Спросить
Войти

Обсуждение соглашения о сотрудничестве между США и Евратомом в конгрессе США (июль август 1958 г. )

Автор: указан в статье

О. Г. Лекаренко

ОБСУЖДЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ США И ЕВРАТОМОМ В КОНГРЕССЕ США (ИЮЛЬ - АВГУСТ 1958 г.)

В статье рассматривается обсуждение в конгрессе США соглашения о сотрудничестве с Евратомом. Интерес США к Евратому был обусловлен американской поддержкой европейской интеграции, задачей нераспространения ядерного оружия, соревнованием с другими ядерными державами за рынок ядерных материалов и оборудования в Западной Европе. Несмотря на некоторые замечания, конгресс США утвердил соглашение о сотрудничестве между США и Евратомом, которое должно было принести существенные выгоды от поставок американских реакторов странам Евратома и закрепить американское лидерство в области мирного атома.

Во второй половине 1950-х гг. растущий спрос на энергию усилил интерес западноевропейских стран к использованию энергии мирного атома и дал жизнь Европейскому сообществу по атомной энергии (Евратому). Однако, подписывая договор о создании Евратома, страны «шестерки» не обладали достаточными материальными и техническими возможностями для успешного и быстрого развития атомной энергетики, что стало причиной тесного сотрудничества нового сообщества с Соединенными Штатами. Еще до подписания договора о создании Евратома в конце октября 1956 г. странами «шестерки» был учрежден специальный комитет «трех мудрецов», которому было поручено подготовить доклад об экономическом значении атомной энергии и необходимых для ее развития средствах. В начале 1957 г. члены комитета посетили США и получили предварительное согласие американской стороны на сотрудничество с будущим сообществом. Вскоре после подписания Римских договоров о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Евратома, 2 мая 1957 г., комитет «трех мудрецов» представил доклад «Цели Евратома». В докладе рекомендовалось осуществить до 1967 г. в рамках Евратома крупную программу строительства атомных реакторов и электростанций общей мощностью 15 млн кВт. Выполнение столь масштабной по своим задачам программы, говорилось в докладе, будет невозможным без установления сразу же после создания сообщества отношений сотрудничества с мировыми лидерами в области ядерных технологий [1. С. 36].

С начала переговоров о создании ЕЭС и Евратома администрация США поддерживала образование Европейского сообщества по атомной энергии. Во-первых, американцы поначалу мало верили в успех Общего рынка и связывали дальнейшее развитие европейской интеграции именно с Евратомом. Во-вторых, американские эксперты полагали, что создание Евратома могло уменьшить заинтересованность стран «шестерки» в развитии национальных военных ядерных программ и таким образом способствовать созданию надежного режима нераспространения ядерного оружия. В-третьих, ожидались материальные выгоды от поставок обогащенного урана и продажи американских ядерных реакторов странам Западной Европы. Интерес к научно-техническому сотрудничеству с американскими союзниками в Западной Европе усилился после запуска Советским Союзом первого искусственного спутника Земли в октябре 1957 г. Международное сотрудничество в области мирного атома должно было

ослабить влияние советской пропаганды, обвиняющей Соединенные Штаты в том, что они развивают только свою военную атомную промышленность, и закрепить американское лидерство в развитии мирной атомной энергетики.

1 января 1958 г. Римские договоры вступили в силу. Поскольку на первом этапе создание Европейского сообщества по атомной энергии столкнулось с организационными трудностями, в США полагали, что от американской поддержки Евратома будет зависеть успех европейской интеграции в целом. К лету 1958 г. эксперты американской Комиссии по атомной энергии (КАЭ) и Евратома разработали проект будущего соглашения о сотрудничестве между США и Евратомом. Он предусматривал строительство в странах Евратома с американской помощью нескольких крупных реакторов на легкой воде для производства 1 млн кВт электроэнергии. Основное финансирование должны были взять на себя страны-члены Евратома, но США были готовы предоставить через Экспортно-импортный банк заем Евратому в размере 135 млн долл. США также обязывались поставить сообществу 30 т обогащенного урана. На первые 9 т обогащенного урана, необходимых для запуска реакторов, распространялась отсрочка платежа. 1 т предназначалась для использования в научно-исследовательских реакторах. Остальное количество урана-235 должно было компенсировать в течение 20 лет потери топлива в результате его выгорания. В свою очередь страны Евратома до начала поставок реакторов и ядерного топлива должны были создать надежную систему ядерных гарантий. Эксперты также предлагали заключить дополнительное соглашение сроком на 10 лет по программе усовершенствования построенных в рамках Евратома реакторах [2. С. 63-65]. 29 мая 1958 г. Комиссия Евратома одобрила проект соглашения о сотрудничестве между США и Евратомом.

В Госдепартаменте США полагали, что программа сотрудничества с Евратомом не должна вызвать враждебности или организованного сопротивления в США. Недовольство ожидалось только со стороны представителей американского бизнеса, не участвовавших в производстве тех типов реакторов, которые планировалось поставлять в Европу, и рассматривавших программу сотрудничества с Евратомом как не имеющую особой ценности и даже вредную с точки зрения отвлечения средств от развития национальной ядерной программы [3]. Тем не менее Госдепартамент подготовил рекомендации, как освещать программу сотрудничества США с Евратомом в прессе. Согласно рекомендациям дипло-

матического ведомства США, средствам массовой информации следовало сделать акцент на том, что данная программа является первым шагом на пути к взаимному сотрудничеству сторон в мирном использовании атомной энергии. В документе Госдепартамента отмечалось, что главной причиной, по которой электроэнергия, производимая с помощью атомных электростанций, будет доступна в Западной Европе раньше, чем в Соединенных Штатах, является высокая себестоимость обычных источников энергии в Европе. Чтобы избежать негативной реакции американских союзников в других регионах мира (Ближний Восток, Япония, Латинская Америка), Госдепартамент советовал подчеркнуть, что программа сотрудничества с Евратомом стала возможной благодаря высокой степени участия европейского капитала в проекте и наличию подготовленной промышленной базы в странах Евратома [4].

Согласно закону об атомной энергии 1954 г. (ст. 123) президент США утверждает все представленные КАЭ международные соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии и дает письменное заключение о том, что данные соглашения не представляют риска для обороны и безопасности страны. Затем соглашения передаются Объединенной комиссии конгресса по атомной энергии, которая должна рассмотреть их в течение 30 дней с момента представления [5. С. 2873]. Объединенная комиссия конгресса по атомной энергии была учреждена в 1946 г. и контролировала деятельность КАЭ по атомной энергии и проблемам, связанным с развитием, использованием и контролем над ядерной энергией. В комиссию входило по 9 членов от каждой палаты конгресса, из которых не более пяти человек могли быть членами одной политической партии, что обеспечивало надпартийный характер работы комиссии. С 1954 г. был введен принцип ротации председателей комиссии между палатами. 17 июня 1958 г. президент Д. Эйзенхауэр утвердил соглашение о сотрудничестве с Евратомом. Передавая его на рассмотрение конгресса, президент подчеркнул, что данное соглашение является «первым шагом к установлению взаимовыгодного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии между новым Европейским сообществом и Соединенными Штатами», и выразил надежду на быструю ратификацию документа конгрессом [6. С. 59-63].

Соглашение о сотрудничестве между США и Евратомом рассматривалось на заседаниях Объединенной комиссии по атомной энергии 22-30 июля и 5-13 августа 1958 г. Накануне слушаний председатель Объединенной комиссии К. Дюрхем направил письма исполняющему обязанности председателя КАЭ У. Либби и госсекретарю Дж.Ф. Даллесу, в которых изложил возможные вопросы со стороны членов Объединенной комиссии по программе сотрудничества с Евратомом и попросил их представить соответствующую информацию относительно: соотношения программы сотрудничества с Евратомом и национальной программы развития атомной энергетики; степени разработанности технических, финансовых и административных аспектов программы; методов проведения инспекций на территории стран-участниц Евратома и соответствия гаран-

тий Евратома стандартам Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ); отношений между Госдепартаментом, КАЭ, администрацией международного сотрудничества и офисом президента в администрировании программы [7. С. 504-505]. Открывая слушания, председатель Объединенной комиссии по атомной энергии Л. Дюрхем отметил, что в Западной Европе потребности в электроэнергии, производимой с помощью атомных электростанций, намного больше, чем в США, в связи с чем Европа может стать хорошей площадкой для американских производителей, пока американский рынок атомного оборудования находится в стадии становления [8. С. 1-2]. В первый день слушаний перед членами комиссии выступил заместитель госсекретаря по экономическим вопросам Д. Диллон, который отметил, что программа сотрудничества имеет важное для обеих сторон практическое и политическое значение. Он подчеркнул, что Соединенные Штаты заинтересованы не только в развитии международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии, но и продвижении европейской интеграции. Программа сотрудничества с Евратомом, по мнению Госдепартамента, позволяла создать основу для плодотворного сотрудничества между США и странами Западной Европы и поддержать лидерство западных стран в сфере мирного атома [Там же. С. 23-24].

В следующие дни перед комиссией выступили представители КАЭ, Экспортно-импортного банка, частного бизнеса, которые остановились на технических и финансовых аспектах соглашения. Выступивший от имени КАЭ Дж. Флоберг, в частности, отметил, что соглашение о сотрудничестве с Евратомом предоставляет Соединенным Штатам прекрасную возможность проверить свои ядерные технологии в крупной по масштабам программе коммерческого использования атомной энергии. Помогая Евратому выполнить его цели, заявил Дж. Флоберг, мы тем самым поможем нашим фирмам получить важный производственный опыт и сведения о стоимости производства электроэнергии с помощью атомных станций в большем объеме, чем это возможно в рамках развития национальной ядерной программы. Таким образом, продолжал чиновник КАЭ, американские фирмы получат в скором времени опыт, на приобретение которого в самих США понадобились бы долгие годы, так как сравнительная дешевизна обычных источников энергии не способствует быстрому росту спроса на ядерную энергию. Полученные сведения помогут усовершенствовать ядерные реакторы и снизить стоимость топливного цикла, а научно-техническое сотрудничество сторон обеспечит более масштабное развитие ядерных исследований, чем если бы США и страны Евратома действовали поодиночке. Он также отметил, что если Евратом преуспеет в выполнении представленной «тремя мудрецами» программы, то Западная Европа превратится в крупный рынок для американского ядерного оборудования [Там же. С. 206-207].

С основной критикой программы в конгрессе выступил вице-председатель Объединенной комиссии сенатор К. Андерсон, личная враждебность которого к возглавлявшему долгие годы Комиссию по атомной энергии Л. Страусу была хорошо известна в Вашинг-

тоне [9. С. 206]. Отношения между КАЭ и комиссией конгресса по атомной энергии начали ухудшаться в 1955-1956 гг., когда К. Андерсон возглавлял Объединенную комиссию. Именно поэтому, начиная с 1957 г., один из членов Комиссии по атомной энергии всегда назначался президентом с учетом обеспечения коммуникации между КАЭ и Объединенной комиссией конгресса [10. С. 165-176]. Другой причиной критики соглашения было то, что за несколько дней до начала слушаний в конгрессе по программе сотрудничества с Евратомом Д. Эйзенхауэр выразил свое недовольство сделанными Объединенной комиссией дополнениями к внесенной президентом в конгресс национальной программе строительства реакторов. В комиссии конгресса подозревали, что виновником этого был Л. Страус, который всегда выступал против увеличения государственного финансирования в надежде на то, что основные расходы по строительству реакторов возьмет на себя частный бизнес [9. С. 189]. Решение президента разозлило комиссию и особенно ее вице-председателя К. Андерсона.

Личная неприязнь между К. Андерсоном и Л. Страусом привела к тому, что Л. Страус, чьи полномочия как председателя КАЭ закончились 30 июня 1958 г., отказался снова возглавить Комиссию. В беседе с президентом Л. Страус подчеркнул, что в течение долгого времени был мишенью для нападок молодого сенатора от Нью-Мексико. Так как в 19591960 гг. К. Андерсон мог снова стать председателем Объединенной комиссии конгресса по атомной энергии, Л. Страус считал, что он не сможет обеспечить конструктивное сотрудничество КАЭ с комиссией конгресса и поэтому «должен уйти со сцены» [11. С. 392; 12. С. 367, 378]. Перед своим уходом с поста председателя КАЭ Л. Страус представил список лиц, которые могли бы возглавить Комиссию, где первым номером стояло имя Дж. Маккоуна. Вскоре после своего назначения новый председатель КАЭ Дж. Макко-ун встретился с членами Объединенной комиссии по атомной энергии Ч. Холифилдом и К. Андерсоном, чтобы обсудить действия в конгрессе в связи со слушаниями по вопросу о заключении соглашения между США и Евратомом [13. С. 491-492]. В ходе слушаний в Объединенной комиссии по атомной энергии К. Андерсон опустил вопрос о гарантиях, но остановился на финансовых аспектах программы. Он спрашивал, зачем обсуждать 100-миллионную программу помощи Евратому, если администрация не хочет финансировать национальную программу. Сенатор выступал против отправки первых 9 т урана-235 Евратому с отсрочкой платежа и восклицал, можно ли доверять международному сообществу, которое только создается и поэтому не является платежеспособным. В частной беседе с Маккоуном Р. Андерсон пояснил, что Комиссия Евратома вряд ли когда-нибудь обратится к Экспортно-импортному банку за займом, необходимым для финансирования строительства американских реакторов за границей. Сенатор поставил под вопрос выполнимость плана по возвращению отработанных топливных элементов в США. Соглашение о сотрудничестве США с Евратомом отдавало предпочтение строительству уже испытанных типов реакторов

на легкой воде в ущерб разрабатываемым образцам. В этой связи К. Андерсон задавал вопрос: не лучше ли вложить средства в развитие новых типов реакторов, чем совершенствовать старые [8. С. 109, 167].

Другие вопросы, поднятые во время слушаний в комиссии, касались ядерных гарантий Евратома, реалистичности реализации столь масштабной программы в такие короткие сроки, роли европейского частного бизнеса и отдельно каждого из участников сообщества в ее выполнении (сенатор Г. Дворжак) [Там же. С. 217218, 222]. В ходе слушаний перед конгрессменами выступил президент «Интерньюклеа кампани», которая работала в рамках совместного американо-итальянского проекта, Ф. Н. Пауэрс. Итальянский консорциум «Национальное общество по атомной энергии» был учрежден в марте 1957 г. Главной задачей консорциума являлось строительство атомного реактора под Римом с целью снабжения электроэнергией районов Центральной и Южной Италии, где стоимость обычных источников энергии была на 50% выше, чем на Севере. В октябре 1957 г. Национальное общество обратилось к иностранным фирмам с предложением о развитии сотрудничества. После рассмотрения нескольких предложений, поступивших из США, Великобритании и Франции, консорциум остановился на строительстве реактора американского типа [14. С. 158-159]. В своем выступлении Ф.Н. Пауэрс обратил внимание конгрессменов на технические аспекты международного сотрудничества в области мирного атома. Он пояснил, что установка одного ядерного реактора требует не менее шести лет и включает такие аспекты, как определение конкретных потребностей сторон, утверждение проекта, подписание контрактов и подготовку специалистов, что также требует определенного времени. Таким образом, Ф.Н. Пауэрс не особенно верил в то, что все задачи программы сотрудничества США с Евратомом будут выполнены в срок, но заключение соглашения могло дать важный толчок такому сотрудничеству, а также подтолкнуть развитие национальной ядерной программы США [8. С. 255-159]. Представители американской атомной индустрии, выступившие во время слушаний или в качестве экспертов, рекомендовали сделать раздел о типах реакторов наиболее гибким, с тем чтобы сохранить возможность включить в будущем в программу сотрудничества с Евратомом внедрение новых типов [Там же. С. 62-263].

В целом комиссия достаточно благожелательно отнеслась к программе сотрудничества с Евратомом, которая являлась наглядной демонстрацией американского лидерства в развитии атомной энергетики и не препятствовала развитию национальной программы электрификации страны на основе использования атомной энергии. По сделанным ранее оценкам Госдепартамента, подписание соглашения также не должно было нанести ущерб экспорту американского угля в Европу. Эксперты Госдепартамента отмечали, что, несмотря на конкуренцию со стороны нефти и атомной энергии, американский уголь имеет спрос на европейском рынке, который будет расти даже при условии выполнения «Целей Евратома». Причины этого заключаются в общем увеличении спроса на энергию, более низких ценах на американский уголь по сравнению с европей-

ским и зависимости европейских стран от американских поставок обогащенного урана. В отчете Госдепартамента также указывалось, что финансовые и административные проблемы, скорее всего, замедлят выполнение программы Евратома по производству к 1967 г. 15 млн кВт электричества с помощью атомных электростанций [15]. Объединенная комиссия конгресса одобрила соглашение о сотрудничестве США с Евратомом в объеме запрашиваемой суммы. Комиссия также сочла слишком оптимистичными цели Евратома по строительству к 1963 г. шести энергетических реакторов и предложила продлить сроки действия соглашения до 1965 г., а также включить в него испытание других типов реакторов помимо уже испытанных. В 1959 г. по программе усовершенствования атомных электростанций планировалось выделить 3 млн долл. [7. С. 508509]. 28 августа 1958 г. конгресс утвердил соглашение о сотрудничестве с Евратомом.

Соглашение о сотрудничестве между США и Евратомом было подписано в Брюсселе 8 ноября 1958 г. Оно предусматривало создание к 31 декабря 1963 г. мощностей для производства 1 млн кВт электроэнергии. Общая стоимость программы оценивалась в 350 млн долл., из которых 215 млн долл. финансировал Евратом (150 млн долл. должны были внести частные компании, а 65 млн - Евратом через Европейский инвестиционный банк) и 135 млн долл. должно было предоставить правительство США в форме долгосрочного кредита сроком на 20 лет. Комиссия по атомной энергии должна была поставить сообществу 30 тыс. кг обогащенного урана-235 для использования в совместных проектах. Распределение ядерного топлива, обеспечение ядерной безопасности и контроль были возложены на Комиссию Евратома, которая должна была консультироваться и делиться опытом с МАГАТЭ, с тем чтобы

система гарантий Евратома была совместимой с гарантиями Международного агентства по атомной энергии. В рамках соглашения европейские частные или правительственные лица и организации могли подавать заявки на конкурсной основе на финансирование проектов. Стороны договорились также о проведении совместной десятилетней программы в области усовершенствования атомных электростанций на условиях паритетного финансирования. Основной задачей программы являлось снижение стоимости топливного цикла и переработки плутония. В первые пять лет на реализацию программы планировалось выделить 100 млн долл. (по 50 млн долл. с каждой стороны), затем стороны должны были рассмотреть объем финансирования на следующие 5 лет [16. С. 75-87].

Соединенные Штаты, которые являлись безусловным лидером в области ядерных технологий, сыграли важную роль в создании и становлении Евратома. Американские поставки обогащенного урана в Западную Европу позволили странам «шестерки» приступить к формированию атомного сообщества. В то же время прогнозы о росте спроса на энергию в странах Западной Европы оказались сильно преувеличенными. Сказалась также высокая себестоимость производства ядерной энергии. Вопреки ожиданиям по соглашению о сотрудничестве США с Евратомом было построено всего три реактора на легкой воде общей мощностью 750 тыс. кВт, что выглядело весьма скромно по сравнению с целями, заявленными в отчете «трех мудрецов». Программа сотрудничества США с Евратомом также исходила из предположения, что атомное сообщество станет локомотивом процесса развития европейской интеграции. Когда эту роль взял на себя Общий рынок, администрация США утратила интерес к совместной программе.

Литература

1. Евратом: правовые проблемы. М., 1992.
2. Outline of Proposed United States - EURATOM Program, June 23, 1958 // Documents on American Foreign Relations. 1958 / ed. by P.E. Zinner.

N.Y., 1959.

3. Letter from R. Schaetzel to W. Butterworth, July 15, 1958 // National Archive (NA). RG 59. Box 448. Folder 19.8 General.
4. News Policy Note 0616-1900 on US - EURATOM Agreement. June 16, 1958 // NA. RG 59. Box 441. Folder 19.8 r.
5. Atomic Energy Act of 1954, August 30, 1954 // American Foreign Policy. 1950-1955. Wash., 1957.
6. Message of the President Recommending Approval of an International Agreement between the United States and EURATOM, June 23, 1958 // Docu-

ments on American Foreign Relations. 1958.

7. Recommendation of Congressional Passage of the EURATOM Cooperation Act of 1958: Report of the Joint Committee on Atomic Energy, August 15,
1958 // American Foreign Policy: Current Documents. 1958. Wash., 1962.
8. Hearings before the Joint Committee on Atomic Energy on the Proposed EURATOM Agreements and Legislation to Carry out the Proposed Coopera-

tive Program. July 22 - August 13, 1958. Congress of the United States. 85th Congress. Second Session. Wash., 1958.

9. Anderson C.P. Outsider in the Senate: Senator Clinton Anderson’s Memoirs. N.Y., 1970.
10. Allardice C., Trapnell E.R. The Atomic Energy Commission. N.Y., Wash., 1974.
11. EisenhowerD. The White House Years: Waging Peace, 1956-1961. N.Y., 1965.
12. Strauss L.L. Men and Decisions. N.Y., 1962.
13. HewlettR.G., Holl J.M. Atoms for Peace and War, 1953-1961: Eisenhower and the Atomic Energy Commission. Berkeley, 1989.
14. Kramish A. The Peaceful Atom in Foreign Policy. N.Y., 1963.
15. The Impact of European Nuclear Power Programs on US Coal Exports: Intelligence Report. February 11, 1958 // NA. RG 59. Box 440. Folder 19.8 m.
16. Agreement for Cooperation between the Government of the United States of America and the European Atomic Energy Community (EURATOM)

Concerning Peaceful Uses of Atomic Energy, November 8, 1958 // United States Treaties and Other International Agreements. Vol. 10. 1959. Wash., 1960.

Статья представлена научной редакцией «История» 25 октября 2011 г.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты