служба».

Бесспорным резервом ВМСА является самый крупный на Каспии торговый флот Азербайджана - Каспийское пароходство (КА-С-ПАР, Caspian shipping company). По состоянию на

2007 г., КАСПАР имел 86 транспортных и вспомогательных судов суммарным дедвейтом около 444 тыс. тонн, в том числе ролкеры «Бесте-кар Кара Караев» и «Бестекар Фикрет Амиров», способные перевозить войска и военную технику. Эти ролкеры следует рассматривать, как вспомогательные десантные транспорты, которые при необходимости могут быть включены в состав ВМСА.

Давайте рассмотрим судовой состав гражданского флота Азербайджана. В него входят танкеры «Президент Гейдар Алиев», «Бабек», «Шах Исмаил Хатаи», «Гафур Мамедов», «Генерал Асланов», «Шамхор», «Шуша», «Профессор Азиз Алиев», «Джалил Мамедгулузаде», «Генерал Аббасов», «Гахраман Гусейнов», «Генерал Халилбейли», «Гобустан», «Зангелан», «Инженер Мустафа Али», «Нариман Нариманов», «Нигяр Рафибейли», «Самед Вургун», «Бакиханов», «Генерал Шихлинский», «Генерал Салимов», «Гахраман Гасанов», «Ордубад», «Генерал Гейдаров», «Генерал Мехмандаров», «Гахраман Мамедов», «Нафталан», «Ислам Сафарлы», «Гахраман Гаджиев», «Гахраман Асадов», «Апшерон», «Мешади Азизбеков», «Али Байрамов», «Ленкорань», «Астара», «Хазар», «Араз», «Шемаха», «Гянджа»; сухогрузы «Теймур Мамедов», «Газанфар Мусабеков», «Низами», «Физули», «Баку», «Вагиф», «Му-гань», «Ширван», «Джафар Джаббарлы», «Ашуг Алескер», «Микаил Мушфиг», «Рашид Бейбутов», «Маэстро Ниязи», «Махмуд Раги-мов», «Гахраман Мехти», «Расул Рза», «Наси-ми», «Шаир Сабир», «Шаир Видади», «Гусейн Джавид», «Узеир Гаджибеков», «Хагани Рус-тамов», «Тауз», «Натаван», «Акстафа», «Саат-лы»; ролкеры «Бестекар Кара Караев», «Бестекар Фикрет Амиров»; морские паромы «Дагестан», «Меркурий-1», «Академик Топчиба-шев», «Азербайджан», «Академик Гасан Алиев», «Профессор Гюль», «Нахичевань».

Сюда же следует также прибавить суда азербайджанского рыболовного, научно-исследовательского и мощного технического гражданского флота по обслуживанию морских нефтепромыслов - потенциальные вспомогательные тральщики, патрульно-дозорные корабли, транспорты, спасатели и т. д.

Не исключено, что уже в мирное время какие-то гражданские суда Азербайджана, в том числе посещающие иностранные порты (прежде всего российские), оборудованы, как замаскированные носители боевых пловцов из состава в/ч 641 [14].

Очевидным недостатком ВМСА является отсутствие у них собственной специализированной авиации - доставшиеся в свое время этой стране несколько морских вертолетов Ка-27ПС (применявшихся в поисково-спасательном обеспечении действий азербайджанской авиации во время войны в Карабахе) и 3 находящихся на аэродроме Кала противолодочных гидросамолета-амфибии Бе-12 (один из которых одно время служил калибровщиком наземных радарно-лока-ционных станций (РЛС)), уже исчерпали свой ресурс. Впрочем, в интересах флота может применяться недавно приобретенный МЧС Азербайджана многоцелевой гидросамолет-амфибия Бе-200ЧС.

Подготовка офицерских кадров флота и мор-частей погранвойск осуществляется в Военно-морской академии Азербайджана (бывшее Каспийское высшее военно-морское училище имени С.М. Кирова) и соответствующих военно-учебных заведениях Турции, а мичманов и старшин контрактной службы - в учебном центре ВМС.

Кстати, о системе званий азербайджанских военных моряков. Собственно, она похожа на советско-российскую: дянизчи - матрос, баш дя-низчи - старший матрос, учюнчжи, икинчжи, биринчжи - соответственно старшины 3-й, 2-й и 1-й статьи, кичик (младший) мичман, мичман, баш (старший) мичман, кичик (младший) лейтенант, лейтенант, баш (старший) лейтенант, капитан-лейтенант, учюнчжи дярячжяли капитан (капитан 3-го ранга), икинчжи дярячжяли - капитан 2-го ранга, биринчжи дярячжяли - капитан 1-го ранга, контр-адмирал, вице-адмирал и адмирал.

Нельзя не сказать несколько слов и о материальном обеспечении военнослужащих ВМСА. Матрос-призывник может рассчитывать на 5 $ в месяц. Матрос-контрактник имеет оклад 35 - 40 $. Зато лейтенант получает уже около 600 $, а контрадмирал чуть больше 1200 $. При этом долги за

неиспользованные выходные дни, за невыдан-ные обмундирование и продукты, за пребывание в зоне боевых действий и т. д. государство отдает своим военным очень неохотно [15].

Перспективы дальнейшего развития ВМСА выглядят довольно туманными: изношенные боевые корабли практически исчерпали свой жизненный ресурс, а возможность их замены с западной помощью целиком находится под контролем России - только ей решать, что пропускать на Каспий по своим внутренним водным путям.

В принципе, Азербайджан располагает собственной производственной базой и определенными профессиональными кадрами для постройки малых боевых кораблей и вспомогательных судов, а также их ремонта. Основу этой базы составляет мощный комплекс из четырех судоремонтных заводов бывшего ПО «Каспсудоре-монт», а также военный судоремонтный завод (бывший СРЗ-23 ВМФ СССР) в Баку. Здесь возможна постройка или сборка из импортных узлов и секций патрульных и десантных катеров, тральщиков и судов обеспечения (одно время в Баку для ВМФ СССР строились морские буксиры проекта 492, а для морских частей пограничных войск - вспомогательные суда типа «КК - 3», использовавшиеся и в качестве патрульно-дозор-ных катеров).

Однако, сможет ли Азербайджан в настоящее время самостоятельно строить военные корабли - это большой вопрос, особенно с учетом произошедшего оттока из Баку наиболее квалифицированных «некоренных» кадров. Разве что Казахстан согласится разместить на своих небольших верфях в Уральске азербайджанские заказы на патрульные катера. Во всяком случае, о возможности азербайджано-казахского сотрудничества в военно-морской сфере уже делались заявления на межправительственном уровне.

В целом же ВМСА, казалось бы, занимающие (номинально) по боевому составу второе место на Каспии после Каспийской флотилии, РФ, серьезной силы пока не представляют и далеко не в полной мере отвечают задачам защиты национальных интересов страны. О реальном боевом потенциале ВМСА

говорит, например, факт вытеснения летом 2001 г. из спорного района моря азербайджанского геологоразведочного судна «Геофизик -3» (с английскими специалистами на борту) военным кораблем Ирана. С тех пор мало что изменилось. Даже появление в составе ВМС Ирана на Каспии ракетных катеров «Р - 224» «Пейкан» и «Р - 225» «Джосхан» вызвало у азербайджанского военного командования чуть ли не переполох - ведь их вполне достаточно, чтобы (при условии воздушного прикрытия со стороны ВВС Ирана) уничтожить весь военный флот Азербайджана.

Несмотря на подобное бессилие ВМСА, исключать возможность наращивания военно-морского потенциала Азербайджана нельзя, особенно с учетом заинтересованности США, Великобритании и Турции в сохранении своего влияния на эту ключевую страну бывшего советского Закавказья. О такой заинтересованности свидетельствуют и состоявшиеся в 2003 г. американо-азербайджанские учения по программе GOPLAT (GASOIL PLATFORM) по защите морских нефтедобывающих платформ на Каспии, в которых приняли участие спецназовцы ВМС США - так называемые «морские котики» (SEAL). Они задействовали на этих учениях надувные резиновые катера типа «RIB - 36», специально предназначенные для доставки разведывательно-диверсионных групп к побережью и их эвакуации после выполнения боевой задачи. По сообщениям некоторых источников, по завершении учений эти весьма совершенные средства доставки личного состава спецназа могли быть переданы в дар морскому диверсионно-разведывательному центру ВМС Азербайджана (в/ч 641), однако числятся они за его береговой охраной.

Между прочим, Администрация США в 2010 г. предоставила военной помощи Азербайджану - на 4 млн $. В рамках же программы военного обучения (International Military Education and Training) предусматривается для Азербайджана -900 тыс. долларов. Турция также предоставила Вооруженным силам Азербайджана на 200 млн. $ военной помощи. Данный факт сочетается с настороженным отношением к России. Например, в 2007 г. военный суд Азербайджана по делам о тяжких преступлениях вынес приговор офицеру военно-морского флота за шпионаж в пользу Российской Федерации. Как сообщил «Интерфаксу» судья Ислам Нейманов, который председательствовал на процессе: «Сегодня вынесено решение в отношении майора ВМФ Азербайджана Владимира Искендерова». Судья отказался назвать срок заключения, к которому приговорили офицера, сославшись на конфиденциальность и закрытость судебного процесса. Он лишь сказал, что военнослужащий обвинен по 274 статье (государственная измена) Уголовного кодекса Азербайджана и приговор был справедлив. Указанная статья УК предусматривает лишение свободы сроком от 10 до 15 лет лишения свободы или пожизненное заключение с конфискацией имущества.

Как бы то ни было, но курс своего флота, как и ВС, и страны в целом, азербайджанцы выбрали, и лежит он в фарватере США и НАТО. Инициативы Москвы по совместной «военно-морской эксплуатации» Каспия под предлогом противостояния «международному терроризму» (под эгидой России) Баку вежливо, но твердо отвергает. Зато руководство Азербайджана с должным энтузиазмом восприняло желание США реализовать на театре свою программу «Каспийский страж» (Caspian Guard Initiative) с вовлечением в нее прикаспийских государств -бывших республик СССР (за исключением, разумеется, России). Так что не должно быть сомнений в том, что ВМС Азерба

патрульный катер военно-морская база охрана водного района нефть территориальные воды patrol cutter navy base guarding of water region oil territorial water
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты