Спросить
Войти

РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРСКОГО КРАЯ В 1939 - 1953 ГГ

Автор: указан в статье

УДК 94/99; 37 (091); 37 (092)

РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРСКОГО КРАЯ

В 1939 - 1953 ГГ.

© 2019 В. Е. Дурноглазов

аспирант третьего года обучения исторического факультета e-mail: durnoglazojf@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье рассматривается система народного образования Курского края в конце 1930-х - начале 1950-х гг. Описана политика в отношении школы местных партийных и советских органов, состояние народного образования Курской области в годы Великой Отечественной войны, школьная политика гитлеровцев, а также восстановление образовательной системы региона после окончания войны. Показаны позитивные моменты и недостатки в системе среднего образования в советское время.

Накануне Великой Отечественной войны в Курской области система образования сделала огромный рывок в своем развитии. В ней, как и в РСФСР в целом, было введено всеобщее начальное образование, намечался переход ко всеобщему семилетнему, а в городах - ко всеобщему среднему образованию. Если в 1914 г. в Курской губернии было лишь 1 270 школ всех типов, то в 1939 г. в области насчитывалось 3 507 школ, в том числе 173 средних и 3 336 семилетних, в которых обучалось 5 834 000 человек. Если в начале XX в. Курская губерния занимала по уровню грамотности лишь 43-е место среди всех 50 губерний Российской империи, то к 1937 г. неграмотность в регионе была практически полностью ликвидирована [1].

Однако поступательное развитие народного образования в Курской области было прервано началом Великой Отечественной войны. Перестройка на военный лад системы народного образования была обоснована в начале июля 1941 г. в совместном обращении Наркомпроса РСФСР и профсоюзов сферы образования «Ко всем работникам просвещения РСФСР», а также в обращении В.П. Потемкина (наркома просвещения РСФС) к учащимся. В своем приказе от 2 августа 1941 г. Наркомпрос РСФСР рекомендовал во всех учебных заведениях, предприятиях и учреждениях народного образования немедленно организовать группы самозащиты. 5 июля 1941 г. Ф.С. Максименко (заведующий Курским областным отделом народного образования) издал приказ, в котором потребовал немедленно организовать во всех школах Курской области кружки по подготовке учеников к противовоздушной обороне и сдаче норм противовоздушной и противохимической обороны, ГТО [2]. Занятия кружков рекомендовалось проводить днем для учащихся начальной школы, а для 5 - 10 классов - в вечернее время. Однако в большинстве образовательных организаций области наблюдалось легкомысленное отношение к мероприятиям по подготовке учащихся к противовоздушной обороне. Во многих школах Михайловского, Пристенского, Грайворонского, Льговского, Кривцовского, Хомутовского районов, а также в некоторых школах Курска подготовка учащихся к противовоздушной и противохимической обороне выполнялась крайне неудовлетворительно. Поэтому приказ областного отдела народного образования от 2 августа 1941 г. «Об обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне» обязал всех заведующих районных и городских отделов народного образования обеспечить охват

противовоздушной подготовкой учащихся всех школ Курской области и закончить минимум по ней к 10 августа. 2 июля 1941 г. на заседании Курского обкома ВКП (б) было заслушано письмо педагогического коллектива школы №3 города Курска. Ее учителя в ответ на нападение гитлеровцев на СССР приняли решение немедленно прекратить отпуск и начать подготовку к учебному процессу. Президиум Курского облисполкома постановил обсудить на профсоюзных собраниях это письмо, рекомендовал вернувшимся из отпуска педагогическим работникам вести работу по подготовке школ к новому учебному году и работу с оставшимися на осень учениками [3]. Особенно активное участие в подготовке образовательных организаций к новому 1941/42 уч. г. принимали курские комсомольцы. Они взяли на себя инициативу в поиске помещений для учебных занятий, проведении их своевременного ремонта и обеспечении оборудованием и необходимыми учебными пособиями. Комсомольский актив добился привлечения к этой работе предприятий местной промышленности, артелей, мастерских, технических и юннатских станций [4].

Перестройка на военный лад включала и деятельность, связанную с более экономным расходованием средств, предназначенных на нужды образования. Поэтому 22 августа 1941 г. была закрыта заочная школа взрослых, областной методический кабинет школ взрослых, а также кабинет политпросветработы. 25 августа были поставлены на консервацию Областная техническая станция и Станция юных натуралистов [5]. Но даже в этих крайне тяжелых условиях был проведен ремонт школьных зданий, заготовлено топливо на зиму, приобретены необходимые учебники и учебные пособия на 1941 / 42 уч. г. Сложности в этой работе обострялись нехваткой учителей в связи с тем, что многие из них ушли на фронт, а также передачей значительной части школьных помещений под госпитали и призывные пункты. Поэтому занятия во многих школах велись в две или в три смены. Характерной особенностью школ тех лет было сочетание учебной и трудовой деятельности учителей и школьников, а также их непосредственное участие в работах оборонного характера. 12 июня 1941 г. в соответствии с обращением Обкома профсоюза работников просвещения были созданы курсы по подготовке красных медсестер и санитарных дружин, к которым привлекались ученики старших классов [6].

Первый военный учебный год в школах Курской области начался в основном организованно и своевременно, хотя и проходил в тяжелых условиях. В тех районах, где школьники помогали колхозам в уборке урожая, занятия были отсрочены. Так, в Малоархангельском районе младшие классы приступили к занятиям 1 сентября, а учащиеся 5-10 классов - 1 октября. Посещаемость была не на высоком уровне. В том же районе в младших классах она составляла 76%, но 5 сентября несколько поднялась и составила 82%. В других школах она составляла от 69 до 73%.

В сентябре 1941 г. в связи с приближением линии фронта к границам Курской области началась массовая эвакуация из нее. 6 сентября вышло распоряжение Совета по эвакуации при СНК СССР «Об эвакуации из города Курска в Удмуртскую АССР учебных заведений и областной библиотеки». 5 сентября началась эвакуация Курской школы глухонемых, а 9 сентября были эвакуированы дети, учащиеся в Льговской школе глухонемых. Из областного центра были вывезены педагогический и медицинский институты, техникум паровозного хозяйства и спецшкола ВВС №4. Эвакуировались и школы. Из Курска выбыло в ходе эвакуации 20 директоров школ, 12 завучей, 286 учителей [7]. В связи с эвакуацией значительная часть детей оказалась вне школы. Только по Курску их насчитывалось 1 928 человек. В Белгородском, Льговском, Кривцовском, Рыльском районах школы не посещали 500 человек, в основном учащиеся 5-10 классов [8].

17 сентября 1941 г. ЦК ВКП (б) принял постановление, в котором была обоснована необходимость начать обучение сельхозработам всех школьников СССР. После плодотворной работы по выполнению данного постановления учителя и школьники города Ирбита Свердловской области обратились ко всем учителям и школьникам СССР развернуть Всесоюзное социалистическое соревнование школ по сельскохозяйственным работам. Делом откликнулись на призыв ирбитцев учителя и школьники Чернянского района Курской области, обратившиеся с призывом к преподавателям и учащимся неоккупированных районов области, развернуть социалистическое соревнование школ на сельскохозяйственных работах. Бюро Курского обкома ВКП (б) в июне 1942 г. одобрило эту инициативу и предложило райкомам партии и райисполкомам обсудить обращение школьной общественности Чернянского района на собраниях учителей и учащихся [9].

В результате реализации данного обращения в Старооскольском районе все школьники были прикреплены к колхозам и совхозам, а учащиеся 6-10 классов разделены по бригадам и звеньям. Ученики Новооскольского района не только упорно учились, качественно трудились в колхозах, но и активно участвовали в общественной жизни. Они собрали подарки для жителей тех районов области, которые к тому времени удалось освободить от оккупантов, а также средства на постройку танка «Курский школьник». С предложением о строительстве этого танка на средства учащихся выступили ученики Старооскольсского района. Инициативу подержали школьники всех не оккупированных к тому времени районов области. В середине мая 1942 г. они внесли в фонд постройки «Курского школьника» свыше 89 000 рублей. Особенно хорошо проходил сбор средств в школах Старооскольского района, собравших 1 792 рубля, Новооскольского - 9 997, Уразовского - 7 195, Чернянского -7 000, Волоконского - 5 792 рубля. Ученики одной только Валуйской школы внесли на постройку танка 3 030 рублей.

Тяжелое время для народного образования Курского края настало после захвата области гитлеровскими захватчиками (ноябрь 1941 г.). Образовательная политика оккупантов носила ярко выраженный колониальный характер. Население нашей области рассматривалось гитлеровцами как низкоквалифицированная рабочая сила, основным предназначением которой являлось производство для Германии необходимой продукции и сырья. Образование местного населения ограничивалось рамками начальной школы. Советские учебники и школьные программы были повсеместно запрещены. Школьникам рекомендовалось читать газету «Курские известия», наполненную материалами фашистской пропаганды. Этот материал использовался и для развития техники чтения, и для устной речи, и для грамматических упражнений. В целом такая политика оккупантов, направленная на резкое понижение образовательного уровня населения оккупированных районов и отравление сознания учащихся ядом фашистской идеологии, привела к тому, что резко понизилось качество знаний учеников школ. За годы оккупации в Курской области гитлеровцами и их пособниками было разрушено 800 школ, 32 детских сада и детских дома, уничтожено до 80 % школьной мебели, полностью уничтожено оборудование школьных кабинетов. Значительная часть курских учителей, работавших в школах региона до войны, либо погибли на фронте, либо были целенаправленно уничтожены фашистами. Ущерб образовательным учреждениям районов области составил 82 244 923 рублей, а образовательным организациям города Курска - 30 914 314 рублей [10].

Сразу же после освобождения Курской области от гитлеровцев в 1943 г. началось восстановление образовательной системы региона. Согласно постановлению Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйств в районах, освобожденных от немецкой оккупации»

при Госплане СССР было создано Управление по восстановлению хозяйства освобожденных районов, а при Совете народных комиссаров - Комитет по восстановлению. В данном постановлении кроме восстановления промышленности, сельского хозяйства и транспорта также предусматривалось восстановление учреждений народного образования. Были значительно увеличены бюджетные ассигнования на восстановление разрушенных и сооружение новых школьных зданий. Только из бюджета РСФСР на эти и другие нужды школ освобожденных районов было выделено около 1 млрд рублей. Курский областной отдел народного образования под руководством Ф.С. Максименко разработал инструкцию по восстановлению народного образования в районах, освобожденных от немецко-фашистской оккупации [11].

Серьезной проблемой было осуществление в школах Курской области всеобуча. Немало детей из-за отдаленности школ, особенно семилетних и средних, плохого материального положения не могли посещать школу. Так, по плану в 1943/1944 уч. г. должно было обучаться 438 000 учащихся, а фактически обучалось 418 163 школьника, то есть 19 837 детей не были охвачены обучением. В этой связи областной отдел народного образования обратился с призывом к комсомольским и общественным организациям, а также к родителям усилить работу по привлечению детей в школу, наладить учет школьников и оказать бедствующим семьям помощь [12].

С 1945 г. Курский городской отдел народного образования стал организовывать бригады из представителей органов народного образования, районных комитетов ВЛКСМ и членов родительских комитетов по проверке охвата всеобучем каждой школы, посещаемости учеников, изучения причин непосещаемости школы каждым ребенком, выявлению остронуждающихся детей для оказания им помощи через городской отдел народного образования, отделы гособеспечения и уличкомы [13]. Проводился строгий учет учащихся, подлежащих обучению в 1945/46 уч. г. От учителей и классных руководителей требовали не оставлять без внимания ни одного пропуска со стороны учеников, нарушение ими дисциплины, а также невыполнение уроков [14].

Изменилась и система обучения. С 1943 г. постановлением ЦК ВКП(б) в школах вводилась пятибальная система оценки знаний учащихся. От учеников требовалось не только знание теоретического материала, но и умение его применения на практике. Также в курских школах были введены «Правила для учащихся», способствующие укреплению дисциплины школьников, повышению их успеваемости и улучшению санитарного дела. Преподавались следующие предметы: русский язык, литература, математика, физика, история и конституция СССР, естествознание, география, иностранные языки и обществоведение. В целях воспитания у учащихся патриотизма в ряде школ организовывались историко-литературные вечера. В Курской спецшколе ВВС № 4 работал школьный лекторий на тему «Наши великие соотечественники». Летом с детьми организовывались походы, экскурсии, костры, школьные праздники, спартакиады, физкультурники, отдых в пионерских лагерях. С учащимися в школах систематически проводились политинформации, на которых детей знакомили с текущей политикой СССР, героизмом советских людей на производстве и на фронте, а также встречи с участниками Великой Отечественной войны, передовиками сельского хозяйства, стахановцами, героями тыла. С учениками 7-10 классов проводилась допризывная военная подготовка. Особое внимание обращалось на воспитательную сторону каждого урока, проводились беседы о важнейших событиях из военного прошлого нашей Родины и о Красной армии [15].

В условиях военного времени и в первые послевоенные годы большое внимание уделялось физкультурной подготовке допризывной молодежи и школьников. В школах организовывали гимнастические, стрелковые, шахматно-шашечные и другие секции.

Традиция борьбы за здоровье и физическое развитие учащихся в Курской области проявилась и в военное лихолетье, и в послевоенный период. Под руководством учителей физкультуры тысячи школьников участвовали в 1945 г. в комсомольских кроссах, колхозных лыжных соревнованиях, строевом смотре и т. д. В 1940-1950-е гг. в школах Курского края работали 150 гимнастических, 224 легкоатлетических, 12 лыжных секций, 54 секции штыкового боя, 166 секций спортигр [16].

Одной из проблем было повышение квалификации учителей. В 1943 г. среди курского учительства лишь 10,4% имело высшее образование. Сразу же после освобождения области от немецких оккупантов возобновили свою работу Курский институт усовершенствования учителей и педагогический институт. В результате самоотверженной работы их сотрудников началу 1944/1945 уч. г. было подготовлено более 500 молодых учителей, столь необходимых для восстановления народного образования области [17].

К 1945 г. была полностью восстановлена довоенная сеть учебных заведений Курской области. В соответствии с решением исполнительного комитета Курского областного совета депутатов трудящихся от 24 мая 1948 г., в области с 1948/49 уч. г. началось осуществление всеобщего обучения детей в объеме 7-летней школы. В 3 415 школах региона обучалось 507 141 детей и подростков, в том числе в 1-4-х классах 377 329, в 5-7-х классах - 116 314 и в 8-10-х классах - 13 498 человек. Число школьников в 1948/49 уч. г. увеличилось по сравнению с 1947/48 уч. г. на 55 952 человека, более чем на 35 000 человек возросло количество учащихся 5-7-х классов. На 1 сентября 1950 г. количество обучающихся составило 550 161 человек (на 22,5% больше, чем в 1945/46 уч. г.) [18]. А отсев учеников составлял лишь 0,87 %. В целях осуществления обязательного семилетнего всеобуча исполнительный комитет Курского областного совета депутатов трудящихся своим решением от 2 сентября 1949 г. обязал местные органы власти провести «сплошную проверку правильности и точности учета детей и подростков, подлежащих всеобучу». В большинстве районов области это мероприятие было осуществлено в срок, что позволило привлечь в образовательные организации почти всех детей школьного возраста. В целом же на основе вышеперечисленных фактов, можно сделать вывод о том, что благодаря целенаправленной работе местных органов власти и органов управления народным образованием, к 1950 г. в основном была решена проблема огромного отсева обучающихся в образовательных организациях Курской области. В 1951 г. в Курской области действовало 3 225 школ. Из них: 2 354 начальных, 770 неполных средних, 101 средняя, в которых работало 16 702 учителя [19].

Однако народное образование Курской области в послевоенные годы сталкивалось со множеством проблем и недостатков. Проверки Курского городского отдела народного образования показывали, что во многих образовательных учреждениях оценки обучающихся не соответствуют их реальным знаниям, а также то, что в ряде случаев инспектора районных отделов народного образования проводили проверки школ формально, скрывая реальные недостатки. Например, в 1952 г. районная проверка школы № 4 г. Курска показала, что программный материал по всем темам был закреплен и пройден. Однако это не соответствовало действительности: при повторной проверке работниками городского отдела народного образования выяснилось, что не была до конца пройдена программа по немецкому языку в 7-10-х классах, вследствие чего перевод этих обучающихся в следующие классы оказался невозможен. Поэтому занятия в этой школе продлевались до осени. Некоторые педагоги допускали в своих объяснениях учащимся неправильные толкования по отдельным темам. Преподавание многих дисциплин страдало сухостью, отвлеченностью, отсутствием применения всяких средств наглядности, что

неудовлетворительно сказывалось на качестве знаний обучающихся. Так, например, по итогам третьей четверти 1949/50 уч. г. из 9 963 учащихся школ Курска количество успевающих составило 8 140 человек, неуспевающих - 1 417, не было аттестовано 409 учеников. Особенно низкий уровень успеваемости наблюдался в неполной средней школе № 1, где из 723 учеников не успевало 116 и не было аттестовано 32 школьника. В средней школе № 42 из 571 учащихся не успевало 99, не аттестовано 28 учеников, в средней школе № 10 из 435 учеников не успевало 78, не аттестовано 33 школьника. Наблюдался огромный отсев детей из образовательных организаций. В 1945/46 уч. г. из школ Курской области выбыло 58 836 детей и подростков. Крайне неудовлетворительно выполнялся закон о всеобуче в Воловском, Верхнелюбажском и Свободинском районах [20]. Как и в годы войны, основными причинами отсева учащихся были плохое материальное положение семей, вынужденная работа в колхозах и на производстве, болезни, отдаленность школ и отсутствие интернатов. Хуторская система поселения в Курской области создавала немало трудностей для перехода к семилетнему всеобучу. По причине отдаленности семилетних и средних школ от места жительства детей в 1949/50 уч. г. не все школьники посещали 5-7 классы. Проблемой тех лет было несовершенство образовательных программ и учебников, изданных до 1949 г. [21]. В частности, программы по истории не сумели правильно разрешить проблему связи истории СССР и всеобщей истории. Серьезной переработки требовали многие учебники по физике, географии, литературе и другим предметам. Была высокая неуспеваемость школьников по таким предметам, как русский язык, математика, иностранные языки. В некоторых школах из учебных планов изымались отдельные темы или даже целые предметы [22].

1. Государственный архив Курской области (далее ГАКО). Ф. Р - 2647. Оп. 5. Д. 1. Л. 23 .
2. ГАКО. Ф. Р - 4006. Оп. 2. Д. 202. Л. 15.
3. ГАКО. Ф. Р - 3322. Оп. 38. Д. 26. Л. 72.
4. ГАКО. Ф. Р - 4006. Оп. 2. Д. 199. Л. 53.
5. ГАКО. Ф. Р - 3325. Оп. 2. Д. 209. Л. 5.
6. ГАКО. Ф. Р - 3325. Оп. 2. Д. 295. Л. 2.
7. ГАКО. Ф. Р - 4006. Оп. 2. Д. 199. Л. 30.
8. ГАКО. Ф. Р - 4006. Оп. 2. Д. 198. Л. 43.
9. ГАКО. Ф. Р - 4006. Оп. 2. Д. 202. Л. 32-34.
10. 10) ГАКО. Ф. Р. - 2647. Оп. 12. Д. 43. Л. 12.
11. 11) ГАКО. Ф. Р - 2647. Оп. 5. Д. 241. Л. 34-50.
12. 12) ГАКО. Ф. Р - 4006. Оп. 2. Д. 202. Л. 15-20.
13. 13) ГАКО. Ф. Р - 4006. Оп. 2. Д. 213. Л. 37-42.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА ШКОЛЫ ГОРОДСКОЙ ОТДЕЛ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАРКОМПРОС РСФСР КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты