Спросить
Войти

Северо-западная академия государственной службы: устремленность в будущее

Автор: указан в статье

Шитарев В. И.

Северо-Западная академия государственной службы: устремленность в будущее

То, что чиновник не только должность, но и профессия, даже в наше время не всем кажется очевидным. Однако интересно, что первые исторические опыты специальной подготовки гражданских служащих в нашей стране были предприняты еще при Петре I, который вывел проблему профессионального образования на уровень государственный. С учетом задач, которые решались в конце

XVII - начале XVIII вв., в первую очередь были основаны Морская академия, Артиллерийская, Математическая, Навигацкая, Инженерная, Медицинская школы. Но открылось и первое специальное учебное заведение, которое

ШИТАРЕВ Владимир Ильич — проректор Северо-Западной академии государственной службы по развитию

готовило молодых людей для службы гражданской — школа иностранных языков при Посольском приказе. Государь-реформатор принял на службу Генриха Фика и командировал его в Швецию изучать европейский управленческий опыт, чтобы затеять административную реформу. Опыт был изучен, на проекте сохранилась резолюция императора: «Сделать Академию, а ныне приискать из Русских, кто учен, и к тому склонность имеет...». Любопытно, что в петровскую эпоху случались

При подготовке статьи использованы материалы следующих изданий: СевероЗападная академия государственной службы / Сост. В. Радзиевский. — СПб., 2004; Северо-Западная академия государственной службы. Фотоальбом, посвященный 15-летию СЗАГС / Сост. Н. В. Горбатова. — СПб.: Изд-во СЗАГС, 2006.; Горшков А. С., Чубинский-Надеждин В. В. и др. Северо-Западная академия государственной службы: 15-летию СЗАГС посвящается. — СПб.: Издательство «АРДЕН», 2006.

и другие образовательные проекты, в том числе и создание «академии политики для пользы государственных канцелярий». Неизвестный автор рассматривал это учебное заведение как Публичный университет образца европейского. Однако тогда обстоятельства еще не созрели.

Укрепление государства, создание основ правовых отношений между гражданами в начале

XVIII в. — все это требовало наполнения государственного аппарата профессиональными кадрами. Однако системы их подготовки все еще не было. Созданная в 1721 г. при Сенате школа подъя-чих, в которую принимали детей «приказных людей» и назначенных в коллегии молодых дворян, давала мизерный выход. Именно поэтому были открыты при Сенате и его коллегиях юнкерские школы, а затем и Кадетский корпус, получивший в нагрузку к подготовке офицеров для армии «политическое и гражданское обучение». В 1748 г. Елизаветой Петровной был подписан специальный Указ «Об обучении кадетов, склонных к статской службе, юриспруденции и арифметике и освобождении их от других занятий и военных экзерциций». Поданным переписи чиновников государственного аппарата 1754-1756 гг., 20% государ-

ственных служащих получили специальное образование. Это был не только количественный, но и качественный прорыв, закрепленный впоследствии Манифестом Екатерины II, подключившей к подготовке канцелярских служащих не только Петербургскую академию, Московский университет, Казанскую гимназию, но и Кадетские корпуса — Морской и Сухопутный. Российская армия в трудные времена всегда выручала государство.

В XIX в. началось создание полноценной системы подготовки и повышения квалификации государственных служащих, охватывавшей не только крупные города, но и отдаленные губернии. Она опиралась на Московский, Петербургский, Харьковский и Дерптский университеты, включала не только такие привилегированные учебные заведения, как Царскосельский лицей, Императорское высшее училище правоведения, Пажеский корпус, но и уездные училища. Предусматривались разные формы обучения — с отрывом и без отрыва от работы. Были установлены понятные правила игры, ставившие чинопроизводство, то есть служебную карьеру, в прямую зависимость от уровня образования и оценок в аттестате. Так, с 1809 г., после соответствующе-

го правительственного Указа, без получения высшего образования стало невозможным производство в чины от V класса и выше. Надо было окончить созданные при всех университетах курсы и выдержать экзамены перед комиссией в составе ректора и трех профессоров. А в 1840 г. ужесточили правила чинопроизводства даже для выпускников знаменитого Царскосельского лицея. Чины IX—X классов присваивались лишь тем, кто имел в течение последних двух лет по каждому предмету не менее 4 баллов, остальные покидали лицей с понижением на один чин.

В советское время обучение управленцев управлению долгое время подменялось изучением идеологических постулатов, как будто посредством заклинаний можно руководить гигантской страной. Лишь в период перестройки страна словно бы спохватилась. В конце 1980-х гг. последовала серия правительственных распоряжений и постановлений, в результате которых на базе Института управления народным хозяйством, Института повышения квалификации (они входили в Академию народного хозяйства), а также их многочисленных региональных, отраслевых и межотраслевых аналогов была сформирована система «подпитки» руково-

дящих кадров (главным образом, высшего звена) новейшими по тому времени знаниями по части финансовой политики, планирования, методов хозяйствования в условиях перехода советской экономики на самофинансирование. Наиболее прогрессивное достижение тогдашних образовательных технологий в сфере управления — программно-целевая система, которая «сортировала» слушателей с учетом уровня их подготовки и профессиональной специфики.

Официальной датой основания СЗАГС считается 16 декабря 1991 г., хотя отсчет истории академии вполне можно вести с 1918 г. Тогда в Петрограде открыли рабоче-крестьянский (впоследствии — Коммунистический) университет, который в 1944 г. был реорганизован в Ленинградскую высшую партийную школу (ЛВПШ). На ее базе с 1989 г. стал действовать Политологический институт.

В начале 1990-х учебные заведения, входившие в систему КПСС, были преобразованы в новые вузы, получившие название кадровых центров. Одним из них стал Северо-Западный кадровый центр (СЗКЦ), созданный распоряжением Правительства РСФСР от 16 декабря 1991 г. на материально-технической базе бывшего Ленинградского

политологического института. Директором СЗКЦ был назначен доцент Высшей школы МВД Э. П. Теплов.

10 сентября 1992 г. Правительство РФ своим распоряжением определило статус всех семи созданных к тому времени кадровых центров. Кадровые центры стали полноправными высшими учебными заведениями.

Несколькими месяцами раньше, в январе 1992 г., решился и вопрос о судьбе слушателей бывших партийных учебных заведений. Совместным приказом Министерства науки, высшей школы и технической политики и Роскадров директорам кадровых центров было предписано предоставить возможность слушателям продолжить учебу в учебных заведениях Роскадров. Таким образом, были созданы предпосылки для обеспечения учебного процесса в СЗКЦ. В январе 1992 г. начался активный процесс формирования трудового коллектива кадрового центра, как из преподавателей и сотрудников бывшего ЛПИ, так и из работников других вузов и научных учреждений города. В феврале начались учебные занятия, в июне — проведена экзаменационная сессия, состоялся выпуск студентов-старшекурсников. Затем прошел первый прием в СЗКЦ, всего были зачислены 320 человек.

Одновременно руководство вуза проводило большую работу по подготовке новых учебных планов и программ. Особое внимание уделялось специальности «Государственное и муниципальное управление».

Проведение организационных мероприятий по становлению Северо-Западного кадрового центра обеспечивала руководящая группа, в которую, кроме директора центра Э. П. Теплова входили профессор В. В. Чубинский-Надеждин (первый заместитель директора, заместитель директора по научной работе), доцент В. В. Кириченко (исполнительный директор, занимавшийся административно-кадровой работой), профессор В. В. Цалобанов (заместитель директора по учебной работе), доцент В. В. Грибанов (заместитель директора по внешним связям), Г. В. Хонин (заместитель директора по хозяйственной работе).

В соответствии с приказом Роскадров весной 1992 г. был проведен конкурс на должности заместителей директора и заведующих кафедрами. Конкурсный совет сформировался по необычной на сегодняшний день процедуре из представителей научно-педагогической общественности, депутатского корпуса и исполнительных органов региона, что было связано с отсутствием

необходимых законодательных актов по вопросам образования. Председателем конкурсного совета являлся директор СЗКЦ. По результатам проведения конкурса заместителем директора по учебной работе был избран В. И. Данилов. Реформа нового вуза проходила достаточно активно, были созданы учебно-научные комплексы: «Гуманитарное образование» (руководитель — профессор Г. Г. Филиппов), «Общенаучные дисциплины» (руководитель — доцент А. В. Тихонов), «Управление» (руководитель — профессор Л. И. Антонова). Однако учебно-научные комплексы просуществовали недолго, да и другие, проводимые в то время реорганизации, не всегда себя оправдывали.

В июне 1992 г. приказом директора был образован первый ученый совет СЗКЦ. Председателем ученого совета стал директор центра Э. П. Теплов, ученым секретарем — доцент Л. И. Мещанинова. Были сформированы также административный и учебно-методический советы.

В первом семестре 1992/1993 учебного года, с учетом наличия в центре двух специализированных советов — докторского и кандидатского, по ходатайству ученого совета была открыта очная и заочная аспирантура по

исторической и политологической специальностям.

Однако на пути развития и становления Северо-Западного кадрового центра было еще немало проблем, обусловленных как объективными причинами, так и не всегда продуманной и взвешенной кадровой политикой новой демократической власти.

9 декабря 1992 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин подписал распоряжение, согласно которому Таврический дворец и еще три здания на Шпалерной улице, где размещались СЗКЦ и его общежития, передавались в пользование Межпарламентской Ассамблее государств — участников Содружества Независимых государств. Мэрия Санкт-Петербурга должна была в недельный срок решить вопрос о передаче этих зданий. 18 декабря появилось распоряжение мэра Санкт-Петербурга с поручением Комитету по управлению городским имуществом (КУГИ) обеспечить освобождение Таврического дворца до 22 декабря. Все эти поспешные и непродуманные действия не могли не вызвать возмущения у преподавателей, сотрудников и студентов СЗКЦ.

В итоге переговоров с представителями мэрии и Секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи, в которых принял участие

прибывший из Москвы начальник Роскадров Х. А. Беков, Ассамблея расположилась в центральной части Таврического дворца. Это был временный выход из положения. 5 марта 1993 г. Правительство РФ распорядилось в кратчайший срок осуществить передачу Таврического дворца и других зданий Ассамблее «с предоставлением равноценных помещений Северо-Западному кадровому центру Роскадров для обеспечения непрерывного учебного процесса и размещения иногородних студентов». 9 марта председатель Совета министров РФ В. С. Черномырдин дал поручение мэру Санкт-Петербурга А. А. Собчаку «решить вопрос о заблаговременном предоставлении» СЗКЦ «равноценных помещений». В полном объеме распоряжение Правительства от 5 марта 1993 г. не выполнено до сих пор.

Поступившие от КУГИ предложения относительно новых помещений оказались невыполнимыми, так как предлагаемые здания были заняты действующими учреждениями, а тем временем секретариат Совета Межпарламентской Ассамблеи вопреки решениям Арбитражного суда требовал немедленного выселения СЗКЦ. Последовавшие студенческие выступления, в том числе голодовки и пикеты,как в Петербур-

ге, так и в Москве перед зданием президентской администрации, вызвали крайне раздраженную реакцию со стороны федеральных и городских органов власти.

В сложившейся обстановке был вновь поднят вопрос о ликвидации СЗКЦ. На эту позицию перешло и руководство Санкт-Петербургского горсовета, ранее оказывавшее поддержку кадровому центру. 17 марта 1993 г. состоялось заседание Малого совета Санкт-Петербургского городского совета народных депутатов, которое обсудило вопрос «Об обеспечении учебного процесса СЗКЦ». На заседании присутствовали представители кадрового центра. Было решено обратиться в Правительство и к Президенту РФ с предложением

о ликвидации СЗКЦ и создании на его базе Санкт-Петербургского института государственного и муниципального управления, а также о снятии с должности директора центра. В состав учредителей нового института должны были войти Петербургский горсовет и городская администрация. Депутаты постановили образовать временную комиссию Петросове-та по созданию нового института. Решение Малого совета было поддержано мэрией. Роскадры выступили против организации на базе СЗКЦ вуза с теми же функциями,

но выразили готовность обсудить вопрос о переименовании центра и о замене его руководства. Обсуждение судьбы СЗКЦ затянулось до лета.

Роскадры провели комплексную проверку деятельности СЗКЦ и 15 июня обратились в Правительство РФ и в президентскую администрацию с резким протестом против действий руководства Межпарламентской Ассамблеи. В документе отмечалось, что руководство МПА «предприняло с помощью парламентской милиции насильственные действия, направленные на захват помещений и имущества» кадрового центра. Эти действия были названы «вопиющим актом произвола, попирающим конституционные права граждан на образование и неприкосновенность жилища». Тем не менее созданная для решения проблемы правительственная комиссия в заключении от 3 июля 1993 г. предложила СЗКЦ ликвидировать, передать его функции другим вузам и создать на его базе, а также на базе ряда институтов повышения квалификации руководящих кадров Российский центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров государственного и муниципального управления. Руководитель президентской администрации, он

же сопредседатель Совета по кадровой политике при Президенте РФ С. А. Филатов наложил на этом документе 5 июля резолюцию: «Согласен».

6 июля 1993 г. директор Э. П. Теплов был освобожден от занимаемой должности в связи с переходом на другую работу. В январе 1994 г. директором СЗКЦ был утвержден В. В. Чубинский-На-деждин. Первым заместителем директора, проректором по научной работе стал профессор Г. М. Елфимов, проректором по подготовке государственных служащих профессор Г. Г. Филиппов, проректором по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих доцент В. И. Данилов, проректором по административно-хозяйственной работе Г. В. Каракуца, которого вскоре сменил О. Н. Мартынов. Должности исполнительного директора и проректора по внешним связям были упразднены. Произошли изменения и в структуре центра: образованы факультет подготовки государственных служащих в составе дневного, вечернего и заочного отделений и факультет переподготовки и повышения квалификации государственных служащих в составе отделения переподготовки госслужащих и отделения повышения квалификации госслужащих.

Вскоре СЗКЦ был вынужден покинуть Таврический дворец, в котором осталась только принадлежащая центру библиотека. Однако, несмотря на все сложности, занятия в СЗКЦ не прерывались ни на один день. Был проведен прием новых студентов, и с

1 сентября начался новый учебный год. Центру удалось договориться о временном использовании ряда аудиторий в Высшем инженерном строительном училище, в здании Университета аэрокосмического приборостроения (Московский район), позднее на Васильевском острове — в одном из ПТУ, во Дворце культуры им. С. М. Кирова, в Горном институте, на Петроградской стороне— в Медико-социальной академии. Пришлось пойти на проведение занятий в две и даже в три смены. Большинство студентов проживало в Межвузовском студенческом городке.

Очередные сложности ожидали СЗКЦ в марте 1994 г., когда дом 45 по Шпалерной улице вместе с мебелью, инвентарем и оборудованием распоряжениями Президента РФ и КУГИ был передан Отделу безопасности по Санкт-Петербургу Главного управления охраны России. Освободить помещение надлежало не позднее 1 июля. При активной помощи департамента науки и высшей школы мэрии, КУГИ и

администрации Василеостров-ского района удалось добиться предоставления СЗКЦ зданий на 8-й линии Васильевского острова (дом 61) и на Тучковом переулке (дом 7), а также небольшого (на 55 мест) общежития на Дегтярной улице, дом 18-а. Отдел безопасности отказался от притязаний на имущество СЗКЦ, находившееся на Шпалерной улице, и согласился продлить срок пребывания там центра до конца августа. Пришлось срочно проводить ремонт предоставленных помещений и повторно переезжать. Новый учебный год СЗКЦ начинал на новом месте.

Получение трех небольших зданий не решало проблему помещений для СЗКЦ, и сравнительно нормальные условия для учебы и работы администрации сложились только с получением в 1997 г. в безвозмездное пользование здания на Среднем проспекте, дом 57.

18 сентября 1993 г. была проведена конференция трудового коллектива и студентов, утвержден новый Устав СЗКЦ и избран Ученый совет. 23 марта 1994 г. состоялись первые выборы директора (ректора). На эту должность был избран В. В. Чубинский-На-деждин. А 20 мая 1994 г. была решена проблема государственной регистрации СЗКЦ.

Говоря об истории Северо-Западной Академии государственной службы, нельзя не сказать и о тех финансовых сложностях, которые пришлось пережить вузу и его коллективу в процессе своего развития. Финансирование деятельности кадровых центров не было предусмотрено федеральным бюджетом на 1992 г., поэтому СЗКЦ пришлось даже прибегнуть к займам. Впоследствии в течение ряда лет Северо-Западный кадровый центр и его наследница — СЗАГС — получали из бюджета финансовые средства только на оплату труда преподавателей и сотрудников и на студенческие стипендии. Для материально-технического обеспечения, для оплаты коммунальных платежей и других нужд вуза необходимо было изыскивать источники получения внебюджетных средств. Развитие платных образовательных услуг началось с осени 1993 г. Это дало новый импульс к развитию СЗКЦ как современного учебного заведения.

6 июня 1994 г. Президент РФ подписал указ о преобразовании Российской академии управления в Российскую академию государственной службы при Президенте РФ (РАГС). Кадровые центры были переданы в ее ведение. В РАГС было создано управление по работе с подведомственными

учреждениями, непосредственно координировавшее деятельность кадровых центров. 26 апреля 1995 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин подписал распоряжение, согласно которому кадровые центры преобразовывались в академии с сохранением за ними статуса образовательного учреждения высшего профессионального образования. На РАГС было возложено выполнение функций учредителя региональных академий.

Для РАГС и региональных академий были определены следующие направления деятельности:

■ организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по проблемам государственной службы и кадровой политики;

■ информационно-аналитическое обеспечение государственной службы;

■ координация деятельности организаций и учебных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных служащих;

■ программно-методическое обеспечение системы обучения государственных служащих.

22 мая 1995 г. президент-ректор РАГС утвердил ректо-рами региональных академий руководителей кадровых центров на срок

их избрания по конкурсу. 26 мая конференция трудового коллектива СЗАГС приняла Устав СЗАГС, который был зарегистрирован 3 июля 1995 г.

22 июня состоялись выборы в первый Ученый совет СЗАГС, а 28 марта 1996 г. СЗАГС получила лицензию на право ведения образовательной деятельности по одиннадцати специальностям высшего профессионального образования и программам дополнительного и послевузовского образования. В ноябре 1998 г. впервые была проведена аттестационная экспертиза академии по специальности «Государственное и муниципальное управление» с законченным циклом обучения и программы переподготовки и повышения квалификации по соответствующей специальности. Проводившая экспертизу комиссия рекомендовала аттестовать СЗАГС сроком на пять лет. На основании заключения комиссии СЗАГС была аттестована и аккредитована. В дальнейшем аттестация и аккредитация академии проводились регулярно в соответствии с законодательством. В обязательном порядке лицензировались и вновь вводимые специальности.

Так Северо-Западный кадровый центр, а затем Северо-Западная академия государственной службы в непростых условиях рос-

сийской действительности последнего десятилетия XX в. не только отстояли свое право на существование, но и постоянно развивались, несмотря на объективные сложности. Этому помогли убежденность трудового коллектива в необходимости и востребованности нового вуза, стойкость и готовность коллектива переносить возникшие трудности. Конфликт с городскими властями уступил место продуктивному сотрудничеству. Позже такое же сотрудничество установилось с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.

Во второй половине 1990-х гг. в составе руководства СЗАГС произошли изменения, продиктованные необходимостью придания большей эффективности отдельным направлениям ее деятельности. В 1997 г. вместо должности проректора по подготовке государственных служащих была введена должность проректора по учебной работе, на которого возлагалось руководство учебнометодической работой всех подразделений академии. Эту работу продолжал профессор Г. Г. Филиппов. Тогда же проректором по работе с регионами, а в 1999 г. еще и по экономическим вопросам стал профессор А. С. Тургаев, в конце 1999 г. назначенный

также и первым проректором СЗАГС. С 1998 г. проректором по научной работе был профессор

А. Л. Кириллов; в 2001 г. его сменил профессор В. М.Ходачек.

В период с 1996-го по 2001 гг. неоднократно менялась структура Академии. Факультет переподготовки государственных служащих был переименован в соответствии с профильной специальностью в факультет государственного и муниципального управления. Были созданы два факультета, один из которых занимался переподготовкой, другой — повышением квалификации государственных служащих. Были образованы хозрасчетные факультеты — международных отношений, социальных технологий, экономики и финансов, юридический. Наряду с факультетскими деканатами был создан деканат по практике, ведавший также и вопросами трудоустройства выпускников. С 1994 г. функционировали подготовительные курсы для поступающих в Академию. Помимо управлений и отделов, обеспечивающих учебный процесс, кадровую, планово-экономическую, финансовую, хозяйственную деятельность, делопроизводство и безопасность, были образованы научный и редакционно-издательский отдел, информационно-аналитический центр. При кураторстве

со стороны кафедры информационных процессов в обществе и культурологии был налажен регулярный выпуск многотиражной газеты «Государственная служба». Социальными вопросами учащихся активно занимался студенческий профсоюз.

За прошедшие годы СЗАГС удалось создать, упрочить, а затем частично модернизировать свою материально-техническую базу, приобрести необходимую современную оргтехнику, оборудовать сеть компьютерных классов, создать локальные сети в библиотеке и в административных подразделениях, установить системы, позволяющие использовать новейшие аудио- и визуальные технологии, приступить к внедрению методов дистанционного обучения. Пристальное внимание уделялось модернизации библиотеки. Библиотечные фонды пополнялись в конце 1990-х гг. из разных источников на 8 тысяч экземпляров ежегодно.

Руководству академии удалось получить здания на Среднем проспекте Васильевского острова, дом 51 (взамен дома на Дегтярной улице), улице Черняховского, дом 6/10 и Большом проспекте, дом 71 (впоследствии его обменяли на здание на 7-й линии, дом 16-18).

Региональные подразделения, создававшиеся академией в субъектах Федерации Северо-Запада, были в 1998 г. лицензированы в качестве ее филиалов, а в дальнейшем аккредитованы. К 2001 г. они существовали уже в двенадцати городах: Великом Новгороде, Вологде, Выборге, Иванове, Калуге, Мурманске, Нижневартовске, Петрозаводске, Пскове, Северодвинске, Сосновом Бору и Твери. Вскоре к ним присоединился Калининград. Из этого перечня видно, что сеть филиалов вышла за пределы Северо-Западного региона. Произошло это по желанию и при поддержке соответствующих администраций. Прежде чем стать самостоятельным вузом, отделение академии функционировало и в Сыктывкаре. В ведение Северо-Кавказской академии государственной службы перешло отделение СЗАГС в Пятигорске.

Преподаватели СЗАГС, среди которых доктора и кандидаты наук составляли более 72%, вели большую научно-исследовательскую работу в различных областях знаний. Особое внимание уделялось разработкам в области теории и практики государственной службы, государственного управления и самоуправления. В академии действовало пять диссертационных советов. В 2000 г. все

они были перерегистрированы. Педагогические кадры стали постепенно пополняться за счет собственных аспирантов. В 1997 г. было создано издательство СЗАГС, которое в сотрудничестве с издательством «Образование-Культура» приступило к изданию научных монографий, сборнику научных статей «СЗАГС. Ежегодник». Первый выпуск вышел в 1999 г. Активно издавались учебные пособия и учебно-методические материалы.

Ученые Академии и ее филиалов активно проводили аналитическую работу, консультировали органы власти и управления субъектов Федерации, городов, муниципальных образований. Разрабатывались нормативно-правовые акты, планы развития регионов и городов. Ученые Академии участвовали в составлении и экспертной оценке различных проектов, в том числе и проектов законов Российской Федерации, проводили аттестацию сотрудников администраций, выполняли по заказу администраций и РАГС хоздоговорные научные работы. Традиционными стали ежегодные научно-практические конференции преподавателей, аспирантов и студентов. С июня 1995 г. ежегодная конференция, проводимая СЗАГС в Санкт-Петербурге, приобрела международный характер, а с 2003 г. стала называться Международным форумом.

Научно-практические конференции стали проводиться и в филиалах академии. Преподаватели академии и филиалов принимали участие во многих международных, всероссийских, региональных конференциях и семинарах, в том числе и проводимых Российской академией государственной службы. Активно работали студенческое научное общество под руководством профессора Е. М. Прошиной и студенческий клуб «Лидер».

Широкий размах приняло начавшееся еще в 1993 г. международное сотрудничество Академии с родственными учебными заведениями и государственными структурами Германии, Франции, США, Великобритании, Финляндии, Швеции, Дании, Китая. Особенно тесные партнерские отношения сложились с Германским фондом международного развития, Федеральной академией управления при министерстве внутренних дел ФРГ, Региональным институтом администрации в городе Лилле (Франция), Национальным центром местной государственной службы (Франция), университетом в городе Умео (Швеция), Индианским университетом в Блумингтоне (США), административным институтом в Тяньцзине (Китай). Регулярный характер приняли стажировки преподавателей Академии за ру-

бежом и поездки иностранных преподавателей в Петербург. С Германским фондом международного развития и Региональным институтом администрации в Лилле на тройственной основе была осуществлена программа исследования проблем управления крупным городом (на примере Санкт-Петербурга, Берлина и Парижа). Совместно с Германским фондом был опубликован сборник статей на эту тему на русском и немецком языках.

Деятельность СЗАГС привлекла внимание общественности в регионе и за его пределами. Академия стала авторитетным и популярным вузом. В рейтинге Министерства образования в 2001/ 2002 учебном году СЗАГС вошла в первую тройку среди управленческих вузов. По числу желающих обучаться Академия стала занимать одно из первых мест в городе. Конкурс при приеме абитуриентов составлял ежегодно 4,2-4,5 человека на место. Около половины принятых на факультет государственного и муниципального управления студентов зачислялись на основе целевой контрактной подготовки по направлениям местных администраций (разумеется, при сохранении конкурсного отбора). На 1 декабря 2001 г. в СЗАГС обучалось около 19 000 человек,

из них 7900 — в Петербурге и около 11 000 — в филиалах. 2500 человек ежегодно обучались на курсах повышения квалификации.

С сентября 2002-го по ноябрь 2004 г. Академию возглавлял доктор экономических наук, профессор В. А. Шамахов. В эти годы были построены два новых учебных корпуса и студенческий клуб, медиа-центр. Появился учебнооздоровительный комплекс, открылось общежитие гостиничного типа. Были сформированы органы студенческого самоуправления, избран Студенческий Совет. Была введена система рейтинга студента Академии, оценивающая учебную, общественную и спортивную деятельность каждого слушателя.

24 декабря 2004 г. ректором Северо-Западной академии государственной службы избран доктор педагогических наук, профессор Александр Сергеевич Горшков. Под его руководством были осуществлены структурные преобразования в учебном секторе академии. Образованы кафедра экономической теории, кафедра теории и истории права и государства, кафедра государственного и международного права, кафедра административного права, кафедра уголовного права, кафедра культурологии и русского языка.

Лицензирована образовательная деятельность по направлениям подготовки бакалавров «Юриспруденция», «Менеджмент» и «Экономика». Были открыты докторский и кандидатский диссертационные советы по юридическим специальностям. Введены в практику новые виды воспитательной и внеучебной работы — спортивно-туристический слет, школа студенческого актива, курсы молодых лидеров, ярмарка молодежных инициатив. Система студенческого самоуправления СЗАГС получила звание лауреата третей степени во Всероссийском конкурсе моделей студенческого самоуправления, проведенном Министерством образования РФ. Академия стала полноправным членом Ассоциации институтов и школ государственного управления стран Центральной и Восточной Европы.

За последние годы в Академии заложены основы для интенсивного развития системы дополнительного профессионального образования. Необходимость совершенствования методов организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки побудила руководство Академии создать в 2005 г. в структуре Северо-Западной академии государственной службы единый образовательный, научно-

методический и информационно-аналитический комплекс — Институт дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих (ИДПО).

В состав ИДПО входят центр повышения квалификации, центр профессиональной переподготовки государственных и муниципальных служащих, центр ускоренного обучения, центр инновационных образовательных проектов и информационно-аналитический центр.

Ежегодно в структурных подразделениях Института дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих проходят повышение квалификации, профессиональную переподготовку или получают второе высшее образование более четырех тысяч человек. В основном это государственные и муниципальные служащие из всех регионов Северо-Западного федерального округа.

Стоит отметить, что учебный процесс в Академии в значительной степени ориентирован на формирование способности к саморазвитию и самообразованию. Инновационные образовательные технологии позволяют перейти от массового обучения к индивидуальному, что особенно актуально в современных усло-

виях зарождающегося информационного общества.

Одним из важнейших направлений работы Института дополнительного профессионального образования является постоянное расширение направлений информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности.

В Институте постоянно внедряется передовой международный опыт, реализуются принятые в мировой практике стандарты, в учебный процесс включаются специальные процедуры оценки качества обучения по разрабатываемым квалиметрическим параметрам. Институт дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих постоянно повышает свой образовательный потенциал, разрабатывает и совершенствует программы, отвечающие запросам органов государственной власти, местного самоуправления и корпоративных клиентов. Институт содействует решению сложной государственной задачи реформирования системы местного самоуправления.

Новые образовательные технологии и развитая материально-техническая база делают обучение слушателей СЗАГС максимально эффективным и комфортным.

В феврале 2005 г. ректоратом академии принято решение об издании научно-практического журнала СЗАГС «Управленческое консультирование». Стратегической целью журнала является широкое представление научного потенциала СЗАГС в качестве экспертно-аналитического центра Северо-Западного региона России, сотрудничество с ведущими российскими и зарубежными учеными, практиками государственного и муниципального управления.

Журнал адресован не только ученым и преподавателям, но также руководителям и специалистам органов власти и управления разного уровня. Мы рассчитываем, что наш журнал станет надежным помощником в работе государственным и муниципальным служащим, депутатам законодательных органов власти всех уровней.

Журнал уже стал известен широкой научной общественности, только в течение 2005/06 учебного года в нем опубликованы более 80 научных статей, авторами которых стали ученые и управленцы Санкт-Петербурга, Москвы, Северо-Западного, Центрального, Поволжского и Уральского федеральных округов, Белоруссии и Украины. В их числе — председатель Совета Федерации Феде-

рального Собрания Российской Федерации С. М. Миронов, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ Г. К. Сафаралиев, проректор МГИМО МИД РФ А. Ю. Мельвиль, проректор ГУ ВШЭ Л. И. Якобсон и др. Из профессорско-преподавательского состава СЗАГС наиболее активно сотрудничают с редакцией журнала проф. Л. Э. Варустин,

В. А. Овчинников, В. И. Морозов, А. А. Старовойтов, Е. Ф. Чеберко, доценты М. А. Кашина, В. В. Яновский и др. Самое активное и деятельное участие в работе по отбору и научному рецензированию журнальных статей принимают проф. Л. И. Антонова, В. А. Волков, Г. М. Елфимов, А. Л. Кириллов, А. В. Клюев, В. И. Морозов и др.

Журнал выходит четыре раза в год, включен в объединенный каталог «Пресса России» (подписной индекс— 12971). По инициативе Всероссийского института научнотехнической информации РАН журнал СЗАГС «Управленческое консультирование» прошел экспертизу у ведущих специалистов ВИНИТИ РАН, информация о нем размещается в Реферативном журнале и базах данных ВИНИТИ РАН.

Основным принципом деятельности Академии стал принцип органичного соединения классического образования и инновационных

технологий. Основной инновацией справедливо было бы назвать, прежде всего, переход от характерного для советского времени информационно-сообщающего обучения к моделирующему. Для перехода к такому типу образования сегодня уже сделано немало — СЗАГС участвует в эксперименте по дистанционному обучению государственных и муниципальных служащих. С помощью компьютерных технологий происходит интенсификация и индивидуализация учебного процесс

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты