Спросить
Войти

Социальная помощь детям школьного возраста в Коми крае (конец XIX – нач. XX В. )

Автор: указан в статье

6. История Казанского государственного медицинского университета /

В.Ю. Альбицкий, Н.Х. Амиров, А.С. Созинов, А.Б. Галлямов. - Казань, 2006.

7. Национальный архив РТ. Ф. Р-1337. Оп. 82. Д. 21. Л. 81. Об. 84.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОМИ КРАЕ (КОНЕЦ XIX - НАЧ. XX В.)

© Дильмухаметова А.В.*

Сыктывкарский государственный университет, г. Сыктывкар

В настоящее время в русле происходящего в нашем обществе пере -смотра отношения к общечеловеческим ценностям наблюдается возрождение некогда забытых понятий, традиций, видов деятельности, среди которых, без сомнения, может быть названа и благотворительность. Оказание благотворительной помощи в России имеет давние традиции. Изучение основ благотворительности в настоящее время играет важную роль, так как сегодня происходит возрождение не только государственной благотворительной помощи, но и частных организаций, а также благотворительности отдельных юридических лиц. Всё это способствует оказанию более эффективной помощи в самых разных сферах общества.

Сложное становление современного гражданского общества, в том числе, и образования, его развитие как открытой общественно-государственной системы сталкивается с недостатком интеллектуальных ресурсов, влиятельных сил и средств. Благотворительная деятельность в её разных видах и формах, которая развивалась в мировой практике от стихийной благотворительности к организованной социальной работе, развитие меценатства, спонсорства, попечительства как частных и общественных форм поддержки образования -всё это важно для становления гражданского общества в образовании, цивилизованного диалога бизнеса и власти, изменения общественного отношения к образованию и его роли в жизненном благополучии человека.

Благотворительная деятельность в народном просвещении имела место во все исторические периоды. Широкое развитие благотворительность получила при Екатерине II. Императрица личным примером поддерживала и укрепляла частную благотворительность. Открытие первых в России воспитательных домов в Москве и Санкт-Петербурге знаменовало собой новый этап в развитии благотворительности в России - создание воспитательно-образовательных учреждений для детей, построенных на принципах сочетания умственного и физического развития с трудовым воспитанием и

* Кафедра Социальной работы. Научный руководитель: доцент кафедры Социальной работы, кандидат исторических наук Л.В. Хотемова.

обучением ремеслу. Переломным в развитии благотворительности стал XIX в.: именно в пореформенной России были изданы многочисленные законы, благодаря которым социальная политика государства, общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и получили мощный импульс к развитию. При Александре I благотворительность в сфере образования стала координироваться Министерством народного просвещения, учреждённым в 1802 г. К концу XIX в. благотворительность в России стала настолько масштабным явлением, что в 1892 г. была создана специальная комиссия, во введении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности. Важнейшим итогом работы комиссии можно считать обеспечение прозрачности благотворительной деятельности в России, открытости и доступности всей информации, включая финансовую, для всех слоёв общества. С конца XIX в. в стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и, как следствие, новый рост числа жертвователей. Благотворительная деятельность пробудила общественную инициативу, самодеятельность и стремление к созданию независимых общественных организаций различной направленности (профессиональной, филантропической, просветительской и другие). По мнению А. Линденмайера, «эти организации отражали появление независимого общественного мнения, нового гражданского сознания и стремления к самостоятельной общественной деятельности» [6, с. 133].

Реформы 1860-1870 гг. способствовали появлению новых тенденций в развитии системы общественного призрения детей. Роль частной благотворительности в социальном обеспечении детей многократно возросла, вместе с тем, одновременно уменьшилась роль государства. Процесс развития частной благотворительности в деле призрения детей носил неопределённый, скачкообразный характер. Так, за весь XVIII в. было основано лишь 24 частных благотворительных общества, за первые 60 лет XIX в.

- 204 общества, а за последние 40 лет XIX столетия - 8105 обществ [5]. В 1859 г. был аннулирован действовавший с 1848 г. запрет на создание новых благотворительных обществ, а в 1862 г. вышел закон, упростивший бюрократическую процедуру их регистрации. Общественная благотворительная деятельность получила официальное признание со стороны правительства. Благотворительные общества в значительной мере снимали с пра-вительства заботу о помощи населению, включая и заботу о необходимости финансирования. По мнению министра внутренних дел П.А. Валуева, «Министерство внутренних дел будет стараться, как можно более сотрудничать с основателями подобных обществ» [6, с. 288].

Заметным явлением в истории организованной общественной благотворительности в России на рубеже XIX-XX вв. стало возникновение и

активная деятельность обществ вспомоществований нуждающимся учащимся в получении начального, профессионального и высшего образования. Деятельность обществ вспомоществований регулировалось Уставом, принятым в ноябре 1897 г. Министерством народного просвещения и Святейшим Синодом. Основной целью обществ вспомоществования Устав установил попечение об учащихся, недостаточно обеспеченных материально [7]. Устав предназначался для тех типов и видов общественных объединений, деятельность которых существенно дополняла работу государства в сфере народного просвещения и социальной помощи. Обеспечение жильём и питанием в совокупности с другими, не менее важными видами материального вспомоществования, составляли целый комплекс мер, направленных на социальную поддержку нуждающихся учащихся. Вспомоществование нуждающимся учащимся разнообразных учебных заведений создавало условия для получения или продолжения образования детей из необеспеченных семей и детей-сирот, и таким образом способствовало уменьшению «уличного» нищенства детей из группы нуждающихся. Это позволило расширить сеть образовательных учреждений, в которых стало обучаться большее число детей малоимущих слоев. Система вспомоществования практиковалась городскими и земскими учреждениями, местными благотворительными обществами, церковно-приходскими попечительствами, сословными объединениями.

Формирование социальной защиты детей школьного возраста в Коми крае шло в русле общероссийских тенденций. Значительную помощь бедным учащимся в Коми крае оказывало Общество вспомоществования при Устьсысольской женской прогимназии, основанное в 1902 г., и Общество вспомоществования нуждающимся учащимся в Устьсысольской Императора Николая Александровича мужской гимназии, основанное в феврале 1913 г.

После введения в 1864 г. земских учреждений, когда к делу народного образования были привлечены земские силы, были учреждены уездные и губернские училищные советы, в руках которых сосредотачивалось заве-дывание школьным делом. Для этой цели в 1869 г. был учреждён институт инспекторов народных училищ. По статистике в 1870 г. насчитывалось 8856 земских школ, а к 1 января 1880 г. их стало 16500. В России широко дискутировались вопросы о школе для народа, о соотношении реальных училищ и гимназий, о воспитательной атмосфере в школе, о степенях свободы гимназиста. Поднимается вопрос о всеобщем и обязательном обучении. По расчёту Центрального статистического комитета в 1880 г. оказалось, что для всей молодёжи школьного возраста требовалось 269000 школ, а в стране их было только 22000 [9]. Вопрос этот поднимался как правящими сферами, так и земствами. Никитин В.А. отмечает, что земства сыграли большую роль в развитии народного просвещения в целом, в организации помощи в плане их обучения в школах, училищах, гимназиях [8].

Особенно заслуживает внимания тот факт, что земские органы решали проблему в комплексе: строительство школьных зданий, обеспечение учебными пособиями, подготовка учителей, постановка внешкольной системы образования для взрослых и профессионального образования для прошедших начальную земскую школу. Социально важным фактором распространения образования стало введение бесплатного обучения и бесплатной раздачи учебников [4]. Демократизация народного образования, повышение общественного статуса школы неразрывно связаны с деятельностью земства, оказавшего значительное влияние на распространение грамотности в народе. Земские власти Коми края делали многое для улучшения учебной работы, качества обучения, повышения квалификации педагогов. В земском опыте представляет значительный интерес комплексный подход к постановке народного образования, что выражалось в органическом соединении решения таких важных задач, как широкое строительство школьных зданий, формирование квалифицированных учительских кадров, введение прогрессивной образовательной системы, переход к бесплатному образованию и бесплатному обеспечению учащихся учебными пособиями, создание сети культурных учреждений, в том числе библиотек, издательств, книжных складов. С 1871 г. по 1917 г., т.е. за 46 лет, ассигнования Усть-Сысольского земства на развитие народного обра-зования увеличились более чем в 64 раза - от 5000 до 322418 руб., Яренского -более чем в 165 раз - с 1555 до 257419 руб. [1-3].

История России богата собственным опытом становления и развития всех форм общественного призрения. Выработанные традиции имеют сегодня большое значение, потому что встал вопрос о реформировании существующих форм благотворительности, создании новых, которые будут в наибольшей степени соответствовать изменяющимся условиям жизни. Важную роль в процессе оказания помощи населению играет социальная политика, проводимая государством, а в частности одно из направлений -социальная защита. Наибольший эффект получится, если наладить взаимодействие государственных структур и частной благотворительности в рамках социальной политики государства.

Список литературы:

1. Доклады Вологодскому губернскому земскому собранию очередной сессии 1916 г. Вологодской губернской земской управы по народному образованию и выписки из журналов заседаний собрания. Ч. 1. - Вологда, 1917. - С. 62-63.
2. Сборник постановлений Яренского уездного земского собрания за 1869-1901 гг. - Вологда, 1904. - С. 413.
3. Систематический сборник постановлений Устьсысольского, Вологодской губернии, уездного земского собрания за 30 лет (1869-1898). -Вологда, 1899. - С. 857-858.
4. Звягинцев Е.А. Полвека земской деятельности по народному образованию. - М., 1918. - С. 11, 31.
5. Исторический опыт социальной работы. - М.: Российская Академия образования, 1997. - С. 161.
6. Линденмайер А. Добровольные благотворительные общества в эпоху Великих реформ // Великие реформы в России 1856-1874. - М., 1992.
7. Настольная книга по народному образованию. Т. 3. - СПб., 1904. С. 2450-2456.
8. Никитин В.А. Начало социальной педагогики. - 2-е изд. - М., 1999.

- С. 23.

9. Родников В. Очерки по истории русской педагогики. - К., 1909. - С. 69.

ВЛИЯНИЕ НЭПА НА РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХОТНОШЕНИЙ В ДЕРЕВНЕ ИРКУТСКОЙ ГУБЕРНИИ (НА МАТЕРИАЛАХ ЧУНСКОГО РАЙОНА)

© Жеребцов М.М.*

Братский государственный университет, г. Братск

В данной статье представляется развитие Чунского района Иркутской области в период НЭПа на примере деревни Каменка. В исследовании раскрываются основные аспекты жизни деревни. На основе приведенных фактов делается анализ и выводы о результатах политики НЭПа в Чунском районе.

Погодно-климатические и природные факторы Чунского района современной Иркутской области, позволяющие охарактеризовать район как зону «критического» земледелия, значительно сдерживали создание здесь мощного агросектора. Короткое и засушливое лето, а также длинная и холодная зима хорошо характеризуют резкую континентальность климата района. Особенностью климата района являлись также поздние весенние и ранние осенние заморозки, губившие посевы.

Земель, пригодных в качестве хозяйственных угодий, было мало: более 93 % площадей района занимали леса (т.н. «черная» тайга и моховые болота). Имеющиеся земли в основном принадлежали к группе «тяжелых» торфяных болотистых почв. Луга встречались эпизодически, исключительно в пойме р. Чуны, вследствие чего невозможно было обеспечить сеном значительное количество скота. Скотоводство было развито слабо: скот тяжело

* Кафедра Истории. Научный руководитель: доцент кафедры Истории Н.Н. Наумова.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты