УДК 913. (470.316)
ДЕМОГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
В. А. Невзоров, к. г. н, доцент кафедры социально-экономической географии и туризма ФГБОУ ВО Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, nevzorov.vadim1975@yandex.ru
В статье представлен обзор основных этапов проведения демографической политики в стране на примере отдельно взятого региона России — Ярославской области. Анализируется демографическая ситуация, сложившаяся во второй половине XX века — начале XXI века в свете проведения демографических реформ в Ярославской области. Рассмотрены основные направления демографической политики и меры социальной поддержки населения. Выявлены внутрирегиональные различия в развитии демографической ситуации территории Ярославской области. Предложены новые направления стимулирования рождаемости и повышения качества жизни населения.
The article presents an overview of the main stages of the demographic policy in the country in the study of a separately taken region of Russia, i.e. the Yaroslavl Region. It examines the demographic situation in the second half of the 20th — early 21st centuries through the prism of the demographic reform in the Yaroslavl Region. The main guidelines of the demographic policy and the measures of social support for the population are considered. The intraregional differences in the development of the demographic situation of the territory of the Yaroslavl Region are identified. The new trends for the stimulation of birth rate and improvement of the quality of life of the population are recommended.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Ярославская область и ее муниципальные образования уже долгое время относятся к демографически проблемным территориям России. Это связано с ранним переходом региона к среднедетной и малодет-ной модели семьи, характерной для высокоурбанизированных территорий. Для анализа демографической динамики использовался важный период последней четверти XX века и полтора д есятилетия XXI века. За это время д емографичес-кая политика в сфере повышения рождаемости и средней ожидаемой продолжительности жизни приобрела наибольший размах. Кроме того, важнейшим фактором повышения рождаемости стало улучшение возрастной структуры населения. Объектом исследования стал субъект Российской Федерации и его муниципальные образования. Социальная и демографическая политика в Ярославской области в течение последних десятилетий проводилась в рамках демографической политики советского государства, а затем и Российской Федерации.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Геодемографическими проблемами Ярославского края интересовались в XX в. Г. И. Курочкин [13], С. М. Вос-кобойникова [1]. В наше время известны публикации о социально-демографической ситуации в регионе А. С. Емельянова [4], о сельском расселении области — Е. Ю. Колбов-ского, М. В. Пасхиной, Т. Ю. Кондаковой [5]. Наиболее крупный вклад в развитие демографических исследований внес Е. Н. Селищев [7].
Анализируя опыт проведения демографической политики в Ярославской области, можно выделить три основных этапа:
Первый этап начался 8 июля 1944 года с Указа Президиума Верховного Совета СССР, положения которого были направлены на поощрение многодетных семей и матерей. Введение материальных мер стимулирования рождаемости, в том числе пособий по уходу за ребенком, 30-процентная скидка в размере подоходного налога, более ранний уход на пенсию и сокращение срока трудового стажа привели к высокому уровню рождаемости с ежегодным числом рождений 25—35 тыс. человек. Необходимо отметить, что высокая рождаемость во второй половине 1940-х—1950-х годах определялась в основном благоприятной для воспроизводства возрастно-половой структурой и значительным преобладанием сельского населения. «Сталинская» демографическая система материального стимулирования просуществовала до начала 1960-х годов.
В 1960—1970-е годы в Ярославской области происходил спад числа рождений в основном из-за малочисленных возрастных контингентов родившихся в годы Великой Отечественной войны. В это же время область достигла больших успехов в другом важном демографическом показателе, лежащем в основе демографической политики. Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении в регионе достигла 67—68 лет. Все это стало результатом окончания эпидемиологического перехода страны и нашего региона, благодаря улучшению системы здравоохранения.
Второй этап проведения демографической политики был вызван низким уровнем воспроизводства населения во многих областях РСФСР, УССР, БССР. Ярославская область, располагаясь в Центральной России, также относилась к демографически неблагополучным регионам. В то же время власти Ярославской области уделяли внимание крупным инфраструктурным проектам, которые помогли улучшить качество жизни населения. Были построены крупные жилые микрорайоны в Ярославле и Рыбинске, многочисленные детские сады и школы (многие из них в сельской местности), социальная защита населения достигла высоких показателей.
Основными чертами проведения демографической политики в регионе в 1980-х годах стали:
— увеличилась государственная помощь семьям с детьми путем повышения единовременных пособий, особенно на третьего ребенка;
— введение частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком;
— установлены новые льготы работающим женщинам-матерям;
— эффективное создание детской инфраструктуры (строительство яслей и детских садов, современных школ, крупные инвестиции в сельскую местность).
В результате проведения активной демографической и семейной политики в 1980-х годах в Ярославской области наблюдался рост рождаемости, об этом наглядно показывают числа рожденных и умерших в таблице [3].
Еще одним, благоприятным фактором, повлиявшим на уровень смертности и среднюю ожидаемую продолжительность жизни, стал знаменитый антиалкогольный указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1985 года. Его результатом стало 5—10 %-ное сокращение смертности населения и увеличение средней продолжительности жизни с 68 лет в начале 1980-х годов до 70 лет в конце 1980-х годов.
Несмотря на критику демографических реформ 1980-х годов, необходимо отметить благотворное влияние и улучшение социальной защиты населения. Кроме того, социальные завоевания этого периода стали основой для проведения новой волны демографической политики.
Рост числа рождений в 1980-е годы происходил на фоне сокращения женщин активных репродуктивных возрастов. Он был обеспечен за счет досрочной реализации большинством семей своих намерений в отношении вторых и последующих детей. Уже в конце 1980-х годов проявился резкий спад рождаемости (табл. 1). Резкое падение рождаемости в 1990-е годы было предопределено ее предшествующим подъемом, а также началом всеобъемлющего социально-экономического кризиса в государстве.
Третий этап демографической политики берет отсчет от известного 7-го послания президента В. В. Путина Федеральному Собранию в 2006 году. Президентом была предложена Программа стимулирования рождаемости, существенно повышено пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. В 2011 году президентом Д. А. Медведевым был введен региональный материнский капитал — еще одна форма поддержки многодетных семей. В Ярославской области региональный материнский капитал назначается на каждого третьего и последующего рожденного (усыновленного) ребенка при условии постоянного или преимущественного проживания семьи на территории Ярославской области в течение полутора лет со дня рождения (усыновления) ребенка.
На территории Ярославской области семьям, имеющим детей, предоставляются меры социальной поддержки за счет средств регионального бюджета. Предоставление указанных мер регулируется двумя областными законами: законом
Таблица 1 Численность родившихся, умерших и естественный прирост в 1970—1980-е годы
Годы Число родившихся Число умерших Естественный прирост
Ярославской области от 19 декабря 2008 г. № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области» и законом Ярославской области от 28 ноября 2011 г. № 45-з «О временных мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей» (далее — закон Ярославской области от 28 ноября 2011 г. № 45-з).
В соответствии с Социальным кодексом Ярославской области семьи, воспитывающие детей, имели право на получение следующих мер социальной поддержки [10]:
Значительные изменения в мерах материального стимулирования благотворно сказались на показателях и в Ярославской области, это наглядно показывает динамика общего коэффициента рождаемости по муниципальным образованиям Ярославской области, представленного в табл. 2.
Демографическая политика в Ярославской области в настоящее время зависит от многих факторов. Наиболее благоприятные из них реализуются исходя из географических и экономических реалий:
— наличие крупнейшего регионального центра с населением более 600 тыс. жителей, привлекательного для мигрантов репродуктивного возраста;
— выгодное экономико- и транспортно-гео-графическое положение территории области;
— широкий рынок труда в областном центре;
— крупный промышленный потенциал Ярославля и Рыбинска;
— эффективные системы расселения населения, сформированные к началу 1990-х годов.
Важным фактором изменения динамики демографических процессов в Ярославской области
Таблица 2
Динамика общего коэффициента рождаемости по районам и крупным городам Ярославской области с 2005 по 2015 год [8, 9]
Районы и крупные города 2005 2007 2008 2009 2010 2011 2013 2014 2015
Большесельский 9,5 12,5 11,7 11,5 10,9 10,6 13,3 14,0 11,6
Борисоглебский 9,9 11,4 11,6 12,8 12,1 11,7 12,5 13,4 12,2
Брейтовский 7,4 8,9 7,4 9,7 7,8 12,5 11,7 10,9 9,7
Гаврилов-Ямский 10,7 11,4 11,5 11,4 11,0 12,2 11,9 14,1 11,5
Даниловский 9,8 11,8 12,1 14,4 14,7 14,1 13,8 13,7 11,6
Любимский 8,9 10,8 11,3 12,6 11,8 14,7 14,2 14,8 15,8
Мышкинский 9,5 8,5 12,1 12,2 11,7 12,4 12,0 11,2 11,2
Некоузский 9,1 8,3 10,2 9,9 10,3 10,5 10,6 10,5 8,4
Некрасовский 9,2 11,4 11,5 11,7 12,1 11,2 12,9 13,3 11,3
Первомайский 11,2 11,0 9,7 11,9 12,4 10,9 12,9 10,7 13,2
Переславский 9,2 8,1 9,6 10,4 9,8 9,7 10,2 10,4 11,6
Пошехонский 9,2 10,1 11,4 9,1 10,5 12,1 12,1 11,6 9,6
Ростовский 9,3 12,1 12,4 13,0 11,6 12,3 13,1 12,5 11,9
Рыбинский 9,6 10,3 11,4 11,6 11,8 11,7 12,0 13,0 7,4
Тутаевский 11,3 12,0 12,5 13,1 13,0 12,9 14,1 12,3 13,1
Угличский 8,2 9,4 10,6 10,5 10,0 10,0 10,7 11,5 10,4
Ярославский 10,9 11,4 11,8 12,1 13,0 13,0 13,4 13,2 10,8
г. Ярославль 9,1 9,5 10,0 10,7 10,8 10,9 12,2 11,9 13,1
г. Рыбинск 8,4 9,1 9,6 10,1 9,8 10,1 11,1 11,0 11,4
Всего по области 9,3 9,9 10,4 11,0 10,9 11,1 12,1 12,0 12,2
Таблица 3
Инструменты улучшения демографической ситуации в регионе
Реализованные способы достижения задач демографической политики Предлагаемый комплекс мер достижения задач демографической политики
Реализация программы материнского капитала (453 тыс. руб.) — самой действенной формой государственной поддержки семей, воспитывающих детей, а также реализация областной программы семейного капитала (56,6 тыс. руб.) при рождении третьего ребенка Распространение практики ежемесячной выплаты на третьего ребенка в демографически неблагополучных муниципальных образованиях Ярославской области (прежде всего, Брейтовский, Некоузский муниципальные районы, с возможным расширением этой практики на Любимский, Большесельский, Пошехонский районы)
Реализация областной целевой программы «Обеспечение доступности дошкольного образования в Ярославской области Открытие новых медицинских центров и обеспечение доступности медицинской помощи в ряде узловых и труднодоступных районных центрах (Данилов, Пошехонье, Новый Некоуз)
Оказание государственной поддержки молодым семьям Ярославской области в приобретении (строительстве) жилья Государственная поддержка социально значимых проектов в сфере организации отдыха и оздоровления детей в пригородных зонах Ярославля и Рыбинска, это позволит оздоровить детей и в то же время улучшит условия для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью
Предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства Государственная поддержка среднего и малого предпринимательства в экономически неблагополучных муниципальных образованиях Ярославской области (в основном северные и северо-западные районы области)
Улучшение медицины, открытие новых медицинских центров, доступность медицинской помощи Усиление внимания на привлечение трудоспособного населения из северных регионов Европейской части России и ментально близкого населения Украины и Белоруссии (при этом учреждение специального органа или координационного центра при правительстве области)
должно стать дальнейшее повышение рождаемости. Именно на это направление необходимо обратить особое внимание руководителям региона. Рождаемость является фундаментальным фактором воспроизводства, который не только пополняет население, но и воспроизводит семью и социальные ценности общества.
Необходимо продолжить практику материального стимулирования за рождение третьего ребенка в семье. При рождении троих и более детей, государство может установить дополнительные выплаты матерям и семьям, а также начислять трудовой стаж и устанавливать пенсии. Эта мера снимет перед многими российскими женщинами необходимость выбора между работой и рождением детей, а также повысит престиж материнства и детей в обществе.
Большую роль в воспитательных и пропагандистских мерах демографической политики региона должна иметь обновленная традиционная система семейных ценностей, здоровый морально-нравственный климат.
Ярославская область относится к высокоурбанизированным регионам, где семейные ценности оказались еще в советское время достаточно размытыми. Поэтому предлагаемый комплекс мер (табл. 3) будет способствовать улучшению состояния семейных отношений и укреплению института семьи.
Библиографический список
GEODEMOGRAPHIC ASPECTS OF THE DEMOGRAPHIC POLICY IN THE YAROSLAVL REGION
V. A. Nevzorov, Ph. D. (Geography), Associate Professor of the Department of socio-economic geography and tourism, Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, nevzorov.vadim1975@yandex.ru, Yaroslavl, Russia
References