ИСТОРИОГРАФИЯ. МЕМУАРЫ. ПУБЛИКАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ / HISTORIOGRAPHY. MEMOIRS. UNPUBLISHED DOCUMENTS
Серия «История»
И З В Е С Т И Я
Иркутского государственного университета
УДК 281.93(57.56)(091):930.1
Русская православная церковь в Якутском крае в отечественной историографии (XVII - нач. ХХ в.)
И. И. Юрганова
Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН, г. Якутск
Аннотация. Представлены обзор и краткий анализ литературы, посвященной деятельности Русской православной церкви в Якутском крае, с дореволюционного периода до современных авторов. Приведены точки зрения исследователей по вопросам распространения и утверждения православия. История церкви в Якутии рассматривается как процесс интеграции в общероссийское государственное пространство. По мнению автора, в настоящее время не имеется научного опыта комплексного изучения и анализа деятельности Русской православной церкви в Якутии, тогда как историографический потенциал предоставляет возможность объективного и всестороннего исследования истории православия на территории Якутской окраины, в том числе ее цивилизацион-ной составляющей как основного интегратора края в общероссийское государственное пространство.
В истории Российского государства христианская религия играла важную роль и оказала значительное влияние на социально-экономическое, политическое и духовное развитие общества. Православная церковь в России всегда шла рука об руку с государством, являясь на разных этапах истории его партнером или орудием [81, с. 3].
В аспекте регионального моделирования рассмотрение влияния Русской православной церкви как значимого участника интеграции региона в состав Русского государства актуально как в контексте политической, социально-экономической и культурной истории Якутии, так и в целом российской истории. Опыт истории церкви в Якутии дает возможность расширить научное представление об интеграции отдаленных регионов империи в выполнение общегосударственных, общеимперских задач на путях лояльности и солидарности с основными ценностями ментальности коренных народов, проживающих на этих территориях.
Православие стало одним из основных средств интеграции этносов якутского региона в общероссийскую социально-экономическую структуру в процессе межцивилизационного взаимодействия. В национальных регионах Российской империи цивилизованная поляризация проходила по линии социальных групп, но в условиях Якутии, при незначительности влияния крестьянства и чиновничества, деятельность духовного сословия представляется основным цивилизационным вектором включения региона в состав русского государства.
В настоящее время, когда Русская православная церковь является одним из атрибутов общественной жизни, актуальным и возможным представляется изучение вопросов взаимоотношения власти и религии, религии и государственных интересов, выявление их влияния на развитие общества. Учитывая, что Якутия составляет неотъемлемую часть России, исследование ее истории невозможно без учета общероссийских факторов.
Изучение народов северо-востока России - особый раздел отечественной науки. Уникальный по своим климатическим условиям, природным ресурсам, этнокультурному разнообразию регион давно стал объектом внимания ученого сообщества. Усилиями отдельных исследователей, участников многочисленных экспедиций, членов различных обществ и учреждений создана научная литература, освещающая его историческое прошлое.
Включение Якутского края в сер. XVII в. в состав Российской империи привело к распространению здесь российской государственно-правовой системы, в том числе и государственного православия. История церкви и духовенства всегда привлекала внимание исследователей; их труды, основанные на анализе российского законодательства и обширных фактических данных, содержат историю православного духовенства: разработан ряд периодизаций истории церкви и концепций ее развития, определено место церкви в истории России. В работах дореволюционного времени авторы обращались к некоторым аспектам церковной истории сибирского региона и, используя фактический материал, приводили статистические данные, изучали персоналии высших иерархов сибирского духовенства и отдельные вопросы развития церкви [11; 14; 22, 34; 39; 51; 79]. Так, в сочинениях Архиепископа Иркутского и Нерчинского Вениамина (Благонравова) рассмотрены обязанности государства и правовое обеспечение обращения инородцев в христианскую веру [9]. Т. А. Догуревич в книге «Свет Азии: распространение христианства в Сибири...» (главы IV и V) отмечал, что «Восточная Сибирь - это особый мир, вполне достойный тщательного изучения», и рассмотрел языческие верования якутов и начало миссионерской деятельности в крае [15]. Профессор Казанской духовной академии И. М. Покровский в двухтомном труде «Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы» приводит сведения по истории Иркутской епархии, в состав которой в 1731-1852 гг. входил Якутский край (в церковно-административном отношении) [54]. Заметим, что в трудах Покровского и других авторов предлагаемая для исследования тема затронута фрагментарно, в основном на уровне изложения отдельных фактов.
В XVIII в. Восточная Сибирь становится объектом внимания Российской академии наук, и в трудах исследователей этого научного центра имеются упоминания о внешнем восприятии христианства и приверженности коренного населения к традиционным верованиям [27, с. 157-162, 164; 26, с. 32-41, 43, 44].
В конце XIX - нач. ХХ в. создана историография, посвященная изучению региона, разработанная трудами ссыльных, которые в том числе описывали верования местного населения и его отношение к государственной религии [40; 49; 68; 80; 86]. В. Ф. Трощанский отмечал слабость христианской пропаганды среди якутов, представляющую собой «странную смесь крайнего языческого суеверия и христианского индифферентизма» [80, с. 122]; оригинальные наблюдения о взаимоотношениях священников и местного населения содержатся в книге И. А. Худякова [86, с. 85-86].
Духовным ведомством Иркутска и Якутска были изданы брошюры о деятельности якутских епархиальных архиереев и их поездках «для обозрения приходов», содержащие описания храмов, богослужений и взаимоотношений клира и паствы [41; 52; 53; 57; 85; 71-76]. В 1910 г. в Иркутске был опубликован сборник статей якутского священника Г. М. Попова «В Якутской глуши», который позволяет составить представление о приходской жизни в начале ХХ в. [56].
Первым специальным изданием, посвященным истории православия в Якутском крае, стал труд выпускника Казанской духовной академии Г. А. Попова, в котором была предпринята попытка дать объективную характеристику деятельности Русской православной церкви в Якутии. Отмечая просветительскую роль христианства, автор вместе с тем указывал и на злоупотребления, допускаемые священно- и церковнослужителями, отмечал, что архиерейские визиты являлись тяжелым бременем для населения, подробно описывал все льготы и привилегии, предоставляемые при крещении в православную веру, позволяющие миссионерам значительно увеличивать численность обращенных в христианство [55].
Из числа изданий советского периода, когда в науке было закреплено негативное отношение к православию вообще, представляет интерес монография Н. М. Никольского «История русской церкви», выдержавшая многократные переиздания и корректировки [47]. Автор рассматривает историю церкви с точки зрения развития политических интересов государства. С. А. Токарев, изучавший социальный строй якутов XVI-XVIII вв., отмечал прогрессивный характер христианизации, связывая ее прежде всего с развитием земледелия в крае [77; 78]. Исследователь колониальной политики в Ленском крае О. В. Ионова указывала, что «крещение якутов регулировалось правительством», и отмечала, что «якуты сопротивлялись крещению, так как видели в нем закрепление их в рабство» [31, с. 49, 60].
В трудах Г. П. Башарина, основной темой которых были социально-экономические отношения в дореволюционной Якутии, имеются лишь упоминания о церковном землевладении [4; 5]. Отдельные факты по истории православия содержат также обобщающие труды по истории Якутии [29; 30].
Впервые вопросы практики землеустройства и землепользования церковных земель, численность и состав духовенства были рассмотрены в трудах
Ф. Г. Сафронова, изучавшего крестьянскую колонизацию и русское население Якутии [63-67]. Отдельная глава в его работе «Крестьянская колонизация бассейнов Лены и Илима в XVII в.» посвящена церковно-служилому землевладению. В фундаментальном издании «Русские крестьяне в Якутии (XVII - нач. ХХ в.)» ученый воссоздает историю Якутского Спасского монастыря: становление монастырского земледелия, финансовое положение обители, его внешний облик. На основе широкого круга источников Сафронов изучил деятельность служилых людей, упоминая, в том числе, и ружников (духовенство). В специальной работе Сафронова «Православное христианство в Якутии» рассмотрена история распространения христианства в Якутии, сформировано представление о строительстве церквей, создании церковно-приходских школ, опубликованы материалы о ведении богослужения на якутском языке.
В трудах В. Н. Иванова, в контексте включения северо-востока Азии в общероссийский исторический процесс, приведены точки зрения исследователей на христианизацию народов, населявших данную территорию, введены в историографию имена священников-миссионеров Д. И. Хитрова и А. И. Аргентова [26, с. 150-152]. В работах В. Ф. Иванова опубликованы челобитные, свидетельствующие о государственной политике по распространению православия [27, с. 176-177; 30].
В 1970-1980-х гг. история православной церкви, в том числе и в восточных регионах России, становится объектом внимания исследователей [58; 59]. Авторы сборника «Русское православие: вехи истории» (ред. А. И. Клибанов и др.) осветили круг проблем русского православия и, кроме прочего, отметили, что история церкви «остается одной из наименее разработанных областей советской историографии». Отдельная глава сборника посвящена миссионерской деятельности церкви на окраинах империи. В трудах Н. Д. Зольниковой по исследованию сибирской приходской общины, процессам социальной эволюции духовного сословия сформулирована типология сибирского прихода [23; 24].
В работах Е. С. Шишигина, посвященных христианизации народов Якутии, отмечается, что православие не оказало серьезного влияния на мировоззрение народов, населявших Якутский край. Вместе с тем ученый ввел в научный оборот новые, ранее не известные науке источники, занимался изучением и популяризацией деятельности митрополита Иннокентия (Вениаминова) [88-90].
Изменившиеся приоритеты российского общества и возможность объективной оценки опыта государственной политики способствовали повышению исследовательского интереса к истории Русской православной церкви [25; 46; 60; 70; 83]. Среди литературы, авторы которой вводят новые виды источников (церковную печать, метрикацию и др.), изучают различные аспекты православия в Сибири и на Дальнем Востоке (миссионерскую деятельность, строительство храмов и землепользование), следует отметить работы О. Е. Наумовой,
A. В. Дулова, Н. В. Куликаускене, П. П. Петрова, О. Д. Якимова, А. П. Николаева, С. И. Бояковой, А. Маджарова и Е. Мамченко, И. Н. Калининой,
B. А. Овчинникова, Ю. Ю. Гизей, А. М. Адаменко, О. В. Бураевой и др. [16-18; 36; 43; 44; 50; 95 и др.]. Опубликованы обобщающие труды по истории края,
содержащие сведения о распространении христианства, авторы которых, в частности, отмечали, что «к концу XIX в. Сибирь уже являлась одной из наиболее православных территорий (почти 87 %)», и что православие было основным звеном, цементировавшим целостность мира России - Евразии» [2; 82; 96].
Свой вклад в разработку темы внесло современное поколение исследователей, в диссертационных работах освещающих историю православия в Зауралье [21], Западной Сибири [19; 30], Северо-Восточной Азии [8], Прибалькалье [62], Забайкалье и Бурятии [42; 87], на Дальнем Востоке [33] и др.
В 2000 г., при участии Якутской христианской общины православного братства во имя святителя Иннокентия Московского, был издан труд «Преосвященный Дионисий - апостол Якутии», основу которого составило издание И. П. Барсукова (1902) «Памяти Дионисия, епископа Якутского и Вилюйско-го», содержащее описание жизнедеятельности первого епископа Якутского и Вилюйского и публикацию его переписки с архиепископом Иннокентием (Ве-ниаминовым), предоставляющие возможность составить представление о деятельности духовного сословия Якутии в сер. XIX в. [3].
Епархиальное управление, деятельность Якутской духовной консистории и епархиальных архиереев, храмостроительство и миссионерская работа в Якутии рассмотрены в монографиях и статьях И. И. Юргановой: на основании данных источников установлено количество храмов и численность духовных лиц, источники финансирования и деятельность духовного сословия по ведению церковного учета и метрикации [91-94].
Изучение научной литературы по заявленной теме, при безусловном признании значимости вклада указанных авторов, дает основание сделать вывод, что все исследователи, независимо от их методологических установок и конфессиональной принадлежности, признавали вклад православия в развитие народов Якутского края. Привлеченный разнообразный материал позволил обобщить отдельные этапы истории православия в крае (Шишигин, Наумова, Юрганова) и выделить некоторые направления деятельности РПЦ (Сафронов, Попов, Чертков, Петров, Харченко, Николаев и др.). В настоящее время отсутствуют целостное, комплексное изучение и анализ деятельности Русской православной церкви в Якутии, тогда как историографический потенциал и значительный объем источников предоставляют возможность объективного и всестороннего исследования истории православия на территории якутской окраины, в контексте теории имперского регионализма, цивилизационной составляющей деятельности РПЦ в условиях Якутского края как основного интегратора региона в общероссийское государственное пространство [12; 13; 61; 70].
Кроме того, объективная оценка роли и места православия в жизни народов Якутии в период XVIII - нач. ХХ в., его присутствие и осознание в мен-тальности населения актуальны и в связи с его произвольной, не подтверждающейся историческими источниками трактовкой, имеющей место быть в некоторых современных трудах [20].
Список литературы
B. В. Алексеев, Е. В. Алексеева, К. И. Зубков, И. В. Побережников ; Ин-т истории и археологии Уро. - М., 2004. - С. 170-171.
Russian Orthodox Church in Yakutsk Region in the National Historiography (XVIIth - the Early ХХШ Centuries)
I. I. Yurganova
Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North SB RAS, Yakutsk
Abstract. The author overviews and analyzes the literature on activities of the Russian Orthodox Church in Yakutia from the pre-revolutionary period to the contemporaneity. The researchers& viewpoints on the expansion of the Orthodox Christianity are considered. The history of the Russian Orthodox Church in Yakutat is examined as the process of integration in the All-Russian state space. The author suggests there are no complex research and analytical works on the Russian Orthodox Church&s activities in Yakutat. Whereas, historiographical potential of the research works enables objective and comprehensive study on the history of the Orthodox Christianity in Yakutia, including its civilizational component as the main integrator of Yakut territory into the Pan-Russian state space.
Юрганова Инна Игоревна
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук (ИГИ и ПМНС СО РАН) 677009 Республика Саха (Якутия) г. Якутск, ул. Петровского, 1 тел.: 8(924)66-08-103 e-mail: inna.yurganova@mail.ru
Yurganova Inna Igorevna
Candidate of Sciences (History), Senior Research Assistant Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North SB RAS 1, Petrovsky st., Yakutsk, the Republic of Sakha (Yakutia), 677009 tel.: 8(924)66-08-103 e-mail: inna.yurganova@mail.ru