Спросить
Войти

Мусульманская община Троицка во второй половине xviii - начале XX века

Автор: указан в статье

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 10 (191). История. Вып. 39. С. 123-128.

религия. общество. власть

Д. н. Денисов

мусульманская община троицка во второй половине xviii - начале xx века

В статье рассматривается формирование и развитие во второй половине XVIII - начале XX в. мусульманской общины Троицка как одного из крупнейших центров исламской религии, культуры и образования на Южном Урале. Показано становление исламских институтов в контексте демографических изменений, их трансформация в новых капиталистических условиях, раскрыты экономические основы их деятельности.

Троицк (ныне город Челябинской обл.) был основан в 1743 г. как одна из крепостей Оренбургской пограничной линии. Однако с самого начала существования выгодное геополитическое положение выдвинуло его на первые роли в обеспечении торговых и дипломатических отношений с народами Востока. Если губернский Оренбург служил центром притяжения для казахов Младшего жуза и отправным пунктом для караванной торговли с Хивинским ханством и Бухарским эмиратом, то Троицк приобрел то же значение для казахского населения Среднего жуза и для Восточного Туркестана. Уже в 1750 г. здесь был построен собственный Меновой двор, а местная ярмарка по своим оборотам стала приближаться к оренбургской. Единство религии, близость языка и культуры с народами Центральной Азии привели к тому, что лидирующие позиции в местной торговле удерживали татары.

Соседство с кочевьями Среднего жуза, прохождение через Троицк караванного пути в Центральную Азию обусловили выбор города в качестве одной из опорных точек новой политики России на Востоке, в рамках которой Екатерина II пыталась использовать исламские институты для развития международных экономических связей, обеспечения безопасности границ, интеграции казахской элиты в политическую систему через определение к ней татарских мулл, переводчиков и делопроизводителей как агентов российского влияния, сооружение мечетей и мусульманских школ на приграничной линии в местах сосредоточения меновой торговли. По указу императрицы от 25 февраля 1782 г. было предписано строить за государственный счет

мечети на границах Уфимского наместничества и Тобольской губ. для привлечения кочующих казахов и среднеазиатских торговцев. На основании представления симбирского и уфимского генерал-губернатора О. А. Игельстрома от 14 мая 1786 г. одна из таких мечетей была сооружена в Троицке при азиатском Гостином дворе.

В конце XVIII - начале XIX столетия приезжие мусульманские торговцы стали обзаводиться в городе собственными домами, предпочитая селиться непосредственно между Меновым двором и Торговой площадью, где располагалась первая деревянная мечеть. В 20-е гг. XIX в. комплекс азиатского Гостиного двора был основательно перестроен, а старый мусульманский храм снесен. Но уже к 1828 г. по соседству троицким купцом А. Абубакировым была возведена новая каменная мечеть на дворовом месте № 2, в 38-м квартале, по Оренбургской ул. (ныне ул. Октябрьская), прямо напротив Торговой площади1.

Одним из наиболее видных прихожан, оказывавших мечети финансовую помощь, был ташкентский купец 1-й гильдии М. А. Бакиров. В 1895 г. он пожертвовал 1-й соборной мечети города каменную лавку в Гостином ряду стоимостью 2000 р. с условием, что 1/4 часть доходов от сдачи ее в аренду будет поступать имамам, 1/8 - муэдзину, а оставшееся - «на украшение, отопление, освещение и ремонт мечети». В 1896-1916 гг. она принесла 2460 р.2

1-я соборная мечеть была предназначена, прежде всего, для удовлетворения религиозных нужд постоянных жителей Троицка, но в период проведения летней меновой торговли, когда мусульманское население многократно увеличивалось, она не могла вместить всех желающих. Поэтому 1 сентября 1830 г. бухарские, ташкентские и татарские торговцы уполномочили бухарского караванного начальника И. Бабаджанова ходатайствовать о разрешении постройки 2-го храма в том месте, где прежде существовала «сломанная деревянная мечеть»3. Все расходы по его возведению принял на себя арский купец М. Т. Хозясеитов. Каменная мечеть была сооружена в 1835-1838 гг. поблизости от первого мусульманского храма, в соседнем 37-м квартале, на дворовом месте № 13 по Татарскому пер.4 (ныне ул. им. 30-летия ВЛКСМ).

На протяжении своей истории приход находился под покровительством трех поколений богатейших троицких купцов Яушевых. 18 мая 1899 г. один из них, М.-Ш. А. Яушев, завещал 35 тыс. р. для образования вакуфно-го фонда на содержание 2-й соборной мечети и медресе. После его смерти общие доходы с этого капитала в 1907-1917 гг. составили 19281 р., которые шли на заработную плату преподавателям и пособия бедным ученикам, ремонт мечети и медресе, уборку помещений, возку воды, покупку дров, свечей и другие хозяйственные цели5.

К началу 60-х гг. XIX столетия численность мусульман в Троицке увеличилась до 4320 человек (38,4 % населения)6, поэтому в 1863 г. на средства купца 1-й гильдии Г. Ю. Яушева была засыпана болотистая местность с небольшим озером, а на освободившемся участке площадью 80 кв. саженей построена 3-я соборная мечеть города по Оренбургской ул. (ныне Октябрьской)7.

На 60-80-е гг. XIX в. приходится подъем переселенческого движения из густонаселенных и малоземельных центральных районов страны в Оренбургскую губ. Оживление торговли, связанное с присоединением Средней Азии, развитие многоотраслевой промышленности делали Троицк экономически привлекательным для мигрантов. Как следствие, в этот период городская община мусульман значительно увеличилась: если в 1861 г. здесь проживало 4320 последователей ислама (38,4 % населения), то в 1886 г. - уже 7500 (41,2 %)8. Переселенцы оседали в северной и восточной частях города, где интенсивно развивалась застройка, а со временем возникла необходимость в собственных культовых зданиях.

Приговором от 30 ноября 1873 г. мусульманская община Троицка уполномочила местного купца 2-й гильдии М. Абдулвагапова ходатайствовать о сооружении 4-й городской мечети. Для этой цели он приобрел дворовое место № 70 площадью 225 кв. саженей на Нижегородской ул. (ныне Советской). Указом от 18 ноября 1877 г. Оренбургское губернское правление разрешило построить здесь новый

каменный храм9.

4-я соборная мечеть непосредственно выходила на Нижний базар г. Троицка и находилась под покровительством богатых торговцев, проживавших в этом районе. Один из них, М. Ф. Валеев, ежегодно расходовал на содержание приходского медресе 3000 р.10, а в 1914 г. дополнительно пожертвовал деревянную лавку на Нижней Базарной площади стоимостью 3000 р., арендная плата за которую поступала на содержание мечети и учебных заведений11.

В начале 70-х гг. XIX в. 40 татарских семей переселились из Троицка за р. Увельку, где основали новую слободу, которая впоследствии получила название Амур. Их дома отстояли от прежнего прихода 2-й городской мечети на 2-3 версты, посещать ее 5 раз в день для совершения обязательных намазов было и далеко, и затруднительно, а весной из-за подъема воды деревянный мост через реку вообще разбирался. Поэтому 25 октября 1876 г. троицкий купец С. Габбасов обратился в Оренбургское магометанское духовное собрание с просьбой разрешить богослужение на месте, в деревянной избе, пожертвованной для этой цели купеческим сыном Х. Габбасовым. Журнальным постановлением ОГП от 17 февраля 1879 г. № 122 жителям заречной слободки было разрешено открыть молитвенный дом, который вскоре журналом от 24 ноября 1879 г. № 1027 был преобразован в полноценную 5-ю соборную мечеть12. Она располагалась на участке № 129 по Бол. Александровской ул. (ныне ул. П. Крахмалева). В конце XIX - начале XX в. ее имам З. Расули (1833-1917) построил по соседству суфийскую обитель (ханака), гостиницу, открыл медресе и библиотеку, превратив приход в настоящую базу для распространения учения братства Накшбандийа.

В 90-е гг. XIX в. город продолжал интенсивно застраиваться в восточном направлении за счет притока переселенцев. 20 апреля 1893 г. местные мусульмане ходатайствовали

о разрешении ташкентскому купцу 1-й гильдии А.-В. А. Яушеву построить на собственные средства в этом районе 6-ю каменную мечеть. Ее проект был утвержден протоколом Строительного отделения ОГП от 20 сентября 1894 г.13 На обширном земельном участке у пересечения Базарной ул. (ныне ул. Ленина) и Осиповского пер. (ныне Т. Дубинина) А.-В. А. Яушев воздвиг мечеть с комплексом учебных и хозяйственных зданий, а также вакуфную каменную лавку, которая приносила ежегодно 100-120 р. дохода. В 1901 г. он пожертвовал в пользу прихода 4 земельных участка стоимостью 2534 р. 45 коп. со всеми расположенными на них постройками14.

В конце XIX - начале XX вв. численность мусульманского населения Троицка продолжала неуклонно возрастать. В 1894 г. здесь проживали 8013 последователей ислама (42,7 % населения), в 1896 г. - 8321 (42,3 %), в 1897 г. - 8430 (36,2 %), в 1903 г. - 10223 (37,3 %), в 1904 г. - 12081 (39,2 %), а в 1910 г. - 15701 (41,9 %). Данные 1897 г. позволяют охарактеризовать мусульманское население города в разрезе национальной принадлежности: татары - 7344 человека (87,1 %), башкиры - 625 человек (7,4 %), казахи - 410 человек (4,9 %), узбеки - 33 человека (0,4 %), черкесы - 6 человек (0,07 %), прочие - 12 человек (0,13 %)15.

В начале XX в. за р. Увелькой, неподалеку от Амурского предместья, на арендуемой у города выгонной земле возникла Кузнецовская слободка, куда по санитарным и противопожарным требованиям выносили промышленные и ремесленные предприятия. Ее основное население составляли мусульмане, которые относились к приходу 5-й соборной мечети. По их просьбе журналом ОГП от 3 июня 1911 г. № 378 было разрешено построить в г. Троицке 7-ю соборную мечеть на месте современной Пролетарской площади16. Она была возведена в 1912 г. на 5000 р., завещанные троицким купцом М.-Ш. А. Яушевым17.

Определяющее значение для формирования и развития мусульманской общины Троицка имело участие местных татарских предпринимателей в торговле с единоверцами из Казахстана и Средней Азии. Со второй половины XVIII в. татарские купцы ежегодно отправляли из Троицка караваны в Бухару, Ташкент, Хиву, Коканд, Туркестан, Ходжент, Кашгар и другие города18. В самом городе мусульмане торговали шерстью, кожами,

мехами, зерном, мясом и салом, фруктами, разнообразными мануфактурными, галантерейными, бакалейными и другими товарами. Если в 1843 г. 10 из 35 троицких купцов были мусульманами (28,6 %), то в 1868 г. - уже 58 из 139 (41,7 %)19. В начале XX в. среди крупных мусульманских торговцев города выделялись: К. А. Абдрашитов, Бакировы (ткани), М. Ф. Валеев (галантерея), Габбасовы (меха), Г. Ф. Уразаев (животноводческое сырье, хлеб), Учаровы (ткани), Яушевы (многоотраслевая торговля) и др. Близость стабильной базы животноводческой продукции предопределила развитие в городе перерабатывающей промышленности. Мусульманскому капиталу принадлежали многочисленные бойни и салотопни, мыловаренные заводы (Дюзеевых, Н. Искандарова, Яушевых), кожевенные предприятия (М. Ф. Валеева, И. А. Ирисова, Яушевых и др.), шерстомойки (И. И. Аитова, А. С. Нигматуллина, Г. Ф. Уразаева и др.), мельницы (Яушевых), пекарни (С. И. Гамалова, И. Фаткуллина, Ш. Х. Хасанова и др.).

В целом, данные Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. по г. Троицку показывают высокую концентрацию мусульман в сферах торговли и производства. Их основными занятиями были: наемные работы (25,5 %), торговля (21 %), промышленное и ремесленное производство (16,7 %), средства от казны, общественных учреждений и частных лиц (16,3 %), сельское хозяйство (4,3 %), сфера общественного питания и услуг (3,4 %), строительство (3,2 %), извозный промысел (2,3 %), доходы от капиталов и недвижимости (1,9 %), учебная и воспитательная работа (1,4 %), военная служба (0,7 %), отбывание наказаний (0,7 %), богослужение (0,6 %), другие виды деятельности (2 %). По сословной принадлежности 51,3 % троицких мусульман были мещанами, 37,5 % - крестьянами, 5,7 % - «инородцами», 3,1 % - купцами, 1 % - казаками, 0,5 % - иностранными подданными, 0,5 % относились к неизвестным сословиям, а 0,4 % - к привилегированным группам (дворяне, почетные граждане и чиновники)20.

В конце XIX - начале XX в. утверждение капиталистических отношений в российской экономике поставило вопрос об адаптации традиционных исламских институтов к меняющимся условиям общественной жизни для обеспечения всестороннего развития мусульманского сообщества. По инициативе и при финансовой поддержке торгово-купеческих кругов Троицка уже в 1893 г. было принято решение о согласованном переходе всех мусульманских учебных заведений города на преподавание национальных языков по прогрессивному звуковому методу. Система обучения в них была реформирована на основе разработки учебных планов и программ, внедрения общеобразовательных светских дисциплин, классно-урочной системы и экзаменов. Это привело к превращению Троицка в один из двух крупнейших учебно-методических центров по подготовке педагогических кадров для мусульманских школ губернии, наряду с оренбургско-каргалинским. В конце XIX - начале XX в. выпускники троицких медресе пассионарными волнами распространялись по всему Уральскому региону, открыв большинство новометодных школ в Троицком, Верхнеуральском, Челябинском и Орском уездах Оренбургской губ., а также в Пермской губ. Троицк оказывал большое влияние на развитие просвещения среди казахского населения в Тургайской, Акмолинской и других областях21. Воспитанники местных медресе преподавали в новометодных учебных заведениях Верного (Алматы), Омска, Петропавловска22 и т. д. Одним из лучших мусульманских учебных заведений Российской империи по уровню и содержанию учебной программы стало медресе «Расулия» в 5-м городском приходе.

Для решения вопросов социальной защиты населения, развития образования и культуры троицкие мусульмане создали целый ряд благотворительных и культурно-просветительских организаций. В июне 1898 г. было зарегистрировано первое в Оренбургской губ. «Троицкое мусульманское благотворительное общество», которое открыло библиотеку и сиротский приют, 5 июня 1911 г. - «Троицкое общество распространения просвещения», 27 августа 1911 г. - «Троицкое общество поощрения сценического и театрального искусства», 18 февраля 1913 г. - «Троицкое общество "Хайрат" в память 300-летия царствования Дома Романовых»23.

Город стал одним из мест, где на основе синтеза достижений западной и восточной цивилизаций, творческого переосмысления их опыта развивался процесс обновления татарской, башкирской и казахской культур. В 1911-1916 гг. здесь издавались первый

общественно-политический и литературно-критический журнал на казахском языке «Айкап» («Заря»), который сыграл определяющую роль в становлении национальной прозы, драматургии и литературного языка, татарский юмористический журнал «Акмулла». В Троицке жили, учились или работали писатели и поэты С. С. Адгамова, Акмулла, Ш. Аминев-Тамьяни, М. К. Будайли, Х. Г. Габитов, Г. Ф. Галиев, А. М. Галимов, М. Гафури, А. Инан, Г. Иркабаев, В. Ф. Кулумбетов, Б. Ж. Майлин, М. Сералин, С. Торайгыров, Я. Г. Юмаев, фольклорист К. Г. Мифтахов, литературовед Г. Сагди, языковед К. З. Ахмеров, музыкант И. Г. Илялов, актеры и театральные режиссеры К. Батыров, И. Г. Илялов, С. Кожамкулов, журналист Х. Ф. Искандеров, историки Г. Баттал и Г. С. Губайдуллин, педагоги Г. и М. Буби. В начале XX в. в городе были открыты типография при медресе «Расулия», издательство «Хезмят» («Труд»), работали 2 мусульманских библиотеки и 4 магазина, где продавалась литература на национальных языках. С 1911 г. при «Троицком обществе поощрения сценического и театрального искусства» существовал оркестр под руководством С. Айманова, а также труппа, положившая начало профессиональному Троицкому татарскому театру (1911-1941 гг.).

Рассмотрение истории мусульманской общины Троицка позволяет сделать следующие выводы:

1. Определяющим фактором развития города в целом и его мусульманской общины в частности стало выгодное геополитическое положение, способствовавшее быстрому превращению Троицка в один из крупнейших центров, через которые осуществлялись торговые и дипломатические отношения России с народами Востока. Единство религии, близость языка и культуры с народами Центральной Азии привели к тому, что лидирующие позиции в местной торговле удерживали татары. Как следствие, уже с середины XVIII столетия здесь отмечено значительное временное мусульманское население, а на рубеже XVIII-XIX вв. формируется религиозная община из числа постоянных жителей. Выполнение важной посреднической роли в меновой торговле с единоверцами, которая составляла основу экономики города, обусловила сохранение высокой доли мусульман в населении Троицка на протяжении всей его истории.
2. Важное значение в системе приграничной и караванной торговли России с народами Востока, возможность контроля со стороны администрации за расположенными поблизости кочевьями Среднего жуза обусловили выбор Троицка в качестве одного из пунктов, где в 80-е гг. XVIII в. в рамках либерализации религиозной политики по отношению к мусульманам было начато строительство мечетей за государственный счет. Создавая комфортные условия для отправления обрядов мусульманскими торговцами, демонстрируя веротерпимость, православное государство пыталось использовать исламские институты для развития международных экономических связей и обеспечения безопасности границ.
3. Поддерживая контакты с различными регионами исламского мира, Троицк стал одним из важнейших каналов распространения суфизма в Волго-Уральском регионе. В конце XIX в. здесь организационно оформился религиозно-культурный центр братства Накшбандийа, который включал суфийскую обитель (ханака), гостиницу, медресе, библиотеку и привлекал неофитов не только со всего Урала, но и Поволжья, Сибири, Казахстана.
4. Подобно другим городам Волго-Уральского региона, в Троицке строительство и содержание мусульманских храмов и учебных заведений осуществлялось за счет средств отдельных крупных предпринимателей или их групп. О складывании в городе значительной прослойки мусульманской буржуазии, ее экономической силе свидетельствует и достаточно широкое распространение практики вакуфных пожертвований в конце XIX - начале XX в., разнообразие их форм: здания, земельные участки, торговые лавки, денежные капиталы.
5. Утверждение капиталистических отношений в российской экономике потребовали адаптации традиционных исламских институтов к новым условиям общественной жизни для обеспечения всестороннего социально-экономического развития мусульманского сообщества. Уже в 90-е гг. XIX в. по инициативе и при финансовой поддержке национальной буржуазии реформируются мусульманские учебные заведения города с целью приблизить их к реалиям российской экономической жизни, запросам рынка труда и стандартам образования. Это привело к превращению Троицка в один из крупнейших учебно-методических центров по подготовке педагогических кадров

для мусульманских школ, который сыграл решающую роль в распространении инновационных подходов к образованию в Оренбургской, Пермской губерниях и Северном Казахстане. Для реального обеспечения принципа взаимопомощи как важнейшей нравственной основы мусульманского общества в новых капиталистических условиях, которые вели к разрушению традиционных общинных связей, обострению социальных противоречий, увеличению разрыва между бедными и богатыми, троицкие мусульмане обратились к новым организационным формам, объединяя усилия и средства путем создания благотворительных и культурно-просветительских обществ. В конце XIX - начале XX в. Троицк становится одним из крупнейших центров формирования новых татарской, башкирской, казахской культур, в которых на основе взаимодействия с другими народами, творческого переосмысления их опыта развивался процесс секуляризации, возникали новые виды искусства.

Примечания

1 Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 11. Оп. 2. Д. 3473. Л. 23; Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. И-87. Оп. 1. Д. 376.
2 Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦГИА РБ). Ф. И-295. Оп. 3. Д. 14192. Б. п.
3 ГАОО. Ф. 6. Оп. 4. Д. 9779. Л. 2-5об.
4 ОГАЧО. Ф. И-28. Оп. 1. Д. 91.
5 Азаматов, Д. Д. Из истории мусульманской благотворительности. Вакуфы на территории Европейской части России и Сибири в конце XIX - начале XX в. Уфа : Изд. Башк. ун-та, 2000. С. 51.
6 Памятная книжка Оренбургской губернии на 1865 г. Оренбург : Губерн. тип., 1865. С. 8.
7 Мечети Российской империи : фотоальбом / ДУМНО ; отв. за вып. Д. В. Мухетдинов. Н. Новгород : Махинур, 2006; ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 38. Л. 164об-165.
8 ГАОО. Ф. 164. Оп. 1. Д. 104. Л. 88об-89.
9 ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 4138. Л. 567-572; Д. 4142. Л. 63-64; Д. 4144. Л. 292-298об.
10 Татар-оглы. Мусульмане Троицка // Сибирия. 1913. 15 февр.; ГАОО. Ф. 21. Оп. 2. Д. 618. Л. 229-229об.
11 ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 6. Д. 3351. Л. 4-6, 8, 16-17, 20об.
12 ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 4149. Л. 370-373; Д. 4152. Л. 413-414.
13 ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 38. Л. 165об-166.
14 ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 3. Д. 16383. Б. п.
15 Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Т. XXVIII. Оренбургская губерния. СПб. : Изд. Центр. стат. ком., 1904. С. 56-57, 68-71.
16 ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 4239. Л. 761-761об.
17 ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 6. Д. 1459. Л. 52-54об.
18 ГАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 194. Л. 71-86об; Ф. 5. Оп. 1. Д. 17. Л. 76-111об и др.
19 Архангельский, И. И. Материалы для истории г. Троицка (1743-1891 гг.) // Тр. Оренбург.

учен. арх. комис. Вып. VI. Оренбург, 1900. С.36-37.

20 Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Т. XXVIII. С.144-147, 166-167.
21 ГАОО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 179. Л. 1-2об.
22 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 821. Оп. 133. Д. 466. Л. 288-289, 585об.
23 Денисов, Д. Н. Мусульманские благотворительные и культурно-просветительские организации Оренбургской губернии // Ислам на Урале : энцикл. слов. М. ; Н. Новгород : ИД «Медина», 2009. С. 238-239.
ИСЛАМ МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА МЕЧЕТЬ ВАКУФ ТАТАРЫ БАШКИРЫ КАЗАХИ ОРЕНБУРГСКАЯ ГУБЕРНИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты