Спросить
Войти

«Время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии. . . »

Автор: указан в статье

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2005. № 4. С. 126-129.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Л.Б. Г мыря

«ВРЕМЯ, СТОЛКНУВШИСЬ С ПАМЯТЬЮ,

УЗНАЕТ О СВОЕМ БЕСПРАВИИ ...»

Традиция отмечать юбилеи выдающихся деятелей Дагестана XIX - первой пол. XX

в. проведением научных конференций сложилась в Институте истории, археологии и этнографии ДНИ, давно. Как-то незаметно в последние годы вошло в правило организовывать также вечера памяти в честь известных ученых, чья исследовательская деятельность проходила в коллективе самого ИИАЭ. На таких вечерах коллеги, друзья, земляки рассказывают о своих впечатлениях от общения с ученым, обрисовывают его жизненный путь, характеризуют научную деятельность, высвечивают особенности его личности. Вспоминая о своем коллеге и товарище, участники вечера памяти отдают ему не только дань уважения, как это принято в народной традиции, но они осмысливают, главным образом, тот вклад, который внес ученый в науку. И это справедливо, ибо служение науке - это жизненное кредо всех тех, кто удостоился чести уже после ухода из жизни быть востребованным.

И уж совсем недавняя традиция - издавать материалы таких вечеров памяти. Делать это в наше трудное время непросто, но необходимость в таких публикациях диктуется как желанием запечатлеть весь положительный и эмоциональный настрой поделившихся воспоминаниями о своем коллеге, так и потребностью оставить информацию о выдающихся ученых Дагестана - наших современниках тем, кто начинает свой путь в науке.

Один из таких вечеров памяти прошел в Институте ИАЭ в ноябре 2002 г. Он был устроен по случаю 85-летия заслуженного деятеля науки Дагестана, д.и.н. Михаила Мататовича Ихилова (1917-1997 гг.).

В конце 2004 г. вышел в свет сборник статей, посвященный памяти Михаила Мататовича, - «Ихилов Михаил Мататович: ученый, воин, гражданин» (Сост. Г.Б. Мусаханова. Махачкала, 2004. 148 с.), где среди других материалов были

опубликованы и тексты выступлений на этом вечере его коллег. Издание его осуществлено на средства семьи Михаила Мататовича, а подготовка и составление сборника выполнены вдовой и преданным другом к. филол. н. Галиной Беньяминовной Мусахановой. Публикация этого сборника - это и ее вклад в те благородные цели, которые ставили перед собой участники вечера, но еще и частица ее души, отданная в память о родном человеке.

Сборник очень удачно скомпонован, во всем проявляется профессионализм его составителя - Г.Б. Мусахановой, явно не желавшей видеть в нем только одну тему -воспоминания коллег М.М. Ихилова. В книгу включены также статьи Михаила Мататовича и исследователей, работающих в одной из проблематик, которую он поднимал в своих трудах. Получилось очень по-научному и в то же время по-человечески тепло.

В первой части издания, озаглавленной «Материалы вечера памяти Михаила Мататовича Ихилова, проведенного в ИИАЭ ДНИ, РАН в связи с его 85-летием 5 ноября 2002 г.», помещены тексты выступлений на вечере директора ИИАЭ, чл.-корр. РАН, д.и.н. А.И. Османова; директора ИЯЛИ, академика РАН, д.филол.н., проф. Г.Г. Гамзатова; зав. кафедрой истории России ДГУ, д.и.н., проф. С.С. Агашириновой; гл.н.с. ИИАЭ, д.и.н., проф. В.Г. Гаджиева; гл.н.с. ИИАЭ, д.и.н., проф. А.Р. Шихсаидова; в.н.с. ИИАЭ, к.э.н. В.Ф. Алиевой; в.н.с. ИИАЭ, д.и.н. Б.М. Алимовой; н.с. ИИАЭ, к.и.н. И.Г. Семенова; соискателя ИИАЭ Г.С. Сосунова.

В названии самого сборника отражены основные стороны личности Михаила Мататовича как ученого, воина и гражданина. В выступлениях его коллег затрагивались те же темы гражданственности и патриотизма его жизненного пути (А.И. Османов, С.С. Агаширинова, Г.Ш. Каймаразов, Г.С. Сосунов) и тема многообразия творческих свершений ученого (А.И. Османов, С.С. Агаширинова, Г.Г. Гамзатов, В.Г. Гаджиев, Г.Ш. Каймаразов, А.Р. Шихсаидов, В.Ф. Алиева, Б.М. Алимова, И.Г. Семенов).

Прожив 80 лет, Михаил Мататович вместил в свой жизненный путь так много свершений, что было бы под силу не только одному человеку. Родился Михаил Мататович в ноябре 1917 г. в г. Дербенте, там же закончил педагогический техникум. Высшее историческое образование получил по ускоренной 2-х годичной программе в Дагестанском учительском институте. Затем последовала педагогическая деятельность в СШ с. Маджалис Кайтагского района, где он преподавал школьникам географию. Будучи завучем этой школы, в 1940 г. Михаил Мататович был призван в армию. С началом ВОВ он - лейтенант-артиллерист, мужественно защищавший свою Родину, свидетельством чему служат полученные им боевые награды. Потом - тяжелое ранение, долгое восстановление здоровья в госпиталях и возвращение домой, в Дагестан. Здесь М.М. Ихилов продолжил образование, окончив в 1944 г. еще и Дагестанский педагогический институт им. С. Стальского с 4-хлетним обучением. Тогда же наука прочно вошла в жизнь Михаила Мататовича, который стал сотрудником Дагестанского научно-исследовательского института истории, языка и литературы (позже - ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР). Внедренная АН СССР после войны специальная программа подготовки научных кадров для региональных научных подразделений позволила Михаилу Мататовичу пройти аспирантскую подготовку в Институте этнографии (г. Москва). Его научным руководителем был выдающийся этнограф, д.и.н., проф. М.О. Косвен, глубокий знаток истории, обычаев и нравов народов Кавказа. В 1949 г. в Институте этнографии прошла успешная защита М.М. Ихиловым кандидатской диссертации «История, быт и культура горских евреев с древнейших времен до наших дней». А затем, вплоть до ухода на заслуженный отдых в 1986 г., он 40 лет проработал в ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР. Коллектив института в начале деятельности М.М. Ихилова был небольшим (около 15 человек) и Михаил Мататович был в нем единственным специалистом-этнографом, к тому же квалифицированным, имеющим степень кандидата наук, что по тем временам было чрезвычайно редко. Его коллеги, работавшие с ним в это время (С. С. Агаширинова, Г.Г. Гамзатов), отметили в своих воспоминаниях, что М.М. Ихилов отличался редким трудолюбием, аккуратностью, обязательностью, широтой научных интересов, он всегда интересовался самыми современными направлениями научных поисков, при этом его отличали поразительная стойкость во взглядах на проблемные вопросы и принципиальность при отстаивании их.

Его многочисленные труды по истории, культуре, быту и религии народов Дагестана отличают, как отмечено в материалах сборника, прежде всего богатство источниковедческой базы, глубина обобщений. Основой его работ были как сведения, зафиксированные в изданиях XIX в., так и полевой материал. В поисках нужной информации М.М. Ихилов побывал практически во всех уголках Дагестана, собирал материал и в северных районах Азербайджана. Обладая открытым характером, чувством юмора и тактом, Михаил Мататович располагал к себе информаторов, и те охотно делились с ним своими знаниями из области истории, культуры и традиций своего народа. Помогали в научных поисках также его широкая эрудиция, качественная подготовка, наблюдательность и стремление дойти до самой сути проблемы.

В материалах вечера памяти М.М. Ихилова отмечено, что в творчестве Михаила Мататовича было, по существу, пять больших тем - история и культура горских евреев; история и культура народностей лезгинской группы; история и культура г. Дербента; материальная культура аварцев; история религий народов Дагестана. В рамках этих тем

М.М. Ихиловым опубликованы две монографии: «Материальная культура аварцев» (в соавторстве с С.С. Агашириновой, А.И. Исламмагомедовым и М.А. Агларовым); «Народности лезгинской группы. Этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов» - обе вышли в свет в 1967 г.; разделы в «Очерках истории Дагестана» (1967 г.); множество статей в научных сборниках; в БСЭ (1955 г.); в Энциклопедии мировых культур (1994 г., г. Бостон); в журналах и различных газетах. Научная ценность этих работ, как отмечено в опубликованных материалах сборника, не утрачена, и сегодня они востребованы. Исследование Михаила Мататовича о народностях лезгинской группы легло в основу его докторской диссертации, успешно защищенной в Институте этнографии в 1968 г. Уже тогда, с начала 60-х гг., М.М. Ихилов увлекся социологией и в течение нескольких лет разрабатывал тему - состояние религиозности народов Дагестана, по которой осветил вопросы истории религий в Дагестане, как домонотеистических форм, так и мировых религий (христианство, иудаизм, ислам).

Особой вехой в научной деятельности М.М. Ихилова стало его участие в развернувшейся в 60 - начале 80-х гг. в средствах массовой информации Дагестана полемике вокруг идентификации евреев и татов. В материалах выступлений на вечере памяти (С.С. Агаширинова, В.Г. Гаджиев, И.Г. Семенов) отмечается твердая научная позиция ученого-историка М.М. Ихилова, которую он занимал несмотря на попытки недоброжелателей и оппонентов дискредитировать его компетентность как исследователя и на определенный прессинг представителей власти.

Во второй части сборника - «Статьи из архива М.М. Ихилова» помещены, как отмечалось, статьи ученого: «Горские евреи (из неопубликованного» (С. 41-65) и «Город-музей мирового значения» (С. 66-75), последняя является переизданием, опубликованным в журнале «Советский Дагестан» (.№ 4 (42), июль, 1972 г.). В статье, посвященной горским евреям, их этногенезу, древней и современной истории, культуре, религии и традициям, автор в основном приводит научные сведения по всем затрагиваемым областям, связанным с их исторической судьбой (С. 41-60). В заключительной части статьи М.М. Ихиловым затронут вопрос о сущности современной полемики «таты - горские евреи». Здесь автор уже в стиле, характерном для средств массовой информации, показывает, с его точки зрения, несостоятельность своих оппонентов по вопросам, связанным с определением этнонима «горский еврей» (С. 60-64). Возможно, слишком резко, очень нетерпимо, несовременно отнесся Михаил Мататович к взглядам своих научных противников, но это - позиция неравнодушного сына своего народа, убежденного в своей правоте ученого-историка, может быть, уставшего от многолетней полемики по этому вопросу. И, наверное, новое поколение исследователей, не отягощенных грузом идеологии, сможет когда-нибудь завершить этот длительный спор и точно проследить исторический путь этого - одного из многочисленных народов Дагестана.

С большой любовью к своему Дербенту, с тревогой о путях реконструкции памятников истории города, написана вторая статья Михаила Мататовича. Уже в 1972

г. М.М. Ихилов характеризовал его как город-музей мирового значения, что особенно актуально в наше время. Продуктивным представляется мнение Михаила Мататовича о необходимости создания в г. Дербенте научно-исследовательской базы ИИЯЛ по изучению истории города и его округи (С. 75).

В третьем разделе сборника - «В продолжение темы» - помещены статьи исследователей по проблемам этнической истории горских евреев, в них затронуты также некоторые лингвистические и культурологические вопросы (С. 78-143): доцента ДГУ, к.и.н. М.-Р.А. Ибрагимова (С. 78-88); проф. М.А. Членова (г. Москва) (С. 89-90); проф., д.и.н. Национальной АН Азербайджана Р.А. Гусейнова (С. 91-92); сотрудников Центра библеистики и иудаистики Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва) М.С. Куповецкого (С. 93-94) и к.филол.н. Е.М. Назаровой (С. 101-103); руководителя Института Азии и Африки Еврейского университета

Иерусалима (Израиль) М.И. Занда (С. 95-100); вдовы ученого, к.филол.н. Г.Б. Мусахановой (С. 104-112); руководителя издательства нового собрания сочинений Д. Шостаковича, музыковеда, к.н. М. А. Якубова (С. 113-117); м.н.с. Института ИАЭ ДНЦ РАН, к.и.н. И.Г. Семенова (С. 118-121); члена Союза кинематографистов РФ В.Л. Фараджева (С. 122-125).

Заключает сборник материалов, посвященный 85-летию М.М. Ихилова, статья его составителя Г.Б. Мусахановой, в которой дается обзор некоторых современных событий научной и общественной жизни горских евреев (С. 126-143).

Жаль, что в этот раздел сборника включены работы лишь одной тематики, исследовавшейся М.М. Ихиловым. Уместными были бы здесь новые изыскания дагестанских ученых по этнологии народов лезгинской группы и авароязычныъх народов, по вопросам, освещающим религию населения Дагестана в различные периоды его развития, по истории и культуре г. Дербента и многие другие, в тематике которых Михаил Мататович был пионером.

Отдавая дань уважения и признательности составителю и одному из авторов сборника статей «Ихилов Михаил Мататович: ученый, воин, гражданин» - Галине Беньяминовне Мусахановой, следует однако указать на ряд его недочетов и высказать некоторые пожелания в связи с этим. В этом издании вполне уместной явилась бы публикация биографии Михаила Мататовича, что исключило бы наличествующие в материалах выступивших разночтения: указаны разные годы защиты кандидатской диссертации (1948 и 1949 гг.); разные должности в период его работы в СШ с. Маджалис (учитель географии и завуч); разные имена научного руководителя аспирантской подготовки (М.О. Косвен и Р.М. Магомедов); имеются неясности в названиях вузов, где учился М.М. Ихилов, и времени прохождения им учебы.

Не помешал бы и список его трудов. В некоторых выступлениях не указан характер его статей (научных или публицистических), приведены разные названия его кандидатской диссертации - «Горские евреи (опыт монографического исследования)» и «История, быт и культура горских евреев с древнейших времен и до наших дней». Может быть, стоит издать биографические и библиографические сведения о М.М. Ихилове отдельной книгой. Они пойдут на пользу и исследователям, и всем, кому интересна история и этнография народов Дагестана.

Мы назвали наш отзыв о сборнике, выпущенном в память о Михаиле Мататовиче Ихилове, цитатой, взятой из выступления на вечере Ахмеда Ибрагимовича Османова -«время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии» (С. 7). Бессмертие человека состоит в памяти о нем родных, друзей и соратников, бессмертие ученого - в востребованности его научных трудов, идей и концепций. Михаил Мататович -счастливый человек и исследователь, его помнят и любят родные, его труды о народах Дагестана не утратили своей значимости и навсегда вписаны в историю науки.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты