Спросить
Войти

Казачество как субкультура в современном российском обществе (к постановке проблемы на примере Брянского региона)

Автор: указан в статье

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 008

Дзюбан Валерий Валерьевич

Брянский государственный технический университет

bryanskstudzuban@mail.ru

КАЗАЧЕСТВО КАК СУБКУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ (к постановке проблемы на примере Брянского региона)

Изменение социальной среды влияет на генезис субкультуры казачества. Тема актуальна для части современного российского общества, перенесшего государственный распад и духовный кризис. В части регионов, в том числе Брянском, идет возрождение казачьих общественных организаций, обычаев и традиций.

Возрождение казачества в Брянском регионе, как и в ряде других регионов России, началось через генезис его субкультуры с возможным ее влиянием на экономическое положение. Эта достаточно актуальная тема изучается современными исследователями, в том числе местными учеными и краеведами. В Брянском регионе и его частях проходят научно-практические конференции, посвященные этой проблеме. Например, в 2011 г. конференция была в г. Унече, в 2012 г. - в г. Стародубе. Казачьи общественные организации сотрудничают с учеными, с Брянским государственным техническим университетом.

Многие исследователи полагают, что казачество, существовавшее значительный исторический период как сословие, имеет свою субкультуру Однако некоторые исследователи высказывает по этому поводу сомнения. Видимо, вопрос заключается в том, что казачество имеет ряд важных принципиальных отличительных особенностей. Это связано, прежде всего, с происхождением казачества, его исторического развития, с глубокими социальными изменениями, которым оно подверглось за последние столетия.

В литературе есть разные предположения о возникновении казачества Брянского региона (Север-щины) [5]. Напомним, Ян Потоцкий считал, что предками казаков были потомки касогов, поселившиеся в XI в. на севере Черниговщины, то есть в Северской земле [6]. Л.Н. Гумилев предполагал, что это коренное население территории - северяне (предки ославянившихся савиров, севрюков) [7].

Н.И. Костомаров полагал, что это «сиверские вольницы, наподобие запорожской», то есть он не включал местное казачество в запорожское, а считал его подобным ему, что важно [8, с. 258]. В 1863 г. профессор В.Б. Антонович высказал мысль об образовании здесь казачества благодаря раздачам земель на границах Литовского княжества, которые предоставляли сельским общинам или отдельным лицам нешляхетского происхождения с обязанностью нести военную службу [9]. Есть точка зрения, которая, по сути, не разделяет казаков по регионам. Так, М.К. Любавский в 1895 г. в статье «Началь-

ная история Малорусского казачества» утверждал, что история малорусского казачества не представляла процесса, отличного от истории великорусского казачества [10, с. 125]. Как в Великороссии, так и в Малороссии казак являлся сначала «отхожим» промышленником, ищущим заработки на стороне. Однако со временем стали появляться казацкие хутора, слободы, «домовитые» казаки, которые начали заниматься земледелием.

Таким образом, вопрос о возникновении казачества в исследуемом регионе и раннем самоопределении жителей региона, их ранней самоидентификации далеко не выяснен, хотя и живет в исторической памяти. Это относится ко многим казачьим регионам РФ.

Субкультура казачества как составляющая русской культуры, очевидно, имеет общие признаки с «ядром культуры». Тем не менее, любой субкультуре присуща своя специфика, для выявления которой одним из проверенных способов является её категоризация по существующим научным моделям. Несмотря на то, что модели категоризации культур создавались и были опробованы на сформировавшихся устойчивых культурах, изучение казачества как субкультуры по существующим моделям представляется актуальным. Во-первых, специальных полноценных моделей категоризации субкультур не существует; требуются предпосылки для создания такой узкоспециальной теории. Во-вторых, противоречивость казачества как социокультурного явления может выявить несовершенство моделей, как, например, отсутствие четкой системы измерения культур. В-третьих, казачество изучалось преимущественно с исторической точки зрения, несмотря на давно утвердившийся цивилизационный подход в науке.

Начало генезису казачества в регионе, в котором оно исчезло двести лет назад еще в соответствии с указами Екатерины II, было положено инициативной группой в 1994 г. в Стародубе в составе

В.В. Белова, П.Ф. Лякуна, А.М. Миронова, А. Та-ланина. К 2012 г. казачьи организации возникли в Брянске, Унече, Сураже, Погаре, Почепе, Труб-чевске и других городах и районах области.

© Дзюбан В.В., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013

47

Возрождение казачества в современной России, в том числе в Брянском регионе происходит, прежде всего, в системе культурологических координат, в качестве традиционно определяемых вариативных эмпирических моделей, находящих непосредственные формы воплощения в субкультуре казачества. Появляется многообразное теоретическое поле интерпретаций возникающих смыслов, объединенных общим понятийным значением «возрождение казачества». Термин «возрождение» используется не только как метафорический оборот, служащий описательным конструктом в многоаспектном герменевтическом исследовании, а становится частью аналитического обобщения, ведущего к возникновению научного дискурса [11]. Термин начинает выражать не столько идею естественной референции, но порождает многомерность своего предназначения в области генезиса самой субкультуры казачества региона. Отсюда понимание «возрождения» как своеобразного феномена субкультуры, материализуемого на теоретико-эмпирическом ментальном уровне культурных архетипов, моделей, образов, составляющих основания жизни всей культуры региона, а в ней - субкультуры казачества. Возрождение субкультуры казачества представляет значение в качестве предмета изучения, поскольку в русской традиционной культуре эта субкультура обретает своеобразное звучание.

По существу это начало второго генезиса казачества, который опирается на историческое прошлое и, прежде всего, на культурно-исторические традиции казачества региона. Первый генезис казачества в регионе, заложивший эти традиции, уходит в далекое прошлое.

Сложность понимания прошлого казачества усугубляется тем, что проблема происхождения казачества и казачьей социальной среды в регионе в исторической литературе не нашла однозначного решения. Однако, скорее всего, прав Н.И. Костомаров, который считал, что предками стародубс-ких казаков была «сиверская вольница», наподобие запорожской, то есть Н.И. Костомаров воспринимал их как самостоятельное социальное явление. Сами же Стародубские казаки заявили о себе в 1589 г., но жители Стародуба познакомились с казаками в 1574 г., когда казаки из Речи Посполитой сожгли город Стародуб во время Ливонской войны под руководством пропольских пришлых атаманов Франциски Суки и Микиты Бирули.

Во время смуты в начале XVI в. произошло значительное военизированное оказачивание региона, и казаки региона сыграли значительную роль в истории России, в том числе в избрании М. Романова на престол. Превращение населения в военизированное состояние еще не означало восприятие ими всеми казачьей субкультуры как своей. Однако регион оказался, как и ранее, в пограничном

положении, что накладывало свой отпечаток на генезис субкультуры казачества.

Выгодное положение Стародуба как пограничного торгового города известно было давно в Кракове и в Москве. По итогам Деулинского перемирия г. Стародуб в 1618 г. отошел Польше в состав Смоленского воеводства. 15 февраля 1620 г. король Сигизмунд II направил в Стародуб жалованную грамоту с дарованием ему вольностей Магдебург-ского права. Продолжилось польское влияние на субкультуру казачества.

По Магдебургскому праву Стародуб имел свой герб, печать, знамя, суд, городское самоуправление. Это послужило толчком к экономическому и духовному развитию. Складывалось казачье и городское самоуправление, менялось социальное положение казачества, приближающееся к мещанскому сословию. Между тем город должен был нести различные расходы: давать жалование городским урядникам и служителям, покупать канцелярские принадлежности и т.п. Для пополнения этих расходов были введены различные статьи городских налогов. Это было сделано для улучшения духовной жизни в городе. Доходы должны были пойти в городскую казну. Прежде всего, нужно было построить на удобном месте ратушу с часами и содержать при ней трубача, затем гостиный двор, баню, лавки. Как сословие мещане получили важные льготы относительно промыслов и торговли. Они имели право производить «горилку», варить пиво и «медовуху», делать солод и даже торговать привозными винами. Таких же льгот добивалось казачество, особенно казачья элита.

В 1632 г., когда Россия начала боевые действия против Речи Посполитой, началось брожение среди крестьян, как вольных, так и зависимых. Они начали группироваться в отряды и стали называть себя «вольными казаками». Противостоящие стороны привлекали их как строевые казачьи части. Началось почти полное оказачивание региона, и на этой основе шел генезис субкультуры казачества.

С осени 1632 г. казачество не только включается в военные действия, но нередко ведет борьбу против помещиков: казаки совершают набеги на их имения, устраивают в них погромы, захватывают имущество. В их отряды перебегают солдаты из царских полков. За верную службу казакам давали земли, неприкосновенность которых исстари гарантировала верховная власть. Во времена Б. Хмельницкого территория Стародубского полка вошла в состав гетманщины, и на генезис субкультуры казачества сильное влияние оказали запорожские казаки. Северские казаки, однако, пытались противостоять гетманщине, но неудачно. Ликвидация гетманства Екатериной II привела и к ликвидации Северского казачества, к затуханию субкультуры казачества региона. Прошло два столетия.

В конце XX в. начался новый генезис субкультуры казачества. Его формальное признание нача-

48

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013

лось с 9 августа 1995 г. Указом № 835 Президента Российской Федерации было утверждено «Временное положение о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации». В январе 1995 г. было создано Главное управление казачьих войск при Президенте Российской Федерации, которое в 1998 г. было преобразовано в Управление Президента Российской Федерации по вопросам казачества.

Несмотря на то, что Стародубское казачество заявило о себе в ранний исторический период и пережило множество потрясений, в том числе, почти полное «оказачивание» населения региона во времена борьбы за воссоединение Украины с Россией и почти полное «расказачивание» со времен ликвидации Запорожской Сечи, начался новый генезис казачества через возрождение его субкультуры. Казачья социальная среда, пройдя через все исторические испытания, сохранив некоторые свои традиции и обычаи, начала повторный генезис.

Казачьи общественные организации стали участвовать в политической и экономической жизни, влиять на нее через духовную, культурную сферы, через само возрождение казачества, как культурной самобытной целостности. Созданные в процессе движения за возрождение казачьи организации сформулировали конкретные задачи, среди которых:

- пропаганда истории и культуры (народных обычаев, праздников, песенного творчества;

- возрождение духовности;

- патриотическое воспитание молодежи;

- установление тесных связей с армией;

- создание военно-исторических клубов и др.

С 90-х гг. XX в. активными распространителями и пропагандистами культурных традиций в регионе стали различные казачьи общества, в том числе территориальные (городские, станичные и хуторские). Эти общества, поставив одной из своих задач духовное возрождение, организовали церковные приходы, воскресные школы для детей, способствовали привлечению казаков к участию в традиционных праздниках.

Знание истории, говора, песен, владение традиционными военными навыками (верховой ездой, шашкой, борьбой), ношение военной формы стали в эти годы важными условиями самоощущения казака. При этом использовались как традиционные способы передачи опыта, так и нетрадиционные - посредством письменных и других источников информации (литература, сборники документов, песен, аудио- и видеозаписи). Значительной частью потомков казаков начала осознаваться принадлежность к казачьему сословию. Это стимулировало архивные изыскания с целью поиска своих корней, описанию родословной.

В этом процессе значительную роль сыграла просветительская и исследовательская деятельность эмиграционных кругов. В Москве вышли

работы представителей эмиграции «История казаков» А.А. Гордеева (в 4-х частях), «Казачий словарь-справочник» Г.В. Губарева и А.И. Скрылова. Важной формой просветительской деятельности стало издание энциклопедий.

Казачество в регионе стремится к возрождению культурных и духовных ценностей. Так, Стародубс-кий казачий полк ведет пропаганду казачьих традиций среди всего населения Брянщины. Большинство казаков работают сельскими тружениками. Среди них есть колхозники и фермеры. Но есть и учителя, работники администраций, науки и культуры, руководители учреждений и бизнесмены. Казаками они ощущают себя, находя много общего во время казачьих мероприятий в общении друг с другом.

Особенно активно казачество во время общественных культурных мероприятий, проводимых в регионе: торжества у Монумента Дружбы народов на стыке границ России, Украины и Белоруссии, где оно и зарождалось много веков назад, в День Победы, в Дни освобождения городов и районов от немецко-фашистских захватчиков. Казаки участвуют в различных концертах и работе подворий. Часть казаков входит в организацию «Поиск» г. Брянска (руководитель А.А. Соболев), занимающейся восстановлением исторической картины событий Великой Отечественной войны на Брянщине и перезахоронением погибших советских солдат.

Существует несколько казачьих фермерских хозяйств области, среди них наиболее известное -казачья сельхозартель в Суражском районе села Ляличи.

В 1996 г. усилиями союза казаков и Брянской епархии был отреставрирован и открыт полковой казачий собор - Рождества Христова в г. Староду-бе. В с. Костеничи Суражского района была построена часовня на средства казака Осипова. Старо-дубские казаки являлись участниками Всероссийского крестного хода в 2003 г., проходившего на Брянщине [4].

Из вышесказанного следует, что казаки региона заинтересованы в возрождении общественной жизни через культурные традиции и особенности казачества. Они надеются, что их обычаи, традиции, все лучшее, что сохранилось в их идеалах, будет использовано на благо общества, полезно для формирования достойных граждан РФ, изменит культурную и социальную среду.

Библиографический список

1. Воропаев А. Стародуб. Казаки. Вечная граница. - М., 2004. - 259 с.
2. Поклонский Д.Р. Стародубская старина. XI-XIX вв. Исторические очерки. - Клинцы, 1998. -Кн. 1. - 244 с.
3. Социально-экономические основы развития казачества современной России: сб. науч. труд. -М., 2011. - № 7. - 325 с.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013

49
4. Хроника по Брянскому казачеству. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kazak-сеПег. ru/load/12-1-0-82
5. Трифанков Я.Ю. История казачества Брянского региона и сопредельных территорий в XVI-XVIII вв.: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук (рукопись). - Брянск: БГТУ, 2013. - 28 с.
6. Потоцкий Я. Рукопись, найденная в Сарагосе / пер. с пол. Д. Горбова; предисл. и примеч.

С. Ланды. - М.: Худож. лит., 1992. - 736 с.

7. Путешествие в Турцию и Египет, совершенное в 1784 году // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации / пер. с фр. И.И. Кузнецовой; вступит. ст. и примеч. М.С. Мейера. - М.: ГРВЛ, 1985. - С. 35-82.
8. ГумилёвЛ.Н. Древняя Русь и Великая Степь. -М.: Мысль, 1989. - 766 с.
9. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М., 18731888. - Гл. 6-8. - 596 с.
10. Антонович В.Б. Монографии по истории Западной и Юго-западной России. - Киев: Типография Е.Я. Федорова, 1885. - 347 с.
11. Любавский М.К. Начальная история малорусского казачества // Журнал Министерства народного просвещения. - 1895. - № 7. - С. 12.
12. Шемякина М.К. Концепт «возрождение» в русской культурной традиции: структура, функции, механизмы реализации (на материале традиционной культуры русского народа): Дис. ... д-ра культурологи. - Кострома, 2013. - 255 с.

УДК 008

Лебедев Никита Андреевич

Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

ferretn@gmail. com

ТИПИЗАЦИЯ ЛОГОСА В ЛОГОТИПЕ

В статье анализируются культурологические аспекты термина «логотип». Логотип рассматривается как бинарное лингвистическое сращение: лого + тип. Последовательно анализируется культурная эволюция обоих понятий. Особое внимание обращается на смысловую доминанту типического в Логосе.

В 2010 году на восемьдесят второй церемонии вручения премии Академии кинематографических искусств и наук в Лос-Анджелесе в категории «Лучший анимационный короткометражный фильм» премию «Оскар» получил французский мультфильм «Логорама» (Logorama). Годом раньше мультфильм получил премию за «Лучший короткометражный фильм» на Стокгольмском кинофестивале и премию Prix Kodak на кинофестивале в Каннах. Фильм показывает один день из жизни города-прототипа Лос-Анджелеса, который помимо всего прочего знаменит еще и тем, что в нем представлено огромное количество рекламы. Действительно, фильм буквально кишит изображениями логотипов известных компаний, их слоганов и маскотов. За 16 минут эфирного времени в поле зрения зрителей попадают упоминания примерно о 2500 компаниях. Здесь практически все является логотипами брендов -люди, дома, техника. Имена героев говорят сами за себя: Playboy-кролики, Linux-пингвины, MGM-львы в зоопарке, Michelin-полицейские выслеживают преступника по имени Рональд МакДональд и т.д.

В самом общем понимании слово логотип происходит исторически от др.-греч. «Xoyoç» - слово и «xraoç» - отпечаток. Далее история логотипа отсылает нас к типографике начала XIX века, когда «логотип» стал использоваться в качестве синонима другого термина - «лигатура» для обозначения

объединения двух или трёх знаков типографского шрифта. К середине XIX века, согласно Википедии, логотипом называли любое текстовое клише, которое не нужно каждый раз набирать заново, такое как, например, заголовок-название газеты. Наконец, в XX веке логотипом уже стали называть стилизованное шрифтовое начертание названия коммерческой организации или товара (его торговую марку) или само название в таком начертании. Некоторые теоретики графического дизайна считают логотипом как шрифтовую, так и графическую части торговой марки, остальные - только шрифтовую.

Теперь рассмотрим понятие логотипа более подробно. Как и любое другое понятие, оно находится в антиномическом противоречии его статической и динамической сторон. Иначе говоря, понятие логотипа есть нечто одно, неделимое и неизменное, с одной стороны, и совокупность эволюционных изменений и процессов, с другой. И поскольку внутренняя жизнь понятия определяет его смысловое наполнение и развитие, именно к процессуальной стороне понятия логотип мы и обратимся. Лингвистически «логотип» - это сложное слово (лого + тип) с ритмической и смысловой доминантой на втором элементе. Рассмотрим их последовательно.

Логос, первооснова «лого», вошел в речевое употребление в качестве философского термина около 544-483 гг. до н.э. Как слово «логос» с самого начала имело полисемичный характер, означая одновременно «слово» (или «предложение», «выс-

50

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013

© Лебедев Н.А., 2013

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты