Спросить
Войти

Праздник Делии на Делосе (v - IV вв. До Н. Э. )

Автор: указан в статье

УДК 94 (391)

Л. И. Кукоба

ПРАЗДНИК ДЕЛИИ НА ДЕЛОСЕ (V-IV ВВ. ДО Н. Э.)

Статья посвящена Делиям - одному гегемонии Афин в Эгеиде в V-IV вв. до н. э.,

из афинских праздников на Делосе. Анализируются политический и религиозный контексты его возникновения и бытования. Значительное внимание уделяется роли праздника в формировании и утверждении

а также способам осуществления и поддержания установленной гегемонии.

L. I. Kukoba

THE FESTIVAL OF DELIA IN DELOS (V-IV B. C.)

The article is devoted to Delia, one of the Athenian festivals in Delos. The author analyses political and religious context of its origins and ways of celebration. Special emphasis is made on the role of this festival in formation and strengthening of Athenian heВ развитии античного Делоса важную роль играли его отношения с Афинами, которым удалось закрепиться на острове после создания Делосской симмахии и учреждения в храме Аполлона союзнической казны. Это событие обусловило возникновение делосско-аттической амфиктионии, ве-дущая роль в которой отводилась Афинам. После перенесения казны из Делоса в Афины остров на некоторое время потерял свое значение для союза. Но Афины не желали упускать возможность в дальнейшем подчинении святилища своему контролю, который осуществлялся с помощью специальных магистратов - амфиктионов (a^iKTuoveq). Они контролировали все доходы и расходы храма, издавали денежные ссуды отдельным лицам и целым городам из казны храма, а также предоставляли в аренду землю и недвижимое имущество бога Аполлона. Кроме того, амфиктионы вели учёт храмовых должников.

Помимо учреждения коллегии амфиктионов на Делосе, афиняне провели несколько мероприятий, что должно было способствовать их дальнейшему закреплению

gemony in Aegean in V - IV B. C. The methods of implementation and maintenance of this hegemony are considered.

на острове, среди них учреждение Делий (ДП^а) - нового праздника в честь бога Аполлона. Основание этого праздника стало еще одним шагом афинян к подчинению своему влиянию острова и Киклад в целом. Таким образом, цель этой статьи - исследование самого праздника Делий и его значения для афинян и самих делосцев. Для достижения поставленной цели будут рассмотрены предпосылки и процесс основания праздника, воссозданы в общих чертах подготовка Делий и само их проведение; и, наконец, определено место этого праздника в политике Афин.

Основной тенденцией в историографии проблемы стало трактование праздника Делии либо в контексте исследования общей истории Делоса (В. Шеффер [14, 15], У. Лейдлоу [13]), либо как одного из аспектов делосско-аттической амфиктионии (Т. Омолль [11], В. Фергюсон [9], Л. Вибли [16], В. Чанковки [7]). Местным празднествам на острове, в том числе и Делиям, была посвящена статья И. Арнольд [5]. Не обошел своим вниманием этот праздник и Ф. Брюно [6] в фундаментальном исследоИСТОРИЧЕСКИЕНАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

вании культов Делоса; следует заметить, однако, что основное внимание в этом труде уделяется Делиям эллинистического периода.

Предпосылки утверждения Афин на острове нужно искать гораздо раньше. Первый шаг к подчинению делосского святилища Афинам сделал тиран Писистрат в 540 г. до н. э., производя очищение острова (Hdt. I. 64). Для этого у него имелись определенные основания исторического характера. Так, согласно античной традиции (Hom. Hymn to Delian Apollo. II, 146-161; Thuc. III. 104; Strab. X. V. 2), на Делосе еще с архаических времен проводились собрания ионийцев; ионийцы же основали на Делосе и праздник в честь Аполлона. Кроме того, Писистрат происходил из пилосского рода Нелеидов, возглавившего переселение ионийцев в Ионию. Все эти основания - как и хорошие отношения с храмом бога Аполлона на Делосе - способствовали распространению верховенства Афин в Эгеиде, особенно в среде ионийских полисов [12, 13]. Отметим также, что в исторической науке существует и мнение, согласно которому Писистрат искал покровительства Аполлона Делосского из политических резонов, потому что «у него были довольно напряженные отношения с Дельфийским святилищем, которое, по-видимому, уже тогда благоволило Алкмеонидам» [1, p. 78]. Но все же, какими бы соображениями ни руководствовался Писистрат, его деятельность в Эгеиде - и особенно очищение Делоса - указывает на то направление, в котором Афинам суждено было двигаться в V в. до н. э. [2, с. 505].

Имелись исторические предпосылки к созданию делосско-аттической амфиктио-нии. Некое объединение островов вокруг святилища бога Аполлона сложилось еще во времена архаики. Страбон (Strab. X. V. 3) сообщает, что в это объединение входило 12 кикладских островов: Кеос, Кифнос, Серифос, Мелос, Сифнос, Кимолос, Парос, Наксос, Сирос, Миконос, Тенос и Андрос. Выше уже отмечалось, что античная традиция (Hom. Hymn to Delian Apollo. II, 146161; Thuc. III. 104; Strab. X. V. 2) сообщает

о проводимых на Делосе собраниях ионийцев и жителей соседних островов. Страбон же ^гаЬ. X. V. 2) наполняет эти сообщения религиозным содержанием. У него мы узнаем, что кикладские острова отправляли на остров посольства, которые должны были устраивать жертвоприношения, организовывать хоры девушек, всенародные празднования и т. п.

Следовательно, Делос уже в период архаики был влиятельным религиозным центром ионийцев, и не исключено, что имела место некая договоренность между соседними островами о защите делосского святилища, об амфиктионии. Так, Л. Вибли [16, р. 395] утверждает, что термин A^фlктйovoq унаследован делосско-аттической амфикти-онией от более ранних времен. К. Констан-такопулу, в свою очередь, предполагает, что «используя термин «амфиктионы», афинские должностные лица присвоили себе роль представителей всех участников, которые создали в предыдущий период религиозную сеть вокруг Делоса, и теперь стали официальными союзниками Афин. Афины, как самостоятельное государство, хотели привлечь сеть участников к культу, демонстрируя при этом свою власть над престижным религиозным центром» [8, р. 70]. В противовес этой точки зрения, В. Чанков-ски [7, р. 20-28] утверждает, что не было никакой архаической амфиктионии на Делосе. Исследовательница согласна, что Делос был важным религиозным центром в архаический период, но никаких официальных институций, как позже в Дельфийской амфиктионии, не существовало. Она предлагает рассматривать образование новой амфиктионии и учреждение должности ам-фиктионов как желание Афин наследовать практику Дельфийской амфиктионии. Из этого следует, что организация делосско-ат-тической амфиктионии - это новшество Афин, которое никак не основывалось на более ранней амфиктионии в Эгеиде.

С нашей же точки зрения необходимо учитывать в первую очередь тот факт, что афиняне позиционировали себя как предводители ионян. Как уже отмечалось, со

времен Писистрата проводилась широкая ионийская пропаганда, целью которой было представить Афины как метрополию всей Ионии [8, p. 64]. Особенно подчеркивались длительные отношениям между Афинами, с одной стороны, и Делосом вместе с Кикладами, с другой, а само упоминание об амфиктионии уже сообразовывалось с этой целью.

Итак, можно сделать вывод, что начало морской политики Писистрата, основание Делосской симмахии и новой делосско-аттической амфиктионии, учреждение коллегии амфиктионов - все это создало необходимые предпосылки для основания Делий. Кроме того, афиняне, как и жители других островов, отправляли каждый год теории (бшроО на священном корабле (Plato. Phaed. 58 a. 10, c. 9) для чествования Аполлона в благодарность за возвращение Те-сея с Крита.

Продолжая политику Писистрата, афиняне в 426/5 гг. до н. э. осуществили второе очищение острова. Фукидид (Thuc. III. 104. 2) сообщает, что после этого очищения афиняне впервые стали проводить каждые четыре года Делосские игры, на которые приезжали смотреть ионийцы и жители соседних островов (вместе с женами и детьми - отмечает Фукидид). Здесь происходили мусические и гимнастические состязания и устраивались полисами хороводные пляски с пением. Дальше Фукидид там же объясняет, что состязания эти существовали еще с гомеровских времен, но вышли из употребления из-за покорения Ионии персами. Афиняне же снова ввели четырехгодичные состязания вместе с конными ристаниями, которых прежде не было.

Первый праздник проводился в 425 г. до н. э. и, вероятно, был поводом для великолепной теории Никия [16, p. 396], которую описал Плутарх (Plut. Nic. 3.4.1-3.6.2). В Афинах àpxiôeœpia была литургией богатых граждан [3, с. 297]. Для лучшего представления о празднике приведем его описание у Плутарха: «Повествуют, что поступки его [Никия] на Делосе равно блистательны и богам приличны. Посылаемые на остров из разных городов хоры для пения в честь

Аполлона приставали к берегу безо всякого порядка; народ встречал их у корабля и заставлял их начинать пение; хоры в одно и то же время спешили выйти из кораблей без всякого порядка, украшали себя венками, облекали в приличные одежды. Когда же Никию надлежало вести на Делос священное посольство, то он высадил как хор, так и жертвы с утварью на Ренею, а ночью навел мост, сделанный им в Афинах по размеру, украшенный позолотой, разными цветами, венками и коврами, и соединил им Ренею с Делосом. Пространство, отделяющее два острова, невелико. С наступлением дня он сам торжественно привез на Делос через мост хор, великолепно убранный и поющий песни. По окончании жертв, игр и пиршества он поставил в храм медную пальму как приношение богу, которому посвятил и место, купленное им за десять тысяч драхм. Из получаемых от него доходов делосцы должны были приносить жертвы Аполлону, учреждать пиршества и молить богов об излиянии на Никия всех благ» (Plut. Nic. 3.4.1-3.6.2). Как видим, Делии сопровождались выступлениями хоров, приношением жертв, пиршеством, играми. Обязательным было приношение Аполлону золотой короны [10, p. 125].

Надписи «Сендвичского Мрамора», датированные 377-374 гг. до н. э. (IG II2 1635), содержат полную запись отчетов афинской администрации на Делосе в IV в. до н. э. В них находим расходы на празднества 374 г. до. н. э., в число которых включалось: приношение венка богу и оплата мастеру за него (от£фavoq àpiaTeiov toi 0eci, ка) tci ¿PYaoa^évœi ^io06q); треножники как призы для хоров, оплата мастерам (Tpinoôeq viKnTnpia Toïq xopoïq, ка) tcci ¿PYaoa^évœi ^io06q); оплата предводителям теории; доставка участников теории и хоров (àpx£0sœpoiq eiq Ko^iôqv tcv 0eœpwv ка) tcv xopc[v] ); быки для праздника и цена на них; золотой листок на рога быков и оплата позолотчику (иетаЛ[а хрио]а ка) хриоштеТ ^io06q); предварительные жертвоприношения (Tà прo0íфaтa). Также упоминается перевозка треножников и быков, 2 % экспортной поИСТОРИЧЕСКИЕНАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

шлины и корм для быков, дерево для моста. Эти отчеты показывают, что праздник на самом острове готовили именно афинские магистраты - амфиктионы, а не делос-цы. Кроме этого, афиняне проводили этот праздник в месяце Таргелионе [7, р. 114]. Делосцы же праздник Аполлона отмечали в месяце Гиероне, когда, согласно легендам, и родился их бог-покровитель.

Как утверждает Л. Вибли: «Фестиваль был смоделирован с больших пан-эллинских праздников и, несомненно, был открыт для государств Эгеиды и, возможно, для всех греков» [16, р. 396]. В. Чанковски [7, р. 189] называет Делии вторыми Па-нафинеями. Афинянам было важно, чтобы жители других полисов признавали их религиозными предводителями на Кикладах и в Эгеиде в целом. Делии же должны были играть в этом первостепенную роль.

С точки же зрения С. Хорнблоуэра, активность Афин на Делосе в это время можно объяснить еще и тем, что они «стремились восстановить своего рода делийский ионизм в то время, когда Олимпия с её сильной дорийской ассоциацией, проводя свои собрания, выражала неприязнь к Афинам. А Дельфы, как еще один центр культа Аполлона, имели вначале Пелопоннесской войны проспартанские симпатии» [12,

р. 521]. Проафинский праздник Делии, таким образом, должен был объединить как ионийские, так и другие острова вокруг Делоса, Аполлона и их афинских покровителей. Важно отметить, что в надписях Делоса периода «независимости» нет упоминания о празднике Делии: встречаются упоминания только о делосских Аполлониях, которые праздновались каждый год. Делии появляются снова только со времен возвращения Делоса Афинам в 167/6 гг. до н. э. и поселения на острове афинских клерухов, но это уже другие Делии, которые следует исследовать в дальнейшем.

Таким образом, Делии представляется возможным рассматривать как элемент афинской политики, целью которой служило религиозное, идеологическое обоснование своего владычества в Эгеиде. Сохраняя первенство в аттическо-делосской амфиктионии, контролируя с помощью ам-фиктионов многих финансовых должников храма Аполлона, Афины утвердили себя и в роли религиозных предводителей как ионийских, так и других островов Эгеиды. Осуществлению этих целей способствовало учреждение праздника Делий, которые исчезают после освобождения острова от афинского влияния в 314 г. до н. э., чтобы возродиться вновь уже в римско-эллинистическую эпоху.

Литература

1. Берве Г. Тираны Греции; пер. с нем. Рывкиной О. Е. Ростов-н/Д: Феникс, 1997.
2. Кембриджская история древнего мира. Т. 3. Часть 3. Расширение греческого мира VIII-VI века до н. э. / под ред. Дж. Бордмена и И. Дж. Хеммонда; пер. с англ. Л. В. Зайкова. М.: Ладомир, 2007.
3. Латышев В. В. Очерк греческих древностей. Государственные и военные древности. СПб.: Але-тейя, 1997.
4. Лопухова О. Б. Священный остров древних греков// Вопросы истории. 1988. № 1.
5. Arnold I. R. Local fastivals at Delos// The Journal of Hellenic studies. 1880. Vol. 1.
6. Bruneau P. Recherches sur les cultes de Délos à l&époque hellénistique et à l&époque imperial. Paris: E. de Boccard, 1970.
7. Chankowski V. Athènes et Délos à l&époque classique. Recherchés sur l&administration du sanctuaire d&Apollon délien. Athens: École française d&Athènes, 2008.
8. Constantakopoulou C. The Dance of the Islands: Insularity, Networks, the Athenian Empire, and the Aegean World. Oxford/New York: Oxford University Press, 2007.
9. Ferguson W. S. The Delian amphictyony// The Classical review. 1901. № 15 (01).
10. Freely J. The Cyclades: discovering the Greek islands of the Aegean. London; New York, I. B. Tauris, 2006.
11. Homolle T. Documents nouveaux sur l&hictyonie attico-délienne// Bulletine de correspondance hellénique. Vol. 8. 1884.
12. Hornblower S. A. A commentary on Thucydides. Oxford: Clarendon Press, 1991.
13. Laidlaw W. A. A history of Delos. Oxford: Blackwell, 1933.
14. Schoeffer V. de. Die Deli Insulae Rebus. Berlin: Verlag von S. Calvary Co., 1889.
15. Schoeffer V. de Delos // Paulys. Real-Encyclopedie der classischen Alter-tumswissenschaft. Neue Bearbeitung. Unter Mitwirkung Zahlreicher Fachgenossen. Herausgegeben von Georg Wissowa. Vierter Band: Corniscae - Demodoros. Stuttgart, 1901.
16. Whibley L. Amphictyony // Encyclopedia of religion and ethics. Vol. 1. Part 2: Algonquins. Art. J. Hastings, 2001.

УДК 94(430).085: 323.2

И. В. Лохова

ПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧИХ В ГЕРМАНИИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. И ОТНОШЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ СТРАНЫ К РЕШЕНИЮ РАБОЧЕГО ВОПРОСА

В статье отмечается, что индустриаль- данным фактом, вырабатывает различные

ное развитие Германии приводит к росту численности рабочего класса в стране и ухудшению условий жизни рабочих. Германская политическая элита, обеспокоенная

модели решения рабочего вопроса.

I. V. Lokhova

THE CONDITIONS OF WORKERS IN GERMANY IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES AND THE ATTITUDE OF THE COUNTRY&S POLITICAL ELITE TOWARDS WORKERS& QUESTION

The author points out that industrial development in Germany led to an increase in numbers of working class and brought about worsening of workers& living conditions. Germany&s political elite, which was worried by

Новая волна индустриализации в последней трети XIX в. полностью меняет экономический и социальный облик Германии, в том числе структуру общества. К 1900 г. 39 % самодеятельного населения Германии было занято в промышленности, почти сравнявшись с данным показателем в сельском хозяйстве (40 %). Для сравнения во Франции доля занятых в промышленности достигла 30 %, а в Великобритании 51 % [27]. В промышленных регионах Германии процент сельского населения был еще ниже. В Саксонии в 1895 г. в селе проживало всего около 17 % населения региона [14, c. 80].

Следовательно, бурное развитие промышленности в стране вело к увеличению численности рабочего класса в Германии.

that fact, worked out various models of handling workers& question.

С 1882 по 1895 гг. численность рабочих возросло с 10,7 млн чел. до 12,8 млн чел., в том числе занятых в промышленности и ремесле с 4,1 млн чел. до 6 млн чел. [3, c. 20]. В 1907 г. численность рабочих достигла 17,8 млн чел., в том числе 8,6 млн чел., занятых в промышленности. В отдельных секторах промышленного производства рост численности рабочих достиг впечатляющих масштабов. С 1882 по 1907 гг. численность рабочих, занятых в горнодобывающей промышленности, выросла с 441 тыс. чел. до 963 тыс. чел., в машиностроении с 285 тыс. чел. до 907 тыс. чел., в химической промышленности с 58 тыс. чел. до 159 тыс. чел., в металлообработке с 529 тыс. чел. до 1186 тыс. чел. [16, s. 45]. Важной

АФИНЫ ДЕЛОС АМФИКТИОНИЯ ДЕЛИИ АМФИКТИОНЫ СВЯТИЛИЩЕ АПОЛЛОНА ИОНИЙЦЫ athens delos amphictyony
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты