Спросить
Войти

Храм во имя иконы Божией Матери "Знамение" в 1919-1935 гг

Автор: указан в статье

ХРАМ ВО ИМЯ ИКОНЫ БОЖИЕй МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ»

В 1919-1935 ГГ.

Диакон Анатолий Козяков, выпускник Омской духовной семинарии Омской епархии Русской Православной Церкви

Аннотация. Статья посвящена изучению истории храма во имя иконы Божией Матери «Знамения» в период реализации советского законодательства, рассматривается процесс изъятия церковных ценностей, арест настоятеля храма протоиерея Василия Николаевича Пляскина, закрытие храма. Ключевые слова. Храм во имя иконы Божией Матери «Знамение», протоиерей Василий Николаевич Пля-скин, церковно-государственные отношения, Советская власть, история Русской Православной Церкви, Омская епархия.

CHURCH OF THE ICON OF THE THEOTOKOS OF «THE SIGN»

IN 1919-1935

Deacon Anatoly Kozyakov, graduate of Omsk Theological Seminary Omsk Eparchy Russian Orthodox Church

Abstract. The article is devoted to the study of the history of the church of the Theotokos of «The Sign» during the implementation of Soviet legislation. It examines the process of seizure of church property, arrest of the priest of the church, Protopriest Vasily Nikolayevich Plyaskin and the closing of the church. Keywords. The church of the icon of the Theotokos of «The Sign», Archpriest Vasily Nikolaevich Plyaskin, church-state relations, Soviet rule, the history of the Russian Orthodox Church, Omsk diocese.

приходом большевиков в ноябре 1919 года (14 ноября 1919 года войска армии Колчака без боя оставили Омск1) устанавливается советская власть, и сразу же начинается проведение в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», вступившего в силу 23 января/ 5 февраля 1918 года. Он устанавливал светский характер государственной власти и провозглашал свободу совести и вероисповедания, а также лишал религиозные организации каких-либо прав собственности и прав юридического лица. Согласно статье 13 все имущество их объявлялось народным достоянием и отдавалось им же в бесплатное пользование по особым постановлениям местной или центральной власти как религиозным организациям. Этот декрет, пожалуй, самый лояльный из всех последующих постановлений о церкви, тем не менее подготавливал почву для последующих репрессий.

24 августа 1918 года во исполнение декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» выходит постановление (инструкция) Народного КомисЮлихов Д. В. протоиерей Временное высшее церковное управление Сибиири (1918- 1920 гг.). Опыт церковного строительства в эпоху гражданского лихолетья.- СПб.: Сатис, 2017. С. 165.

^^источниковедение, церковное краеведение

диакон Анатолий Козяков «Храм во имя иконы Божией Матери «Знамение» в 1919-1935 гг.»

сариата Юстиции (НКЮ) «О порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»2. Согласно этой инструкции религиозное общество обязано было составить инвентарную опись имущества (инвентаризационную ведомость), относящегося к богослужебным и обрядовым целям, в 3 экземплярах. По этой описи новая власть принимала это имущество, и в то же время, вместе с описью передавало его в бесплатное пользование. Второй экземпляр описи с распиской на ней получателей оставался на хранении у местных властей, а третий экземпляр пересылался в Народный Комиссариат Просвещения. Но передача имущества в бесплатное пользование могла осуществиться только при условии подачи заявления от группы лиц не менее двадцати человек, изъявивших желание получить вероисповедное имущество. При этом согласно договору, лица, соответствующего вероисповедования, брали на себя обязательство о сохранности этого имущества и несли материальную ответственность в случае пропажи или порчи в пределах ущерба, нанесенного имуществу.

Так в Омском государственном историческом архиве отложилось заявление от прихожан Знаменского храма в ликвидационную комиссию при Омгубюсте о передаче в бессрочное бесплатное пользование здания Знаменской церкви со всеми богослужебными предметами, по особо составленной описи, с подписями прихожан, в том числе протоиерея Василия Пляскина, священника Галкина и диакона Доброс-мыслова, всего 82 подписи3. Согласно этому постановлению был заключен договор с ликвидационным отделением при Омгубюсте в лице уполномоченного Воронцова Р. В. от 12 октября 1921 года. Договор подписал протоиерей Василий Николаевич Пляскин и прихожане, уполномоченные от лица прихода подписывать договор согласно доверенности4.

В этом деле сохранилась также опись приема-передачи общине имущества, инвентаря и материалов за подписью председателя приходского совета Знаменской церкви протоиерея Василия Пляскина, диакона А. Добросмыслова, церковного старосты Т. И. Дукреева и членов приходского совета. На этой описи (в конце) наложена резолюция уполномоченных приходской общины членов приходского совета о том, что имущество приняли полностью. Датировано 12 октября 1921 года5. С уверенностью можно сказать, что это второй экземпляр описи из трех экземпляров описей, который хранился у местных органов власти. Опись представляет из себя таблицу, состоящую из трех столбцов: порядкового номера - отдельный для имущества и отдельный для инвентаря, количество и наименование предметов. Всего порядковых номеров по имуществу - 93, инвентаря - 16. По об имеющихся материалах, а записи такие: для имеющейся быть окраске полов есть полтора пуда олифы, 4 пуда охры и 6 пудов сухой охры для шпаклевки; для штукатурки паперти и крыльца две бочки цемента; для постройки лесов имеются старые плахи и один пуд гвоздей. По этим записям можно судить, что строительные работы по благоустройству храма не закончились периодом освящения храма архиерейским чином, а продолжались и в этот

2Постановление Наркомюста РСФСР от 24.08.1918 О порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».-иВ1_: www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_347.htm (дата обращения: 06.02.2018).
3ИАОО Ф. 1326 Оп. 4 Д. 3 Л. 2-3.
4Там же Л. 4,5,8 с оборотом.
5ИАОО Ф. 1326 Оп. 4. Д. 3 Л. 13,14,15.
148

№ 2, 2018 (5)

период времени. Основные предметы имущества Знаменской церкви, представляющие исследовательский интерес, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Порядковые номера указаны согласно архивной записи

Порядковый номер Количество предметов Наименование предметов

1 2 3
1 2 Антиминса
2 2 Престола
3 2 Жертвенника
4 1 Запрестольная икона Воскресения Христова большого размера
5 3 Запрестольных выносных креста
6 3 Запрестольных выносных иконы Божией Матери
8 1 Иконостас в 3 яруса с 14 иконами большого размера и 6 иконами малых размеров
9 2 Киота с 4 иконами большого размера и 2
10 12 Икон всех святых
11 1 Киот с 7 иконами малых размеров
12 13 Икон годовых праздников
13 12 Киотов, каждый с иконой большого размера
14 19 Икон большого размера, из которых 7 икон в ризах
15 34 Иконы среднего размера, из которых 12 икон в ризах
16 117 Икон малых размеров, половина из которых в ризах
17 2 Иконы складных
18 2 Хоругви
26 2 Семисвечника запрестольных
36 4 Напрестольных креста
38 4 Полных наборов евхаристических
65 19 Полных священнических облачений, из них 2 негодных к использованию
66 2 Облачения священнических неполных
67 6 Подризников
68 7 Облачений диаконских
69 20 Стихарей пономарских
85 8 Колоколов разного веса

^^источниковедение, церковное краеведение

диакон Анатолий Козяков «Храм во имя иконы Божией Матери «Знамение» в 1919-1935 гг.»

Последовательно проводя политику на искоренение религиозного мировоззрения как чуждого новой идеологии, советская власть, по сути отказавшись от декларированного 20 января 1918 года принципа отделения церкви от государства с невмешательством в вопросы вероисповедования, на законодательном уровне стала открыто вторгаться во внутрицерковные дела. Причем, это стало носить целенаправленный систематический характер с целью максимального ограничения прав церковных общин.

Во исполнение постановления (декрета) ВЦИК от 3 августа 1922 года

«О порядке утверждения и регистрации обществ и созывов, не преследующих цели извлечения прибыли, и порядка надзора» выходит инструкция НКЮ и НКВД РСФСР от 15 апреля 1923 года «О порядке регистрации религиозных и обществ и выдачи разрешения на созыв съездов таковых»6. Согласно этой инструкции в трехмесячный срок со дня опубликования религиозные общества должны зарегистрироваться в управлении губернского или областного исполнительного комитета. Для этого должны предоставить заявление о регистрации, а также устав общества, список членов общества и членов исполнительного органа (приходского совета), список священнослужителей. И, что примечательно, в ней изменены условия регистрации относительно количества членов существующего или только возникающего религиозного общества, их должно быть не менее 50 человек.

Выполняя требования властей, совет уполномоченных направляет 7 июля 1923 года заявление о регистрации Знаменской общины в Губисполком7. В заявлении перечислены документы, которые направляются вместе с этим заявлением: устав, принятый на общем собрании 24 июня 1923 года, списки уполномоченных и списки священнослужителей. Не указан список членов общины, как того требует инструкция о регистрации, тем более в п. 6 устава оговаривается (указывается необходимость) ежегодного предоставления этих списков в надзирающий орган. Очевидно, что списки членов общины с подробными сведениями о местожительстве, адресе,

0 социальном и имущественном положении и другом, перечисленные в статье 3 вышеуказанной инструкции тоже были предоставлены. Иначе приход не был бы зарегистрирован. На 24 июня 1923 года список членов Знаменской общины составлял 506 человек8. В списке священнослужителей на этот момент числились протоиерей Василий Пляскин, священник Ксенофот Дюков и диакон Александр Добросмыслов9. Ниже приводится устав Знаменского религиозного общества10:
1 Задачи общества:
1. Омское храма Знамени Божией Матери религиозное общество православного вероисповедания. Имеет целью объединение граждан православного исповедания в районе железнодорожного поселка г. Омска;
2. С этой целью Омское храма Знамени Божией Матери религиозное общество православного вероисповедования:
2.1. Устраивает молитвенные собрания;

&Постановление Наркомюста, НКВД РСФСР от 15.04.1923 «Инструкция о порядке регистрации религиозных обществ и выдачи разрешений на созыв съездов таковых».-иВ1_: www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1616htm (дата обращения 06.02.2018).

7ИАОО Ф. 1326 Оп. 4 Д. 3 Л. 22.
8ИАОО Ф. 1326 Оп. 4 Д. 3 Л. 27-49.
9Там же Л. 25.
10Там же Л. 23, 24.

№ 2, 2018 (5)

2.2. Управляет имуществом, полученным по договору от местных органов советской власти;
2.3. Заключает сделки частноправового характера, связанные с управлением культовым имуществом;
2.4. Назначает служителей культа для совершения религиозных обрядов.

II Состав общества

3. Членом омского храма Знамение Божией Матери религиозного общества православного исповедания может быть каждый гражданин, принадлежащий к данному культу;
4. Зачисление в члены общества производится общими собраниями членов общества открытым голосованием простым большинством голосов;
5. Выбытие из числа членов общества производится или по личному заявлению выбывающего или по постановлению 2/3 наличного числа членов общества по спискам;
6. Списки членов общества ежегодно представляются в отдел управления Омского Губисполкома.

III Средства общества

7. Отдельные члены общества или его уполномоченные могут собирать добровольные пожертвования для покрытия расходов, связанных с обладанием культовым имуществом;

Примечание: Обязательных членских взносов на членов общества возложено быть не может.

IV Управление делами общества

8. Все вопросы, возникающие в жизни общества, разрешаются на общих собраниях общества открытым голосованием простым большинством голосов, за исключением случаев, предусмотренных в п. 5 и п. 11 устава общества; общие собрания общества происходят открыто;
9. Для выполнения своих постановлений, а также внешнего представительства, общие собрания, по мере встретившейся надобности, выделяют из своей среды уполномоченных, действующих в пределах предоставленных каждому полномочий (см. ст. 2).

V Порядок изменения устава общества

10. Устав общества может быть изменен общим Собранием общества по предложению его членов большинством двух третей голосов с последующим утверждением отдела управления или по предложению подлежащих органов государственной власти;

VI Порядок закрытия общества

11. Общество может быть закрыто:
11.1. По постановлению Губернского или областного исполнительного комитета.
11.2. Вследствие ареста части членов общества.
11.3. По постановлению общего собрания членов общества.
12. В случае закрытия общества все имущество, находящееся в пользовании общества, возвращается местному совету по инвентарной описи специальным уполномоченным, избранным для сего ликвидационным собранием общества

Председатель секретарь

^^источниковедение, церковное краеведение

диакон Анатолий Козяков «Храм во имя иконы Божией Матери «Знамение» в 1919-1935 гг.»

Любой шаг церкви отныне стал пристально контролироваться властями. Проведение общих собраний, религиозных бесед, духовных концертов и других мероприятий - все это требовало специального на то разрешения властей, и любое самостоятельное отступление от этого ставило под угрозу регистрацию общин, ее легитимность. Совет уполномоченных общины для проведения общих собраний должен был запрашивать разрешение на их проведение с указанием даты и времени проведения и рассматриваемой повестки дня11. В последующем предоставлялся отчет о проведенном мероприятии в форме выписки или копии протокола. По сохранившимся отчетам можно представить общую картину деятельности прихода, о том, какие организационные, хозяйственные вопросы были актуальны на тот период времени. Это были такие вопросы: по содержанию храма, ведение строительных работ, выборы настоятеля и уполномоченных, принятие приходо-расходных смет, финансовые изыскания средств и др. Извлекая информацию из имеющихся протоколов, можно почерпнуть сведения о самом храме. Так из рассматриваемой сметы расходов на 1924 год на содержание притча, правого хора, певчих, просфорниц, церковного сторожа, поломойки, отопления и освещения храма на общем собрании, которое состоялось 16 марта 1924 года, мы видим, что был левый и правый хор, своя просфорная, церковный сторож. Исчисленная сумма на содержание вышеуказанных статей расхода принималась общим собранием. На 1924 год она составляла 2500 руб. золотом. А изыскание недостающих средств на оплату расходов, отразившихся в смете, принято было произвести среди членов общины, и вообще среди всех прихожан Знаменской церкви, путем добровольного самообложения - пожертвования в размере не менее 5 руб. золотом в год, с возможностью вносить в церковную кассу частями в течение всего года. Приходскому совету поручалось оповестить об этом всех прихожан храма12.

На следующем, очередном собрании на повестку вынесен вопрос о ремонте храма. Общее собрание признало необходимым произвести полный ремонт храма. Очевидно, полный ремонт храма - это те незавершенные строительные работы, которые в силу различных причин не были завершены в 1918 году, и отложены на более поздний благоприятный для проведения этих работ период. Это подтверждает и дополнительная опись имущества, вновь поступившего в 1925 году в Знаменскую церковь. В ней есть указание о списании материалов вследствие произведенных ремонтных работ, т.е. тех материалов, которые указаны в основной описи имущества и инвентаря Знаменской церкви, составленной в 1921 году при заключении договора о бессрочном и бесплатном использовании храма со всем имуществом: две бочки цемента - для штукатурки паперти и крыльца; 1/2 пуда олифы для покраски полов, 4 пуда тертой и 6 пудов сухой охры для шпаклевки. Дополнительные средства решено изыскать путем самообложения не менее 2 руб. с каждого члена прихода и с уплатой этой суммы не позднее 7 июля того же года. В связи с нехваткой средств на повестку дня выносится вопрос о временном роспуске хора с 1 мая. Собрание посчитало правильным распустить правый хор ввиду нужды в денежных средствах на ремонт храма, а в летний период обойтись левым добровольным хором, усилив последний двумя тенорами с выплатой им по 5 руб. в месяц каждому из церковных средств. Рассматривались и другие вопросы: о неиспользовании электрическо11ИАОО Ф. 1326. Оп. 4. Д. 3. Л. 21, 57.

12ИАОО Ф. 1326. Оп. 4. Д. 3. Л. 59.
152

№ 2, 2018 (5)

го освещения в летний период, о изыскании средств для содержания епископа13.

На собрании, состоявшемся в ноябре 1924 года, которое проводилось в два этапа - 16 и 23 ноября, на повестке дня помимо хозяйственных вопросов поставлен вопрос об открытии второго предела. Общее собрание единогласно приняло решение об открытии второго предела в честь преподобного Серафима Саровского, с празднованием два раза в год - 2 января и 19 июля. Совет уполномоченных общины Знаменской церкви, во исполнение постановления общего собрания от 16 и 23 ноября, направляет письмо за № 34 от 13 декабря 1924 года в Омский Губисполком с просьбой о выдаче разрешения об установке второго алтаря из тех же имеющихся икон при церкви. На письме стоит резолюция от 21 декабря 1924 года о разрешении об открытии второго предела. Письмом за № 35 от 15 декабря в ту же инстанцию испрашивается возможность выдачи общине Знаменской церкви иконы преподобного Серафима Саровского из часовни, находящейся у железного моста. На повестке дня опять вопрос о хоре: собрание считает необходимым наличие правого хора, если у совета будут средства на содержание его. Предложение по содержанию правого хора путем добровольного самообложения по 25 к. ежемесячно с каждого члена принято было единогласно.

Указанные взносы должны были вноситься между 1 и 10 числами каждого месяца. Рассматривались вопросы о совмещении должностей регента и псаломщика, об игнорировании псаломщиком В. Н. Кудрявцевым некоторых распоряжений совета, что в последующем привело к выражению недоверия псаломщику В. Н. Кудрявцеву со стороны совета, и вследствие чего дано указание совету подыскать более подходящее лицо на должность псаломщика14.

Помимо решения хозяйственных вопросов совет уполномоченных не забывает о ведении миссионерской деятельности в поселке. В храме, в подвальном помещении устраиваются духовные концерты, религиозные чтения. Чтения проводятся в воскресные дни после вечернего богослужения и чтения акафиста Богородице15.

На общем собрании, состоявшемся 5 июля 1925 года избирается уполномоченный заведующим хозяйством - староста Николай Прокопьевич Ростовцев, с наделением его полномочиями по ведению хозяйства и с предоставлением ему права ежемесячного бесконтрольного расходования средств в размере 35 руб. на это дело. Также ему была выражена благодарность за деятельность на этом посту, очевидно за предыдущий период его деятельности, и решено от имени общего собрания ходатайствовать перед Преосвященнейшим преподать ему благословение с выдачей грамоты. Кроме того, на собрании на повестку дня поставлен вопрос о достройке храма - строительстве каменной колокольни. Для этого общее собрание поручило совету открыть подписку среди членов общины на добровольное самообложение денег с расходованием их исключительно по назначению16.

На собрании, состоявшемся 29 ноября 1925 года, опять поставлен тот же вопрос на повестку дня: о продолжении строительства колокольни - и дается указание совету взять под личный контроль дальнейшее строительство. Рассматривались и дру13ИАОО Ф. 1326. Оп. 4. Д. 3. Л. 71.

14ИАОО Ф. 1326. Оп. 4. Д. 3. Л. 122-123, 124, 126.
15ИАОО Ф. 1326. Оп. 4. Д. 3. Л. 60-61, ИАОО Ф. 1326 Оп. 4. Д. 39 Л. 12, 16, 91, 94. 16ИАОО Ф. 1326 Оп. 4. Д. 3. Л. 131- 131 об.

^^источниковедение, церковное краеведение

диакон Анатолий Козяков «Храм во имя иконы Божией Матери «Знамение» в 1919-1935 гг.»

гие вопросы: о добровольном самообложении в сумме 5 руб. в год с главы семьи, о переизбрании членов церковного совета (утверждено 16 членов совета и 9 кандидатов)17. Выполняя поручение общего собрания, приходской совет Знаменской общины на основании постановления Омского окружного исполнительного комитета за № 43 от 15 января 1925 года «О порядке регистрации и возведения строений и таксы за рассмотрение проектов и смет по строительству, перестройке и капитальному ремонту существующих зданий» обратился с заявлением от 10 марта 1926 года к Омскому окружному инженеру о выдаче разрешения на достройку храма (колокола и боковые башни). Из дальнейших исследований установлено, что речь идет о разрешении на установку двух боковых куполов на церкви и одного купола на звонницу18. Согласно этому постановлению на постройки новых, перестройку и капитальный ремонт существующих зданий должно быть получено разрешение управления окружного инженера на строительство, и им же должны быть утверждены смета и проект, а также оплачена такса за рассмотрение проекта. Например, рассмотрение проекта первого разряда оценивалось в 1000 руб. золотом19.

После этапов согласований на разных уровнях исполнительной власти о получении разрешения на производство строительных работ, на очередном заседании президиума Омского городского совета от 23 июня 1926 года выносится постановление о разрешении достройки храма. Разрешение давалось при условии, что Знаменская община должна иметь утвержденную окружным инженером смету на предполагаемую работу, и должна при этом внести в депозит Окрфинотдела полную сумму на требуемую работу20. Согласно этому постановлению Знаменской общине была выдана справка от 21 августа 1926 года, что ей разрешается установка двух боковых куполов на церкви и одного - на колокольне Знаменской церкви21. На производство этих работ - установка трех куполов - была составлена смета, которая была исчислена в сумме 97 руб. Размеры трех предполагаемых к постройке барабанов под купола согласно смете, составляют: диаметр 0,7 сажени (1,51 м) и высота 0,8 сажени (1,63 м)22.

На собрании Знаменской общины, состоявшемся в ноябре 1926 года, присутствовало 116 членов общины. Принята смета расходов на 1927 год в сумме 5670 руб., переизбраны члены приходского совета - утверждено 17 членов действующего совета и 10 кандидатов. Текущие вопросы: о поднесении креста с украшениями прото-ирею Василию Пляскину, а также о награждении крестом с украшениями протоиерея Ксенофонта Дюкова. Общее собрание постановило поднести крест с украшениями протоиерею В. Пляскину и ходатайствовать перед Преосвященнейшим Виктором о награждении протоиерея К. Дюкова крестом с украшениями от прихода Знаменской церкви, а также просить Владыку произвести награждение протоиерея К. Дюкова на престольный праздник 27 ноября/10 декабря 1926 года. Для приобретения крестов с украшениями о. Василию и о. Ксенофонту решено открыть подписной лист о добро17Там же.

18ИАОО Ф. 294. Оп. 1 Д. 38. Л. 1.
19ИАОО Ф. 28. Оп. 1. Д. 3. Л. 50.
20ИАОО Ф. 1326. Оп. 1. Д. 6. Л. 33.
21ИАОО Ф. 1326. Оп. 1. Д. 6. Л. 149.
22ИАОО Ф. 1326. Оп. 4. Д. 39. Л. 249-249 об.

№ 2, 2018 (5)

вольном пожертвовании. По вопросу постройки колокольни принято постановление о продолжении строительства колокольни под наблюдением церковного совета, а недостающую сумму для указанной постройки извлечь путем добровольных пожертвований по подписному листу23. Строительство колокольни для Знаменской общины было тяжелым финансовым бременем. С момента принятия решения 25 июля 1925 года о строительстве каменной колокольни над притвором, а по утверждению Н. И. Лебедевой, возле храма была установлена временная деревянная шатровая колокольня24. На общих последующих собраниях всегда поднимался вопрос об изыскании финансирования этого строительства - о добровольных пожертвованиях. При этом, согласно постановлениям исполнительной власти, необходимо было иметь еще и утвержденный проект и смету на выполняемую работу, за рассмотрение которых тоже требуется внесение определенной таксы. Основанием тому служило разъяснительное письмо юрисконсультанта Окраотдела, что согласно инструкции НКЮ от 24 августа 1918 года «О порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства» при сооружении новых храмов для гарантированного окончания строительства необходимо было внести в депозит Государственного Казначейства известной устанавливаемой местным советом суммы (в данном случае Омгорсоветом), а затем выдаваемой на производство постройки по мере необ-ходимости25. Согласно решению Омгорсовета сумма на предполагаемую постройку на депозит Окрфинотдела должна вносится вперед, т.е. еще до начала строительства полная сумма на выполняемую работу, а затем возвращаемая согласно смете по выполненным пунктам. Очевидно, что начатое строительство колокольни не осталось незамеченным со стороны органов исполнительной власти. Приходской совет Знаменской общины от 25 апреля 1927 года вынужден был обратиться в административный отдел Омского округа с просьбой о разрешении достройки каменной колокольни. При этом указывается, что достройка будет проводится вместо установки трех куполов, разрешенных совету Знаменской общины еще в 1926 году: двух боковых куполов на самом храме и одного купола на звоннице. Обращение сопровождалось при этом проектом и сметой на рабочую силу. Конечно, здесь не идет речь об отказе от установки трех куполов, а об использовании тех средств, которые были уже перечислены в 1926 году на депозит Окрфинотдела на производство этих работ. Была внесена сумма в размере 97 руб. на депозит Окрфинотдела 21 августа 1926 года, т.е. та сумма, которая предназначалась на установку куполов. На это обращение Знаменской общине было выдано разрешение - удостоверение, что ей разрешается произвести постройку каменной колокольни26.

Хочется отметить, что помимо пожертвований путем добровольного самообложения, благочестивые прихожане проявляли заботу о благолепии храма, жертвовали и предметами. Это видно по отдельно сохранившимся документам в архиве -дополнительным описям к основной имущественной описи, составленным в разные годы. Из наиболее значимых предметов по сохранившимся описям были серебряный напрестольный крест и шелковое украшение, вышитое золотом для Божьей

23ИАОО Ф. 1326. Оп. 4. Д. 3. Л. 138,139-139 об. 24Лебедева Н.И. Указ. Соч. С. 41. 25ИАОО Ф. 1326. Оп. 4. Д. 3. Л. 148. 26ИАОО Ф. 1326. Оп. 4. Д. 3. Л. 145-148.

^^источниковедение, церковное краеведение

диакон Анатолий Козяков «Храм во имя иконы Божией Матери «Знамение» в 1919-1935 гг.»

матери, очевидно, для храмовой иконы Божьей матери «Знамение» и другие предметы27. Но были и потери. Так согласно акту от 22 декабря 1927 года, составленному членами совета и причта Знаменской общины, произошло похищение имущества общины. В нем говорится, что в ночь на 22 декабря неизвестные злоумышленники через боковые двери северной стороны проникли в храм и похитили два полных евхаристических серебряных комплекта, а именно: две серебряные чаши, два дискоса, две серебряные лжицы, четыре серебряные тарелочки, два серебряных корца, три напрестольных серебряных креста, одну серебряную дарохранительницу, серебряную оправу с Евангелия и др. - всего на сумму 250 руб.

Как видно из вышеуказанных примеров об изменениях, связанных с имуществом, церковнослужители были поставлены в унизительное положение. Помимо заключения договоров с общиной об использовании культового здания в богослужебных целях, они должны были регистрировать свое же имущество. Акт от 22.12.1927 года вместе со справкой от 23.12.1927 года уголовного розыска был препровожден в административный отдел Омской гормилиции с просьбой исключить украденные вещи из описи имущества, находящегося под отчетом Знаменской церкви28. Власти не церемонились, и всю вину за похищенное имущество возложили на общину, признавая виновницей из-за отсутствия у нее достаточного надзора над сохранностью имущества, и поручили Госфонду взыскать с последней стоимость всего похищенного имущества29.

1931 год стал трагическим для Знаменской церкви. По подозрению в создании и участии в контрреволюционной монархической организации, ставившей своей целью свержение Советской власти и восстановление монархического строя, были арестованы основные члены общины Ильинской и Братской церквей, а также и священнослужители Знаменской церкви Василий Пляский (23 апреля) и протоиерей Ксенофонт Дюков (20 апреля)30. Формальным поводом к арестам послужила петиция, переданная старостой Ильинской церкви Александром Проскуряковым в Итальянское посольство к главе Римско-католической церкви. Находясь под реальной угрозой закрытия Братской и Ильинской общины из-за непогашения непомерных налогов, члены церковных советов Братского, Ильинского и Знаменского собрали совещание с целью выработки плана действий по сохранению от закрытия храмов и общин. План действий заключался всего лишь в составлении прошения в ВЦИК, прокурору республики и Священный Синод. Эти прошения были переданы в соответствующие инстанции, в том числе и в иностранную миссию. Результаты этой поездки не заставили себя долго ждать, волна арестов прокатилась по Омску31.

В справочной книге И. Голошубина приводятся краткие сведения о настоятеле протоиерее Василии Николаевиче Пляскине. Родился Василий Николаевич 24 марта 1874 года. После окончания Казанской духовной академии со степенью кандидата богословия 15 мая был определен в Омскую епархию на должность законоучителя Омской учительской семинарии. 8 августа 1899 года был рукоположен во священ27Там же Л. 64. Л. 133.

28ИАОО Ф. 1326. Оп. 4. Д. 3. Л. 162. Л. 163.
29Там же Л. 161.
30Шантин М. Террор против совести. Омск. Книжное издательство.1994. С. 270-271.
31Корявина И., Черказьянова И. С нами Бог // Молодой сибиряк. Омск, 1991, № 5. С. 6-7.

№ 2, 2018 (5)

ника, и с этого периода становится настоятелем храма во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца при учительской семинарии, и ее законоучителем. Награжден камилавкой, наперсным крестом от Священного Синода и орденом Святой Анны 3-й степени. И. Голошубин не приводит здесь еще одну награду - набедренник, которая в качестве первой дается священнику32.

Были у настоятеля и другие награды: от Знаменской церкви преподнесен крест с украшениями, а в период управления Омской кафедрой Архиепископом Сильвестром постановлением Высшего Церковного Управления он был награжден палицей33. С сентября 1906 вплоть до 1917 года о. Василий был редактором «Омских епархиальных ведомостей». Похоронен он на Старо-Восточном кладбище города Омска. Рядом с его могилой находится и могила епископа Венедикта. На кресте имеется надпись - «протоиерей Василий Николаевич Пляскин 24.III.1874 - 21.Х.1943»34.

Для исполнения пастырских обязанностей в Знаменскую церковь назначается иеромонах Венедикт (Пляскин Василий Васильевич), до этого проходивший службу в Георгиевской церкви. Согласно анкете послужной список иеромонаха Венедикта следующий: в 1930 году он иеромонах Ильинского собора, в 1930 - 1931 годы служит в Георгиевской церкви, в 1931 - 1932 годы в Знаменской церкви, в 1933 году -при Ильинском соборе, в 1933 - 1935 годы - при Знаменской церкви, а с марта 1935 г. временно назначается служителем Михайловской (Галкинской) церкви35. Исходя из сохранившейся в архиве анкеты диакона Максимчука Федора Артемьевича с указанием, что в 1932 году он был на вакантной должности в качестве псаломщика в Знаменской церкви, и недатированного документа - списка служителей культа сергиевской ориентации, можно заключить, что состав причта Знаменской церкви: священник Никитин Борис Петрович, диакон Глуховцев Яков Афиногенович, диакон на псаломской должности Максимчук Федор Артемьевич, иеромонах Венедикт (Пляскин В. В.) - относится к периоду 1932 года36.

В начале 1935 года Омский горсовет принимает решение о расторжении договора со Знаменской общиной об использовании здания в богослужебных целях и передаче его другой общине. О причинах такого решения не сообщается, но стоит только догадываться - борьба с инакомыслием набирает обороты. Это решение утверждается комиссией при облисполкоме по делам религиозных культов, состоявшейся 26 февраля 1935 года. Очевидно, что приходской совет не согласился с таким решением. На повторном заседании комиссии по делам культов при президиуме облисполкома от 8 апреля 1935 года рассмотрена жалоба о незаконном расторжении. Но, как указывается на слушании Горсоветом, был представлен дополнительный материал о том, что община разбазаривает государственное имущество - были сданы в Торгоин две серебряные ризы от икон общим весом 500 г. На основании этого комиссия постановила подтвердить свое постановление от 26 февраля 1935 года и представила в президиум Облисполкома следующий проект постановления: утвердить постановление Омского горсовета о расторжении договора со Знаменской об32Голошубин И. Справочная книга Омской епархии. Омск: Иртыш, 1914. С. 33. С. 1175. 33Церковная жизнь // Сибирская речь. Омск. 1919. № 112. С. 4.

34Балабонкин И.Б., Нинашова Н.Б. Епископ Венедикт (Пляскин) и протоиерей Василий Пляскин // Подвиг святости на омской земле. Омск: Амфора, 2014. С. 112.
35ИАОО Ф. 235. ОП. 2. Д. 1. Л. 455-456.
36Там же Л. 439. Л. 532 с оборотом.

^^источниковедение, церковное краеведение

диакон Анатолий Козяков «Храм во имя иконы Божией Матери «Знамение» в 1919-1935 гг.»

щиной и передать здание церкви другой общине; кроме того, предложить Омскому горсовету возбудить прокуратурой дело о привлечении руководителей общины за разбазаривание государственных ценностей с привлечением их к уголовной ответ-ственности37.

В это же самое время в Омский облисполком с заявлением от 16 февраля 1935 года обращается архиепископ Анатолий (Синицин) о регистрации областного митрополитского управления под своим руководством (обновленческой ориентации). В приведенном составе управления под пунктом № 2 указывается протоиерей Петр Поломошников, как настоятель Знаменской церкви38. Но согласно собственноручно составленной Поломошниковым анкете от 25 марта 1935 года говорится, что он является служителем культа Богородице - Братской православной обновленческой общины, а местом последней его деятельности указывается должность мастера свечного завода и члена-секретаря Алтайского Епархиального управления города Барнаула, которые он занимал в период с 1933 по первое октября 1934 года39. В этих вышеприведенных документах усматривается потрясающий своим бесстыдством механизм последовательного проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства» и изъятия культовых сооружений Сергиевской ориентации с передачей их другой общине обновленческого течения, более лояльной к советской власти.

Приверженность Знаменской общины к обновленческому течению по исследованным материалам не установлено, кроме случая, который приводит в своей книге Шангин, но в ней говорится только о попытке перейти к таковому. Он замечает, что из Знаменской общины только протоиерей Ксенофонт Дюков и 2-3 мирянина имели такое желание, но приложенные усилия Владыки Виктора (Богоявленского) по разъяснению антицерковной сути обновленчества свели их попытку на нет40. Согласно другому источнику почти все храмы в начале 1920 годов были зарегистрированы как обновленческие. Но омское духовенство, начиная понимать неправедную суть обновленчества, стало массово перерегистрироваться в тихоновскую организацию.

С начала 1935 года Знаменская община числится как обновленческая. Настоятелем храма становится Чижков Андрей Никитич. Это видно из сохранившейся в омском архиве докладной за подписью настоятеля А. Н.Чижкова, датированной от 28 мая 1935 года в адрес стола административного надзора Омского горсовета о том, что злоумышленники похитили богослужебные предметы из Знаменской церкви.

Отец Андрей был настоятелем Знаменской церкви вплоть до своего ареста 28 октября 1937 года. Сведений о нем сохранилось мало. Известно, что родился он в 1889 году в деревне Дягилево, Уфимской губернии, приговорен к высшей мере наказания 10 ноября 1937 года тройкой УНКВД по ст. 58-10-11 УК РСФСР, реабилитирован 28 марта 1958 года.

37ИАОО Ф. 437. Оп. 6. Д. 296. Л. 129-130. Л. 140.
38ИАОО Ф. 437. Оп. 6. Д. 460. Л. 2. 4-4 об.
39ИАОО Ф. 235. Оп. 2. Д. 1. Л. 453.
40Шангин М. Террор против совести. - Омск. Книжное издательство. - 1994. С. 234.

№ 2, 2018 (5)

Библиографический список:

1. Исторический архив Омской области (ИАОО) Ф. 1326 Оп. 1 Д. 6 Л. 33, 149.
2. ИАОО Ф. 1326. Оп. 4. Д. 3. Л. 2-5, 8-8 об., 13-15, 21-49, 57, 59-61, 71, 91, 94, 122124, 126, 131-131 об., 133, 135-135 об., 138-139 об., 145-148, 162-163.
3. ИАОО Ф. 1326. Оп. 4. Д. 39. Л. 249- 249 об.
4. ИАОО Ф. 235 Оп. 2. Д. 1. Л. 439, 453, 455-456, 532-532 об.
5. ИАОО Ф. 28. Оп. 1. Д. 3. Л. 50.
6. ИАОО Ф. 294. Оп. 1. Д. 38. Л. 1.
7. ИАОО Ф. 437. Оп. 6 Д. 460. Л. 2, 4-4 об.
8. ИАОО Ф. 437. Оп. 6. Д. 296. Л. 129-130, 140.

9. Балабонкин И. Б., Нинашова Н. Б. Епископ Венедикт (Пляскин) и протоиерей Василий Пляскин // Подви

ХРАМ ВО ИМЯ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ЗНАМЕНИЕ" ПРОТОИЕРЕЙ ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ ПЛЯСКИН ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОМСКАЯ ЕПАРХИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты