Спросить
Войти

Политико-воспитательная работа профсоюзов Кубани и Ставрополья в годы Великой Отечественной войны

Автор: указан в статье

УДК 9 (С16)

Е. В. Панарина

ПОЛИТИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПРОФСОЮЗОВ КУБАНИ И СТАВРОПОЛЬЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В статье рассматривается одно из важнейших направлений деятельности профсоюзов Кубани и Ставрополья в годы Великой Отечественной войны, связанное с осуществлением политико-воспитательной работы среди работников предприятий и учреждений, а также населения региона. Отмечаются ее главные задачи, основные формы и средства реализации. Раскрываются особенности осуществления политико-воспитательной работы в условиях военного времени, заключающиеся в преобладании военно-патриотической тематики, а также в перенесении большинства проводимых мероприятий непосредственно на рабочие места. Указывается на руководящую роль партийных комитетов в организации политико-воспитательной работы и осуществляемый ими контроль за реализацией поставленных задач. Приводятся конкретные сведения о проводимых профсоюзами Кубани и Ставрополья мероприятий в области военно-патриотического воспитания трудящихся и населения непосредственно на рабочих местах и по месту жительства, а также в культурно-просветительных учреждениях: домах культуры, драмтеатрах, библиотеках. Отдельно рассматриваются меры по противодействию фашистской пропаганды, осуществляемые профсоюзными активистами в госпиталях и в трудовых коллективах. Освещается процесс восстановления деятельности профсоюзных культурно-просветительных учреждений после окончания оккупации Кубани и Ставрополья, включения их в политико-воспитательную работу. Подчеркивается преобладание в этот период активных форм пропаганды и агитации, направленных на обеспечение широкого охвата слушателей. Большое внимание уделяется осуществлению политико-воспитательной работы профсоюзов в сельских районах Кубани и Ставрополья путем организации шефства городскими профсоюзными организациями над близлежащими колхозами и населенными пунктами. Отмечается ведущая роль учителей в проведении военно-патриотического воспитания среди сельских жителей. Дается высокая оценка результатам политико-воспитательной работы профсоюзов Кубани и Ставрополья в условиях военного времени.

E. Panarina

POLITICAL-EDUCATION WORK OF LABOR UNIONS IN THE KUBAN AND STAVROPOL REGIONS IN THE DAYS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article studies one of the most important activities of labor unions in the Kuban and Stavropol regions in days of the Great Patriotic War connected with implementation of political-education work among employees of the enterprises and institutions and the population of the region. Its main tasks, forms and means of implementation are noted. The study shows the features of political-education work implementation in the conditions of wartime consisting in prevalence of military patriotic subject and transferring the majority of events directly to workplaces. Party committees exercised the control of task implementation; their leading role in the organization of political-education work is indicated. The article provides data on the actions carried out by labor unions of Kuban and Stavropol regions in the field of military patriotic education of workers and the population directly in workplaces, places of residence, cultural and educational institutions: recreation centers, dramatic theaters, and libraries. The measures for counteraction to fascist promotion carried out by trade-union activists in hospitals and

in labor collectives are considered separately. The process of resumption of activity of trade-union cultural and educational institutions after the end of occupation of Kuban and Stavropol regions, their inclusion in political-education work is covered. The prevalence during this period of the active forms of promotion and propaganda aimed at providing broad coverage of listeners is emphasized. Much attention is paid to implementation of political-education work of labor unions in the rural areas of Kuban and Stavropol regions by the organization of patronage by the city trade-union organizations of nearby collective farms and settlements. The leading role of teachers in carrying out military patriotic education among villagers is noted. The results of political-education work of labor unions of Kuban and Stavropol regions in the conditions of wartime are highly appreciated.

Одним из важнейших направлений деятельности профсоюзов в годы Великой Отечественной

войны являлась политико-воспитательная работа. После нападения фашистской Германии на

СССР организация этой работы была направлена на мобилизацию борьбы с захватчиком. Главными задачами являлись: пропаганда справедливого характера войны со стороны Советского Союза и государств антигитлеровской коалиции, воспитание любви к своей Родине, укрепление дружбы народов СССР, формирование качеств героизма и самоотверженности воинов и тружеников тыла.

Газета «Правда» 17 июля 1941 г в статье «Агитация на службу Отечественной войне» отмечала: «В эти грозные дни, когда над нашей любимой Родиной нависла серьезная опасность, наша агитация должна нести в массы огненное слово большевистской правды, разжигать в сердцах миллионов людей священную ненависть к фашистским извергам и поработителям, сплачивать и мобилизовывать советских людей на борьбу с врагом, на помощь фронту...» [13].

На реализацию этих задач была направлена деятельность культурно-просветительных учреждений профсоюзов Кубани и Ставрополья: клубов и Дворцов культуры, профсоюзных библиотек, периодической печати. Их потенциал максимально использовался профсоюзами для проведения политико-воспитательной работы. Вместе с тем, в условиях войны политическое воспитание трудящихся в значительной степени было перенесено на рабочие места и проводилось непосредственно в цехах, а также в красных уголках предприятий. Профсоюзные активисты также часто выступали по месту жительства: в общежитиях, при домоуправлениях, на сходах жителей частного сектора.

Основными формами работы являлись лекции, беседы и политинформации, проводившиеся профсоюзными активистами во время рабочих перерывов или сразу после окончания трудового дня. Распространенной формой политико-воспитательной работы на предприятиях и в учреждениях стали также «летучие» митинги, которые собирались по случаю какого-либо важного события в жизни страны. Широко использовались средства наглядной агитации: стенные газеты, боевые листки, «молнии», выставки, посвященные героизму советских людей на фронте и в тылу.

Состав агитационных коллективов претерпел существенные изменения. Многие профсоюзные пропагандисты Кубани и Ставрополья были направлены в политорганы Красной Армии. В связи с этим были предприняты меры по их замене из числа активистов профсоюзных организаций, для которых создавались краткосрочные курсы пропагандистов, проводились инструктажи и семинары. В помощь профсоюзному активу со стороны ВЦСПС направлялись агитационные материалы и методические разработки.

Политико-воспитательная работа профсоюзных организаций проводилась под непосредственным руководством и контролем со стороны партийных органов. Ее основные идеи и задачи определялись в центральных органах власти как руководство к действию для всех общественных организаций. Они излагались в решениях ЦК ВКП(б), постановлениях ГКО СССР, приказах

Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина. Ход выполнения директив центральных органов власти систематически проверялся путем заслушивания отчетов о проделанной работе, инспекционных поездок на места представителей аппарата ЦК ВКП(б) и крайкомов партии.

В начале июля 1941 г. Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) опубликовало рекомендации относительно новых циклов лекций, докладов, бесед. Главное место в них занимали темы, посвященные разоблачению фашизма, подвигам советских воинов на фронте, самоотверженному труду в тылу, единству народов СССР в борьбе с иноземными захватчиками [3, с. 208].

Большое внимание уделялось также героической истории России. Среди рекомендованных центральным лекционным бюро Наркомпроса РСФСР лекций были такие, как «Александр Невский и разгром немецких псов-рыцарей», «Дмитрий Донской и историческое значение Куликовской битвы», «Народное ополчение 1612 г. и его вдохновители Минин и Пожарский», «Великий русский полководец Суворов и его наука побеждать» и другие [8, с.126].

Соответствующие рекомендации общественным организациям были даны местными партийными органами. Бюро Ставропольского крайкома ВКП(б) 17 июля 1941 г. приняло постановление, в котором подчеркивалось, что задачи военного времени требуют организовать устную и печатную агитацию таким образом, чтобы все трудящиеся глубоко осознали всю серьезность положения и перестроили свою работу, полностью подчинив ее интересам фронта [14, с. 33-36]. Подобные решения были приняты и на заседаниях бюро Краснодарского крайкома ВКП(б) 27 июня и 16 августа 1941 г. [10, с. 106].

Проводимая профсоюзами политико-воспитательная работа ставила своей главной целью повышение политической активности трудовых коллективов для выполнения сложных задач военного времени. С первых дней войны фабрично-заводские и местные комитеты включились в решение вопросов мобилизации: на большинстве предприятий и учреждений Кубани, и Ставрополья были образованы агитколлективы, которые работали на призывных пунктах, поднимая боевой дух призванных в ряды Красной Армии. Много внимания на проводимых в это время профсоюзных собраниях и митингах уделялось вопросам создания народного ополчения, подготовке боевых резервов, организации противохимической и противовоздушной обороны.

О масштабе проделанной в первые месяцы войны агитационно-массовой работы, в организации которой приняли участие профсоюзы, свидетельствуют данные по Буденовскому району Орджоникидзевского края. В июле 1941 г. во время призыва здесь организовали три агитпункта, на которых было проведено 215 докладов, 17 лекций, 371 беседа и читки газет. Этой работой было охвачено более 35 тыс. человек. Среди населения района было прочитано 240 докладов, 71 лекция, 1 270 бесед и политинформаций с охватом 50 тыс. человек, проведено 750 митингов с участием большого количества населения [14, с. 37]. Агитаторы и пропагандисты г Ворошилов-ска с июля по октябрь 1941 г прочитали 1 400 лекций и докладов и провели более 21 тыс. бесед и политинформаций [12, с. 352].

В Майкопе только за ноябрь и декабрь 1941 г на предприятиях и в учреждениях было прочитано 326 лекций и докладов на темы: «Советский народ и Красная Армия - решающая сила в разгроме гитлеровских захватчиков», «О текущих военно-политических событиях», «Тыл - надежная опора фронта», «Бдительность - важное условие победы», «Героическое прошлое нашей Родины» и другие [7, с. 27].

Большое значение в системе агитационно-массовой работы играли в это время культурно-просветительные учреждения, которые охватывали своим влиянием большие массы людей. Коллектив Армавирского драмтеатра в феврале 1942 г организовал в фойе театра «Окно сатиры ТАСС» и выставку портретов героев Великой Отечественной войны, кроме того, участвовал в проведении лекций на предприятиях города и в близлежащих колхозах [1].

Значительное количество агитационно-пропагандистских мероприятий проводилось с начала войны на предприятиях и в учреждениях. Деятельность агитаторов, по сравнению с мирным временем, приобрела более мобильный и оперативный характер. При этом лекции и беседы, читки газет и агитационных материалов происходили непосредственно на рабочих местах, не отвлекая много времени от производственного процесса.

На протяжении первого полугодия 1942 г. в 70 первичных профсоюзных организациях предприятий молочной промышленности Краснодарского края, объединяющих 5 334 рабочих, было проведено 143 лекции о международном положении. Таким образом, за этот период в среднем по профсоюзной организации было прочитано по две лекции, на каждой из которых присутствовало около 50 слушателей [20, л. 7].

Большое значение в политико-воспитательной работе придавалось противодействию фашистской пропаганды, стремившейся подорвать моральный дух советских людей путем распространения вредных слухов и провокаций. Оснований для тревоги было предостаточно. Особенно напряженной была обстановка в госпиталях, куда прибывали искалеченные воины, получившие глубокие психологические травмы от встречи с противником. Часть из них, особенно в первые наиболее тяжелые месяцы войны, находилась в деморализованном состоянии и была подвержена влиянию вражеской пропаганды. По информации Краснодарского УНКВД, у ряда красноармейцев, при санобработке в одежде были обнаружены фашистские листовки. Имелись случаи, когда отдельные раненые данные листовки давали читать окружающим. А «некоторые панически настроенные малодушные лица из обслуживающего персонала госпиталей», в свою очередь, распространяли эти сведения среди

населения, ссылаясь на раненых, как на точный первоисточник [11, с. 66-67].

Непростая ситуация складывалась и среди мирного населения. «Каждый день все новые и новые провокации вроде того, что «Япония с нами воюет, Турция тоже», - писал секретарь Крылов-ского РК ВКП(б) - слухи о плохом положении на фронте и т.д. Быстро эти слухи распространяются, быстро они и разбиваются, и исчезают, но всплывают новые, и так происходит как бы волнообразное движение этих слухов» [11, с. 100].

Выступая на собраниях трудовых коллективов, перед ранеными бойцами и населением, профсоюзные агитаторы разоблачали происки вражеской пропаганды, осуждали факты паники и малодушия, призывали к спокойствию и дисциплине. По мере ожесточения боевых действий «возникал единый, без полутонов, образ безжалостного иностранного врага-захватчика - немца-фашиста, которого нужно уничтожать без всякой жалости. Помимо объективных условий для его формирования (зверства фашистов и прочее) этот единый образ получил соответствующее информационно-пропагандистское обеспечение. Он возник в чрезвычайных условиях и был рассчитан на воспитание бескомпромиссной ненависти к врагу» [4, с. 637]. Результатом деятельности профсоюзных агитаторов стало укрепление морального духа и политического единства населения в самый тяжелый для Кубани и Ставрополья период военных испытаний и последовавшей затем оккупации.

После окончания оккупации главное внимание профсоюзов при проведении политико-воспитательной работы обращалось на преодоление морально-политических последствий пребывания фашистских захватчиков на территории Кубани и Ставрополья, скорейшее восстановление разрушенного хозяйства, включение трудовых коллективов в социалистическое соревнование и различные мероприятия по оказанию помощи фронту. Были задействованы все формы и средства политико-воспитательной работы. В сентябре 1943 г. на собрании профсоюзного актива Ставропольского края была принята резолюция, в которой признавалось необходимым «систематически проводить в клубах, красных уголках, в цехах и общежитиях лекции, доклады и беседы на политические, международные и производственные темы, читки сводок Совинформбюро, газет, также политической и художественной литературы [14, с. 375].

При постановке задач фабрично-заводским и местным комитетам руководящие органы отраслевых профсоюзов подчеркивали необходимость достижения практического результата от проводимой политико-воспитательной работы. Краснодарский крайком Союза государственных учреждений Юга, например, связывал деятельность профсоюзных агитаторов с активным участием работников этого союза в восстановлении хозяйства, посевной кампании, подписке на военный заем, оказании помощи фронту и семьям военнослужащих.

Одной из массовых форм политико-воспитательной работы являлись митинги. Их проведение, как правило, посвящалось наиболее значительным датам и событиям. С августа 1943 г. по март 1944 г. в трудовых коллективах госпиталей Кубани и Ставрополья, автономных областей были проведены митинги, посвященные праздникам Великой Октябрьской социалистической революции и Красной Армии, взятию Красной Армией Курска, Орла, Харькова и Новороссийска, итогам работы Чрезвычайной следственной комиссии (зверства фашистских оккупантов) и другие [18, л. 48]. Разоблачению преступной сущности гитлеризма содействовали антифашистские митинги. На этих форумах выступали представители многих народов, которые осуждали человеконенавистнические планы и действия агрессора, говорили о страшной угрозе фашистского порабощения. С начала войны до 25 сентября 1941 г. в Карачае и Черкесии прошло 1 100 таких митингов и собраний, в которых приняло участие свыше 250 тыс. человек [9, с. 6].

Вопросы состояния и организации политико-воспитательной работы включались в заключаемые договоры о социалистическом соревновании. К примеру, в договоре о соревновании между Ставропольским и Краснодарским отделами народного образования, главным направлением являлось проведение политико-просветительской работы учреждениями образования [21, л. 1].

Осуществлению политико-воспитательной работы после оккупации препятствовала ограниченность материальных возможностей профсоюзных организаций. Так, в системе профсоюза работников связи Ставропольского края гитлеровцы уничтожили все клубы и красные уголки, разграбили 27 библиотек, существовавшие при местных комитетах. В этих условиях политико-воспитательная работа в еще большей степени, чем в 1941 - 1942 гг., осуществлялась непосредственно на рабочих местах силами профсоюзных агитаторов. На предприятиях связи, например, в первые месяцы после оккупации в агитационной работе участвовали 417 профсоюзных активиста, которые регулярно проводили политзанятия в рабочих коллективах, участвовали в организации 411 митингов и собраний. Кроме того, при всех местных комитетах действовали редакционные коллегии, выпускающие стенные газеты [6, л. 15]. Для трудовых коллективов, удаленных по роду своей деятельности от городов и рабочих поселков устраивались передвижные агитационные пункты. Особое внимание было уделено в марте 1944 г. строителям Невинномысского канала, куда был обеспечен регулярный выезд лекторов, докладчиков, пропагандистов, издание плакатов и лозунгов [14, с. 405].

В политико-воспитательной работе значительное место занимали коллективные читки газет, политической литературы и агитационных материалов. Значение этих форм работы объяснялось охватом широких масс работников, большинство из которых имели ограниченные возможности в получении информации. Среди 425 рабочих вагонного участка станции Краснодар, например, лишь 16 человек выписывали газеты «Правда», «Известия», «Большевик». Учитывая это, местный комитет сумел организовать регулярную агитационно-массовую работу. За короткий срок, с 10 марта по 13 мая 1943 г., было проведено 246 читок с рабочими участка [19, л. 13].

Газетные заголовки и сами публикации являлись проявлением использования различных средств и методов идеологической борьбы. Когда в них речь шла о бойцах и офицерах Красной (Советской) армии, то преобладали такие определения, как «мужество», «отвага», «боевая стойкость», «героический» или «бессмертный» подвиг, «инициативный командир», «боевое братство», «герои-патриоты», «воины-освободители» и др. Образ же врага характеризовали такие заголовки, как: «чудовищные злодеяния», «зверства фашистских извергов», «следы зверя», «кровавая расправа гитлеровцев», «злодеяния гитлеровских бандитов», «в берлоге зверя» и пр. [23, с. 121].

По мере восстановления на территории Кубани и Ставрополья материальной базы культурно-просветительских учреждений они все больше включались в проведение политико-воспитательной работы. Профсоюзные клубы в своей работе широко использовали произведения литературы и искусства, созданные в годы войны, осуществлялись постановки пьес «Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» А. Корнейчука, просмотры кинокартин «Два бойца», «Она защищает Родину», «Зоя», «Радуга», обсуждения книг «Они сражались за Родину», М. Шолохова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Василий Теркин» А. Твардовского, «Дни и ночи» К. Симонова и др. [15, с. 209].

Большое значение в условиях войны имела политико-воспитательная работа профсоюзов в сельской местности. Население сел и станиц Кубани, и Ставрополья, автономных областей в меньшей степени, чем жители городов, имело возможность получать правдивую информацию о ситуации на фронте и в стране. В то же время оно было больше подвержено влиянию всяческих слухов и провокаций. В связи с этим, со стороны городских профсоюзных организаций осуществлялись агитационно-пропагандистские мероприятия в форме шефства над близлежащими колхозами и населенными пунктами. Это способствовало укреплению связей между фронтом и тылом, помогало жителям правильно ориентироваться в сложной военно-политической обстановке, вселяло в них уверенность в будущей победе над врагом, способствовало мобилизации на решение стоящих задач.

В политико-воспитательной работе на селе широкое применение нашли мобильные средства в виде агитмашин и агитпоездов. В Буденов-ском районе Ставропольского края уже в июле 1941 г. для сельчан устраивались передвижные выставки с военно-патриотической тематикой, которые ежедневно осматривало до 600 человек [10, с. 107]. В марте 1942 г. в сельских районах Краснодарского края работало около 30 тыс. агитаторов и лекторов, было прочитано 970 лекций и

докладов, которые прослушали 58 тыс. колхозников и рабочих совхозов [7, с. 26]. В это же время на Кубани в рамках 2-го колхозного кинофестиваля в каждом сельском населенном пункте был организован просмотр кинофильмов, посвященных Великой Отечественной войне [11, с. 222].

После оккупации инициаторами активизации политико-воспитательной работы в станицах и селах Кубани стали представители интеллигенции станицы Динской. Откликнувшись на их призыв, коллективы многих предприятий и учреждений установили шефство над близлежащими колхозами и населенными пунктами [2]. Большую роль в политико-воспитательной работе на селе играли профорганизации учителей. Находясь в летний период вместе с учениками на уборочных работах, они по вечерам устраивали для крестьян читки и беседы, связанные с ситуацией на фронте, разъяснением политики большевистской партии и советского правительства. Летом 1943 г. в этой работе было задействовано 1676 учителей Кубани. Кроме того, с их участием было подготовлено 2894 стенгазеты и 3106 лозунгов [5, л. 12].

Учителя Армавирской средней школы № 3 проводили агитационную работу в подшефном колхозе «Пчела», где вместе с учащимися старших классов устраивали доклады, беседы, читки политической, художественной и агрономической литературы, выступали с концертами [2]. В Зеленчукском районе Ставропольского края в культурно-просветительной работе среди колхозников систематически участвовало 115 учителей района. Они знакомили колхозников с международным положением СССР, рассказывали о героических победах Красной Армии, участвовали в выпуске стенных газет. Все это заметно сказывалось на трудовой активности колхозников, помогало им успешно выполнять производственные задачи [16, с. 87].

Политико-воспитательную работу на селе проводили многие другие профсоюзные организации. Так, агитаторы профсоюзных организаций госпиталей Краснодарского края систематически организовывали чтение лекций в подшефных колхозах на темы: «Военно-международное положение Советского Союза», «Военно-международное положение Германии и ее сообщников» и другие [17, л. 71]. Агитационные бригады госпиталей г. Железноводска в апреле 1943 г. прочитали для колхозников 17 докладов о празднике 1 Мая и текущем положении на фронте. Агитаторы госпиталя № 3803 в колхозе «Парижская коммуна» Ми-нераловодческого района организовали выставку «Фронт и тыл Великой Отечественной войны». Со своей стороны, в день празднования Перво-мая во всех действующих госпиталях побывали представители от шефов-колхозников, которые приняли участие в торжественных мероприятиях [14, с. 300].

Большая лекторская работа проводилась в сельских районах Карачая и Черкесии. За шесть месяцев 1943 г. в колхозах и совхозах было прочитано 1,2 тыс. докладов. Это дало возможность лучше удовлетворять запросы трудящихся в идейной и духовной жизни. Высокий интерес у слушателей был вызван правдивой информацией о положении дел на фронте и в тылу [22, с. 253]. По мере приближения Победы политико-воспитательная работа профсоюзов Кубани и Ставрополья приобретала все более широкий размах, охватывая своим влиянием практически все коллективы предприятий и учреждений региона.

Таким образом, политико-воспитательная работа являлась важнейшим направлением деятельности профсоюзов Кубани и Ставрополья в годы Великой Отечественной войны. Используя различные формы и средства пропаганды, профсоюзные активисты воспитывали в советских людях непримиримость к врагу, любовь к Родине, готовность к трудовым свершениям и оказанию помощи фронту во имя победы над немецко-фашистскими захватчиками.

Источники и литература

1. Армавирская коммуна. 1942. 20 февраля.
2. Армавирская коммуна. 1943. 20 февраля.
3. Белоносов И. И., Русинов В. А. Победа ковалась в тылу: Трудовой подвиг рабочего класса в годы Великой Отечественной войны. М.: Профиздат, 1985. 263 с.
4. Великая Отечественная война 1941-1945 годов: в 12 т. Т. 10. Государство, общество и война. М.: Кучково поле, 2014. 864 с.
5. Государственный архив Краснодарского края. Ф. 1779. Оп. 1. Д. 2.
6. Государственный архив новейшей истории Ставропольского края. Ф. 1. Оп. 2. Д. 507.
7. Иванов Г. П. В годы суровых испытаний. Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1967. 302 с.
8. История Кубани: XX век: Очерки. Краснодар: Перспективы образования, 1998. 224 с.
9. Карачаево-Черкессия в годы Великой Отечественной войны. Черкесск: Ставропольское книжное издательство, Карачаево-Черкесское отделение, 1982. 88 с.
10. Кропачев С. А. Партийные организации Дона, Кубани и Ставрополья в борьбе за повышение трудовой активности колхозного крестьянства в период перестройки экономики на военный лад (июнь 1941 - июнь 1942 г.) // Из истории трудового подвига народов Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны. Краснодар: Кубанский государственный университет, 1985. С. 101-114.
11. Кубань в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. Хроника событий. Кн.1. Краснодар: Советская Кубань, 2000. 814 с.
12. Очерки истории Ставропольской организации КПСС. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1970. 632 с.
13. Правда. 1941. 17 июля.
14. Ставрополье в Великой Отечественной войне. 1941-1945 гг.: Сборник документов и материалов. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1962. 515 с.
15. Ставропольцы в Великой Отечественной войне. Ставрополь: Ставропольский фонд культуры, 1995. 249 с.
16. Суслов М. А. Избранное. Речи и статьи. М.: Политиздат, 1972. 695 с.
17. Центр документации новейшей истории Краснодарского края. (далее - ЦДНИКК) Ф. 558. Оп. 1. Д. 251.
18. ЦДНИКК. Ф. 558. Оп. 1. Д. 304.
19. ЦДНИКК. Ф. 1072. Оп. 1. Д. 1929.
20. ЦДНИКК. Ф. 1774-А. Оп. 2. Д. 435.
21. ЦДНИКК. Ф. 1774-А. Оп. 2. Д. 1236.
22. Шебзухов М. Х. Тыл - фронту (Северо-Западный Кавказ в годы войны 1941-1945 гг.). Майкоп: Меоты, 1993. 326 с.
23. Шепарнева А. И. Агитационно-пропагандистская работа в СССР в годы Великой Отечественной войны (19411945) // Наука и практика. 2015. №2. С.120-122.

References

1. Armavirskaya kommuna. 1942. February 20. (In Russian).
2. Armavirskaya kommuna. 1943. February 20. (In Russian).
3. Belonosov I. I., Rusinov V. A. Pobeda kovalas& v tylu: Trudovoj podvig rabochego klassa v gody Velikoj Otechestvennoj vojny (The victory was forged in the back: A labor feat of working class in the days of the Great Patriotic War). Moscow: Profizdat, 1985. 263 p. (In Russian).
4. Velikaya Otechestvennaya vojna 1941-1945 godov: v 12 t. T. 10. Gosudarstvo, obshchestvo i vojna (The Great Patriotic War of 1941-1945: in 12 vol. Vol. 10. State, society and war). Moscow: «Kuchkovo pole», 2014. 864 p. (In Russian).
5. Gosudarstvennyj arhiv Krasnodarskogo kraya. F.1779. Inv.1. D.2. (In Russian).
6. Gosudarstvennyj arhiv novejshej istorii Stavropol&skogo kraya. F.1. Inv.2. D.507. (In Russian).
7.I vanov G. P. V gody surovyh ispytanij (In the years of severe challenges). Krasnodar: Krasnodarskoe knizhnoe izdatel&stvo, 1967. 302 p. (In Russian).
8. Istoriya Kubani (The History of the Kuban): XX vek: Ocherki. Krasnodar: Perspektivy obrazovaniya, 1998. 224 p. (In Russian).
9. Karachaevo-CHerkessiya v gody Velikoj Otechestvennoj vojny (Karachay-Cherkessia in the days of the Great Patriotic War). CHerkessk: Stavropol&skoe knizhnoe izdatel&stvo, Karachaevo-CHerkesskoe otdelenie, 1982. 88 p. (In Russian).
10. Kropachev S. A. Partijnye organizacii Dona, Kubani i Stavropol&ya v bor&be za povyshenie trudovoj aktivnosti kolhoznogo krest&yanstva v period perestrojki ehkonomiki na voennyj lad (iyun& 1941 - iyun& 1942 g.) (The party organizations of Don, Kuban and Stavropol Territory in the fight for increase in labor activity of the collective-farm peasantry during reorganization of economy on a military harmony) // Iz istorii trudovogo podviga narodov Severnogo Kavkaza v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. Krasnodar: Kubanskij gosudarstvennyj universitet, 1985. P. 101-114. (In Russian).
11. Kuban& v gody Velikoj Otechestvennoj vojny (The Kuban in the days of the Great Patriotic War). 1941-1945 gg. Hronika sobytij. Book.1. Krasnodar: Sovetskaya Kuban&, 2000. 814 p. (In Russian).
12. Ocherki istorii Stavropol&skoj organizacii KPSS (Sketches on the history of the Stavropol organization CPSU). Stavropol&: Stavropol&skoe knizhnoe izdatel&stvo, 1970. 632 p. (In Russian).
13. Pravda. 1941. July 17. (In Russian).
14. Stavropol&e v Velikoj Otechestvennoj vojne. 1941-1945 gg. (Stavropol Territory in the Great Patriotic War): Sbornik dokumentov i materialov. Stavropol&: Stavropol&skoe knizhnoe izdatel&stvo, 1962. 515 p. (In Russian).
15. Stavropol&cy v Velikoj Otechestvennoj vojne (Residents of Stavropol in the Great Patriotic War). Stavropol&: Stavropol&skij fond kul&tury, 1995. 249 p. (In Russian).
16. uslov M. A. Izbrannoe. Rechi i stat&i (Favourites. Speeches and articles). Moscow: Politizdat, 1972. 695 p. (In Russian).
17. Documentation Center of the Newest History of Krasnodar Region. (CDNIKK) F. 558. Inv. 1. D. 251. (In Russian).
18. CDNIKK. F. 558. Inv. 1. D. 304. (In Russian).
19. CDNIKK. F. 1072. Inv. 1. D. 1929. (In Russian).
20.CDNIKK. F. 1774-A. Inv. 2. D. 435. (In Russian).
21.CDNIKK. F. 1774-A. Inv. 2. D. 1236. (In Russian).
22.SHebzuhov M. H. Tyl - frontu (North-West Caucasus in the war time 1941-1945). Majkop: Meoty, 1993. 326 p. (In Russian).
23. SHeparneva A. I. Agitacionno-propagandistskaya rabota v SSSR v gody Velikoj Otechestvennoj vojny (1941-1945) (Agitation and propaganda work in the USSR in the days of the Great Patriotic War) // Nauka i praktika. 2015. No.2. P.120-122. (In Russian).

Информация об авторе

Панарина Елена Владимировна - доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей и отечественной истории Армавирского государственного педагогического университета (Армавир) / panarin.arm@mail.ru

Information about the author Panarina Elena - Doctor of History, Professor, Chair of General and Russian History, Armavir State Pedagogical University (Armavir) / panarin.arm@mail.ru

ПОЛИТИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПРОПАГАНДА АГИТАЦИЯ ПРОФСОЮЗЫ КУБАНЬ СТАВРОПОЛЬЕ ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА political-education work promotion propaganda
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты