Спросить
Войти

Положение «о устройстве евреев» от 9 декабря 1804 г. Как источник законодательства, регулировавшего правовой статус еврейского населения Российской империи в начале XIX в

Автор: указан в статье

ПРАВО

УДК 321(091)

ПОЛОЖЕНИЕ «О УСТРОЙСТВЕ ЕВРЕЕВ» ОТ 9 ДЕКАБРЯ 1804 г.

КАК ИСТОЧНИК ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРОВАВШЕГО ПРАВОВОЙ СТАТУС ЕВРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

В НАЧАЛЕ XIX в.

© 2012 г. В.В. Егоров

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

vadimego@gmail. com

Поступила в редакцию 09.06.2012

Анализируется Положение «О устройстве евреев» от 9 декабря 1804 г. как важнейший источник законодательства, регулировавшего правовой статус еврейского населения Российской империи в начале XIX в. Уделяется внимание признакам норм этого законодательного акта. Подчёркивается стремление законодателя упразднить традиционную организацию еврейского общества. Указывается, что Положение «О устройстве евреев» от 9 декабря 1804 г. спровоцировало нищету среди евреев.

Александр I (1801-1825 гг.) проводил в отношении еврейского населения двоякую политику. 9 ноября 1802 г. был создан Комитет по благоустройству евреев (Г.Р. Державин, В.П. Кочубей, М.М. Сперанский, А.Ю. Чарторыйский и др.), который приступил к реформе, якобы вызванной необходимостью спасения крестьян от вреда, причиняемого им евреями. Указ об учреждении Комитета не был помещён в Полное собрание законов Российской империи, он упоминается лишь в Положении «О устройстве евреев» от 9 декабря 1804 г. [1, с. 731-736, ст.

21.547], [2, с. 2]. Ст.1 данного законодательного акта гласила, что евреи могут быть принимаемы и обучаемы без всякого различия от других детей, во всех российских училищах, гимназиях и университетах [1, с. 731, ст. 21.547]. По мнению Г.В. Костырченко, на практике этим правом смогли воспользоваться лишь немногие из основной массы еврейского населения, жившего по традиционному укладу, запрещавшему обучение детей в общеобразовательных школах [3, с. 29]. Важно отметить, что обучение в светских школах отвлекало верующих евреев от религии и предписаний Талмуда [4, с. 21]. По нашему мнению, из этого можно сделать вывод о том, что правительство стремилось отвлечь евреев от традиционного религиозного уклада жизни. Евреям, обучающимся в гимназиях, предписывалось отказаться от ношения традиционного еврейского платья, переменив его на платье не-

мецкое или польское (ст. 3) [1, с. 731-736, ст.

21.547]. Необходимо отметить, что запрет на ношение традиционной одежды действовал и для христианских юношей, что, по нашему мнению, в равной степени ограничивало права учащихся, однако для евреев этот запрет означал нечто большее, чем простую перемену одежды, ибо традиционное еврейское платье ментально связано с иудаизмом. Разрешалось принимать евреев для обучения в Санкт-Петербургскую академию художеств (ст. 4), а также «производиться в учёные степени наравне с прочими Российскими подданными» (ст. 5) [1, с. 731, ст. 21.547]. По нашему мнению, появление в Положении «О устройстве евреев» данных статей свидетельствовало о том, что евреи своими многочисленными талантами доказали правительству свою высокую значимость для российской науки и российского искусства. Евреям разрешалось открытие собственных школ. В этих школах было обязательным преподавание одного из европейских языков: русского, польского или немецкого (ст. 6) [1, с. 731-732, ст. 21.547]. Языковому цензу посвящены ст. 7-
10. Предписывалась обязательность составления евреями бухгалтерских книг и купчих тетрадей, а также любых публичных актов, обязательств, векселей и крепостных на одном из вышеуказанных языков либо составления перевода (ст. 7-8) [1, с. 732, ст. 21.547]. В качестве санкции за неподчинение этим мерам преду-

сматривалось непринятие судами и административными органами любых исков и документов, составленных на национальном языке. Кроме того, лицам, не владеющим одним из языков, запрещалось занимать любые должности в кагалах и раввинатах (ст. 10) [1, с. 731732, ст. 21.547] (раввинат - собрание раввинов. Раввин - руководитель духовно-нравственной жизни еврейской общины) [5, с. 1101]. По нашему мнению, язык является важнейшим фактором существования любой нации. Забвение языка приводит к вырождению нации. Забвение начинается исподволь, с приобщения к другому языку. При этом средствами приобщения выступает изменение языка как средства устного общения и письма. В соответствии со ст. 11 евреи были поделены на четыре класса: 1) земледельцы, 2) фабриканты и ремесленники, 3) купечество, 4) мещанство [1, с. 732, ст. 21.547].

В Положении «О устройстве евреев» устанавливалось право еврейского населения на приобретение в собственность незаселённой земли в пределах черты оседлости (ст. 13), использование труда наёмных рабочих для обработки вновь приобретённых земель (ст. 14), также разрешался наём земли у помещиков (ст.

16) [1, с. 732, ст. 21.547], переход на казённые земли в губернии: Литовские, Минскую, Волынскую, Подольскую, Астраханскую, Казанскую, Екатеринославскую и Таврическую (ст.
17). При этом устанавливалось, «что никто из евреев насильно переселяем не будет» (ст. 18) [1, с. 733, ст. 21.547]. Важно отметить, что Положение «О устройстве евреев» вновь закрепило пресловутую черту оседлости [6, электронный источник]. По мнению С.М. Дубнова, своеобразное расширение черты оседлости Астраханской и Казанской губерниями предполагалось только делом будущего [7, с. 178]. Евреи-хлебопашцы освобождались от платежа двойных податей в казну (ст. 19) [1, с. 733, ст.
21.547]. Новый закон положил начало еврейским земледельческим колониям на юге страны. [8, С. 799-800]. Важно отметить, что евреям разрешалось «заводить фабрики» в черте оседлости (ст. 20-21). При заведении фабрик евреи могли рассчитывать на получение государственной ссуды. Для формирования ссудного фонда государством ежегодно выделялось из бюджета по 20 000 руб. «для каждой из Губерний, от Польши присоединённых». Евреям разрешалось «заниматься любой ремесленной деятельностью, законом не запрещённой» (ст. 23). При этом евреи-ремесленники освобождались от выплаты двойной подати (ст. 24) [1, с. 733, ст. 21.547]. Как указывает Д.Д. Клиер, на практике двойной налог отменялся от случая к слу-

чаю, так что нельзя назвать точной даты, после которой перестали его взимать, но похоже, что к 1807 г. он фактически перестал существовать [9, с. 131]. Торговая деятельность разрешалась евреям в пределах черты оседлости (ст. 25-26). Закон даже разрешил евреям «выезжать на время во внутренние Губернии и столицы по паспортам от губернаторов» (ст. 28) [1, с. 733, ст.

21.547]. Данное положение дел стесняло еврейских предпринимателей. Ю.И. Гессен отмечал, что предпринимательские интересы заставляли евреев водворяться на постоянное жительство в запрещённых местах. Безусловно, российские министры осознавали пользу от еврейских предпринимателей и потому мирились с таким положением дел. Это обстоятельство благоприятно сказалось при разработке «Положения о евреях» 1835 г., когда еврейским купцам 2-й гильдии разрешили проживать за пределами черты оседлости [4, с. 86]. Ст. 30 предписывала с евреями, не предъявившими письменного свидетельства о записи в одном из состояний, указанных в ст. 11, поступать, как с бродягами, по всей строгости закона. В соответствии со ст. 34, начиная с 1 января 1807 г. в губерниях: Астраханской и Кавказской, Малороссийской и Новороссийской, а в остальных губерниях черты оседлости, начиная с 1 января 1808 г., евреям запрещалось жить в сёлах и деревнях, а также содержать в них аренды, шинки, кабаки и постоялые дворы. Это ограничение распространялось и на содержание заведений, расположенных на большой дороге [1, с. 734-735, ст.
21.547]. Д.Д. Клиер указывает, что, по расчётам членов Комитета по благоустройству евреев, многие сельские евреи должны были сняться с мест и, по необходимости, примкнуть к другим, более продуктивным, с точки зрения правительства, экономическим сословиям. Предполагалось, что эта трансформация произойдёт в течение 2-3 лет и завершится примерно в 1807— 1808 гг. [10, с. 133]. По мнению С.М. Дубнова, данная статья сразу вычёркивала из экономической жизни сферу трудовой деятельности, кормившей почти половину еврейского населения России, а вместе с тем тесный район жительства евреев был ещё более сужен изъятием из него огромной площади сёл и деревень [7, с. 178]. По мнению Ю.И. Гессена, этот закон был настоящим бедствием для еврейского населения. В бедных городах и местечках, куда переселяли евреев, не нашлось ни приюта, ни занятий для переселенцев. Лишенные крова и пищи евреи скитались с места на место. Появились болезни, увеличилась смертность. По нашему мнению, практика применения ст. 34 наносила существенный вред экономической деятельности евре-

ев, делая еврейское население одной из самых бедных и ослабленных частей российского общества. Ст. 35 предписывала помещикам, дозволившим евреям, по истечении срока, указанного в ст. 34, содержать аренды, шинки, кабаки или другие заведения для продажи вина, платить по приговору поветового или уездного суда штраф, в первый раз в размере 5 руб. с каждого дома, в деревне состоящего, во второй раз

- вдвое больше, а в третий раз имение помещика должно было отдаваться в опеку на 10 лет. Арендованные посессоры должны были вовсе отстраняться от управления имением и объявляться во всех ведомостях к тому неспособными [1, с. 735, ст. 21.547]. Д.Д. Клиер высказывает сомнения в том, что подобные штрафы на практике взимались с помещиков [9, С. 132]. По нашему мнению, данная статья препятствовала взаимодействию между еврейским и коренным населением черты оседлости, чем негативно обособляла еврейское население. Ст. 36 за аналогичное «правонарушение» устанавливала для евреев штраф, в первый раз 100 руб., во второй

- 200 руб., в третий - предписывала ссылку в Сибирь на поселение. Г.А. Белковский указывает, что Сибирь становилась доступной всякому еврею как место водворения в случае ссылки [10, с. 40]. По нашему мнению, несмотря на негативное значение данной статьи для евреев, она же позволила евреям выйти за пределы черты оседлости и поселяться в Сибири. По ст. 39 все долги местного населения евреям по продаже вина в сёлах и деревнях считались ничтожными и возврату не подлежали, что, безусловно, ещё более ухудшало экономическое положение евреев. Ст. 40 разрешала евреям продажу вина в городах и местечках. Однако ст. 41 запрещала евреям продажу вина в долг [1, с. 735-736, ст. 21.547]. Эти ограничения имели как национальную, так и экономическую подоплёку и, безусловно, устраняли конкурентов из евреев, что было на руку помещикам, занимающимся торговлей алкогольной продукцией.

По нашему мнению, ограничение для евреев в продаже алкогольных напитков было прямым следствием рекомендаций известного общественного деятеля, сенатора, поэта Г.Р. Державина, который в 1799 г. был отправлен в Белоруссию для устранения причин голода. По результатам поездки он составил записку о евреях -«Мнение сенатора Державина об отвращении в Белоруссии недостатка хлебного обузданием корыстных промыслов евреев, о их преобразовании и прочем», в соответствии с которым предполагалось произвести перепись еврейского населения и дать евреям фамильные прозвища, а также разделить евреев на четыре класса:

купцов, городских мещан, сельских мещан и поселян-земледельцев, с обязательством для каждого записаться в какой-нибудь класс. Всю эту массу нужно расселить поровну по разным местам Белоруссии, а излишек переселить в другие губернии. Затем могут быть уничтожены кагалы. Для управления же духовными делами евреев нужно учредить по губерниям «синагоги» с раввинами и «школьниками», а в Санкт-Петербурге - высшее духовное судилище под названием «Сендарин» (так пишет Г.Р. Державин еврейское слово «ПЙ1УХП» («синедрион»), усвоенное им, очевидно, понаслышке), состоящее под главенством верховного раввина или «патриарха». Далее проектируются репрессивные и принудительные меры: запретить евреям держать христианскую прислугу, отнять у них право участия в городских магистратах, принудить их скинуть отличительную одежду и писать все акты и деловые бумаги на русском, польском или немецком языках. Детям можно учиться в религиозной школе только до 12 лет, затем они должны переходить в общеобразовательные школы [7, с. 102-103].

Положение «О устройстве евреев» устанавливало неприкосновенность собственности еврейского населения, запрещало незаконно пользоваться трудом евреев, притеснять их в отправлении веры и в общей городской жизни. Жалобы евреев принимались в присутственных местах (ст. 44). Вместе с тем право евреев на передвижение было ограничено необходимостью предъявления свидетельств от помещиков об отсутствии у них долговых обязательств, а также удостоверения от кагала, что подати за себя они заплатили. При этом полиции приписывалось беспаспортных отправлять в незаселённые степи (ст. 46). Важно отметить, что помещикам запрещалось судить евреев, а третейскому суду предписывалось судить евреев на общих основаниях с остальными гражданами Российской империи (ст. 47). Д.Д. Клиер указывает, что статья 46 противоречит статье 47, ибо в ст. 46 значится, что для переезда с места на место евреи должны представлять свидетельства от помещиков о выполнении ими всех обязательств [9, с. 130]. Устанавливалась ответственность для раввинов за наложение наказаний на иудеев в виде штрафов, проклятий и извержений, за что предусматривались штрафы: в первый раз взысканием 50 руб., во второй - 100 руб. в пользу Приказа общественного призрения, а в третий - ссылкой на поселение в Сибирь (ст. 51). Говорилось о возможности строительства новых синагог в случае «разделения сект и раскола» среди иудеев (ст. 52). По нашему мнению, употребление слова «секта» в данной ста-

тье выражало пренебрежительное отношение правительства к иудаизму. Устанавливалась обязанность кагалов следить за уплатой казённых сборов и предоставлять отчётность на русском и польском языках городничим, а в казённых селениях - исправникам. За неточность отчётов предусматривалась ответственность наложением «новых податей, под страхом не только взыскания лично с них всего ими вновь положенного, но и законного суда и наказания» [1, с. 736-737, ст. 21.547]. По мнению С.М. Дубнова, отныне общинная автономия евреев должна была, таким образом, действовать под двумя флагами: религии и фиска [7, с. 180]. По мнению Ю.И. Гессена, Положение «О устройстве евреев», с одной стороны, ограничивало власть кагала сбором податей, а с другой - препятствовало уравнению иудеев в правах с христианами, дабы не умалить значения христианского населения [8, с. 800] По мнению М.И. Мы-ша, Положение «О устройстве евреев» изъяло из сферы деятельности кагалов духовно-судебную власть» [11, с. 55].

Положение «О устройстве евреев» было направлено в первую очередь на благо коренных обывателей [12, с. 798]. Оно нанесло существенный правовой и экономический удар по положению евреев. Данный законодательный акт был типичным «регламентом» прусско-австрийского образца. В основе его лежала система «преобразований, вводимых властью правительства», которая приводила к насильственной ломке веками сложившегося строя, к жестоким репрессиям, с одной стороны, и бедствиям опекаемых еврейских масс - с другой [7, с. 180181]. По мере того как правительство проводило в жизнь статьи Положения «О устройстве евреев», все очевиднее становилась их непоследовательность и тем призрачнее надежда на их действенность [9, с. 133]. Понятно, что данный законодательный акт не был воспринят евреями с энтузиазмом [4, с. 21]. Вместе с тем нельзя не отметить тот факт, что по Положению «О устройстве евреев» иудаизм впервые был официально признан как религия [13, с. 91]. По мнению Л.Р. Романовской, «Положение» преследовало две цели: 1) ассимиляция евреев и включение их в экономическую и социальную жизнь страны; 2) укрепление государственно-экономической позиции, согласно которой нужно было заботиться о том, чтобы сделать евреев полезными для государства [14, с. 206-207].

По мнению В.Н. Никитина, евреи не хотели прекращать трудовую деятельность на прежнем месте жительства [15, с. 7-8]. Как указывает Ю.И. Гессен, переселение 60 000 евреев в короткий срок оказалось делом невозможным. В 1807 г.

правительством было принято решение созвать в губерниях черты оседлости Комитет еврейских депутатов, которому предписывалось разработать средства к осуществлению переселения евреев. По итогам работы Комитета было составлено заключение, в котором содержался призыв к прекращению срочного насильственного переселения евреев. Государь согласился лишь на небольшое послабление: с 1 января 1808 г. должно было начаться переселение евреев частями с тем расчётом, чтобы в течение трёх лет завершить переселение окончательно. Однако многочисленные донесения местных властей о том, что закон невыполним, наконец заставило Александра I отказаться от идеи переселения [16, с. 47]. 5 января 1809 г. было принято решение «О приостановлении переселения Евреев и об учреждении особого комитета для изыскания мер, посредством которых такое переселение могло бы произойти» [17, с. 756-757, ст. 23.435]. В данном указе Александр I предписывал комитету под руководством действительного тайного советника

B.С. Попова проанализировать природу препятствий к переселению евреев, дабы разработать меры к их устранению. Кроме того, членам комитета предписывалось разработать меры к освобождению евреев от винного промысла. Необходимо отметить, что, по мнению императора, евреи не могли осуществить переселение в кратчайшие сроки вследствие их нищеты. При этом известные учёные Ю.И. Гессен [8, с. 799-800] и

C.М. Дубнов [7, с. 180] полагали, что нищета евреев была вызвана именно действием Положения «О устройстве евреев» 1804 г.

По нашему мнению, Положение «О устройстве евреев» от 9 декабря 1804 г. в целом было направлено на разрушение традиционного уклада жизни евреев. Необходимо отметить, что некоторые дозволения, содержащиеся в нём, по сути носили половинчатый характер. По совокупности фактов, действие Положения «О устройстве евреев» отрицательным образом сказалось на уровне жизни еврейского населения. Полагаем, что именно в этот период складываются основы ограничительной политики правительства в отношении евреев по экономическому, национальному и религиозному признакам.

Список литературы

1. Положение о устройстве евреев от 9 декабря 1804 г. // Полн. собр. законов Рос. империи Изд. 1. Т. 28. СПб.: Типография II Отд. Собственной Е.И.В. канцелярии, 1836. № 21.547.
2. Миндилин А.Б. Деятельность комитетов, комиссий и совещаний по еврейским реформам в России в XIX - начале XX века // «Вопросы истории» М.: Наука, 2000. № 8. С. 2.
3. Костырченко Г.В. Сталин против космополитов. Власть и еврейская интеллигенция в СССР. М.: РОССПЭН, 2010. С. 29.
4. Дикий А.Д. Евреи в России и СССР. Изд. 2-е. Новосибирск: Благовест, 1994. С. 21.
5. Толковый словарь русского языка / Под общ. ред. Д.Н. Ушакова. Т. 3. М.: ОГИЗ, 1939. С. 1101.
6. Подробнее см.: Еврейский клуб/ [Электрон-

ный ресурс]. Режим доступа: http://jewishclub.com/ ршйу_еугееу^р?йеЫ1ап=гш (дата обращения:

24.09.2011).
7. Дубнов С.М. Новейшая история евреев. СПб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1911. С. 178, 180181.
8. Гессен Ю.И. Александр I, русский император // Еврейская энциклопедия / Под общ. ред. А.Я. Гар-кави, Л.И. Канцельсона. Т. 1. СПб.: Изд. «Брокгауз -Ефрон». С. 799-800.
9. Клиер Д.Д. Россия собирает своих евреев. М.: Мосты культуры / Гешарим, 2000. С. 130-133.
10. Белковский Г.А. Русское законодательство о евреях в Сибири. СПб.: Центральная типолитография М.Я. Минькова. С. 40.
11. Мыш М.И. Руководство к русским законам о евреях. СПб.: Типолитография М.П. Фроловой, 1898. С. 55.
12. Гессен Ю.И., Лозинский С.И. Антисемизм в России // Еврейская энциклопедия. Под общ. ред. Гаркави А.Я., Канцельсона Л.И. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1908. Т. 2. С. 798.
13. Религии России. Под общ. ред. В.А. Сомова, В.К. Романовского. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006. С. 91.
14. Романовская Л.Р. Иноверцы в Российской империи (историко-правовое исследование): дис... канд. юр. наук: 12.00.01. Н. Новгород, 2006. С. 206207.
15. Никитин В.Н. Евреи-земледельцы. Историческое, законодательное, административное и бытовое положение колоний со времени их возникновения и до наших дней. СПб.: Типография газеты «Новости», 1887. С. 7-8.
16. Гессен Ю.И. Законодательство о жительстве евреев в России. М.: Русская мысль, 1911. С. 47, 80, 86.
17. Решение «О приостановлении переселения евреев и об учреждении особого комитета для изыскания мер, посредством которых такое переселение могло бы произойти» // Полн. собр. законов Российской империи. Изд. 1. Т. 30. СПб.: Типография II Отд. Собственной Е.И.В. канцелярии, 1836. № 23. 435.

REGULATION «ON THE SETTLEMENT OF JEWS» OF DECEMBER 9, 1804 AS A SOURCE OF LAW REGULATING THE LEGAL STATUS OF THE JEWISH POPULATION OF THE RUSSIAN EMPIRE IN THE EARLY 19th CENTURY

V. V. Egorov

This article presents an analysis of the Regulation «On the Settlement of Jews» of December 9, 1804 as the most important source of legislation regulating the legal status of the Jewish population of the Russian Empire in the early 19 century. The lawmakers’ desire to abolish the traditional organization of the Jewish community is emphasized. It is stated that the Regulation «On the Settlement of Jews» of December 9, 1804 provoked poverty among the Jews.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты