Спросить
Войти

СИМВОЛИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК КАТЕГОРИЯ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ

Автор: указан в статье

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского

Серия «Философия. Социология». Том 21 (60). № 1 (2008)

УДК 930.1

СИМВОЛИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК КАТЕГОРИЯ ФИЛОСОФИИ

ИСТОРИИ

Масаев М. В.

В статье рассматривается символический капитал в свете концепции парадигмалъных образов и символов эпох, цивилизаций и народов. Автор приходит к выводу, что, как и любой капитал, символический капитал даёт его обладателю власть - символическую власть, или власть символов, неформальную, но непреодолимую власть над умами людей.

Актуальность проблемы для таких молодых и стоящих на перепутье исторического развития государств как Российская Федерация и Украина заключается в том, что любая экономическая, политическая или военная реформа, отказывающаяся учитывать возможности соответствующего символического капитала обречена на провал. Тернистый путь, провозгласившей 12 июня 1990 г. суверенитет России и не менее тернистая дорога провозгласившей 24 августа 1991 г. независимость Украины - яркое тому свидетельство. В пользу актуальности темы свидетельствует и такой факт как гибель гигантской сверхдержавы СССР. Проигнорировав символический капитал, накопленный народами СССР, «великий, могучий» Советский Союз погиб, не дожив пяти дней до своего шестидесятидевятилетия. А государство это занимало первое место в мире по территории, одно из первых мест в мире по военному потенциалу, второе - по объёму промышленного и сельскохозяйственного производства (после США) и третье - по населению (после Китая и Индии).

Цель работы - определить понятие «символический капитал» в свете концепции парадигмальных образов и символов эпох, цивилизаций и народов, уяснить роль символического капитала в достижении стабильности как эпох, так и цивилизаций, а также в обеспечении жизнестойкости тех или иных народов.

Для осуществления этой цели необходимо решить задачи: выяснить этимологию понятия символический капитал, сопоставить его с габитусом французских постструктуралистов и с таким социально-культурным феноменом как память, представить действие символического капитала как равнодействующую регулятивного действия всех парадигмальных символов данной эпохи, данной цивилизации или конкретного народа в их историческом развитии.

Что касается новизны темы, то тема эта рассматривается в мировой науке впервые. Многие и очень многие пишут о символе как категории культурологии. Это С. С. Аверинцев, Л. Витгенштейн, X,- Г. Гадамер, Э. Кассирер, Д. С. Лихачёв, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, М. Мак-Люен, М. Мамардашвили и А. Пятигорский, Э. Панофски, Ж. - П. Сартр, К. А. Свасьян, В. Тернер, Л. А. Уайт, Э. Фромм, М. Хайдеггер, И. Хёйзинга, Г. Шпет, А. Щюц, У. Эко, К. Г. Юнг, Р. Якобсон. Их

работы легли в основу главы пятой книги С. М. Гатальской «Философия культуры» (Фшософ1я культури) [23], где философия культуры представлена как философия символа [23, с. 194-238].

Исследование парадигмальных образов и символов эпох, цивилизаций и народов в качестве категории философии истории только начинается [1] - [22].

О символическом капитале как категории социальной философии не писал никто. Термин «символический капитал» впервые употребил доктор философских наук, профессор, бывший заведующий кафедрой политологии МГУ А. С. Панарин в опубликованной в номерах 4-12 журнала «Москва» за 2002 год работе «Стратегическая нестабильность XXI века». Полагая, что все понимают, что такое капитал и что такое символы, А. С. Панарин не дал определения «символического капитала», считая это излишним, так как этимология слов капитал и символ известны всем его читателям. Очевидным он полагал и то, что его «символический капитал» поймут не как капитал нереальный, а как вполне реальный капитал символов, сокровищницу или просто кладовую символов. А чтобы его термин не поняли превратно, А. С. Панарин сопоставил понятие своего «символического капитала» с понятием «габитус», которым активно оперирует современная социологическая школа французского постструктурализма. По П. Бурдье, габитусы - это системы устойчивых и переносимых диспозиций... , предрасположенных функционировать как структурирующие структуры, т. е. как принципы, порождающие и организующие практики и представления, которые могут быть объективно адаптированными к их целям, однако не предполагают осознанную направленность на неё.

И французские «габитусы», и свой «символический капитал» А. С. Панарин считает копилкой коллективной памяти, облегчающей нам консенсус. Не случайно кандидат философских наук, доцент Керченского экономико-гуманитарного института Таврического национального университета им. В. И. Вернадского О. Г. Мормуль считает память «системой определённых знаков, символов, различных образов, связанных между собой и образующий «ядро культуры». [24, с. 105]. При этом «память - это целостный социокультурный и социально-психологичесий феномен, объединяющий субъективные и объективные факторы развития общества, выявляющийся на уровне духовно-практических процессов, охватывающий накопленный опыт рода, племени, этноса, нации, народа. Память выражает единство исторических этапов культуры, выделяя особенности способов коммуникации и деятельности индивидов, хранения и передачи социального опыта». [24, с. 105]. Да и сам А. С. Панарин нередко называет свой «символический капитал» «копилкой общей памяти», а символами в этой «копилке общей памяти», в банке, в котором лежит «символический капитал», могут быть, по А. С. Панарину, и «обычаи, которым следуют, не раздумывая», и «культурные герои, продолжающие служить образами». Забывают только о реальных исторических героях, политических деятелях, полководцах, исторических событиях, которые в гораздо большей степени, чем «культурные герои» могут служить образами и в качестве символов быть регуляторами общественных отношений. Что было бы с Францией 1940 года, если бы в банке народной памяти не сохранился на счету символического

капитала образ Жанны д&Арк?! Когда после страшных поражений в Столетней войне с англичанами в стране уже не находилось епископов, чтобы венчать дофина на царство, а среди принцев, герцогов и графов не находилось полководцев, способных возглавить войско, всё это сделала семнадцатилетняя крестьянская девушка. Спасённые Жанной король и французские феодалы не могли простить крестьянской девушке её дерзости и предали её, выдав бургундцам, которые передали её англичанам для казни по приговору церковного суда. Но народ помнил свою героиню. В 1920 году, через четыреста девяносто лет, церковь даже исправила свою «ошибку» и объявила Жанну д&Арк святой. Через двадцать лет после этого символического события малоизвестный пятидесятилетний генерал, пробывший в генеральской должности всего 17 дней и не успевший получить до конца правильно оформленное генеральское звание, Шарль де Голль, попытается обратиться к французскому народу с призывом продолжить сопротивление немецко-фашистским войскам уже после того, как маршалы, известные генералы и политики сдали без боя столицу Франции Париж и более ста дивизий вполне боеспособной армии. Но, в отличие от Жанны д&Арк, армию Ш. де Голлю французы не доверили, а с четвёртой бронетанковой дивизии, которая не только не отступала, но и продвигалась вперёд и прошла всего лишь в двух километрах от штаба стремительно рвавшегося к сердцу Франции танкового клина гитлеровского генерала Гейнца Гудериана полковника Ш. де Голля сняли. Правящие круги Франции и командование вооружённых сил испугались, что старый полковник со своей одной дивизией если и не победит всех немцев, то затянет войну и сорвёт их планы капитуляции. Старого полковника Ш. де Голля объявили генералом и отправили в Лондон в качестве офицера связи. [25, с. 70]. Как писал выдающийся русский историк H. Н. Молчанов, «у Ш. де Голля была слишком короткая шпага, чтобы помешать Гитлеру вонзить германский меч в самое сердце Франции». [26, с. 158]. За пятидесятилетним новоиспечённым генералом, в отличие от семнадцатилетней крестьянской девушки, французы пошли не сразу. Куда там, если за неделю до выступления Ш. де Голля по лондонскому радио 18 июля 1940 года «живая легенда» французских коммунистов Жак Дюкло сдал своим кремлёвским шефам подробный отчёт, в котором характеризовал Ш. де Голля как «ставленника английского империализма и выходца из французских буржуазных кругов».[25, с. 82]. Призыв Ш. де Голля оказался не нужным ни «буржуазным кругам», из которых вышел он сам, ни лидерам «трудового народа» коммунистам - указание Коминтерна о начале борьбы с немецко-фашистскими оккупантами Французская коммунистическая партия получила только через год, после нападения фашистской Германии на СССР. Но Франции призыв Ш. де Голля к сопротивлению летом 1940 года был всё-таки нужен. И если Ш. де Голлю не удалось спасти Францию в 1940 г., как это удалось Жанне д&Арк в 1429 г., то честь Франции в 1940 г. была спасена, что признают позже и французские обыватели, повторяя, что в 1940 г. предатель маршал Ф. Петэн «спас их мебель», а патриот Ш. де Голль «спас их честь». Но этого могло и не быть, если бы в банке народной памяти французов на счету символического капитала не было такой ценности как символ Жанны д&Арк.

В 1940 г. во Франции через 511 лет нашлись последователи Жанны д&Арк. В 1914-1917 гг. в России не нашлось последователей Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, хотя со времени их подвига и прошло практически ровно два века. О новых Мининых и Пожарских, правда, мечтал блестящий русский генерал А. А. Брусилов, герой первой мировой войны, увековечивший своё имя в знаменитом Брусиловском прорыве. [27]. Но только мечтал. Казённый Минин и Пожарский, генерал Л. Г. Корнилов, не состоялся. Русскому Бонапарту А. Ф. Керенскому в последний момент стало страшно создавать под Петроградом резервный фронт. Страх был так велик, что министр-председатель решил генерала Л. Г. Корнилова арестовать, себя сделал главковерхом, а В. И. Ленину позволил вооружить, на всякий случай, рабочих для защиты революции от «царских генералов». Хотя арестовавший царскую семью сын казака-крестьянина Л. Г. Корнилов и сын крепостного крестьянина А. И. Деникин в полном смысле слова «царскими» в условиях отсутствии свергнутой не без их участия монархии «царскими» названы быть не могут. В. И. Ленин в таком случае тоже мог быть названным «царским» присяжным поверенным. Некоторые пытаются говорить, что все эти недоразумения произошли из-за отсутствия общей крови у таких «спасателей» России как Л. Г. Корнилов (русская и калмыцкая кровь) и А. Ф. Керенский (еврейская кровь) и наличия общей крови у учившихся в одной и той же гимназии Симбирска А. Ф. Керенского и В. И. Ленина (полуеврея, на четверть калмыка и на четверть чуваша). Но это не представляется убедительным доказательством. Не спасли ни общая кровь, ни землячество, ни дружба родителей от размолвки В. И. Ленина и А. Ф. Керенского. Размолвка, правда, прошла весьма мирно. В отличие от прочих министров Временного правительства министр-председатель А. Ф. Керенский не был задержан, свободно передвигался по стране, свободно выехал за рубеж и весьма небезбедно жил за границей и дожил почти до 90 лет. Вражда же между наполовину калмыком Л. Г. Корниловым и калмыком на четверть В. И. Лениным (мать Ильи Николаевича Ульянова, отца вождя, была калмычкой) закончилась кроваво. Л. Г. Корнилов погиб в бою с ленинской Красной армией.

Почему символический капитал французов сработал после чем через пять веков, а русский не сработал и через два века?

Очевидно, русский символический капитал оказался слабей. И историческая память, и символический капитал у русских гораздо слабее, чем у французов и у многих современных наций. Сколько осталось в исторической памяти православных христиан греков от культуры древнегреческого язычества! И не только в исторической памяти греков, но и всего человечества. А что осталось от языческой истории и языческой культуры в памяти русских? Практически ничего кроме случайно уцелевшего и сразу же после обнаружения сгоревшего в московском пожаре 1812 г. единственного экземпляра «Слова о полку Игореве». Не помнят русские люди и их самые учёные историки ни «веков Трояна», ни «времени Бусова», ни готского нашествия Ш века, ни аварского нашествия YI века, о которых писал автор «Слова». Не знают русские Даждьбога, внуками которого они сами являются. Не знают они Велеса, внуком которого был «вещий Боян». Не знают русские и имени самого автора «Слова», хотя в Украине оно известно. Это

Владимир Ярославич Галицкий, родной сын галицкого князя Ярослава Осмомысла, родной брат Евфросинии Ярославны, жены героя «Слова» князя Игоря, плач которой по плененному мужу «слышался на Дунае». [28], [29]. Имя участника походя князя Игоря и автора «Слова» Владимира Галицкого было вытравлено из народной памяти. До нас дошли только сведения о пьянице и гуляке князе Галицком, представленном именно в таком виде в известной опере А. П. Бородина «Князь Игорь». А вытравливали из народной памяти и русской истории и русской культуры слишком языческого автора «Слова» и само его произведение так, что если и знают культурные русские люди о Владимире Ярославиче Галицком, то только как о гуляке и пьянице, но уж никак об авторе «Слова о полку Игореве», а само «Слово» дошло до нас лишь в начале XIX века, да и то совершенно случайно и в единственном экземпляре, да и тот сгорел. Хорошо успели как-то снять и как-то сохранить копию и сделать перевод на современный язык.

«Велесова книга» была объявлена в 1972 г. главным журналом советских историков «Вопросы истории» фальшивкой. Тем более её обнаружил какой-то белогвардейский офицер.

Уничтожение символического капитала языческой Руси оказало существенное влияние на дальнейший ход её исторического развития. Не случайно Лев Прозоров (Озар Ворон) в книге «Язычники крещёной Руси. Повести Чёрных лет» [30] приводит слова Велемира Хлебникова из его произведения «Перуну»:

«Не предопределил ли ты Цусимы Роду низвергших тя людей». [30, с.288].

Вся история России - это серия катастрофических ударов по её символическому капиталу. Начавшаяся в 988 г. христианизация Руси уничтожила языческий вклад в её символический капитал, реформа патриарха Никона нанесла смертельный удар по символической идеологеме «Москва - Третий Рим». Какой уж тут Третий Рим, если его богослужебная практика приводится в соответствие с таковой давно павшего Рима Второго. Уничтожали символический капитал русского народа и реформы Петра Великого, и все три революции и Советская власть. Продолжают уничтожать его и современные демократы и либералы. В результате всего этого народ Киевской Руси и народ языческой Руси - разные народы. Народ Московской Руси и народ Киевской Руси - разные народы. Народ Российской империи и народ Московской Руси - разные народы. Совершенно разные народы русский советский и дореволюционный русский. Разные народы при сохранении в основном своего человеческого материала современный русский и русский народ советского периода. И уж совсем разные народы - народ Киевской Руси и украинский. Тем более, что украинский народ с 1349 г.(включение Галицкой Руси в состав Польши) до 1939 г. (освободительный поход Советской армии в Западную Украину и Западную Белоруссию), то есть 590 лет, ополячивали и окатоличивали поляки, а с 1772 г.(первый раздел Польши) до 1918 г. (капитуляция Германии в первой мировой войне), то есть 146 лет, онемечивали и окатоличивали австрийцы, а 70 лет «украинизировала» Советская власть. Не случайно

символически обеднённым оказался и украинский народ. Но украинский народ старается наверстать упущенное. Это и пропаганда первооткрывателя Америки Христофора Колумба, который вовсе не крещённый генуэзский еврей, а самый что ни на есть настоящий «щирый» украинец с Коломыи. Это и объявление Богородицы, Иисуса Христа и всех апостолов, за исключением, конечно, предателя Иуды, украинцами, а всех украинцев самыми истинными арийцами, арийским черепам которых завидовал сам Розенберг, в «Арийском стандарте» киевлянина Игоря Каганца [31]. И многое многое другое. Евреям, правда, удалось нанести украинцам весьма чувствительный ответный удар. Декабрьский номер еврейского журнала «Лехаим» за 2003 год в статье «От кипы до капы» (кипа - головной убор молящихся евреев, а капа - атрибут боксёрского снаряжения) доказал, что боксёры братья Виталий и Владимир Кличко... - евреи. «Клич» на языке «идиш» означает удар, а черты лица знаменитых братьев скорее семитские, чем славянские. Эти данные приводит в главе «Оранжевая. Евреи, евреи, кругом одни евреи...» книги «Еврейский фашизм или Хабад - дорога в ад. Тайный знак - чёрная метка» [38, с.4-6] харьковчанин Эдуард Ходос. Любопытно, что еврей Эдуард Ходос во всех своих работах весьма сочувственно относится к проблеме выживания украинского народа [32] - [40]. Резко порвав с языческим прошлым, серьёзно обеднила себя в символическом отношении Польша. До 966 года, года крещения Польши, Польши как бы не было. Не было князя Попеля, не было основателя династии Пястов Пяста-Земовита, не было князя Лестека и князя Земомысла [41, с.80], а вот его сын Мешко, принявший крещение, уже был и стал Мешко I, основателем польского государства [41, с.81]. Нехватка символического капитала особенно сказалась после утраты Польшей независимости в 1795 г. Бедная на символические исторические события народная память стала копить и подвиги войск французской армии (вооружённых сил Герцогства Варшавского - Кшенства Варшавскего, герцогами которого были французы) и подвиги русской армии (вооружённых сил Царства Польского -Крулевства Польскего, крулями, или царями которого были императоры и самодержцы всероссийские), и легионов Домбровского в Италии, марш которых, «мазурек Домбровскего» станет польским национальным гимном. Героями этого гимна, о которых поют польское радио и телевидение каждый день, стали и сам Домбровский, и освободитель Польши от первой шведской оккупации Чарнецкий и даже... Наполеон Бонапарт, которого бедные на символический капитал поляки ничтоже сумняшеся прихватизировали. В 1941 г. припев гимна стал звучать как «марш, марш, Сикорский з жеми русскей до Польски», но не надолго. После разрыва польского эмиграннтского правительства с СССР и ухода на Ближней Восток подготовленной на территории СССР армии Андерса, а также гибели генерала Сикорского в авиационной катастрофе у Гибралтара из символического капитала поляков ушли и Сикорский, и приютившая польских патриотов жемя русска, земля русская. Жемя влоска, земля итальянская, навечно осталась в тексте польского гимна. Вновь сформированным на территории СССР польским войскам, в составе которых на этот раз было много русскомовных поляков, этнических поляков-граждан СССР, граждан СССР украинцев и белорусов, а также казаков с не имеющих соприкосновения с Польшей сальских степей и Кубани, «поляков», в

которых советское руководство было уверенно, что они не разбегутся, а единственная польскость которых подтверждалась цодженным шпеванем Роты, ежедневным пением Роты (польского гимна), СССР доверил участие в штурме Берлина. Чем не предмет гордости для поляков, ведь над поверженным Берлином рядом с советскими знамёнами были «заткненты штандары Войска польскего». И поляки запели: «Войско польске Берлин брало, русске трохень помагало». Карты второй мировой войны поляки любят публиковать, показывая участие только польских военнослужащих. На этих картах к центру Германии устремлены польские стрелы из Англии, Франции, Италии и СССР. Северное море прочерчено действиями польских военно-морских сил. Не показано было только бегство этой единственной польской подводной лодки из Вестерплятте в Англию. И беспримерный штурм Берлина, и не имеющий аналогов в мировой военной истории армейский воздушный десант союзников у Арнема - всё это не обошлось без участия поляков, а немцев гордые поляки честят не иначе как презрительной кличкой «кнутке». На польском телевидении есть программа «Польша правит миром», в которой рассказывается о выдающихся деятелях многих стран польского происхождения. Поляки довольны и счастливы и не собираются, в отличие от нищих на символический капитал русских, идти в ученье к кому бы то ни было. Вот только о зверствах на территории Польши Украинской повстанческой армии польское телевидение вспоминает не без содрогания. Это не какие-то там презренные немецкие «кнутке». Но то, что у десантировавшихся под Арнемом и штурмовавших Берлин поляков вызывает ужас, у украинцев может с успехом умножать символический капитал. Из одних и тех же «кирпичей» (информационных) можно построить разные модели национального (!) символического капитала. Не случайно президент Украины В. А. Ющенко объявил недавно командующего Украинской повстанческой армией Романа Шухевича Героем Украины. Украина, действительно, может гордиться бойцами Украинской повстанческой армии. Это они убили неуловимого советского разведчика, Героя Советского Союза Николая Кузнецова, убили отбившего у немцев Киев советского генерала армии Н. Ф. Ватутина, убили заместителя министра национальной обороны Польши генерала Кароля Сверчевского. Вот только бедным на символический капитал русским нечем гордиться. Если гордым полякам никто не указ, то русские со времён Бориса Годунова, чувствуя ущербность своего символического капитала, учатся у заграницы. Учились марксизму и революции, научились контрреволюции, сейчас учатся демократии. Пропагандисты новой науки хронотроники физик С. И. Валянский и хозяйственник Д. В. Калюжный создали теорию рывков в историческом развитии России [42]. Россия - страна холодная, издержки производства и цена жизнеобеспечения у неё выше, чем в других странах, и в «нормальных условиях Россия быстро отстаёт по уровню экономики и жизни населения. После чего следует рывок ценой неимоверных усилий и напряжения всех сил». [42, с. 12]. Вот только почему для хронотронического «рывка» реформы 90-х годов привели к снижению ВВП России больше, чем наполовину [42, с.452] -непонятно. Непонятно для чего при этом был полностью ликвидирован золотой запас страны. Непонятно, почему триллионы стабфонда России работают не в

России, а на Западе. И вряд ли виноват здесь российский холод. Просто русский народ не хозяин в своей стране, а скудный символический капитал не даёт ему возможность даже понять эту простую истину.

Не холодный климат, а ущербный символический капитал заставляет русский народ восхищаться чужим опытом, так как своего он не знает, заставляет русский народ проводить на себе не им придуманные эксперименты, оплачивать, по словам Ивана Солоневича, «чудовищными жертвами бездарность генералов и трусость вождей». [43, с. 432]. Представители новомодной науки соционики пришли к выводу, что Россия никогда не догонит Америку, и не потому, что в России холодней, а потому, что соционический тип России интуитивно-этический интроверт «Тутанхамон», или «Есенин», а США - логико-интуитивный экстраверт «Джек», а «Джек» - ревизор для «Есенина» [44, с.374]. А поскольку «Есенину» «Джеком» не стать никогда», «мы никак не догоним Америку» [Там же, с.366-374]. Но соционические закономерности действуют неосознанно и непроизвольно. Включение воли да ещё с разумом может и должно поменять всё. Человек -существо мыслящее, и мыслит человек образами и символами. Великий А. Эйнштейн замечал за собой то, что «слова, так, как они пишутся или произносятся, по-видимому не играют какой-либо роли» в его механизме мышления. В качестве элементов мышления у него «выступают более или менее ясные образы и знаки». [Там, же с. 163]. Но для того, чтобы мыслить как А. Эйнштейн, надо иметь богатый символический капитал.

Таким образом, символический капитал эпохи, цивилизации или конкретного народа можно определить как совокупность парадигмальных образов, хранящихся в коллективной памяти и ставших символами, а в качестве таковых являющихся регуляторами общественного поведения. Символический капитал как равнодействующая входящих в него парадигмальных симвоволов определяет направление, темп и характер развития его обладателя.

Выводы:

1. Символический капитал - это совокупность парадигмальных образов, хранящихся в коллективной памяти и ставших символами.
2. Символический капитал как равнодействующая входящих в него парадигмальных символов определяет направление, темп и характер развития его обладателя.
3. Символический капитал не только создаётся в определённые эпохи, определёнными цивилизациями, он способствует их воспроизводству, а со временем и их смене, творя и новые эпохи, и новые цивилизации.
4. Символический капитал народа способствует его выживанию, делает его неуязвимым от вредного воздействия чуждых влияний, помогает сохранять и укреплять его самоидентификацию.
5. Символический капитал может накапливаться, но может и утрачиваться, оставляя народ или всю цивилизацию беззащитными перед разрушительными внешними воздействиями.
6. Символический капитал может безвозмездно заимствоваться одним народом у другого: из одних и тех же «кирпичей» (информационных) можно построить разные модели национального (!) символического капитала.
7. Как и любой капитал, симоволический капитал даёт его обладателю власть - символическую власть, или власть символов, «неформальную, но непреодолимую, по замечанию А. С. Панарина, власть над умами». [29, №7, с. 138].

Список литературы

1. Масаев М. В. Исторические портреты генералов Кая бей Балатукова и Амет бей Хункалова//Культура народов Причерноморья. - 1999. - №10. - С. 82-89.
2. Масаев М. В. Парадигмальные образы и символы эпох//Культура народов Причерноморья. - 2000. - №14. - С. 132-136.
3. Масаев М. В. Роль образов в интервальном подходе в философии истории//Культура народов Причерноморья. - 2001. - №22. - С. 199-205.
4. Масаев М. В. Место и роль ООН в парадигмальном образе грядущей эпохи//Международное право. - 4/2001/13. - С. 296-304.
5. Масаев М. В. Глобальные и региональные геополитические и международно-правовые последствия атлантического выбора Украины на фоне формирования парадигмального образа новой цивилизации (философско-исторический аспект)//Культура народов Причерноморья. 2004. -№48.-Т.1.-С.160-168.
6. Масаев М. В. Парадигмальный образ современной цивилизации в свете геополитических построений и концепций глобального политического прогнозирования//Культура народов Причерноморья. - 2004. - №55. - Т.З. - С. 203-204.
7. Масаев М. В. Феномен образного воплощения пространственно-временного континуума исторической рефлексии//Культура народов Причерноморья. - 2004. - №56. - Т.2. - С. 96.
8. Масаев М. В. Крест как символ парадигмального образа эпохи христианской цивилизации//Культура народов Причерноморья. - 2004. - №56. - Т. 2. - С. 96-106.
9. Масаев М. В. Черноболь как символ в контексте постижения парадигмальных образов и символов эпох (философско-исторический аспект)//Культура народов Причерноморья. 2005. - №57. - Т. 2. - С. 148-149.
10. Масаев М. В. Образ православной церкви как апокалиптической жены (в свете концепции парадигмальных образов и символов эпох и цивилизаций//Культура народов Причерноморья. - 2005. - №63. - С. 153-156.
11. Масаев М. В. Роль библейского символа в превращении русских в россиян//Культура народов Причерноморья. - 2005. - июнь. - №64. - С. 104-106.
12. Масаев М. В. Цветная политика в системе парадигмальных образов и символов эпох (философско-исторические и психологические аспекты)//Культура народов Причерноморья. -2005. - июнь. - №64. - С. 106-109.
13. Масаев М. В. Збручский идол как символ русского народа и парадигмальный образ восточнославянской цивилизации//Культура народов Причерноморья. - 2005. - №65. - С. 111115.
14. Масаев М. В. Образ Святой Руси как парадигмальный символ православной цивилизации//Культура народов Причерноморья. -2005. - №65. - С. 140-144.
15. Масаев М. В. К вопросу о роли символа в социологической науке//Культура народов Причерноморья. - №68. - С. 69-72.
16. Масаев М. В. Киев как символ мировой православной цивилизации//Культура народов Причерноморья. - 2005. - №69. - С. 219-222.
17. Масаев М. В. Борординское сражение - символ победы или поражения. К вопросу о роли символа в философии истории//Культура народов Причерноморья. - 2006. - №73. - С. 264269.
18. Масаев М. В. Формирование парадигмального образа инновационной модели образования: трудности и пути решения//Розвиток м1жнародного ствробшштства в галуз1

освгги у контекст Болонського процесу: Матер1али шжнародно! науково-практично! конференцй. Ялта (15-16 березня 2006 року): Ялта: РВУЗ КГУ, 2006. - 2006. - 244 с. - С. 8588.

19. Масаев М. В. Карл Маркс и символический интеракционизм (к вопросу о роли символа как категории философии истории)//В1сник Дншропетровського ушверситету. - 2006. -Вип.13. -С. 163-171.
20. Масаев М. В. Символизм коллективистического общества древнего мира в контексте постижения парадигмальных образов и символов эпох и цивилизаций//Культура народов Причерноморья. - 2006. - №81. - С. 110-112.
21. Масаев М. В. Троица как символ христианства и символ структуры человеческого духа в контексте постижения парадигмальных образов и символов эпох и цивилизаций//Культура народов Причерноморья. - 2006. - №82. - С. 68-71.
22. Масаев М. В. Символизм коллективистического общества средних веков в контексте постижения парадигмальных образов и символов эпох и цивилизаций//Культура народов Причерноморья. - 2006. - №85. - С. 138-141.
23. Гатальска С. М. Фшософ1я культури. Шдручник. - К.: Либ1дь, 2005. - 328 с.
24. Мормуль О. Г. Концепт памяти в полиэтнической культуре Крыма//Культура народов Причерноморья. -2007. - №108. - С. 105-107.
25. Мирович М. Генерал де Голль: Штрихи к политическому портрету. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 320 с.
26. Молчанов Н. Н. Де Голль. - М.: Изд - во Эксмо, 2003. - 512 с.
27. Брусилов А. А. Мои воспоминания. - М.: Воениздат, 1983. - 256 с.
28. Махновец JI. Про автора «Слова». Пам&ятники Украши. Кшв, 1985, №3, с.24-27.
29. Карпов В. Д. Герои «Слова о полку Игореве» и его автор. - Симферополь: АО «Елена», 1994.-320 с.
30. Прозоров JI. Язычники крещёной Руси. Посвести Чёрных лет. - М.: Яуза, Эксмо, 2006. -320 с.
31. Каганець I. В. Аршський стандарт. Украшська ¿дея епохи великого переходу. - К.: А. С. К., 2005.-336 с.
32. Ходос Э. Еврейский синдром. - Харьков: «Свитовыд», 2001. - 176 с.
33. Ходос Э. Еврейский синдром 2 54. Реальные события в мире иллюзий. - Харьков, 2002. -224 с.
34. Ходос Э. Еврейский синдром 3. Забавные протоколы сионских мудрецов. - Киев, 2002. -336 с.
35. Ходос Э. Еврейская рулетка или Пир во время Кучмы. - Харьков: Товариство "Просвир" iM.. Т. Г. Шевченка, 2002. - 110 с.
36. Ходос Э. Еврейский удар или П - дец подкрался незаметно. Монолог с петлёй на шее. -Харьков: Световид, 2003. - 232 с.
37. Ходос Э. Выбор - 2006: Между Спасителем и Антихристом или Оранжевая цель сквозь еврейский прицел. Издание второе. Дополненное. - Харьков, 2005. - 160 с.
38. Ходос Э. Еврейский фашизм или Хабад - дорога в ад. Тайный знак - чёрная метка. -Харьков, 2005.- 114 с.
39. Ходос Э. Бригада Хабада или Xi6a ревуть жиди, як ясла повш? - Харьков, 2006. - 120 с.
40. Ходос Э. У края могилы или Дикие хазарские пляски. Открытая книга Президенту Украины. - Харьков, 2006. -256 с.
41. 1стор1я зах1дних i швденних слов&ян (з давшх 4aciB до XX ст.). - Кшв: Либ1дь. - 2003. -632 с.
42. Валянский С. О Западе, который пыжился, пыжился, а Россия сама по себе/С. Валянский, Д. Калюжный. - М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Транзит-книга», 2004 - [541] с. - (Великие противостояния).
43. Солоневич И. JI. Народная монархия. - М.: издательство «РИМИС», 2005. - 472 с.
44. Кашинский С. Е. Руководство по практической соционике: 16 граней социона. - М.: ООО «Издательство «Астрель»: ООО «Издпательство ACT»: ЗАО HI 111 «Ермак», 2003. - 410 с.

Масаее М. В. Симеотчний каттал як категор&ш фиюсофи icmopii.

У cmammi розглядаетъся симеолгчний каттал у ceirrmi концепцп парадигмальних образгв i символгв епох, цивтзацш i народгв. Автор приходить до висновку, що, як i будь-який каттал, символгчний каттал надае його власнику владу - символгчну владу, або владу символгв, неформалъну, але непереборну владу над умами людей.

Ключов1 слова: образ, символ, символгчний каттал, габтус, колективна пам &ять, символгчна влада, фтософ1я культури, фтософ1я icmopii, сощалъна фiлocoфiя.

MasaevM. V. Simvolichniy capital as category ofphilosophy of history.

This article deals with the symbolic capital in the light of the conception ofparadigmal images and symbols of epochs, civilizations and peoples. The author comes to the conclusion, that like any other one the symbolic capital gives a power to his holder - the symbolic power, the power of symbols, informal, but insuperable power over the people&s minds.

Поступило в редакцию 16.10.2007

образ символ символический капитал габитус коллективная память образ символ символічний капітал габітус колективна пам’ять
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты