Спросить
Войти

Независимость Шотландии: мифы и реальность

Автор: указан в статье

ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 325.8

Е.В. Миклухо

студент, кафедра «Экономика и управление в машиностроении», Арзамасский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева»

И.А. Субботина

канд. ист. наук, доцент, кафедра «Экономика и управление в машиностроении», Арзамасский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева»

НЕЗАВИСИМОСТЬ ШОТЛАНДИИ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация. Статья посвящена актуальности вопроса на самоопределение народов и наций на примере Шотландии. Освещены исторические предпосылки независимости, меры, способствующие самоопределению, реальный политический процесс проведения референдума.

E.V. Mikluho, Arzamas Polytechnic Institute (branch) Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alexeev

I.A. Subbotina, Arzamas Polytechnic Institute (branch) Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alexeev

THE INDEPENDENCE OF SCOTLAND: MYTHS AND REALITIES

Abstract. This article is devoted to the issues of self-determination of peoples and nations on the example of Scotland. The historical backgrounds of independence, a real political process of the referendum are touched on and noted in this article.

Политические события 2014 года поставили ученых, политиков и общественность в условия необходимости решения непростой задачи: реального воплощения принципа свободы нации на самоопределение. Сразу несколько европейских наций открыто высказались об их желании отделиться от существующих держав. Поэтому изучение вопросов независимости народов является, несомненно, весьма актуальным. Шотландия, Каталония и Крым - те территории, которые в настоящем году открыто заявляли об их стремлении к независимости и предпринимали определенные шаги к реализации этого желания. Предметом данного исследования был выбран вопрос о независимости Шотландии, всенародное голосование по которому было проведено 18 сентября 2014 г.

Стремление к независимости у шотландцев имеет весьма серьезные исторические корни. До начала XVIII века это было самостоятельное государство с собственным законодательством и порядком управления (хотя главой государства и считался монарх Англии), культурными традициями и ценностями. Подписанный в 1707 году Акт об Унии официально признавал Шотландию частью Великобритании, а все законы, противоречащие его нормам, не имели законной силы. Документ, тем не менее, признавал равенство прав лордов обеих наций, законность особой юридической системы Шотландии, отменял действие части английских налогов на присоединенных территориях [1].

Объединение отразилось на шотландской идентичности - началась ассимиляция англичанами и колониальными народами. Однако в самой Шотландии идеи независимости поддерживались наряду с шотландским (гэльским) языком (хотя согласно Акту об образовании от 1872 года, он был фактически запрещен). В середине ХХ века появились первые открытые шаги, ведущие к самостоятельности Шотландии. Положительные результаты референдума 1979 по вопросу о создании местного парламента не получили реального воплощения. Однако спустя всего восемнадцать лет, в 1997 году, на всенародном опросе 75% жителей Шотландии высказались за необходимость собственного парламента, а в 1998 году указом королевы шотландский парламент был создан [2]. Учитывая унитарную форму территориального устройства Королевства Великобритания, эту меру можно считать серьезной уступкой со стороны государства, небольшим движением к федерализму. По данным переписи населения Шотландии и Великобритании 2001 года наблюдалось 11-ти процентное сокращение численности носителей по сравнению с 1991 годом, следовательно, шотландский язык находился в серьезной опасности. Поэтому в 2005 году был подписан документ, по которому гэльский язык приобретал статус официального в Шотландии и была открыта первая средняя школа, где обучение ведется исключительно на шотландском языке [3].

С появлением на политической арене человека, активно выступающего за независимость Шотландии, Алекса Салмонда (занимающего посты лидера Шотландской Национальной партии и с 2007 года первого министра Шотландии), сепаратизм нации усилился. Анализ данных по возможностям экономической успешности нового независимого государства дает право утверждать, что у Шотландии были бы все шансы на динамическое развитие. Она «обладает большими запасами нефти и природного газа в Северном море, на её долю приходится 85% нефтяных месторождений Великобритании. В Шотландии находятся бассейны каменного угля, простирающиеся цепочкой от западного до восточного края Средне-Шотландской низменности. Объём запасов угля оценивается в 13,5 млрд тонн. В морях Шотландии водится 250 тысяч видов рыб» [4]. Однако зная об экономической стабильности целостной Великобритании и консерватизме ее жителей, можно предположить, что становление нового государства было бы болезненным процессом для всех.

Нужно отметить, что Великобритания достойно выглядит на фоне стремлений народов к независимости. Запреты, угрозы и изменения нормативно-правовой базы, способные помешать проведению референдума, отсутствуют. Власть идет на компромисс, воспринимает претензии, ведет переговоры, несмотря на всю опасность возможности отделения одной территориальной единицы государства. Зная об исторических противоречиях Северной Ирландии и Великобритании, нетрудно предположить, что вслед за Шотландией мог бы возникнуть следующий прецедент. Итогом такой примирительной политики становится «Эдинбургское соглашение», предполагающее проведение референдума осенью 2014 года.

Результаты референдума неоднозначны: 55,3% избирателей высказались против суверенитета Шотландии, что трактуется как единство Великобритании. Эти данные нельзя считать вполне внушительными в перспективе, ведь расширение демократических постулатов в современном мире только увеличивают вероятность появления новых сторонников независимости [5].

Однако с другой стороны положительные результаты всенародного голосования также присутствуют. Желая сохранить целостность государства, в преддверии готовящегося референдума, Лондоном был опубликован план действий по расширению финансовых полномочий Шотландии, а премьер-министр Дэвид Кэмерон пообещал предоставить широкую автономию, которая только возможна в рамках одного государства.

Еще большее расширение полномочий одной административно-территориальной единицы неизбежно повлечет за собой требования других к собственным привилегиям, стремление иных наций на самоопределение. Референдум Шотландии важен также и потому, что законность его не оспаривается, результаты единодушно признаются в мировом сообществе. Можно предположить, что реальным выходом из сложной обстановки унитаризма стала бы новая

форма государственного устройства, федеральная, дающая власть и законодательство на региональный уровень. Так возможно было бы расширить права не только шотландцев, но и других частей Королевства Великобритания, сдерживая и сглаживая в федеральной политике все стремления наций к независимости.

Список литературы:

1. The digital library of free content textual sources «Wikisource» [Electronic resource]. URL: https://en.wikisource.org/wiki/Act_of_Union_1707 (дата обращения: 11.11.14).
2. Аргументы и факты: газета [Электронный ресурс]. URL: http://www.aif.ru/ politics/world/1333356 (дата обращения: 14.11.14).
3. Портал иностранных языков «Englishbooksworld» [Электронный ресурс]. URL: http://www.englishbookworld.com/keltskie-jazyki-94/shotlandskij-jazyk.html (дата обращения: 12.11.14).
4. Городской портал г. Москвы [Электронный ресурс]. URL: http://gorodskoyportal.ru/ news/russia/8321362/ (дата обращения: 14.11.14).
5. Российская газета [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2014/09/18/shotlandia-site-anons.html (дата обращения: 14.11.14).
НЕЗАВИСИМОСТЬ independence РЕФЕРЕНДУМ referendum САМООПРЕДЕЛЕНИЕ self-determination ШОТЛАНДИЯ scotland
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты